Содержание
Биография Ломоносова Михаила Васильевича | Биографии известных людей
ФИО: | Ломоносов Михаил Васильевич |
Дата рождения: | 8 (19) ноября 1711 г. |
Место рождения: | Архангелогородская губерния |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Ученый-естествоиспытатель |
Дата смерти: | 4 (15) апреля 1765 г. (53 года) |
Содержание:
- Родители и первые шаги к знаниям
- Московская учёба
- Образование в Петербурге
- Заграничное ученье
- Первые шаги в карьере ученого
- Научная деятельность
- Наследие
- Семья
- Конец пути
- Универсальный человек
Родители и первые шаги к знаниям
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года по новому стилю. Место его рождения деревня Мишанинская Архангелогородской губернии, сейчас это село Ломоносово Архангельской области.
Родители будущего великого учёного по меркам того времени жили зажиточно. Отец Василий Дорофеевич, был по происхождению крестьянин. Мать, Елена Ивановна Сивкова, родилась в поселении Николаевские Матигоры, в семье дьякона и просвирницы.
Ломоносов об отце отзывался как о человеке добром, но невежественном, маму он помнил плохо, так как она умерла, когда ему исполнилось 9 лет. Василий Дорофеевич владел пахотной землёй и занимался рыбными промыслами в Белом море, куда с 10 лет брал с собой сына.
Отец осиротевшего мальчика вновь женился в 1721 году на Феодоре Усковой. После её смерти в 1724 году, он решает жениться ещё раз, на вдовствующей Ирине Корельской, которая относилась к Ломоносову как злая мачеха. Любовь пасынка к книгам её раздражала, и они часто ссорились.
Уже в 14 лет Михаил мог грамотно писать благодаря своему первому учителю — дьячку местной церкви С. Н. Сабельникову, обучившему любознательного юношу грамматике и арифметике.
В определённый момент жить с родителями стало невыносимо. Последней каплей для Михаила стало сообщение отца о планах его женить. Для того чтобы свадьбу отложили 19-ти летний сын притворился больным. В декабре 1730 года Ломоносов сбегает ночью из дома и, догнав обоз с рыбой, следует с ним в Москву. С собой беглец взял помимо небольшого количества одежды только учебники по грамматике и арифметике.
Московская учёба
- Высшее учебное заведение, куда решает поступать Ломоносов, называлось «Спасские школы». Эта единственная в Москве в то время Славяно-греко-латинская академия. Его зачисляют в первый класс в январе 1731 года. Проявив большую тягу к знаниям и прилежание, живя в бедности, Ломоносов заканчивает три начальных класса школы за год.
- Для поступления в школу Михаилу пришлось скрыть своё крестьянское происхождение и, подделав документы назваться сыном дворянина из села Холмогоры.
- В монастырских библиотеках он читает церковные и светские книги, математические, физические и философские сочинения, получая глубокие познания о литературе древней Руси.
- В период учёбы в «Спасских школах» обман Ломоносова о его происхождении был вскрыт, но способного ученика решили не отчислять.
Образование в Петербурге
- По указанию Петра I в Петербурге в 1724 году была создана Академия наук, с открытием при ней университета. Ломоносова в числе двенадцати самых успешных учеников в 1735 году направляют в столицу для продолжения учёбы в этом высшем учебном заведении.
- В период обучения в академии, прибывшие из Москвы ученики, жили в специально снятом для них доме, принадлежащем епархии Новгорода. Всех проживающих обеспечили небольшим количеством мебели и необходимым набором одежды.
- В связи с тем, что преподавание в университете шло в основном на немецком языке, вновь прибывшим студентам пришлось в срочном порядке заняться его освоением. Каждый день занятия начинались обязательно с этого предмета.
- Во время короткого периода учёбы в Петербурге, Ломоносов изучал экспериментальную физику, математику, химию, философию, а также самостоятельно занимался стихосложением. Профессора академии отмечали необыкновенные способности Михаила к усвоению сложных научных дисциплин.
Заграничное ученье
- По инициативе президента академии, Иоганна Корфа в 1736 году, Кабинетом министров было принято решение отправить несколько способных студентов в город Фрайберг находящийся в Саксонии для изучения ими горного дела и химии. В числе трёх поехавших за границу молодых людей был и Ломоносов.
