Рождение ленина: Симбирск – родина Ленина | Администрация города Ульяновска

Ко дню рождения В. И. Ленина – новая электронная коллекция Президентской библиотеки

22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения советского государственного деятеля, создателя первого в истории социалистического государства, первого председателя Совета народных комиссаров Владимира Ильича Ленина (Ульянова). На портале Президентской библиотеки представлена новая электронная коллекция, в которую вошли сочинения Ленина, труды его соратников, исследования, архивные документы и изобразительные материалы.

Владимир Ленин родился в семье Ильи Николаевича Ульянова, русского педагога и просветителя, который за свои многочисленные заслуги был пожалован дворянским титулом, и Марии Александровны Бланк, домашней учительницы. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с копией 30-томного издания сочинений Владимира Ильича Ленина 1926 года. Вот как он сам описывал атмосферу, царящую в отчем доме: «В семье господствовал разночинно-культурнический дух, сложившийся под явным влиянием идей шестидесятников. Политическая сдержанность старшего поколения сочеталась с энергичной и бескорыстной работой по просвещению народа, оставившей значительный след как среди крестьянства Симбирской губернии, так и среди молодого поколения учительства».

Главным человеком для юного Володи был старший брат Александр, один из создателей и руководителей революционной организации «Народная воля». Именно он стал своеобразным проводником идей, «путеводной звездой» для младшего брата: «Александр Ильич отличался выдающимися способностями, открывавшими ему широкую научную дорогу, но он горячо заинтересовался и общественной жизнью студенчества, а в последний год пребывания в университете стал одним из виднейших членов террористического кружка, задумавшего повторить 1 марта 1881 года и подготовившего покушение на Александра III…».

Оценивая слова и дела Ленина, многие историки сходятся во мнении, что во многом они были продиктованы страшной потерей. Соратник вождя Лев Каменев в своей речи 1924 года отмечал: «Нет никакого сомнения, что казнь старшего брата произвела сильное впечатление на Владимира Ильича и что мысль его должна была заработать в определённом направлении. Он должен был поставить и поставил перед собой вопрос: где те силы, опираясь на которые можно было бы победоносно закончить борьбу с самодержавием?»

В воспоминаниях современников Владимир Ульянов представлен как человек живого, тонкого ума, наделённый уникальными лидерскими качествами, блестящий оратор. В I томе собрания сочинений Ленина приводятся воспоминания известного русского публициста Василия Водовозова. Он делится впечатлениями от встречи с 20-летним Владимиром Ильичом: «В вопросах политической экономии и истории его (Ленина) знания поражали солидностью и разносторонностью, особенно для человека его возраста. Он свободно читал по-немецки, французски и английски, уже тогда хорошо знал „Капитал“ и обширную марксистскую литературу (немецкую) и производил впечатление человека, политически вполне законченного и сложившегося. Он заявлял себя убеждённым марксистом… Конечно, я не предвидел той роли, которую ему суждено было сыграть, но уже тогда я был убеждён и открыто об этом говорил, что роль Ульянова будет крупной».

На портале Президентской библиотеки можно посмотреть уникальные кадры кинохроники тех времён. Например, выступление В. И. Ленина, посвящённое целям и задачам революции.

К Владимиру Ленину всегда относились по-разному: у него были и сторонники, и противники. В новую коллекцию Президентской библиотеки вошли официальные материалы о расследовании громкого покушения на Ленина, которое 30 августа 1918 года совершила Фанни Каплан, пытавшаяся застрелить вождя. В частности, это подлинные документы уголовного дела, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации. Они включают в себя свидетельские показания, описание и фотографии следственных экспериментов, бюллетени о состоянии здоровья Владимира Ильича, директивы управляющего делами Совета народных комиссаров Владимира Бонч-Бруевича.

