Родина мать зовет автор: Музей заповедник «Сталинградская битва»

История плаката. РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ : Новый пенсионер

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны.Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине  июля- плакат был известен уже всей стране… 
Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь». 

Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…
Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука».Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!..

Из воспоминаний сына художника:» К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире… 
Отец с мамой были очень скромными людьми… Мама, например, могла одеваться в Париже, но имела весьма скромный гардероб. Отец был лауреатом четырех Сталинских премий всех возможных степеней — в 1941, 1948, 1949 и 1951 годах. В 51-м он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР».По воспоминаниям сына художника – Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать». Подчеркнул – значит, запали в душу. Запали – значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!

Ираклий Тоидзе: «…Я работал над вариантом иллюстрации к поэме «Витязь в тигровой шкуре». И вдруг — сообщение Совинформбюро о том, что фашистская армия напала на нашу страну с войной. Это потрясающее сообщение сразу переключило на создание плаката…».Тамара Тоидзе: «Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую… Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: «Стой так и не двигайся!» — и сразу стал делать наброски». Александр Тоидзе (сын): «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». 

«Портрет жены художника» – достаточно распространенное в искусстве явление. Сотни живописцев всех времен и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных – нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внес свою лепту в мировую историю.
Советский художник Ираклий Тоидзе – грузин по происхождению – был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Федоровна. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» – только и вырвалось у нее.  

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.

      

«Известия», воскресенье 13 июля 1941года

Исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери – характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Федоровной. 

Спустя много лет, в публикациях полно непроверенных гипотез и предположений.  Но значение это может иметь только для тех — кому  это интересно. Но

удивительный плакат появился в нужный момент, и его популярность не «раскручена» соврменными СМИ.  

Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.

С последнего десятилетия прошлого века плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся, сметливая и продвинутая рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров. Только, в этом редакция «Нового пенсионера» единодушна — нам неловко за «продвинутых современников». Что угодно можно обесценить,опошлить при желании. 

Подробности:
http://intoxicate.at.ua/publ/70-1-0-276 
http://rhistory.ucoz.ru/publ/vojny/velikaja_otechestvennaja_vojna/plakat_rodina_mat_zovet/47-1-0-124 
http://rhistory.ucoz.ru/publ/vojny/velikaja_otechestvennaja_vojna/plakat_rodina_mat_zovet/47-1-0-124 
http://rhistory.ucoz.ru/publ/vojny/velikaja_otechestvennaja_vojna/plakat_rodina_mat_zovet/47-1-0-124 
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E4%E8%ED%E0-%EC%E0%F2%FC_%E7%EE%E2%B8%F2! 

http://annatank.livejournal.com/74683.html 

Иллюстрация:
http://img.encyc.yandex.net/illustrations/bse/pictures/02405/081950.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%E4%E8%ED%E0-%EC%E0%F2%FC_%E7%EE%E2%B8%F2! 
http://marina-darling.livejournal.com/117663.html 

http://www.ljplus.ru/img4/w/o/wolfschanze/toidse.jpg

Обзор С.Кореневой,»Новый пенсионер»
«НП»
 

 

История Плаката «Родина-мать зовёт» Новости «AVRORA»

История Плаката «Родина-мать зовёт». Лиховцева А.В.

 

 

История одной картины.

Плакат «Родина-мать зовёт!» 1941

художник Ираклий Моисеевич Тоидзе

                                            

 

Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!», созданный художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года — один из самых известных советских агитационных плакатов, число изданий и тиражи которого поражают воображение. Выразительный образ, точно найденный художником, лаконичный и ёмкий производил на людей сильное воздействие. Этот плакат оказался настолько пронзительным и проникновенным, что стал подлинным шедевром, не утратив своей эмоциональности и сегодня. Общепризнанное мнение, что сравниться с этим плакатом по уровню воздействия на людей могла только песня А.В.Александрова «Священная война».

