Религия православная: Православие: основы, значение, особенности религии

Православие: основы, значение, особенности религии

12 ответов на вопросы о православии, которые коротко объясняют все учение этой веры. Об основах, значении и особенностях православия «КП» поговорила с преподавателем Московской духовной академии, протоиереем Андреем Рахновским

РОМАН ГОЛОВАНОВ

Журналист «КП»

АНДРЕЙ РАХНОВСКИЙ

Преподаватель Московской
духовной академии, протоиерей

Что такое православие?

С греческого православие переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие — это правильные мысли о Боге. Такой перевод.

Церковные таинства

Церковные праздники

Дни памяти

Когда православие появилось в мире?

Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.

Во что верят православные?

В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.

Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.

Третье — вера в воскресение. Христос, после распятия на кресте, спустился в ад и победил смерть. Он воскрес плотью. И мы верим, что мы воскреснем плотью, как Христос, после его второго пришествия. Мы верим, что в вечную жизнь мы войдем и душой, и телом. Поэтому в духовной жизни важны и телесные подвиги. Например, брачная верность. Наше тело — храм Духа Святого. Оно принадлежит Христу и жене. Больше никому.

Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.

Какие основные таинства существуют

Первое — таинство Крещения, в которым мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти , как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.

Второе — таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье — Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое — исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое — венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

На чем строится православное учение?

На Ветхом и Новом завете. Это сборники книг. Всего 77 штук. Ветхий Завет — это книги, написанные до Иисуса Христа. Они готовили людей к принятию Христа. А Новый Завет — это книги, написанные уже после его пришествия. Они нам рассказывают о его жизни. По ним и живут православные люди.

Какие главные праздники?

Первый — Пасха. Мы отмечаем Воскресение Христа. Всего 12 основных праздников: Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне.

Как устроена церковь?

В вечной жизни, в Царствии Небесном, уже не будет церковной иерархии. Она нужна только для земного устройства церкви. Выглядит она так: дьякон, священник и епископ. Епископ, через историческую цепочку, считается преемником апостолов. Он может совершать церковные таинства, рукополагать священников и дьяконов. Священник — это помощник епископа. Он совершает все таинства, кроме рукоположения. Дьякон — это помощник священника, он таинства не совершает, но помогает на богослужении.

В чем отличие от других религий?

Самое основное — то, что Бог стал человеком, чтобы пострадать за других. Такого нет в других в религиях. Главное отличие с католиками — они верят, что вероучение Папы Римского непогрешимо. Говоря о других религиях, например, мы не верим в переселение душ. Ведь с момента зачатия по момент воскресения у человека одно тело навсегда.

Как православие пришло в Россию?

В давние времена на Руси были отдельные христианские общины. Сначала православие приняла Святая княгиня Ольга. После Русь крестил ее внук, святой князь Владимир в 988 году.

Комментарии для сайта Cackle

Религии и верования / Православие.Ru

Религии и верования / Православие.Ru














  • 10 827


    0

    Общество







    5 июля 2016 г. |Рейтинг: 8,4|Голосов: 29


    Взрыв около Мечети Пророка в Медине унес жизни нескольких силовиков


    МВД Саудовской Аравии сообщило о теракте, совершенном в понедельник вечером неподалеку от Мечети Пророка в Медине на западе Саудовской Аравии.














  • 37 796


    0

    Общество







    2 июля 2016 г.|Рейтинг: 6,3|Голосов: 363


    В соборе святой Софии в Стамбуле совершен первый за 80 лет азан


    Впервые с 1934 года в соборе Святой Софии в Стамбуле прозвучал азан (призыв мусульман к обязательной молитве).














  • 15 525


    0

    Общество







    30 июня 2016 г.|Рейтинг: 8,6|Голосов: 71


    Радикалы убили священника на северном Синае в Египте


    Экстремисты убили священника коптской христианской церкви в египетском городе Эль-Ариш.














