Настоящая фамилия ульянова ленина: Почему Ленин назвал себя Лениным

Памятник В.И. Ленину — ЦСН Амурской области

Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов) (1870 – 1924 гг.) – политический и общественный деятель, революционер, основатель большевистской партии. Возглавил российское государство в качестве председателя Совета Народных Комиссаров в результате Октябрьской Социалистической Революции как лидер пришедшей к власти Российской социал-демократической партии большевиков. Владимир Ильич также был известен как автор множества теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма, создатель и главный идеолог Третьего интернационала (союза коммунистических партий разных стран).

Родился в 1870 г. в Симбирске в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны Ульяновой (урожденной Бланк). В 1879-1887 гг. Владимир учился в гимназии и окончил ее с золотой медалью. В 1887 г. В.И. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был отчислен без права восстановления за участие в деятельности нелегального кружка Богораза. В 1891 г. В. Ульянов экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В это же время он работает над своей первой книгой «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. Ульянов-Ленин принимает активное участие в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За эту деятельность В.И. Ленин был сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. он вынужден был уехать в Западную Европу, где издавал первую общерусскую нелегальную марксистскую газету «Искра». В 1903 г. на II съезде российских социал-демократов в результате раскола на меньшевиков и большевиков В.И. Ленин возглавил «большинство», создав затем большевистскую партию. Во время первой русской революции 1905-1907 гг. он нелегально жил в Петербурге, координируя действия левых сил. В 1907 г. Ленину повторно пришлось выехать из России на этот раз на 10 лет. В годы Первой мировой войны он выдвинул идею поражения национального правительства, которое при реализации в масштабах всей Европы непременно должно было привести к победе социалистической революции и рабочего класса. С апреля 1917 г. в Петрограде В.И. Ленин становится одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания и установления власти Советов. По его личному распоряжению 31 октября и 2 ноября 1917 г. в Москву из Петрограда были направлены отряды моряков, солдат и красногвардейцев, которые обеспечили переход власти к Советам в Москве. 25 октября 1917 г. правительство было свергнуто и власть в центральных районах страны перешла в руки большевиков. Вплоть до 1922 г. Ленин являлся руководителем большевистских сил в Гражданской войне. Придя к власти, большевики во главе с В.И. Лениным создали новый тип государства, целью которого было стимулировать скорейшее свершение мировой социалистической революции. В отличие от европейского крыла социал-демократии большевики отличались радикализмом и отвергли возможность реформирования капитализма. Ленин обладал широким кругозором и колоссальным багажом знаний во многих областях знаний, в том числе, и в экономике. Он разработал и попытался реализовать политику военного коммунизма, а после осознания ее несостоятельности предложил новую экономическую политику, которая благоприятно сказалась на развитии страны Советов. В 1922 г. после покушения Фанни Каплан и ранения, Ленин тяжело болел и отошел от активной политической деятельности. С мая 1923 г. из-за резкого ухудшения состояния здоровья он проживал на государственной даче Горки (ныне Музей-заповедник). Последний раз Владимир Ильич был в Москве 18-19 октября 1923 г. Умер он в 1924 г. в Горках, под Москвой.

Псевдонимы Владимира Ленина — Wikiwand

  • ВведениеПсевдонимы Владимира Ленина
  • Список
  • Примечания
  • Литература

Российский и советский политик, основатель СССР Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов) по причине конспирации имел более 150 псевдонимов. «Ленин» — это самый известный псевдоним, как до, так и после прихода к власти, когда официальные партийные и государственные документы он подписывал «В. И. Ульянов (Ленин)».

Книга Ленина «Развитие капитализма в России», написанная под псевдонимом «Владимир Ильин»

В конце 1890-х годов Владимир Ульянов приобрёл известность в марксистских кругах под псевдонимом «К. Тулин», а его первые литературные работы[1], в том числе первая книга «Развитие капитализма в России», написанные в ссылке 1897—1900 гг. в сибирском селе Шушенское, выходили под псевдонимом «Владимир Ильин».

В декабре 1901 года Владимир Ульянов в журнале «Заря» опубликовал первые четыре главы статьи «Аграрный вопрос и „критики Маркса“», впервые применив в качестве подписи псевдоним «Н. Ленин». За рубежом инициал «Н» обычно расшифровывается как «Николай», хотя в действительности ни в одной из прижизненных публикаций Ленина данный инициал не расшифровывался. Точная причина появления псевдонима «Ленин» неизвестна, поэтому имелось много версий о происхождении этого псевдонима.

