Религия киевская русь: 7. Религия. Киевская Русь

7. Религия. Киевская Русь

7. Религия

Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким покровом христианских обрядов язычество долго сохраняло свои позиции. Результатом было так называемое «двоеверие». Люди могли носить кресты и ходить в церковь, но они продолжали отмечать и языческие праздники.

Постепенно два обряда слились при победе христианства, по крайней мере внешней. Христианские святые заняли в сознании людей место древних божеств. Илья Пророк отождествился с громовержцем Перуном; древний бог Велес трансформировался в святого Власа; святой Трифон ассоциировался с соколиной охотой и так далее233. Древние языческие праздники были приурочены к христианским святым дням; так традиционный Семик (дни летнего солнцестояния) совместился с Троицей (Пятидесятница).

Сначала приспособление было механическим. Однако постепенно старые верования слабели, а новые укоренялись. По сути дела, язычество не имело шанса противостоять христианству, которое не только было более развитой религией, но и представляло более развитую цивилизацию в целом. Будучи принятой элитой русского общества уже в одиннадцатом веке, новая вера дала ряд истинно просвещенных лидеров.


Именно «культ» – то есть совокупность церковных богослужений и молитв – наилучшим образом раскрывает суть греческого православия, а отправление службы составляет суть православного культа. Преимущественно через богослужение (или через церковный обряд в целом) жители Киевской Руси получали представление о христианстве. Наверняка символизм церковного обряда сначала могли оценить только немногие. Однако в церковном богослужении было много элементов, которые, в меньшей или большей степени, трогали большинство прихожан. Таковыми были, например, чтения из Нового и Ветхого Завета, составлявшие часть богослужения: гимны, исполняемые по так называемому «канону», прославляющие Христа и Деву Марию, молитвы о заступничестве, обращенные к ним, хоровые псалмы особого рода (известные как кондак), объясняющие значение церковных праздников, и так далее. Все это исполнялось не только на латинском и греческом, но и на славянском языке и поэтому было доступно аудитории. Иконы и фрески, изображающие библейские сцены, иллюстрировали содержание чтений и гимнов и, несомненно, очень помогали прихожанам. В заключение дальнейшие объяснения предлагались в проповедях. Проповеди, особенно когда их читали выдающиеся священнослужители, обычно записывались и распространялись среди грамотных людей, количество которых значительно увеличилось к концу одиннадцатого века. Кроме проповедей, выдержки из работ византийских Отцов Церкви и жизнеописания святых также были в распоряжении читателей, помогая им укрепляться в новой вере.

Каково было общее влияние православного «культа» и дидактической литературы на умы первых поколений прихожан на Руси? Возможно, самым главным результатом было новое чувство моральной ответственности каждого человека за свои дела и даже мысли; это чувство поддерживалось идеей будущей жизни и Страшного суда. Хотя категория будущей жизни существовала и в славянском язычестве, вряд ли с ней связывалась ответственность за жизнь на земле. Как бы далеки ни были русские неофиты от христианского идеала в своей реальной жизни, этот идеал стал важным фактором их сознания. Если он грешил, то он и раскаивался, а новый элемент внутренней борьбы за лучшее обогащал его духовную жизнь и религиозный опыт. Таким образом, в русском характере произошла важная психологическая трансформация.

Трансформация коснулась не только личности, но и общества в целом. Новое отношение сделало возможным для законодателя ликвидировать старый обычай кровной и родовой мести. Говоря шире, понятие индивидуальной ответственности шло рядом с понятием ответственности социальной. От церковных лидеров ждали указания народного пути, и некоторые из них исполняли свой долг со всей ответственностью, выступая, например, против института рабовладения. Монастыри превратились в центры того, что можно назвать социальной работой; в них организовывались больницы, приюты для престарелых, они также занимались благотворительностью. Многие князья следовали этому примеру. Образование тоже финансировалось как князьями, так и церковью, и именно церковь первой приняла на себя задачу написания истории нации.

В древнерусских исторических летописях подчеркивается идея ответственности за свои дела и правителей и народа, а несчастья, такие, как голод и войны, во многих случаях трактуются как Божья кара людям за их грехи.

