Родина мать высота статуи: Что выше — статуя Свободы или скульптура «Родина-мать»? Показывает 3D-аниматор

“Родина-мать” зовет

Один из самых высоких памятников в мире, центральный элемент ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде и самая знаменитая работа Евгения Вучетича. К 111-летию скульптора мы подготовили самые интересные факты о создании «Родины-матери».

1. Всесоюзный конкурс. Идея создать памятник в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане пришла именно Евгению Вучетичу, и он уже убедил Академию художеств СССР в необходимости этого монумента. Однако вместо того, чтобы доверить это задание Вучетичу, академия решила объявить всесоюзный конкурс, в котором могли участвовать не только скульпторы, но и все желающие. Конкурс проходил целых десять лет — с 1945 по 1955 год, и, конечно, за это время академия получила большое количество заявок. Например, архитектор Ефим Левитан предложил создать двухъярусную пирамиду с четырьмя широкими лестницами, рассеченную на четыре части. Внутри нее — фигура солдата.

В итоге создание памятника все равно поручили Вучетичу. Есть несколько версий о том, как ему удалось все-таки выиграть конкурс. По одной из них, он обсуждал идеи памятника в честь Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным. По другой — он просто выиграл в честной борьбе. Все-таки Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Евгений Вучетич, 1970 год. © Эммануил Евзерихин/ТАСС

2. Новое название. Как рассказала ТАСС старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Лариса Землякова, первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». «Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» — говорится в служебной записке, написанной собственноручно Вучетичем.

3. Изменение проекта. Изначально памятник должен был быть совсем другим. Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: Родины-матери со знаменем Победы в правой руке и снопами колосьев в левой и солдата с автоматом, преклонившего колени и целующего колосья. Однако уже во время работы над ним скульптор изменил идею. И самому Вучетичу, и тем, кто непосредственно работал над проектом, показалось нелогичным, что солдат складывает оружие, когда война была в полном разгаре. Сталинградская битва стала переломным моментом в Великой Отечественной войне, но о победе еще речи не шло. Поэтому в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем.

«Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять» — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме «Советская империя. Родина-мать». В Москве Вучетич успешно доказал, что концепцию монумента стоит поменять. Он предложил новое решение — динамичную, порывистую фигуру женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. В стремительном движении она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом.

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане, 1982 год. © Эдуард Котляков/ТАСС

4. О вдохновении. Существует много версий, кем и чем вдохновлялся Вучетич, когда создавал скульптуру «Родины-матери». Большинство экспертов сходятся на том, что ее лицо скульптор лепил со своей жены Веры. А вот насчет фигуры их мнения расходятся. Некоторые говорят, что Вучетич вдохновлялся статуей Ники Самофракийской, другие — находят параллели с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже. Третьи же утверждают, что прототипом памятника послужила спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, а четвертые — и вовсе, что это по-прежнему жена скульптора Вера, только с некоторыми изменениями. По этому поводу даже существует анекдот: в какой-то момент супруге Вучетича надоело позировать с поднятой рукой, и она в итоге оставила мужа одного и ушла спать. Вернувшись утром в мастерскую, она с удивлением обнаружила, что ее место модели занял мужчина.

5. Рекорд Гиннесса. В первоначальном проекте высота памятника составляла 36 метров, но, как отмечает Землякова, во времена Никиты Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, было дано поручение сделать скульптуру выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров). В итоге высота «Родины-матери» составила 52 метра, вместе с мечом — 85 метров, а с постаментом — 87 метров. Монумент был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий в мире. Сейчас статуя занимает одиннадцатое место в списке самых высоких монументов. Его возглавляет индийская статуя Единства (182 метра, 240 метров с постаментом). Для сравнения высота памятника Петру I в Москве составляет 98 метров, статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 30 метров (38 метров с постаментом), памятника «Рабочий и колхозница» — 24 метра (58 метров с постаментом).

