Как на руси называли воинов: ТАК НАЗЫВАЛИ ВОИНА НА РУСИ

Под какими символами государства бились русские воины

Флаги, знамёна, штандарты появились у человечества ещё в древние времена. На Руси слова «флаг» не знали, в ходу было слово «стяг», то есть боевое княжеское полотнище, под которое стягивались полки. У каждого князя было несколько стягов. Например, в «Повести о битве на Липице», описывающей междоусобное сражение князей, говорится, что «Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60».

Трубы и бубны нужны были князьям, чтобы управлять построением войск и подавать сигналы в бою. Как правило, княжеский стяг находился в середине боевого строя русских, а остальные были рассеяны по полю — по ним опытный полководец судил о ходе битвы. Стяг охраняли самые сильные и опытные бойцы — стяговники. Если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Если же «стязи ихъ золоченыа ревуть, просьтирающеся, аки облаци», то это означало, что войска успешно противостоят врагу или идут в наступление.

Древнерусские стяги

Фото © MyBook

Первым известным стягом стал стяг князя Владимира — это было квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, которое использовалось с VIII века вплоть до крещения Руси. После крещения символ солнца со стяга исчез, сам стяг стал треугольным, а навершие стяга стали делать в виде копья с крестом. Уже осаждающие Корсунь войска князя Владимира изображались с подобными стягами на миниатюрах Радзивилловской летописи XIII века.

В домонгольский период была известна вариация красного стяга с двоезубцем — это князь Святослав таким образом отметил разгром Хазарского каганата. Но двоезубец на стягах русских князей не закрепился, исчез, возможно, он был символом личной победы полководца. Под клиновидными стягами русские князья бились с монголами, под такими же стягами князья Дмитрий Донской и Александр Невский отстаивали рубежи родины.

Однако вскоре наравне с красными у князей появились и синие стяги. Это изменение задокументировано в миниатюрах Сильвестровского сборника XIV века: на них князь Борис идёт на печенегов под стягами двух цветов — синего и красного.

Княжеские хоругви

Фото © Русское слово

В литературном памятнике XII века «Слово о полку Игореве» встречается новое обозначение княжеского стяга — хоругвь. В это время на стягах начинают изображать лики святых, а сам стяг приравнивается к святыням и становится не только средством для управления войсками, но и символом власти. Князья перед битвами склоняют перед хоругвями колени и просят Бога о даровании победы. Например, перед битвой с ханом Мамаем князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса.

Тверская улица в Москве станет пешеходной 11 и 12 июня

Отныне водружение хоругви над вражеским укреплением или городом означало победу русского оружия. Очевидно, что в сражениях русские продолжали использовать стяги с изображениями святых. На это указывает «Сказание о Мамаевом побоище», где русские стяги называются христианскими.

Знамёна

Фото © Wikipedia

В этом же «Сказании…» встречается ещё одно новое обозначение флага — знамя. Появляются и описания знамён. Например, у князя Владимира Андреевича знамя чёрного цвета: «Князь же Владимеръ Андрѣевичь ста на костѣх под черным знаменем». А из боя князья возвращаются «каждый под своё знамя».

На знамёнах изображались образы святых или Иисуса Христа. Воины, идя на смерть, надеялись, что небесные покровители защитят их, а если суждено погибнуть, то помогут миновать мытарства и войти в рай.

У великого московского князя Василия III знамя было белого цвета, на нём был вышит библейский герой-полководец Иисус Навин. При Иване Грозном Русь ждала Второго пришествия Христа, потому и отношение к знамёнам с изображениями святых было трепетным.

В войске Грозного, осадившем Казань, была точная копия стяга Дмитрия Донского — клиновидное знамя с изображением Всемилостивого Спаса, а на великом стяге самого царя был изображён Христос на коне в окружении святого воинства в белых одеждах и архангел Михаил верхом на золотом коне, держащий распятие. Знамя царя было многоцветным — с синим и «сахарным» полями и с зелёной и широкой красной (брусничной) полосой.

Вообще, при Иване Грозном российские знамёна получили настоящее развитие — знаки царской, а значит, и божественной власти были большими, в длину достигали трёх метров и шились из дорогих и тяжёлых тканей — тафты, шёлка, бархата, расшивались золотом.

