Россия когда приняла христианство: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Сегодня в России впервые празднуется День крещения Руси

Сегодня, 28 июля, в России впервые отмечается новая памятная дата — День крещения Руси. Она появилась в календаре после того, как 1 июня 2010 года России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

С предложением придать государственный статус Дню крещения Руси выступала Русская православная церковь.

28 июля церковь чтит память равноапостольного князя Владимира (960-1015).

В Украине аналогичная дата уже несколько лет является государственным праздником, именуемым Днем Крещения Киевской Руси-Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Он был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.

Крещение Руси, которое произошло в 988 году и связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, церковь — святым равноапостольным, народ же прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.

В 983 году, после удачного похода, Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики-христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (по ст. ст. 12) июля.

Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи иудаизм. Иудаизм Владимир не принял, ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско-камских) Владимиру не понравилась необходимостью совершать обрезание, запретом есть свинину и пить вино.

Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и Владимир слушал его с большим вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором было изображено судилище Господне. Справа стояли праведники, идущие в рай, а слева — грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», сказал грек. Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.

Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающее это бояре сказали: «если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». А послы сказали: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками».

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью — основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.

Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Он посещал с проповедью веры страну Волынскую, крестил в Киеве даже несколько князей болгарских и печенежских.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Новая вера распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода; вправо и влево от этой линии, где жили племена, мало подчиненные киевскому князю, она распространялась слабо. Далеко не так успешно и быстро распространялось христианство на севере Руси.

Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий, например, в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Просветителем их был в ХII веке преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Святой князь Владимир скончался 15 июля 1015 года и был погребен в Десятинной церкви в Киеве. Он был приравнен православной Церковью к лику святых и назван «Равноапостольным».

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.

 РИА Новости

Что было бы, если бы князь Владимир выбрал…

26.07.2013

gn=»middle» />



…ислам

Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:

—?Если бы Русь в конце X века приняла ислам, это бы радикально изменило лицо мира. В то время это была сильная молодая страна с огромными возможностями и неопределенными перспективами, подпиравшая с запада огромную угро-финскую и тюркскую Terra Incognita, простиравшуюся на восток.

На западе и юго-западе от Руси в то время располагались две огромные христианские империи — Священная Римская империя германской нации и Восточно-Римская империя, сегодня более известная как Византия. Разумеется, если бы Русь приняла ислам, то она сразу же пришла в противостояние с этими империями. Но к югу от Руси также существовал Багдадский халифат, который в 988 году был на пике своего расцвета.

И если теоретически допустить, что принявшие ислам Рюриковичи установили союзнические связи с халифатом, то первым направлением их совместной экспансии стала бы Византия. И тогда падение Константинополя произошло примерно на 400 лет раньше и сразу бы началась исламизация Балкан. Таким образом, Исламская Русь ступила бы своей ногой на земли Европы при поддержке Багдадского халифата с востока и Кордовского халифата с запада.

К северо-востоку от Священной Римской империи германской нации на тот момент жили языческие племена — пруссы, жмудь, ливы и так далее, исламизация которых также прошла бы достаточно быстро. И тогда уже к 1100 году значительная часть Европы была бы исламизирована, и ей бы противостояли только Франция и Священная Римская империя, за спиной которых находился «второй фронт» Кордовского халифата. Наверняка сопротивление этих христианских государств было бы быстро сломлено уже в XII веке, а это означало, что не возникло бы никаких крестовых походов. Соответственно, к моменту своего прихода с востока монголы встретили бы мощную исламскую Европу. И скорее всего, были бы остановлены и разбиты еще на Волге.

В этом случае общий уровень греко-арабской цивилизации, который был в Багдаде и Кордове, распространился бы на всю Европу. Это исключило бы эпоху Возрождения, поскольку греческая научная мысль уже распространилась бы на всю Европу за исключением ее античного языческого пафоса. И тогда исламская Европа уже в XIII–XIV веках стала бы высокотехнологической и интеллектуальной цивилизацией без коллизий капитализма, основанного на спекулятивном кредите и эксплуатации низших классов.


…иудаизм

Раввин Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений:

—?Для начала я бы хотел поздравить всех православных с праздником 1025?летия Крещения Руси. Да сохранит вас Господь Бог! Разумеется, для нашей страны — это одна из главных вех ее истории, объединяющая Россию с Украиной и Белоруссией. И что очень важно для всех нас — это праздник победы единобожия над языческими верованиями.

