Биография Ломоносова М.В. Биография ломоносова м в
Биография и творчество Ломоносова М.В. / Ломоносов М.В.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный и основоположник новой русской литературы, родился в 1711 году в деревне Денисовке, близ Холмогор, в крестьянской семье. Впрочем, отец его был не хлебопашцем, а рыбаком, гордился своим независимым нравом.
Юношей М.В. Ломоносов в 1730 году отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По легенде, он пришёл в Москву пешком, сопровождая отцовский обоз. Он был самым старшим из своих одноклассников, но и самым успешным. В числе лучших учеников его послали для продолжения учёбы в Петербург, а в 1736 году — в Германию, в Марбургский университет. Там он занимался математикой, физикой и философией; позже во Фрайбурге изучал химию и металлургию. Когда Ломоносов вернулся в Петербург, то был определён в академию адъюнктом физики, а в 1745 году стал профессором химии. Получив место в Академии наук, Ломоносов работал там до конца своих дней — в течение 23 лет. В 1745 году он и В.К. Тредиаковский стали профессорами Академии — в ту пору это было наивысшее признание учёного мира. Ломоносов и Тредиаковский стали первыми русскими академиками.
Ломоносов добился открытия Московского университета и написал первый университетский устав. Ныне Московский университет носит имя своего основателя. С 1759 года Ломоносов занимался устройством гимназии и университета при Академии.
Естественнонаучные труды поставили Ломоносова в один ряд с выдающимися учёными Запада, он был избран в почётные члены стокгольмской и болонской академий. Ломоносов основал первую научную химическую лабораторию при Академии наук (1748).
Ломоносова часто называли «последним из титанов Возрождения». Действительно, эпоха Возрождения дала миру плеяду людей, которые проявили себя подлинными гениями во многих областях человеческой культуры. Эразм Роттердамский, Микеланджело, Леонардо да Винчи были не только поэтами и писателями, но и философами, естествоиспытателями, художниками. В России Возрождение так и не наступило, но Ломоносов стал подлинным титаном несбывшегося российского Возрождения.
Он был настолько многообразен в своём творчестве, что даже проект создания первого в России стекольного завода написал в стихах! Знаменитую поэму «Письмо о пользе стекла» он адресовал графу И.И. Шувалову, в ту пору всемогущему человеку, к советам которого часто прислушивалась царица Елизавета Петровна.
Но нас Ломоносов интересует прежде всего как писатель и поэт.
Когда Ломоносова отправили в Германию учиться горному делу и металлургии, он захватил с собой книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Тредиаковского. Эта книга была испещрена его заметками. Многие заметки были ироническими — Ломоносов уже тогда догадывался, что необходима реформа стихосложения.
Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии. (Через два века эта традиция получит наиболее яркое воплощение в творчестве Владимира Маяковского.) Когда Ломоносов вернулся из Германии, то почувствовал, что перед ним открылось необъятное поле деятельности. Он старался объять необъятное, проявить себя в различных областях. Ломоносов уже принадлежал не себе, а государству, считая, что и его поэзия должна стать поэзией государственных тем. Личные темы для него отошли на задний план, а темы государственного строительства и просвещения Отечества выдвинулись на первый.
Ломоносов перевёл небольшое стихотворение из Анакреона. Этот его дебют был первым русским стихотворением, написанным ямбом. Затем он написал торжественную оду, посвящённую победе русских воинов над турками и взятию крепости Хотин (1739), о которой мы уже говорили. Вместе с трактатом «Письмо о правилах российского стихотворства» он отправил оду в Академию наук. Однако в Академии решили эти работы не печатать. Обе они были опубликованы лишь через много лет. Литературная деятельность Ломоносова насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.
Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык, а его исследования в области естественных наук создали научный язык и терминологию. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Теория трёх стилей — высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.
Для личных переживаний Ломоносов не оставил места в своей поэзии: он переживает трудности и радости родного Отечества, государства. Поэтический дар словно кажется ему слишком значимым, чтобы его можно было использовать для описания своих житейских волнений. Таким он предстал уже в первой оде «На взятие Хотина».