6. Выбор в пользу бетона. Внушающий размер памятника диктовал свои условия и в выборе материала. Обычно скульптуры делали в бронзе или в камне, но при таких масштабах ее стоимость была бы неподъемной, несмотря на большой бюджет, выделенный правительством на строительство. Тогда Вучетич предложил инновационное решение — делать памятник из цемента.

«Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет», — рассказал ТАСС внук и полный тезка знаменитого скульптора Евгений Вучетич. По его словам, скульптор лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось.

7. Почти как башня. Сложности возникли и при проектировании. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. Тогда скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами. По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры «Родина-мать».

Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте. Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Вес монумента составляет восемь тысяч тонн, а меча — 14 тонн.

8. Меч как символ. По задумке скульптора, «Родина-мать» — это часть триптиха, в который также входит памятник «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке авторства Вучетича и памятник «Тыл — фронту» в Магнитогорске, созданный скульптором Львом Головницким и архитектором Яковом Белопольским. Все три скульптуры объединяет образ меча — выкованный в Магнитогорске, он был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и перерубил свастику в Берлине.

Изначально меч «Родины-матери» был выполнен из титановых листов, однако уже через два года после монтажа его пришлось заменить. Дело в том, что меч несет ветровые нагрузки, как крыло самолета в полете, и при испытании модели титано­вая облицовка показала себя хрупким материалом. При первом ремонте памятника в 1972 году был изготовлен новый меч с обшивкой из нержавеющей стали, установкой по двум диагоналям двух виброгасителей и ус­тройством мембранных отверстий. Поэтому, если присмотреться, на мече можно заметить сквозные отверстия, которые помогают ему «не улететь».

9. Копии памятника. Мало кто знает, что точная копия статуи есть в Москве. Единственное отличие — она в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная «Родина-мать» стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице. У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента «Родина-мать зовет!» и понял, что он находится перед домом-мастерской Вучетича.

10. Километры трещин. Этим летом началась масштабная реставрация монумента. Согласно плану, внутри фигуры нужно заменить все 99 стальных тросов, удерживающих ее бетонный каркас, внутреннее и наружное электроосвещение, а также провести реставрационные работы по наружной поверхности монумента. В ходе изучения поверхности скульптуры реставраторы обнаружили около 180 тыс. дефектов и 14 километров трещин. В настоящее время основные работы по реставрации памятника завершены: его очистили от грязи, мха, лишайников и многолетних наслоений. Более того, с основания монумента была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году. Постамент будет бетонным, что соответствует авторскому замыслу и изначальному виду. Окончательно все работы завершатся в марте 2020 года, а откроют памятник для посетителей 9 мая, в День Победы.

Редакция благодарит Музей-заповедник «Сталинградская битва» за помощь в подготовке материала.

Над материалом работали:

{{role.role}}:
{{role.fio}}

Фотография обложки: Сергей Бобылев/ТАСС

Поделиться

«Родина-мать» или статуя Свободы: 3D-анимация показала реальную высоту монументов

Наконец-то можно сравнить все статуи одновременно.

Архитектор и дизайнер Амир Кедир в ролике на своем YouTube-канале сравнил самые высокие статуи в мире. 3D-анимация наглядно показала реальную высоту монументов.

Самой высокой оказалась статуя Единства, расположенная в Индии. Эта скульптура посвящена одному из лидеров движения за независимость страны — Валлабхаи Пателю. Статую установили в 2018 году, ее высота без пьедестала — 182 м, а вместе с постаментом — 240 м.

Одна из самых известных скульптур в мире, американская статуя Свободы (93 м), не попала даже в топ-5 самых высоких. Украинская «Родина-мать», установленная в Киеве, выше на 9 м. 

Российская скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде немного ниже — 85 м. На момент строительства в 1967 году монумент был самым высоким в Европе.

Знаменитая статуя Христа-Искупителя в Бразилии, установленная на горе, оказалась одной из самых низких среди высоких (39 м). 

