Родина былинного ильи 5 букв: Родина Ильи-богатыря, 5 букв, первая буква М — кроссворды и сканворды

Родина богатыря Ильи, 5 (пять) букв

Вопрос с кроссворда

Ответ на вопрос «Родина богатыря Ильи «, 5 (пять) букв:
муром

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова муром

Древний город, с 1097 г. столица одного из княжеств на Руси

Родной город силача Ильи

Богатырский город

Центр древнерусского княжества

Город во Владимирской области

Родина Ильи Муромца

Город Ильи-богатыря

Определение слова муром в словарях

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Му́ром : Муром — город во Владимирской области России. Муром — село в Шебекинском районе Белгородской области России. Муром — река в Белгородской области России и Харьковской области Украины. Муром I − железнодорожная станция Муромского отделения Горьковской …

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.

город в Российской Федерации, Владимирская обл., пристань на Оке. Железнодорожный узел. 127 тыс. жителей (1993). Машиностроение (тепловозы, холодильники; радиопромышленность), хлопчатобумажная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Институт. Филиал …

Примеры употребления слова муром в литературе.

Получив благую весть о бескровном взятии Мурома и подступе к Владимиру, с которой прибыл от Алябьева в Нижний легкий на ногу и безунывный Ждан Болтин, Шереметев и тогда не встрепенулся.

Костромою следует Галич, за Галичем — Устюг, который до сих пор не упоминался в завещаниях княжеских, равно как Вятка и Суздаль, что все отказывается старшему сыну, великому князю, вместе с Новгородом Нижним, Муромом, Юрьевом, Великою Солью, Боровском, Суходолом, Калугою, Алексином — огромные владения в сравнении с теми, которые были отказаны самому Василию отцом его.

Это замечание летописца очень любопытно: Олег лишился Чернигова и Мурома вследствие войны, которую начали против него двоюродные братья, следовательно, по понятиям современников, самая война была несправедлива: в противном случае летописец не оправил бы Олега, потому что тогда отнятие волости было бы только достойным наказанием за его неправду.

К вечеру подъехал с Выксы компаньон Жадова по сбыту лошадей, крупный барышник, знаменитый на весь Муром Васька Жук.

А кругом несметно племен: голядь, да мещера, да мурома, да мордва, да всяких прочих изрядно, забытых ныне.

Ворсму спалили, Павлов Острог захватили, Гороховец на колени поставили, ныне уж к Мурому подбираются, того и гляди, во Владимир вскорости нагрянут.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Публикации раздела Традиции

В русских былинах упоминается более 30 богатырей. Среди них были герои с древними мифологическими корнями, такие как Святогор и Волх Всеславьевич, и заезжие гости — например, Дюк Степанович и Чурило Плёнкович. Были даже женщины-воительницы, которых называли поленицами: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья-королевишна и другие. Они считались ровней богатырям-мужчинам, а иногда и превосходили их. Но больше всего народ любил былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Ученые выделяют от 53 до 100 сюжетов русского героического эпоса, около 26 из которых связаны с подвигами легендарной троицы. «Культура.РФ» рассказывает об истории самых известных русских богатырей.

Ростовский Попович

Георгий Юдин. Алеша Попович и Тугарин. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Борис Ольшанский. Алеша Попович и Елена Краса. 1996. Музей славянской живописи

Андрей Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.

Несмотря на религиозное воспитание, Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость всегда граничила с дерзостью. В некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывалось, как Алеша солгал о смерти Добрыни и обманом попытался жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. В XX веке исследования доказали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — Тугарина. Князь Владимир Красное Солнышко привечал его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа оказывала Тугарину недвусмысленные знаки внимания. Алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил Тугарина хитростью. Разные версии описывают, как Попович притворился тугим на ухо, чтобы Тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. Голову Тугарина Алеша в шутку предложил князю как посуду:

Ты ой есь, Владимир стольнокиевской!
Буде нет у тя нынь пивна котла, —
Да вот те Тугаринова буйна голова;
Буде нет у тя дак пивных больших чаш, —
Дак вот те Тугариновы ясны оци;
Буде нет у тя да больших блюдишшов, —
Дак вот те Тугариновы больши ушишша.

Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. Это был осознанный шаг летописцев в эпоху становления централизованного Русского государства.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время священнослужители еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднюю эпоху сын священника не смог бы стать в глазах народа дерзким смельчаком, насмехающимся над властьимущими, поминающим в прибаутках даже собственного отца-попа.

На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI–XII веках князья нередко заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Народ осуждал дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и именно такой «дружбе» и положил конец Алеша, убив Тугарина.

Рязанский княжич

Георгий Юдин. Поход Добрыни Никитича против змея лютого. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Андрей Рябушкин Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Георгий Юдин. Добрыня Никитич и татарский богатырь-боец. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:

Читайте также:

  • Илья Муромец: Богатырь силы и духа
  • Тест: кто вы из героев былин?
  • Сказочный мир Виктора Васнецова

«Он прекрасный певец и играет на гуслях. Он играет в шахматы так, что уверенно обыгрывает татарского хана, непобедимого знатока этой игры. В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит и знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».

Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Муромский крестьянин

Георгий Юдин. Болезнь и исцеление Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Андрей Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Георгий Юдин. Три поездки Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Илья Муромец, «сын Иванович», — крестьянин, плоть от плоти своего народа. Ему посвящено 18 разнообразных сюжетов, это рекорд для русского эпоса.

Да едино солнышко на небеси,
Един богатырь на святой Руси,
Един Илья да Илья Муромец!

Былинная биография Ильи достаточно подробна. Он родился в селе Карачарове под Муромом, до 30 лет не владел ни руками, ни ногами, был парализован. Однажды, когда вся семья работала в поле, а Илья лежал на печи, в дом постучали калики перехожие. Странники попросили чарочку водицы, Илья ответил, что не может принести воды. Калики стали уговаривать его подняться, и случилось чудо: Илья пошел. Когда он принес каликам воды, они предложили выпить и ему, после чего у богатыря появилась невиданная сила. Исцеленный герой поспешил на помощь родственникам, выкорчёвывавшим деревья. Увидев, как Илья легко выворачивает дубы с корнем, родители поняли, что его призвание не крестьянский труд, а защита Отечества.

Образ Ильи, по мнению исследователей, стал вершиной русского эпоса. Он сформировался позже, чем образы Алеши и Добрыни. Илья — зрелый воин, убеленный сединами, терпеливый, держащий себя с достоинством. Исследователь былин Александр Гильфердинг охарактеризовал его силу как «скромную, чуждую всякой аффектации и хвастовства, но требующую к себе уважения».

Один из центральных сюжетов о подвигах Ильи Муромца — его победа над Идолищем поганым. Богатырь пробрался в захваченный врагом Киев в одежде странника и стал просить милостыню под окнами дворца. Идолище, запрещавшее просить во имя Христа, тут же приказало привести неизвестного и стало расспрашивать его о прославленном герое:

Ты скажи, калика перехожая,
По многу ли Илейко хлеба ест,
По многу ли Илейко к выти пива пьет?

Услышав, что «ест Илейко по калачику, пьет Илейко по стаканчику», Идолище заключило, что такой соперник ему не страшен, и тогда Илья убил его ударом шелепуги — выменянного у калики кнута.

Георгий Юдин. Илья Муромец и Идолище поганое. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Георгий Юдин. Илья Муромец и Калин-царь. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Георгий Юдин. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

В образе Идолища явно отразились черты монголо-татарских завоевателей XIII–XV веков, а войско, окружившее Киев, в сознании народа слилось с татарскими захватчиками. Это подтверждает гипотезу о более позднем формировании образа Ильи в русском эпосе, хотя само имя героя могло быть известно уже в XII веке.

В некоторых былинах Муромца называли Муравленином. Это дало повод предположить, что родиной богатыря мог быть Моровийск (ныне Моровск) под Черниговом.

Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок: предание гласит, что однажды Илья отбился от врага сапогом. Он умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. Она показала, что при жизни Илия Печерский был исключительно сильным человеком, ростом около 177 сантиметров, и по меркам Средневековья считался вполне высоким. У него обнаружились признаки заболевания позвоночника, а причиной смерти ученые назвали рану, нанесенную острым оружием в грудь. На момент гибели воину было 40–55 лет. В Киево-Печерском патерике — сборнике о ранней истории монастыря — нет жития этого преподобного. Это косвенно подтверждает, что в монашестве Илия провел недолгое время. Предполагается, что он принял постриг уже после полученного в бою смертельного ранения.

Фольклорист Владимир Пропп писал: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь».

Автор: Екатерина Гудкова

Теги:

Публикации раздела Традиции

Репин Илья Ефимович (08.05.1844 — 29.09.1930) — Биография, интересные факты, известные произведения величайший русский реалист, создавший эпическое изображение русской действительности во всем ее многообразии. Теории «чистого искусства» в некоторые моменты занимали его, но лучшие произведения художника далеки от них, идеологическая направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а самой сильной стороной.

Черты творчества художника Ильи Репина: тонкий психологизм, актуальность, картографирование общественных задач и тревог, сопричастность к жизни и стремлениям общества, частое обращение к моменту эмоционального пика героев. Основные жанры, в которых работал мастер: портреты, исторические сцены, жанровая картина.

Известные картины художника Ильи Репина: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный убивает сына», «Мы не дождались», «Запорожцы пишут письмо Турецкий султан».

Окружающие уже при жизни считали его гением и одним из величайших художников. Сам Репин называл себя «заурядной фигурой» и заявлял, что у него нет таланта. Он был мягким и уступчивым человеком и в то же время легко впадал в исступление. Мог быть покладистым и неприхотливым, когда дело касалось его. Но едва решил, что кто-то покушается на живописные принципы, как был готов разорвать врага в клочья.
Огненная страсть Ильи Репина Илье Репину было 7 лет, когда он впервые пришел к рисованию. Мальчик рисовал, рисовал, рисовал и не хотел ни на минуту отрываться от этого волшебства. От переутомления у него пошло носовое кровотечение, кровотечение не могло остановиться несколько дней. Илья был очень слаб, его близкие были готовы к тому, что он не выживет. Такое драматическое начало произошло в детстве, когда его принято называть «вершиной русского реализма».

Он был чрезмерн в оценках и страстях, слишком яростен в спорах, громко восхищался чужими талантами и был слишком неуверен в своих. В то же время — предельно точен на холсте. Современники отмечали его склонность к драматизации — в пересказе Репина визит молочника стал подобен явлению архангела. А в письмах злоупотреблял восклицательными знаками — теперь это число считается дурным тоном. У него был кроткий темперамент, сам он всегда был вежлив, иногда даже чересчур, пока не зашел спор об искусстве, — и тут… На одном из заседаний Академии художеств в Куинджине чуть не полетела чернильница!

Репин родом из Чугуева (Харьковская область). С детства любил рисовать, лепить. Мальчика отдали на обучение к местному иконописцу. Он мечтал поступить в Петербургскую Академию с того момента, как узнал об этом. А так как слава о талантливом молодом иконописце к тому времени разнеслась по всей Украине, а от заказов не было отбоя, ему удалось собрать деньги на поездку в Петербург. Там Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников (и познакомился с Иваном Крамским, который в будущем станет одним из идеологов передвижников). В Академии юный Репин получил ощутимый щелчок по тщеславию — его рисунки раскритиковали, его отправили на родину. Но он не собирался так просто сдаваться. Вскоре нашелся меценат, готовый оплатить обучение художника вольнослушателем, — Федор Прянишников, член Общества художников, оценивший талант Репина. Однако вскоре Илья сдал экзамен и был переведен в действительные студенты.

Он жадно учился, его упорство и талант не остались незамеченными. Серебряная медаль, малая золотая и большая золотая, дающие право на шестилетнюю стажировку за границей за счет Академии – таковы результаты обучения. Вопреки ожиданиям, он не спешил использовать свой приз; сначала ему нужно было закончить картину, над которой он работал и которая сделала его знаменитым. «Бурлаки на Волге» потребовали перенести стажировку — Илья Репин не мог прерывать работу над картиной, а писать ее нужно было только в России.