При Елизавете начинают формироваться групповые общественные интересы. Появляются кружки интеллектуалов при Московском университете, при Сухопутном шляхетском корпусе. Люди свободно и открыто обсуждают российскую историю, российские проблемы. Так начинают складываться групповые вкусы и пристрастия, групповые интересы. Открываются новые журналы, театры, поэтические кружки. Оды елизаветинской эпохи — лучшие образцы жанра. Но творчество Ломоносова прошло ещё через одну, весьма знаменательную эпоху — екатерининскую.
Ломоносов был восхищён Екатериной и особенно радовался пристрастию царицы к просвещению. Просвещение, по мнению лучших европейских мыслителей, с которыми Ломоносов познакомился в Европе, — это прежде всего просвещённые правители. Такие правители не только устанавливают нужные и справедливые законы, но и строго им следуют.
Именно к этому призывает Ломоносов в своих одах.
Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015
classlit.ru
Ломоносов М.В. биография
Ломоносов, Михаил Васильевич - один из величайших русских поэтов и ученых (1711 - 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его современники. "Он наших стран Малгерб, он - Пиндару подобен!" - писали о его стихах даже его враги; "все научные мемуары Ломоносова - не только хороши, но даже превосходны", - говорит о его научных работах знаменитый Эйлер. Им, как и Державиным, зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина. "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта", писал Пушкин; "между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Выдвигая великие заслуги Ломоносов в истории русской науки и русского просвещения, деятельность Ломоносова, как "российского Пиндара", Пушкин считает ни за что. "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым". Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые "останутся вечными памятниками русской словесности". Белинский окончательно восстановил поколебленную славу Ломоносова как поэта. Называя взгляд Пушкина на Ломоносова "удивительно верным, но односторонним", Белинский указывает на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития. "Во времена Ломоносова, - говорит Белинский, - нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос - быть или не быть - заключался для нас не в народности, а в европеизме... Ломоносов был Петром Великим нашей литературы... Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство - отблеск его поэтической души... Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродна духу русского языка и сама в себе носила свою силу... Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси". Действительно, в деле общего духовного - а вместе и литературного - возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним "болваном" кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности в одно и то же время выступает физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком, даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы. О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора"... (Вернадский "Ломоносовский Сборник", II, 144). Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости "науки", знания. "Вратами учености" для него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого. В Москву Ломоносов ушел с ведома отца; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в бегах". В "Спасские школы", то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И.И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. В научном отношении оно принесло ему немалую пользу: он не только приобрел вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней "наукой", хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных "пиитик", "риторик" и "философий". Другим счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников "Спасских школ". В 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля; с год провел он в переездах, был, между прочим, в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1748 г. при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целю "приведения Академии Наук в доброе состояние", усиленно проводя мысль о "недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству", к его обучению. В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово похвальное императрице Елизавете Петровне", имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. При близких отношениях к Шувалову козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на "учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов. Еще раньше, в 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье несчастного профессора Рихмана, которого "убило громом"; особенно озабочен Ломоносов тем, "чтобы сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук". В 1756 г. Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, при чем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: "куда с учеными людьми?". Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом". В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием сочинения его: "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном" в 1764 г. снаряжается экспедиция в Сибирь... Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 г. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина, "чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве" ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1764). В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. - Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. "Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, - и "читать лекции", и "делать опыты новые" (по физике и химии), и "говорить публично речи и диссертации", и "сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)", и "составлять правила красноречия", и "историю своего отечества" - и все это в добавок "на срок ставить". Личные симпатии Ломоносова видимо склонялись к физике и химии; но его "ученый гений" одинаково "блистательно" сказывался и в таких его трактатах, как "Слово о происхождении света" (1756), "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих" (1753), и в "Русской Грамматике" (1755) или в трактатах чисто публицистического характера. Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в Академию Наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" (1738) и оригинальная "Ода на взятие Хотина" (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием; но современникам первые оды Ломоносова не тотчас напечатанные, долго, по-видимому, не были известны, и среди самих академиков обратили внимание, кажется, лишь одного Тредьяковского. Ко второй оде было приложено Ломоносовым "Письмо о правилах российского стихотворства", где автор выступает против Тредьяковского. Трядьяковский тотчас написал на "письмо" критический ответ, но последний не был послан по назначению академической конференцией, "чтобы на платеж за почту денег напрасно не терять". Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следуют одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных "приветствий", писавшихся по-немецки академиком Штелином. В августе 1741 г. посвящает вторую оду, а в декабре того же года он переводит написанную Штелином немецкую оду к новой императрице, где говорится совершенно обратное тому, что сказано в двух предшествовавших одах. Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними. В 1747 г., после утверждения императрицей Елизаветой нового устава для Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов пишет оду: "Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских", где, по выражению Мерзлякова, "дышит небесная страсть к наукам"; поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Вел
sochrulit.ru
Биография Ломоносова М.В. — Край друзей
Биография Михаила Ломоносова
Дата рождения: 19 ноября 1711 года Дата смерти: 15 апреля 1765 года Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя
Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств. Михаил Васильевич Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, которая сейчас находится в Архангельской области. Отец – Василий Дорофеевич. Мать – Елена Ивановна. Семья была довольно зажиточной, занималась ловлей рыбы, торговлей. Детство Михаила проходило довольно спокойно, он часто ходил с отцом в море, осваивал грамоту, читал книги. Спокойное детство закончилось после смерти матери. Отец женился во второй раз, а мачеха относилась к Михаилу вовсе не ласково. Кроме того, отец решил женить сына. Пришлось Михаилу пойти на хитрость – сказаться больным, чтобы свадьбу отложили.
В 1730 году молодой Ломоносов принял решение, которое навсегда изменило его жизнь. Ночью он сбежал из дому, чтобы присоединиться к идущему в Москву каравану с рыбой. С собой у будущего светила науки было лишь несколько книг, немного еды и тулуп. Он нагнал караван только на третий день и присоединился к нему. Уже тогда Михаил проявил ясность ума: он заранее обдумал, куда отправится, тщательно выбрал город. Он хорошо знал, что образование можно было получить в Москве, Петербурге и Киеве, и после долгих взвешиваний «за» и «против» выбрал Москву. Обоз шел в город три недели.
В начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Здесь он никого не знал, но его приняли в Славяно-греко-латинскую академию. Его одноклассниками были маленькие дети, а он – уже взрослый человек. Насмешки по этому поводу Михаил переносил стоически. Пока другие ученики в свободное время развлекались, он сидел в библиотеке над книгами. Жил всего на 3 копейки в день – крайне бедно. Отец постоянно присылал письма с укорами. Несмотря на все это, Михаил упорно учился и за один год закончил три класса. Учителя были просто поражены его выдающимися способностями.
В 1734 году Ломоносов отправился в Киево-Могилянскую академию. Он рассчитывал обогатить свои знания в области математики и физики, но нашел лишь множество материалов по богословию. Прилежно штудировал и их.
В 1735 году Ломоносова и еще 12 учеников отправили в Петербургский университет при Академии Наук.
Петербургская Российская Императорская Академия Наук задержала Ломоносова всего на полгода. Уже в сентябре 1736 года он отправляется в Германию. Тогда России катастрофически не хватало химиков, которые разбирались в горном деле. Немцы отказывались ехать в Сибирь, поэтому было принято решение отправить на обучение способных российских студентов. В их число попал и Михаил.
Прибыв в Марбург, студенты посетили математика Христиана Вольфа с рекомендательным письмом от президента Петербургской Академии Наук. В ноябре Ломоносов и другие приехавшие стали студентами Марбургского университета. Михаил тщательно изучает гидростатику, механику, гидравлику, аэрометрию, теоретическую физику. Берет уроки немецкого, французского языков, фехтования, танцев, рисования. Здесь же начинает собирать книги, тратя на них практически все деньги.
В 1739 году русские студенты отправились во Фрайберг, чтобы осваивать горное дело и металлургию. Обучение здесь было строгим, преподаватель Генкель тщательно следил за тем, чтобы порученные ему студенты усваивали практические знания. К концу года отношения между Ломоносовым и Генкелем накаляются и в конечном итоге Михаил покидает Фрайберг. Он уезжает в Лейпциг, чтобы попросить русского посланника Кайзерлинга вернуть его в Россию. Посланника в городе не оказалось, и Ломоносову пришлось около года вести жизнь скитальца. Только в 1741 году он смог приехать в Санкт-Петербург.