Статуи изнутри

Достопримечательности на самом деле

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.

Большое тихоокеанское мусорное пятно

Большое тихоокеанское мусорное пятно

Мусорный остров появился недалеко от Гавайев в конце 80-х годов и с тех пор только увеличивается, представляя собой настоящую экологическую угрозу. Как экологи решают проблему?

Юлия Скопич

2 ноября 2022

От кого произошли кошки?

От кого произошли кошки?

«Моя Планета» задала вопрос палеонтологу

Марина Синицына

2 ноября 2022

263886

Почему белые медведи не живут в Антарктиде, а пингвины — в Арктике?

Почему белые медведи не живут в Антарктиде, а пингвины — в Арктике?

И белые медведи, и пингвины обитают в экстремальных климатических условиях. Но встретиться они могут только в зоопарке. Что же случилось в процессе эволюции?

Светлана Чанилова

1 ноября 2022

Лицо «вампира», жившего в XVIII веке, реконструировали в США

2 ноября 2022

Почему белым медведям зимой гораздо проще, чем людям?

2 ноября 2022

«Портал в ад»: жуткое дымовое кольцо заметили в небе над Вьетнамом

2 ноября 2022

Гигантский слон и обнаженная природа: названы лучшие шоколатье мира

2 ноября 2022

10 самых ядовитых змей в мире

Почему кошки урчат

Самые опасные животные России

Сколько человек может прожить без сна

Самая грустная рыба на Земле: рыба-капля

Топ-10 самых больших динозавров в мире

10 самых больших пустынь в мире

Мы используем cookie-файлы

ОАО «Моя Планета» использует cookie-файлы для улучшения работы и пользования сайта https://moya-planeta. ru/. Более подробную информацию о Политике ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами можно найти здесь, о Политике ОАО «Моя Планета» в отношении обработки персональных данных можно узнать здесь. Продолжая пользоваться сайтом https://moya-planeta.ru/, Вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании cookie-файлов сайтом https://moya-planeta.ru/ и согласны с Политикой ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами. Вы можете отключить cookie-файлы в настройках Вашего браузера.

секретов и мифов стального символа

Сегодня невозможно представить панораму правого берега Днепра в Киеве без ее символов: Большой Лаврской колокольни и огромного стального монумента Родина-мать. Последний является одним из самых высоких подобных сооружений в мире, опережая Статую Свободы в США, и уже более 40 лет возвышается над столицей Украины.

Решение о том, что Киеву нужен мемориальный комплекс в память о победе в Великой Отечественной войне, пришло в первой половине XIX в. 70-е годы. Родина-мать была спроектирована и создана советским скульптором Евгением Вучетичем, автором подобных памятников в других городах СССР. Однако он скончался, не успев закончить его. После его смерти скульптор Василий Бородай продолжил строительство Родины-матери. Благодаря ему он и весь мемориальный комплекс приобрели современный вид.

Сталелитейные и металлургические технологии

Эта впечатляющая стальная скульптура имеет высоту 102 метра (включая основание) и весит 530 тонн. Однако у него есть несколько секретов, которые почти незаметны на панорамных снимках.

Например, база — это не просто железобетонная опора, а пятиэтажка, в которой находится музей. Посетители будут удивлены, узнав, что у монумента есть невидимая часть, глубиной почти 18 метров, которая делает конструкцию устойчивой. Сотрудники музея говорят, что Родина-мать может выдержать землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. Поэтому его подземная часть является режимной зоной, куда посетителей пускают в очень редких случаях. Однако практически все остальные части открыты для экскурсий. Подробнее об этом ниже.

Какой материал позволил создать такой впечатляющий памятник?

