Гастелло это: Подвиг Гастелло | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Николай Гастелло: подвиг, пропаганда и судьба человека

Алексей ФИЛИППОВ

13.05.2022

В критические для выживания нации моменты, очевидно, начинают работать особые психологические механизмы, ведущие людей на заведомую смерть, если та хоть немного приближает Победу.

Сто пятнадцать лет назад, в начале мая 1907 года, родился Николай Гастелло. 26 июня 1941-го, на пятый день Великой Отечественной войны, он направил свой подбитый, горящий самолет на колонну немецких танков. Это был первый «огненный таран» войны, и подвиг Гастелло сразу же использовала пропаганда. О нем рассказало радио, написали газеты, имя летчика стало известно всем. В перестройку писали о том, что таран совершил не Гастелло, а его сослуживец, капитан Маслов.

В позднее советское и раннее постсоветское время была острая потребность в препарировании и последующем разоблачении героических советских мифов. Но «огненный таран», скорее всего, совершил все-таки Гастелло. Останки капитана Маслова нашли, а можно ли обнаружить тела людей, направивших на врага горящий самолет?

Так ли важно, кто именно совершил этот подвиг, ведь в герое воплощен весь народ? Эта мысль идет и от того, что перед Великой Отечественной сказал Сталин, помянувший множество летчиков Ивановых, в сущности, безымянных, сильных своей массой, которые задавят врага числом. Она неверна, у подвига всегда есть имя, но на смерть пошли и Гастелло, и Маслов, и множество других летчиков, встретивших начало войны на худших, чем у противника, самолетах, хуже обученных, меньше летавших. Сталинская ставка на массовость подвела предвоенную советскую авиацию: для полноценной подготовки летчиков не хватало горючего, из-за того, что промышленность гнала вал, падало качество авиационной техники, у истребителей заклинивали пулеметы. Ее сильной стороной оказалась готовность летчиков умереть, противнику было трудно что-то этому противопоставить.

В обстоятельствах июня 1941 года подвигом был каждый вылет на неприспособленных для дневных вылетов и штурмовок дальних бомбардировщиках ДБ-3ф, на которых летали Гастелло и Маслов. У них не было истребительного прикрытия, они были уязвимы для зенитного огня: летчики становились смертниками. Тут все было подвигом, огромное уважение вызывает каждый пилот. Жаль только, что мы никогда не узнаем, что думал и чувствовал тот, кто развернул свой горящий самолет и направил его вниз, на вражеские танки.

После войны, за долгие советские десятилетия, под влиянием разнообразных киноэпопей, «секретарской» литературы и свойственной всем, даже и участникам Великой Отечественной, аберрации памяти, возникло представление о людях того времени как о перепрограммированных пропагандой «советских муравьях», свято веривших всему, что неслось из репродукторов. Но если посмотреть источники того времени, становится видно, что человеческая реальность была бесконечно разнообразнее и сложнее. Истребитель, у которого заклинило пулемет, мог решиться на таран в азарте боя. Но что вело вниз, к земле, на врага, капитана Гастелло, у которого был шанс спастись, выбросившись с парашютом?

Вокруг совершенных в Великую Отечественную подвигов наросло много созданного профессиональными мифотворцами словесного мусора, поработали и те, кто эти подвиги разоблачал. Но ни то ни другое их не отменяет – пусть они и не выглядели так кинематографически красиво, как сочиняли пропагандисты. Александр Матросов действительно заставил замолчать немецкий дот, пожертвовав собой, Николай Гастелло пошел на таран. За плечами Матросова было жуткое детство, с режимной и трудовой колониями, судьба Гастелло выглядит куда более благополучной. Общим у них было то, что они, так же как и сегодняшние молодые люди, хотели жить. Но подобное самопожертвование в Великую Отечественную было достаточно массовым.

Наряду с этим были коллаборационизм и нераспорядительность, трусость и неумение, но это не оказалось главным. В критические для выживания нации моменты, очевидно, начинают работать особые психологические механизмы, ведущие людей на заведомую смерть, если та хоть немного приближает Победу. И дело не в роях летчиков Ивановых, а в отключающем инстинкт самосохранения импульсе самопожертвования.

