Содержание
Род и рожаницы
Род и рожаницы (также роженицы) — персонажи древнерусской мифологии, воплощение рода, единства потомков одного предка, рожаниц также связывали с определением судьбы новорождённого. Упоминались в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников.
В роли демонов судьбы
С рожаницами у южных славян предположительно связан мифический персонаж «судженицы», которые наговаривали судьбу новорождённому, или дарили подарок, определяющий его будущую жизнь. Бытовали суеверия, по которым, чтобы не явились судженицы и не испортили судьбу ребёнка, роженицам не давали спать 3 дня, или наоборот их пытались усыпить. Отголосок верований сохранился в сказочных сюжетах о феях-крёстных из нордических сказок, например, «Спящая красавица». Вероятной основой такого мифического персонажа был обычай, когда роженицы и повитухи собирались у колыбели новорождённого, чтобы определить его судьбу. Древние славяне, по словам Прокопия Кесарийского, не знали судьбы, предначертанного (в античном понимании этих терминов), поэтому образ рожаниц считается заимствованным. Поэтому образ Рода и рожаниц сопоставим с античными майорами, фатумами, парками, близкими славянской доле.
В язычестве
По мнению Ф. С. Капицы, в древнерусских источниках рожаницы обычно упоминаются вместе с языческим божеством Род — покровителем единства рода. Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи считали своими покровителями. Они носили и другие наименования — чур, щур, дед. По мнению Ф. С. Капицы, поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ рода был традиционно женским. По мнению Ф. С. Капицы, в нём принимали участие специальные жрицы, совершавшие жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались и для защиты от болезней, но тогда главную роль в обряде играли рожаницы.
По мнению Ф. С. Капицы, культ рода имел особое значение для русских князей. Ещё в XI—XII веках у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землей. Поэтому роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения. Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и медом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.
После христианизации
Поминание умерших
По мнению Ф. С. Капицы, со временем культ рода и рожаниц был практически полностью забыт. Бог Род преобразовался в духа — покровителя семьи, в «домового деда», а позже в охранителя новорожденных. И превратился в почитание умерших предков. Следы почитания Рода продолжали сохраняться только в быту. Одним из их проявлений можно считать совместные родовые захоронения, а также периодическое поминовение родственников на кладбище в родительские субботы, а также такие поминальные дни как «навий день» (Великий четверг) в Великий пост, и «Радоница» — вторник первой недели после Пасхи.
По мнению Ф. С. Капицы, день, посвящённый роженицам и повитухам, назывался «рожаничная трапеза», и нынче известен как Собор Пресвятой Богородицы или Бабьи каши.
По мнению Ф. С. Капицы, образ рожаниц, как покровительниц материнства, ро́дов и женщин-рожениц, был вытеснен образами Богородицы и святой Параскевы Пятницы, иконами «Поможение родам» и «Блаженное чрево». Однако, почитание Богородицы в этом ключе и «рожаничная трапеза» официально в христианстве запрещались, ибо сравнение Богородицы с «человекородицей» считалось ересью.
Рожаничная трапеза и ересь
В церковнославянских переводах византийских поучений против язычества упоминается «рожацная (рожаничная) трапеза», известная по этнографическим данным Нового времени как праздник «Бабьи каши». Народный обряд проводился на следующий день после
Рождества Христова у восточных славян, или через день после Крещения у болгар. Данный обычай широко бытовал в Византии и был осуждён 79-м правилом VI Вселенского собора (680 год):
Некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего таковаго. Ибо не есть сие честь Деве, плотию родившей невместимое Слово, если ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения. |
Древнерусская версия канона «Лаодикийского сбора», известная по сборнику конца XIV века, напрямую связывает роженичную трапезу с несторианской ересью:
Да будет всем известно, что Несторий-еретик научил класть рожацную трапезу, считая Богородицу человекородицей. Святые же отцы Лаодикийского собора, услышав от ангела, что Богу и Богородице это не угодно, писанием повелели этого не делать. Кто последует заповеди святых отцов — спасён будет, а если кто ослушается — да будет отлучён. |
Трактовки
Б. А. Рыбаков в рамках своей концепции считал рожаниц богинями плодородия, что не находит подтверждения в источниках и не разделяется современными исследователями. Также он считал, что Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Однако, согласно большинству иных научных исследований, Род (как и рожаницы) являлся восточнославянским божеством или покровителем рода и судьбы.
О. Кутарев отмечает сходство в почитании южнославянского Стопана и восточнославянских Домового и Рода — всем им приносились в жертву трапезы, все они считались распорядителями судеб своих потомков, и в почитании всех их можно без труда найти (а в случае Рода — с большой вероятностью предположить) образ умершего предка.
По мнению В. Я. Петрухина, род и рожаницы — это духи судьбы, которые в средневековой традиции были заменены Богом, Богородицей и другими женскими святыми.