- Немного позже Корф решил изменить место первоначального обучения, на город Марбург (земля Гессен), где в течение двух лет они должны были изучить основы химии, металлургии и ряда других научных дисциплин.
- Прибывший в Германию Ломоносов снимает комнату в доме принадлежащем вдове пивовара, и с ноября 1736 года слушает лекции в Марбургском университете.
- Обучаясь три года в Марбурге и год во Фрайберге, кроме обязательных дисциплин Михаил дополнительно овладел французским и итальянским языками, а также значительно подвинулся в освоении немецкого. Также он находил время для занятий фехтованием, танцами и рисованием.
- В период с 1737 по 1739 год, занимаясь науками, любознательный студент представил две научные работы по физике. Он изучал немецкую и европейскую литературу. Обогащая свои знания, Ломоносов увлекся переводом стихов.
Первые шаги в карьере учёного
- В 1740 году Михаил принимает решение о возвращении в Россию, считая, что учёба во Фрайберге ему уже ничего ему не даёт. Преодолев много трудностей, попав в этот период против его воли на службу в прусскую армию, и сумев оттуда дезертировать, он, наконец, прибывает в Петербург в июне 1741 года.
- Руководством Академии молодой учёный направляется для изучения естественных наук к профессору истории и ботаники И. Амману. Под его руководством он разбирает коллекцию минералов и окаменелостей Кунсткамеры.
- В августе 1741 года Ломоносов передал для изучения академикам две диссертации по химии и физике, в надежде на их одобрение. Но время шло, а ответа не было.
- В конце ноября 1741 года он подаёт прошение о его назначении на должность в Академии только, что вступившей на престол императрице Елизавете Петровне. После её вмешательства учёный получает должность адъюнкта или другими словами помощника.
Научная деятельность
- В период с 1742 по 1756 год Ломоносов ведёт большую научную деятельность. Не было таких отраслей знаний, где бы он ни вёл изысканий.
- Став профессором химии в 1745 году он пишет диссертацию и ведёт занятия по физике, химии и минералогии, выпускает большой перечень научных трактатов, читает лекции.
- В 1748 году в Академии был создан Департамент истории. Участвуя в его заседаниях, учёный ведёт постоянную полемику с немецкими профессорами, умышленно занижающими значение русских людей в своих научных работах.
- В 1753 году русский естествоиспытатель при помощи генерал-адъютанта И. И. Шувалова открывает фабрику по производству мозаики.
- Московский университет, распахнувший двери в 1755 году был открыт благодаря активной деятельности Ломоносова, написавший для него начальный проект.
- В 1757 году Ломоносову дают чин коллежского советника. Он работает в Канцелярии Академии и заведует учебными и научными департаментами.
- 1758 году его назначают заведовать Департаментом географии академии, и ведёт большую работу по составлению нового российского Атласа.
- В 1759 году он берётся за составления устава для гимназии при Академии, причём, не отступая от линии предоставления возможности учиться в ней детям низших сословий.
- В 1760 году Ломоносов становится почётным членом Стокгольмской, а в 1764 году Болонской научных академий.
Наследие
- Молекулярно-кинетическая теория тепла, разработанная Ломоносовым, опровергла главенствующее в то время ученье французского естествоиспытателя Антуана Лавуазье, о так называемым «теплороде». В незаконченной диссертации от 1741 года учёный пишет о том, что из корпускул или иными словами молекул состоят все вещества, но и молекулы в свою очередь состоят из элементов – атомов, предвосхитив тем самым будущие теории о строении материи.
- Ломоносов является основоположником физической химии, попытавшись объяснить химические процессы на основе физических законов.
- В своей исследовательской лаборатории, которая была построена в 1748 году учёный, проводя многочисленные опыты, разработал технологию, получения цветного стекла, и производства из него изделий.
- Ломоносов создал отечественную школу прикладной и научной оптики, при этом он сам разработал больше 10-ти конструктивно новых приборов.
- Изучая атмосферное электричество в 1752-1753 году, учёный написал ряд научных работ посвященных этой теме, в которых формирует основы электрической теории.
- Возглавляя географический департамент Ломоносов, руководил работами по картографированию, разработал учения об атмосфере, криосфере, гидросфере и оболочке Земли.
- Ученый внёс большой вклад в развитие гуманитарных наук, написав ряд работ по риторике. В труде о частях речи, разработал стилистику русского языка. Его работа «О правилах стихосложения», была воспринята поэтами как образцовая.