В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов, но, безусловно, главной доминантой стал сам образ Родины-матери и визуальный контакт этого образа со зрителем «глаза в глаза». Через тонкий нюанс мимики и настроения, выражение глаз – выразительность этого выражения – «говорящий взгляд» — передавался импульс. Примечательно, что и сам образ матери, будучи собирательным, одновременно был для каждого и глубоко личным — в нём каждый на фронте, безусловно, видел своё дорогое только ему одному лицо. Прообразом Родины-матери послужила жена художника — Тамара Теодоровна Тоидзе. Согласно воспоминаниям самого художника, услышав первое сообщение Совинформбюро 22 июня 1941 г. о нападении нацистской Германии на СССР, его супруга, с шумом распахнув дверь, вбежала к нему в мастерскую с криком полным отчаяния: «Война!». Сын художника в последующем вспоминает что, услышав сообщение о нападении фашистов, мать страшно испугалась за детей. Это сообщение потрясло и сразу переключило и самого художника И. Тоидзе на создание плаката-призыва. Художник, поражённый выражением красивого лица жены — сочетанием испуга, тревожного смятения, силой эмоции, сразу же сказал ей: «Стой так и не двигайся!» — и стал делать рисунок.

                                           

Тамаре Теодоровне на тот момент было всего 37 лет и выглядела она значительно моложе, но художник, сознательно изобразил её старше. Мгновенно, как вспышка, мелькнула в его творческом сознании мысль, что в образе его жены, матери его детей, воплощается всеобщий символ материнской любви, ужаса и отваги – это был символ Родины, символ жизни и родного дома – символ общей матери, которой так нужна была сейчас защита её сыновей и которая сама была полна решимости защитить своих детей. Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, датирован 4 июля 1941 г. — когда и был подписан в печать первый тираж этого плаката. К концу июля 1941 г. плакат, напечатанный огромными тиражами и на разных языках народов СССР, уже увидела вся страна.

«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…»

Известны случаи, когда, вынужденно отдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный тираж плаката «Родина-мать зовёт!» размером чуть меньше обычной почтовой открытки — они хранились в карманах гимнастёрок у многих фронтовиков рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. Плакат «Родина-мать зовет!» стал своего рода и оберегом, подобно тому, как в Первую мировую войну солдаты трепетно носили при себе изображение иконы с образом Божьей матери.

Оригинал рисунка для легендарного плаката хранится в настоящее время в Третьяковской галерее и выставлялся для публичного просмотра на выставке в год 70 – летия Великой Победы. После войны художник Ираклий Тоидзе сделал для разных музеев еще десять авторских повторений этого плаката.

В среде историков искусства, вплоть до сегодняшнего дня, не угасают споры о природе художественной композиции этого плаката и предыстории формирования образа Родины-матери. Если говорить о художественной композиции, то верно отметить, что сам жанр плаката уже предусматривает подобный формат подачи материала, открытый диалог со зрителем, ключевую композиционную доминанту, требует от художника ёмкой формулировки, лаконичности образа и подразумевает использование минимума художественных средств. Как проходил в сознании художника поиск именно этого символа и как была найдена и сформулирована настолько точная образная формулировка – более сложный вопрос. В среде искусствоведов часто проводят аналогии с французским шедевром мировой живописи — картиной французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830), созданной по мотивам июльской революции 1830 года. Безусловно, художник Ираклий Тоидзе знал эту картину. И жест, и композиционный выход главной фигуры женщины — национального символа Франции – Марианны, символизирующей свободу в картине Э. Делакруа, действительно крайне удачен. Но принципиально и крайне важно заметить, что по своей сути Э. Делакруа, пусть легко и талантливо, но воплощена абсолютно другая идея. Образ свободы и образ матери изначально представляют собой разные символы, которые имеют разную семантику и природу, вызывают разные ассоциативные ряды и, естественно, имеют разный принцип воздействия. Кроме указанных аргументов, необходимо обратить внимание, что фигура «зовущая за собой» и фигура призывающая «глаза в глаза» — это две разных формы диалога со зрителем. Оставим споры учёным.

Образ матери, образ Родины, а если проводить иконографические параллели, то важно назвать и образ Богоматери — отчётливо прослеживаются как ключевые в русской философии и идеологии на протяжении всей истории культуры России. Эти образы всегда были и остаются базовыми для русской культуры и заложены изначально в русской ментальности.

После уникального точного попадания в художественный образ в плакате «Родина-мать зовёт!», художник Ираклий Тоидзе неоднократно пытался найти парафразы образа в своих последующих работах. Такими работами стали плакаты «За Родину-мать!» — агитационный советский плакат 1943 г. и плакат «Во имя мира» созданный в 1959 г. в ознаменование начала эры освоения космоса. Эти плакаты не уступают плакату «Родина-мать зовёт!» по своим художественным достоинствам, но уже не могут сравниться с ним по силе своей выразительности, исходящего импульса и пронзительности образа.