Мало кому известно, но Владимир Ильич стал жертвой ещё одного преступления. Узнать о нём можно благодаря виртуальному туру по выставке «„Спасающий меч революции“: Чекист в жизни, кино и литературе», работавшей в здании Президентской библиотеки. На ней были представлены материалы дела о нападении, которое летом 1919 года расследовала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем: «Когда В. И. Ленин в автомобиле проезжал по Сокольникам – недалеко от здания Сокольнического Совета, – бандиты остановили автомобиль и ограбили В. И. Ленина, отобрав у него документы, револьвер, имевшийся при нём, и автомобиль и уехали», узнаём из доклада начальника Московского управления уголовного розыска тов. Трепалова. «Просматривая дорогой документы и узнав, что только что ограбленный есть председатель Совета Народных Комиссаров, Кошельков повернул автомобиль обратно, чтобы догнать В. И. Ленина и убить его. К счастью, В. И. Ленин в это время зашёл в здание Сокольнического Совета и находился вне опасности». Тогда банде Кошелькова, безнаказанно орудовавшей с 1910 года, вновь удалось избежать ареста. Но вскоре преступники были обнаружены чекистами и ликвидированы при задержании.

Деятельность Владимира Ильича Ленина нашла отражение и в других электронных коллекциях Президентской библиотеки. Так, в коллекции «Конституция – основной закон», содержится цифровая версия главного документа РСФСР 1918 года. В его разработке принимал участие сам Владимир Ильич.

Что сближает Ленина и Гитлера, кроме дат рождения? — Сноб

При всех различиях между нацизмом и коммунизмом, их воплощение в жизнь строилось на единой предпосылке необходимости управления человеком ради его же блага, а также навязывания людям жестких представлений о собственной идентичности и связанных с нею правах. Именно поэтому темное наследие основателей обеих доктрин, родившихся в двадцатых числах апреля, обречено перерождаться в новых обличьях

Бывают же странные сближения. Эти двое — Ленин и Гитлер — родились практически в один день: Гитлер 20 апреля, а Ленин — 22-го. Оба покинули сей мир в почти одинаковом возрасте: Ленин — чуть не дожив до 54 лет, Гитлер — сразу после 56. У обоих не было детей. Жизнь обоих закончилась крахом: один покончил с собой, другой — умер, запертый в подмосковном имении, отстраненный от власти. Оба оставили фантастический по масштабу жуткий след в истории своих стран и всего мира.

Созданные ими политические системы — коммунизм и нацизм — во многом определили ХХ век, но, в конце концов, погибли. Одна — под ударами армий антигитлеровской коалиции, другая просто сгнила и развалилась. Их не устают сравнивать. Разброс мнений — от полного совпадения до отрицания какого-либо сходства. Причем, поскольку лидеры нацистов были повешены по приговору Нюрнбергского трибунала, и преступной была объявлена сама их идеология, а по отношению к коммунизму никто такой операции не проделал, защитников коммунизма явно больше и ведут они себя активнее.

Для нашей страны вопрос о сходстве (совпадении) двух идеологий не умозрителен. Он касается того, что важнее жизни — самооценки. Мы были преступной страной под властью преступников или шли непроторенной дорогой, совершая отдельные ошибки и допуская некоторые «перегибы»?

«Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909»
Фото: Emma Löwenstramm/Wikipedia

Между коммунистами и нацистами есть очевидные различия в базовых постулатах. Если считать преступным не только то, что осуждает суд — где те суды? — а отрицание морали, то нацисты преступны изначально. Их идеи расового превосходства прямо противоположны тем принципам, на которых к тому моменту уже 2 тысячи лет базировалась цивилизация. Идеи коммунистов в этом смысле преступными не являлись, и до тех пор, пока не начинали обсуждаться, а тем более реализовываться конкретные шаги по установлению коммунистического рая, могли выглядеть даже привлекательно. Более того, кому-то они казались — да и сейчас, как ни странно, кажутся — как раз воплощением требований морали, альтернативой жестокости и несправедливости капиталистического мира.