- Ломоносов первым в своей стране освоил технику набора мозаичных панно, изготовив вместе с учениками ряд картин среди которых такая монументальная работа как «Полтавская баталия».
- Он издал ряд работ по истории России, основная из которых «Древняя Российская история» была издана уже после его смерти.
Семья
В феврале 1739 года учась в Марбурге Ломоносов, женился на дочери хозяйки дома, в котором снимал комнату. Его жена Елизавета-Христина Цильх в ноябре 1739 года родила дочь, которую назвали Екатерина-Елизавета. 22 декабря 1741 года у молодой семьи родился сын названый Иваном. К несчастью он умер в январе 1742 в Германии.
Возвратившийся в 1741 году в Петербург без жены Ломоносов, два года жил один не вспоминая об оставленной в Марбурге супруге. Елизавета-Христина сама разыскала его через посольство России. Узнав о её запросе, супруг сразу занялся устройством переезда жены.
Дочь Ломоносова Екатерина-Елизавета, родившаяся в Германии, умерла в 1743 году, а 1749 году в их семье родился последний ребёнок дочь Елена.
Конец пути
Ломоносов умер 17 апреля 1765 года в возрасте 53 лет и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Памятники великому учёному установлены не только в России, но и во многих городах мира.
Универсальный человек
Михаил Васильевич Ломоносов человек имевший множество талантов, смог за свою жизнь объять необъятное. Не было таких отраслей научных знаний, куда бы великий ученый, не внёс существенного вклада. Оптика и электричество, теплота и тяготение, метеорология и география, химия, искусство, история, поэзия везде движимый жаждой науки он прокладывал пути для будущих поколений естествоиспытателей и заслужил память и благодарность потомков.
(1711-1765)
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработал проекты переустройства Петербургской академии наук, основал Московский университет. Кроме того, Ломоносов известен нам и как талантливый поэт, и как автор уникальных мозаичных портретов и картин.
Удивителен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, удивительна сама его жизнь — постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по новому стилю — 19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (в нескольких километрах от города Холмогоры) в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, многие родственники, как и большинство крестьян-поморов, занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич был умным, волевым и предприимчивым человеком. Первые годы своей жизни Михаил находился на попечении матери. Сведений о ранних годах его жизни не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость — качества, которые были необходимы в будущей жизни. Когда Михаилу исполнилось девять лет, умерла его мать. Позднее Василий Дорофеевич вновь женился, но новая жена Ирина Семеновна невзлюбила пасынка. Юный Ломоносов на всю жизнь запомнил эту «злую и завистливую мачеху».
С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Они ходили как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Михаила, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей, коми-зырян. В одиннадцатъ-двенадцать лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Вскоре он мог уже переписывать церковные книги, а в церкви читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». В деревне его считали лучшим чтецом. Известны имена первых учителей Михаила Ломоносова — это сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В четырнадцать юный помор грамотно и четко писал. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу. Сохранились автографы Ломоносова, в которых нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости.
С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Книги очень заинтересовали Михаила. Он часто обращался к Дудину с просьбой дать их хотя бы на несколько дней домой. Но книги в то время были слишком дороги, и владелец не соглашался отдать их даже на короткое время. Только после его смерти Михаил получил в собственность эти сокровища. Он не расставался с ними в течение многих лет, выучил наизусть. Позднее Ломоносов назвал их “вратами своей учености”.
Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упреки мачехи. Считая это делом пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца. В доме сложилась тяжелая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы “поступить там в ученье”. С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было девятнадцать лет.
Через три недели будущий ученый прибыл в Москву. Сначала Михаил хотел начать свое обучение с Математико-навигационной школы. Здесь изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Но Ломоносову был необходим латинский язык, так как только на нем писались все научные труды. В январе 1730 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих. Именно здесь можно было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносову пришлось скрыть крестьянское происхождение и выдать себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.
Жажда знаний у юного помора была поразительной. В течение одного года Ломоносов прошел три класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст – «какой болван пришел учиться»), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Этому помогли его способности, трудолюбие и необыкновенная настойчивость, которую не смогли сломить ни тяжелые материальные условия (жалованье у школьников было мало и выплачивалось нерегулярно), ни огромная учебная нагрузка.