Например, топонимическая — по сибирской реке Лена (семейная версия Ульяновых). Или «историческая» — по названию Ленинского аббатства (нем. Kloster Lehnin) монахов-цистерцианцев близ Потсдама (Бранденбург), где в XIII или XVII веке дано было т. н. «Ленинское пророчество» (лат. Vaticinium Lehninense) о грядущем приходе ко власти династии Гогенцоллернов, о котором В.  И. Ульянов мог узнать из статьи в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»[2].

По мнению историка Владлена Логинова, наиболее правдоподобной представляется версия[3], связанная с использованием паспорта реально существовавшего Николая Ленина[4].
Род Лениных прослеживается от казака Посника[5], которому в XVII веке за заслуги, связанные с завоеванием Сибири и созданием зимовий по реке Лене, пожаловали дворянство и фамилию Ленин. Многочисленные потомки его не раз отличались и на военной, и на чиновной службе. Один из них, Николай Егорович Ленин, дослужившись в 1871 году в Акцизном управлении Люблинской, Радомской и Келецкой губерний до чина титулярного советника[6], вышел в отставку. Затем вновь поступил на государственную службу и в 1893 году был мировым судьёй в Могилёвской губернии в чине коллежского асессора[7]. В 1894 году вышел в отставку[8] и поселился в Ярославской губернии[9], где и умер в 1902 году[10]. Его дети, сочувствовавшие зарождающемуся в России социал-демократическому движению, были хорошо знакомы с Владимиром Ильичом Ульяновым и после смерти отца передали Владимиру Ульянову его паспорт, правда с переправленной датой рождения. Есть версия, что паспорт Владимиру Ильичу достался ещё весной 1900 года, когда сам Николай Егорович Ленин ещё был жив[9]. В 1900 году В. И. Ульянов опасался, что его не выпустят за границу, Надежда Константиновна Крупская рассказала об этом Ольге Николаевне Лениной, с которой работала. О. Н. Ленина попросила своего брата (директора департамента земледелия С. Н. Ленина) помочь с документами, и В. И. Ульянов воспользовался документами тяжело больного отца Ольги и Сергея — Николая Егоровича Ленина[11].

По семейной версии Ульяновых, псевдоним Владимира Ильича происходит от названия реки Лена. Так, Ольга Дмитриевна Ульянова, племянница В. И. Ленина и дочь его родного брата Д. И. Ульянова, выступающая как автор, изучающая жизнь семьи Ульяновых, пишет в защиту данной версии на основе рассказов своего отца:

… о происхождении псевдонима «Ленин». «Я имею основание предполагать, — писал мой отец, — что этот псевдоним происходит от названия реки Лена, так прекрасно описанной Короленко. Владимир Ильич не взял псевдоним Волгин, так как он достаточно был истрёпан, в частности, его использовал, как известно, Плеханов, а также другие авторы, например, небезызвестный богоискатель Глинка и пр.»[12].

Согласно другому семейному преданию, фамилия «Ульянов» далеко не сразу закрепилась за дедом Ленина, Николаем Васильевичем — иногда его именовали «Ульянин». От этого искажённого варианта будто бы и появился в семье в качестве шутки псевдоним «Ленин»[13].

Кроме псевдонимов у Ленина была и партийная кличка, которую использовали его товарищи и он сам: «Старик»[14].

Под подписью «Н. Ленин» работы Ульянова издавались и в СССР, по крайней мере, до 1930 года. Например: «Что делать?»[15]

Фрей[16][17], В. Фрей[18].

Лидер российских большевиков с Вадимом Малиновским
– Контекст путешествия

перейти к содержанию

Описание

Обратите внимание: Наши сотрудники внимательно следят за развивающимся российско-украинским конфликтом. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим заявлением для получения дополнительной информации о том, как мы работаем, чтобы поддержать наших экспертов, пострадавших от этого кризиса.

Описание события:

Присоединяйтесь к нам, чтобы изучить биографию самого известного революционера России Владимира Ленина. Какие поворотные моменты в его детстве привели его к такой радикальной политической карьере? Чем вызвана его популярность среди сограждан? Кто был его главным противником?

