Родина мать размеры: Скульптура «Родина-Мать зовет!» в Волгограде

Одному из главных символов Победы исполнилось 55 лет

15 октября 2022
21:47

Максим Ахметов

Родина-мать зовет. Этот величественный монумент ровно 55 лет венчает вершину Мамаева кургана в Волгограде. Памятник был открыт в память о героях Сталинградской битвы, в память о солдатах Великой Отечественной, одержавших победу в самой кровопролитной войне в истории, освободивших мир от фашизма. Как создавалась уникальная скульптура, какой смысл заложен в ее деталях? И почему этот символ так важен для нас сегодня?

Площадь у легендарного архитектурного ансамбля. Отсюда начинается путь на главную высоту России — Мамаев курган.

Свой смысл и определенный символизм здесь имеет каждая деталь и каждая локация. Аллея пирамидальных тополей – это настоящее, а вот мост через железнодорожные пути по сути переносит нас в прошлое – в охваченный огнем Сталинград.

Чтобы помнили и знали о героическом поколении и о цене победы. И здесь, на площади стоявших насмерть, люди все понимают без слов.

Октябрь 1967 года. Исторические кадры с открытия архитектурного ансамбля. Еще живы герои и свидетели великой битвы, живы вдовы солдат и матери, потерявшие своих детей. Кинокамера фиксирует эти лица. И вот в тишине раздается орудийный залп.

О создании величественного памятника героям Сталинградской битвы начали говорить почти сразу после ее окончания. Позже объявили конкурс проектов. Победил Евгений Вучетич, уже снискавший славу создатель «Воина-освободителя» в Трептов-парке.

Сталинград – коренная точка перелома, но не окончание войны. Ключевым становится образ Родины-матери, поднявшей меч. Работы начинаются в 1958 с разминирования высоты. На это уходит год.

Строили всей страной: рабочим помогали солдаты полка гражданской обороны. Александр Варнавский в их числе.

«Вучетич был здесь от начала до конца, он же голова», – вспоминает Варнавский.

Главный монумент строился в несколько этапов. Фундамент глубиной 16 метров укрепили насыпным холмом, скрывшим саркофаги. В них захоронены больше 34 тысяч защитников Сталинграда.

«Фундамент был заложен, были заложены саркофаги, и вот на этом этапе Хрущев узнал, что наша Родина-мать ниже, чем статуя Свободы в Америке. И было приказано пересчитать все размеры, чтобы она была выше. В итоге получилось 52 метра», – рассказывает ведущий методист музея-заповедника «Сталинградская битва Максим Насекин.

А вместе с мечом – 85 метров. На момент постройки – самая большая статуя в мире. Гигантская скульптура – это еще и творение гения инженерной мысли Николая Никитина.

Как и знаменитая Останкинская башня, она стоит под тяжестью собственного веса. Жесткость каркаса обеспечивают 117 натянутых внутри полой статуи стальных канатов.

Поющие стены-руины – олицетворение всего города. Здесь сотни образов героев, живых и мертвых.

«Человек получил ранение, у него зияющая рана в сердце, он встал, закрывая город, у него в руках автомат. Он слился с родным Сталинградом», – поясняет ведущий методист музея-заповедника «Сталинградская битва Максим Насекин.

Почетный караул – на страже покоя павших советских солдат в зале воинской славы. И еще один символ – рука, держащая факел с вечным огнем, огнем жизни, которая оказалась сильнее смерти.

Великая Отечественная война
Родина-мать
Победа
общество
Волгоград
новости

Вечный зов | Статьи | Известия

Полвека назад, в октябре 1967 года, торжественно открылся мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» или просто Мамаев курган. Памятник героям грандиозного сражения на Волге с его доминантой — скульптурой «Родина-мать зовет!» — быстро превратился в один из самых знаменитых мемориалов, посвященных Второй мировой войне. Об истории создания и символизме монумента — читайте в материале iz.ru.