В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов. B новом учебном заведении он начал изучать математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно приступил к теории стихосложения. Здесь, в Петербурге, Ломоносов смог увидеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической книжной лавке познакомился с новыми книгами и журналами.
Пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию: В Марбургском университете Михаил слушает лекции по теоретической химии профессора Ю.Дуйзига, а затем лекции по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х.Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В своих письмах в Петербург Вольф отмечал успехи русских в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.
Осенью 1738 года Ломоносов пишет свою первую студенческую работу по физике – «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая была отправлена в Петербург и получила положительную оценку академиков. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г.Фрейберг к физику Генкелю, известному специалисту горного дела. Во Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения. Осенью 1739г., узнав о победе русских войск над Турцией, он создает большое литературное произведение – “Оду на взятие Хотина”, которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее он написал научный трактат “Письмо о правилах русского стихотворства”, где были изложены идеи о реформе русского стихосложения.
С мая по октябрь 1740 года он путешествовал по Германии, пытаясь каким-либо путем вернуться на родину. Ломоносов получает официальное разрешение на возвращение в Россию. Летом того же года он прибывает в Петербургскую Академию наук.
С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Одной из первых работ Ломоносова стало составление Минералогического каталога. Он продолжает заниматься физикой и химией, пишет оды, переводит с немецкого на русский научные статьи. В январе 1742 года Ломоносов получает звание адъюнкта, которое присваивалось студентам, проявившим способности к научной работе. Он становится членом Академического собрания. Главным своим занятием молодой адъюнкт избрал химию. Сразу же после получения этого звания Ломоносов разрабатывает проект химической лаборатории, который руководители Академии оставляют без внимания.
В 1743 году Ломоносов начинает читать лекции по физике, занимается переводами трудов по астрономии. Не имея собственной лаборатории, он проводит химические опыты в физическом кабинете Академии, а летом наблюдает грозовые явления в природе. К началу 1745 года Ломоносов стал известен как специалист по проведению ответственных аналитических исследований. В Академическое собрание он представляет диссертацию «О металлическом блеске», которая получает хорошие отзывы. Летом 1745г. становится профессором химии.
С конца 40-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей. Вскоре он уже работал над “Российской историей”. В марте 1751г. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника. Этим самым он получал право на потомственное дворянство.
Яркую страницу в биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Он начал ее в 1742 году, после получения звания адъюнкта и продолжал в течение 20 лет. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался обучением молодых людей химии, физике, «натуральной и минеральной гистории», физической географии. Поскольку учебников для этих дисциплин на русском языке не было, он занялся разработкой учебных пособий. В 1743г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладоречия сочиненное», оды «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В августе 1743г. участвовал в поэтическом соревновании с А.П. Сумароковым и В.К. Тредиаковским, переложив стихами 143-й псалом. Занимался переводами: с немецкого на русский перевел «Описание в начале 1744 года явившияся кометы», позднее перевел с латинского учебник по физике для студентов.
С 1745г., получив должность профессора химии, Ломоносов начал читать публичные лекции по физике. До него все лекции читались на латинском языке. Ломоносов впервые для этого использовал русский. Лекции проходили с большим успехом.
В 1745г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. Это место было выбрано не случайно. В столице жило много дворян и разночинцев, меньше требовалось денег для обучения, так как цены были ниже, чем в Петербурге, было больше домашних учителей. Ломоносов заботился о том, чтобы в учебных заведениях, в том числе и в университете, могли обучаться дети простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. Обучение на трех факультетах — философском, юридическом и медицинском — велось в основном на русском языке и русскими профессорами. Принимали сюда детей из различных слоев. При университете существовала гимназия, которую Ломоносов считал основой университетского образования и самостоятельным учебным заведением.
В 1751г. в Академической типографии было отпечатано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая». Это стало большим событием в жизни Ломоносова, до него такой чести не удостаивался ни один член Петербургской Академии.
В 1752г. появилась трагедия «Демофонт». В апреле 1755г. в Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес «Слово похвальное Петру Великому».
В 1757г. в Академической типографии отпечатана «Российская грамматика», а в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова.
C 1756 по 1765 годы Ломоносов разрабатывал программу, по которой должно было развиваться среднее и высшее образование в России. Он выступал за увеличение количества школ, в которых могли обучаться дети независимо oт происхождения. Сам лично проверял качество обучения, присутствуя на экзаменах и задавая каверзные вопросы ученикам.