Наиболее известным в истории России осталось знамя с Всемилостивым Спасом. Его использовали во время сражений вплоть до петровских времён — русская армия под этим знаменем ходила в поход на Азов и воевала со шведами. Своё знамя было даже у Ермака и его дружины, когда казаки в конце XVI века пошли покорять Сибирское ханство. На нём был крупно изображён архангел Михаил на коне, а на другой стороне — лев и единорог.

Во времена Смуты ополченцы встали под малиновое знамя князя Пожарского, на котором был изображён архистратиг Михаил и преклонивший перед ним колени Иисус Навин. А второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, ходил в военные походы под тёмно-красным знаменем с ликом Спаса. Именно при этом царе в России впервые появился бело-сине-красный флаг.

От знамён к триколору

Фото © Росгвардия

Удивительно, но к концу XVII века у русского государства не было знамени, которое могло бы объединить всех. Знамёна оставались частными — царскими, боярскими, полковыми. Именно этот пробел и ликвидировал Алексей Михайлович. Он создал первый флаг страны по подобию стрелецких знамён. В основу был положен крест синего цвета, который символизировал Россию как последний оплот подлинной веры. Два поля оставались белыми, а два поля стали красными.

Триколор с золотым двуглавым орлом как символ государства был учреждён лишь 6 августа 1693 года сыном Алексея Михайловича Петром I для 12-пушечной яхты «Святой Пётр». На триколоре чередовались горизонтальные полосы красного, синего и белого цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Кроме этого флага Пётр ввёл в обиход Андреевский флаг для флота и армейское знамя на основе триколора с орлом и пушками внизу. Торговый флот имел право вывешивать чистый триколор, без орла.

Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью

У самого Петра был личный императорский штандарт жёлтого цвета с чёрным двуглавым орлом. Наверху красовались три короны, в лапах орёл держал карты морей, омывавших Российскую империю, а на груди его изображался святой Георгий, поражающий змея.

Этот штандарт просуществовал с различными изменениями вплоть до XIX века, пока наконец не трансформировался в жёлто-бело-чёрный триколор. И лишь 29 апреля 1896 года император Николай II объявил национальным символом бело-сине-красный флаг и повелел, чтобы флаги других цветов к почитанию не допускались. Это вызвало в обществе многочисленные споры, которые закончились лишь после того, как геральдист и историк Пётр Белавенец привёз из Архангельска настоящее знамя Петра I, которое было сшито из флажной материи — флагдуха. Это был квадрат из трёх полос равной ширины: снизу была красная полоса, посередине — синяя, сверху — белая. Вшитый в полотнище жёлтый двуглавый орёл захватывал все полосы. На груди императорской птицы масляной краской было нарисовано церковное изображение щита с Георгием Победоносцем. Больше вопросов к императору не было.

В 1918 году большевики тоже озаботились проблемой государственного флага. Согласно декрету о флаге РСФСР, страна получила красное знамя, которое одновременно было и национальным, и государственным, и боевым. Со временем флаг незначительно менялся: исчезла надпись РСФСР в рамке, у навершия на полотнище появилась звезда, а позже серп и молот.

Страна вернулась к историческому знамени Петра I только в 1991 году после попытки государственного переворота. Тогда Михаил Горбачёв прибыл из Фороса в Москву и первым делом заявил о необходимости смены государственной символики. И уже 25 декабря 1991 года над Кремлём взвился знакомый всем триколор. Герб — двуглавый орёл — появился в 1994 году, но изображается он только на президентском штандарте.

Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…

С. Ивáнов, “Баскаки”, 1909 год

Надменный и гордый, осознающий свою власть ордынец – баскак, чувствующий себя уверенно и спокойно под защитой вооруженных и хорошо обученных ордынских воинов, с явным интересом взирает на уложенное на тканом полотне добро, которое отправится в Орду в качестве дани. Перед баскаком и живой товар – связанные юноши и девушки, которых погонят в рабство, либо выгодно обменяют. У полотна с утварью два примечательных персонажа: ордынский сборщик дани и его помощник «из своих», сверяющие предметы по списку. Оба – объекты жгучей ненависти, один, как представитель иноземного захватчика, другой, как его помощник из своих.

