Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс. Рисунок прялка
Как нарисовать прялку? - Полезная информация для всех
Прялки бывают разных вариантов и форм, одна из них с колесом, такую многие видели в детстве у бабушки в деревне.
На этих прялках пряли нитку для того, чтобы бабушки своим внукам связали варежки и теплые носочки.
А были также и такие прялки
Эти прялки немножко старше, они еще без колеса, а это намного больше забирало времени и сил для прядения нити.
Поэтому со временем и сделали прялки с колесом и педалькой, чтобы пряха могла прячь быстрее.
Чтобы нарисовать старинную прялку можно воспользоваться вот этой простой схемой.
а потом просто раскрасить разными цветными красками и может получиться вот такая красота
Нарисовать прялку карандашом поэтапно можно легко, если использовать примерную схему рисования, которую я показал на своих рисунках.
Вначале нужно нарисовать контур будущей прялки. Делаем рисунок карандашом.
Теперь нужно нарисовать форму ручки прялки.
Рисуем детали орнамента прялки.
Добавляем последние детали и получаем готовый рисунок прялки, который может выполнить ребенок на уроке рисования простым карандашом.
Во время рисунка нужно быть внимательным. Если вы пользуетесь этой схемой поэтапного рисования прялки, повторяйте каждый этап поочередно, чтобы получился красивый рисунок. Если требуется, его можно раскрасить разными красками на свой выбор.
Лично у меня при слове quot;прялкаquot; приходит в голову станок с колесом. Но есть и другие ее виды, quot;покомпактнееquot;.
Вот изображение, довольно схематичное, обоих видов:
Перерисовать, мне кажется, вполне возможно.
Вот еще несколько прялок с узорчиками:
И вот еще:
Пожалуй, прялка стала анахронизмом, и ее упоминание есть в сказках и художественных произведениях, но детям важно помнить прошлое, а потому нужно научить их рисовать это замечательное изобретение. Важно научиться рисовать основу, а затем уже украшения:
Украсить ее можно так:
Нарисовать прялку совсем не сложно.
Для начало стоит изобразить очертание прялки, например вот так.
Не идеально, но это только начало.Далее подключите фантазию,ведь по сути осталось лишь сделать красивую роспись прялки.
Результат может быть, например, вот таким.
Прялка - это такой традиционный предмет народного быта, назначение которого школьникам ещ нужно объяснить, поскольку сейчас, если данное приспособление и применяется где-то для изготовления шерстяной нити, то совсем не так широко, как это было раньше. Вот тут есть неплохой урок на тему. При изображении прялки будем соблюдать геометрические пропорции:
Для росписи деревянных прялок использовались вот такие узоры:
прялки бывают разных форм, украшаются часто резьбой или росписью. вот один из вариантов ее рисования
Один из вариантов как е нарисовать я взяла из этого источника. Занятие 5
Но это лишь один из многих вариантов.
Прялки могут выглядеть так.
И то как вы е захотите нарисовать, зависит лишь от вашего желания и фантазии.
Но думаю, что с этой задачей, справиться будет не сложно.
Прялка может быть с колесом. Это уже типа станка. И выглядит вот так.
В старину пряли с помощью такого прядильного станка. Еще были веретено - это палочка с острым концом. У меня такой пряла шерсть бабушка.
Еще есть такой вариант прялки.
Это пошаговый рисунок.
Для того, чтобы нарисовать прялку, мы должны е хорошо представлять, то есть понимать, что мы будем рисовать.
Ниже представлено фото ручной прялки.
Теперь мы понимаем, как она выглядит и приступаем к избражению прялки.
- В первую очередь нужно разграничить лист и дать правильные формы прялке.
- Рисуем грани, очертания прялки.
- Стрираем рабочие линии граней.
Вот такая прялка выходит.
Украсить рисунок прялки, вы можете по своему желанию. Вот образцы русско-народных рисунков.
info-4all.ru
Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка.
Поделиться:
ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского
Рисунок прялки. Ученица 5 класса - Люба.
Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.
Работы Ярослава, ученика 5 класса.
Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.
Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей - черпаков и наливаек).
Домашнее задание Любы.
Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.
Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.
Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.
Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
Ах ты прялица – прялица моя,Я не выброшу на улицу тебя.Буду прясти, попрядывати,По беседочкам побегивати.
stranamasterov.ru
Как нарисовать прялку?