В собрании Российской Государственной Библиотеки хранится ещё несколько чрезвычайно интересных и примечательных плакатов, выполненных художником Ираклием Тоидзе. Один из них — удивительный по красоте художественного языка — плакат, который не может не привлекать внимание исследователей, созданный уже после войны — «Тебе, Родина!».

Этот плакат можно по праву признать одним из шедевров агитационного искусства, его отличает красота цветовых сочетаний, при их лаконичности, красота формулировки и подачи образа, заложенные в нём внутренняя сила и целеустремлённость, тонко переданное настроение счастья, гордости за свою страну и уверенности в завтрашнем дне. В этом сочетании человечности и героических качеств, умении почувствовать и передать это сочетание и заключается талант художника Ираклия Тоидзе.

Примечательно, что в советский период знаменитый плакатист Ираклий Тоидзе создаёт агитационные плакаты для Министерства внутренних дел СССР, при участии Главполиграфпрома Министерства культуры СССР – это плакаты «Будьте достойным гражданином СССР! Работники милиции! Повышайте культуру в работе паспортных столов!» (1956) и «Участковый уполномоченный! Постоянно опирайся в своей работе на помощь общественности!» (1957)

справка о художнике:

Ираклий Моисеевич Тоидзе — грузинский советский живописец и график. Народный художник Грузинской ССР (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951).

 

А.В. Лиховцева

искусствовед Ассоциации искусствоведов АИС

 

 


Красота спасет мир

« Бразильский карнавал 2013

Памятники люди трутся и целуются »

Художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 года. Родина-мать зовет — плакат времен Второй мировой войны

Родина-мать зовет — известный плакат времен Второй мировой войны, созданный художником Ираклием Моисеевичем Тоидзе в конце июня 1941 года. Сам художник признался, что идея собирательный образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришел к нему случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на Советский Союз, жена Тоидзе вбежала в его студию с криком «Война!». Вздрогнув от выражения ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся за набросок будущего шедевра.

За Родину! – плакат времен Второй мировой войны, художник Ираклий Тоидзе

Вот еще один плакат советского художника Ираклия Тоидзе. Образ «Родины» в будущем — один из самых популярных образов советской пропаганды. Существуют многочисленные интерпретации изображения и пародии на плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

«Вы вызвались?» — Агитационный плакат июня 1920 года в годы гражданской войны в России, созданный художником Дмитрием Орловым Стахиевичем (1883—1946)

Агитационный плакат июня 1920 г. в годы гражданской войны в России, созданный художником Д. Муром (1883—1946), настоящее имя Дмитрий Орлов Стахиевич. Плакат призывает добровольцев вступать в ряды Красной Армии. Плакат выполнен по подобию американского пропагандистского плаката времен Первой мировой войны «Я хочу тебя в армию США». И так же, как Джеймс Монтгомери Флэгг, наделивший дядю Сэма собственными чертами, Дмитрий Моор изобразил себя в образе красноармейца.

итальянский плакат 1917 «Выполняй весь свой долг!» или «Судьба Тутти иль Востро Довере!» by Achille Luciano Mauzan

Возможно, идея плаката была взята с плаката 1919 года белогвардейских армий Деникина и Колчака, а они в свою очередь перерисовали идею итальянского плаката 1917 года «Исполняй свой долг!», или «Судьба Тутти иль Востро Довере!» by Achille Luciano Mauzan

Американский плакат «Я хочу тебя в армию США» (Джеймс Флэгг, 1917)

На основе оригинального плаката британского лорда Китченера тремя годами ранее. Используется для вербовки солдат как для Первой мировой войны, так и для Второй мировой войны. Флэгг использовал модифицированную версию своего лица для дяди Сэма, а ветеран Уолтер Боттс предоставил позу.

Тоидзе Ираклий Моисеевич (1902—1985), грузинский советский живописец и график, автор знаменитого плаката времен Великой Отечественной войны «Родина зовет!», лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Родился в Тифлисе

Джеймс Монтгомери Флэгг (18 июня 1877 – 27 мая 1960), американский художник и иллюстратор, автор известного политического плаката «Я хочу тебя в армию США». белогвардейских армий Деникина и Колчака

Культовый плакат 1914 года, который очень имитируют лорд Китченер, хочет вас.

