Россия для русских. Россия для русских


Почему Россия оказалась не для русских

Хорошо известный лозунг «Россия для русских» сегодня считается провокационным. Его ругают как могут.

Но встает вопрос—если Россия для русских провокационный и националистический лозунг, то что же получается? Россия не для русских?

А если к примеру сказать что Германия не для немцев или Франция не для французов?

Немало важно что про-правительственный социологический центр «Левада» провел в 2013 году опрос населения России в 2013 году об отношении русских к лозунгу «Россия для русских»

49% участников соцопроса Левада-центра (66 процентов) в той или иной степени поддержали лозунг «Россия для русских», и 42% выступили против.

Тот самый лозунг который Путин назвал «провокационным» и «лозунгом непорядочных людей и придурков»

.

Но инстинкт самосохранения русской нации толкает её к пониманию того что русских выживают из своей же страны.

Лозунг “Россия для русских” легализовался в общественном пространстве.

Я отдельно подчеркну—лозунг «Россия для русских» совсем не значит что она только для русских, это значит что русские должны быть преобладающей нацией, во всех сферах жизни общества

Права основной нации страны никогда не должны ущемляться в угоду меньшинства. Но сейчас происходит все ровно наоборот.

Интересы коренного и основного народа ущемляются в угоду узкой касте капиталистов, значительную часть из которых составляют лица еврейской и кавказкой национальности.

Русских выживают из столицы из государства, города Москвы, где русские уже являются национальным меньшинством.

Но почему все так происходит?

 

 

 

Чем является Россия и её народ

В конституции РФ декларируется, что “единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ”.

Сразу же возникает вопрос: а что это такое “многонациональный народ”?

Что это за группа лиц, которая объявлена источником власти? Непосредственно сама конституция РФ не даёт ответа, однако, если принять в рассмотрение всю конституционно-правовую систему РФ (весь корпус законов РФ), то состав “многонационального народа” недвусмысленно конкретизируется.

Чтобы двигаться дальше, необходимо сначала установить, в каком смысле в конституции РФ используется термин “национальность”. В принципе, здесь возможны три варианта:

1. Термин “национальность” используется, как синоним этнической принадлежности. Именно в таком смысле термин “национальность” использовался в СССР.

2. “Национальность” в смысле этноса, который ещё и обладает собственным государством.

3. “Национальность” в смысле просто безэтничного гражданства, например, “американец” — гражданин США или “канадец” — гражданин Канады.

Третий вариант сразу же отпадает за его абсурдностью — маловероятно, что авторы конституции РФ источником власти продекларировали граждан иностранных суверенных государств. Поэтому термин “национальность” в конституции РФ используется в смысле этнической принадлежности

Самой по-себе формулировкой "многонациональный народ" наложено только одно ограничение — требуется, чтобы в этом множестве людей были люди не одного этноса.

Поэтому формулировке "многонациональный народ", в принципе, удовлетворяет абсолютно произвольная выборка из числа жителей Земли при единственном условии, что в данной выборке не все люди из одного этноса.

Например, множество людей, состоящее из одного зулуса, двух таджиков, одного еврея и трёх китайцев, в принципе, полностью соответствует определению "многонациональный народ".

Как видим, сам по-себе конструкт “многонациональный народ” является чисто умозрительным и абсолютно неконкретизируемым.

Поэтому требуется дополнительная информация. Необходимо выяснить, где ещё в конституционно-правовой системе РФ упомянута этническая идентичность, и в каком контексте это сделано. Ответ лежит на поверхности: это национальные республики в составе РФ, а так же национально-культурные автономии — “диаспоры”.

Национальные республики в РФ наделены конституционным статусом государства. Таким образом, в конституционно-правовой системе системе РФ существует понятие этноса, обладающего собственным государством — пункт №2 из списка выше.

Это такие народности, как чеченцы, татары, ингуши, башкиры, калмыки, якуты и прочие этносы, обладающие собственной нац.республикой в составе РФ.

Национально-культурые автономии — это узаконенные общественно-коммерческие организации по этническому признаку. Это и есть те самые диаспоры. С диаспорами в РФ еще больший зоопарк, чем с нац.республиками.

Во-первых, национально-культурые автономии есть у всех тех этносов, у которых есть и свои нац.республики — чечены, ингуши, татары и др. Диаспоры есть у этносов, чьи государства находятся за пределами РФ — армяне, азербайджанцы, таджики, евреи, узбеки и др. Наконец, свои диаспоры есть у этносов, у которых вообще нет своего государства — цыгане, например.

Теперь видно, что фраза “многонациональный народ” приобретает вполне конкретный и осязаемый смысл:

“многонациональный народ” — это совокупность этносов, существование которых признаётся законами РФ.

То есть это те этносы, которые обладают своими нац.республиками и/или своими национально-культурными автономиями (диаспорами).

“Многонациональный народ” — это чеченцы, татары, таджики, евреи, башкиры, армяне и др. Именно эти этносы объявлены в РФ “единственным источником власти”.

Есть один нюанс.

У русского этноса в РФ нет своей нац.республики. Нет в РФ и русских общественных организаций по этническому признаку — они запрещены законом и все попытки их создания блокировались властями РФ. Что это означает?

Это означает то, что существование русского этноса не признаётся конституцией и законами РФ.

Поэтому русский народ не входит в состав “многонационального народа”, то есть русский народ в РФ не является “источником власти”.

Это означает то, что РФ официально не имеет к русскому народу никакого отношения.

Для русского народа РФ — чужое государство.

 

В конце вернусь к лозунгу Россия для русских—это правда, Россия для русских, русским здесь жить, но им нужно вернуть свою страну и государство из рук иностранных захватчиков.

Но это не значит что в России можно жить только русским, в России  много национальностей которых надо уважать, но никогда не ставит их интересы выше интересов русских.

Так более конкретно изложу все словами Фёдора Михайловича Достоевского

maxpark.com

Россия для русских - национализм или гордость?

Александр III - «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ».
Александр III выбрал «Россия для русских» девизом своего царствования, поскольку считал необходимым:- возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков;- освободить внешнюю политику России от опеки иностранных держав;- развить духовные и материальные силы русского народа;- уважение к вере, исповедуемой русским народом и государем;

Значение лозунга «Россия для русских»:- Русский народ – хозяин России.- Государство должно служить своему народу. Власть должна принадлежать нации.

В Российской империи лозунг «Россия для русских» в различном исполнении произносили русские полководцы, ученые, писатели, философы.