Одними из первых поселенцев на берегах Днепра были евреи. И еще до зарождения древнерусской государственности они смогли обратить в иудаизм ханов Хазарского каганата. Напомню, что это было мощное и в торговом, и в военно-политическом отношениях государство. При этом Хазария была довольно веротерпимой страной, более того, под влиянием Библии хазары прекратили торговлю рабами. В итоге Хазарский каганат потерпел поражение от молодой Руси при князе Святославе, но в тот момент, когда его сын князь Владимир отправил послов в том числе и к евреям, они отлично помнили, что некогда смогли обратить в иудаизм огромную державу.

Могла ли в конце X века Русь, подобно Хазарскому каганату, стать иудейской? Думаю, да, ведь единобожие в наилучшей степени соответствовало идее единого государства. Но широкий характер славян, простор их земель все-таки требовал принятия не такой «семейной» религии, как иудаизм, но религии полиэтнической, вселенской. А потому, как известно, князь Владимир не принял иудаизм, в том числе и потому, что евреи потеряли свою родину, оказавшись в изгнании. Однако в итоге он принял единобожие в виде православного христианства. А это, как мне кажется, самое главное, еще и потому, что утверждало новую, библейскую, мораль в древнерусском обществе, укрепив его основы.


…католицизм

Священник Алексей ЯНДУШЕВ?РУМЯНЦЕВ, префект по научной и учебной работе Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии:

—?Говоря о крещении народов и стран, невольно замечаешь, что этот процесс уже в самом своем начале приобретает своеобразные черты, которые объединяют в себе две основополагающие вещи: обращение Вселенской церкви («Вселенская» у католиков равнозначно понятию «Католическая» — ред. ) к народу и обращение отдельного народа со всем его культурно-историческим наследием через Церковь ко Христу.

Обращение Руси ко Христу вобрало в себя все эти черты, только с небольшим, но очень важным отличием: в отличие от многих других народов и стран, Русь выбирала не только Христа, но и культуру. И выбор был сделан в пользу Востока, со всеми близкими русским особенностями повседневной жизни этой части света.

Но могло случиться и по-другому: выбор мог быть сделан в пользу Запада. Размышляя о том, какой выбор мог быть сделан и к чему бы это привело, я думаю, следует сразу исключить такой оценочный критерий как «лучше» и «хуже». Во всем этом процессе важно именно обращение ко Христу, а остальное становится сопутствующим. Главное, чтобы это второстепенное не занимало не подобающего ему первого места, как это нередко случается у нас в России, когда национальные традиции и необоснованно переоцененные псевдорелигиозные привычки определенной группы затмевают самого Христа.

Что было бы, если бы Русь приняла христианство от Запада? Я полагаю, что это послужило бы в первую очередь для самой Руси гарантией ее единства со Вселенской церковью. «Да будут все едино!» — это не пожелание правителей отдельных народов, а воля Самого Христа, Царя Царей. Стремиться к ее исполнению — долг каждого христианина.

Нынешнее разделение между Русской церковью и Вселенской — одно из последствий принятия Русью христианства не от Рима, а от Византии. Единая церковь вчера, сегодня и завтра — это единая паства с поместными архипастырями под единой властью епископа Рима, папы, согласно воле Христа.

Можно ли «раскреститься»?

Многими людьми крещение сегодня воспринимается не как таинство, через которое человек становится членом Церкви, но лишь как некий магический обряд, позволяющий избавиться от разных болезней. А потому встречаются случаи повторных крестин, хотя в православном «Символе веры» ясно сказано «исповедую едино крещение». Широко распространено и другое суеверие: по чинопоследованию таинства после пострижения головы крещаемого священник должен завернуть волосы в воск от свечи и бросить в купель. Многие считают, что если этот воск утонет, то человека ждут серьезные неприятности и болезни. И хотя священники постоянно разъясняют абсурдность этого поверия, оно остается весьма распространенным.

Ну и совсем безумным Церковь считает так называемый «обряд раскрещивания» («снятия крещения»), практикуемый неоязычниками и сатанистами. С христианской точки зрения, тот, кто принял крещение, навсегда остается крещеным, в какую бы религию человек потом ни обратился, и даже в том случае, если он вовсе утратит веру.