В октябре 1917 года Россия была превращена большевиками в Советскую страну, и Владимир Ленин стал главой правительства. Господин Ульянов (это настоящая фамилия Ленина) начал свой путь к власти в 1887 году, будучи студентом Казанского университета. Через шесть лет он дослужился до руководящего поста марксистской организации, затем был приговорен к ссылке и в 1900 г. покинул Россию. Ленин стал лидером большевиков, которые были лишь небольшой фракцией Российской социал-демократической рабочей партии, имевшей большие противоречия с другой фракцией, меньшевиками. К 19 октября17 Ленин стал бесспорным лидером революции.

Семинар под руководством историка Вадима Малиновского позволит глубже погрузиться в историю России ХХ века. Участники уйдут с более глубоким пониманием роли Ленина в драматических событиях начала ХХ века в России.

О вашем эксперте

Вадим — историк (магистр), окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В центре его внимания — современная российская история. Он работает над кандидатской диссертацией по сталинской национальной политике.

Аудитория

Не подходит для детей младше 13 лет (деликатный контент).

Продолжительность

90 минут, включая 30 минут вопросов и ответов.

Объяснение Ленина

Познавательный, поучительный рассказ о жизни Ленина; замечательные видео и фотографии важных для жизни Ленина мест в России, которые мы вряд ли увидим лично в ближайшее время.

Гость не оставил комментария

Гость не оставил комментария

Гость не оставил комментария

Увлекательно

Это было действительно интересное исследование всей жизни Ленина, увлекательно изложенное Вадимом

12

Объяснение Ленина

Познавательный, поучительный рассказ о жизни Ленина; замечательные видео и фотографии важных для жизни Ленина мест в России, которые мы вряд ли увидим лично в ближайшее время.

Гость не оставил комментария

Гость не оставил комментария

Гость не оставил комментария

Увлекательно

Это было действительно интересное исследование всей жизни Ленина, увлекательно изложенное Вадимом

12

Брат Ленина: Интервью с Филипом Помпером

Аарон Леонард — независимый журналист. Его колонки и интервью охватывают всю гамму от геополитики до экономики и религии. Он является постоянным автором History New Network и других изданий. Его работы можно найти на сайте www.aaronleonard.net.

Александр Ульянов, был В.И. старший брат Ленина. Как и его брат, он был революционером, приверженцем свержения русского самодержавия. В отличие от своего брата, возглавившего Российскую социал-демократическую рабочую партию (позже Коммунистическую партию), «Саша» стал частью «Террористической фракции народной воли», небольшой группы, безуспешно замышлявшей убийство тогдашнего царя. Александр III. Названа в честь «Народной воли», успешно убившей отца царя Александра II 1 марта 1881 года. был арестован, когда они готовились к убийству. Позднее пятеро заговорщиков были повешены за покушение. Александр Ульяльнов, несмотря на мольбы к царю со стороны матери, был одним из таких. Недавно я встретился с профессором Помпером в кафе в Гринвич-Виллидж, чтобы поговорить о его новой книге.

Кем был Александр Ульянов?

Он был вторым ребенком в семье Ульяновых, родился в 1866 году. У него была старшая сестра по имени Анна, родившаяся в 1864 году. Три важных фигуры в рассказе, трое важных детей, это трое старших детей. Владимир Ильич появляется в 1870 году, на четыре года позади старшего брата. Александр [Саша] как старший мужчина в семье — важная фигура — это патриархальная культура. Анну, которая была интересным человеком, как бы отодвинули в сторону. Александр был в некотором роде доминирующим мужчиной. Очень скоро он стал надеждой семьи на будущее. Он пошел по пути своего отца в науке.

Саша является частью семейной истории, своего рода святой семьи русского марксизма. Как брат Ленина, как звено в цепи, ведущей Ленина к революции, он очень важная фигура.

Как вы этим заинтересовались?

В 1990 году вышла моя книга о Ленине, Троцком и Сталине. Это было исследование психодинамики, психологического треугольника трех действительно важных фигур в партии. Я хотел понять их взаимодействие и психологию. Для этого мне нужно было понять их семейные истории. Я был очень доволен, когда я закончил книгу, что я понял их к моему удовлетворению. Но очень скоро после этого распался Советский Союз. Теперь все архивы были открыты, включая семейный архив Ульяновых, и я понял, что, по крайней мере, ленинскую часть истории, вероятно, нужно пересмотреть.