В современной России лозунг «Россия для русских» запретили.В 2010 году Министерство юстиции России внесло данный лозунг в список экстремистских материалов. При этом в 2009 году опрос россиян показал, 54% опрошенных согласны с лозунгом «Россия для русских».

«Россия - для русских и по-русски» - Александр III (1845 – 1894) – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский.

«Я готов написать на своем знамени – «Россия для русских и по-русски», и поднять это знамя как можно выше» - Скобелев М.Д. (1843-1882) – выдающийся русский военачальник, участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны, освободитель Болгарии. По одной из версий именно Скобелев автор лозунга «Россия для русских».

«Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет» - Достоевский Ф.М. (1821-1881) – один из самых значимых русских писателей и мыслителей.

«Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» - Ломоносов М.В. (1711-1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, историк, поэт, художник, активный защитник и сторонник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

«Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить» - Менделеев Д.И.

«Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски» - Ильин И.А. (1883-1954) – русский философ, писатель, публицист. Автор книги «О русском национализме».

«Мы русские и поэтому победим» - Суворов А.В. (1730-1800) – национальный герой России, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основателей русского военного искусства.

«Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы» - Столыпин П.А. (1862-1911) – государственный деятель Российской империи. Подавил революцию 1905-1907 годов. В 1906 г. император предложил Столыпину пост министра внутренних дел

maxpark.com

Россия для русских | Я русский

ПреамбулаНациональная история русских в сверхкратком схематичном изложении

Русская равнина

Русское государство зародилось на Русской равнине, которая в геологическом отношении представляет собой целостную литосферную плиту, в климатическом разделена на выраженные зоны леса и степи с подвижной границей лесостепи между ними, а в транспортном и геополитическом отношении представляет собой единство, сформированное теснейшим соприкосновением бассейнов многочисленных крупных рек, протекающих по равнине.

Это переплетение образует «русский перешеек» (по выражению Ф. Броделя), который наряду с «германским перешейком» (Венеция – Гамбург) и «французским перешейком» (Рона – Сена – Рейн) связывает между собой Север и Юг Европы.

Территории, занимаемые сейчас государствами трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов, должны рассматриваться нами как единое историческое пространство ввиду единства происходивших на нем исторических процессов, не утраченного в полной мере и после политического разделения (происходящего, впрочем, уже не в первый раз).

Никакие искусственные попытки выделить из русской истории «историю в границах РФ» недопустимы, да и невозможны. Сами эти границы являются динамической реальностью, и Россия снова, как показало воссоединение с Крымом, воссоединяет земли Русского мира в рамках единого государства.

Русская равнина расположена в Европе, однако в XV–XVI веках русская колонизация перешла за Уральский хребет, где значительная часть Северной Азии превратилась в продолжение коренной национальной территории русских благодаря тому, что речные бассейны Северной Евразии представляют собой также единый транспортный комплекс, создававший возможность быстрого передвижения русских отрядов.

Русское государство объединило в своем составе полярные, субполярные и таежные зоны, находившиеся в древности под ледником и до сих пор частично представляющие собой (прежде всего в азиатской части) зону вечной мерзлоты, и потому может быть определена не столько как Евразия, сколько как Евроарктика.

Это создает значительные трудности в освоении большей части территории России, но в то же время превращает их в уникальную ресурсную кладовую, не до конца еще раскрывшую свои возможности.

Русская цивилизация

Освоение огромной территории в высоких широтах и размещение многочисленного населения в зоне экстремального земледелия, интенсивное использование речного и пойменного ландшафта, пребывание на границе со степной кочевнической зоной и сопротивление ее экспансии сформировало у русских особый набор культурных адаптаций, обеспечило русской цивилизации особое место в сообществе цивилизаций европейского типа.

Уникальной чертой русской цивилизации является поддержание силами одной нации исключительно высокоразвитой и многоаспектной культуры (искусство, литература, религиозная жизнь), которая обычно оказывается по силам лишь сообществу народов.

Замечательной особенностью является также способность русской цивилизации к совершению технологических и военных рывков, обеспечивающих поддержание военно-политического и технологического баланса с западной цивилизацией.

Наиболее проблемной и вызывающей массу нареканий у самих ее представителей чертой русской цивилизации является невозможность обеспечить равно высокий уровень жизни населения за счет создания на всей заселенной территории развитой общественной инфраструктуры – экономической, социальной, то есть пространства комфорта.

Неудовлетворенность также вызывает недостаточная развитость гражданских институтов, технологий обеспечения права, свободы и справедливости.

Эти особенности могут быть объяснены как географически, так и исторически, но объяснение их отнюдь не есть оправдание.

Неудовлетворенность переживается тем более болезненно с учетом того, что русская культура задает исключительно высокое представление о достоинстве и месте русского человека в мире, предельно заостряя при этом вопросы униженности, страдания, недопустимости попрания даже самой слабой человеческой личности.

От мамонтов к лошадям

Первыми культурными достижениями человека на территории современной России были поселения охотников на мамонтов ледникового периода – Костенки, Сунгирь, Мальта. Для этих поселений характерны стабильность, развитая строительная, материальная и художественная культура (палеолитические венеры, наскальная живопись Каповой пещеры).

Современные археологи применяют к ним иногда даже термин «цивилизация охотников на мамонтов». Эта культурная традиция погибла в период позднего палеолита, когда таяние ледника резко изменило экологические условия существования людей, заставило их приспосабливаться к рекам, озерам, охоте на мелкого зверя, рыбной ловле.

Однако очевидно, что проживавшие на территории будущей России человеческие сообщества успешно адаптировались и к особенностям сформировавшегося в мезолите ландшафта. Такие «мезолитические» черты, как интенсивное использование дерева и освоение рек, стали характерной чертой славянской и конвергировавшей с нею финно-угорской культурной адаптации.

Выдающимся историческим явлением на территории современной России было оформление и развитие сообщества индоевропейских народов, заселивших большую часть Европы, значительную часть Азии и оказавших решающее культурное влияние на развитие человечества. На территории России, прежде всего в районе Урала, размещался один из древнейших районов развитой бронзовой металлургии и поселения связанных с этим производством индоевропейских групп.

Синташтинская археологическая культура, наиболее знаменитым памятником которой является поселение Аркаим (на самом деле – лишь одно из многих поселений обширной «Страны городов»), представляет собой пространство высокоуровневой организации городской жизни – рациональная кольцевая планировка, системы канализации.

Проживавшие на территории России индоевропейские племена сыграли огромную роль в величайшей транспортной революции человечества – доместикации лошади, создании колеса и колесниц (древнейшая из найденных колесниц).