Священноначалие Русской православной церкви настоятельно рекомендует священникам проводить перед крещением «огласительные беседы», рассказывая людям о том, что же на самом деле означает это таинство.

Вооружение традиции Россией: пример Православной церкви в Черногории

25 сентября 2020 г.

Эта статья является частью программы обучения руководителей CSIS Понимание российской армии сегодня .

Закон о свободе вероисповедания, принятый парламентом Черногории 27 декабря 2019 г., перевернул политику на Балканах, спровоцировав насильственные инциденты в парламентах Черногории и Сербии и спровоцировав серию протестов, организованных Сербской православной церковью (СПЦ) в разных городах Черногории, Сербии и Республики Сербской Боснии и Герцеговины.
 
Закон предусматривает более широкое государственное наблюдение за финансами религиозных общин, но наиболее спорными являются те пункты, которые предусматривают национализацию церковной собственности, если Сербская православная церковь (СПЦ) не может предоставить доказательства права собственности до 1918 г., когда Черногория стала неотъемлемая часть Королевства сербов, хорватов и словенцев. Черногорская церковь имела автокефальный статус между 1905 и 1920 годами.процентов как мусульмане и 3 процента как католики, в то время как около 45 процентов идентифицируют себя как черногорцы, 29 процентов как сербы, 12 процентов как боснийцы и 5 процентов как албанцы.
 
В Черногории есть две конкурирующие православные фракции. Наиболее влиятельной является Митрополия Черногории и Приморья, входящая в состав Сербской православной церкви и находящаяся под сильным влиянием России. Патриаршая резиденция Черногорской митрополии всегда находилась в Сербии, а не в Черногории. Таким образом, юридический статус церкви находится в Сербии, и церковь не подчиняется никаким законам в Черногории — только в Сербии. В марте 2018 года опрос общественного мнения в Черногории показал, что Сербская православная церковь пользуется наибольшим доверием в стране: 62,3 процента черногорцев заявили о высоком или в основном высоком доверии к Сербской православной церкви. ШОС часто участвует в антинатовских и антизападных митингах и протестах и, как известно, продвигает российскую линию по целому ряду политических и социальных вопросов. Например, ШОС принимал активное участие в продвижении отказа Черногории от членства в НАТО. Вторая церковь, Черногорская православная церковь (МПЦ), не имеет канонического признания и действует как неправительственная организация с 19 века.93. Опрос, проведенный в марте и декабре 2018 г., показал, что МПЦ пользуется наименьшим доверием из 14 опрошенных государственных учреждений.
 
Неудивительно, что наиболее жесткая реакция на Закон о свободе вероисповедания исходит от СПЦ и правительства Сербии, а также от Русской православной церкви (РПЦ) и правительства России.
 
С конца декабря прошлого года СПЦ организовал литию , тип церковной молитвы, во время которой процессия верующих во главе со священником проходит по селу, неся церковный флаг с изображением святого, каждый четверг и воскресенье. Эти протесты в форме литий произошли в масштабах, невиданных в Черногории с момента обретения независимости от Сербии в 2006 году. и весь регион» и обвинил МПЦ в попытке получить религиозную монополию в стране. Он заявил, что МПЦ будет добиваться автокефалии для «церкви Черногории», как это произошло на Украине.
 
Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил поддержку СПЦ в Черногории и указал, что «только путем укрепления единства православного народа можно укрепить позиции РПЦ на Украине и СПЦ в Черногории». Священный Синод РПЦ призвал все поместные церкви поддержать каноническую СПЦ в Черногории. Иерархи РПЦ назвали Закон о свободе вероисповедания «актом поддержки раскола путем ослабления канонической Церкви и попытки поставить ее в унизительную и опасную зависимость от государства».
 
В мае официальный представитель МИД России Мария Захарова обвинила США в «явном намерении внести раскол в православный мир, разрушить целостность духовного пространства на Балканах», Население Черногории.
 
Александр Залдостанов, лидер прокремлевской группы российских байкеров под названием «Ночные волки», выразил поддержку просербским протестующим в Черногории в видеоролике, опубликованном в Facebook в январе: «Мы не отдадим святые места. ”
 
27 февраля 2020 г. поддерживаемый Россией митрополит (епископ) Украины Онуфрий возглавил литию в Подгорице, столице Черногории, организованную СПЦ.
 