У историков нет единого мнения о том, когда наступил «коренной переломом» в Великой Отечественной войне, — в 1941-м под Москвой, 1942-м под Сталинградом или в 1943-м под Курском. Но суть не в этом. Каждое из этих сражений было судьбоносным, и поражение в любом из них стало бы роковым для нашей страны, а возможно, и всего мира. Не раз враг был в шаге от победы, и только мужество советских солдат спасало положение. Так развивались события и в Сталинграде, защитники которого 200 дней не давали врагу овладеть разрушенным городом, тем самым позволив подготовить окружение и уничтожение всей волжской группировки нацистов. И «высота 102», как на военных картах именовался Мамаев курган, была одним из ключевых участков обороны города.

Курган_2

Советские воины ведут огонь из траншеи в районе завода «Красный Октябрь»

Фото: РИА Новости/Георгий Зельма

Именно «одним из», ведь Мамаев бугор — как его называли до войны местные жители — не самый высокий в Волгограде и бои за него мало чем отличалась от кровавых схваток за Лысую гору, «берег Родимцева», «дом Павлова» или «овраг смерти». Но мемориал решили установить именно здесь, после чего место приобрело особое символическое значение.

Это место было выбрано, поскольку здесь перезахоранивали останки погибших советских солдат, лежавшие в братских могилах по всему городу. Многие и вовсе оставались не погребенными, их нашли, когда разбирали развалины города. Мамаев бугор был не застроен, находился недалеко от центра, к тому же там уже были братские могилы бойцов, погибших в боях за эту высоту. Так бугор стал настоящим курганом — под ним погребены 34,5 тыс. павших воинов. А может быть, и гораздо больше — подсчет был очень условным. 

Курган_1

Февраль 1943 года. На Мамаевом кургане в Сталинграде

Фото: РИА Новости/Георгий Зельма

Автор цитаты

Решение установить памятник было принято еще в годы войны, а конкурс проектов объявили в 1944-м. Но победителя не выявили. Тогда Сталин единолично решил, что монумент будет возводить скульптор Евгений Вучетич.

Он сам прошел войну, начав простым добровольцем-пулеметчиком и дослужившись до капитана. После тяжелой контузии был демобилизован, после чего и оказался в Студии военных художников. А в 1949-м сорокалетний Вучетич создал фигуру Воин-освободитель, которая стоит в Трептов-парке в Берлине. Работа оказалась чрезвычайно удачной, что и определило выбор его в качестве руководителя творческого коллектива, которому доверили возведение мемориала на Мамаевом кургане.

На эскизы, проекты, худсоветы и согласования во всевозможных инстанциях ушли годы. Проект памятника был утвержден уже при Никите Хрущеве. Первоначальный замысел был такой: Родина-мать со знаменем в руке встречает вернувшегося солдата. Однако сам Вучетич счел его недостаточно точным и создал совершенно новый, на котором «Родина-мать» с мечом зовет на бой. Он объяснил это тем, что на Волге лишь начинался победный путь Красной армии, поэтому памятник, символизирующий окончание войны и возвращение бойцов домой, здесь не уместен. Кроме того, монумент с обнаженным мечом должен был «рифмоваться» с фигурой «Воина-освободителя» в Берлине. В Кремле скульптора поддержали, и в 1959 году началось возведение монумента.

Курган_3

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». 1 октября 1967 года

Фото: ТАСС/Александр Сергеев

По плану высота скульптуры «Родина-мать» должна была быть 36 м — втрое выше, чем памятник «Воину-освободителю» в Трептов-парке. Однако с таким ростом она получалась на 10 м ниже статуи Свободы в Нью-Йорке, если мерить без пьедестала. В Кремле сочли, что это политически не верно, и Вучетичу предложили увеличить размеры, дабы советская статуя «догнала и перегнала» американскую.

Автор цитаты

Так «Родина-мать» стала самой большой на тот момент скульптурой в мире — ее высота 52 м, а с мечом — около 85.

Но увеличение размера, естественно, увеличило и вес статуи. А расчеты уже были сделаны. В итоге, чтобы избежать сползания конструкции, пришлось досыпать грунт, как бы утапливая основание статуи в землю. Было насыпано 150 тыс. т земли, что позволило поднять высоту кургана на восемь метров. Шестнадцатиметровый фундамент оказался под землей, на нем лежит двухметровая гранитная плита. Сама же скульптура весом 8 тыс. т стоит на этой плите удерживаемая лишь собственным весом.