Война всегда ужасна, но это придает ей по-настоящему великий смысл — и тридцатичетырехлетний капитан Гастелло направляет горящий самолет вниз, на огненную смерть. А что он перед этим подумал, что он чувствовал в этот момент, мы так никогда и не узнаем.

Николай Францевич Гастелло

26 июня 1941 года в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Н.Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи.

Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника.

Так был совершен подвиг — наземный таран немецко-фашисткой техники.

Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин, погиб. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром.

В наградном листе о представлении капитана Н.Ф. Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…».

Как вспоминал командир авиакорпуса Н. С. Скрипко («По целям ближним и дальним»): «Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М.X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А.К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!».

О мужестве Н.Ф. Гастелло говорит еще один факт:

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 г., когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск.

Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам.

Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле.

6 июля 1941 года в сообщении Советского информбюро, переданном по радио, вся страна узнала об огненном таране летчика. Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

 

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец — Франц Павлович Гастелло, выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 г. из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках в литейных мастерских на железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор — в 1913 г. (погиб в сентябре 1942 г.).

В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву, в своё училище, где проучился до 1921 г. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г., став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец.

В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

В мае 1932 Н.Ф. Гастелло был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса.

Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах — Р-1 и И-5. В декабре 1933 г. состоялся выпуск Школы военных пилотов. Николай мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования, выпускник попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта — тяжёлая авиация, большие корабли», — говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Н. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (тбап). В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных. Это был тяжелый труд, по 12-16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Н.Ф. Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма.

Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

По подсчетам военных исследователей, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился гибнущий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов». Поэтому помня о подвиге экипажа Гастелло, не следует забывать, что ещё сотни летчиков достойны нашей памяти, уважения и благодарности.

 

В то же время, члены экипажа Н.Ф. Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. Один из них — Анатолий Акимович Бурденюк — с 1931 по 1938 года жил в Свердловске.

А.А. Бурденюк родился в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Украинец. Отец — Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать — Полина Феофановна.

В 1931 году семья Бурденюк переезжает в Свердловск. В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил фабрично-заводскую школу №11.

В 1938 году поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году по окончании обучения, получил звание «лейтенант» и был направлен в 164-й авиационный полк 1-й резервной авиационной бригады Орловского военного округа (июль 1940 — октябрь 1940). В это время Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф.

С октября 1940 года — штурман 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.

С 24 июня 1941- штурман 2-й эскадрильи 207-го авиаполка (экипаж Н. Ф. Гастелло).

 

В 1958 году, благодаря усилиям родственников и однополчан, орденами Отечественной войны I степени был отмечен подвиг членов героического экипажа — штурмана А.А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А.А. Калинина, люкового стрелка Г.Н. Скоробогатого.

 

Источники:

https://topwar.ru/115060-ognennyy-taran-nikolaya-gastello.html

https://histrf.ru/read/articles/podvigh-gastiello-event

http://www.people.su/18601

 

 

Поместье между Умбрией и Тосканой

Старинное поместье, сочетающее в себе дикую природу Умбрии
и непринужденный итальянский стиль

дома в аренду

Поместье

Исследуйте 1500 гектаров первозданной дикой природы, защищенной, восстановленной и возвращенной к захватывающей жизни динамичной семьей

о нас

Дома

Дома

Предлагаются в аренду 8 впечатляющих старинных фермерских домов, разбросанных по холмистой местности Рескьо, каждый из которых тщательно отреставрирован графом Бенедиктом Больца и его талантливой командой. Приезжайте, чтобы остановиться в одном из изысканно спроектированных и обставленных домов в поместье Рескьо. Дома с садами, бассейнами и территориями создают уединенное убежище для вас, вашей семьи и друзей.