Однако с самых первых шагов практического воплощения нацистских и коммунистических идей различия исчезают — их лидеры начинают предпринимать совершенно идентичные шаги. Причем если нацисты некоторое время «раскачивались» — к массовым убийствам они приступали постепенно, сначала их террор носил точечный или спорадический характер, то коммунисты показали себя сразу. Массовые бессудные казни, приказы о многих из которых отдавал лично Ленин, начались немедленно после захвата ими власти и не прекращались до марта 1953 года, когда фактически началась агония режима. К сожалению, тех, кого убили Гитлер, Ленин и их соратники и последователи, не спросишь уже, важно ли им было, убивали их под черной свастикой или под красной звездой?

Фото: Bundesarchiv Bild/Wikipedia

У двух систем довольно сильно отличалась организация экономики, но близки до уровня смешения были политические структуры. Общим было и презрение к человеку, недоверие к нему, а значит, уверенность в том, что им необходимо управлять — для его же блага, разумеется. Одинаковым, конечно, было и пренебрежение человеческой жизнью, и вера в свое, вождей, особое предназначение и особые права. В общем, много чем они были похожи. Боевое братство СССР и Германии накануне и в первый период Второй мировой войны стояло не только на прагматике, но и на этой ощущаемой обеими сторонами близости. Причем, чем дольше они существовали, тем больше сближались друг с другом и тем дальше отступали изначальные отличия. Да и сейчас бывшие коммунисты бывшей ГДР охотно голосуют за крайне правых, а наши придворные политологи на голубом глазу заявляют, что до определенного периода Гитлер был не так уж и плох.

Но среди многих общих черт была одна, которая обычно недооценивается, заслоняемая миллионами жертв и бравурными маршами. Именно это сходство принципиально важно для понимания не столько прошлого, сколько настоящего и будущего: обе системы отрицали индивидуальность, считая человека однозначной функцией его групповой принадлежности. Этнической, как в идиотских расовых теориях нацистов, или классовой, как у коммунистов.

Оба режима не просто подавляли внешнюю свободу — слова, совести и прочего, но и ненавидели свободу внутреннюю и главный ее аспект — свободу выбора себя, свободу решать, кто ты, и, решив, выбирать, что это означает. Ведь немец, например, это не просто факт рождения от родителей — этнических немцев, но и выбор этой части идентичности как важной для себя. Кто-то вообще не задумывается над этим, для кого-то это принципиально важно. То же самое и с классами — это не просто характер работы, твоей или твоих родителей, это идентичность, это то, кем ты себя чувствуешь. А если ты себя чувствуешь немцем, рабочим или православным, то что ты в это вкладываешь, что это для тебя означает? Какие это накладывает на тебя обязанности, что ты будешь делать, чтобы соответствовать выбранному образу? Каждый решает это для себя по-разному, выборы эти не осуществляются раз и навсегда и флуктуируют в процессе жизни. Но ни для коммунистов, ни для нацистов здесь не было ни проблем, ни пространства свободы — кто ты и каким, исходя из этого, ты должен быть, определяло государство. Оно — и наше, и их — говорило тебе, какую ты должен любить природу и какую слушать музыку, кого ненавидеть, а кого считать пусть меньшими, но братьями. Ты должен испытывать предписываемые эмоции просто потому, что ты советский человек — в одном варианте, и ариец — в другом. А если ты их не испытываешь, то ты не настоящий, неправильный советский человек или ариец, а значит, тобой займется НКВД или гестапо.