Силуэты и позы с невероятной выразительностью передают атмосферу. Характерным признаками работ С. Ивáнова является острое чувство драматизма. Но справедливости ради следует отметить, что несмотря на название «Баскаки», баскак на картине только один — тот самый, что восседает на коне, преисполненный осознания собственного могущества.

Непосредственно сборщиком дани баскак не являлся. Термин «баскак» в Золотой Орде не употреблялся, чиновников с его функциями называли монгольским словом «даруга». На Руси применяли оба термина: даругой называли высшего начальника над всеми поступлениями в казну, в обязанности баскака входило проведение переписей, набор войска, устройство почтовых сообщений, организация сбора податей. То есть на баскака были возложены управленческие функции. Для осуществления полномочий баскаки располагали военными отрядами. Сбор дани в прямую обязанность баскаков не входил. Они были начальниками чиновников, осуществлявших сбор дани в пользу хана: «данщиков» и «пошлинников». Таким образом, на картине С. Ивáнов изобразил данщиков, их помощников из местного населения, баскака и его вооруженный отряд.

В городах Северо-Восточной Руси баскаки появились в конце 50-х гг. XIII века, прибыли они для проведения первой переписи (1257 г.) и организации сбора дани. На основе переписи устанавливался размер ежегодной дани. В сельской местности дань взималась с сохи, в городах к сохе приравнивался двор.

До появления баскаков — официальных сборщиков-надзирателей пока система управления на покоренных землях не было установлена, чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, сбор дани отдали на откуп хивинским купцам – бесерменам. Откупщики отсылали в ханскую ставку положенную часть, а всё, что собиралось ими сверх этого, было их личной выгодой. Однако и риски были высоки, чтобы не распрощаться с головой, откупщики объезжали сёла и города в сопровождении отрядов ордынцев.

Что же объединяло баскаков с мытарями и тиунами?

Слово «мытарь» в русский язык пришло из церковнославянского. При переводе Библии так были названы иудейские сборщики податей в пользу римской казны. В библейский период Иудея была римской провинцией, образованной в 6 г. первого века на месте Иудейского царства и просуществовавшая до восстания Бар-Кохбы в 135 г. На одном из библейских сюжетов, демонстрирующих пример налоговой дисциплины, я остановлюсь в следующем эссе.

Общая характеристика, которой наделяли мытарей, — люди алчные и жестокие, которых сограждане презирали за предательства. Разрешение на право сбора с населения пошлин и податей в Древнем Риме можно было купить. Откупщики вносили деньги в казну, а затем собирали их с населения. Мытарство как явление начало складываться в тот момент, когда откупщики начали нанимать сборщиков, оставляя себе доход и передавая им риски профессии. Для достижения своих целей сборщики применяли широкий инструментарий: угрожали расправой, могли отправить в тюрьму и т.д.

Баскак и мытарь, оба собирали дань и пошлины в пользу метрополии. Однако баскаки всегда были представителями Орды не только в силу полномочий, но и по происхождению. Мытари же нанимались из местного населения, стало быть, были ненавидимы за поборы, притеснения и служение иноверцам и захватчикам.

В летописных документах Древней Руси мы встречаем мытников, они собирали плату с купцов за провоз товаров и взимали сбор за право торговли. В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок. Таким образом, пошлины назывались «мыто», сборщики пошлин – «мытники», а таможня – «мытница» или «мытня». С появлением более четких очертаний и границ между княжествами Древней Руси в XII–XIII вв. начали устраиваться таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлины устанавливал князь, мытники входили в княжескую дружину. К слову сказать, название подмосковного города Мытищи произошло от мыто – таможенной заставы, на которой собирали пошлину с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму.

Еще один интересный опыт распределения полномочий, связанный со сбором пошлин и податей – тиуны. В результате реформы, проведенной в конце Х в. княгиней Ольгой, активно создавались погосты – небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани («уроков»), что значительно упрощало налоговое администрирование. На каждый погост был назначен тиун — ответственный сборщик налогов.  Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. В дальнейшем функция сборщика дани за тиуном не сохранилась.