- Авто и мото
- Автоспорт
- Автострахование
- Автомобили
- Сервис, Обслуживание, Тюнинг
- Сервис, уход и ремонт
- Выбор автомобиля, мотоцикла
- ГИБДД, Обучение, Права
- Оформление авто-мото сделок
- Прочие Авто-темы
- ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- Искусство и развлечения
- Концерты, Выставки, Спектакли
- Кино, Театр
- Живопись, Графика
- Прочие искусства
- Новости и общество
- Светская жизнь и Шоубизнес
- Политика
- Общество
- Общество, Политика, СМИ
- Комнатные растения
- Досуг, Развлечения
- Игры без компьютера
- Магия
- Мистика, Эзотерика
- Гадания
- Сны
- Гороскопы
- Прочие предсказания
- Прочие развлечения
- Обработка видеозаписей
- Обработка и печать фото
- Прочее фото-видео
- Фотография, Видеосъемка
- Хобби
- Юмор
- Другое
- Военная служба
- Золотой фонд
- Клубы, Дискотеки
- Недвижимость, Ипотека
- Прочее непознанное
- Религия, Вера
- Советы, Идеи
- Идеи для подарков
- товары и услуги
- Прочие промтовары
- Прочие услуги
- Без рубрики
- Бизнес
- Финансы
- здоровье и медицина
- Здоровье
- Беременность, Роды
- Болезни, Лекарства
- Врачи, Клиники, Страхование
- Детское здоровье
- Здоровый образ жизни
- Красота и Здоровье
- Eда и кулинария
- Первые блюда
- Вторые блюда
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- На скорую руку
- Напитки
- Покупка и выбор продуктов
- Прочее кулинарное
- Торжество, Праздник
- Знакомства, любовь, отношения
- Дружба
- Знакомства
- Любовь
- Отношения
- Прочие взаимоотношения
- Прочие социальные темы
- Расставания
- Свадьба, Венчание, Брак
- Компьютеры
- Веб-дизайн
- Железо
- Интернет
- Реклама
- Закуски и Салаты
- Прочие проекты
- Компьютеры, Связь
- Билайн
- Мобильная связь
- Мобильные устройства
- Покупки в Интернете
- Программное обеспечение
- Java
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- образование
- Домашние задания
- Школы
- Архитектура, Скульптура
- бизнес и финансы
- Макроэкономика
- Бухгалтерия, Аудит, Налоги
- ВУЗы, Колледжи
- Образование за рубежом
- Гуманитарные науки
- Естественные науки
- Литература
- Публикации и написание статей
- Психология
- Философия, непознанное
- Философия
- Лингвистика
- Дополнительное образование
- Самосовершенствование
- Музыка
- наука и техника
- Технологии
- Выбор, покупка аппаратуры
- Техника
- Прочее образование
- Наука, Техника, Языки
- Административное право
- Гражданское право
- Финансовое право
- Жилищное право
- Конституционное право
- Право социального обеспечения
- Трудовое право
- Прочие юридические вопросы
- путешествия и туризм
- Самостоятельный отдых
- Путешествия
- Вокруг света
- ПМЖ, Недвижимость
- Прочее о городах и странах
- Дикая природа
- Карты, Транспорт, GPS
- Климат, Погода, Часовые пояса
- Рестораны, Кафе, Бары
- Отдых за рубежом
- Охота и Рыбалка
- Документы
- Прочее туристическое
- Работа и карьера
- Обстановка на работе
- Написание резюме
- Кадровые агентства
- Остальные сферы бизнеса
- Отдел кадров, HR
- Подработка, временная работа
- Производственные предприятия
- Профессиональный рост
- Прочие карьерные вопросы
- Работа, Карьера
- Смена и поиск места работы
woprosi.ru
Рисование и живопись - ИЗО 5 класс Тема Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка По программе БМ Неменс
Ручное прядение было очень неспешным, малопроизводительным. Чтоб приготовить для себя приданное, женщина должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся мелкие детские прялки.
Таким макаром, прялка была верной спутницей крестьянки в протяжении всей ее жизни. Прялка была не только лишь орудием труда, да и произведением искусства: чтоб скрасить тяжкий труд, ее декорировали резьбой по дереву, цветистой росписью, а время от времени резьбой и росписью сразу. В росписи необычным образом объединились сказочность и действительность… Очень любопытно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Нередко прялка была подарком: жених дарил прялку жене, отец – дочери, супруг – супруге. И каждый желал сделать подарок на удовлетворенность и удивление. Здесь творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследию от мамы к дочери, от бабушки к внучке.
Прялки были сплошные, из корневища либо древесного ствола, составные, у каких столбик-стоячок вставлялся в донце.