В июне Михаила направляют на кафедру естествознания Академии. Под руководством профессора Аммана Ломоносов занимается сбором окаменелостей и минералов для Кунсткамеры. Затем издает ряд трактатов на латыни, занимается обустройством библиотеки Академии. В 1745 году становится профессором химии.
В 1749 году Ломоносов представляет сочинение «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Владычице оно пришлось по душе, Ломоносов начинает пользоваться все большим расположением при дворе. В 1753 году императрица подарила Михаилу Васильевичу мызу Усть-Рудица и несколько деревень.
В 1757 году Ломоносова принимают в члены Академической канцелярии. Тогда же он публикует одну из своих самых известных работ – «Слово о рождении металлов от трясения Земли».
В этот период Михаил Васильевич работает очень много. Он представляет научные труды «Рассуждения о большой точности морского пути», «О сохранении и размножении российского народа», «О слоях земных», «Первые основания металлургии или рудных дел». К концу жизни дописывает «Древнюю Российскую историю» - поистине фундаментальный исторический труд. Много работает и над обустройством Академии, заботится о том, чтобы в нее могли быть приняты и представители низшего сословия.
Основные достижения Ломоносова
•Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике, электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Западноевропейские ученые смогли повторить успехи Ломоносова в этих областях лишь спустя несколько десятков лет. Развитие Ломоносовым науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику. •Открыл закон сохранения материи. •Сформулировал принципы кинетической теории газов. •Обнаружил электрическое происхождение северных сияний. Разработал теорию цветов. Развил теорию вертикальных атмосферных течений. •Открыл атмосферу Венеры. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. Высказывал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии. •Существенно развил русский научный язык, который появился незадолго до Ломоносова. Упорядочил иностранную терминологию, сделал ее более понятной, адаптировал под русский язык. •Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.
Важные даты биографии Ломоносова
•19 ноября 1711 года – рождение в деревне Мишанинской. •1730 год – получение паспорта в Холмогорске. Путешествие пешком в Москву. •1731 год – становится учеником Московской Славяно-греко-латинской академии. •1734 год – поступление в Киево-Могилянскую академию. •1736 год – поступление в Санкт-Петербургский академический университет. Октябрь – поездка в Германию. •1739 год – женитьба на Елизавете-Христине Цильх. Рождение дочери. •1740 год – сбежал в Россию. •1741 год – возвращение в Петербург. Рождение сына. •1742 год – адъюнкт физического класса Академии. •1745 год – профессор химии в Академии. •1746 год – читает лекции по физике на русском. •1748 год – создал первую в стране химическую лабораторию. •1749 год – рождение второй дочери. •1752 год – начинает читать лекции по физической химии на русском. •1753 год – основал стекольную фабрику. •1755 год – разработал проект Московского университета. •1757 год – советник Академической канцелярии. •1758 год – руководитель Исторического собрания, академической гимназии, академического университета, Географического департамента. •1760 год – почетный член Шведской королевской академии наук. •1763 год – член Академии трех знатнейших художеств. •1764 год – почетный член Академии наук Болонского института. •4 апреля 1765 года – умер в своем доме от воспаления легких. Тело было погребено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Интересные факты из жизни Ломоносова
•Быстро менял настроение с добродушного на яростное, мог побить палкой коллег, когда был чем-то недоволен. •Однажды избил трех грабителей, которые хотели поживиться содержимым его карманов. •В Марбурге быстро овладел искусством фехтования и заслужил уважение у задиристых немецких студентов. •Признан одним из самых выдающихся ученых 18 века. •В 1753 году пообещал сотню золотых тому, кто объяснит природу электричества. •Научно обосновал существование Антаркиды. •Очень любил рыбу в разных видах. •Во время спора сломал одному немецкому академику нос. •Некоторые историки считают, что Ломоносов на самом деле был сыном Петра I.
Похожие статьи:
Ломоносов М.В. → Ломоносов М.В. - биография
Ломоносов М.В. → Михаил Васильевич Ломоносов - биография
kraidruzei.ru
Биография М.В. Ломоносова | Социальная сеть работников образования
ГОУ РТ школа – интернат для детей сироти детей оставшихся без попечения родителей.