Курган_5

Выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич

Фото: РИА Новости/Мирослав Муразов

Едва ли не самым трудным для авторов вопросом был выбор материала. Берлинский «Воин-освободитель» сделан из бронзы, но его высота всего 12 м. Огромная же скульптура из дорого металла была непозволительной роскошью для пережившей ужасную войну страны. В итоге решили делать монумент из железобетона, что было гораздо дешевле, хотя и много сложнее. Прежде всего в инженерном плане. В мире ничего подобного еще никто не делал.

Справиться с техническим решением этой уникальной задачи мог только один человек — инженер Николай Васильевич Никитин. Человек, который построил главное здание МГУ, Дворец культуры и науки в Варшаве, Останкинскую башню и главную арену в Лужниках. Он собрал коллектив специалистов, и они приступили к расчетам. Прежде всего нужно было правильно расположить центр тяжести, ведь скульптура держится исключительно за счет своего веса. При этом форма у статуи весьма замысловатая. Затем приступили к расчету внутреннего содержания.

Курган_4

Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Торжественное открытие мемориала

Фото: РИА Новости/Ю. Евсюков

Скульптуру решили делать по принципу жилого дома — она полая, с несущими камерами-ячейками, напоминающими комнаты в здании, только без дверей. Как кубики, с ребрами по три метра при толщине железобетонных стен  25–30 см. И форма конструкции, естественно, была не прямоугольная, как у дома, а соответствующая замыслу Вучетича. Жесткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, натянутыми в разных направлениях. Вертикальные держат само «тело» статуи, а горизонтальные — ее раскинутые руки. Сила натяжения каждого такого стального каната — 60 т.

Автор цитаты

Внутри скульптуры есть лестница, ведущая на самый верх, и несколько подсобных помещений для приборов, измеряющих состояние конструкции в нескольких контрольных точках. Команда Никитина разработала их специально для «Родины-матери» и Останкинской башни.

За монументом постоянно следит бригада, состоящая из инженеров, отвечающих за работу приборов, и нескольких альпинистов, которые контролируют состояние бетонной «кожи» памятника — заделывают возникающие трещинки и регулярно покрывают бетон специальным водооталкивающим раствором.

Курган_6

Лестница, ведущая к монументу «Родина-мать зовет!»

Фото: ТАСС/Николай Галкин

Кстати, создание этого наружного слоя было одной из серьезных проблем при возведении монумента. Бетон быстро застывает, а для получения гладкой поверхности нужно было уложить последовательно много слоев. Промедление грозило возникновением складок и подтеков. При этом автомобилей-бетономешалок тогда еще не было, и жидкий бетон прямо с завода возили в кузовах грузовиков за несколько десятков километров. Если на дороге возникал затор, раствор мог потерять свои свойства. Тогда Вучетич через руководство МВД договорился с местной ГАИ о том, что спецтранспорту дадут «зеленую улицу» — на грузовиках вывесили специальные флаги и разрешили им в крайнем случае даже проезжать на красный свет.

Курган_7

Реставрационные работы скульптуры «Родина-мать зовет!»

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

К вершине кургана, на котором стоит «Родина-мать», ведут 200 ступеней. Их число символизирует дни и ночи Сталинградского сражения, которое шло ровно двести дней. Но прежде чем подойти к лестнице, посетители проходят через двенадцать масштабных скульптурных экспонатов, которые символически раскрывают суть происходивших событий. Это композиция-горельеф «Память поколений», скульптуры на площади Стоявших насмерть, стены-руины, монументы на площади Героев и площади Скорби.

Автор цитаты

Перед курганом находится мемориальный зал Воинской славы с вечным огнем в память о миллионе наших солдат, погибших в этой битве. Комплекс задумывался как единое целое и воспринимается именно так. Гигантская фигура «Родины-матери» издали создает образ, а остальные памятники детализируют и расшифровывают его.