«Наши предки скифы»

В последующий период огромную роль в развитии пространства, которое со временем станет Россией, и во всей человеческой истории сыграли кочевники-индоиранцы, прежде всего скифы. Территория Великой Степи во II–I тысячелетиях до нашей эры занималась прежде всего кочевниками иранского происхождения, чьи памятники найдены даже в Монголии.

Обладавшие оригинальной духовной и материальной культурой скифы сформировали древнейшие из зафиксированных наукой политические образования на территории России («царские скифы»). Скифы сыграли решающую роль в разгроме милитаристской Ассирийской державы в Междуречье, а затем оказали уничтожающее сопротивление экспансии Персидской империи, истощив и разгромив лучшие войска царя Дария.

Это поражение предопределило дальнейшее неудачное для восточной империи течение греко-персидских войн, ставших решающим событием в развитии европейской античной культуры.

Некоторые исследователи относят к этому периоду контакты и исторический симбиоз скифов и праславян. Исключать этого нельзя, но и считать достоверно установленным фактом пока невозможно. Но в любом случае скифская (точнее, эллино-скифская) глава должна быть полноценно включена в канон русской исторической памяти.

Мост в Элладу

Огромное значение для развития культуры и цивилизации на Русской равнине сыграла греческая колонизация VIII–VI веков, в результате которой в Северном Причерноморье образовались высокоразвитые греческие колонии – Херсонес, Ольвия, Пантикапей, Фанагория, оформилось греческое Боспорское царство.

Эти полисы и государства не только обеспечили культурное излучение для окрестных народов (составной частью древнегреческой культуры стало предание об одном из «семи мудрецов» – скифе Анахарсисе, приобщившемся к эллинской учености), они сами сыграли значительную роль в истории древнегреческой, римской и византийской цивилизаций.

Греческие колонии представляли собой базу для путешественников и географов, позволявшую исследовать далекую Скифию, обозначавшуюся на древнеримских картах как caput Europae – голова Европы. Размещавшиеся там римские и византийские гарнизоны служили аванпостами против варварства.

Очень рано здесь появилось христианство, что символически связывается с легендой о путешествии апостола Андрея, а исторически – со ссылкой одного из первых римских епископов Климента в каменоломни Инкермана близ Херсонеса, где он принял мученическую кончину около 100 г. н. э. Взятие византийского Корсуня (Херсонеса) князем Владимиром и его крещение послужило связующим звеном между византийской и древнерусской культурами.

Русская равнина не была дикой пустыней. Напротив, выступая в качестве ближней периферии древней европейской цивилизации (эллино-римо-византийской), она подвергалась интенсивному культурному облучению, закладывались древнейшие геополитические и геокультурные коды, которые раскроются в дальнейшем.

Тот факт, что греческая колонизация, римские гарнизоны и византийская культура протянули прямой мост через Черное море между античным Средиземноморьем и Русской равниной, стало определяющим фактором в ускорении развития населявших это пространство народов и для оформления принадлежности этих народов к группе европейских цивилизаций.

Явление славян

Эпоха переселения народов оказала разрушительное влияние на сложившуюся на Русской равнине систему исторических и культурных связей, но в то же время создала пространство для славянской колонизации и развития славянских племен. Переселение готов из Скандинавии на юг будущей России привело к формированию влиятельного готского государства в Приднестровье, начавшего пиратские набеги на Римскую империю. Готское могущество было сокрушено гуннами, положившими начало эпохе тюркского доминирования в Великой Степи, сменившей эпоху индоиранских народов.

Созданная гуннами эклектичная кочевая империя с центром в Среднем Подунавье включала в свой состав и славянские народы, о чем говорит появление типично славянских слов в отчете о посольстве Приска Панийского к Аттиле.

Славяне уже к началу I тысячелетия были известны древним авторам под именем венедов и устойчиво локализовались между германцами и сарматами в пространстве между Эльбой, Вислой и Карпатами, возможно, и в среднем Поднепровье. Ряд археологических культур этого региона могут быть с достаточным основанием квалифицированы как славянские. Эти культуры находились в зоне интенсивного взаимодействия с древними германцами и кельтами.

Распад кочевой державы гуннов и освобождение значительных пространств Европы после переселения большей части германцев в пределы Римской империи открыл дорогу для расширения ареала обитания славянских племен. Славянство разделилось на две ветви: западную – склавинов и восточную – антов.

Анты, расселившиеся в Поднепровье и Северном Причерноморье, продолжали традиции взаимодействия с ираноязычными степными кочевниками. Склавины заселили пространство современной Польши, Восточной Германии, Чехии, Венгрии, Волыни (где сформировалось сильное предгосударственное образование дулебов) и совершали регулярные военные походы на Византию.

Отношения Византии с антами колебались от союзничества против склавинов до совместных славянских атак на греческие рубежи. Постепенно большое количество славянских групп обеих ветвей переселилось на территорию Византии, где образовалась южная ветвь славянских народов.

Разгром дулебов очередными тюркскими кочевниками – аварами – привел к вхождению значительной части славян в состав Аварского каганата в Среднем Подунавье. Этот каганат начал завоевательную политику против Византии, активными участниками которой были славяне. Сопротивление аварам вызвало рождение первой достоверно известной славянской государственности – державы Само в Моравии.

Отношение аваров к славянам было жестоким, что нашло отражение в летописных преданиях об обрах. В то же время пребывание в составе влиятельного государства, находящегося в центре международных отношений и торговли раннего средневековья, стимулировало культурное развитие придунайских славян, рост уровня ремесла, принятие частью из них христианства.

В течение VI–VIII веков происходило расселение славянских общин по всей Русской равнине, где они вступали в соседство или вытесняли балтские и финно-угорские группы населения. Славяне в эту эпоху становятся основным населением Русской равнины.

Политическая организация этих общин была очень слабой, и на юге многие из славянских племен попали в данническую зависимость от Хазарии – полукочевого государства, ведшего интенсивные войны с Арабским халифатом и, как правило, выступавшим в качестве союзника Византии.

Автор текста: Егор Холмогоров

Материал создан: 25.04.2016

создано на основе этого материала

комментарии к статье

iamruss.ru

Русская Сила | «РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ И ПО-РУССКИ». История лозунга

Лозунг “Россия для русских” появился вовсе не в 1990-е годы. Он существовал ещё, как минимум, со времён царя Александра III. О том, как появился этот лозунг в царской России и что в него вкладывали в то время, и пойдёт речь в этой статье.

Есть две версии одного и того же исторического анекдота.