Фото: М. С. Наппельбаум/Wikipedia

И это не только история — это сегодняшний и, что страшнее, завтрашний день. Нации, классы, а обычно и конфессии не имеют четко выраженной субъектности. Это отличает их и от отдельных людей, субъектность которых именно в них самих, и от государств, от имени которых говорят их легитимные руководители. Даже для католиков, при всей жесткой иерархизированности Католической церкви, Папа совсем не всегда является выразителем самосознания или оценок конкретного, ощущающего себя католиком человека. В этой ситуации неизбежно возникают структуры и отдельные люди, которые присваивают себе право определять, что такое «правильные» русские, французы, мусульмане и так далее?  И карать за несоответствие, как делают это сегодня исламские радикалы, убивающие тех мусульман, которые не идут по «пути Пророка». Распространение таких жестких представлений о том, что такое настоящий — американец, поляк, христианин, еврей и далее по списку — это и есть база нового нацизма или коммунизма, которые возрождаются сегодня в разных странах совсем в других обличиях, в других, но от этого не менее отвратительных идеологических упаковках.

Этот примитивный детерминизм фактом рождения в определенном месте или в определенной среде, точнее, требование согласиться с этим детерминизмом, конечно, не адекватно и апеллирует к сознанию интеллектуально неразвитых и малообразованных людей. Но мы вообще недооцениваем роль малограмотности, низкого интеллектуального развития в триумфальном шествии коммунизма и нацизма. Не случайно основатели нацизма и коммунизма — не те теоретики, которые давали им якобы научную базу, а практики — были людьми хотя иногда и яркими, и талантливыми, как, например, Троцкий, но не имевшими систематического образования или вообще необразованными. Не считать же за серьезное образование экстернат (заочный факультет) Ленина или Реальную школу Гитлера? И вот эти либо вовсе неграмотные, либо нахватавшиеся случайных фактов и теорий люди, не имевшие ни уважения к знаниям, ни опыта их повседневного усвоения, пытались повернуть историю человечества и создать рай на земле. Собственно, новые реинкарнации этих патологий, которые пока, за неимением других названий, определяют как популизм, тоже опираются на серость, антиинтеллектуализм, культ простоты и «простого человека» и крайне примитивные представления о мире.

Невежество — это демоническая сила. Так было, есть и, боюсь, будет.

Ответ Бориса Кагарлицкого читайте здесь.

150 лет со дня рождения Ленина

Сегодня, 22 апреля, исполняется 150 лет со дня рождения В. И. Ленина, блестящего последователя Маркса и Энгельса, видного деятеля рабочего и коммунистического движения и новейшей Всемирной истории , вождь первой победоносной пролетарской революции и основатель первого социалистического государства — Союза Советских Социалистических Республик.

Ситуация, в которой мы живем в стране в результате вспышки эпидемии, помешала нам и до сих пор мешает нам реализовать программу инициатив, которыми ПКП намеревалась отметить год 150-летия со дня его рождения, его революционного наследия. и актуальность его обширного и бесценного труда, но и отметить этот день, в частности, с актуальностью, которую требует и заставляет нас, как последователей, исключительная фигура Ленина, великого интеллигента, философа, экономиста и политического деятеля с мировым именем. борьбы за общество, свободное от эксплуатации человека человеком.

Как отметил Альваро Куньял, мы, португальские коммунисты, многим обязаны Ленину, как и коммунисты и рабочие со всего мира.

Мы обязаны не только опыту его работы в руководстве этим пионерским событием в истории человечества, которым явилась Октябрьская революция с ее историческими политическими, экономическими, социальными, культурными и цивилизационными достижениями, открывшими новую историческую эпоху — переход от капитализма к социализму.

Мы обязаны тем, что этот первоначальный акт вдохновил, побудил и поощрил к борьбе рабочих во всем мире, которая заставила капитализм признать их и закрепить основные социальные и политические права в законе.

Решающему влиянию его идей и деятельности мы обязаны столичным революционным событиям нашего времени. Время великой освободительной борьбы народов, покорившихся колониальным империям.

Мы обязаны Ленину верным компасом в руководстве нашей деятельностью как патриотической и интернациональной партии.

Ему мы обязаны созданием пролетарской партии нового типа и основанием Коммунистического Интернационала. Эта ленинская партия, которой ПКП гордится и характеристики которой она приобрела с раннего возраста, позволила ей преодолеть самые трудные условия, столкнуться с большими трудностями во многие моменты своего почти 100-летнего существования.