Политические и исторические разногласия, выявленные законом, создали благодатную почву для дезинформационной кампании в регионе, направленной на разжигание раскола, с отголосками практики, уже обнаруженной в Украине, Грузии и Армении. С самого начала спора Sputnik Srbija, , сербскоязычное информационное агентство, финансируемое Кремлем, подробно освещало протесты под заголовком «Православие в Черногории защищают», определяя МПЦ как «фальшивую церковь и раскольника». и СПЦ как единственная в регионе, представляющая православную религию. В двух других ложных сообщениях сербских СМИ утверждалось, что НАТО проводит кибератаки в городах, которые не подчиняются указу президента Черногории, и что правительство Черногории планировало пригласить 250 членов косовского специального полицейского подразделения РОСУ для обеспечения порядка в канун христиан.
 

Вмешательство России в Черногорию

Сочетание дезинформационных кампаний и использования Кремлем РПЦ в качестве инструмента мягкой силы является отличительной чертой продолжающегося пагубного влияния России в Черногории. Усилия Кремля ускорились после его поддержки неудавшегося пророссийского государственного переворота во время парламентских выборов в Черногории в октябре 2016 года, а также антинатовских кампаний в 2017 году, когда Черногория стала двадцать девятым членом альянса. На самом деле Москва, следуя советской традиции, использует комбинация («комбинация»), инструмент активных мер политического воздействия, важнейшими из которых являются дезинформация, проникновение, провокация и рефлексивный контроль. Рефлексивный контроль — это термин, используемый для описания практики предопределения решения противника в свою пользу путем изменения ключевых факторов в восприятии мира противником.
 
В отношении СПЦ и РПЦ к православным церквам Черногории и Украины просматривается четкая параллель. И СПЦ, и РПЦ отрицают существование черногорской или украинской идентичности и, следовательно, черногорской или украинской нации и государства. Роль этих нарративов заключается в оправдании сербского национализма и процесса реимпериализации России.
 
Чтобы понять природу пагубного влияния России в Черногории, необходимо рассмотреть два аспекта: во-первых, роль Православной церкви в легитимации власти и то, как и почему Кремль использует РПЦ как инструмент мягкой силы; во-вторых, основные мотивы и цели российской внешней политики в Черногории.
 

Религия как источник (гео)политической легитимации и мягкой силы

Во всех посткоммунистических странах религия служит средством восстановления утраченной идентичности и восстановления забытого наследия и исторической памяти — все это формирует национальную идентичность. Однако в странах, где большинство верующих принадлежит к Православной церкви, религия играет ключевую роль политической легитимации. Это имеет глубокие исторические корни: в средние века страны христианской православной религии отмечали свою независимость от Византийской империи автокефальным статусом церкви. Сербы, например, прослеживают создание независимого сербского государства до автокефалии Сербской православной церкви в 1219 году., что ознаменовало собой акт независимости от Византии. Русская Православная Церковь получила автокефальный статус в 1448 году и быстро провозгласила себя «Третьим Римом». После падения Константинополя в 1453 году русские считали себя защитниками православных христиан и их веры, отчасти потому, что в 1472 году царь Иван III женился на Софье Палеологине, наследнице Византийской империи и племяннице последнего императора Константина XI. Как я объяснял в своей последней книге, Breve historia de la Revolución Rusa г. брак был представлен как обряд присоединения византийского удела к России и легитимации Москвы как новой столицы православных христиан. Эту связь национальной и религиозной идентичности спустя более пяти веков сформулировал Владимир Путин во время посещения Святой Горы Афон в сентябре 2005 года: «Для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением [. . .] и если Россия — крупнейшая православная держава, то Греция и Афон — ее исток».
 
Религиозная дипломатия Москвы, весь комплекс механизмов взаимодействия государства с религиозными объединениями и использования религиозных институтов, идей и религиозных символов служат ее прагматически определенным национальным интересам. РПЦ не полностью контролируется Кремлем, но это инструмент мягкой силы, который действует в координации с Кремлем по вопросам внутренней политики и с МИД, помогая реализовывать национальные интересы России за рубежом. В 2011 году МИД и Московский Патриархат создали совместную рабочую группу «для обмена оценками различных ситуаций в отдельных регионах мира, в которых есть православные верующие». Хотя Кремль не понимает концепцию «мягкой силы» в том виде, в каком она была сформулирована Джозефом Наем, он остро ощущает политическое влияние, осуществляемое через культурные и исторические связи. РПЦ, этнические русские зарубежья и русскоязычные сети, объединенные концепцией Русский мир , а также крайне левые и крайне правые партии в Европе составляют различные части платформы, на которой Кремль может продвигать консервативную политику и выступать в качестве международного защитника традиционных и семейных ценностей, от которых отстранены западные страны. якобы отвернулся.
 