0 из
9

Арриги 12

Барко 12+

Белл’Ария 12+

Каса-делле-Суоре 12

Черкошен 8

Грульяно 14

Ночи 6

Пиантаверна 8

Спиннотермин 10

посмотреть все

Дома

Открыть все

Arrighi

Спальные места: 12 — Спальни: 6 — Ванные комнаты: 6 —
Бассейн: 18×4

Barco

Спальных мест: 12+ — Спальни: 6+ — Ванные комнаты: 6 —
Бассейн: 18×4

Bell’Aria

Спальных мест: 12+ — Спален: 6+ — Ванных комнат: 7 —
Бассейн: 18 x 4,5

Casa delle Suore

Спальных мест: 12 — Спальни: 6 — Ванные комнаты: 6 —
Бассейн: 16×4

Cercoschene

Спальных мест: 8 — Спальни: 4 — Ванные комнаты: 4 —
Пул: 16×4

Грульяно

Спальных мест: 14 — Спален: 7 — Ванных комнат: 6 —
Бассейн: 12×6

Ночи

Спальных мест: 6 — Спальни: 3 — Ванные комнаты: 3 —
Бассейн: 18×4

Piantaverna

Спальных мест: 8 — Спальни: 4 — Ванные комнаты: 4 —
Бассейн: 15×4

Spinaltermine

Спальных мест: 10 — Спальни: 5 — Ванные комнаты: 5 —
Бассейн: 15×4

0 из 9

Журнал Reschio

Откройте для себя наши истории

В Решио есть гораздо больше, чем беглый взгляд. Мы немного углубимся в наши любимые темы и надеемся, что вы изучите эти страницы и откроете для себя преданность, которую разделяем все мы в Reschio

.

посмотреть все

InstaReschio

Наша фотогалерея освещает богатую и разнообразную повседневную жизнь Решио. Используйте волшебный фильтр для изображений, которые отражают ваши интересы

посмотреть все сообщения

Лошади

В наших великолепных конюшнях, основанных графом Антонио Больца, живут одни из лучших в мире чистокровных испанских лошадей, искусных в выездке

Откройте для себя лошадей

Дизайн

Наша талантливая архитектурно-дизайнерская студия занимается всем: от тщательной реконструкции многовековых фермерских домов до превращения замка 10 века в ослепительный отель

открыть для себя

The Tabaccaia

Бывшая табачная фабрика была преобразована в творческий центр индустриального шика, а теперь это бьющееся сердце рабочего района

узнать больше

еще

B.

B. for Reschio

Ознакомьтесь с ассортиментом изготовленной на заказ мебели и осветительных приборов ручной работы, разработанных нами и созданных искусными мастерами

подробнее

В Tabaccaia проводятся специально подобранные художественные выставки, от найденных предметов до работ признанных международных художников

Чем заняться

От прогулки верхом на наших древних лесах и цветочных лугах до дикого купания в озере или урока итальянской кухни – Решио полон восхитительных впечатлений

просмотреть все действия

Вещи, которые мы любим

Наши ежемесячные размышления о самом лучшем в Решио

Это место использует самые современные технологии для гарантии простого и функционального использования.
Для визуализации и установки в последнем браузере, например
Google Chrome, Mozilla Firefox или Microsoft Edge

КАСТЕЛЛО | Сделано в Канту

Сделано в Канту

О нас

Карло Скотти был предприимчивым табачником из Тичино, который в начале 90-х гг. 00 обнаружил и начал усердно развивать страсть к табаку и курительным инструментам. Благодаря этой страсти его небольшая табачная лавка быстро приобрела популярность, и он решил посвятить себя миру трубки.
Он был очарован элегантностью этого предмета, который, помимо своего класса, предлагает наиболее естественный и здоровый способ курения.

Подробнее

О нас

Карло Скотти был предприимчивым табачником из Тичино, который в начале 90-х гг.00 обнаружил и начал усердно развивать страсть к табаку и курительным инструментам. Благодаря этой страсти его небольшая табачная лавка быстро приобрела популярность, и он решил посвятить себя миру трубки.
Он был очарован элегантностью этого предмета, который, помимо своего класса, предлагает наиболее естественный и здоровый способ курения.

Подробнее

Отделка

  • Морская скала

  • Торговая марка

  • Натуральная девственница

  • Коллекция

  • Перла Нера

  • Оккио Ди Пернис

  • Фиаммата

  • Великая линия

  • Пламя

Посмотреть все

Отделка

  • Морская скала

  • Торговая марка

  • Натуральная девственница

  • Коллекция

  • Перла Нера

  • Оккио Ди Пернис

  • Фиаммата

  • Великая линия

  • Пламя

Посмотреть все

Официальные дилеры

Карло Скотти сказал…

  «Я руковожу мастерской, а не фабрикой.