Среди прочего я занялся изучением интеллектуальной основы терроризма Александра Ульянова. История русского революционного движения требует от вас изучения терроризма. Если начать еще в 1860-е годы, одним из самых глубоких мыслителей-социалистов был Петр Лавров. Он был артиллерийским офицером и преподавал в военном училище; мужчина средних лет, своего рода кабинетный ученый, как они говорили, кто-то, кто был… очень близорук, страдал куриной слепотой, беспомощен вне своего кабинета. Но он связался со студенческим движением и из-за самодержавной системы и страха перед любым вызовом был арестован и отправлен в ссылку. Он бежал и уехал за границу и стал одним из эмигрантов-теоретиков движения.

Изучая его Я занялся изучением терроризма, потому что он развивался вместе с движением и воспринимал терроризм как тактику. В своей работе он предоставил Саше много научных идей, лежащих в основе его террористической деятельности.

После прочтения Сашиного письма мне стало ясно, что в основе его мышления лежит мышление Лаврова. Наверняка были и другие, кто подпитывался этим. Было также русское представление о Дарвине — форма дарвинизма, которая теперь принята; эта идея группового отбора и альтруизма и ценность альтруизма для групп. Так возникла русская школа дарвиновской мысли, которая пересекалась с русским революционным движением.

В работе Ленина «Что делать?», — говорит он, — стихийное стремление рабочих защитить студентов, подвергшихся нападениям полиции и казаков, превосходит сознательную деятельность социал-демократической организации. !” Я подумал об этом, когда прочитал ваше описание царской полиции с демонстрацией, в которой участвовал Саша. Какое влияние оказал опыт Саши на его младшего брата?

Я думаю, это было действительно очень важно.

Я думаю, что замечание в «Что делать?» имел какое-то отношение к опыту Ленина. Он уже был в ссылке, когда пришло известие о студенческих демонстрациях 1901 года, когда к ним присоединились рабочие. В тот момент, в 1901 году, было много насилия. Я не думаю, что он возвращался к ноябрю 1886 года и к демонстрации, в которой участвовали Саша (и Анна тоже). В тот момент была изрядная сдержанность. Единственный случай, когда я встречал казаков в мемуарах, это рассказ Раисы Шмидовой [подруги Саши], где казак ударил ее прикладом в плечо. В 1886 г. не было широко распространенного насилия9.0003

Пытаюсь вспомнить сцену демонстрации на кладбище в память о смерти Николая Добролюбова [русского нигилиста]. Казалось, что это было немного более спорно…

Это было спорно, потому что студенты были унижены. Их не нужно было бить, чтобы унижать. Быть избитым полицией, поркой было таким крайним унижением, что могло привести к самоубийству. В некоторых сибирских ссылках так и было — были протесты смертников. Это были дети из дворянских семей, для них избиение было большим унижением. Они отреагировали на это таким образом, что вы можете понять это, только поняв их культуру.

Были и другие способы унизить их, заставляя часами стоять под дождем, окружая казаками, заставляя их чувствовать себя запертыми, лишая их свободы передвижения, этого было достаточно, чтобы вызвать сильную ярость. Так что демонстрация на кладбище стала для Саши психологическим переломом. В этом нет сомнений.

Одним из наиболее ярких действий большевистской революции было решение казнить царя и его семью. С одной стороны, это было в разгар Гражданской войны, и оправдание состояло в том, чтобы лишить белых «флага, вокруг которого можно было бы сплотиться». Тем не менее, как вы думаете, повлияло ли на это решение то, что случилось с Александром Ульяновым 31 годом ранее, и отказ царя Александра III смягчить приговор, несмотря на мольбы Сашиной матери?

Он легко мог попасть в него. Я думаю, что когда речь идет о психологии, когда речь идет о мести, это очень глубокая и сложная вещь. Многие ручейки питают этот великий поток мести, который чувствовали люди в 1917-1918 годах.

В трудах Ленина, написанных летом 1917 года, много упоминаний о якобинцах. Это означало суммарные казни. Он собирался сделать это. Он и Яков Сверделов, его ближайший сподвижник в то время, были людьми, которые решили [казнить царя]. Они были теми, кто имел главный контроль над ним. Некоторые думают, что это был местный Совет, который на Урале был очень радикальным, но без Ленина никто бы ничего не решил. Так что это Ленин и Свердлов решили. И я думаю, что мотивация восходит к тому, что царский режим сделал с его семьей, но также питается этими другими ручейками, которые, я думаю, укрепили его убеждения по этому поводу. Или, лучше сказать, его чувства были подкреплены убеждениями.

