Родина мать скульптор: Музей заповедник «Сталинградская битва»

С кого рисовали скульптуру «Родины-матери»?

Волгоградка Екатерина Гребнева около полувека назад стала одним из прототипов знаменитой статуи «Родина-мать зовет!»

– На самом деле я бы не решилась рассказать об этом журналистам, если бы не мой внук Дима, – призналась нам Екатерина Аракеловна. – Он написал в школьном сочинении, что его бабушка, мастер спорта, позировала для статуи Родины-матери. Учительница подняла его на смех. Увидев расстроенного внука, я достала свое удостоверение мастера спорта, прикрепила значок и пошла вместе с ним в школу. На классном часе я рассказала ребятам и педагогам свою историю. А теперь о ней узнают и ваши читатели.

«Я не справлюсь…»

…В Сталинград из Новочеркасска Ростовской области 17?летняя Катя Геворкянц приехала в 1959 году. Девушка поступила в Сталинградский техникум физической культуры, который окончила в 1962?м. Тогда ей, как отличнице, предложили поступить в только что открывшийся на базе техникума физкультурный институт.

– Я попала в команду замечательного тренера – Валентины Матвеевны Бастиан и стала всерьез заниматься художественной гимнастикой. Через полтора года появились первые успехи.

В 1963 году Катя выполнила норматив кандидата в мастера спорта, через год стала мастером и вошла в сборную СССР по художественной гимнастике.

Эта статная красивая женщина никак не выглядит на свой возраст. В ее плавных жестах, поворотах головы и сейчас видна талантливая спортсменка.

– Примерно в середине 1963 года (мне было 20 лет) во время одной из тренировок в спортивный зал вошли двое мужчин, – вспоминает Екатерина Аракеловна. – Они обратились к моему тренеру с просьбой «разрешить студентке Екатерине Геворкянц позировать для статуи».

– Какой именно, они тогда не сказали. Вероятно, некоторое время они наблюдали за нашей группой, и их выбор пал на меня. Как они выглядели? Если бы мне показали фотографию, я бы точно сказала – это они. Сейчас уже не могу описать их внешность, скажу только, что одному из них было примерно лет 45, небольшого роста, его седоватые кудрявые волосы выбивались из?под берета. Наверное, они представились, но сейчас я уже не помню ни имен их, ни фамилий. Не судите строго – мне было всего 20 лет, я была молода и беззаботна и, конечно, не осознавала величия замысла Вучетича. Правда, все же, когда услышала, что мне предстоит стать одним из прототипов центрального монумента огромного мемориального комплекса, вытаращила глаза и пролепетала что?то вроде: «Я не справлюсь…» Но художники уверили меня, что все получится.

Наблюдала за рождением Родины-матери

После той памятной встречи Екатерине выписали пропуск на завод «Газоаппарат», где девушке предстояло работать.

– Я приехала, меня провели в цех, в котором ничего не было, кроме строительных лесов, на которые я поднималась, чтобы позировать, – вспоминает Екатерина Аракеловна. – У художников было несколько эскизов с изображением будущей статуи. Я должна была принимать позы, изображенные на этих рисунках. Для гимнастки особого труда это не составляло, но все же поначалу мне было тяжеловато несколько часов стоять без движения с длинной линейкой, изображающей меч, в руке, да еще открыв рот. А потом привыкла, да и скульпторы были очень внимательны, постоянно спрашивали, не устала ли я, предлагали попить чая.

Поначалу Катя позировала в купальнике, потом ее задрапировали в огромный шарф. Для того чтобы он развевался, напротив девушки поставили большой вентилятор.

– В итоге через три месяца мастера создали двухметровую скульптуру, у которой были мое лицо и фигура, – говорит Екатерина. – Дальнейшая судьба ее мне не известна…»

Ее лицо не принадлежит никому

Когда в 1967 году монумент занял свое место на главной высоте России, Екатерина уже была замужем, у нее родился сын.

– На самом деле за процессом возведения статуи я наблюдала почти ежедневно. Я ведь была студенткой физкультурного института, и мне было прекрасно видно, как «рождается» Родина-мать. Не буду лукавить: когда впервые увидела статую, пыталась отыскать в ней свои черты, – признается Екатерина Аракеловна. – Мне казалось, что?то есть…

– Катюшка очень похожа на вашу Родину-мать, – уверила нас бывшая наставница Екатерины, заслуженный тренер России Валентина Бастиан, которой мы дозвонились в город Орел. – И я хорошо помню тех художников, которые приходили смотреть девушек ко мне на тренировки. Я была нисколько не удивлена, когда они выбрали Катю. Она была девушка красивая, фигуристая, что там говорить!.. Абы с кем они бы связываться не стали!