В некоторых статуях угадываются черты конкретных героев. Так, лицу воина с автоматом и гранатой, находящегося в центре площади Стоявших насмерть, скульптор придал сходство с генералом Василием Чуйковым, 62-я армия которого героически защищала Сталинград. Никто не скажет, что это незаслуженно, тем более что Чуйков похоронен здесь же, на кургане. Но публично Вучетич никогда не подтверждал того, что запечатлел именно своего друга-генерала, говорят, не хотел обижать остальных героев обороны.

Курган_8

Монумент «Родина-мать зовет!» во время патриотической акции «Свет Великой Победы» на Мамаевом кургане

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

Вучетич мечтал продолжить линию памятников, в которых центральным символом был меч. Он задумывал монумент, где рабочие ковали меч для фронта, потом получил заказ на скульптуру перед зданием ООН в Нью-Йорке и создал знаменитый памятник «Перекуем мечи на орала!» В Киеве Вучетич вернулся к образу «Родины-матери», но завершить работу не успел. А уже после смерти скульптора его коллеги — архитектор Яков Белопольский (они вместе создавали воина в Берлине) и скульптор Лев Головницкий — завершили трилогию, создав монумент «Тыл-фрону» в Магнитогорске, на котором уральские рабочие передают символический меч Победы воинам.

Курган_9

Обработка скульптуры «Родина-мать зовет!» специальным составом, который защитит ее от неблагоприятных атмосферных воздействий

Фото: РИА Новости/Виталий Арутюнов

Автор цитаты

Для большинства памятников полвека — это детский возраст, но только не для монументов из бетона. Еще когда Вучетич соглашался на этот материал, он говорил, что это от бедности, мол, будущие поколения переделают фигуру из другого материала — «хоть из золота». Но «Родина-мать» стоит в первозданном варианте, хотя уже несколько раз ее пришлось серьезно ремонтировать.

Так, в 1970-е пришлось заменить меч, конструкция которого была не очень удачной — из-за высокой парусности создавалась критическая нагрузка на кисть державшей его руки. Новый меч длиной 33 м и весом 14 т целиком сделан из единого куска стали и в нем предусмотрены технологические отверстия, снижающие парусность. Второй опасностью является то, что фигура всё же немного сползает по глинистому склону. На сегодня отклонение составляет 211 мм, или 75% от допустимого в расчетах. Но движение продолжается. Еще немного и «Родине-матери» снова может потребоваться помощь ее детей.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

 

Суника Кураун — Земля-мать

Недавно просмотренные товары

Мы видим, что ты выглядишь, с твоим взглядом аххххх.

Sunika Kuraun — Mother Land — High Top

Обычная почта (первый класс) против Priority Mail

 

При оформлении заказа мы в настоящее время предлагаем обычную почту и доставку по фиксированной ставке. Доставка по фиксированной ставке с нашего сайта всегда является приоритетной, если не указано иное, или доставка по всему миру. Первый класс — это тариф со скидкой, который занимает немного больше времени и не всегда предлагается. Если вы выберете Priority Mail, ожидаемая доставка будет в течение 3-4 рабочих дней с момента покупки. Snail Mail (первый класс) доставка посылки может занять до 7 дней. Для адресов APO или военных мы рекомендуем Priority Mail.

Международная служба

В настоящее время мы предлагаем быструю доставку в Канаду и некоторые европейские страны. Стоимость рассчитывается на кассе в зависимости от веса. Мы используем перевозчиков USPS. Мы будем рады принять возврат в течение 7 дней с даты первоначальной покупки. Все предметы должны быть в новом, неношеном состоянии со всеми прикрепленными оригинальными бирками.

Общие примечания по доставке

Заказы обычно отправляются в течение 48 часов с момента покупки, мы гордимся нашей скоростью обработки. Если вы совершаете покупки как гость, вы получите только одно уведомление. Для зарегистрированных клиентов отслеживание вашего заказа также будет доступно внутри Моя учетная запись . Дни доставки понедельник-пятница, но в часы пик и в праздничные дни мы также отправляем по субботам.