1. Александр 3-й спросил у историка С.Ф. Платонова:– Сергей Фёдорович, как вы полагаете Екатерина была верна мужу?На что дипломатичный Платонов ответил:– Ваше Величество, Екатерина Алексеевна была великой императрицей и очень любила жизнь.– Ну слава Тебе Господи,- сказал Император, – что во мне есть и толика русской крови.

2. Говорят, что как-то Император Александр III собрал у себя в покоях группу историков, что-бы выяснить один единственный вопрос – всё-таки Павел I сын Петра III или нет?Историки разделились на две группы.– Ваше Величество, – сказала ему первая группа – ну как Павел I может быть сыном Петра III, если известно точно, что Пётр был совершенно ни на что не способен как мужчина? Тем более, что в этот момент у Екатерины был бурный роман с графом Салтыковым (что так же хорошо известно) …– Слава Богу! – сказал Император – значит в Нас есть хоть капля русской крови!..– Ну, что вы, Ваше Величество – сказала вторая группа – о каком Салтыкове может идти речь? Вы посмотрите на портреты Петра III и Павла I, это практически одно лицо, родство несомненное!..– Слава Богу! – сказал Александр III – значит Мы законные!..

Это был эпиграф.

Лозунг «Россия для русских», пожалуй, можно отнести к числу немногих девизов-долгожителей.

Россия для русских и по-русскиЗародившись в XIX в. он провозглашается и разделяется частью нашего общества и сегодня, однако вкладываемое в него в наши дни содержание зачастую заметно отличается от первоначального смысла, которым наделяли его русские консерваторы и националисты второй половины XIX – начала XX в. В связи с этим, как справедливо отмечает философ С. В. Лебедев, этот краткий лозунг «нуждается в подробном комментарии, иначе его можно свести <…> к требованию исключительных прав для русской нации <…>, что совершенно неверно».

Авторство лозунга часто приписывают либо императору Александру III, либо легендарному русскому генералу М. Д. Скобелеву, что, действительно, имеет под собой определенные основания.

«При Императоре Александре III по всей стране впервые прозвучали слова: «Россия – для русских», – пишет А. Н. Боханов. Впрочем, другой историк царствования Александра III Е. П. Толмачев утверждает, что «приписываемый в ряде публикаций» императору лозунг «Россия для русских» «не соответствует действительности», поскольку «в документах рассматриваемой эпохи такая фраза отсутствует». Однако, это не совсем так. Бывший начальник штаба М. Д. Скобелева и современник царя-миротворца генерал А. Н. Куропаткин, сам являвшийся приверженцем лозунга «Россия для русских», утверждал: «Истинный богатырь русской земли, император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: «Россия для русских». В другом месте книги он утверждал, что путь развития России, указанный Александром III был сформулирован словами: «Россия должна принадлежать русским»

Где-то перед Первой Мировой (точная дата, к сожалению, мне неизвестна) генерал-лейтенант Генерального штаба Николай Николаевич Янушкевич написал исследование “Состояние вооружённых сил России со времени введения общеобязательной воинской повинности. Важнейшие реформы в военном деле в царствование императора Александра III” (опубликовано в сборнике “История русской армии”, М.: Эксмо, 2009).

Вот отрывок из заключения этого исследования:

В общем, царствование императора Александра III, хотя и кратковременное, оставило по себе большой след в русской истории вообще и в истории русской вооруженной силы в частности. Оно не было славно внешними деяниями в смысле блестящих подвигов русского оружия или значительных территориальных приобретений, но исторические страницы этих 13 лет дороги каждому русскому тем, что за это время впервые с высоты престола было твердо указано, что отныне Россия — для русских, что к голосу ее должны внимательно прислушиваться иноземцы и что наступил давно желанный конец слепого поклонения Западу. В этом отношении Россия поднялась на такую высоту, какой давно не досягала за ряд предшествовавших лет. В этом выразилась неизгладимая заслуга царя-миротворца, беззаветно любившего Россию и свой русский народ.

Первое появление этого лозунга документально зафиксировано 23 июня 1905 в газете “Московские ведомости”. Один из основателей и главных идеологов черносотенного движения Владимир Андреевич Грингмут в статье “Русский народ в России” написал:

“Россия — для русских”, – таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, – то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России...В самом деле, кому должна принадлежать Россия, как не тому народу, который ее создал, ее развил и сделал одною из первых мировых держав? Все входящие в состав Российской империи иноплеменные народности всеми силами противились созданию и развитию России, а многие из них, как, например, татары, шведы, поляки, кавказцы и среднеазиатские племена, наносили ей в разные времена тяжелые удары; а потому не им быть хозяевами в возникшей несмотря на создаваемые ими препятствия, России, а русскому народу, который один со своими князьями и царями преодолел под сенью Православной Церкви эти препятствия и создал то стройное культурное государство, в состав которого вошли прежние его враги, найдя в нем крепкий оплот своему мирному дальнейшему существованию.

Впрочем, ходит версия, что сам Александр III как-то сказал, что “Россия должна принадлежать русским и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ”, однако документальных подтверждений этому нет.

Слово “русский” из чисто этнического понятия стало в том числе и политическим в 1881 году. После убийства Александра II глава Синода Константин Победоносцев предложил назначить на должность министра внутренних дел вместо Лорис-Меликова графа Николая Игнатьева. Он был склонен к интригам и лжи, но это не смущало Победоносцева, ведь главное было в другом: «Граф Игнатьев,— писал Победоносцев в пись­мах к Е. Ф. Тютчевой,— человек не из чистого металла, напротив, весь из лигатуры, но в нем звенит серебро русско­го инстинкта, если бы не оно, эту монету надо бы выбросить далеко-далеко». Игнатьев был близок к славянофилам, и его рассуждения о российской государственности как твердыне с незыбле­мыми принципами, о нерасторжимом единстве народа и царя пришлись по душе Александру III и Победоносцеву. В переписке Александра III с приближенными весной 1881 г. Игнатьев характеризуется как «истинно русский» человек, подлинный патриот, на которого «вполне можно надеяться». Понятие «русскости» служит здесь не национальной, а прежде всего политической характеристикой. Быть «истин­но русским» в сознании императора означало почитать исто­рическую традицию, связанную с самодержавием и право­славием, признавая изначальное преимущество отечествен­ных форм государственной жизни перед европейскими.

Генерал Алексей Николаевич Куропаткин (участник среднеазиатских походов, в 1898—1904 годах – военный министр) в своей книге “Русская армия” в главе “Программы по внутренним и внешним делам России императора Александра III” написал:

Короткое по времени царствование императора Александра III должно было оставить глубокий след в истории России и русского народа. Истинный богатырь русской земли, император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: «Россия для русских». Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, император Александр III, по словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу действий:

1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления;4) развить духовные и материальные силы русского народа. Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать:

а) русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;б) русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;в) русский язык как общегосударственный;г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его государем.