  • 6 501


    0

    Общество







    24 июня 2016 г. |Рейтинг: 9,6|Голосов: 69


    В Туве пресекли деятельность запрещенной в РФ религиозной группировки «Элле-Аят»


    Сектанты призывали отказаться от традиционной медицины и лечиться посредством солнечной энергии.














  • 11 802


    0

    Общество







    20 июня 2016 г.|Рейтинг: 9,9|Голосов: 164


    Алеппо: христиане снабжают мусульман продуктами


    В разгар боев за северную столицу Сирии сиро-яковиты Алеппо снабжают продуктами питания бедные мусульманские семьи этого города.














  • 22 895


    0

    Защита веры







    20 июня 2016 г. |Рейтинг: 9,5|Голосов: 394


    Игумен Феодосий (Нестеров): Кришнаитская идеология несет угрозу государству и обществу


    Распространение кришнаитской идеологии под видом культурно-образовательных проектов несет угрозу российскому обществу и государству.














  • 7 887


    0

    Общество







    9 июня 2016 г.|Рейтинг: 10|Голосов: 164


    Верховный суд подтвердил законность ликвидации отделения иеговистов в Белгороде


    Верховный суд РФ признал законной ликвидацию белгородского отделения «Свидетелей Иеговы», признанного экстремистской организацией














  • 13 147


    0

    Защита веры







    7 июня 2016 г. |Рейтинг: 9,7|Голосов: 127


    Международный форум, посвященный геноциду христиан, стартовал в Волгограде


    Второй международный христианский форум, посвященный гонениям на христиан в XX–XXI веках, стартовал в понедельник в Волгограде.














  • 18 229


    0

    Новости







    6 июня 2016 г.|Рейтинг: 9,1|Голосов: 213


    СМИ: в Европе беженцы-мусульмане стали чаще обращаться в христианскую веру


    Число беженцев-мусульман в Европе, которые обращаются в христианскую веру, растет, об этом говорит большое количество крещений.














  • 21 231


    0

    Новости







    31 мая 2016 г.|Рейтинг: 8,9|Голосов: 143


    В Египте толпа мусульман напала на семью христиан-коптов


    Толпа мусульман численностью около 300 человек напала на семью христиан-коптов














  • 9 739


    0

    Общество







    25 мая 2016 г. |Рейтинг: 9,4|Голосов: 120


    А. Щипков: для западной парадигмы мышления религия – это общественное зло


    Доминирование в западном мире либеральной системы ценностей приводит к тому, что религия, мораль и традиция признаются «общественным злом», заявил в среду первый заместитель председателя Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.














  • 36 452


    0

    Общество







    24 мая 2016 г.|Рейтинг: 9,9|Голосов: 1049


    Последние слова девочки-христианки, сожженной бандитами ИГИЛ, были «прости их»


    Последние слова девочки-христианки, сожженной бандитами ИГИЛ, были «прости их», она прошептала их перед смертью своей матери. Девочка получила тяжелые ожоги и прожила всего сутки после того, как боевики ИГИЛ ворвались в дом ее семьи в городе Мосул в Ираке














  • 26 497


    0

    Общество







    22 мая 2016 г.|Рейтинг: 1,7|Голосов: 273


    Церковь Шотландии разрешила своим священникам вступать в однополые браки


    Церковь Шотландии разрешила своим священникам вступать в однополые браки, такое решение было принято в результате голосования на соборе церкви, открывшемся в субботу в Эдинбурге














  • 3 759


    0

    Общество







    18 мая 2016 г. |Рейтинг: 9,2|Голосов: 44


    Совет муфтиев России создал комитет по борьбе с терроризмом


    Совет муфтиев России (СМР) создал комитет по безопасности, целью которого станет, в том числе, противостояние экстремизму и радикализму














  • 4 669


    0

    Общество







    12 мая 2016 г.|Рейтинг: 2,7|Голосов: 85


    Группа «Россия — Исламский мир» в конце мая проведет заседание в Казани


    Представители 30 мусульманских стран примут участие в заседании группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», которое пройдет в Казани 25–28 мая