– Разумеется, я понимаю, что одного-единственного прототипа у статуи нет и быть не могло, – говорит Екатерина. – Что это собирательный образ, и, вероятно, таких, как я, девушек-натурщиц было много, и не только в Сталинграде. Художники-скульпторы из команды Вучетича по крупицам создавали будущий образ «Матери». Ее лицо не принадлежит никому, кроме Вучетича, который создал его в своем воображении. Но, тем не менее, факт остается фактом – к созданию едва ли не самой известной в России скульптуры я имею самое непосредственное отношение.

Не человек, а памятник

Считается, что у главной скульптуры России – Родины-матери, что на Мамаевом кургане, несколько прототипов: неизвестная натурщица Московского худфонда, спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, жена знаменитого скульптора Вера Вучетич… Но немногие знают, что прототипом главной Матери России была еще одна волгоградка – официантка Валентина Изотова.

По легенде, группа молодых скульпторов, сталинских стипендиатов из академии им. Грекова, любила обедать в ресторане «Волгоград», где в то время работала официанткой Валентина Изотова. Они настолько вдохновились чертами лица и линиями фигуры Изотовой как идеальными стандартами советской женщины, что больше месяца уговаривали Валюшу позировать им.

Со слов родственницы Валентины Изотовой, Антонины Пономаревой, девушке было как?то неловко вспоминать об этом. Труд манекенщиц и натурщиц в то время был, мягко говоря, не в почете. Да и раздеваться порядочной советской женщине пристало только перед мужем, а она ведь уже была замужем за военным.

Спустя месяц Изотова сдалась: все?таки гонорар – три рубля в день, для студентки-заочницы большие деньги. Но с двумя условиями: позировать будет не обнаженной, а в купальнике и на каждом сеансе должен присутствовать муж. Через полгода, правда, Валюша прониклась грандиозностью замысла и уступила, обнажила грудь.

Позировала Изотова в целом около двух лет.

Сперва прелести Валентины запечатлели в полуметровой глиняной статуэтке, а затем работу над «Родиной-матерью» продолжили на заводе «Газоаппарат», где Изотова позировала с раскинутыми руками уже не на деревянном вращающемся круге, а на заводских лесах. Там?то и выросла каменная фигура высотой в 5 метров и 20 сантиметров. На этом с хорошенькой официанткой простились, даже не пригласив на официальное открытие монумента в 1967 году…

Легендарная «Родина-мать»: мемориалу на Мамаевом кургане – 55 лет | В России | 15.10.2022

Легендарному мемориалу в честь воинов, сражавшихся с нацистами, сегодня исполнилось 55 лет. Памятник «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде знают во всем мире. 

Место выбрали не случайно – в дни Сталинградской битвы с этой стратегической высоты красноармейцы контролировали ситуацию на километры вокруг и отбили сотни атак врага. Как строителям без современной техники удалось воздвигнуть огромную скульптуру? Об этой и других тайнах монумента – в материале РЕН ТВ.

Поделиться

Мемориальному комплексу на Мамаевом кургане в Волгограде исполнилось 55 лет

В зале воинской славы всегда горит огонь. И всегда приспущены знамена. На пурпурных мозаичных полотнах – имена защитников Сталинграда. Среди тех, кто пришел сегодня – отец и сын. Они мечтают увидеть здесь фамилию и своего героя.

«Последние письма приходили уже после победы, после 2 февраля», – рассказал Андрей Галкин. 

Таким Ивана Кошкарова запомнили жена и дети. И хотя запросы в архивы остались без ответа, внуки и правнуки продолжают поиск. Сколько еще солдат хранит эта земля? Их останки на территории города находят до сих пор, когда прокладывают трубы или копают фундамент под новые дома. Поэтому на Мемориальном воинском кладбище, что на западном склоне Мамаева кургана, часть надгробий – без мраморных табличек. Они для будущих захоронений.

«Родина-мать зовет!» – одна из самых высоких статуй мира. Ее видно со многих точек города. Но отсюда, где захоронены защитники Сталинграда, кажется, что Родина-мать до сих пор зовет за собой тех, кто уже отдал жизнь во имя победы.