Это был первый большой успех, хотя были и критические отзывы. На стажировку в Европу Репин отправился со своей молодой женой Верочкой Шевцовой. Сведения о его европейском периоде очень разрознены. Корней Чуковский писал (в советское время, не забывайте), что «Репин по всем бортам билаков — и в России, и в Италии, и в Австрии». Однако в то же время были написаны такие известные за границей картины, как «Садко» и «Негр», множество видов кафе и бытовых зарисовок, изображающих не тяжкий труд.

Репины, миротворцы и академики были не прочь посчитать Репина «своим». Будучи увлеченной натурой, он «давал авансы» представителям разных направлений. В этом не было ничего фальшивого, Репин был искренним человеком, он искренне восхищался всем, что в данный момент привлекало его, и в следующее мгновение мог изменить свои взгляды. По этому поводу его неоднократно обвиняли в неустойчивости положения и даже в предательстве.

Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные — эти темы Репина глубоко затронули и, по большому счету, прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками. Он также был прекрасным портретистом. Созданная им галерея портретов поражает тонким психологизмом и виртуозным мастерством. Чтобы написать человека, ему нужно было быть очарованным им, «влюбиться». Впрочем, если речь идет о женских портретах, то цитаты не всегда уместны, Репин влюблялся легко и горячо.

Был близок со Львом Толстым, часто гостил у него в Ясной Поляне. Среди друзей Репина Федор Шаляпин, академик Бехтерев, художник Исаак Бродский и многие другие. Когда Репин со второй женой переехали в имение Пенаты в Куоккале, Корней Чуковский стал регулярно навещать его. Впоследствии Чуковский правит автобиографией Репина «Далеко-близко» и пишет о нем мемуары.

Более 10 лет Илья Репин преподавал в Академии художеств, руководил живописной мастерской. Его учениками являются Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Фешин, Филипп Малявин.

После Октябрьской революции усадьба в Куоккале оказалась в Финляндии. Тем не менее Репин не стал в СССР опальным; более того, он был объявлен классиком, а Сталин даже снарядил делегацию для возвращения художника на родину. Уже пожилой Репин очень тосковал по России, но вернуться не решался. Однако его «канонизация» в советском искусстве была успешно проведена, с одной стороны, что Репин не был забыт, а с другой, для многих его имя стало почти нарицательным. Между тем это был человек, страстно любивший картины и женщин, болезненно страдавший от неуверенности в собственном даровании и готовый раздавить любого, кто посягнет на его идеи.
Личная жизнь Ильи Репина Еще будучи студентом Академии, Репин часто навещал своего друга по рисовальной школе. Александра Шевцова. Ходили слухи, что он мог сделать предложение старшей дочери семьи, своей ровеснице Соне. Однако предложение не поступило, а Илья не проявлял по отношению к девушке никакой активности, как будто чего-то ждал. Он очень ждал – когда же вырастет запавшая ему в душу девятилетняя девочка. Он написал Веру совсем юной, есть ее шестнадцатилетний портрет. В 1872 году, незадолго до окончания Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. В браке они прожили 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как о причине развода. Однако справедливо будет сказать, что немалую роль сыграли многочисленные увлечения Репина. Он был страстным по темпераменту, и это в полной мере проявлялось в отношениях с женщинами. А так как Репин к тому времени был известным человеком, то и женщины его не чурались. В свете постоянно судачат о его романах. Вера Репина хотела тихий дом, где можно закрыться от посторонних и заняться семейными делами. Она была измучена постоянными изменами мужа и вскоре увяла. Сначала они расстались, разделив детей, а позже развелись.

Его второй брак тоже нельзя назвать счастливым. Наталья Нордман-Северова была человеком необычной судьбы. Суфражистка, активная общественная деятельница, писательница и ярая вегетарианка, она была уверена, что ей суждено совершить великие дела, успела отправиться в Америку в поисках своего предназначения, придерживалась весьма нестандартных взглядов и, по общественным представлениям, была уродливый.