Под влиянием ленинизма ПКП стала тесно связана с рабочим классом и народными массами, стала верным толкователем их чувств и чаяний и стала движущей силой их фундаментальной борьбы.

Именно благодаря ленинизму ПКП утвердила себя как великая национальная партия, партия рабочего класса и всех рабочих, партии свободы, демократии и социализма.

Вклад Ленина в развитие марксизма в эпоху империализма и его анализы перехода от капитализма к новой фазе, монополистической фазе, фазе империализма, к вопросу о государстве, фазах и этапах революционного процесс сохраняет поразительную актуальность в своей сути.

Развитие кризиса капитализма подтверждает основные положения Ленина о закономерностях капитализма в этой империалистической фазе. Они выделяют тенденцию к финансиализации экономики, толкающей капитал к спекуляции, в ущерб производительным вложениям, закон неравномерного развития, тенденцию к стагнации, выражающуюся в падении роста ВВП в основных капиталистических странах.

Не в силах преодолеть неразрешимые противоречия, противоречие между капиталом и трудом с самого начала и постоянную борьбу вокруг нормы прибавочной стоимости, ненасытный в жадности присвоения и безграничного накопления капитала, капитализм сочетает свою гнетущую природу с новыми и более сложные виды трудовой эксплуатации и планетарного хищничества, усиленные процессами капиталистической глобализации и финансиализации экономики.

Процессы, которые процветают и утверждаются на политическом уровне в тени стратегического сотрудничества между наиболее реакционными и консервативными силами и социал-демократией, а государство берет на себя роль покровителя частного капитала, превращая в товар все области и отрасли экономической и социальной жизнь.

Их последствиями являются обострение эксплуатации, безработица, нестабильность, рост социальной несправедливости и неравенства, посягательство на социальные и трудовые права, отрицание демократических прав, а также войны.

Сегодня полторы тысячи крупных транснациональных компаний контролируют более 60% мировой экономики, а 26 мультимиллионеров владеют состоянием, равным беднейшей половине населения мира — около 3,8 миллиарда человек.

Бесчеловечный характер империализма хорошо проявляется в его действиях в условиях возникновения глобальной эпидемической вспышки, сохранении и усилении блокад и усилении незаконных санкций против народов и стран.

Мир сильно изменился за последние полтора века, но эксплуататорская природа капитализма не изменилась, становясь все более рантье, паразитической и декадентской.

Капитализм — это не «конец истории». Революционное преодоление его неразрешимых противоречий есть требование общественного развития.

В постоянном столкновении с нуждами, интересами, чаяниями рабочих и народов все более острой становится преодоление капитализма, на разных путях и этапах, как цель борьбы рабочих и народов, как перспектива и условие будущее неотделимо от полного человеческого освобождения и реализации.

Социализм остается со всей своей возможностью материализации на горизонте борьбы рабочих и народов.

Остается потому, что у капитализма нет решений проблем современного мира.

Актуальность социализма и его необходимость как решения проблем народов требует учета самых разнообразных решений, этапов и фаз революционной борьбы.

Нет ни «моделей» революций, ни «моделей» социализма, как всегда отстаивала ПКП и подчеркивал Ленин.

В условиях Португалии социалистическое общество, на которое ПКП указывает нашему народу, проходит стадию, которую мы охарактеризовали как передовую демократию, которая сама является неотъемлемой частью борьбы за социализм.

С твердой убежденностью в том, что социализм остается реальной возможностью и альтернативой капитализму и самой надежной перспективой эволюции человечества, мы чествуем в этот день жизнь и работу Ленина и продолжаем нашу борьбу.

В этот день, через 150 лет после рождения Ленина, мы еще раз подтверждаем приверженность PCP коммунистическому проекту. Проект, который PCP сделает все возможное, чтобы продолжать уважать, выполняя свои национальные и международные обязательства великой силы свободы, демократии, социального прогресса, социализма.