Решение создать памятник героям-защитникам было принято уже в марте 1943-го, через месяц после победы в Сталинградской битве. Но Мамаев курган словно ждал свою Родину-мать. Творческие поиски длились еще долгих 15 лет. В 1958-м наконец был одобрен эскиз авторов во главе со скульптором Евгением Вучетичем.

«Самое главное всегда удивление у людей – как? Не имея бетономешалок, не имея какого-то мощного оборудования, какое есть у нас сейчас, люди смогли сделать то, что они сделали», – поделилась экскурсовод Анна Христенко. 

Его сооружали восемь лет. Грандиозный проект воплощали в жизнь без отдыха, а порой и без сна.

«Гордость у нас была, потому что строили, вся страна строила. Если шло бетонирование «Родины-матери», то бетон шел круглосуточно. Его возили с Гидростроя с Волжского», – вспоминает участник строительства мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Александр Варнавский. 

Фигура советского воина расположена так, что у того, кто поднимается по ступеням, ощущение, будто русский солдат вырастает из земли и закрывает собою Родину-мать. В основании этого памятника – останки почти 35 тысяч солдат.  Гигантское надгробие крупнейшей в мире братской могилы. 

Чье лицо у главного монумента Мамаева кургана? Споры идут до сих пор. Среди тех, кто позировал Вучетичу, называют его жену Веру – заметно портретное сходство. Фигуру же скульптор лепил со знаменитой советской метательницы диска Нины Думбадзе.

В образе русского солдата угадываются черты Василия Чуйкова – командующего 62-й армией, которая насмерть стояла в Сталинграде. Маршал и дважды Герой Советского Союза завещал похоронить его здесь же, на Мамаевом кургане, где во время сражения был организован его командный пункт и где захоронены бойцы, которыми он командовал.

«Карточки заводили еще наши предшественники в докомпьютерное время, и мы видим, что часто со знамен тут только звание, фамилия и инициалы», – рассказала старший научный сотрудник отдела поисковой работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Алла Гаврилова. 

В электронной картотеке музея «Сталинградской битвы» – около трехсот тысяч фамилий. Но здесь по-прежнему хранят бумажные карточки, чтобы родные могли сделать копию. 

Журналисты РЕН ТВ передали поисковикам запрос от родных Ивана Кошкарова. Во время сталинградских боев он мог быть ранен и перевезен в госпиталь другой военной части. Кажется, зацепка есть.

«Имеется полевая почта. Теперь можно будет дальше посмотреть, где находилась эта часть», – рассказал сотрудник. 

Военный музей представил новую творческую выставку «Родина. Переосмысление»

  • Культура

  • Одесский журнал
  • 21 августа 2022 г.
  • 0 Комментарии
  • 83

  • 2 минуты чтения

Ко Дню Независимости Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне представил выставочный проект «Родина. Переосмысление» — о переосмыслении скульптуры «Родина-Мать» в годы русско-украинской войны.

На стенах равелина XVIII века Нижние Московские ворота Печерской крепости техническими средствами выводятся новые, творческие, а порой и неожиданные формы скульптуры.

«Почти 800 000 человек проголосовали за снятие герба Советского Союза и размещение украинского трезубца на щите Родины. Это свидетельствует о совершенно ином восприятии памятника в сознании украинцев, чем оно есть на самом деле. На выставке вы увидите феноменальные проявления как народного творчества, так и конкретных авторов. Думаю, что можно будет проголосовать и за тот проект, который вызовет наибольший интерес общества» сообщил Александр Ткаченко, министр культуры и информационной политики.

Министр подчеркнул, что выставка «Родина. Переопределение» , а также голосование о судьбе советского герба — это только начало переосмысления украинцами как самой фигуры памятника, так и последующего наполнения Военного музея.

«Это начало большой дискуссии о том, каким мы увидим музей после победы, о чем он будет и что он будет представлять вместе с Родиной в нашей борьбе за независимость. Я искренне благодарен руководству музея за продолжение этой работы. Это вдохновляет, придает воодушевления и веры в нашу победу» резюмировал Александр Ткаченко.

Официальным саундтреком выставочного проекта стала песня «Меч» украинской группы Sera Sheer. Автор текста и исполнитель Александра Щербакова и автор видеоряда Артем Бирюков создали произведение в стиле аниме, посвященное борьбе скульптуры «Родина-мать» с русским чудовищем, которое она в итоге уничтожила. Дизайн уникального визуального образа проекта — мурала в рамке — создал киевский художник, член команды MuralMarket Ярослав Ефремов.