ТЕМА: «Биография М.В. Ломоносова»
ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с национальной гордостью нашей страны М.В. Ломоносовым.
Выполнила работу: Ёндан Кан-Белек, 5 «а» класс;
Руководитель : Монгуш Р.А.
г.Кызыл
Ломоносов Михаил Васильевич первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование в конце 1730 года из деревни Мишанинской Архангелогородской губернии в Москву пошел обоз с санями, груженными мороженой рыбой. К этому обозу присоединился 19-летний Михайло Ломоносов. Он шел с обозом много дней и, держась за сани, мечтал о том, что овладеет знаниями, что сделает свою жизнь и жизнь других ярче, содержательней, счастливей.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеев был черносошным крестьянином. Он имел землю, и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу.
Мать Ломоносова – Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь просвирни. Умерла, когда сыну было 9 лет.
Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал –будущего ученого рано обучили грамоте. Его любимые книги были занятые у односельчанина грамматика Смотрицкого и арифметика Магницкого. Ломоносов выучил эти книги буквально наизусть и хотел продолжить обучение.
В 1731 году Михаил Ломоносовтайком от отца уходит в Москву учиться. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. В этот период он был очень бедным,существовал на три копейки в день. К этим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
В 1736 году Михаил Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
В сентябре того же года Ломоносов отправлен в немецкий Марбург к Христиану Вольфу, обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике».
В 1739 году русских студентов переводят из Марбурга в Фрейберг к горному советнику Генкелю, также с целью обучения.
1740 год – Михаил Ломоносов, устав от безденежья и унизительных просьб к Генкелю, ссорится с ним и покидает Фрайберг. Он странствует по Германии, знакомится с людьми. В этот же период он женится на Елизавете-Христине Цильх.
1741 год – по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург.
1742 год – Михаил Ломоносов становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук.
1745 год – Михаил Ломоносов получает должность профессора химии.
1748 год – Ломоносов впервые создает сначала «краткую», а потом и «пространную» «Риторику» на русском языке.
Помимо всех прочих заслуг, Ломоносов сыграл огромную роль в становлении нового русского литературного языка. Предпочитая жанр оды, он писал также духовные похвальные надписи, стихотворения, экспромты, послания к императрицам Елизавете и Екатерине, вельможам. Его перу принадлежит неоконченная эпическая поэма «Петр Великий» и трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт».
Ломоносов вел обширную исследовательскую работу по химии. Им были разработаны приборы для физических исследований химических объектов. В плане физики Ломоносовсовместно с ученым Г.В. Рихманом исследовал атмосферное электричество.
1756 – 1758 годы – Ломоносов изобретает «ночезрительную трубу», которая позволяет различать предметы в сумерки.
1757 год – Ломоносов становится членом Академической канцелярии, теперь он может участвовать в управлении делами Академии.
1758 год – Ломоносов управляет гимназией, университетом, историческим собранием и географическим департаментом (все при Петербургской Академии наук). На новой должности Ломоносов составляет план создания «Атласа» - фундаментального труда, куда должны были войти физико-географические и экономико-географические знания, полученные в ходе специальных экспедиций.
- – Ломоносов пишет «Рассуждения о большой точности морского пути». В этих «Рассуждениях…» ученый описывает ряд новых, изобретенных им приборов для определения долготы и широты. В этой же работе Ломоносов предложил (первым из современников) организовать международную Мореплавательную академию.
- д –ученый выдвигает ряд предложений по принятию законов для увеличения населения России. Предлагалось повышать рождаемость, сохранять родившихся и привлекать иностранцев в русское подданство.
Май 1761 года – Ломоносов открывает существование атмосферы у планеты Венеры.
- – опубликована очередная работа Ломоносова по геологии «О слоях земных». В ней ученый доказал, что на Южном полюсе Земли существует материк.
В конце жизни Ломоносов создает исторический труд «Древняя Российская история», опубликованный после его смерти. В ходе русской истории Ломоносов выделял шесть периодов. Ученый выдвинул теорию славяно-чудского происхождения Древней Руси, и последующие историки приняли эту теорию.