В 1764 году составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова», в январе 1765г. последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.
Умер Михаил Васильевич Ломоносов 4 (по новому стилю-15) апреля 1765г. в собственном доме на реке Мойке. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. По свидетельствам современников, проститься с великим русским ученым пришли многие поклонники его таланта.
Его жена Елизавета Андреевна (в девичестве Елизавета-Христина Цильх) пережила своего мужа всего на полтора года. Осенью 1766г. она скончалась. Дочь Елена уже после смерти отца вышла замуж за А. А. Константинова, библиотекаря Екатерины П. Они имели двух дочерей — Софью и Екатерину, которые явились продолжателями рода Ломоносова.
Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почетный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Многие его открытия опережали свое время и нашли подтверждение лишь в наши дни. Деятельность Ломоносова была связана с потребностями страны, направлена на промышленное и культурное развитие, на ее процветание. Жизнь великого помора, посвященная бескорыстному служению русской науке и просвещению, для последующих поколений оставалась и остается ярким примером трудолюбия, самоотверженности и страстной тяги к постижению неизвестного и удивительно разнообразного окружающего нас мира.
В 1832 году в Архангельске был установлен памятник М.В. Ломоносову, созданный скульптором Мартосом. Музей Ломоносова (на месте усадьбы Ломоносовых) был открыт в 1940 году, наиболее интересные экспонаты – прижизненные научные и литературные труды. Позднее памятники появились и в селе Ломоносово, и в Северодвинске. О нашем великом земляке написано значительное число романов, повестей, пьес, стихотворений, причем это произведения не только русской литературы, но и мировой. |
Биография Михаила Ломоносова — факты, детство, семейная жизнь и достижения Зильч (м. 1740)
дети: Елена Ломоносова
Писатели
Изобретатели
Дата смерти: 15 апреля 1765 г.
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Известные выпускники: Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
открытия/изобретения: Коаксиальные роторы
Еще факты
образование: Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
Рекомендуем Вам
Детство и молодость
Михаил Василий Ломоносов родился 17 ноября 1719 г. (позже переименованный в Ломоносово) в России Василию Дорофеевичу Ломоносову и Елене Ивановне Сивковой. Он принадлежал к семье поморских крестьян, называемых поморами.
В возрасте десяти лет он начал помогать отцу в его бизнесе по ловле трески и перевозке грузов. В этот период он также занимался изучением русской грамматики.
В течение 1720-х годов он побывал в нескольких портах Белого и Северного Ледовитого морей. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также знакомиться с культурой таких народов, как ненцы, финны и саамы.
Паспорт ему выдали в 1730 году, и для продолжения образования он в том же году поехал в Москву. Через некоторое время он был принят в Славяно-греко-латинскую академию.
Он был блестящим учеником и после трех лет обучения был направлен в Киев, чтобы провести год в Киево-Могилянской академии. Однако он был недоволен полученным в Киеве образованием и вскоре вернулся в Москву. Михаил Ломоносов закончил свой плановый двенадцатилетний курс за пять лет и был лучшим в своем классе.
В 1736 году он получил стипендию Петербургской академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для учебы в Марбургском университете в Германии.
С 1739 по 1740 год он изучал химию, философию, металлургию и минералогию. Он внимательно читал произведения философа Роберта Бойля. Помимо этого, он также был увлечен немецкой литературой и освоил язык. Известно, что он увлекался произведениями немецкого поэта Иоганна Христиана Гюнтера.
В этот период он также начал сочинять собственные стихи, преимущественно оды. Он написал «Письмо о правилах сочинения русской поэзии», в котором подчеркивал, что силлабатонический лад является самой основной частью русского стихотворного сочинения.
Продолжить чтение ниже
Карьера
Михаил Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Санкт-Петербургской Академии наук. Вскоре он был назначен адъютантом кафедры физики на кафедре Академии.
В 1745 г. он был зачислен в химию Петербургской Академии Наук штатным профессором. В том же году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов.
В 1748 году он опубликовал свой труд «Краткое руководство по риторике». Через несколько лет, в 1750 году, по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны он написал для будущего национального театра трагедию в пяти действиях под названием «Тамира и Селим». Спектакль получил высокую оценку.