Да, мы были, есть и будем коммунистами, по стопам Ленина!

Капитализм в глубоком кризисе

Автор Д. Раджа
Обновлено: 22 апреля 2020 г. 10:21:58

В начале Великой депрессии Ленин возглавлял революцию в России. Он утверждал, что капитализм достиг своей высшей стадии в монополистическом капитализме, а затем стал паразитическим и умирающим.

22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения В.И. Ленина. Он был одним из крупнейших теоретиков левой политики после Карла Маркса. Он был прекрасным стратегом и тактиком, возглавившим первую социалистическую революцию в 1917, в России. Он был главой первой социалистической страны и основателем Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Хотя уместно, чтобы трудящиеся всего мира воздали должное лидеру, изменившему ход истории, установив правительство рабочего класса и заложившем основу нового общественного порядка, необходимо взглянуть на социализм в контекст продолжающихся дебатов о мире после коронавируса.

Карантин, вызванный эпидемией короны, вызвал волнения голодных, бездомных и безработных бедняков и рабочих-мигрантов во многих странах, включая США. Многие ученые вспоминают Великую депрессию, обсуждая влияние пандемии на мировую экономику. Великая депрессия условно датируется 28 октября 19 года.29 декабря, когда промышленный индекс Доу-Джонса упал более чем на 20% за один день. Однако депрессия началась в первые десятилетия 20 века. Кризис перепроизводства и перенакопления привел к краху покупательной способности и инвестиций, породив массовую безработицу и другие связанные с этим проблемы. Экономическая депрессия 1929-1932 годов потрясла всю Европу и США. В этот период экономика США конкурировала и конфликтовала с Европой, порождая бездомность, миграцию, голод и невообразимые страдания. Кризис капитализма и конфликт между капиталистическими странами привели к Первой мировой войне. Полвеком раньше Маркс опубликовал первый том «Капитала», в котором установил, что капитализм — кризисная экономическая система.

Мнение | Минимизировать демократию, максимизировать межконфессиональную дистанцию, держаться в стороне от бедных — может быть, это новая норма

В начале Великой депрессии Ленин руководил революцией в России. Он утверждал, что капитализм достиг своей высшей стадии в монополистическом капитализме, а затем стал паразитическим и умирающим. Его работа «Империализм: высшая стадия капитализма» стала ответом на кризис. Октябрьская революция происходила на фоне Великой депрессии и Первой мировой войны. СССР проектировался как альтернатива капиталистическому строю, обеспечивающая равенство и справедливость для всех.

Истории только для подписчиков

Просмотреть все

Подпишитесь сейчас менее чем за 4 рупии в день

Прошло 90 лет со времен Великой депрессии. Этот опыт и уроки актуальны и сегодня. Нынешний этап капиталистического развития создал беспрецедентное неравенство в доходах и богатстве внутри страны и между народами. Капитализм находится в глубоком кризисе. Мир после того, как корона отступит, уже не будет прежним. Экономический кризис может усугубиться.

Крайне важно задуматься об экономических последствиях этого развивающегося сценария в Индии. Даже во имя коронавируса предпринимаются попытки посеять среди людей страх и ужас во имя религии. От Будды до Равидаса и далее до Амбедкара была непреходящая мечта о Бегумпуре. В наше время Бегумпура — это Новая Индия, где живут люди без страха и ужаса, забот и страданий. Маркс и Ленин без колебаний присоединились бы к этим вождям и мыслителям нашей страны. Но корпоративный капитализм не допускает никакой альтернативы вне капиталистической структуры. Правые силы уже захватили власть во многих странах, в том числе и в Индии. Эти силы разрушат демократию, поощряя фашистские силы, которые заявляют, что действуют во имя радикального национального возрождения.

Отдавая дань уважения Ленину, мы не должны не думать о путях освобождения людей от всякого рода эксплуатации и порабощения.

Реклама

Эта статья впервые появилась в печати 22 апреля под названием «Учимся у Ленина».