«Родина» – ЖЕНА СКУЛЬПТОРА

С чего начать? Прошло пол года с тех пор, как я в последний раз писал сообщение в блоге. Может быть, мне нужен был перерыв в ведении блога. Это определенно было время размышлений, весь этот год — внутреннее отступление, переориентация на то, где и на что мы тратим наше время, домашнее обучение и покупка продуктов, казалось, были в центре внимания весной, и внезапно мы направляемся к зиме.

Когда я начал этот блог десять лет назад, это было после декабрьской поездки в Египет, и идея пришла ко мне в то время как в Каире; документировать путешествие скульптурных творений моего мужа. Тот первый пост в блоге был сделан, когда наши два мальчика были еще младенцами, а его студия была нашим задним сараем. За последние десять лет его путь значительно вырос (вместе с ростом наших мальчиков!).

Когда я начал записывать идеи для этого поста в блоге, скульптор был в Каире, где проходит его первая персональная выставка в Египте. В престижной галерее Zamelek есть множество работ, которые выглядят поистине потрясающе. Выставка называется «Родина», так пронзительно и уместно для его дебюта в родной стране, но вдвойне, поскольку коллекция представляет собой скульптуры «Мать и дитя». В отличие от последних выставок «Мать и дитя», эти экспонаты нарисованы от египтянки, идеи дома как матери, женщин, играющих огромную роль в домашней жизни египетского общества, культовых образов женщин, несущих своих младенцев. Все эти идеи сформировали и создали десять экспонатов, представленных в настоящее время на выставке. Открытие арт-сезона в Каире кажется огромной честью. Он был тепло встречен газетными и телеинтервью, настоящим «возвращением домой» 9.0063

Выставка просит зрителя Созерцать, что такое «дом»? Это место, человек, память, чувство, культура, это объект?

Что для вас значит «дом»? Это вызывает эмоцию или реакцию?

«Дом» для скульптора — это память о том, где он вырос, период времени, к которому он относится, запах в воздухе, время без забот. Для скульптора это его сестры, его кузены, его тетушки, его мать. Эти экспонаты на выставке были созданы в честь его матери и женщин, сформировавших его, а также как признание египтянки в преимущественно патриархальном обществе.

Для меня интересно, что у моего мужа есть «родина» в Египте, которая для него сейчас не та, что для него сейчас, как для взрослого, прожившего в Великобритании дольше, чем он жил там, так и потому, что его мать скончалась. когда ему было чуть за двадцать. Так что в некотором смысле его представление о доме — далекое воспоминание. Очевидно, что «дом» я тоже был бы здесь с нашими мальчиками. Может быть, у всех нас есть не один дом.

Когда я думаю о доме, я думаю о нашем доме, а также о доме моих родителей, это больше не мой дом, но в нем есть воспоминания, чувства, история, в которых находится мой «дом». Возможно, нет какой-то одной вещи, которая представляла бы для нас смысл. У меня также есть воспоминания о моих первых 9годы детства в другом месте, в другом доме. В каком-то смысле это как Египет для моего мужа, это не что-то физическое, осязаемое, а лишь смутные воспоминания.

Я всегда чувствую, что в это время года в Англии нужно проводить больше времени дома, поскольку ночи приближаются, а погода становится все влажнее, холоднее и сырее. Обычно я с нетерпением жду этого времени ретрита, но после длительного периода самоизоляции кажется, что этот год будет труднее. Еще больше облагаются налогом, когда мы входим во вторую блокировку. Я много занимаюсь самопознанием и заботой о себе, ведя дневник, медитируя и раскапывая старые программы. Моим выбранным словом в этом году было «играть», к которому я действительно только начинаю прикасаться и переходить к концу года, когда я играю с красками, выпекаю, творю словами. Это настоящая борьба за то, чтобы подавить желание наводить порядок, убирать и организовывать дом вместо того, чтобы писать, творить и играть. Я чувствую потребность сделать дом уютным, поддерживая его в определенном порядке, что является проблемой, учитывая размеры конструкции и двух быстрорастущих маленьких человечков.

У меня есть желание быть более творческим и проводить свое время (что кажется более снисходительным) творчески. Чему этот год учит меня, так это тому, что нам нужно принять нашего внутреннего ребенка и взращивать то, что важно для нас.