Теперь проанализируем некоторые литературные документы киевского периода – псалмы, молитвы, жития святых и т. п., – которые могут раскрыть для нас религиозное сознание русских того времени. Примечательно, что, неудовлетворенные содержанием традиционных псалмов, полученных из Византии, некоторые образованные русские сами писали новые гимны и молитвы. Епископ Кирилл Туровский – автор покаянного канона (не сохранился), а также нескольких псалмов и молитв, проникнутых характерным для него представлением о суровом Божестве и беспомощном человечестве234. Митрополит Иларион написал «молитву за Русь» – еще одно проявление его мощного литературного стиля и величия ума235. Молитва, приписываемая мирянину – князю Владимиру Мономаху, в некотором смысле продолжает традицию Илариона, но является более личностной по содержанию. Она обращена к Христу и Деве Марии. Как правитель Владимир молит Пресвятую Деву охранить город, где он княжит, как в ее городе. По-человечески князь заботится о собственной душе: «Смирись, о моя душа, и осмотри все, что ты сотворила; утри слезы с моих глаз, откройся Христу во всех делах и мыслях, и очистись».

С религиозной точки зрения появление святых – показатель уровня религиозности народа, и недавно обращенная Русь нуждалась в святых, чтобы убедить себя и окружающий христианский мир в своей духовной зрелости. Тогда как большинство византийских святых епископы и монахи, первыми русскими канонизированными святыми стали, что весьма красноречиво, миряне, а не представители духовенства: это были князья Борис и Глеб, сыновья Владимира Святого, который сам был канонизирован значительно позже. Третий русский святой – Феодосий, настоятель Печерского монастыря. В целом в киевский период было причислено к лику святых одиннадцать русских236.

Канонизация требует написания биографий святых, и жизнеописания составляли важный вид византийской литературы. Среди бесчисленных византийских жизнеописаний одни – чистый вымысел, другие основаны на реальных фактах биографий, которые, однако, часто искажались последующими редакторами и составителями. Постепенно установился общепринятый стандарт написания «жития». Несмотря на то что авторы ранних русских жизнеописаний старались следовать византийскому образцу, их работы менее формальны и ближе к жизни, чем у их наставников.

Житие Феодосия было написано Нестором, образованным монахом Печерского монастыря. Цель Нестора состояла в сборе материала, достаточного для канонизации покойного настоятеля, которой тогда добивались старейшины монастыря. Несмотря на это, работа Нестора представляет не просто официальный панегирик, а честное изложение жизненного пути, хотя и написанное в правилах византийского жизнеописания. Нестор не был лично знаком с Феодосием, так как вступил в монастырь вскоре после смерти великого настоятеля, но он жил в атмосфере свежих воспоминаний об ушедшем руководителе и имел прекрасную возможность беседовать с учениками Феодосия. Таким образом, для Нестора Феодосий в определенном смысле живой человек, а не просто идеал, что и делает его работу скорее личностной, чем абстрактной. О св. Борисе и Глебе до нас дошли два произведения: их «Житие» того же Нестора и «Сказание», автор которого не известен. Оба написаны в конце одиннадцатого или в самом начале двенадцатого века237. Святые Борис и Глеб, как мы видели, были убиты в 1115 г. сразу после смерти их отца Владимира по приказу их брата Святополка I, который хотел устранить всех возможных соперников на киевский стол.


Убийство двух братьев потрясло весь русский народ. Хотя они не были в прямом смысле мучениками за веру, их считали невинными «страдальцами», которые принесли себя в жертву идеалу братской любви. Стоит отметить, что первый чешский святой – Вацлав – тоже убиенный князь; очевидно, Нестор был знаком с его «Житием».

Поведение Бориса, непротивление злу, явилось результатом его буквального восприятия слов Христа. Именно за безвинные страдания большинство русского народа сочло Бориса и Глеба святыми.

Сострадание было одним из главных проявлений христианского чувства в Древней Руси – можно сказать, действительно одним из столпов народной религиозности в сравнении с официальной теологией, особенно в интерпретации монахов типа Кирилла Туровского. Даже если человек был преступником или еретиком, с точки зрения народной религии страдание очищало его.