Внешняя политика России на Западных Балканах: основные мотивы и цели

Почти во всех балканских странах экономические связи с Москвой, охватывающие инвестиции, энергетику и туризм, открывают возможности для российского влияния и делают их естественными мишенями для кампаний российского влияния. Черногория представляет собой особую мишень для Кремля по противоположной причине: потому что там снижается влияние России. Черногория является членом НАТО, признала независимость Косово и поддержала экономические и дипломатические санкции против Москвы после конфликта на Украине.
 
Россия и Черногория исторически имели дружественные отношения, но они быстро изменились после решения правительства Черногории о вступлении в НАТО. С тех пор основные цели Кремля в Черногории заключались в том, чтобы способствовать расколу среди населения, чтобы изолировать и закрепить свое влияние на пророссийски настроенное сербское население Черногории, представить Кремль как великого защитника сербов и Православной церкви в Черногории. Балканы, и ослабить молодое черногорское государство и демократию, чтобы дискредитировать страну НАТО. В представлении Кремля Балканы — это один из фронтов глобального соперничества за власть и влияние, в котором Россия соревнуется с Соединенными Штатами и Европейским Союзом.
 

Выводы: как сдержать влияние России в Черногории

Вредоносное влияние России в Черногории трудно измерить, потому что Кремль осуществляет это влияние через доверенных лиц, таких как КПЦ, местные СМИ и, в меньшей степени, правительство Сербии.
 
Как Черногория может противостоять этому влиянию и продолжать идти своим собственным независимым путем? Для начала Черногория должна обратить особое внимание на свои сравнительные уязвимые места и преимущества, потому что уязвимые места делают возможным вмешательство Кремля.
 
Его главной уязвимостью является социальная поляризация, уходящая корнями в независимость Черногории от Сербии в 2006 году, когда 55,5% граждан проголосовали за независимость, а 44,5% проголосовали против. Вторая волна социальной поляризации возникла со вступлением Черногории в НАТО, когда 46% граждан проголосовали за вступление в Атлантический альянс и 42% против. Просербские оппозиционные партии, Кремль, РПЦ, Демократическая партия социалистов (ДПС), но прежде всего СПЦ, выиграли от социальной поляризации. SOC является сильнейшей оппозицией правительству Мило Джукановича в Черногории и его прозападной политике. Показательны результаты последних выборов в законодательные органы Черногории, на которых ДПС впервые за тридцать лет потеряла власть. Принятие Джукановичем спорного церковного закона дало СПЦ рычаги, необходимые для организации крупномасштабных протестов против правительства. Согласно опубликованному опросу общественного мнения, проведенному Черногорским разведывательным агентством, Закон о свободе вероисповедания поддерживают только 20 процентов граждан Черногории, а 62 процента из них не поддерживают этот закон. По данным того же опроса, 62% из них объявляют себя верующими СПЦ, а 10,1% переходят в МПЦ. Важно отметить, что СПЦ удалось объединить граждан, возмущенных наступлением правительства на церковь, а также граждан, недовольных автократическим правительством Джукановича.
 
Ожидается недовольство населения ДПС. Как указывает Флориан Бибер в книге «Возвышение авторитаризма на Западных Балканах », Джуканович оставался у власти в течение тридцати лет (шесть сроков на посту премьер-министра, два на посту президента), укрепляя связи между государством, его партией ДПС и организованной преступление. В течение 1990-х годов ДПС контролировала стратегическую приватизацию, сочетая государственный контроль над экономикой с новым диким капитализмом, от которого наживался формирующийся класс магнатов, обычно тесно связанных с режимом и лояльных ему. В 2000-е годы правительство провело масштабную операцию по контрабанде, особенно сигарет. В этот период ДПС укрепил связи между партией, государством и организованной преступностью. В 2016 году 32 процента всех иностранных фирм в Черногории принадлежали российским владельцам. Эти связи основывались на легком доступе для российских инвестиций и их способности обходить правила. Находясь у власти, Джуканович способствовал независимости от Сербии и строительству государства и нации, способствуя социальной поляризации по вопросам идентичности, которые помогли ему доминировать над сегментом электората и обеспечить свой контроль. Стратегическая приверженность правительства евроатлантической интеграции с 2008 года помогла Джукановичу и его правительству обеспечить внешнюю поддержку.
 