История исследования Рода
Историю появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн излагает так:
В 1846 г. И. И. Срезневский (1846: 7), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г.С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846: 7; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде —Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855; также 1869, III: 319—320, 368, 386—389), в которых статус Рода был поднят ещё выше. |
Греческий оригинал «Слова Св. Григория об идолах (XII ст.)» посвящён развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам:
«Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…». Оригинальный текст (древнерусск.) иже бесятся жроуще матери бесовьстеи афродите богыни. Короуне. короуна же боудеть и антихрисця мати. и артемиде. проклятеи. диомисее. стегноражанию и недоношеныи породъ. и бог мужеженъ … тем же богомъ требоу кладоуть и творять. и словеньскыи языкъ. виламъ. мокошьи. дивЕ. пероуноу. хърсоу. родоу. и рожаници… |
Затем «Слово Св. Григория об идолах (XII ст.)» ещё более стремится к развенчиванию «Рода и Рожаницы» — речь идет о тех, которые почитают
«…проклятого же Осирида (то есть Осириса) рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам — ещё до Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням». Оригинальный текст (древнерусск.) …проклятого же осирида. рожение. мати бо его ражающи оказися. а того створиша богомъ… и от техъ извыкоша древле халдеи, и начаша требы творити своима богома родоу и рожаници. по того рожеию. проклятого. и сквьрнаго бога ихъ. осирида того же оирида скажеть книга лъживая и сквьрньная. срачинскаго жьрца. моамеда. и бохмита проклятаго. яко нелепымъ проходомъ проиде, рожаяся. того ради и богомъ его нарекоша… оттоуда же начаша елини. ставити трапезоу. родоу и рожаницамъ. таже егюптяне. таже римляне. даже и до словенъ доиде. се же словене начали трапезоу ставити родоу и рожаницамъ… |
В этом тексте христианская Богородица и её непорочно зачатый сын-Бог должны вытеснить прочих языческих «рожениц» и «родов» с их противоестественными и гадкими обстоятельствами появления на свет.
По мнению Н. И. Зубова, вышеуказанные отрывки свидетельствуют, что Род и Рожаница — это широко распространённый в античном и восточном мире сюжет о божественных Матери и Сыне (например, Исида и Гор), перенесённый в древнерусскую книжность из Византии. Просто имя Сына сохранилось как имя собственное, а имя Матери — нет. Поэтому нет никаких оснований считать Рода каким-то абстрактным божеством или одним из верховных божеств, и уж тем более неуместно проводить к нему параллели из монотеистических систем. У южных славян известны близкие образы Суда и судениц, как персонифицированных воплощениях судьбы.
Упоминают Рода и другие русские книжники. Так, например, рукописный комментарий к Евангелию XV века, «О вдуновении духа в человека», противопоставляет Рода самому христианскому богу:
«То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети … Всем бо есть творец бог, а не род» |
По Б. А. Рыбакову эта цитата свидетельствует о первенстве Рода в славянском пантеоне, аналогичном безоговорочному первенству и единству монотеистического бога иудео-христианской традиции.
В XVI веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:
«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?» |
Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым.
Уже в 1993 году о концепции Рыбакова иронически отзывается болгарский славяновед Иван Панчовски.
В 2004 году археолог и антрополог Л. С. Клейн высказал сомнения в рыбаковской трактовке цитированных выше текстов, показав возможность их прочтения, в частности— «Вопреки А. Брюкнеру (Brückner 1926: 10). Род, персонифицированный из абстрактного понятия, богом в полном смысле этого слова, видимо, так и не стал — он никогда не называется богом в источниках и отсутствует в пантеоне Владимира. Это был дух, демон, некая сверхъестественная сила не очень высокого разряда. В словаре Даля (1912, 3: столб. 1697) и у Афанасьева (1869, III: 80) „род“ толкуется как домовой, „рода“ — призрак, привидение (Тульск. губ.), „образ“ (Саратовск. губ.), по Фасмеру (1971, 3: 491), диалектное „родимец“ — чёрт».
Правила поведения в родильном доме
ГлавнаяПациентам Правила поведения
В каждом учреждении есть свои традиции и требования, относящиеся к внешнему виду и поведению как сотрудников, так и посетителей. Особенно это касается медицинских учреждений — поликлиник, больниц, различных медицинских центров. Родильный дом — не исключение; здесь также имеется некий свод правил поведения, от соблюдения которых зависит в первую очередь здоровье мам и малышей. Медицинский персонал родильного дома, безусловно, знаком с требованиями своего лечебного учреждения. А вот будущие родители иногда не слишком чётко представляют себе, как надо себя вести в различных отделениях роддома.
Определившись с выбором роддома, позвоните в приёмное отделение или в справочную, чтобы уточнить особенные требования, действующие именно в этом лечебном учреждении. Дело в том, что наряду с общими для всех родовспомогательных учреждений требованиями в каждом роддоме могут выдвигаться свои правила, связанные с конкретными особенностями организации родовспоможения. Приведём несколько примеров. В родильный бокс некоторых роддомов разрешается брать фитбол — резиновый гимнастический мяч, на котором очень удобно переносить схватки.