  • 10 290


    0

    Общество







    11 мая 2016 г. |Рейтинг: 7,6|Голосов: 63


    Третья церковь сожжена за этот год в Танзании


    В сентябре 2015 в том же регионе в течение одной недели были сожжены шеть христианских церквей














  • 13 961


    0

    Праздники и посты







    30 апреля 2016 г.|Рейтинг: 9,7|Голосов: 139


    В канун Пасхи священники Коптской Церкви выходят для молитвы и проповеди на улицы городов Египта


    Миссионерская инициатива направлена на крещеных, но невоцерковленных коптов














  • 18 130


    0

    Общество







    28 апреля 2016 г. |Рейтинг: 8,2|Голосов: 110


    В России на религиозный экстремизм ответят возрождением суфизма


    В Общественной палате РФ займутся популяризацией суфизма для противодействия религиозному экстремизму














  • 8 368


    0

    Общество







    27 апреля 2016 г.|Рейтинг: 6,5|Голосов: 36


    Президент Китая призвал бороться с иностранным религиозным вторжением


    Си Цзинпин особо отметил, что члены Партии должны придерживаться марксистской идеологии














  • 27 571


    0

    Храмы, монастыри, святыни







    27 апреля 2016 г. |Рейтинг: 8,5|Голосов: 159


    Турция захватила христианские церкви на юге страны и сделала их госсобственностью


    В южной провинции Диярбакыр захвачены последние 6 церквей, стала известна реакция общественности


Восточное православие | Определение, происхождение, история и факты

Иисус Христос: мозаика

Посмотреть все медиа

Ключевые люди:
Иннокентий IV
Михаил VIII Палеолог
Евтихия
Исидор Киевский
Деметриус Сидонес
Похожие темы:
патриарх
Богородица
Православная Церковь Константинополя
Христотокос
Православная Церковь Албании

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Восточное православие , официальное название Православная католическая церковь , одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства. Он характеризуется своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и ее территориальными церквями. Его приверженцы живут в основном на Балканах, Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР.

Природа и значение

Восточное православие — это большая группа христиан, которые следуют вере и практикам, определенным первыми семью Вселенскими соборами. Слово ортодоксальный («право верующий») традиционно использовалось в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, сохранивших истинную веру (в соответствии с определением этих соборов), в отличие от тех, кто был объявлен еретиком. Официальное обозначение церкви в восточно-православных литургических или канонических текстах — «Православная католическая церковь». Однако из-за исторических связей восточного православия с Восточной Римской империей и Византией (Константинополем) в английском употреблении оно упоминается как «Восточная» или «Греческая православная» церковь. Эти термины иногда вводят в заблуждение, особенно когда они применяются к русским или славянским церквям и к православным общинам в Западной Европе и Америке.

Следует также отметить, что Восточная Православная Церковь представляет собой отдельную традицию от церквей так называемой Восточной Православной Общины, включающей теперь Армянскую Апостольскую Церковь, Эфиопскую Православную Церковь Теваэдо, Эритрейскую Православную Церковь Теваэдо, Коптскую Православную Церковь , Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока и Маланкарская православная церковь Индии. Со времени Халкидонского собора 451 г. до конца 20 века восточные православные церкви не общались с Римско-католической церковью, а затем с Восточной православной церковью из-за предполагаемой разницы в доктринах относительно божественной и человеческой природы Иисуса. . Это изменилось в 1950-х годов, когда обе церкви самостоятельно начали диалог с восточными православными церквями и разрешили многие древние христологические споры.