Ленин также одобрительно отзывался о подходе [Сергея] Нечаева к проблеме, что делать с царем…

Кто такой Нечаев?

Он был революционером, возглавлявшим организацию под названием «Народная месть». Нечаев вместе с Бакуниным является соавтором знаменитого документа «Катехизис революционера», . Например, его цитирует Элдридж Кливер в Soul on Ice.  Этот документ сохранился и в 20 веке.

Нечаев был революционером конца 1860-х гг. Он был тем, кто казнил одного из своих последователей в 1869 году. Это был ужасный скандал в революционном движении, и это вдохновило Достоевского на написание «Бесов», что на английском языке должно было бы быть переведено как «Демоны». Дело в том, что Нечаев стал негативным уроком 70-х, а они все равно оказались террористами.

Кто из участников заговора с целью убийства царя произвел на вас наибольшее впечатление?

Интересна история Петра Шевырева. Он был главой заговора и обладал своеобразным нечаевским складом ума; кровожадные, убейте как можно больше. Характер бомбы [которую они планировали использовать против Александра III] позволяет предположить, насколько кровожадной была пара вождей. Это бомбы со стрихнином и шрапнелью — это было бы большим побочным ущербом.

В случае Нечаева я мог видеть [как он стал тем, кем он был]. Он был одаренным ребенком, выросшим в трудной жизненной ситуации. В английском городе, немного похожем на Манчестер, — Иваново-Вознесенск называли русским Манчестером, — его отец был барменом и поставщиком провизии. Он принимал удары в детстве. Вы могли видеть, как он меняется и злится. Я мог это понять. Даже несмотря на то, что он превратился в уродливого персонажа.

Не знаю, как Шевырев дошел до такого, но он тоже был уродливым персонажем, склонным к убийству, а если нужно, и к массовому убийству. Он был готов убить членов своей организации, как и Нечаев. Так что Шевырев был одним из важных увлекательных персонажей. Он был тем, кто поднял эту вещь с мертвой точки и прошел точку невозврата. В таких организациях нужны такие люди. Все они знали, что он противен, но все более или менее признавали его ценность.

Йозеф Лучашевич — еще один увлекательный персонаж. Хотя он был одним из центральных организаторов заговора и настоящим мастером-бомбардировщиком. Ему удалось избежать смертного приговора. То, как он это сделал, было захватывающим. Как они все сговорились, чтобы избавиться от него.

Три метателя, некоторые из них были для меня немного непрозрачны. Все, в чем вы могли быть уверены, так это в том, что они хотели умереть за правое дело. Василий Осипанов [один из повешенных метателей]. Его прозвали «Кот» [из-за его одинокого пути], который все это начал, вероятно, был вдохновителем ядовитых свинцовых кубов. Двое других, Василий Генералов и Пахомий Андреюшкин, похоже, пережили болезненный отроческий возраст. Я недостаточно знаю о них, чтобы понять, почему они были такими, какими они были.

В конце своей книги вы цитируете русского друга: «В советское время Саша был революционером-мучеником; теперь он просто фанатик и террорист-самоубийца». С одной стороны, это указывает на большие сдвиги в России за последние 20 лет, а с другой — отражает ход истории — вещи нелинейны, они также неупорядочены. Я думаю о нынешнем мировом порядке капитализма, на консолидацию которого ушло много сотен лет, с маловероятными героями, которых постоянно переоценивают — подумайте о Джоне Брауне в этой стране. В какой степени наследие Ленина и Александра еще актуально? Были ли вещи, которые они видели или пытались увидеть, несмотря на неверные повороты, которые остались актуальными?

Есть что-то вечное, это не только Россия, это всеобщее чувство, что справедливость должна свершиться. Меня поразило то, что при изучении революционной истории на протяжении десятилетий и мировой истории идеи приходят в разных формах.

Заметно сходство революционных идей ХХ века с религиозными формулировками; последние будут первыми, богатый не войдет в Царство Небесное. Это не новая идея. Всегда возникает вопрос, является ли это своего рода культурным фоном марксизма? Или это было просто параллельное явление в другое время? Идея, которая была вызвана подобными обстоятельствами. Ответ на социальную несправедливость и эксплуатацию в данном историческом контексте. Это формулировка, которая возникает время от времени, в которой признается, что вы эксплуатируете многих и причиняете страдания многим, и должен быть выход. Должна быть справедливость. Должен быть исправление ситуации.