Представляете, как будет обидно, если вы узнаете об этом, оказавшись уже в родблоке?! Многие роддома отказались от использования в родах «казенных» рубашек и халатов, разрешив женщинам брать на роды домашнюю одежду. Требования к «фасону и фактуре» родильных нарядов обычно вывешиваются в приёмном отделении. В этом случае, приехав на роды без чистой ночной рубашки или футболки, вы окажетесь в затруднительном положении. Нет, конечно, в роддоме найдётся «казенная» одежда, но настроение может испортиться.
С момента появления регулярных схваток не рекомендуется сидеть на твёрдой поверхности. Это ограничение связанно с вероятностью увеличения давления на головку малыша во время раскрытия шейки матки. С этого же момента не следует есть и пить. Во-первых, процесс раскрытия шейки матки часто сопровождается тошнотой и позывами на рвоту. Во-вторых, иногда в родах возникнут осложнения, при которых показан эндотрахеальный наркоз. В таком случае крайне важно отсутствие пищи и жидкости в желудке; несоблюдение этого ограничения может оказаться опасным для жизни будущей мамы. Следует заметить, что голода в процессе родов женщина не испытывает, а с чувством жажды можно бороться, полоща рот между схватками.
Войдя в холл приёмного отделения, надо снять верхнюю одежду и переобуться в сменную обувь. Затем следует достать документы — паспорт, обменную карту, родовой сертификат, страховой полис и/или контракт на роды. Они необходимы для оформления Истории родов — медицинской карты, которая будет сопровождать вас во время пребывания в роддоме. Документы отдают акушерке приёмного отделения, она же приглашает роженицу на осмотр. После оформления истории родов, измерения пульса, артериального давления и температуры тела женщину просят перейти в смотровую комнату и полностью раздеться. Одежду и нижнее бельё акушерка передаёт провожающим или помещает в гардеробную. Паспорт и страховой полис после оформления истории родов также возвращают провожающим или помещают в сейф; обменную карту и родовой сертификат присоединяют к истории родов.
После осмотра на гинекологическом кресле и беседы с врачом будущую маму переводят в санитарную комнату. Здесь женщинам, поступающим на роды, делают клизму и бреют промежность. Для проведения этих процедур роженице предлагают лечь на кушетку. Во время бритья промежности следует лежать на спине, во время постановки клизмы — на боку спиной к акушерке. После клизмы роженицу проводят в туалет, где следует находиться не менее 20-30 минут, чтобы максимально освободить кишечник. Затем будущей маме предлагают принять душ и одеться (в «местную» или принесённую с собой рубашку и халат — в зависимости от того, как принято в данном роддоме).
В приёмном отделении роженицу могут попросить подстричь ногти на руках и удалить маникюр. Такая просьба вполне обоснованна: по цвету ногтей доктор определяет степень насыщения крови кислородом. При первых признаках гипоксии (недостатке кислорода в крови) страдают мелкие сосуды — капилляры, расположенные в том числе и в ногтевом ложе. В этом случае ногти приобретают бледно-голубой оттенок. Таким образом наличие декоративного лака на ногтях может помешать врачу объективно оценить состояние роженицы и плода. Укоротить длину ногтей необходимо потому, что сразу после рождения малыша кладут на живот маме. Во время этого «периода слияния» матери и младенца родильница придерживает малыша руками. Кожа новорожденного очень нежная — почти как слизистая оболочка взрослого человека. Выступающие ногти на руках мамы могут незаметно травмировать кожу крохи. Образовавшиеся при этом царапины в дальнейшем будут служить входными воротами для инфекции.
После завершения гигиенических процедур мамочке предлагают попрощаться с провожатыми и подняться в родблок в сопровождении акушерки приёмного отделения. Если будущая мама прибыла на роды в сопровождении партнёра (папы, подруги, психолога, доктора), его проводят в специальное помещение, где удобно переодеться для присутствия на родах. В некоторых роддомах партнёрам предлагают медицинские костюмы, в других — разрешают брать на роды чистую домашнюю одежду из хлопка; об этом следует узнать заранее. В любом случае партнёру необходимо иметь сменную обувь и чистые сменные носки.