Сталь! Согласно историческим документам, металл для Родины производился в Запорожье. В настоящее время в городе действуют два самостоятельных металлургических завода. Одна из них — Днепроспецсталь, крупнейший производитель нержавеющих и специальных сталей в Украине, а другая — Металлургический комбинат «Запорожсталь», который входит в группу Метинвест и специализируется на плоском прокате. Для производства материала для такого масштабного и идеологически важного проекта им пришлось объединить усилия: Днепроспецсталь производила нержавеющие слитки, а Запорожсталь прокатывала их в листы.

Все остальные комплектующие собраны в Киеве. В результате получается цельносварная скульптура, уникальная по мировым стандартам. Он имеет стальной несущий каркас, который фигурирует в документах на сайте музея. По большому счету, она мало чем отличается от промышленной стальной конструкции и чем-то похожа на гигантскую опору ЛЭП. Этот скелет делает скульптуру прочной и устойчивой. Снаружи виден пластинчатый скелет и наружная обшивка. Между ними находится еще один невидимый слой, а именно соединительный каркас, выполняющий роль соединителя между опорным и пластинчатым каркасами. Электронные архивы онлайн содержат подробные чертежи скульптуры с размерами и рекомендациями по сборке и сварке ее элементов.

Примечательно, что сталь не была предпочтительным материалом. Первоначальный план состоял в том, чтобы установить на основании 90-метровую бронзовую статую. Также рассматривалось покрытие статуи сусальным золотом. Однако во время проектирования от этих идей отказались, вероятно, по технологическим причинам и высокой стоимости материалов. Вместо этого сотни бронзовых скульптур теперь расположены в тематических зонах мемориального комплекса.

Особенности сборки

Проект комплекса разработан проектным институтом «Укрпроектстальконструкция». Блоки, используемые для сборки памятника, были изготовлены Киевским заводом экспериментального машиностроения (также известным как Завод парижского сообщества) по технологии и под руководством специалистов ЦБ им. Институт электросварки имени Патона. Завод располагался на западной окраине Киева (ныне около станции метро Академгородок). Таким образом, собранные там блоки имели габариты, подходящие для перевозки по столичным дорогам.

Произведена окончательная сборка памятника на месте. Для этого были установлены специальные высокие краны. Говорят, что журавлей срезали и бросили в Днепр в спешке перед церемонией открытия.

Согласно официальной документации высота монумента «Родина-мать» составляет 62 метра с мечом и 102 метра с основанием музея. Однако в некоторых документах указана другая высота — 108 метров.

Это породило несколько легенд. По одной из версий, во время строительства православная церковь настояла на уменьшении высоты скульптуры, чтобы она была меньше Большой Лаврской колокольни. Другой утверждает, что меч был немного укорочен после аэродинамических испытаний, что кажется более правдивым, так как его первоначальные размеры могли повредить всю скульптуру. Кстати, именно поэтому шпага плоская, а не ромбовидная: она помогает эффективнее гасить ветровую вибрацию на такой высоте.

Это было продемонстрировано в Волгограде, где меч аналогичной статуи нуждался в укорачивании. Первоначальная конструкция из стали и титана подвергалась сильным вибрациям, издававшим неприятные металлические звуки. Таким образом, производители сделали новый стальной меч со специальными отверстиями, чтобы уменьшить поверхность, подверженную воздействию ветра.

Изнутри

Скульптуру можно осмотреть не только снаружи, но и изнутри. Для этого музей предлагает несколько экскурсий, во время которых посетители могут выйти на смотровые площадки, расположенные на разных уровнях памятника.

Внутри скульптуры посетители могут увидеть и потрогать гигантские стальные трубы и конструкции, а также подняться и спуститься на лифтах. Доходит до уровня груди Родины, где-то 70 метров, так называемый девятый этаж. Оттуда можно подняться по лестнице на щит, чтобы насладиться панорамным видом на Киев, Печерск, Лавру, Днепр и левый берег столицы.

Со щита посетители также могут детально рассмотреть меч в правой руке статуи и голову статуи с люком наверху. Под ним еще один секрет: небольшой выдвижной кран, используемый для выполнения сервисных работ.