Являясь истолкователем мыслей государя, Н. Бунге признавал, что, следуя путем, указанным державным вождем русского народа, требовалось добиваться, чтобы иноплеменники стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее приемышами.

Государственные учреждения и законы, по мнению Н. Бунге, не должны были во что бы то ни стало ломать исторически сложившийся строй жизни иноплеменников в ущерб их благосостоянию и без пользы для всего государства. Государственный язык должен был стать господствующим без насильственного искоренения всех других языков и наречий инородцев и иноплеменников.

Государственная церковь должна быть ограждена и уважаема без стеснения свободы совести иноверцев и даже сектантов.

Т.е., как видим, лозунг “Россия для русских” понимался в то время частью общества вовсе не в узком этническом смысле, а вполне в духе классического европейского национализма.

Один из генералов Белого Движения, Антон Деникин, указывает на то, что именно Александр III ввёл лозунг “Россия для русских”. Вот что он пишет в своей книге “Путь русского офицера”

В академические годы мне пришлось впервые и потом неоднократно видеть императора Николая II и его семью — в различной обстановке.Открытие офицерского «Собрания гвардии, армии и флота», заложенного повелением императора Александра III… Громадный зал переполнен. Присутствует император Николай II, великие князья, высший генералитет и много рядового офицерства… На кафедре — наш профессор, полковник Золотарев, речь которого посвящена царствованию основателя Собрания. Пока Золотарев говорил о внутренней политике Александра III, как известно, весьма консервативной, зал слушал в напряженном молчании. Но вот лектор перешел к внешней политике. Очертив в резкой форме «унизительную для русского достоинства, крайне вредную и убыточную для интересов России пронемецкую политику предшественников Александра III», Золотарев поставил в большую заслугу последнему установление лозунга — «Россия для русских», отказ от всех обязательств в отношении Гогенцолернов и возвращение себе свободы действий по отношению к другим западным державам»…

Другой участник Белого Движения, Михаил Дитерихс, полагал, что лозунг “Россия для русских” был воспринят и сыном Александра III – Николаем II:

«Устранение с российского престола бывшего Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны вполне отвечало политическим планам Германии и согласовалось с личными несимпатиями Вильгельма к покойному главе дома Романовых и его супруге В политическом отношении бывший Царь по личным воззрениям и качествам был твердой преградой для германских вожделений, непреклонно отстаивая национальные интересы России и не допуская немцев к самостоятельному хозяйничанию. Николай II унаследовал от Отца в полной мере тезис “Россия для русских”, и если германофильствующие русские круги и германофильски настроенные некоторые Члены Дома Романовых, часть министров и придворных, стоявших “у власти”, создали Ему в отечестве репутацию пособника Вильгельма, то будущая бесстрастная и справедливая история сумеет разобраться в исторической интриге, создавшей трагедию последнего царствования, объективно, отнеся успех этой интриги к слабости воли покойного Государя Императора и его слишком большому (тоже чисто русской черте) доверию к людям, при неумении их выбирать, но не к Его личному германофильству, какового в Нем не было и не могло быть».

При этом, что интересно, и Деникин, и Дитерихс делают акцент на том, что “Россия для русских” – это средство для внешней политики и противостояния немецкому влиянию в России.

Лозунг этот был отражён и в поэтической форме. Поэтэсса Лидия Александровна Кологривова, монархистка и член Русского Монархического Собрания, в своих стихах продвигавшая классическую формулу “Православие. Самодержавие. Народность”, в 1906 году написала стихотворение “Россия для русских”.

РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ

Святой молитвой и трудом,Снося невзгоды и страданья,Народ свой отчий строил дом,Слагал Руси державной зданье.Широко дверь раскрыта дома,И он соседей и рабовЗовет на пир в свои хоромы.Хотя страны подвластный сынЗдесь встретил ласку и вниманье,Народ лишь Русский – господин,Просторный дом – его созданье.Хозяин полный он всему,Своими все создав трудами,И место первое – емуВ углу палат под образами.Напрасно праздная молваЧужим пророчит одоленье,Он за исконные праваВосстанет в мощном единеньи;Он все попытки отразитИ волей твердою и стойкойСвое владенье закрепитНад дорогой своей постройкой.Прочь руки! Кровью и трудомНарод родное строил зданьеИ не отдаст свой отчий домОн пришлецам на поруганье.

Вернёмся к цитате из книги генерала Куропаткина “Русская армия”. Весьма интересен пункт 1 – “удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским”. Если такой пункт был, значит в обществе были настроения, что Россия русским не вполне принадлежит.

Наиболее ярким высказыванием на этот счёт являются слова первого русского этнического националиста Михаила Осиповича Меньшикова из его эссе 1908 года “Чьё государство Россия?”:

В то время как свой господствующий (!) народ обращали в рабство — ни один еврей, ни один цыган не знал, что такое крепостное состояние. В то время как господствующий (!) народ cекли кому было не лень — ни один инородец не подвергался телесному наказанию. За инородцами, до отдаленных бурят включительно, ухаживали, устраивали их быт, ограждали свободу веры, давали широкие наделы, тогда как в отношении коренного, господствующего (!) населения только теперь собираются что-нибудь сделать. Разве в самом деле русским колонистам в Поволжье, в Крыму, на Кавказе давали те же громадные наделы и те же льготы что немцам-колонистам? Разве русское крестьянство было устроено столь же заботливо, как, например, польское 40 лет тому назад? Что ж тут говорить о равноправии, когда какой-нибудь слесарь-еврей, несмотря на черту оседлости, мог путешествовать по всей России, до Самарканда и Владивостока, а коренной русский слесарь еще посейчас связан, точно петлей, тем, вышлют ему паспорт из деревни или нет. Вместо одной до смешного переходимой “черты оседлости” коренной русский народ до самого последнего времени был опутан целой сетью затяжных бессмысленных ограничений — при основной и тяжкой повинности нести на себе всю ответственность за громадное, раскинувшееся на два материка государство. Или вы думаете, что армяне, например, или евреи, или финны озабочены в такой же степени, как мы, существованием нашей Империи? Всероссийский национальный союз, исходя из мысли, что государство есть господство, ставит первой задачей господство русской народности, но уж какое тут господство! Для начала хоть бы уравняли нас в правах с г-дами покоренными народностями!