4 апреля 1765 года – Михаил Васильевич Ломоносов умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
nsportal.ru
| / Биографии / Ломоносов М.В. -Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6-Вариант 7ЛОМОНОСОВ, Михаил Васильевич 19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г. Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. – в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741) у горного советника И. Генкеля, ученика Г. Шталя. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 г. – профессором химии Петербургской АН. С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории и на основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе. Творческая деятельность Ломоносова отличалась исключительной широтой интересов. До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения (1741-1750), разрабатывал кинетическую теорию теплоты (1744-1748), обосновал необходимость привлечения физики для для объяснения явлений химии (1747-1752) и предложил для теоретической части химии название «Физическая химия», а для практической части – «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения вещества в химических реакциях. В руководимой Ломоносовым Химической лаборатории Петербургской АН выполнялась широкая программа экспериментальных исследований. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам "тепловой материи" ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в работе «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы. Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом. Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: "Курс физической химии" (1754) и "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763). Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов создал основы русского химического языка, Он написал также ряд трудов по истории, экономике, филологии; наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. На протяжении всей жизни учёный был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Именем Ломоносова названы Московский университет, Московский институт тонкой химической технологии, город в Ленинградской области (бывший Ораниенбаум), течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. Академия наук СССР учредила в 1956 г. Золотую медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других естественных наук. / Биографии / Ломоносов М.В. | Смотрите также по Ломоносову: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
| / Биографии / Ломоносов М.В. -Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6-Вариант 7Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси. Рано обучившись грамоте, будущий ученый попытался поступить в Холмогорское училище. Но, как сыну крестьянина, доступ туда ему был запрещен законом В 1730 году Ломоносов отправился в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 году дошел до предпоследнего класса - "философии". К этому времени относятся первые стихотворные опыты Ломоносова. Основательное овладение латинским и греческим языками открыло перед ним сокровища античной и европейской культуры. В 1735 году Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук, а в 1736 году - за границу (в Саксонию) для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания в области физики, химии, горного дела, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки. Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную им в "Письме о правилах российского стихотворства" (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни. Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след. "Краткое руководство к красноречию" (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат "О пользе книг церковных в российском языке" (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях ("высоком", "посредственном", "низком") к русскому языку и жанрам русской литературы. Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. "Стихотворство - моя утеха..." - писал он в "Российской грамматике". Поэтическое творчество было для него важным средством просветительской пропаганды передовых научных идей. В оригинальном по композиции стихотворении "Разговор с Анакреоном" сформулированы основные черты ломоносовской поэзии: гражданственность, патриотизм, признание мирной миссии России в современной политике, высокое чувство собственного достоинства поэта. Незавершенная эпическая поэма "Петр Великий" должна была на историческом материале создать образ идеального монарха. Сатирические сочинения Ломоносова - крупнейшее достижение русской сатиры: поэт отказался от портретного принципа и придал своей сатире обобщающую силу. Написанные в духе классика римской трагедии Сенеки, пьесы Ломоносова "Талима и Селим" и "Демофонт" явились попыткой создания просветительской русской трагедии. Ломоносов является сторонником классицизма, опирающегося на античные традиции. Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Добавил: Halida95/ Биографии / Ломоносов М.В. | Смотрите также по Ломоносову: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Биография Ломоносова М.В.
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям. Грамоте Ломоносов научился сравнительно рано. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук. В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. В 1738 студент Ломоносов послал в Академию донесение на немецком языке о прослушанных лекциях и приобретенных книгах, рассуждение на латинском языке по физике и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающей счастье уединенной сельской жизни. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг к “горному советнику” Генкелю, причем содержание их было уменьшено наполовину и Генкелю было поручено держать студентов построже, объявить в городе, чтобы никто не верил им в долг. А так как Академия неисправно высылала деньги, то студенты очень нуждались, отсюда просьбы к Генкелю, неудовольствие на него. Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии в 1740. Странствуя по Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. По некоторым источникам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля. После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию Академии, в 1741. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка. Ломоносов написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах. Умирает он в Санкт-Петербурге в зените славы
Следующая > |
referatikk.ru