Российские прялки многообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные декорации. На белоснежном море вырезали прялки с узкой ножкой, напоминающие собственной хрупкой формой весло; в Поволжье были всераспространены тонкие многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Российского Севера! Любопытно то, что мотив солнца пронизывает не только лишь орнамент, да и саму конструкцию прялок. В высшей части это различные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосклону, в нижней части боковые выступы – “серьги” – знаки восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно узреть изображение ромбиков либо квадратов. Это знаки земли, которая время от времени представлена сценками из жизни людей. Древнейшие образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене денька и ночи, о людской жизни, о нескончаемом порядке и гармонии космоса.
Ах ты прялица – прялица моя,Я не выброшу на улицу тебя.Буду прясти, попрядывати,По беседочкам побегивати.
searchmasterclass.net
Презентация к уроку ИЗО "Прялка", 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок ИЗО в 5 классе
2 слайд Описание слайда:В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
5 слайд Описание слайда:Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –ножки с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. В верхней части резные выступы - «городки» обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца.
6 слайд Описание слайда:сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были
7 слайд Описание слайда:«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.
8 слайд Описание слайда:Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.
9 слайд Описание слайда:Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.
10 слайд Описание слайда:Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!
11 слайд Описание слайда:Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.
12 слайд Описание слайда:Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
13 слайд Описание слайда:Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по - особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.
14 слайд Описание слайда:На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…»
15 слайд Описание слайда:Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.
16 слайд Описание слайда:Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.
17 слайд Описание слайда:С прялками ходили на посиделки, или супрядки - деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.
18 слайд Описание слайда:Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.
19 слайд Описание слайда:Непряха", "неткаха" - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. "Непряхе" здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив "урока", считалось немыслимым делом.
20 слайд Описание слайда:Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
21 слайд Описание слайда:Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями
22 слайд Описание слайда:На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
23 слайд Описание слайда:Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельские области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звёзд, земли, водной стихии, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки- «башенки».
24 слайд Описание слайда:Прялка с Сирином. Русский Север, 19 век Прялка «с ожерельем». Вологодская губерния, 20 век
25 слайд Описание слайда:А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 - символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2
28 слайд Описание слайда:ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И
29 слайд Описание слайда:БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-161840
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Прялки
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Грязовецкие прялки
Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации – фрагмента. Эта «точная копия», перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.И все потому, что горе-художник не видел всего образца. Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.
Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе. Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:»Дорасти бы до такой простоты!»
А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Прялки. Кистевая роспись
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки 19 века. Вологодская область
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» -
Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
вычегда
Пряла лен, пряла лен,Да льняное волокно.Приходи ко мне, миленочек,С тальянкой под окно».Частушка, Холмолгорский район.Росписи Северной Двины и Мезени.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская.
северодвинская прялка
северодвинская прялка
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Вологодская область
Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.
Вологодская область
Ярославль-Столбчатые прялки
Вологодская область
северодвинские прялки
Две вепсские прялки из Бабаевского района, датируемые концом XIX – началом XX веков
Читать статью полностью>>>
subscribe.ru
Прялки - часть 1 - Inside my dreams
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Прялка, кудель и веретено
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.Грязовецкие прялки (Вологодский район)Грязовецкие прялки иногда по резьбе покрывались росписью масляными красками. Это была или многоцветная раскраска, или очень часто кистевая роспись цветочного рисунка. Судя по датам на прялках, эти произведения относятся ко второй половине 19 века. Прялки западной части очень многокрасочны, они расписаны яркими открытыми цветами. Очень напряженна и собранна по колориту роспись прялок центральной части района. Прялки восточной части чаще всего красили в два-три цвета: на цветном, обычно красном, фоне узор с резьбой покрывали желтовато-охристым тоном, отчего он выглядел, как драгоценная вставка. Прялки, украшенные росписью поверх резьбы, в Грязовецком районе встречаются гораздо чаще, чем прялки нераскрашенные. Лопасть прялки из деревни Мокеево украшена не только трехгранновыемчатой резьбой, но и росписью. В центре лопасти написан красный тюльпан. Фигурная ножка прялки выглядит нарядным стеблем, как бы поддерживающим цветок. В этой вещи исключительно удачно сочетаются две техники.
Северодвинская расписная прялка-копыл по своей конструкции очень близка к вологодскому типу, хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной отличительной особенностью прялок этого типа является графическая белофонная роспись или «роспись с контуром», при которой мастер не производил самостоятельных мазков, а только заполнял предварительно оконтуренные части плоскости.
Исследователи разделили северодвинскую роспись на три самостоятельных типа: пермогорскую, ракульскую и борецкую. На основе последней на рубеже XIX—XX веков развились еще две разновидности местной росписи — пучужская и нижнетоемская.