Репин написал княжну Марию Тенишеву. Он всегда разговаривал со своими моделями, старался их развлечь, а иногда приглашал кого-нибудь поддержать беседу. Ему было важно, чтобы те, кто ему позировал, не скучали, не теряли интерес. На сеанс с Тенишевой пришла то ли ее подруга, то ли спутница Наталья Борисовна Нордман. Пока Репин писал, она яростно излагала свои взгляды, обличала мясоедов и читала стихи. Репин настойчиво просил княжну, чтобы она не приносила очередной «вот этот» сеанс. Через несколько месяцев Репин и Наталья Нордман снова встретились в Петербурге, и между ними вспыхнула страсть. Окружающие удивлены. «Ни кожи, ни лица, а она как будто к юбке пришита», — возмущался друг Репина на критика Стасова. Она отправилась сопровождать Репина в его поездке в Палестину и вернулась беременной. Новорожденная Наташа прожила всего две недели.

Репин купил на имя Натальи Нордман участок земли у станции Куоккала под Санкт-Петербургом, где было построено имение Пенаты. Наталья устроила его, воплотив, кажется, большую часть своих прогрессивных идей. Насмешками ее осыпало каждое выходящее в те годы издание, и досталось Репину. По воспоминаниям современников, она предстает такой восторженной и глуповатой пустышкой, решившей «раскрутить» свое имя за счет знаменитого живописца. Однако в ее письмах перед нами совершенно другой человек. Тонко чувствующая, страдающая и совершенно не подозревающая, что в Пенатах хоть что-то принадлежит ей… Заболевшая, она уехала в Швейцарию, где была госпитализирована в больницу для бедных. От какой-либо финансовой помощи Репин или его друзья полностью отказались. В ее завещании «Пенаты» были переписаны на Илью Репина, чтобы после его смерти там был организован музей его картин.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина У художника Ильи Репина были и другие картины — не из тех, что у всех на слуху. Он не щадил идей искусства ради искусства, чистого искусства, столь популярного среди современников. В советской критике этот период если и упоминается, то в русле измены взглядам, «сбивается с пути» и т. д. С тем же пылом, с каким он твердил, что «…наша задача — содержание… чернил ы nas — opydie, они должны выражать наши мысли » В 90-е годы Репин заявляет: «Да, нравственность преобладает над всем. Эта старая добродетельная дева все себе подчинила и ничего не признает, кроме добрых дел журналистики. ».

Ведь незадача — с чистой эстетикой у Репина было не так хорошо, как с «проповеди». У него работы близкие к импрессионистическим произведениям (1, 2, 3). Но вершиной творчества Ильи Репина эти картины точно нельзя назвать. Его не удовлетворяло ни одно произведение, созданное в то время, и он сам признавал, что форма не должна быть важнее содержания. Он быстро отошел от этого направления. Но что удивительно — последняя картина художника Ильи Репина — незаконченная «Гопак» — явно к импрессионизму и даже фовизму…

Автор: Алена Есаулова

Эпическая большая выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в Третьяковской галерее

Осенью 2018 и частично зимой 2018-2019 уникальную выставку можно было увидеть, прочувствовать, пройти и в полной мере прочувствовать в здании Крымский Вал Новой Третьяковки. Это была первая крупная выставка российских художников Ильи и Эмилии Кабаковых, включающая работы самого Кабакова (до середины 1980-х) и их совместные проекты после этого времени. Сейчас художники живут в Нью-Йорке, США, но их прошлое и воспоминания связаны с советским временем, и кажется, что выставка во многом ориентирована на то, чтобы заново открыть и переосмыслить советское в каждом из нас. Это проект, выполненный в сотрудничестве с галереей Тейт и Государственным Эрмитажем, поэтому после поездки в Лондон и возвращения в Санкт-Петербург он находит свой конечный пункт назначения в Москве.

Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971 гг. Частная коллекция

Одно из главных намерений Ильи Кабакова на протяжении всей выставки — попытаться освободить нас от необходимости и ожидания просто впитывать его работы с внутренней свободой интерпретировать их по-разному. Работы, представленные в первых двух «Комнатах» (выставка задумана как своего рода коммуналка) – «Ответы экспериментальной группы» (1970-1971), «К 25 декабря в нашем районе…» (1983) и « График поведения семьи Мокушанских» (1982) – насмешливо относятся к любым установленным правилам поведения или любой установленной возможности ответов. Кабаков разочаровывается в «человеко-советском» типе человеческого поведения и вскрывает двойную сторону вещей, которые должны иметь только одну, параллельно показывая дистанцию ​​между субстанцией и провозглашаемым. Так, люди в «Ответах» дают очень догматичные (но очень разные) интерпретации коллажа из метлы, игрушечного поезда и пальто на вешалке, а в «Расписании» дают очень правильное и очень гендерно-специфическое разделение труда и отдых в семье так характерен для советских правил. «25 декабря» показывает, что то, что провозглашается достигнутым к определенной дате, на самом деле есть не что иное, как незаконченный щебень и грязь.

Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из собственной комнаты. 1985. Собрание Центра Жоржа Помпиду. © Илья Кабаков Фото © Tate (Andrew Dunkley)

Следующие три инсталляции в Комнате 3 организованы вокруг темы невозможных, удивительных событий в, казалось бы, предсказуемом пространстве коммунальной квартиры. Он снова бросает нам вызов изменить наши представления о том, что возможно, а что нет, и игриво вводит идею возможности бегства от унылой рутины советской повседневности. Так, в инсталляции «Происшествие в коридоре возле кухни» (1989), все кастрюли и кастрюли словно взлетели на воздух (почти как в «Мойдодыре» Чуковского), а присутствует «задокументированный свидетельский рассказ» о событии, издевательски создающий ситуацию реального события. Тот же парадоксальный механизм отношения к чуду как к нормальной данности представлен в инсталляции «Человек, улетевший в космос из собственной комнаты» (1985), где скрупулезно изложены рассказы соседей о теории этого человека, а мы видим пустая катапульта и дыра в потолке этой мужской комнаты. Комната забита советскими памятными вещами и плакатами – так человек убегает в неизвестность от мира, пропитанного советскости.

В двух более поздних работах, представленных в Зале 6 (они относительно небольшого размера), мы видим то, что может показаться макетами декораций. Первая называется «Вертикальная опера (Гуггенхайм)» (1998/2008) и исследует театральность истории и фокусируется на видении того, что историческое развитие может быть представлено не на временной шкале (в хронологическом порядке), а в вертикальной шкале. Так, знаменитая ротонда музея Гуггенхайма в Нью-Йорке становится карусельной сценой, на которой представлены все периоды развития советского государства (почти сходные с марксовыми историческими формациями и явно пародирующие их), с марширующими или прогуливающимися по кругу людьми. каждый соответствующий уровень. Точно так же в «Где наше место?» (2002/2007) мы заглядываем в художественную галерею, где стоят большие ноги неизвестных фигур (возможно, статуи вождей или богов, которые на самом деле оказываются посетителями 19 века).галереи ХХ века) окружены нормальными маленькими современными посетителями, рассматривающими современные экспонаты. Гигантские фигуры на самом деле смотрят на какое-то другое искусство 19-го века, которое слишком велико, чтобы его можно было увидеть во всей полноте. Инсталляция играет с нашим стремлением увидеть все в ожидаемом формате, где этот микс вносит постоянную путаницу и неуверенность, куда смотреть.

Илья Кабаков. Не всех возьмут в будущее. Собрание MAC, Вена. © Илья и Эмилия Кабаковы Фото © Тейт (Эндрю Данкли)

В зале 7 находится инсталляция, давшая название всей выставке: «В будущее возьмут не всех». У него есть поезд, который, казалось бы, уходит, и странная темная комната или железнодорожный холл перед ним, полный забытых или выброшенных произведений искусства, предметов и книг. Вспоминаются поэты-футуристы ХХ века, стремившиеся «сбросить Пушкина с парохода истории», и вполне субъективные механизмы, заставляющие нас забывать одни произведения искусства и вспоминать другие. В этой комнате чувствуешь себя чуть ли не потерянным ребенком, опоздавшим на поезд, который увез его или ее друзей в неведомые далекие страны чудесных приключений, и потому вынужден Кабаковым размышлять о теневой стороне самого искусства – что значит быть забытым, непризнанным, старомодным? Это как чеховская «Чайка», поставленная наоборот, от славы к ничтожеству.