Сотрудники музея иногда называют статую «Галя», так как ее прототипом послужила украинская художница и скульптор Галина Кальченко.

Мемориальный комплекс

Монумент «Родина-мать» входит в состав мемориального комплекса Национального музея истории Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) и открыт в 1981 г. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев, музей до сих пор книга с его комментариями. В 2015 году мемориальный комплекс был переименован в Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне. Комплекс занимает площадь около 10 га. Он включает в себя огромную чашу с Пламенем Славы, аллею, посвященную городам-героям, и многочисленные скульптурные композиции, символизирующие разные отрезки войны: от обороны границы до форсирования Днепра. Также есть экспозиция исторической и современной военной техники.

Сегодня мемориальный комплекс – излюбленное место отдыха киевлян и гостей города. По оценкам, его посетило более 21 миллиона человек, и каждый год приезжает около миллиона человек. Это только официальные данные!

Скульптура «Родина-мать» и ее образ регулярно фигурируют в различных арт-проектах. Например, в День Конституции в 2014 году его подсветили цветами украинского флага с помощью лазерной проекции. В 2020 году 9Рядом с ним был установлен 0-метровый флагшток. Кроме того, копия головы скульптуры была центральным элементом выставки WOW Ukraine, которая проходила в 2019-2020 годах на центральном железнодорожном вокзале Киева.

Авторы и строители Родины гарантировали, что она простоит 150 и более лет! Таким образом, этот стальной символ еще долго будет оставаться туристическим магнитом в Киеве.

Родина-мать зовет: Памятник на Мамаевом кургане

Вторая мировая война была, пожалуй, величайшей человеческой катастрофой, которую когда-либо видел мир. Историки всегда изо всех сил пытались найти слова, которые могли бы передать хотя бы намек на его общий масштаб. Мы приводим бесконечную статистику — более 100 миллионов солдат мобилизовано, более 60 миллионов человек убито, более 1,6 триллиона долларов потрачено впустую — но такие цифры настолько велики, что для большинства людей они бессмысленны.

Памятники, мемориалы и музеи не полагаются на статистику: они находят другие способы представить масштаб событий военного времени. Один-единственный удачно подобранный символ часто может намекнуть на это куда лучше, чем любые слова. Например, кто может смотреть на гору обуви, выставленной в музее Холокоста в Освенциме-Биркенау, не представляя множество трупов, из которых эта обувь была украдена? Иногда даже крошечный предмет может навести на мысль о чем-то гигантском. В Мемориальном музее мира в Хиросиме выставлены часы, которые остановились точно в момент атомного взрыва. Атомная бомба, говорят они, была настолько мощной, что могла остановить время.

Но, возможно, мемориалы наиболее эффективно передают масштабы военных событий и самым простым образом: своими размерами. Многие памятники в этой книге больше, чем жизнь. Некоторые действительно гигантские. Для большинства из них действует простое эмпирическое правило: чем масштабнее событие, которое отмечается, тем больше памятник.

В этой главе рассказывается история одного из самых больших из них: огромной статуи, которая стоит на вершине Мамаева кургана в городе Волгограде в России. Его размеры многое говорят нам — не только о Второй мировой войне, но и о русской психике и узах, которые продолжают держать ее в плену.

*                        *                           *

Мамаев курган – это не один памятник, а целый комплекс памятников, каждый из которых крупнее предыдущего. В первый раз, когда я попал сюда, мне показалось, что я попал в царство титанов. У подножия холма стоит огромная скульптура мужчины с обнаженным торсом, сжимающего в одной руке автомат, а в другой гранату. Он словно поднимается из самой скалы, его туловище колышется, высотой с трехэтажный дом. За ним, по обеим сторонам ступеней, ведущих на вершину, стоят рельефные скульптуры гигантских солдат, выпрыгивающих из разрушенных стен, словно посреди битвы. Еще выше на холме виднеется гигантская фигура скорбящей матери, более чем в два раза превышающая размер моего дома. Она склонилась над телом своего мертвого сына и рыдает в большом бассейне с водой, называемом «Озеро слез».