В предродовой (или родильном боксе) роженице предлагают прилечь на кровать для врачебного осмотра. Доктор выслушивает сердцебиение плода с помощью специального акушерского стетоскопа (деревянной трубочки) или кардиотокографа (КТГ) — аппарата, позволяющего регистрировать не только работу сердца плода, но и сократительную деятельность матки. Показания КТГ записывают в течение 20-40 минут; в это время лучше лежать на спине. При необходимости доктор проводит повторное влагалищное исследование для определения динамики родовой деятельности. Затем роженице предлагают встать и вести себя свободно. Свободное, или активное поведение в родах предполагает ходьбу, приём различных поз, облегчающих ощущение во время схваток, массаж крестцовой и подвздошной области, специальное дыхание. Активное поведение в родах применяется в пределах родильного бокса (предродовой палаты). О возможности перемещений по коридору родильного блока стоит осведомиться у персонала — этим вы можете помешать работе отделения. В некоторых лечебных заведениях родильные блоки оборудованы небольшими мини-бассейнами, в которые роженица под присмотром персонала может погружаться во время схваток. Другие родильные отделения располагают душевыми кабинами для рожениц, где будущие мамы также могут переносить схватки в сопровождении акушерки, врача или партнёра по родам. О возможности посещения душа следует осведомиться у врача, ведущего роды или акушерки родильного блока.
Активное поведение в родах приветствуется всегда, если роды протекают физиологически, то есть без осложнений. Однако и в физиологических родах бывают моменты, в которые роженицу просят занять горизонтальное положение. К таким ситуациям относятся:
*Влагалищный осмотр
*Запись КТГ илипрослушивание сердца плода
*Амниотомия — вскрытие плодного пузыря
*Самопроизвольный разрыв плодного пузыря. В момент излития околоплодных вод значительно меняется внутрибрюшное и общее артериальное давление — роженица может испытывать головокружение. Кроме того, при излитии плодных вод необходимо удостовериться, что головка (или ягодички — при тазовом предлежании) малыша плотно прижалась ко входу в малый таз и не произошло выпадения петли пуповины.
*Момент полного открытия шейки матки. Горизонтальное положение в конце I периода родов даёт возможность малышу плавно пройти через раскрывшуюся шейку матки. Это позволяет максимально обезопасить маму от разрывов шейки.
*Момент рождения малыша и отделение последа. В конце II периода родов женщина помещается на специальное приспособление для родов — кровать Рахманова. На кровати Рахманова будущая мама находится до окончания родов.
*Осмотр родовых путей после родов. Производится также на кровати Рахманова или гинекологическом кресле.
*Ранний послеродовый период. Если роды прошли без осложнений, 2 часа с момента завершения родов мама с малышом проводят в родблоке под интенсивным наблюдением персонала. При наличии осложнений срок интенсивного наблюдения увеличивается.
После рождения последа родильнице внутривенно вводят МЕТИЛЭРГОМЕТРИН — препарат, способствующий сокращению матки. Это вызвано необходимостью профилактики раннего послеродового кровотечения. С этой же целью по завершении родового процесса на живот родильницы помещают резервуар со льдом, который не следует снимать в течение 2-х часов после родов.
В ранний послеродовый период акушерка родильного блока регулярно (каждые 15-20 минут) навещает молодую маму, измеряет пульс, артериальное давление, температуру тела и определяет количество, цвет и характер выделений из половых путей. Родильницу просят не спать для объективной оценки её состояния.
При благополучном течении раннего послеродового периода (2 часа с момента родов) маму и малыша переводят в послеродовое отделение.
Правила поведения в послеродовом отделении значительно различаются в зависимости от того, какой режим пребывания практикуется в данном родильном доме. Если речь идёт о раздельном пребывании, родильница контактирует с младенцем в строго определённое время — часы кормления. Обычно это происходит каждые 3 часа по 30 минут в течение дня (первое кормление в 6-00, последнее 0-00) с ночным перерывом в 6 часов. При совместном пребывании кроха постоянно находится вместе с мамой; кормление в этом случае осуществляется по требованию, то есть не привязано к конкретному времени. Перед каждым кормлением малыша следует тщательно помыть руки и грудь. Бюстгальтер для кормления необходимо менять каждый день. При подтекании молока или молозева между кормлениями удобно пользоваться специальными прокладками для бюстгальтера. По всем вопросам, связанным с грудным вскармливанием, нужно обращаться к дежурной акушерке и лечащему врачу послеродового отделения. Вопросы о состоянии здоровья малыша задают неонатологу (детскому доктору), который посещает молодую маму ежедневно. Проблемы по уходу за крохой поможет разрешить детская сестра, также ежедневно навещающая родильницу.