Другие виды диссоциации ожидания и воспринимаемой реальности можно найти в инсталляциях «Пустой музей» (1993) в Комнате 8 и «Туалет» (1992/2017) в Комнате 9. Интересно, что я сам был свидетелем двух посетителей замешательство, когда они испытали две из этих установок. Первый окружен настоящим грандиозным музеем, где играет классическая музыка и свет льется из больших окон – окна света сами являются пустыми местами для картин. Там сидели мужчина и женщина, проявляя признаки опасения, а затем подошли к «Туалету», который внезапно показывает содержимое двух нормальных жилых комнат (с женскими и мужскими атрибутами и предметами соответственно) в здании, похожем на старый советский уличный туалет. с большими буквами «М» и «Ф» (МЖ) на каждом из них. Эти посетители не хотели дистанцироваться от собственных ожиданий и находили концептуальное искусство Кабакова обманчивым и бесцельным, и я не стал с ними спорить, так как художники оставляют именно эту свободу восприятия, в том числе и негативную.

Илья Кабаков. Лабиринт: Альбом моей мамы. 1990. Коллекция Тейт. © Илья Кабаков Фото © Тейт (Эндрю Данкли)

Больше всего меня (как антрополога, занимающегося биографией жизни) впечатлила инсталляция Кабакова «Лабиринт: Альбом моей матери» (1990), фактически купленная Тейт Современный. Чтобы войти в эту инсталляцию, которая на самом деле является самой большой на выставке (занимает комнату 12, которую сначала нелегко найти), вам нужно пройти через дверь, а затем продолжить свой путь по извилистому коридору, который кажется (опять же) часть коммунальной квартиры или государственной коммуналки ( общежитие ). В лабиринте сплошные выдержки из биографии матери Кабакова Берты Солодухиной, напечатанные на пишущей машинке и сопровождаемые нейтральными и позитивными кадрами городов Бердянска и Москвы, где раньше жила женщина. Очевидный контраст между общей жизнерадостностью кадров этой «жизни советских людей» и выдающейся ненормальностью описываемой жизни женщины, включая постоянную беспризорность, состояния, граничащие с рабством и изнасилованием, постоянную заботу о братьях и сестрах, а затем о сыне и непрерывную страданий и самопожертвования ради других. В автобиографии нет ни горечи, ни жалости к себе, но сквозь пассивный тон чувствуется нарастающий ужас перед тем, что эта женщина пережила в Советском Союзе до конца XIX века. 80-х, когда она заканчивает свой рассказ. Таким образом, «нормальная советская женщина» на картинках выше снова противопоставляется теневой стороне советского бытия, где безропотно и безропотно проживаются самые ужасные состояния.

Завершается выставка в Зале 13 на позитивной, почти мистической ноте – инсталляцией Ильи и Эмилии Кабаковых с заманчивым названием, которое само по себе является пародией на современные книги по самосовершенствованию или инструкции для пользователя – «Как встретить ангела». Набор состоит из большой деревянной модели человека, который, следуя инструкциям, встретил своего ангела в окружении плакатов с подробностями выполнения проекта и эскизами ангелов и людей в других подобных ситуациях. Кабаковы призывают нас всегда мечтать о «а что, если» (как это делал Человек, который улетел в космос) и всегда позволять нашему творчеству брать верх над нашими страхами, позволяя нам взлететь в небо и разбить стеклянный потолок невозможности. Даже созерцание этого акта освобождает разум, и человек выходит из Третьяковской галереи, думая о том, что произойдет, если мы действительно бросим вызов нашим рутинам и «нормальным» способам мышления и поведения в повседневной жизни.