Десятки статуй, расставленных в этом парке, все гиганты: ни одна из них не ниже шести метров (20 футов) в высоту, а некоторые из них изображают героев в три или четыре раза больше. И все же они затмеваются единственной статуей, которая возвышается над ними всеми на вершине холма. Здесь, с видом на Волгу, стоит колоссальное изображение Матери-России, манящей своих детей, чтобы они пришли и сражались за нее. Ее рот открыт в боевом крике, ее волосы и платье развеваются на ветру; а в правой руке она держит огромный меч, устремленный в небо. От ног до кончика меча она достигает 85 метров (280 футов) в высоту. Она почти в два раза выше и в сорок раз тяжелее Статуи Свободы в Нью-Йорке. Когда она была впервые представлена ​​в 1967 лет, она была самой большой статуей в мире.

Этот мемориал под названием «Родина-мать зовет!» является одним из самых знаковых памятников во всей России. Это было творение советского скульптора Евгения Вучетича, который потратил годы на его проектирование и строительство. Он содержит около 2500 метрических тонн металла и 5500 тонн бетона. Один только меч весит 14 тонн. Эта статуя была настолько огромной, что Вучетич был вынужден сотрудничать с инженером-строителем Николаем Никитиным, чтобы она не рухнула под собственным весом. В мече пришлось просверлить отверстия, чтобы уменьшить угрозу того, что ветер подхватит его и раскачает всю конструкцию.

Будь этот памятник в Италии или Франции, он выглядел бы нелепо грандиозно, но здесь, на берегу Волги, в городе, который когда-то назывался Сталинградом, он кажется вполне уместным. Битва, которая произошла здесь в 1942 году, затмевает все, что происходило на Западе. Он начался с величайшей немецкой бомбардировки войны и продолжился атаками и контратаками более дюжины целых армий. В самом городе солдаты сражались с улицы на улицу и даже из комнаты в комнату среди разрушенных домов. В течение пяти месяцев около двух миллионов человек лишились жизни, здоровья или свободы. Совокупные потери в этом сражении были больше, чем потери, которые Великобритания и Америка вместе понесли за всю войну.

Стоя на вершине Мамаева Кургана в тени гигантской статуи Родины, чувствуешь тяжесть всей этой истории. Это угнетает даже иностранца. Но для многих россиян это место свято. Слово «Курган» в переводе с русского означает курган или курган. Этот холм является древним местом, посвященным военачальнику 14-го века, но после величайшей битвы величайшей войны в истории он теперь несет в себе новый символизм. Это место было одним из главных полей сражений 1942, и здесь захоронено неизвестное количество солдат и мирных жителей. Даже сегодня, прогуливаясь по холму, можно найти фрагменты металла и кости, зарытые в землю. Статуя Родина-мать стоит и в переносном, и в прямом смысле на горе трупов.

*                        *                           *

Масштабы войны в России — одна из причин, по которой памятники на Мамаевом кургане такие огромные, но не единственная — на самом деле, даже не главная. Статуи мускулистых героев и плачущих матерей могут быть огромными, но над всеми ними доминирует великанша на вершине холма. Важно помнить, что это изображение не войны, а Родины. Его посыл прост: как бы ни была велика битва и как бы ни был велик враг, Родина все равно больше. Ее колоссальный размер должен быть утешением для всех борющихся солдат и плачущих матерей, напоминанием о том, что, несмотря на все их жертвы, они, по крайней мере, являются частью чего-то могущественного и величественного. В этом истинное значение Мамаева кургана.

После Второй мировой войны народу Советского Союза было нечего утешать. Они были не только травмированы потерей, но и столкнулись с неопределенным будущим. Русские не получили экономической выгоды от войны, как американцы: насилие оставило их экономику в руинах. Русские также не добились новых свобод: несмотря на широко распространенные надежды на политическую оттепель после 1945 года, сталинские репрессии вскоре возобновились. Жизнь в России после войны была мрачной.