Культурный контекст

Раскол 1054 года между церквями Востока и Запада явился кульминацией постепенного процесса отчуждения, начавшегося в первые века христианской эры и продолжавшегося в средние века. Лингвистические и культурные различия, а также политические события способствовали отчуждению. С 4 по 11 век Константинополь (ныне Стамбул), центр восточного христианства, был также столицей Восточной Римской, или Византийской, империи, а Рим после нашествий варваров попал под влияние Священной Римской империи. Империя Запада, политический соперник. На Западе богословие осталось под влиянием св. Августина Гиппопотамского (354–430), а на Востоке вероучение формировалось греческими отцами. Богословские разногласия могли бы быть улажены, если бы в этих двух областях одновременно не развивались разные концепции церковной власти. Рост римского первенства, основанный на представлении об апостольском происхождении церкви Рима, был несовместим с восточным представлением о том, что значение некоторых поместных церквей — Римской, Александрийской, Антиохийской, а затем и Константинопольской — может быть определено только по их количественному и политическому значению. Для Востока высшим авторитетом в разрешении доктринальных споров был Вселенский собор.

Во время раскола 1054 года между Римом и Константинополем членство в Восточной Православной Церкви было распространено на Ближнем Востоке, Балканах и в России с центром в Константинополе, который также назывался «Новым Римом». Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Восточной Православной Церкви, но и сегодня основная масса ее членов проживает в одних и тех же географических районах. Однако миссионерская экспансия в Азию и эмиграция на Запад помогли сохранить значение Православия во всем мире.

Норма церковной организации

Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (канонически и административно независимых), при Вселенском Константинопольском патриархе, обладающем титульным или почетным первенством. Количество автокефальных церквей в истории менялось. В начале 21 века их было много: Константинопольская церковь (Стамбул), Александрийская церковь (Африка), Антиохийская церковь (со штаб-квартирой в Дамаске, Сирия) и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Греция, Албания, Польша, Чехия и Словакия, Америка.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Существуют также «автономные» церкви (сохраняющие символическую каноническую зависимость от материнского престола) на Крите, в Финляндии и Японии. Первые девять автокефальных церквей возглавляются «патриархами», остальные — архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго почетные.

Порядок старшинства, в котором перечислены автокефальные церкви, не отражает их фактического влияния или численного значения. Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты, например, представляют лишь тени своей былой славы. Тем не менее сохраняется консенсус в отношении того, что первенство чести Константинополя, признаваемое древними канонами, поскольку он был столицей древней империи, должно оставаться символом и инструментом церковного единства и сотрудничества. Таким образом, современные всеправославные конференции были созваны вселенским патриархом Константинополя. Некоторые из автокефальных церквей де-факто являются национальными церквями, причем русская церковь является самой крупной. Однако не национальный критерий, а территориальный принцип является нормой организации Православной церкви.

После русской революции внутри православной церкви было много беспорядков и административных конфликтов. В Западной Европе и, в частности, в Америке были созданы пересекающиеся юрисдикции, а политические страсти привели к формированию церковных организаций без четкого канонического статуса. Хотя создание автокефальной Православной Церкви в Америке (1970 г.) Московским патриархом вызвало споры, заявленной целью было восстановление нормального территориального единства в Западном полушарии. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Вселенский патриарх Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года. .

Православие в XXI веке

Церковь монастыря Мгвимеви, близ города Чиатура Имеретинского района Грузии.

За последнее столетие численность православного населения во всем мире увеличилась более чем вдвое и сейчас составляет почти 260 миллионов человек. Только в России оно превысило 100 миллионов человек, что является резким ростом после распада Советского Союза.

Тем не менее, несмотря на это увеличение в абсолютных цифрах, доля православных христиан в общем христианском населении — и во всем мире — снижается из-за гораздо более быстрого роста среди протестантов, католиков и нехристиан. Сегодня только 12% христиан во всем мире являются православными, по сравнению с примерно 20% сто лет назад. И 4% всего населения мира исповедуют православие, по сравнению с примерно 7% в 1910.