 

Часто задаваемые вопросы о возврате, возврате и обмене. Ваше удовлетворение является нашей первоочередной задачей. Для обмена или возврата посетите наш центр возврата по телефону https://dungeonforward.returnscenter.com/. Мы принимаем возврат для обмена или возмещения в течение 7  календарных дней после доставки товара.

Как вернуть?

  • Посетите наш центр возврата через https://dungeonforward.returnscenter.com/
  • Введите номер заказа и адрес электронной почты, чтобы начать
  • Следуйте инструкциям и выберите товары, которые вы хотите вернуть
  • Как только ваш запрос будет одобрен, вы получите подтверждение по электронной почте с инструкциями по доставке

Какие товары подлежат возврату?

  • В течение 7 дней с даты доставки — Необходимо отправить по электронной почте, если нет в наличии
  • В неиспользованном и пригодном для продажи состоянии. На предметах не должно быть следов износа, повреждений или дыма.
  • В оригинальной упаковке со всеми неповрежденными бирками
  • Товары также могут быть возвращены, если они не подходят или возникли проблемы с качеством.

Какие товары не подлежат возврату?

Следующие товары не подлежат возврату:

  • Подарочные карты
  • Товары со скидкой (если применимо)
  • Маска

Товар, который я получил, поврежден!

Если купленный товар неисправен, свяжитесь с нами в течение 7 дней с даты доставки.

Можно ли обменивать предметы?

Мы разрешаем обмен купленных товаров на выбираемые варианты. Как только запрос на обмен будет одобрен, замененный товар будет отправлен вам.

Каковы варианты возврата?

Поддерживаются следующие варианты возврата:

  • Возврат на первоначальный способ оплаты
  • Возврат на счет магазина (если применимо)

Как отправить товар обратно?

Инструкции по отправке возвращенных товаров см. в электронном письме, полученном после размещения запроса на возврат.

Как скоро я получу возмещение?

Как только возвращенный товар будет получен и проверен, вы получите уведомление по электронной почте. Вы также будете проинформированы об одобрении или отклонении вашего запроса на возврат средств. В случае одобрения запрос на возврат будет обработан в течение 5–7 рабочих дней после одобрения.

Мой вопрос не адресован…

Если у вас есть какие-либо вопросы относительно возврата или возмещения, свяжитесь с нами.

 


Dungeon Forward

Complex Apparel LLC

Ft. Lauderdale FL

Электронная почта: [email protected]

Служба поддержки: (954) 933-8297

 

В «Земле-матери» матриарх является и жертвой, и угнетателем.

День матери быстро приближается, и сыновьям и дочерям, желающим сохранить благосклонность своей матери, следует дважды подумать, прежде чем подарить новый роман Пола Теру.

А может и нет. Должно быть много матерей с достаточно развитым чувством юмора, чтобы оценить мрачную сатиру «Земли-матери», вымышленной хроники борьбы одной семьи с самым манипулятивным из матриархатов.

Новый роман Теру повествует о взрослых членах большого и непокорного клана Юстус с Кейп-Кода после госпитализации отца и возможной смерти. («Мы думаем, что будет лучше, если мы отключим его от аппарата искусственной вентиляции легких, — объявляет Мать. — Ему так неудобно».) Хотя дома его считали подкаблучником и неудачником в карьере продавца обуви, кончина Отца укрепляет власть Матери в мире. семью и дает ей новую жизнь.

Бывшая учительница, которую соседи считают опорой общества, известная своим трудолюбием, безукоризненной набожностью и безропотностью, Мать ведет себя дома совершенно иначе, подрывая доверие своих детей среднего возраста при каждом удобном случае. .

Старший сын Фред — юрист, уважаемый советник и дающий разыскиваемые советы. Второй по старшинству — Флойд, едкий поэт и университетский профессор, которого Мать «презирала и боялась». Далее следует JP, рассказчик книги сомнительной надежности, писатель, который финансирует свои романы за счет своей журналистики о путешествиях, размышляя о своих неудачных браках и падающих продажах. Среди других братьев и сестер мужского пола Хабби, медсестра-травматолог, которая также помогает по дому, и Гилберт, любимый живой ребенок матери, дипломат, который редко бывает в Соединенных Штатах и ​​обычно работает в каком-нибудь безумно отдаленном политическом центре.