В 1751 году Петербургская академия издала дебютный сборник стихов Михаила Ломоносова.
В 1752 году он выпустил стихотворение «О пользе стекла» и сочинил вторую пьесу «Демофонт».
Он стремился улучшить качество образования в России и в 1755 году вместе с графом Иваном Ивановичем Шуваловым основал Московский университет.
В 1765 году Михаил Ломоносов изложил закон сохранения массы, согласно которому масса не может быть ни создана, ни уничтожена, хотя она может перемещаться в пространстве, или связанные с ней сущности могут изменяться по форме.
Он провел эксперименты, чтобы доказать закон сохранения массы. Это, в свою очередь, привело его к выводу, что теория флогистона, выдвинутая Иоганном Иоахимом Бехером, неверна.
В 1760 г. он был назначен директором Университета и гимназии Петербургской Академии наук. В том же году в результате своих исследований он объяснил развитие айсбергов.
Продолжить чтение Ниже
Он был первым человеком, зафиксировавшим температуру замерзания ртути. Другие его научные открытия включают разработку кинетической теории газов, волновой теории света и механическую интерпретацию гравитации. Он также рассматривал теплоту как форму движения.
В 1761 году он наблюдал за планетой Венера и ее орбитой вокруг Солнца из обсерватории недалеко от своего дома в Санкт-Петербурге. Его наблюдения привели к гипотезе о существовании атмосферы вокруг планеты.
Разработал модернизированную модель телескопа-рефлектора, которая позволяла зрителям беспрепятственно смотреть на изображение в окуляр. Он представил модель в Российской академии наук; однако тип телескопа был опубликован намного позже.
Он также был страстным любителем искусства мозаики. В 1763 году он основал стекольную фабрику, которая изготовила первые витражные мозаики за пределами Италии. В том же году он также опубликовал свой самый важный геологический литературный труд под названием «О слоях Земли».
В 1764 году он был назначен государственным секретарем. Однако он смог прослужить в этой должности только год.
Основные работы
Михаил Ломоносов был специалистом в различных областях, таких как геология, физика, литература, география и химия. Он придавал большое значение развитию системы образования в России и вместе с учреждением Московского университета основал первую в России химическую лабораторию в Петербургской Академии наук. В результате своих исследований он объяснил явление айсбергов, бросил вызов некоторым предыдущим научным теориям, таким как теория флогистона, а также опубликовал теории, такие как закон сохранения массы.
Награды и достижения
Он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук в 1761 году.
Он был членом престижной Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь и наследие
Михаил Ломоносов познакомился с Елизаветой Кристиной Зильх во время учебы в Германии, и они поженились в 1740 году.
Он умер от гриппа 15 апреля 1765 года в своей резиденции в возраст 53.
Общая информация
В его честь Московский государственный университет был переименован в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1940 году. Академия наук СССР (позже переименованная в Российскую академию наук) награждена Золотой медалью имени Ломоносова за достижения в области гуманитарных и естественных наук. Медаль названа в честь Михаила Ломоносова. С 1967 г. академия присуждает две медали: гражданину России и иностранному ученому.
Именем Михаила Ломоносова назван кратер на Луне, а также кратер на планете Марс.
Михаил Васильевич Ломоносов | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено 08 июн 2018
Русский химик и физик Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) выдвигал передовые научные теории и мешал ему заниматься разнообразными интересами. широкое признание.
Михаил Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в селе Денисовка. Так как возможностей для получения образования в родном селе было мало, он в 19 лет сбежал в Москву, где поступил в духовную семинарию и стал учиться на священника.
Проявив незаурядные способности ученого, юный Ломоносов был избран в 1735 г. для посещения лекций, читаемых в Академии наук в Петербурге. Этот опыт изменил все направление его карьеры. Петербургская академия в это время продвигала ряд исследований материальных ресурсов Сибири, для которых нужны были подготовленные химики и металлурги. С 1736 по 1741 год Ломоносов изучал эти предметы в Германии, сначала в Марбургском университете, где он получил основательную подготовку в основных науках, а затем в знаменитой горной академии во Фрайбурге.