Последние выборы, состоявшиеся в августе, привели к первой с 1990 года смене власти в Черногории. Хотя смена власти приветствуется, чтобы сохранить независимый путь Черногории и противостоять влиянию России, Черногория должна укрепить свои институты, должным образом принять законы статус SOC, а также повысить гражданское образование и поддержку сотрудничества между гражданским обществом и государственными учреждениями. Лучшим способом уменьшить влияние России в Черногории было бы восстановление доверия граждан к демократическим институтам, которое было деградировано из-за коррупции и клиентелизма ДПС. Первым шагом является принятие Закона о происхождении собственности, который стал бы эффективным средством против повсеместной коррупции и клиентелизма, а также против мафии и криминала, связанных с Россией.
 
Партия «Единое действие за реформы» (URA), ныне лидер коалиции «Черные против белых» и член коалиции оппозиционных партий, которые сформируют новое правительство Черногории, предложила Закон о происхождении собственности в марте 2019 г. , как один из ключевых механизмов в борьбе с коррупцией. Закон обяжет государственных служащих, «переходных» бизнесменов и лиц, близких к организованным преступным группам, обогатившихся за счет приватизации общественной собственности, доказывать происхождение своего имущества и объяснять, как они накопили такое огромное состояние. Основная цель закона – восстановить доверие к государственным институтам и разорвать порочный круг между клиентелизмом, коррупцией и государством, а также стать механизмом предотвращения коррупции в будущем.
 
СПЦ представляет собой проблему для Черногории, поскольку это не просто церковь, обеспечивающая отправление религиозных обрядов; она играет параполитическую роль и является инструментом российского влияния. Дальнейшее укрепление законности требует принятия при общественном и политическом консенсусе законов, гарантирующих ШПЦ такой же статус, как и другим религиозным общинам, то есть ШПЦ должна стать юридическим лицом в Черногории и платить налоги государству.

Мира Милосевич — старший научный сотрудник по России и Евразии Королевского института международных и стратегических исследований Элькано, автор трех книг.
 
CSIS не занимает определенных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
 

Путин хочет, чтобы Бог (или, по крайней мере, Церковь) был на его стороне — внешняя политика

27 августа была раскрыта одна из самых странных целей российских хакеров, когда агентство Ассошиэйтед Пресс опубликовало новость о том, что Fancy Bear— группа, печально известная своими хакерскими атаками на президентских выборах в США в 2016 году, также нацелилась на самое сердце восточного православия — Вселенский Константинопольский Патриархат.

Бородатые священнослужители могут показаться странным выбором для группы, которая обычно преследует либеральных политиков или русских диссидентов. Однако большинству жителей Запада неизвестно, что внутри политики восточного православия, насчитывающего около 300 миллионов верующих по всему миру, разыгрывается глобальная борьба. Эта борьба противопоставляет российское государство и Русскую православную церковь Константинополю и его очевидной поддержке независимой Украинской православной церкви.

Русская Православная Церковь, претендующая на 150 миллионов членов, безусловно, является крупнейшей из 14 взаимно признанных Православных Церквей, и ее руководство прекрасно осознает имперское прошлое церкви и тот факт, что это единственная Православная Церковь, поддерживаемая значительная государственная власть сегодня.

27 августа была раскрыта одна из самых странных целей российских хакеров, когда агентство Ассошиэйтед Пресс опубликовало новость о том, что Fancy Bear — группа, печально известная своими хакерскими атаками на президентских выборах в США в 2016 году — также нацелилась на самое сердце восточного православия. , Вселенский Константинопольский Патриархат.

Бородатые священнослужители могут показаться странным выбором для группы, которая обычно преследует либеральных политиков или русских диссидентов. Однако большинству жителей Запада неизвестно, что внутри политики восточного православия, насчитывающего около 300 миллионов верующих по всему миру, разыгрывается глобальная борьба. Эта борьба противопоставляет российское государство и Русскую православную церковь Константинополю и его очевидной поддержке независимой Украинской православной церкви.