В случае, если роды сопровождались разрывами или хирургическим разрезом промежности (эпизиотомией) с последующим наложением швов, в послеродовом периоде молодой маме следует придерживаться определённых правил поведения, способствующих скорейшему и благополучному заживлению повреждений промежности. Сразу после отделения последа у родильницы появляются значительные кровянистые выделения из половых путей — лохии. Лохии являются идеальной питательной средой для размножения различных болезнетворных бактерий, поэтому скопление таких выделений в области швов крайне нежелательно. В рамках послеродовой гигиены половых путей женщине рекомендуется регулярно (не менее 6 раз в сутки) подмываться тёплой водой с добавлением марганцовки (используется слабый бледно-розовый раствор — 2-3 крупинки на 2 литра воды) или антибактериального мыла типа SAFEGARD (можно также воспользоваться обычным хозяйственным мылом). Ежедневно молодую маму приглашают в процедурный кабинет для медикаментозной обработки швов. Кроме того, рекомендуется как можно чаще менять подкладные стерильные пелёнки или послеродовые гигиенические прокладки. Вместо обычного белья во время пребывания в послеродовом отделении удобно использовать специальные одноразовые трусики из нетканого материала. При наличие швов на промежности первые трое суток после родов женщине порекомендуют соблюдать специальную диету, исключающую грубую клетчатку — овощи, фрукты, хлебо-булочные изделия. Эта «поправка рациона» позволит снизить перистальтику кишечника и отсрочить дефекацию; такие меры необходимы для заживления швов. В этот период молодая мама может есть нежирное отварное мясо, рыбу, птицу и бульоны, а также употреблять кисло-молочные продукты. При благополучном заживлении швы снимают на 5-е сутки после родов. В течение 3-х недель после родов родильнице не рекомендуют сидеть (в рамках профилактики расхождения швов на промежности).
В послеродовых отделениях, допускающих посещение или совместное проживание родственников мамы и малыша, следует также соблюдать определённые правила поведения. Посетители должны снимать уличную одежду и переобуваться до входа в отделение, а в палате переодеваться в чистую домашнюю одежду или надевать медицинский халат. Перед тем, как подойти к малышу, папе и другим посетителям необходимо вымыть руки. Надо сказать, что первые дни после родов мама и малыш более всего нуждаются в отдыхе, поэтому, по возможности, старайтесь ограничивать количество посетителей — берегите силы и здоровье!
Если мама и ребёночек чувствуют себя хорошо, на 3-5 сутки после физиологических родов встаёт вопрос о выписке молодой семьи домой. Перед выпиской маме делают УЗИ органов малого таза, при наличии съёмных швов — производят осмотр с удалением шовного материала. Перед выпиской акушер-гинеколог разъясняет молодой маме особенности послеродовой гигиены половых органов и молочных желёз, а неонатолог даёт рекомендации по уходу за малышом.
При выписке женщине выдают две заполненные части обменной карты. Первая часть содержит информацию о родильнице и особенностях течения родов; её следует передать лечащему врачу женской консультации. Вторая часть содержит информацию о новорожденном; её отдают в детскую поликлинику. За день до выписки неонатолог родильного дома телефонирует в детское лечебное заведение, в котором родители планируют наблюдать малыша.
Из родильного дома молодая семья уносит первый документ крохи — справку о рождении, в которой указан день, месяц, год, время суток, лечебное заведение, город, страна, пол и параметры, с которыми малыш появился на свет. Здесь же указывается фамилия, имя, отчество и год рождения мамы, номер истории родов и фамилия врача, который помогал ребёночку появиться на свет. На основании этой справки сотрудники ЗАГСа выдают родителям Свидетельство о рождении малыша.
Труд и рождение | Office on Women’s Health
Кесарево сечение, также называемое кесаревым сечением, представляет собой операцию по рождению ребенка. Ребенка извлекают через живот матери. В большинстве случаев кесарево сечение приводит к рождению здоровых детей и матерей. Но кесарево сечение является серьезной операцией и сопряжено с риском. Заживление также занимает больше времени, чем при вагинальных родах.
Большинство здоровых беременных женщин без факторов риска возникновения проблем во время родов рожают вагинально. Тем не менее, уровень рождаемости с помощью кесарева сечения в Соединенных Штатах значительно вырос за последние десятилетия. Сегодня почти каждая третья женщина в этой стране рожает детей с помощью кесарева сечения. Показатель был 1 из 5 из 1995.
Эксперты общественного здравоохранения считают, что во многих кесаревых сечениях нет необходимости. Поэтому беременным женщинам важно получить информацию о кесаревом сечении до родов. Женщины должны узнать, что такое кесарево сечение, зачем оно проводится, плюсы и минусы этой операции.
Причины для кесарева сечения
Ваш врач может порекомендовать кесарево сечение, если он считает, что это безопаснее для вас или вашего ребенка, чем вагинальные роды. Планируется несколько кесаревых сечений. Но большинство кесаревых сечений делают, когда во время родов возникают неожиданные проблемы. Тем не менее, есть риск родоразрешения с помощью кесарева сечения. Ограниченные исследования показывают, что польза от кесарева сечения может перевешивать риски, когда:
- Мать вынашивает более одного ребенка (двойню, тройню и т. д.)
- У матери проблемы со здоровьем, включая ВИЧ-инфекцию, герпетическую инфекцию и болезни сердца
- У матери опасно высокое кровяное давление
- У матери проблемы с формой таза
- Есть проблемы с плацентой
- Есть проблемы с пуповиной
- Есть проблемы с положением ребенка, например, тазовое предлежание
- У ребенка проявляются признаки дистресса, такие как замедление сердечного ритма
- Мать ранее перенесла кесарево сечение
Кесарево сечение по просьбе пациентки: может ли женщина выбирать?