М.О. Меньшиков был этническим националистом, поэтому не согласился бы с такой трактовкой лозунга “Россия для русских”, которую предложил министр финансов Н. Бунге, согласно которой “требовалось добиваться, чтобы иноплеменники стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее приемышами.”

Меньшиков по этому поводу в своей статье “Защита веры” в 1911 году писал: “Обрусить всё не русское” значит разрусить Россию, сделать её страной ублюдков, растворить благородный металл расы в дешёвых сплавах.”

В “Письмах к русской нации” (1908 г.) Меньшиков писал:

Мы, русские, нуждаемся в общечеловеческом опыте и принимаем все, что цивилизация дает бесспорно полезного. Но Россия в данный момент ее развития совершенно не нуждается в услугах инородцев, особенно таких, которых фальсификаторская репутация установлена прочно. Россия — для русских и русские — для России. Довольно великой стране быть гостеприимным телом для паразитов. Довольно быть жертвой и материалом для укрепления своих врагов. Времена подошли тяжелые: извне и изнутри тысячелетний народ наш стоит как легкодоступная для всех добыча. Если есть у русских людей Отечество, если есть память о славном прошлом, если есть гордое чувство жизни — пора им соединиться!

Меньшиков был одним из создателей и идеологов националистического Всероссийского национального союза, в уставе которого было записано:

Союз имеет целью содействовать:а) господству русской народности;б) укреплению сознания русского народного единства;в) устройству бытовой самопомощи и развитию русской культуры;г) укреплению русской государственности

Однако, внутри самого ВНС взгляды на то, что есть русская народность, различались. Так, другой идеолог ВНС, Н. И. Герасимов писал: «Каждый чужой по плоти, облекшись в полноту духа и истины русской, становится национально-русским», а А. Лодыгин говорил следующее: «не следует забывать… что когда националисты говорят о российской народности, они понимают под этим выражением не только людей славяно-русского корня, но и всех людей, которые, от какого бы они корня ни произошли, считают национальные интересы России своими собственными и не отделяют других своих частных интересов от национальных интересов России, а тем более не становятся к ним враждебно настроенными».

Черносотенец Георгий Замысловский, в 1907-м году одном из интервью в период выборов в третью Думу говорил: «В основу своей программы я кладу национальный вопрос, который для русского населения края имеет решающее значение. Не желая зла Полякам и Евреям, и не желая притеснить, мы, члены окраинного союза, должны твердо и решительно заявить: «Руки прочь, Россия для Русских». Я антисемит и противник автономии Польши и, кроме того, подчеркиваю необходимость энергичной борьбы с революцией. Я буду сторонником введения земского самоуправления в Северо-Западном крае при условии обеспечения интересов русского меньшинства. Я считаю, что нельзя допустить еврейский элемент в деревню, т. к. евреи носители революционных идей».

Занятным образом у него в коротком абзаце сочетается “нежелание зла полякам и евреям” с заявлением о своём антисемитизме и нежелании допускать евреев в деревню.

Видный киевский националист, (в прошлом – трудовик) профессор Тимофей Локоть, открыто провозгласив со страниц издаваемой им умеренно-правой газеты “Киев” лозунг “Россия для русских!”, недоуменно отвечал своим оппонентам: “Ну, а для кого же Россия?.. Россия для евреев? Россия для немцев? Россия для англичан?.. Удивительная у нас логика! Если бы немцу сказали, что Германия не для немцев, или что позорно говорить – “Германия – для немцев”, он бы счел это в лучшем случае – за глупость, за полное отсутствие национального и государственного самосознания. А у нас… считается не только некультурным, а просто даже неприличным думать и говорить “Россия для русских!””. Но при этом Локоть сразу же оговаривался, что “это совершенно не значит, что мы хотели бы не пускать в Россию немцев, англичан, американцев, китайцев… Это значит лишь одно: всякий русский гражданин должен свято уважать свое государство, как целое, а отдельным народностям, входящим в состав государства отводить то место, какое принадлежит им по справедливости!”.

Однако, не все монархисты придерживались этого лозунга. Многие ставили религиозную идентичность выше национальной. Так, русский экономист, издатель и публицист Сергей Шарапов, один из учредителей Союза Русских Людей в Москве писал: «наш девиз – не Россия для русских, а святая Русь!, а святою мы имеем право называть ее только потому, что ее основная идея – осуществление по мере сил, любви и Божьей на земле, смиренное и бескорыстное служение всему человечеству, защита угнетенных и слабых, словом посильное осуществление христианской политики». Он полагал, что необходимо «искренне признание за каждым народом, за каждым племенем его собственной души, столь же дорогой и неприкосновенной, как душа отдельного человека».

Член Главной палаты Русского народного союза Михаила Архангела, депутат фракции крайне-правых III и IV Государственных дум черносотенец Григорий Шечков писал:Нет, Россия не для русских (sic), если мы не хотим, чтобы в черте еврейской оседлости она мечталась якобы призванной служить только для евреев, а в черте армянской – для армян и т.д. <…> Россия – для православных! – восклицал он. – Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т.д.” Лозунг “Россия для православных”, полагал Шечков, является наиболее точным и не для кого не обидным, поскольку “только тот истинно русский, кто православен”.

“…Без Православия нет русского народа в культурном и национальном значении этого слова”, – считал член Главного совета ВНС граф Владимир Бобринский. Публицист Анатолий Савенко, депутат IV Государственной думы, один из лидеров Киевского клуба русских националистов заявлял: “Русский народ создан так, что если он перестает быть православным, он перестает быть русским”.

Но не все были с этим согласны. Депутат III Государственной Думы Дмитрий Чихачёв, член ВСН писал: “Православие есть отличительная черта русского народа, но <…> совпадение понятий “русский” и “православный” является лишь общим правилом, допускающим исключения”.

Депутат второй, третьей и четвёртой Государственных дум, Василий Шульгин, член ВНС и историк Платон Кураковский, член Совета Русского Собрания шли в этом вопросе еще дальше, считая, что вероисповедание вообще “не есть признак национальности”, что русские люди не только могут быть православными, старообрядцами и лютеранами, и что даже белорусы-католики “должны быть признаны русскими”.

Понятия империя и национализм для правых начала 20 века были неразделимы. Одним из наиболее ярких высказываний, иллюстрирующих это, является вступительное слово Председателя “Всероссийского национального союза” Петра Балашева на первом собрании представителей союза 19 февраля 1912 г.