В завершении, перескочив через века, приведу одну стихотворную цитату о представителях упомянутых профессий. В 1926 г. в Советском Союзе вышла книга стихов Н. Агнивцева «Твои наркомы у тебя дома». Цель книги – ознакомление подрастающего поколения с первыми советскими министрами. И Наркомфину посвящены были такие строки:

Водит дружбу он с рублем

И с копейкой всякой,

Чтоб карман твой – серебром

Звякал.

И здесь уже впору обсудить функции налогов и публичные блага, которые государство предоставляет гражданам.


Женщины-воительницы русской революции | История

Мария Бочкарёва
Викисклад

«Моя хозяйка не сводила с меня глаз. — Как мало ты похож на казака! Ты такая бледная, такая стройная, такая стройная, как барышня. Так думают мои женщины; мне уже сказали, что ты переодетая девушка! — Надежда Дурова, Кавалеристка: Дневники русского офицера в наполеоновских войнах

1 мая 1917 мая рабочие всего мира праздновали Первомай, и хотя по русскому календарю это было 18 апреля, рабочий совет Санкт-Петербурга отметил праздник в знак солидарности с европейским пролетариатом. Значение Первомая было сформулировано лидером большевистской партии Владимиром Лениным задолго до русской революции. Находясь в царской тюрьме в 1896 году, он написал брошюру, объясняющую значение праздника для русских рабочих.

«Во Франции, Англии, Германии и других странах, где рабочие уже объединились в могущественные союзы и завоевали себе много прав, — писал он, — устроили [1 мая] всеобщий праздник труда. Покинув душные заводы, они маршируют с развернутыми знаменами под звуки музыки по центральным улицам городов, демонстрируя начальству свою постоянно растущую мощь. Они собираются на большие массовые демонстрации, где произносятся речи…»

Празднование в Санкт-Петербурге проходило по схеме, изложенной в ленинской брошюре 1896 года. Клод Ане, иностранный корреспондент французской газеты Le Petit Parisien , писал, что у Зимнего дворца «огромная площадь была подобна человеческому океану, в котором колыхание толпы напоминало движение волн [с] тысячами красных развевающиеся на ветру флаги с золотыми буквами».

Мероприятие было отмечено десятками выступлений, а также военными оркестрами, исполнившими как гимн Французской революции, «Марсельезу», так и популярные русские песни. Анет заметила, что многие запрещенные призывали к «земле, свободе, миру, долой войну».

Находясь под домашним арестом со своей семьей во дворце недалеко от Санкт-Петербурга, бывший царь, ныне известный как полковник Николай Романов, жаловался на торжества в своем дневнике, когда его охрана присоединилась к празднествам. Николай писал: «За границей сегодня 1 мая, поэтому наши олухи решили отпраздновать уличными шествиями, музыкальными хорами и красными флагами. Судя по всему, они пришли прямо в [дворцовый] парк и возложили венки на могилу [жертв Февральской революции]».

В то время Николай и его жена Александра все еще находились под следствием Временного правительства за их военное поведение, и ворота дворцового парка привлекли как революционных демонстрантов, возмущенных тем, что императорская семья продолжает жить в относительном комфорте, так и любопытных зевак, надеющихся мельком увидеть бывшего царя на прогулке с дочерьми под охраной.

Первомай пришелся на период «апрельского кризиса», когда Временное правительство разрывалось между премьер-министром Георгием Львовым, дворянином, принадлежавшим к 9-му0003 кадет партии и лидеры политических партий слева. Даже коалиционное правительство, возникшее в результате этой борьбы, не смогло исправить раскол, поскольку большевики отказались присоединиться к другим социалистическим партиям в работе с Временным правительством.

Ключевым отличием правящего Временного правительства от большевиков было участие России в Первой мировой войне. Львов и военный министр Александр Керенский были привержены продолжению конфликта, а Ленин выступал за немедленный мир, который положит конец «империалистической» войне. В то время как Временное правительство призывало солдат оставаться на своих постах на фронте, Ленин поощрял братание с немецкими и австрийскими войсками и разрушение традиционной иерархии воинской дисциплины.