Русская Православная Церковь, претендующая на 150 миллионов членов, безусловно, является крупнейшей из 14 взаимно признанных Православных Церквей, и ее руководство прекрасно осознает имперское прошлое церкви и тот факт, что это единственная Православная Церковь, поддерживаемая значительная государственная власть сегодня.

Тем не менее, Русская Православная Церковь и Кремль по-прежнему возмущаются символическим и моральным авторитетом Константинополя, хотя его светская власть уменьшилась после распада Византийской империи в 1453 году. Вселенский патриарх Варфоломей признан другими православными церквями как имеющий статус первого среди равных. Константинополь управляет епархиями по всему миру среди православной диаспоры, например, в Соединенных Штатах, но Фанар, его штаб-квартира, по-прежнему спрятан в убогом уголке Стамбула, где у него зачастую недовольные отношения с турецким государством.

Русские православные мыслители, напротив, часто предлагали теологическое прикрытие имперским амбициям Москвы. В последние годы президент России Владимир Путин воспринял некоторые аспекты этой христианской имперской идеологии, потребовав, чтобы государственные чиновники читали некоторых религиозных философов, которые добились признания на закате дней Российской империи. К ним относятся Николай Бердяев, самопровозглашенный христианский социалист, идеи которого тяготели к своего рода религиозному анархизму, но который предусматривал мессианскую роль России в мире, и фашист Иван Ильин, два выдающихся интеллектуальных деятеля русской диаспоры первой волны. Бердяев и Ильин презирали друг друга, но придерживались определенной точки зрения на российскую исключительность и христианскую империю.

Одним из очагов этого обновленного христианского империалистического слияния является Украина. Представители российской интеллектуальной элиты, такие как Бердяев (сам из киевской аристократии) и Ильин (москвич), всегда находили украинские национальные устремления трудными или невозможными вообразить. Сегодня будущее Украины неразрывно связано с политической борьбой возрожденной Русской православной церкви, которую Москва мобилизует для достижения своих внешнеполитических целей. Около двух третей украинцев исповедуют православие, но с 1991 верующий был разделен между тремя отдельными телами. Только одна из них, Украинская православная церковь Московского патриархата, официально признана мировым православием и подпадает под юрисдикцию Русской православной церкви, предоставляя Москве важный инструмент влияния.

Фанар, однако, похоже, намерен нанести России серьезный удар в этом отношении, предоставив автокефалию или самоуправление украинским православным христианам, учредив новую каноническую православную церковь в Украине вне власти Русской православной церкви.

Автокефальная Украинская Православная Церковь будет приветствоваться большинством украинцев, которые борются за свой национальный суверенитет перед лицом гибридной войны, которую ведет Россия, унесшая более 10 000 жизней. Украинский парламент и президент Петр Порошенко напрямую лоббировали Варфоломея, и сейчас сообщается, что решение о предоставлении украинской автокефалии уже принято. Сделка могла быть заключена еще в апреле, когда Порошенко посетил Варфоломея в Стамбуле.

Варфоломей, скорее всего, выдаст Томос об автокефалии украинским православным христианам, предоставив им полную независимость от надзора Московского Патриархата. Хотя Русская Православная Церковь оспаривает каноничность такого шага, он, вероятно, будет признан другими Православными Церквами и приведет к значительному сокращению числа верующих, на которое Русская Православная Церковь может достоверно заявлять, что является одним из оснований для Претензии Москвы на лидерство в православном мире. Это также означало бы, что Русская православная церковь больше не может дисциплинировать украинское духовенство.

Хотя обе церкви публично уклонялись, именно поэтому Патриарх Кирилл встретился с Варфоломеем 31 августа, предположительно в попытке остановить или отсрочить признание Фанаром автокефальной Украинской Церкви или, по крайней мере, добиться некоторых уступок. если вообще возможно. Внося свой вклад в борьбу с независимостью Украины, Кирилл следовал тому, что стало печальным примером для постсоветской Русской Православной Церкви, которую российский интеллектуал Сергей Чапнин назвал «Церковью Империи». Это представляет собой возвращение к исторической роли Православной церкви, несмотря на некоторую напряженность и сопротивление внутри, в качестве эффективного рычага Российского государства как во внешних, так и во внутренних делах.