Все больше женщин обращаются к врачам за кесаревым сечением без медицинских показаний. Некоторые женщины хотят кесарева сечения, потому что боятся родовой боли. Другим нравится удобство возможности решать, когда и как родить ребенка. Третьи опасаются рисков вагинальных родов, включая слезоточивость и сексуальные проблемы.
Но безопасно ли и этично ли для врачей разрешать женщинам выбирать кесарево сечение? Ответ не ясен. Только дополнительные исследования обоих типов доставки дадут ответ. Тем временем многие акушеры считают своим этическим долгом отговаривать женщин от планового кесарева сечения. Другие считают, что женщины должны иметь возможность выбрать кесарево сечение, если они понимают риски и преимущества.
Эксперты, считающие, что кесарево сечение следует проводить только по медицинским показаниям, указывают на риски. К ним относятся инфекция, опасное кровотечение, переливание крови и образование тромбов. У детей, рожденных с помощью кесарева сечения, сразу после рождения больше проблем с дыханием. Женщины, перенесшие кесарево сечение, остаются в больнице дольше, чем женщины, рожавшие естественным путем. Кроме того, восстановление после этой операции занимает больше времени и часто более болезненно, чем после вагинальных родов. Кесарево сечение также увеличивает риск возникновения проблем при будущих беременностях. Женщины, перенесшие кесарево сечение, имеют более высокий риск разрыва матки. При разрыве матки жизнь ребенка и матери в опасности.
Сторонники планового кесарева сечения говорят, что эта операция может защитить органы малого таза женщины, снизить риск проблем с кишечником и мочевым пузырем и так же безопасна для ребенка, как и вагинальные роды.
Национальные институты здравоохранения (NIH) и Американский колледж акушеров (ACOG) согласны с тем, что решение врача о проведении кесарева сечения по просьбе пациентки должно приниматься в каждом конкретном случае и соответствовать этические принципы. ACOG заявляет, что «если врач считает, что (кесарево сечение) роды способствуют общему здоровью и благополучию женщины и ее плода больше, чем вагинальные роды, он или она имеет этические основания для выполнения» кесарева сечения. Обе организации также заявляют, что кесарево сечение никогда не следует планировать до наступления 39-летнего возраста беременности. недель, или легкие созрели, если нет медицинской необходимости.
Опыт кесарева сечения
Большинство кесаревых сечений являются незапланированными. Таким образом, информация о кесаревом сечении важна для всех беременных женщин. Независимо от того, планируется ли кесарево сечение или оно возникает во время родов, для многих женщин это может быть положительным опытом родов. Приведенный ниже обзор поможет вам узнать, чего ожидать во время неэкстренного кесарева сечения и какие вопросы задавать.
До операции
Кесарево сечение занимает от 45 до 60 минут. Это происходит в операционной. Поэтому, если вы находились в родильном зале, вас переведут в операционную. Часто настроение операционной неторопливое и расслабленное. Врач введет вам лекарство через эпидуральную или спинальную блокаду, которая блокирует чувство боли в какой-либо части тела, но позволяет вам оставаться бодрствующим и бдительным. Спинной блок работает сразу и полностью онемеет от груди вниз. Эпидуральная анестезия снимает боль, но вы можете ощущать некоторое дергание или надавливание. Дополнительную информацию см. в разделе «Медицинские методы обезболивания». Лекарства, которые заставляют вас заснуть и потерять сознание, обычно используются только в экстренных ситуациях. Ваш живот будет очищен и подготовлен. Вам установят капельницу для жидкостей и лекарств. Медсестра вставит катетер для отведения мочи из мочевого пузыря. Это необходимо для защиты мочевого пузыря от повреждений во время операции. Ваш сердечный ритм, кровяное давление и дыхание также будут контролироваться. Вопросы, которые нужно задать:
- Могу ли я иметь сопровождающего во время операции?
- Какие есть варианты блокирования боли?
- Можно ли включать музыку во время операции?
- Смогу ли я посмотреть операцию, если захочу?
Во время операции
Врач сделает два надреза. Первый имеет длину около 6 дюймов и проходит через кожу, жир и мышцы. Большинство разрезов делаются из стороны в сторону и внизу живота, что называется разрезом бикини. Затем врач сделает надрез, чтобы открыть матку. Отверстие делается достаточно широким, чтобы в него мог пролезть ребенок. Один врач будет использовать руку, чтобы поддерживать ребенка, в то время как другой врач толкает матку, чтобы помочь вытолкнуть этого ребенка. Жидкость будет отсасываться изо рта и носа вашего ребенка. Врач поднимет вашего ребенка, чтобы вы могли его увидеть. После рождения ребенка пуповину перерезают и удаляют плаценту. Затем врач очищает и зашивает матку и брюшную полость. Ремонт занимает большую часть времени операции. Вопросы, которые нужно задать:
- Может ли мой партнер перерезать пуповину?
- Что происходит с моим ребенком сразу после родов?
- Могу ли я держать и трогать своего ребенка во время операции?