Еще в ноябре 1914 года, в начале войны, когда у власти еще находился Николай II, крестьянка Мария Бочкарева, спасавшаяся от жестокого брака, ходатайствовала перед царем о разрешении поступить на службу в Российскую императорскую армию. Как объяснила Бочкарева в своих воспоминаниях, «[местный] командир был глубоко впечатлен моим упрямством и хотел помочь мне. Он предложил мне послать телеграмму [царю], сообщая ему о моем желании защитить страну, о моем моральном намерении и просить его разрешить мне поступить на военную службу. Командир обещал сам составить телеграмму с рекомендацией и отправить из своего кабинета».

Николай согласился, и в мемуарах Бочкарёвой она написала о насмешках и сексуальных домогательствах со стороны однополчан, пока не проявила себя на поле боя, заслужив их уважение. За время войны Боччарева была дважды ранена и получила три медали за отвагу.

Были прецеденты службы женщин на боевых должностях в российской армии. Во время длительной войны между имперской Россией и наполеоновской Францией в начале XIX века Надежда Дурова, дочь московского солдата, записалась в кавалерию, переодевшись подростком. Когда она наградила Александра I Георгиевским крестом за храбрость, царь сказал: «Я слышал, что ты не мужчина. Это правда?»

Дурова сумела убедить Александра не отправлять ее домой к отцу и десять лет прослужила в кавалерии. После наполеоновских войн поэт Александр Пушкин убедил Дурову написать ее автобиографию «Кавалеристская дева » , ставшую первым русским мемуаром, изданным при жизни ее автора. Книга получила хорошие отзывы, и первоначальный тираж был распродан, но Дурова канула в историческую безвестность, пока она не стала героем повести Лидии Чуриловой для молодых взрослых 1908 года под названием 9.0003 Дерзкая девушка , вдохновившая новое поколение русских женщин.

Бочкарёва была не единственной женщиной, вступившей в русскую армию. Санкт-Петербургский корреспондент The London Times писал о 16-летней московской старшекласснице Зое Смирновой, которая сбежала на фронт с 11 одноклассницами. Из отчетов:

Солдаты относились к маленьким патриотам вполне по-отечески и должным образом и, спрятав их в вагонах [поезда], повезли на войну. На каждого была получена военная форма; они надели их и беспрепятственно прибыли к австрийской границе, где им пришлось сойти с поезда и пешком отправиться в Лемберг [ныне Львов, Украина]. Здесь полковое начальство узнало о случившемся, но, не сумев уговорить юных патриотов вернуться домой, позволило им выступить с полком.

Девушки видели экшн в Карпатах. Смирнова стала свидетельницей смерти друга и дважды была ранена, прежде чем ее уговорили уйти из армии и стать медсестрой. Сообщения о женщинах-солдатах, сражавшихся под мужскими псевдонимами и получивших за храбрость Георгиевский крест, появлялись на протяжении всей войны.

Однако к маю 1917 года война затянулась, и солдаты-мужчины массово покидали свои посты на Восточном фронте. Бочкарева на встрече с Керенским предложила нетрадиционное решение: создание полностью женских батальонов заставит мужчин продолжать борьбу. Бочкарева вспоминала в своих воспоминаниях: «Меня представили Керенскому в Зимнем дворце… После обеда Керенский приветствовал меня и сказал, что позволит мне сформировать батальон смерти от моего имени… Выдали обмундирование и снаряжение, предоставили инструкторов».

21 мая Бочкарева обратилась с призывом к оружию, заявив: «Граждане и гражданки!. .. Наша мать гибнет. Наша мать — Россия. Я хочу помочь спасти ее. Я хочу женщин, чьи сердца — чистый кристалл, чьи души чисты, чьи порывы возвышенны. С такими женщинами, показывающими пример самопожертвования, вы, мужчины, осознаете свой долг в этот тяжкий час».

Выступление, которое на следующий день было перепечатано в газетах, привлекло 2000 добровольцев. Только 500 человек соответствовали высоким требованиям Боккаревой во время обучения. В своих мемуарах она утверждала: «Я отослала 1500 женщин за их распутное поведение», включая флирт с мужчинами-инструкторами.