По возвращении в Россию Ломоносов стал членом Петербургской академии, и остаток своей жизни посвятил почти исключительно ее делам. Вскоре он стал спорным лидером группы коренных русских ученых в академии, противостоящей клике иностранных членов, в основном немцев, которые были импортированы в ее состав при ее основании, чтобы стимулировать российскую науку. В 1745 году он был назначен профессором химии в академии, где построил химическую лабораторию для обучения и исследований. Здесь он провел один из первых курсов практического обучения химии.
Хотя Ломоносов много публиковал по различным вопросам физики и химии, его работы были в основном в виде диссертаций с ограниченным тиражом. Его многочисленные действия, похоже, помешали ему завершить многие из его проектов, и большая часть его оригинальных работ никогда не публиковалась.
Физико-химические работы Ломоносова характеризовались упором на использование атомарных и молекулярных способов объяснения. В век, когда большинство ученых рассматривали теплоту как материальную субстанцию, он утверждал, что теплота на самом деле является формой движения — результатом движения молекул, составляющих материю. Его в основном физический подход к химии заставил его уделять большое внимание количественным измерениям. В этом он, безусловно, опередил свое время, хотя утверждения о том, что он предвосхитил Антуана Лорана Лавуазье, подчеркнув сохранение массы в химических реакциях и признав химическую роль воздуха в горении, безусловно, преувеличены.
Другими научными интересами Ломоносова были электричество, свет, минералогия, метеорология и астрономия. Он заметил
прохождение Венеры в 1761 году и пришел к выводу, что Венера имеет атмосферу, «подобную земной или, возможно, большую, чем у Земли». Он также внес значительный вклад в филологическое изучение русского языка, в том числе в разработку научной лексики, и написал неоднозначную историю России.
Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческая энергия была несколько подавлена его властной натурой и сварливым нравом. Умер от гриппа в Петербурге 4 апреля 1765 г.
Высокохвалебная биография известного русского химика Бориса Николаевича Меншуткина, Ломоносов России: Химик, Придворный, Физик, Поэт (пер. 1952). См. также Михаил Васильевич Ломоносов о корпускулярной теории, в переводе с введением Генри М. Лестера (1970). Литературная и культурная подоплека творчества Ломоносова дана в Гансе Роггере, Национальное сознание в России восемнадцатого века (1960). Научные аспекты обсуждают Александра Вучинича, Наука в русской культуре: история до 1860 г. (1963). □
Энциклопедия мировой биографии
Подробнее с encyclopedia.com
Михаил Васильевич Ломоносов, Ломоносов, Михаил Васильевич
Ломоносов, Михаил Васильевич
(род. Миш-анинская, Архангельская губерния, Россия, 19 ноября 1711; г, Санкт-Петербург,… Бутлеров Александр Михайлович , Бутлеров, Александр Михайлович
Бутлеров, Александр Михайлович
(р. Чистополь, Казанская [ныне Татарская, АССР], Россия, 6 сентября 1828 г.; д. д.… Жермен Анри Гесс, Химия.
Гесс был известен главным образом своими термохимическими исследованиями, которые заложили основу для более поздних исследований в области химической термодинамики. The… Александр Евгеньевич Ферсман , Ферсман, Александр Евгеньевич
Ферсман, Александр Евгеньевич
минералогия, геохимия.
Отец Ферсмана, Евгений Александрович Ферсман, был архи… Василий Осипович Ключевский, КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
(1841–1919 гг.11), выдающийся русский историк.
Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Клод-Луи Бертолле, ФРАНЦУЗСКИЙ ХИМИК
1748–1822 гг.
Клод-Луи Бертолле оказал влияние в четырех областях: теоретическая химия, экспериментальная химия, практическая химия,…
Вам также может понравиться
SEVERGIN, VASILY MIKHAYLOVICH
Vernadsky, Vladímir Ivanovich (1862 – 1945) Russian Mineralogist, Geochemist, and Biochemist
Academy of Sciences
Freidlina, Rakhil Khatskelevna
The Emergence of Шведские химики XVIII века
Зелинский Николай Дмитриевич
Лепехин Иван Иванович
Dashkova, Ekaterina (1744–1810)
NEARBY TERMS
Mikhail Tsvet (also Tswett)
Mikhail Spiridonovich Gvozdev
Mikhail Semyonovich Tsvet (also Tswett)
Mikhail Aleksandrovich Bakunin
Mikhail
Mikhaël , Эфраим
Майки, Фанни (1931–)
Майки и amp; Ники
Майки
Майкселл, Рэймонд Ф.