Нам <…> постоянно кидают упрек в человеконенавистничестве, в желании поглотить, уничтожить нерусские народности <…> Не в этом задача наша и не к этому мы стремимся. Наша обязанность поддержать полезные и обезвредить тлетворные начала на всем протяжении нашего отечества. Наш долг – громко и властно заявить: местные интересы да подчиниться русским, общегосударственным интересам; а нерусским поданным Великого Белого Царя мы говорим: примиритесь, раз и навсегда с тем, что вы составляете неотъемлемую часть неделимой России, подчините ваши мелкие местные вожделения задачам Русского государства, скиньте шапки перед этой святынею, и живите и развивайтесь в мире; не мы вам будем в этом препятствовать: наш прямой расчет, чтобы все части великого целого процветали, чтобы всюду царили мир и согласие. Ну, а если не хотите, – то не взыщите.

О том, что целью русских националистов не является угнетение других народов, писал в 1908 году в журнале “Новое время” и один из организаторов ВНС князь Александр Урусов: “всем – и русским и инородцам – на Руси должно быть безобидное житье”.

Можно сделать вывод, что сто лет назад, как и сейчас, лозунг “Россия для русских” имел весьма широкий диапазон толкования.

Таким образом, можно утверждать что лозунг «Россия для русских» был известен еще в царствование императора Александра II и уже тогда вызывал полемику, показавшую, что в отношении к этому девизу, как и к его трактовке, изначально не было единства мнений. Кроме того, первоначальное значение этого девиза было несколько иным, чем оно стало в XX в. и, тем более, оно было крайне далеко от некоторых его современных трактовок, приведших к вульгаризации лозунга и выхолащиванию его первоначального смысла.

rusila.su

КГО Союз Русского Народа«РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ» – ИЛИ РОССИЯ ДЛЯ НЕРУССКИХ? Новая эра Путина.

«Крестный ход» президента Путина 4 ноября. Нам продемонстрировали церемонию официального празднования «Дня национального единства» в Москве. Президент возглавил возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому у храма Василия Блаженного на Красной площади – вместе с патриархом Кириллом Гундяевым, хасидским «главным раввином России» Берлом Лазаром, верховным муфтием, духовными представителями старообрядцев, армян, католиков, буддистов. Для полноты жреческого коллектива не хватало, правда, не менее «традиционных» северных колдунов-шаманов, баптистов и многих других – но и без них картина получилась впечатляющая.

Согласно оперативному патриотическому плану «Русской народной линии», когда же, если не в 400-летний юбилей, «православному президенту» следовало бы объявить собравшимся о наступлении его «новой русской эры»? То есть предложить участникам церемонии возблагодарить русский народ в лице Минина и Пожарского за спасение нашего общего дома России.Татары могли бы по этому поводу заверить, что уже в 1612 году многие из них поддержали православных русских против католиков-ляхов, в том числе из уважения к будущему «национальному лидеру» Владимиру Владимировичу.Армянам и буддистам следовало бы высказать сожаление, что не смогли участвовать в общенациональном деле 1612 года и теперь им приходится «примазываться» к торжеству опять-таки из уважения к приглашению Владимира Владимировича.Президент мог бы вежливо предложить присутствующему католическому функционеру принести покаянное извинение за тогдашние безчинства польских оккупантов и признать, что за это потом НКВД совершенно справедливо наказало польских офицеров в Катыни.Берлу Лазару Путин мог бы предложить покаяться за Лжедмитрия II, который, по сведениям Карамзина, был «жидом, посланным польским королем Сигизмундом» (как позже объяснял это Царь Михаил Романов принцу Оранскому). А начальнику МП следовало категорически предупредить раввина Лазара, чтобы тот и думать не думал выполнять предписание «Шулхан аруха»: молиться еврейскому «б-гу» о разрушении православного храма, пред которым проходила церемония – как-никак здание немалых денег стоит.

Однако шутки в сторону. Ничего подобного Владимир Владимирович и патриарх, разумеется, не предложили участникам церемонии. Они пригласили на эту церемонию совершенно не причастных к событию (или причастных в отрицательном смысле) разношерстных жрецов с иной целью. Президент разъяснил это на торжественном приеме в Кремле: из его слов выходит, что 400 лет назад от государственной катастрофы Россию спасло не русское ополчение под омофором Божией Матери, а то, что «люди объединились во имя России, во имя Родины, став выше сословных, национальных, религиозных и прочих различий».

То есть, Минин, Пожарский и св. Патриарх Гермоген победили оккупантов, потому что поднялись выше своих национальных и религигозных убеждений в предвидении того, что наступят счастливые времена, когда преемники Патриарха Гермогена будут праздновать эту победу (и вообще при случае молиться одному общему «всевышнему») с католиками, язычниками и хасидами, а в освобожденном православными Кремле будет ежегодно праздновать хануку «традиционный» христоборец Берл Лазар…

Эта церемония впечатляющим образом продемонстрировала активно практикуемую государственную идеологию РФ, которой якобы нет согласно ст. 15 конституции РФ, дарованной народу Ельциным в 1993 году: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Врёт конституция: запрет русской государственной идеологии – это и есть нынешняя государственная идеология. Вот как она была сформулирована президентом Путиным вполне откровенно в «Прямой линии» общения с народом 18 декабря 2003 года: «Тот, кто говорит «Россия для русских» – придурки либо провокаторы» – и пригрозил им прокуратурой. В декабре 2010 года лозунг «Россия для русских» был включен в Федеральный список экстремистских материалов (п. 866, по решению Черемушкинского районного суда г. Москвы от 21.12.2010).

1. «Россия — для русских и по-русски»Александр III, государь император

2. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны

3. «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть»Достоевский Ф. М., русский писатель.

4. «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»Ломоносов М. В., русский учёный-естествоиспытатель

5. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить»Менделеев Д. И., русский химик

6. «Я всегда гордился тем, что родился Русским»Попов А. С., русский физик и электротехник, изобретатель радио

7. «Мы призваны творить своё и по-своему, русское по-русски»Ильин И. А., русский философ

8. «Мы русские и потому победим»Суворов А. В., великий русский полководец

9. «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы»Столыпин П. А., государственный деятель

 

www.srnrem.info

Россия для русских — WiKi

«Росси́я для ру́сских» — лозунг русских националистов. В новейшей истории получил также распространение вариант «Россия для русских, Москва для москвичей»[1][2].