Географическое распространение Православия также отличается от других основных христианских традиций 21 века. В 1910 году — незадолго до переломных событий Первой мировой войны, большевистской революции в России и распада нескольких европейских империй — все три основные ветви христианства (православие, католицизм и протестантизм) были преимущественно сосредоточены в Европе. С тех пор католики и протестанты значительно расширились за пределы континента, в то время как православие остается в основном сосредоточенным в Европе. Сегодня почти четыре из пяти православных христиан (77%) живут в Европе, что является относительно скромным изменением по сравнению с столетней давностью (9).1%). Напротив, только около четверти католиков (24%) и каждый восьмой протестант (12%) сейчас проживает в Европе, по сравнению с примерно 65% и 52% соответственно в 1910 году. 1

Падение доли православия в мировом христианском населении связано с демографическими тенденциями в Европе, где общий коэффициент рождаемости и более старое население ниже, чем в развивающихся регионах мира, таких как страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Доля населения Европы в общемировом населении уже давно сокращается, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия оно сократится и в абсолютном выражении.

 

Исторически присутствие того, что сейчас называется православием, в славянских частях Восточной Европы восходит к IX веку, когда, согласно церковному преданию, миссионеры из столицы Византийской империи Константинополя (ныне Стамбул, Турция) вера глубже в Европу. Православие пришло сначала в Болгарию, Сербию и Моравию (ныне часть Чехии), а затем, начиная с X века, в Россию. После Великого раскола между восточной (православной) и западной (католической) церквями в 1054 году православная миссионерская деятельность расширилась по всей Российской империи с 1300-х по 1800-е годы. 2

В то время как Православие распространялось по территории Евразии, протестантские и католические миссионеры из Западной Европы отправлялись за границу, пересекая Средиземное море и Атлантику. Португальская, Испанская, Голландская и Британская империи, среди прочего, принесли западное христианство (католицизм и протестантизм) в страны Африки к югу от Сахары, Восточную Азию и Америку — регионы, в которых в 20-м веке наблюдался гораздо более быстрый рост населения, чем в Европе. В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выражена, хотя православные церкви на протяжении столетий сохраняли точки опоры на Ближнем Востоке, а православные миссионеры привлекали новообращенных в такие отдаленные уголки, как Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка. 3

Сегодня самое многочисленное православное население за пределами Восточной Европы проживает в Эфиопии. Многовековая эфиопская православная церковь Теваэдо насчитывает около 36 миллионов последователей, что составляет почти 14% всего православного населения мира. Этот восточноафриканский форпост Православия отражает две широкие тенденции. Во-первых, ее православное население за последние 100 лет росло гораздо быстрее, чем население Европы. И, во-вторых, православные в Эфиопии более религиозны по ряду общих показателей, чем православные в Европе. Это соответствует более широкой закономерности, согласно которой европейцы в среднем менее религиозны, чем люди в Латинской Америке и странах Африки к югу от Сахары, согласно опросам Pew Research Center. (Это верно не только для христиан s в Европе, но и европейских мусульман, которые в целом менее религиозны, чем мусульмане в других странах мира.)

 

их веру, что, возможно, отражает наследие советских репрессий в отношении религии. В России, например, только 6% взрослых православных христиан говорят, что посещают церковь хотя бы раз в неделю, 15% говорят, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют столь же низкий уровень соблюдения религиозных обрядов. Вместе эти страны являются домом для большинства православных христиан мира.

В противоположность этому, православные христиане в Эфиопии сообщают о значительно более высоких религиозных обрядах, наравне с другими христианами (включая католиков и протестантов) в странах Африки к югу от Сахары. Почти все эфиопские православные христиане говорят, что религия очень важна для них, при этом примерно три четверти сообщают, что посещают церковь еженедельно или чаще (78%), а около двух третей говорят, что молятся ежедневно (65%). (Дополнительную информацию о православной церкви Теваэдо в Эфиопии см. на этой врезке.)

Православные христиане, живущие в Европе за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют несколько более высокий уровень соблюдения религиозных обрядов, чем жители бывших советских республик, но они все же гораздо менее соблюдают, чем православная община Эфиопии. В Боснии, например, 46% православных говорят, что религия очень важна в их жизни, 10% говорят, что посещают церковь еженедельно или чаще, а 28% сообщают, что молятся ежедневно.