Самой значительной среди них является ПЕРМОГОРСКАЯ роспись, которая включает в себя изделия мастеров из деревень гнезда Мокрая Едома. Основу ее составляет мелкий растительный орнамент, среди которого размешены различные сцены крестьянского быта. Фасадная сторона лопасти пермогорской прялки разделялась либо на два, либо на три «става». В двухставной схеме вверху обычно размешалась райская птица Сирин, обрамленная зубчатой розеткой, внизу — сцены чаепития либо катания. Обратная сторона лопасти оформлялась всегда одинаково: внизу — растительный узор, вверху — пустая орнаментальная рамка, которая закрывалась куделью.
На трехставной лопасти вверху чаще всего изображались лев и единорог, в центре — супрядки, внизу — катание на конях. На обратной стороне — застолье. В колористической гамме пермогорской росписи преобладают красный и желтый цвета на белом (иногда желтоватом) фоне.
Вторым по значению видом северодвинской росписи являлись росписи БОРЕЦКИЕ, НИЖНЕТОЕМСКИЕ и ПУЧУЖСКИЕ, названные так по районам их изготовления: деревня Первая Жерлыгинская в устье Нижней Тоймы, село Пучуга и деревня Скобели, Нагорье, Городок, Фалюки и др. (пристань БОРОК). Как уже отмечалось, пучужские и нижнетоемские росписи развились на рубеже XIX—XX веков на основе борецкой.
Если в пермогорской росписи растительный узор размещался на лопасти произвольно, несимметрично, то в борецких прялках он компановался по строго обозначенной схеме. В трехставной лопасти вверху обычно изображались окна («став с оконцами»), в центре — полукруглая арка и внизу — сцена катания («став с конем»). На обратной стороне внизу помешались различные жанровые сцены, вверху — пустая, пышно орнаментированная рамка из гибких стеблей.
Растительный узор на борецких прялках так же, как и в Пермогорье, доминировал, но здесь он вырисовывался более мелко, утонченно и почти всегда делался красным цветом. Кроме того, в декоре прялок этого типа широко применялось золото. Оформление борецких и пучужских прялок практически идентично, отличить их друг от друга можно только по узору на ножке: на борецких стебель прямой, на пучужских — извивающийся. В свою очередь, отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко ракрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи.Центральная часть лопаски - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.На обратной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.
И, наконец, третьим центром северодвинской росписи являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда название росписи — «ракульская»). Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть с четырьмя городками. В нижней части лопасти всегда изображалась птица, вписанная в орнаментированный квадрат, в верхней — ветка S-образной формы с крупными листьями и пучками черных усиков.
Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.Наиболее распространенным сюжетом на прялках мезенского типа, является изображение «одинокого коня». Культ коня, игравшего незаменимую роль в жизни людей, нашел широкое отражение различного рода источниках – письменных, этнографических, фольклорных. Возможно, это связано с существующей у коми–пермяков космологической версей, согласно которой кони являются опорой земли: «На трех конях земля держится: черном (вороном), белом (синем) и рыжем (гнедом). Каждый по очереди держит землю. Когда черный конь держит — на земле голод и мор, когда белый — на земле сплошные войны, когда красный — царит мир спокойствие и благополучие». Кроме того, по мнению многих исследователей, культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Очень часто археологи находят коньковые подвески в женских захоронениях, по всей вероятности культ коня связывался и с представлениями о плодородии. Как элемент орнамента у коми, он распространен не только в росписи, но также в художественном ткачестве, вязании и вышивке.Кроме того, на обратной стороне лопасти существует большое количество сюжетов, которые условно можно назвать: «охота», «всадник», «поединок», «выездные сани с лошадью». Вся эта роспись сделана в благородном графическом стиле. Следует предположить, что устойчивость состава образов мезенской и «подражательной» росписи на прялках объясняется их жизненной основой. Жители Мезени со времен колонизации новгородцами занимались охотой, птицеловством для сбора утиного пуха, выращиванием лошадей особой мезенской породы.