Но у нее были и политические мотивы увольнения волонтеров. В то время как солдаты-мужчины формировали советы или совета , чтобы представлять их интересы перед своими офицерами, Бокхарева не позволяла новобранцам ставить под сомнение ее авторитет. Ее пример вдохновил на создание других женских батальонов по всей России. Как пишут Джейн Макдермид и Анна Хиллиар, авторы книги « акушерки революции: женщины-большевики и работницы в 1917 году », «подобные инициативы были в городах Москве, Саратове, Тамбове, Мариупуле, Екатеринбурге, Киеве, Ташкенте, Екатеринодаре. , Одесса, Минск, Псков, Рига и Уфа».

Создание чисто женских воинских частей захватило воображение защитников женского равноправия как в России, так и за рубежом. Временное правительство признало вклад работниц в свержение царя, позволив им стать политическими депутатами и пообещав женщинам право голоса на будущих выборах. Теперь Россия, похоже, расширила участие женщин в вооруженных силах за пределы ролей, разрешенных любой другой европейской державой. Британская суфражистка Эммелин Панкхерст посетила Санкт-Петербург во главе британской делегации и высоко оценила стойкость женщин-солдат, заявив: «Я чту этих женщин, которые подают такой пример для своей страны».

После нескольких недель тренировок Женский батальон смерти отправился на Восточный фронт. Тысячи петербуржцев собрались на вокзале, чтобы посмотреть, как женщины уходят на войну. Успех летних военных действий, известных как «Наступление Керенского», поможет определить судьбу Временного правительства, которое оставалось верным войне, в то время как ленинские большевики обещали «мир, землю и хлеб».

Рекомендуемые видео

«Свирепые воины» Сибири: как национальное меньшинство в России несправедливо обвиняют в самых страшных военных преступлениях на Украине

В то время как президент Путин объявляет себя «крупнейшим русским националистом», разоблачать широко распространенный русский расизм и бороться с игнорированием собственных этнических меньшинств в России.

Пятница, 12 августа 2022 г.

Автор Dina Newman
@dinanewman

Буряты-воины: жизнь дикарей, мечтающих о стиральной машине », « воина-бурята умирают в Украине, их семьи не возражают против » — среди популярных украинских видео, документирующих жестокую войну, которую Россия ведет в Украине.

Заголовок предлагает « фотографии бурятских оккупантов, зверствовавших в Буче ». Хэштег « бурят » служит кликбейтом. Известный украинский журналист Анатолий Анатолич в своих видеороликах на YouTube «разоблачил» « жестоких кровожадных бурят » и даже обратился к « жителям Бурятии» ’.

Украинские журналисты могут сослаться на незнание о малочисленном этническом меньшинстве в России. Это оправдание недоступно для тех российских оппозиционеров и журналистов, которые торгуют теми же расистскими стереотипами. Возьмите цитату антикремлевского журналиста Александра Невзорова в интервью популярному украинскому YouTube-каналу: « бурятам все равно, кого они насилуют ».

Или цитата политического обозревателя Андрея Пионтковского, в интервью тому же каналу: ‘ Если Украина падет, бурятские и чеченские садисты отправятся за покупками в Милан и Париж ’. Российская оппозиционная журналистка Ольга Гусева заявила в эфире, что «в Украине воюют худших элемента нашего общества: бедняки и бурят». Позже она призналась в Instagram, что просто повторила распространенный стереотип и не собиралась обвинять какую-то конкретную этническую группу.

Посмотреть этот пост в Instagram

Пост, которым поделилась Оля Гусева (@gusevaolyaa)

Где находится Бурятия и кто такие буряты?

Буряты — относительно немногочисленная этническая группа монгольского происхождения, проживающая в Восточной Сибири.

Образ диких монголоподобных воинов, разрывающих Украину на части, перекликается с рассказами о средневековом монгольском нашествии, которое в русских и украинских учебниках истории описывается как катастрофа.

« У вас может сложиться впечатление, что Бурятия, а не Россия, нападает на Украину », — говорит Александра Гармажапова из Фонда «Свободная Бурятия», независимой организации, базирующейся за пределами России. Фонд выступает за то, чтобы Бурятия осталась в составе России, а Россия стала настоящей федерацией, в которой больше полномочий было бы передано ее регионам.