Новое отстаивание Россией так называемых традиционных ценностей, таких как гомофобия и противодействие феминизму и секуляризму, получило мощную поддержку со стороны Православной церкви и крайне правых попутчиков на Западе. (Сам Чапнин был уволен с поста ответственного редактора журнала Московской Патриархии за открытое выражение своих критических взглядов. ) Связи между Православной Церковью и Российским государством идут до самого верха; и Кирилл, и его предшественник были как минимум информаторами КГБ в советское время, если не полноценными агентами. Сегодня Путин пользуется поддержкой Православной церкви, института, который, несмотря на низкий уровень благочестия россиян и непосредственное религиозное участие, пользуется большим уважением среди россиян.

Соперничество Москвы с Фанаром выходит за рамки борьбы за независимость Украины и затрагивает суть исторической идентичности России. Русские в девятнадцатом и начале 20-го века называли Стамбул (тогда Константинополь) «Царьградом», что означает «Императорский город» или «Царский город», и лелеяли давние амбиции по захвату города у османов. Царьград имел важное символическое значение для русских как историческая столица Византии, средневековой христианской империи, через которую правители Киевской Руси — свободной восточнославянской конфедерации, в которой проживают современные народы России, Украины и Белоруссии, — приняли христианство в 10 век.

Если Константинополь был Вторым Римом, то Москва мечтала стать третьим. Видение Москвы как Третьего Рима было классно изложено православным монахом Филофеем Псковским в письме 1510 года Василию III, первому русскому правителю, принявшему титул царя. Падение Константинополя все еще было в памяти живых, и идея о том, что Москва была его естественным преемником в качестве главы христианского мира, стала глубоко привлекательной для консервативных россиян.

Теория Третьего Рима не пользовалась, однако, широким влиянием в Московской монархии и получила известность лишь с подъемом славянофильства в XIX в.век. При коммунизме идея об особом месте России в мире получила лишь новую окраску. Бердяев в 1937 году сухо заметил, что в Советском Союзе вместо Третьего Рима «был достигнут Третий Интернационал, и многие черты Третьего Рима переходят к Третьему Интернационалу».

Путин сослался на это наследие, пытаясь оправдать незаконную аннексию Россией Крыма у Украины в 2014 году:

«Все в Крыму говорит о нашей общей истории и нашей гордости. Это место древнего Херсонеса, где крестили князя Владимира. Его духовный подвиг принятия Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Беларуси».

Эта религиозная риторика предназначалась как для внутреннего, так и для иностранного потребления; очевидно, она произвела сильное впечатление на бывшего советника Ричарда Никсона и видного палеоконсерватора Патрика Дж. Бьюкенена, который процитировал эту речь в песне Путину. Совсем недавно Путин использовал годовщину обращения Киевской Руси, которую он назвал «отправной точкой для формирования и развития российской государственности», чтобы заявить права на киевское наследие таким образом, что ясно показало презрение к украинскому суверенитету тем, кто которые знают, что наследие восточнославянского протогосударства оспаривается между украинскими и русскими националистами.

Москва рассматривает победу украинского суверенитета, которая придет с автокефальной Украинской Православной Церковью, как угрозу собственной власти, и это один из эпизодов давней борьбы за власть между Москвой и Константинополем, которая недавно проявилась, когда Москва вытащила в последнюю минуту вышел из состава Святого и Великого Всеправославного Собора 2016 года, на который Константинополь приложил значительные усилия в надежде на достижение большего православного единства. Ранее в том же году Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване, где они опубликовали совместную декларацию, касающуюся таких вопросов, как христианское возрождение в Восточной Европе и вопрос о браке, который, как настаивали оба, должен заключаться только между одним мужчиной и одной женщиной.

То, что Кирилл издал эту совместную декларацию с папой без участия Варфоломея, было тонким подрывом авторитета Фанара; кроме того, это, безусловно, должно было укрепить статус России как глобального поборника социального консерватизма. Со своей стороны, Фанар имеет более либеральный имидж, по крайней мере, по православным меркам, и стал известен своими экологическими инициативами и теологическими аргументами о необходимости защиты окружающей среды.

Москва не единственная среди православных церквей считает Варфоломея слишком прогрессивным, но Россия, возможно, переигрывает. Как аргументировал Чапнин либеральную российскую розетку Сноб Кирилл, вероятно, был ошеломлен готовностью многих других православных церквей поддержать украинскую автокефалию.