Согласно соцопросу Левада-центра 2013 года, 19 % опрошенных заявили, что часто слышали лозунг «Россия для русских», время от времени с ним сталкивались 33 % респондентов. Указанный призыв «определенно поддерживают» 21 % россиян и «скорее поддерживают» 27 %. Против лозунга выступили 42 % сограждан.[3]

Согласно соцопросу Левада-центра 2016 года, 14% процентов поддержали лозунг, а 38% процентов «скорее поддерживают». 21% высказались против лозунга. [4]

Происхождение лозунга

Существование лозунга ещё в 60-е годы 19 века подтверждается цитатой М. Н. Каткова в статье № 264 «Московских ведомостей» от 1867 года, посвященной вопросу колонизации Юго-Западного Кавказа, где автор указывает на существование лозунга и соглашаясь с ней, требует колонизировать регион исключительно при помощи русского населения (взамен предполагаемой колонизации немцами, армянами и греками): «Недавно одна газета провозглашала с свойственным ей одушевлением: Россия для Русских! Вот Кавказ со своими минеральными богатствами, с своею местами почти тропическою растительностью, наконец с своим морским побережьем, ставший неотъемлемой частью России: для кого Кавказ?»

Выступление П. Милюкова в Государственной Думе о лозунге «Россия для русских». 4 декабря 1909 года.

Авторство лозунга часто приписывают[5] одному из идеологов черносотенства В. А. Грингмуту, автору самой старой из известных публикаций с использованием этого лозунга[6]: «„Россия — для русских“, — таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, — то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России». Лозунг стал центральной идеей черносотенцев[7].

По другим версиям, лозунг появился в период царствования императора Александра III[8]. Так, есть версия, что сам император произнёс: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живёт на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ». По словам генерала А. Н. Куропаткина, Александр III выбрал «Россия для русских» своим девизом, поскольку считал необходимым удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским, освободить внешнюю политику России от опеки иностранных держав, упорядочить и скрепить внутренний строй управления, развить духовные и материальные силы русского народа[9].

Некоторые полагают, что автором является генерал М. Д. Скобелев, которому приписывают слова: «Хочу написать на своем знамени: „Россия для русских и по-русски“, и поднять это знамя как можно выше!»[8].

Лозунг «Россия для русских!» был созвучен мыслям Ф. Достоевского, писавшего, что «хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно)»[10].

Значение лозунга

Лозунгу «Россия для русских» даются различные интерпретации:

  1. Этнические русские обладают в России исключительными правами[8].
  2. Россия с опорой на русских[8]. Что хорошо этническому русскому большинству, то хорошо всему населению России[11].
  3. Государство должно служить своему народу. Власть должна принадлежать нации[12].
  4. Русские имеют право жить в России.

Девиз вызывал острую критику практически с начала своего существования, в том числе со стороны некоторых русских националистов. Так, черносотенец Г. А. Шечков утверждал, что во-первых, лозунг не является самобытным, а скопирован с западных аналогов («Англия для англичан», «Германия для германцев» и т. п.), а во-вторых, что русским недостаточно одной кровной связи: «У нас на первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т. д.»[8].

Современность

18 декабря 2003 года президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире, следующим образом прокомментировал лозунг: «Тот, кто говорит: „Россия — для русских“, — знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям, — это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия — многонациональная страна.»[13].

С 2006 года является девизом ДПНИ.

В 2009 году один из ведущих американских центров изучения общественного мнения Pew Research Center[en] провел социологическое исследование, приуроченное к 20-летию падения Берлинской стены. Одним из вопросов для россиян был об отношении к лозунгу «Росси́я для русских». Как сообщается, в результате опроса с ним согласились до 54 % опрошенных[14][15].

В декабре 2010 года лозунг «Россия для русскихъ» (с твёрдым знаком на конце) был включён в Федеральный список экстремистских материалов (п. 866, по решению Черемушкинского районного суда г. Москвы). Как отмечает доклад центра «Сова», «непонятно, запрещён ли лозунг в своем обычном написании или только с буквой „ъ“»[16]

Публицист Леонид Радзиховский, на страницах «Российской газеты», утверждал, что ложный призыв «Россия для русских» предполагает, что она принадлежит «нерусским». Что есть дискриминация русских в России"[17].

См. также

Источники

Ссылки

ru-wiki.org

Россия для русских - это... Что такое Россия для русских?

«Росси́я для ру́сских» — один из лозунгов русских националистов.

Происхождение лозунга

Авторство лозунга часто приписывают[1] одному из идеологов черносотенства В. А. Грингмуту, автору самой старой из известных публикаций с использованием этого лозунга[2]: «„Россия — для русских“, — таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, — то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России».

По другим версиям, лозунг появился в период царствования императора Александра III[3].

Так, есть версия, что сам император произнёс: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живёт на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ». По словам генерала А. Н. Куропаткина, Александр III выбрал «Россия для русских» своим девизом, поскольку считал необходимым удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским, освободить внешнюю политику России от опеки иностранных держав, упорядочить и скрепить внутренний строй управления, развить духовные и материальные силы русского народа[4].

Некоторые полагают, что автором является генерал М. Д. Скобелев, которому приписывают слова: «Хочу написать на своем знамени: „Россия для русских и по-русски“, и поднять это знамя как можно выше!»[3].

Лозунг «Россия для русских!» был созвучен мыслям Ф. Достоевского, писавшего, что «хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно)»[5].

Значение лозунга

Лозунгу «Россия для русских» даются различные интерпретации:

  1. Этнические русские обладают в России исключительными правами[3].
  2. Россия с опорой на русских[3]. Что хорошо этническому русскому большинству, то хорошо всему населению России[6].
  3. Государство должно служить своему народу. Власть должна принадлежать нации[7].
  4. Русские имеют право жить в России.

Девиз вызывал острую критику практически с начала своего существования, в том числе со стороны некоторых русских националистов. Так, черносотенец Г. А. Шечков утверждал, что во-первых, лозунг не является самобытным, а скопирован с западных аналогов («Англия для англичан», «Германия для германцев» и т. п.), а во-вторых, что русским недостаточно одной кровной связи: «У нас на первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т. д.»[3].

В декабре 2003 года президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире, следующим образом прокомментировал лозунг: «Тот, кто говорит: „Россия — для русских“, — знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям, — это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия — многонациональная страна»[8].

С 2006 года является девизом ДПНИ.

В 2009 году один из ведущих американских центров изучения общественного мнения Pew Research Center провел социологическое исследование, приуроченное к 20-летию падения Берлинской стены. Одним из вопросов для россиян был об отношении к данному лозунгу. Как сообщается, согласились с ним до 54 % опрошенных[9][10].

В декабре 2010 года лозунг «Россия для русскихъ» (с твёрдым знаком на конце) был включён в Федеральный список экстремистских материалов (п. 866, по решению Черемушкинского районного суда г. Москвы).

См. также

Источники

Ссылки

dic.academic.ru