Пропагандистский плакат интегралистов 1937 года, имитирующий плакат лорда Китченера. Надпись гласит: «Ты нужен Бразилии! Вне интегрализма нет национализма»

Французская картина «Свобода, ведущая народ» (Эжен Делакруа, 1830), на которой автор изобразил национальный символ Франции – Марианну

wikipedia.org/wiki/Uncle_Sam
davno. ru /плакаты

Читать бесплатно отрывок из книги Марии Гуммель «Родина-мать» (стр. 7)

Он выглядел облегченным. Его тяжелый подбородок вилял, когда он благодарил ее.
Внезапно он показался ей стареющей карикатурой на арийское лицо.
она когда-то восхищалась: его светлые волосы растаяли, его глаза были слишком голубыми, его челюсть
слишком сильный, его толстое солдатское тело стало приземистым, как надгробие.

«Я все исправлю в кратчайшие сроки», сказала она с фальшивой легкостью.
Снег падал сильнее, быстрее. Он обледенел черные ворота и кучу
замороженные собачьи какашки, которые каждое утро туда откладывала толстая такса,
ведомая на поводке фрау Хефтер, женщина, ставшая непобедимой для соседей
критика серебряного Материнского креста, приколотого к ее пальто за то, что она родила шесть
здоровые немецкие дети.

Ее сосед сверкнул собственными зубными протезами в табачных пятнах. «Хороший
тогда ночь, — сказал он весело и потянулся, чтобы сжать ногу Юргена.
Младенец усмехнулся и похлопал лапами по воздуху. «Такой славный мальчик,» сказал он,
отворачиваясь. «У него улыбка матери».

Герр Гейсс поплелся по дорожке, остановившись у ворот.

«Лучше завтра», — сказал он, оглядываясь через плечо.

«Завтра», повторила она.

Лизл лежала на краю кровати, склонив голову на голову Юргена.
колыбели, когда она проснулась от сирен. Не открывая глаз, она
сбросила гагачий пух и схватила пальто, которое висело на
кровать. Она сунула ноги в старые сапоги Фрэнка Вандерфёгеля. Они
разрывались вокруг ее лодыжек, даже когда она дергала шнурки. Она зажгла
фонарь с неуклюжей спичкой. Ее руки сжали ребра Юргена, словно
она подняла его, и он вяло огляделся и опустился на ее руку.
Она протопала в коридор, зовя Ганса и Ани.

Ани вырвался один из их спальни в пижаме, его глаза растаяли
черный у фонаря.

«Где Ганс?» она сказала.

Мальчик указал ему за спину. Лизл поспешила в спальню, где
Ганс стоял на коленях над длинным рядом белых сигарет Juno, каждая из которых
они толстые как палец. Он сорвал их одну за другой. Он «нашел»
их на железнодорожных путях в то утро.

Вдалеке гудел самолет. Юрген плакал и корчился, его таз
врезаясь в ее бедро.

«Что ты делаешь?» — крикнула она Гансу.

«Здесь.» Он держал Юнону до Юргена.

Малыш схватил его прежде, чем Лизл смогла его остановить. Сигарета ткнула
из его кулака.

— Он не может с этим играть, — сказала Лизл, подглядывая за пальчиками ребенка.

«Теперь спускайся в подвал с братом.»

«Это не настоящая атака», сказал Ганс.

Юрген вырвал у нее сигарету и сунул ее в рот.
Он фыркнул, его шесть зубов покрылись табачными волосками. Сирена
снова застонал.

«Его от этого тошнит», — воскликнула Лизл, разветвляя
табак изо рта ребенка и швырнул его на пол. Юрген лизнул
губы и уставился на беспорядок.

— Я мог бы это обменять, — пробормотал Ганс.

«Зачем тебе делать своего брата больным?» — спросила она.

«Мне страшно», — сказала Ани из кромешно-черного коридора. «Я не хочу
спускайся туда».

«Не будь ребенком,» сказал Ганс. «Ты не ребенок».

Словно по сигналу, Юрген заплакал.

— Вы оба. Внизу. Сейчас же, — крикнула Лизл. Ее рука сомкнулась на
Воротник Ганса. Он отшатнулся, как от удара ножом. Сирена оборвалась посреди стона.
Они смотрели друг на друга, ожидая, тишина была огромной и ужасающей.
грохотало небо, но сирена не реагировала. Хотя у Ганнесбурга
не был поражен напрямую, союзники уничтожили соседний Франкфурт
Последняя весна. Туда зашел официант из спа-салона и сфотографировал
разрушение: здания сожжены до пустых руин, замусорены улицы и линии
женщин, стоящих на развалинах, передающих ведра из невидимого
водохранилище, пока город чинил сломанные трубы. Лизл была более
суровые, застывшие лица женщин беспокоили больше, чем костры — они выглядели
если бы кто-то закрепил свой страх в камне.