Бурятия — тихий уголок в далекой Восточной Сибири, на берегу Байкала. Около 70 процентов территории населены русскими и представителями других национальностей, и только 30 процентов составляют этнические буряты. В соседних районах проживает больше бурят, а всего их около полумиллиона человек, всего 0,3% населения России. Могли ли они действительно нести ответственность за самые ужасные военные преступления в Украине?

Большинство сообщений о « зверствах бурят » поступило из украинского города Буча под Киевом. 64 9Занявшая город 0126-я -я мотострелковая бригада Российской Армии базируется в Хабаровском крае на Дальнем Востоке России, в тысячах километров от Бурятии.

Исследования показали, что меньше двух процентов военнослужащих этой части носят бурятские фамилии. Не входит Бурятия и в число регионов, куда больше всего солдат-мародеров свозили украденное с Украины. Одно расследование показало, что военнослужащий части, этнический бурят, имя и фото которого были опубликованы как предполагаемый преступник, уволился из армии в 2019 году..

Почему в зверствах российской армии обвиняют бурят?

По словам Александры Гармажаповой из Фонда «Свободная Бурятия», история восходит к 2015 году, когда Кремль отрицал присутствие российских войск на востоке Украины. При этом журналисты заметили солдат азиатской внешности, которые выделялись среди местных жителей. Ими оказались российские солдаты из Бурятии. В ответ прокремлевское молодежное движение опубликовало на YouTube видео из Бурятии. Названный «Путинские бурятские воины», он показал группу молодых бурят, присягнувших Путину. В ролике отрицается присутствие российских войск на Украине, но фраза « Бурятские воины Путина ’, застряли и стали идентифицировать всех воинов азиатской внешности в Украине, будь то якут, калмык, тувинец или бурят.

Россия имеет долгую колониальную историю натравливания этнических меньшинств друг на друга, и Кремль устраивает, что некоторые меньшинства выделяются и обвиняются в самых страшных военных преступлениях в Украине. Зная об этом, советник президента Украины Алексей Арестович указал на информацию о том, что большинство преступлений в Буче было совершено не бурятами, а « силачей славянской внешности ’. Более поздние расследования также выявили группу этнических русских солдат среди главных подозреваемых в Буче.

Почему бурятские воины воюют в Украине?

Основная причина — финансовая. Бурятия — один из беднейших регионов России, а зарплата солдата российской армии намного выше средней по региону. Компенсация, которую центральное правительство выплачивает за убитого или инвалида солдата, также относительно высока. Однако многие регионы выплачивают дополнительные компенсации, которые Бурятия не может себе позволить. В результате семьи в Бурятии получают меньшие выплаты за потерю, чем семьи в европейской части России.

По словам журналистки и активистки из Бурятии Евгении Балтатаровой, многие буряты, как и другие жители России, попали под влияние российской пропаганды и считают проведение « спецоперации » в Украине оправданной.

Фонд «Свободная Бурятия», базирующийся за пределами России, призывает всех бурят понять, что им не за что воевать в Украине. Это указывает на наследие расизма, широко распространенного в России со времен СССР. ‘ Буряты, украинцы и казахи прекрасно понимают друг друга », — говорит Александра Гармажапова. ‘ В Советском Союзе все эти народы считались второсортными… Украинцы прекрасно помнят, что их не считали равными русским, а считали наравне с казахами или бурятами . о денацификации, но учитывая расизм в самой России, ни одно национальное меньшинство не может воспринимать этот лозунг всерьёз. Бороться за « русский мир » у них тоже не получается. Чеченские командиры говорят о «боевых действиях во славу Аллаха» в Украине, и это явный бред», — говорит Гармажапова.

До того, как Россия начала войну против Украины, многие жители Бурятии считали службу в российской армии удобным способом поправить финансовое положение своей семьи. По словам Гармажаповой, « с более чем 300 трупами вернулись в Бурятию, и теперь люди начинают задумываться, а стоит ли оно того ».

Российские оппозиционные СМИ: что делать?

Некоторые активисты российской оппозиции стали обращать внимание на расистский характер фейков о «диких бурятах». Оппозиционер Владимир Милов помог развенчать стереотип в видеоролике на YouTube.

Оппозиционный политик и бывший российский олигарх Михаил Ходорковский регулярно рассказывает на своем YouTube-канале о многонациональности России.