Рельефные скульптуры гигантских воинов на Мамаевом кургане

Единственным утешением для русских и других советских людей было то, что их страна наконец доказала, что она действительно великая нация. В 1945 году СССР располагал самой большой армией, которую когда-либо видел мир. Он господствовал не только на обширной территории Евразии, но также в Балтийском и Черном морях. Вторая мировая война не только восстановила границы страны, но и расширила их как на запад, так и на восток, и теперь советское влияние распространилось глубоко в сердце Европы. Перед войной Советский Союз был второсортной державой, ослабленной внутренними потрясениями. После войны это была сверхдержава.

Статуя «Родина-мать» на Мамаевом кургане призвана служить доказательством всего этого. Он был построен в 1960-х годах, когда СССР был на пике своего могущества. Это было предупреждением для всех, кто посмеет напасть на Советский Союз, но также и символом уверенности для советского народа. Гигант, заявил он, всегда будет их защищать.

Для граждан России, впервые вставших на вершину этого холма со статуей Родины-Матери за спиной, перспективы казались бесконечными. Все к западу от них на тысячу миль было советской территорией. На восток они могли путешествовать через девять часовых поясов, ни разу не покидая своей страны. Даже небеса, казалось, принадлежали им: первый человек в космосе был русским, и первая женщина тоже. Невозможно смотреть на статую Родины-Матери, не глядя также за ее пределы, в бескрайние небеса над ней.

С тех пор Россия не переставала строить памятники воинам. Многие из них такого же масштаба, как и в Волгограде. В 1974 году, например, в Мурманске был установлен 42-метровый памятник советскому солдату в память о мужчинах, погибших при обороне Арктической России в июле 1941 года. В начале 1980-х годов, когда Украина еще была частью Советского Союза в Киеве был установлен второй памятник Родине-Матери. (Как и статуя на Мамаевом кургане, она тоже была спроектирована Вучетичем. Вместе с постаментом ее высота составляет более 100 метров.) А в 19 в.85, в ознаменование 40-летия окончания войны, в Риге, столице советской Латвии, установлен 79-метровый памятник Победы.

Все эти статуи и монументы должны были быть символами власти и уверенности. Но спустя поколение после того, как в Волгограде была открыта статуя Родины-Матери, советская власть начала шататься. В 1980-х годах страны Восточного блока, такие как Польша и Восточная Германия, начали выходить из-под советского влияния, что привело к краху коммунизма в этих странах в 1919 году.89. Затем начали откалываться куски самого Советского Союза: сначала Литва в марте 1990 года, за ней быстро последовали тринадцать других государств Балтии, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Гигант рушился. Окончательно о распаде СССР было объявлено 26 декабря 1991 года.

Чувство отчаяния, которое испытывали многие россияне в этот период, было ощутимым. Мадлен Олбрайт, которая была госсекретарем США в конце 1990-х годов, рассказывает историю встречи с россиянином, который жаловался: «Раньше мы были сверхдержавой, а теперь мы Бангладеш с ракетами». На протяжении десятилетий национальное величие было единственным утешением за все потери, которые такие люди, как он, понесли на протяжении века. Теперь и это отняли.

В такой атмосфере гигантские военные мемориалы России стали меньше походить на символы власти и больше на Озимандиаса из знаменитой поэмы Шелли: реликвии былой славы, которым суждено медленно, но верно быть поглощенными песками времени. . Но это не помешало российским властям их построить. Это далеко не так: Россия никогда не переставала праздновать славу Второй мировой войны. В 1995 году, например, в Москве открылся совершенно новый «Музей Великой Отечественной войны». Перед ним стоит памятник, который даже выше статуи на Мамаевом кургане: на самом деле, его высота 141,8 метра (или 465 футов), это самый высокий мемориал Второй мировой войны в мире. Затем последовали другие памятники. В апреле 2007 года Белгород, Курск и Орел были объявлены «Городами воинской славы» за ту роль, которую они сыграли во время войны, и в каждом месте были установлены новые обелиски. В октябре следующего года это звание было присвоено еще пяти городам и возведено еще пять обелисков. Всего за пять лет так чествовали более сорока городов по всей России, а от Выборга до Владивостока выросли совершенно новые памятники.