В текстах о справедливости, социальной справедливости вы снова и снова встречаете нарратив о мучителе/жертве. Маркс сформулировал это диалектически. Он сделал это историей истории, прокладывающей себе путь. Очень привлекало марксизм — и народничество — более ранняя форма русского социализма, вытесненная марксизмом. То, что делает все это работающим и привлекательным, заключается в том, что мы все можем идентифицировать себя с жертвами. Это есть в каждом из нас. Таким образом, жертвы могут меняться со временем, но этот нарратив имеет универсальную и неизменную привлекательность. Уверен, что это все еще актуально, потому что оно заложено в каждом из нас. Думаю, многие из нас откликаются на это. Те, кто не …. вроде подлые.

Вы не можете согласиться ни с одним из предложенных средств правовой защиты. Вы можете не соглашаться с основным нарративом, призванным объяснить, кто, когда, где и почему — вам не обязательно соглашаться со всем этим, чтобы оценить непреходящее качество этих нарративов.

Одна из вещей, которые я вынес из этой книги, или, по крайней мере, я начал больше думать о том, что стоит отложить в сторону весь этот основной нарратив, например, в раннем марксизме была вся эта тенденция к детерминизму — все происходит точно через фазы и т. д. Если отбросить это в сторону, на самом деле можно оценить некоторую дальновидность некоторых из этих персонажей, несмотря на то, что они были такими противоречивыми. То, что некоторые даже придерживались ужасных идей, или как бы вы это ни называли, не отрицает того, что другие идеи имели положительный эффект — эффект помещения чего-то в историческую область возможного, чего не было раньше. Это не означает, что нужно одобрять каждый элемент того, о чем они говорили — и именно здесь, я думаю, многие люди падают, они чувствуют, что должны оправдывать весь пакет…

Наиболее замечательными в этом смысле были для меня русские мыслители 1870-х годов. Это были мыслители, которыми восхищался Саша. Они создали то, что называется субъективной социологией. Я написал книгу о Петре Лаврове, который был одним из основателей наряду с Николаем Михайловским. Субъективная социология была откровенно элитарной. Кстати, Саша тоже — его дарвинизм говорил, что элита обязана пожертвовать собой ради собственного положения. Некоторые называли это менталитетом раскаявшихся дворян, что они дошли до своего положения, оглянулись и говорят: «Как же мы сюда попали, посмотри на все поколения крепостных, которых эксплуатировали!», а значит, это наша работа. покаяться и даже пожертвовать собой. Это скрывалось за их дарвинизмом.

По сути, Лавров сказал, что в каждом поколении есть счастливчики, у которых есть возможность получить высшее образование и глубоко задуматься о состоянии человека. Эти привилегированные люди обязаны формулировать прогресс. Как нам перейти к следующему шагу? Как исправить социальную несправедливость? Мы те, кто несет это бремя. И не только для того, чтобы сформулировать основной нарратив, потому что именно этого он хотел — он хотел, чтобы они были создателями теорий прогресса, созвучных их историческому контексту. Он считал, что они должны адаптироваться к каждому новому историческому контексту. Поэтому он назвал их критически мыслящим меньшинством. На них лежало бремя теоретизирования. На них лежало бремя переноса их теоретизирования в будущее по мере изменения их контекста.

Вместо объективной социологии, созданной Марксом, у него была постоянно меняющаяся субъективная социология. Когда появился Маркс, Лавров сказал: «Вот кое-что новенькое». Поэтому мы должны принять многие его идеи. Но они не приняли его полностью. Что Лавров сказал в письме к одной из своих поклонниц в Санкт-Петербурге — он уже был в ссылке — он написал ей письмо, в котором сказал: «Когда-нибудь наш социализм может быть для мыслителей ХХ века тем, чем Физика Аристотеля соответствует современной физике». И он сказал, что когда-нибудь женский вопрос может стать более важным, чем рабочий вопрос. Это дальновидный мыслитель. И он был прав.

Я подозреваю, что если бы Маркс и Энгельс были живы сегодня, они тоже были бы интересны, в отличие от окостеневших мыслителей, которыми их изображают…

Их оживлял инстинкт восстания против несправедливости. У них просто было это, и они собирались найти идеи.