Пудожские прялкиФорма северных прялок была простой и удобной. Она состояла из вертикальной плоскости (лóпасть), к которой крепились лен или шерсть, а также ножки и дóнца, на которые садилась пряха. Конструкция прялок Пудожского края близка к карельскому типу. Верхняя и нижняя части их лопасти тоже закончены розетками, но фигурными и в отличие от карельских, напоминающих весло, они имеют форму лопатообразную (славянскую), широколопастную.Обычно подарком дочери, невесте, жене служила прялка. Её хранили как память о матери. Девушки брали их с собой на посиделки, на многодневную гостьбу в соседних деревнях. Поэтому её внешнему облику, орнаментальному украшению уделяли большое внимание.По-видимому, одна из самых древних схем резного декора пудожских прялок — это композиция с кругами. Несомненно, они были не только украшениями, но имели когда-то определённый смысл. Солнце — круг, солнце — огненный шар, именно таким представляли его люди. На свободных от резьбы местах помещаются живописные изображения цветовНаиболее распространенная конструкция пудожских прялок основана на использовании цельного отрезка ствола дерева.Основные мотивы пудожских росписей обычны для территории Карелии: пышные розаны, листья, ягоды сплетаются в гирлянды, ветви, букеты. Характерно, что на прялках Пудожья, также как и в других русских районах Карелии, изображения птиц, животных или людей носят исключительно редкий характер. На прялках доминирует мотив цветка, цветущей ветви, букета, цветочной гирлянды, но пышная растительность может уступать место геометрическим фигурам, преимущественно – кругам, или соседствовать с ними.На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.ЯРОСЛАВСКИЙ ТИП(прялка резная, составная из двух частей, прорезной столбец, малая лопаска )Прялки ярославского типа выделяются из среды других стройностью своей общей конструкции и дробной узорчатостью резной декорации. Силуэт ярославской прялки с прорезной и резной ножкой-столбцом и малой лопаской, мелко орнаментированной, строен и легок; при сравнении с тяжелыми и несколько неуклюжими вологодскими резными копылами ярославская прялка производит впечатление изящности и даже некоторой хрупкости. Украшена лопаска несложным геометрическим орнаментом, чаще всего горизонтальными узорными полосами, сетчатыми узорами, реже — комбинациями кругов и звезд. Обратная сторона не орнаментирована. Резьба выемчато-трехгранной техники. Наиболее характерной частью в строении прялки ярославского типа является ножка. Она имеет вид прорезного столбца с квадратом в основании. Столбец постепенно суживается кверху и украшен несколькими горизонтальными рядами (число их доходит до 25) оконцев, прорезанных насквозь и орнаментированных ширинками, зубчиками и разного направления наклонными чертами-нарезками. Часто столбцы ярославских прялок украшены несколькими ярусами (3, 4 или 5) колонок, заштрихованных резцом, с широкими орнаментированными перехватами. В некоторых случаях ножка ярославской прялки лишена сквозных прорезей и имеет вид цельного четырехгранного столбика, суживающегося кверху и орнаментированного мелким геометрическим узором.
ЯРОСЛАВСКО-КОСТРОМСКОЙ ТИП (прялка резная, копыл, дощатая ножка, прорезная ромбовидная лопаска).
Ярославско-костромской тип русской прялки имеет свое, весьма характерное обличье и по строению и по украшению Центральным местом декорации ярославско-костромской прялки являются лопаска и ножка, обычно связанные общим мотивом резной контурной декорации Характеризуемая прялка-копыл имеет удлиненную ромбовидную лопаску, украшенную в верхней ее части сквозной резь бой. Постоянным мотивом этой прорезнойслужит дерево-елочка, нижние ветви которой орнаментируются как склоненные головы коней; на ветвях елки симметрично по обеим сторонам сидят птицы, повернутые головками в разные стороны, за исключением верхней пары, обращенном к вершине елки. Вершина увенчана двуглавыми орлами с короной и с высокими острыми крыльями. В нижней, несквозной части лопаски исполнен контурной резьбой двуглавый орел (или его орнаментальное подобие), хорошо заполняющий эту часть лопаски и обыкновенно помещаемый на шпиле высокой башни, архитектурные контуры которой приходятся уже на плоскости ножки.
ВОЛОГОДСКИЙ (прялка резная, копыл, большая лопаска, узкое донце). ТИПТип резных вологодских прялок-копыл также можно считать хорошо выраженным со стороны конструкции и декорации. Вологодская резная прялка прежде всего выделяется своими размерами; она значительно выше прялок всех других типов. Резьба, украшающая вологодские прялки, принадлежит к двум видам: рельефной и выемчато-трехгранной. Рельефная резьба на вологодских копылах сравнительно редка и составляет украшение более поздних и менее характерных экземпляров этого типа. Мотивами ее служит, главным образом, растительный орнамент в виде густой пальчатой листвы, сплошь покрывающей лопаску, и находящихся среди нее характерных птиц-уточекУрало-СибирскиеРазвитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки. Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях. На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки. Прялки-корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зелёные цвета.
Продолжение следует... Будет очень много картинок
smittik.livejournal.com