Почему русские продолжают так вспоминать войну? С последних дней войны прошло более 75 лет – не пора ли положить ей конец?

Есть несколько возможных объяснений кажущейся безграничной зависимости этой страны от массивных памятников Второй мировой войны. Во-первых, травма, нанесенная войной, была настолько велика, что россияне просто не могут ее забыть. Они чувствуют себя обязанными рассказывать истории о войне снова и снова, точно так же, как у людей, переживших травму, часто возникают воспоминания. Эти новые мемориалы, каждый из которых кажется больше предыдущего, — способ России примириться со своим прошлым.

Я уверен, что это правда, но это также немного упрощенно. Например, это не объясняет, почему эти мемориалы растут и тиражируются сейчас больше, чем когда-либо. Есть ли что-то в сегодняшней жизни в России, что вызывает эти конкретные воспоминания? Я не могу отделаться от ощущения, что должно возобновиться чувство нестабильности или уязвимости, которое заставляет россиян еще более настойчиво настаивать на своем военном героизме. Другими словами, памятники, которые они воздвигают сегодня, имеют столько же общего с настоящим, сколько и с прошлым.

Или, возможно, речь идет просто о государственном строительстве. Россия уже не та страна, что была когда-то. Она потеряла империю и еще не нашла себе новую роль в мире. Для многих россиян строительство военных мемориалов служит напоминанием о статусе, который когда-то был у их страны, и, возможно, также вселяет надежду на то, что однажды Россия снова возродится. Чем больше памятник, тем больше чувство гордости – и тем сильнее ностальгия. Прославление войны стало центральной частью программы Владимира Путина по формированию нового чувства национальной идентичности.

Это тоже можно почувствовать на Мамаевом кургане. В 1990-е годы, когда рушилась российская власть, начала разваливаться и статуя Родина-мать на Мамаевом кургане. Ветхие трубы вокруг «озера слез» начали просачивать воду на холм вокруг статуи, делая почву неустойчивой. К 2000 году на плечах статуи начали появляться глубокие трещины. Несколько лет спустя появились сообщения о том, что он кренится на 20 см в сторону. Безденежное российское правительство продолжало обещать оплатить ремонтные работы, но деньги так и не поступили. Никто не знал, было ли это официальное пренебрежение следствием новообретенной бедности России или ее вновь обретенной амбивалентностью по отношению к своему советскому прошлому.

Однако в последние годы памятник обрел новую жизнь. Когда я был в 2018 году, статуя Родина-мать только что была отремонтирована. Другие памятники в центре Волгограда также подверглись косметическому ремонту, а весь городской парк Победы был закрыт на реконструкцию. На центральной площади, которая носит название «Площадь Павших Героев», школьники отрабатывали марш на церемонию чествования погибших в Сталинграде.

Здесь и гордость, и печаль в равной мере. Когда вы сегодня поднимаетесь на холм, вы видите людей со всей России, которые приезжают сюда, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Семьи приводят детей, чтобы рассказать им о героизме их прадедов. Молодые женщины фотографируются перед статуей Родины-Матери и несут красные гвоздики, чтобы положить их к подножию памятников. Военные приходят в парадной форме, их медали звенят, когда они поднимаются по ступенькам.

Никто из этих людей не может избежать ни истории, которая их выковала, ни стремления к величию, которое было неотъемлемой частью сознания их нации с 1945 года. Хорошо это или плохо, но они продолжают жить в тени великой статуи. что стоит на вершине холма.