- Когда мне можно пытаться кормить грудью?
- Когда мой партнер может снимать фото или видео?
После операции
Вас переведут в послеоперационную палату и будут наблюдать за вами в течение нескольких часов. Вы можете чувствовать дрожь, тошноту и сильную сонливость. Позже вас доставят в больничную палату. Когда вы и ваш ребенок будете готовы, вы можете держать, прижимать и кормить ребенка. Многие люди будут рады вас видеть. Но не принимайте слишком много посетителей. Используйте свое время в больнице, обычно около четырех дней, чтобы отдохнуть и пообщаться с ребенком. Кесарево сечение — серьезная операция, и восстановление занимает около шести недель (не считая усталости от нового материнства). В ближайшие недели вам нужно будет сосредоточиться на лечении, как можно больше отдыхать и общаться с ребенком — ни на чем другом. Будьте осторожны, не берите на себя слишком много и принимайте помощь по мере необходимости. Вопросы, которые нужно задать:
- Можно ли привести моего ребенка ко мне в послеоперационную палату?
- В каких позах мне лучше всего кормить грудью?
Вагинальные роды после кесарева сечения (VBAC)?
Некоторые женщины, ранее рожавшие с помощью кесарева сечения, хотели бы родить следующего ребенка через естественные родовые пути. Это называется вагинальными родами после кесарева сечения или VBAC. Женщины приводят множество причин, по которым они хотят получить VBAC. Некоторые хотят избежать рисков и длительного восстановления после операции. Другие хотят испытать вагинальные роды.
Сегодня VBAC является разумным и безопасным выбором для большинства женщин с кесаревым сечением в анамнезе, в том числе для некоторых женщин, у которых было более одного кесарева сечения. Более того, новые данные свидетельствуют о том, что множественные кесаревые сечения могут причинить серьезный вред. Если вы заинтересованы в том, чтобы попробовать VBAC, спросите своего врача, являетесь ли вы хорошим кандидатом. Ключевым фактором в этом решении является тип разреза, сделанного на вашей матке при предыдущих кесаревых сечениях.
Ваш врач может объяснить риски как повторного кесарева сечения, так и VBAC. При VBAC наиболее серьезной опасностью является вероятность того, что рубец после кесарева сечения на матке раскроется во время родов. Это называется разрывом матки. Хотя разрыв матки встречается очень редко, он очень опасен для матери и ребенка. Менее 1 процента ВБАК приводят к разрыву матки. Но врачи не могут предсказать, может ли произойти разрыв матки у женщины. Этот риск, пусть и очень небольшой, неприемлем для некоторых женщин.
Процент VBAC в США снижается по многим причинам. Некоторые врачи, больницы и пациенты обеспокоены безопасностью VBAC. Некоторые больницы и врачи не желают проводить VBAC из-за страха перед судебными исками и расходами на страхование или персонал. Однако многие врачи задаются вопросом, отвечает ли эта тенденция интересам женского здоровья.
Сделать выбор в пользу VBAC сложно. Если вы заинтересованы в VBAC, поговорите со своим врачом и прочитайте по этому вопросу. Только вы и ваш врач можете решить, что лучше для вас. VBAC и плановое кесарево сечение имеют свои преимущества и риски. Изучите плюсы и минусы и будьте в курсе возможных проблем, прежде чем сделать свой выбор.
Козы и сода: NPR
Сьюзан Бринк
Акушерки-стажеры рожают ребенка в клинической больнице Джуба в Южном Судане.
Стефани Глински/AFP/Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Стефани Глински/AFP/Getty Images
Акушерки-стажеры рожают ребенка в клинической больнице Джуба в Южном Судане.
Стефани Глински/AFP/Getty Images
Уже более 60 лет стандартом медицинской помощи являются попытки ускорить роды с помощью лекарств или выполнить кесарево сечение, если роды протекают слишком медленно.
Новый набор рекомендаций меняет игру.
В феврале Всемирная организация здравоохранения выпустила набор из 56 рекомендаций в отчете под названием Интранатальная помощь для положительных родов. Одна из ключевых рекомендаций — позволить медленным родам продолжаться, не пытаясь ускорить роды вместе с лекарствами или другими медицинскими вмешательствами. В документе цитируются исследования, показывающие, что долгие, медленные роды — когда мать и ребенок чувствуют себя хорошо — не обязательно опасны.
Чтобы понять важность этой рекомендации, нужно немного истории, говорит д-р Аарон Коги, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Орегонского университета здравоохранения и науки, который не работал над отчетом. В 1955, доктор Эмануэль Фридман изучил 500 женщин и пришел к выводу, что роды являются нормальными, когда во время интенсивной фазы схваток шейка матки открывается со скоростью не менее одного сантиметра (около 0,4 дюйма) в час. «Доктор Фридман показал, что 95 процентов женщин прогрессируют» с такой скоростью, — говорит Коги. «И это стало стандартом ухода».