PAUL THEROUX

К женщинам-юстусам относятся Фрэнни и Роуз, школьные учителя, которые изо всех сил стараются порадовать Мать подарками в виде еды и безделушек. Наконец, есть Анджела, которая умерла при рождении и поэтому никогда не делала ничего, чтобы разочаровать свою Мать, которая утверждает, что поддерживает духовную связь с давно умершим ребенком.

Рассказывая свою версию своей семейной истории, JP признает маловероятность существования семи братьев и сестер в какой-либо гармонии. Он пишет: «Часть нашего отчаяния, должно быть, возникло из-за того, что мы знали, что наша семья слишком велика, чтобы выжить, слишком неуклюжа, чтобы процветать, чудовищна, чтобы созерцать, гротескный феномен другого века, яростное и изолированное племя, воюющее с самим собой. , которой правит непостижимое присутствие — председатель правления, непостоянная королева, императрица Матери-Земли».

Братья и сестры часто открыто ссорятся друг с другом, но закулисные насмешки — это валюта, на которой держится семья Юстуса. Ни одна досадная неудача или непреднамеренная обида никогда не забываются и не прощаются. Они до сих пор говорят о проблемах Хабби с ночным недержанием мочи в детстве.

Сидя в кресле, похожем на трон, в своей гостиной Мать с удовольствием собирает новости и распространяет их везде, где это вызовет наибольшие неудобства и эмоциональную травму. JP испытывает эту тактику на собственном опыте, когда признается своей матери об обручальном кольце, которое он намеревается подарить своей квази-невесте. Доверие тут же рушится. Не только его братья и сестры обижаются на его скрытность, но и его девушка внезапно бросает его.

Дети матери десятилетиями обижаются на ее поведение, но ни один из них не может выйти победителем в колоссальной битве воли. Когда деньги и недвижимость становятся частью ставок, страсти разгораются еще сильнее. Но даже когда здоровье ее потомства ухудшается, Мать держится, уменьшаясь в размерах, но не теряя влияния.

JP, по крайней мере, может признать, что он не полностью понимает своего выжившего родителя. Он пишет: «Я, гордившийся своей зоркостью, смутился. Мне никогда не было до конца ясно, манипулировала ли Мать теми из нас, кому она давала деньги, или эти люди манипулировали ею? Я искал злодея. Но в том и была гениальность Матери, что она могла казаться и тираном, и жертвой, угнетающей и угнетенной».

Теру — уроженец Медфорда, штат Массачусетс, бывший студент Университета штата Мэн и давний житель Кейп-Кода и Гавайев. Он сам является одним из семи детей, в том числе двух других писателей, Александра («Кот Дарконвилля») и Питера («Песчаные бури»).

Возможно, наиболее известный как автор книг «Берег Москитов», «Старый Патагонийский экспресс» и «Святой Джек». триллеры-убийцы, апокалиптическая научная фантастика и рассказы о путешествиях. Он также известен использованием элементов автобиографии в своих романах и рассказах.

Страница за страницей, его «Земля-мать» захватывающая и забавная, проницательная домашняя комедия жадности, обиды и душящих уз. Проблема в том, что страниц очень много.

Дети Юстуса — это четко определенные персонажи, каждый из которых имеет узнаваемые черты и особенности, но они не сильно меняются со временем. Эпизоды плохого поведения повторяются снова и снова. Это часть шутки, конечно, но некоторые читатели могут захотеть, чтобы сюжет развивался чуть менее повторяющимся образом.

К счастью, JP оказывается способным к изменениям. В последних главах книги, когда Матери исполняется 100 лет, он находит способ примириться с ней и с тем, что они значили друг для друга. Не опускаясь до сентиментальности, развязка «Матери-Земли» и трогательна, и метка, комедия и трагедия развернуты в равной мере.

Писатель из Беркли Майкл Берри — уроженец Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Он участвовал в изданиях Salon, San Francisco Chronicle, New Hampshire Magazine, Los Angeles Review of Books и многих других изданиях.