Православные христиане в Соединенных Штатах, которые составляют примерно 0,5% всего населения США и включают в себя много иммигрантов, демонстрируют умеренный уровень религиозности, ниже, чем в Эфиопии, но выше, чем в большинстве европейских стран, по крайней мере, по некоторым показателям. Около половины (52%) взрослых православных христиан в Соединенных Штатах говорят, что религия очень важна для них, примерно каждый третий (31%) сообщает, что они посещают церковь еженедельно или чаще, а незначительное большинство говорит, что молятся ежедневно ( 57%).

Помимо общей истории и литургических традиций, что общего сегодня у этих разрозненных общин?

Почти повсеместной практикой среди православных христиан является почитание религиозных икон. Большинство православных христиан во всем мире говорят, что хранят в своих домах иконы или другие святые образы.

Фактически, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которым православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят православных эфиопов в опросах. В 14 странах бывшего Советского Союза и других странах Европы с большим православным населением средняя доля православных христиан, которые говорят, что у них дома есть иконы, составляет 9 человек.0%, тогда как в Эфиопии эта доля составляет 73%.

Православных христиан во всем мире также объединяет женатое, состоящее только из мужчин священство; церковные структуры во главе с многочисленными национальными патриархами и архиепископами; признание развода; и моральный консерватизм в таких вопросах, как гомосексуальность и однополые браки.

Это одни из ключевых результатов нового исследования православного христианства в мире, проведенного Pew Research Center. Данные в этом отчете получены из различных опросов и других источников. Данные о религиозных верованиях и практиках православных христиан в девяти странах бывшего Советского Союза и пяти других странах Европы, включая Грецию, взяты из опросов, проведенных Pew Research Center в 2015–2016 годах. Кроме того, в Центре есть свежие данные по многим (хотя и не по всем) одним и тем же вопросам опроса православных в Эфиопии и США. Вместе эти опросы охватывают в общей сложности 16 стран, в совокупности представляющих около 90% предполагаемого мирового православного населения. Кроме того, оценки численности населения доступны для всех стран на основе информации, собранной для отчета Исследовательского центра Пью за 2011 год «Глобальное христианство» и отчета за 2015 год «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы».

Широкая поддержка православными церковных учений о священстве, развод

 

Хотя православные христиане во всем мире сильно различаются по уровню соблюдения религиозных обрядов, они в значительной степени едины в утверждении некоторых отличительных церковных правил и учений.

Сегодня большинство православных христиан в каждой опрошенной стране говорят, что они одобряют нынешнюю практику их церкви, позволяющую женатым мужчинам становиться священниками, что контрастирует с общим требованием католической церкви соблюдать безбрачие для священников. (Католики-миряне в некоторых странах предпочитают разрешать женатым священникам; например, в Соединенных Штатах 62% католиков считают, что католическая церковь должна разрешать священникам вступать в брак.) признание развода, что также отличается от позиции католицизма.

 

 

Православные христиане также в целом поддерживают ряд церковных положений, которые совпадают с положениями католической церкви, например, запрет на рукоположение женщин. На самом деле, кажется, что с этой позицией больше согласны в православии, чем в католицизме, где большинство в некоторых местах говорит, что женщины должны иметь возможность стать священниками. Например, в Бразилии, где проживает самое большое в мире католическое население, большинство католиков считают, что католическая церковь должна разрешать рукоположение женщин (78%). Точно так же в Соединенных Штатах 59% католиков говорят, что католическая церковь должна разрешить женщинам быть священниками.

Мнения православных по вопросу женского рукоположения в России и некоторых других странах резко расходятся, но ни в одной из опрошенных стран большинство православных христиан не поддерживает рукоположение женщин в священники. (В России и некоторых других странах примерно пятая и более респондентов не высказывают мнения о женском рукоположении.)

Православные христиане также широко едины против идеи церковного заключения однополых браков (см. главу 3).