Названный кривой Фридмана, стандарт сохранялся до 2010 года, когда крупномасштабное исследование более 100 000 женщин, проведенное доктором Цзюнь Чжаном, исследователем из Национального института здравоохранения, пришло к выводу, что здоровые матери с низким риском осложнений при родах и их дети просто отлично, даже когда роды шли медленнее, чем один сантиметр в час. В 2014 году Американский колледж акушерства и гинекологии опубликовал в соавторстве с Коги консенсусный документ, опровергающий кривую Фридмана, которой придерживалось большинство врачей с XIX века.50-е годы.
Но изменения в практике происходят медленно, говорит Коуи, и многие врачи во всем мире по-прежнему считают длительные, медленные роды достаточной причиной, чтобы ускорить их вместе с таким лекарством, как окситоцин, или отвезти мать в операционную для кесарева сечения. .
Главный вывод отчета состоит в том, что медленные роды могут быть безопасными. Но столь же важны и другие рекомендации, которые подчеркивают, на какой уход женщины должны иметь право во время родов. Ежегодно в мире рождается 140 миллионов детей, большинство из них не имеют осложнений ни у матери, ни у ребенка. Но в рекомендациях подчеркивается, что слишком много женщин страдают во время родов или не получают того опыта родов, которого они хотят.
Новые рекомендации ВОЗ включают разрешение женщине сопровождаться компаньоном по ее выбору во время родов, соблюдение ее решений относительно обезболивания и положения при родах, а также обеспечение конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни. Эти руководящие принципы важны во всем мире, но особенно актуальны в бедных странах, где ресурсы ограничены, а роженицы часто теснятся в переполненных палатах.
Для более подробного ознакомления с общими рекомендациями мы поговорили с доктором Олуфеми Оладапо, медицинским работником группы охраны материнского и перинатального здоровья ВОЗ и автором рекомендаций. Это интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.
В новых рекомендациях говорится, что длительные, медленные роды сами по себе не являются веской причиной для назначения лекарств для ускорения родов, выполнения кесарева сечения или иного медицинского вмешательства. Можете ли вы рассказать об этой конкретной рекомендации?
Это революционная рекомендация. Это противоречит давнему эталону, определяющему, насколько быстро должны развиваться роды. Ранее считалось, что менее одного сантиметра в час — это аномально медленно. Но теперь мы знаем, что этот эталонный показатель нереалистично быстр для некоторых женщин, и вмешательства, направленные на коррекцию скорости раскрытия, могут принести больше вреда, чем пользы. Если женщина расширяется медленнее одного сантиметра в час, пока она делает какой-то прогресс, у нее все еще могут быть вагинальные роды. Использование этого старого, фиксированного правила для каждой женщины не имеет смысла. Как и во многих других вещах, люди склонны отличаться.
Чего хотят сами женщины от родов?
Женщины хотят участвовать в принятии решений. Они хотят, чтобы о них заботился чуткий, заботливый, хорошо мотивированный персонал. Они хотят контролировать процесс. И, конечно же, они хотят здорового ребенка и сами быть здоровыми. Это то, что женщины говорят, что они хотят.
Руководство подчеркивает уважение и достоинство. Какие случаи «неуважительного и недостойного ухода» упоминаются в отчете?
Мой отдел опубликовал обзор неуважения к женщинам во всем мире во время родов. В некоторых местах хуже, чем в других, но это везде. Это связано с физическим насилием, например, шлепком женщины по бедру во время родов. Или кричать и кричать на нее, чтобы вытолкнуть ребенка. Небрежность проявляется, например, в том случае, если женщина во время родов остается одна на длительное время.
Учитываются ли в этих рекомендациях культурные различия?
Да. Примером может служить рекомендация, касающаяся положения при рождении. Женщине должно быть позволено выбрать положение, которое она хочет, может быть, на корточках или сидя. Возможно, таково положение ее культуры.
Многие из этих рекомендаций направлены на поощрение нормальных вагинальных родов у здоровых женщин, не подверженных риску медицинских осложнений. Что, если некоторые женщины потребуют кесарева сечения, даже если это не необходимо по медицинским показаниям?
Мы ясно заявляем, что если кто-то хочет вмешательства, поставщик должен объяснить все за и против ненужного медицинского вмешательства. В некоторых культурах медицинское вмешательство считается более качественным лечением.
В Китае во время политики одного ребенка многим женщинам сделали кесарево сечение, возможно потому, что они знали, что у них будет только один ребенок. [Первоначальное кесарево сечение обычно означает, что другие роды также будут кесаревым сечением, что может быть еще более рискованным. Если матери знают, что у них будет только один ребенок, они не беспокоятся о риске кесарева сечения.]
Теперь, когда политика изменилась, я понимаю, что она меняется. Но инвазивное вмешательство означает, что женщина подвергается дополнительному риску. Вы должны объяснить женщине, что даже в условиях высокого дохода риск кесарева сечения не равен нулю.