В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католицизмом. На вопрос, «имеют ли православие и католицизм много общего» или «сильно различаются», большинство православных в Центральной и Восточной Европе отвечают, что у этих двух религий много общего. Со своей стороны, католики в регионе также склонны видеть в этих двух традициях больше сходства, чем различия.

Но это предполагаемое родство заходит так далеко; среди православных христиан существует ограниченная поддержка «снова в общении» с католиками. Формальный раскол из-за богословских и политических споров отделил восточное православие от католицизма с 1054 года; в то время как некоторые священнослужители с обеих сторон на протяжении полувека пытались способствовать примирению, мнение о том, что церкви должны воссоединиться, является позицией меньшинства в большей части Центральной и Восточной Европы. 4

В России только каждый шестой православный христианин (17%) говорит, что хочет, чтобы восточное православие было в общении с Римско-католической церковью, что является самым низким уровнем поддержки примирения среди любого православного населения страны. обследован. Только в одной стране, Румынии, большинство респондентов (62%) выражают поддержку воссоединению восточной и западной церквей. По всему региону многие православные христиане отказываются отвечать на этот вопрос, возможно, отражая незнание вопроса или неуверенность в том, что повлечет за собой общение между двумя церквями.

Этот паттерн может быть связан с настороженностью православных христиан к папской власти. В то время как большинство православных в Центральной и Восточной Европе говорят, что Папа Франциск улучшает отношения между католиками и православными христианами, гораздо меньше людей выражают положительное мнение о Франциске в целом. Взгляды на эту тему также могут быть связаны с геополитической напряженностью между Восточной и Западной Европой. Православные христиане в Центральной и Восточной Европе склонны ориентироваться как в политическом, так и в религиозном отношении на Россию, в то время как католики в регионе обычно смотрят на Запад.

В целом, в Центральной и Восточной Европе православная поддержка примирения с католицизмом примерно такая же высокая, как и католическая. Но в странах со значительной долей как православных христиан, так и католиков католики, как правило, больше поддерживают возвращение к общению с восточным православием. Например, в Боснии большинство католиков (68%) одобряют причастие по сравнению с меньшинством (42%) православных христиан. Аналогичная картина наблюдается в Украине и Беларуси.

Врезка: Восточное православие против восточного православия

Существуют не только важные богословские и доктринальные различия между православными христианами, католиками и протестантами, но также существуют различия внутри православия, которое условно делится на две основные ветви: восточное православие, восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Центральной и Восточной Европе, и восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Африке.

Одно богословское различие связано с природой Иисуса и тем, как сформулировать божественность Иисуса, что является частью теологической области исследования, называемой христологией. Восточное православие, а также католицизм и протестантизм учат, что Христос является одной личностью в двух природах: полностью божественной и полностью человеческой, приняв язык раннего христианского собрания, называемого Халкидонским собором, состоявшегося в 451 году. Но восточное православие, которое считается «нехалкидонским», учит, что божественная и человеческая природа Христа едины, а не разделены. 5

Восточное Православие имеет отдельные самоуправляющиеся юрисдикции в Эфиопии, Египте, Эритрее, Индии, Армении и Сирии и составляет примерно 20% православного населения мира. Восточное православие разделено на 15 юрисдикций, в значительной степени сосредоточенных в Центральной и Восточной Европе, на которые приходится оставшиеся 80% православных христиан. 6

Данные о верованиях, обычаях и взглядах православных христиан в Европе и странах бывшего Советского Союза взяты из опросов, проведенных в период с июня 2015 г. по июль 2016 г. посредством личных интервью в 19стран, в том числе 14, по которым выборки православных были достаточно большими для анализа. Результаты этих опросов были опубликованы в крупном отчете Pew Research Center в мае 2017 года, но в этот отчет включен дополнительный анализ (включая результаты из Казахстана, которые не были включены в первоначальный отчет).

православных христиан в Эфиопии были опрошены в рамках исследования Global Attitudes, проведенного исследовательским центром Pew Research Center в 2015 году, а также исследования 2008 года, посвященного религиозным верованиям и практикам христиан и мусульман в странах Африки к югу от Сахары; Православные христиане в США были опрошены в рамках исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew Research Center в 2014 году. Поскольку методология и метод исследования в США отличаются от опросов, проводимых в других странах, сравнения между ними проводятся с осторожностью. Кроме того, из-за различий в содержании вопросников данные по всем странам доступны не по каждому вопросу, проанализированному в этом отчете.

Крупнейшие православные, которые составили , а не опрошенных, проживают в Египте, Эритрее, Индии, Македонии и Германии. Несмотря на отсутствие данных опросов православных христиан в этих странах, они включены в оценки численности населения в этом отчете.

Хотя православные христиане составляют примерно 2% населения Ближнего Востока, материально-технические проблемы затрудняют обследование этих групп. В Египте проживает самое большое на Ближнем Востоке православное население (примерно 4 миллиона египтян, или 5% населения), в основном члены Коптской православной церкви. Дополнительные данные о демографических характеристиках ближневосточных православных христиан, в том числе о снижении их доли с течением времени, можно найти в главе 19.0003

Исторические оценки численности населения на 1910 год основаны на анализе исследовательским центром Пью данных из Всемирной христианской базы данных, которая была составлена ​​Центром изучения глобального христианства при Теологической семинарии Гордон-Конвелл. Оценки 1910 г. дают представление о мировом православии в важный исторический момент, которому предшествовал особенно активный период православных миссионеров по всей Российской империи и незадолго до того, как война и политические потрясения вызвали волнения в большинстве православных народов. 7 К концу 1920-х годов Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская империи прекратили свое существование, их заменили новые, самоуправляющиеся нации, а в некоторых случаях и самоуправляющиеся национальные православные церкви. . Между тем, русская революция 1917 года привела к власти коммунистические правительства, которые преследовали христиан и другие религиозные группы на протяжении всей советской эпохи.

Этот отчет, финансируемый Благотворительными фондами Пью и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабной работы Исследовательского центра Пью, направленной на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; и Соединенные Штаты.

Другие ключевые выводы этого отчета включают:

  • Православные христиане в Центральной и Восточной Европе широко выступают за сохранение окружающей среды для будущих поколений, даже если это снижает экономический рост. Отчасти эта точка зрения может быть отражением экологической позиции Константинопольского патриарха Варфоломея, который считается богословским авторитетом в восточном православии. Но защита окружающей среды, похоже, является широко распространенной ценностью в регионе Центральной и Восточной Европы в целом. Действительно, большинство католиков в регионе также говорят, что необходимо защищать природную среду, даже если это снижает экономический рост. (Подробнее см. главу 4.)
  • В большинстве православных стран Центральной и Восточной Европы, включая Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Румынию, Россию, Сербию и Украину, есть национальные патриархи, которые считаются выдающимися религиозными деятелями в своих странах. Во всех странах, кроме Армении и Греции, большинство или большинство считают национальных патриархов высшим авторитетом Православия. Например, в Болгарии 59% православных говорят, что признают своего национального патриарха высшим авторитетом в церкви, хотя 8% также указывают на Константинопольского патриарха Варфоломея, который известен как вселенский патриарх в восточном православии. Патриарх Кирилл также высоко ценится среди православных христиан в регионе — даже за пределами России — тенденция, которая соответствует общей привязанности православных христиан к России. (О взглядах православных христиан на патриархов см. главу 3.)
  • Православные христиане США гораздо более терпимы к гомосексуализму, чем православные христиане Центральной и Восточной Европы и Эфиопии. Около половины православных христиан США (54%) заявили, что однополые браки должны быть законными в опросе 2014 года, что соответствует доле американцев в целом, которые заняли эту позицию в том же году (53%). Для сравнения, подавляющее большинство православных в Центральной и Восточной Европе выступают против однополых браков. (Взгляды православных христиан на социальные вопросы см.