Зная это, мы прекрасно можем понять популярность в Древней Руси одного из византийских апокрифов, так называемого «Хождения Богородицы по мукам»238. Здесь Дева Мария идет через преисподнюю с архангелом Михаилом. Легенда проникнута глубоким религиозным чувством и состраданием к мукам. Потрясенная страданиями грешников, Дева Мария молит Господа простить их. Сначала Он непреклонен, но потом соглашается послать Христа поговорить с проклятыми, а Спаситель обещает тем освобождение от мук каждый год с Великого четверга до Пятидесятницы. Показательно, что по легенде Дева Мария находит в аду не только мирян, но и духовенство, включая епископов и монахов.

Очевидно, что легенда не родилась в официальных религиозных кругах, а отражает, скорее, чувство простого мирянина. Это видно и в отношении Девы Марии к еретикам, которых она осуждает, но сдержанно; единственные, кого она, как мать, не может простить, – это виновники страданий и смерти Христа.

Величайший представитель раннего русского монашества св. Феодосий, судя по его «Житию», по духу был ближе к народному христианству, чем ко взглядам просвещенных теологов.239 Основу монашества, как проповедовал Феодосий, составляли молитва, смирение, работа и благотворительность. Даже став игуменом, он носил ветхую одежду и не уклонялся от ежедневных работ. Он выступал против аскетических крайностей, за что его осуждали ученики основателя монастыря отшельника Антония, настаивавшие на жизни в подземных пещерах. Именно Феодосий вывел монастырь из?под земли на холм. Хотя он и пытался ввести византийский монашеский устав, Феодосий не был педантом, предпочитая руководить, подавая братии пример собственным поведением. Результаты часто были неутешительными, и оппоненты Феодосия жаловались на падение монастырской дисциплины во время его игуменства. Он и сам осознавал это, но продолжал верить в совет и нравственное самосовершенствование больше, чем в дисциплинарные меры.

О том, что истинный дух христианства в Киевской Руси жил не только в монашестве, но и в мирской среде, лучше всего свидетельствует «Поучение» Владимира Мономаха.

До сих пор, чтобы не усложнять, я говорил только о греческом православном христианстве, которое на Руси в 988 г. стало официальной религией и которое исповедовало большинство обращенных русских. Но в дополнение к официальной церкви русские люди киевского периода испытывали влияние других различных течений религиозной мысли.

Прежде всего, здесь необходимо упомянуть о так называемой «богомильской ереси». Она была течением манихейства, дуалистической религии, зародившейся в Персии в третьем столетии н. э. В десятом и одиннадцатом веках часть болгарского духовенства и значительное количество мирян в Болгарии подпали под ее влияние. Согласно манихейской теории две силы управляют миром: зло и добро, или, как богомилы формулируют это, Бог и Сатана. Бог воплощает духовный элемент, а Сатана – материальный. Этот дуализм отражается в человеке, поскольку его тело создал Сатана, а Бог – только душу.

Лидером движения богомилов в Болгарии был некий Еремия, которому приписывается собрание апокрифов; и, действительно, в некоторых апокрифах – например, об Адаме и Еве – прослеживаются следы манихейства. Теория богомилов получила распространение среди бедных и угнетенных, так как она предлагала объяснение происхождения социального неравенства.

Считая все материальное злом, богомилы ненавидели богатство и объявляли богатых служителями сатаны. Они также были против официальной церкви с ее богатствами. В двенадцатом и тринадцатом веках эта ересь распространилась на запад, в Северную Италию и Южную Францию, где ее последователи стали известны как катары и альбигойцы соответственно. В связи с тесными отношениями между Болгарией и Русью движение богомилов легко могло проникнуть также и на Русь, и, действительно, существуют некоторые свидетельства знакомства русских с манихейством.

Удобный канал для распространения богомильских идей на Русь представляли апокрифы, но можно предположить, что были доступны и непосредственные изложения теории манихейства. Противники известного русского монаха св. Авраамия Смоленского обвиняли его в чтении еретического произведения, известного как «Глубинная книга», которая могла быть манихейским трактатом.

То, что богомильские идеи проповедовались на Руси, можно видеть по истории боярина Яна, сына Вышаты, записанной в «Повести временных лет». В 1071 г. Ян приехал на Белоозеро, район Северной Руси, собирать дань и там имел беседу с неким колдуном, который объявил, что «сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил».

Необходимо заметить, что Болгария была не единственным возможным источником появления манихейства в Киевской Руси. Принимая во внимание оживленные торговые отношения с восточными странами, можно предположить, что легко мог быть установлен контакт со сторонниками манихейства Центральной Азии.

Из других религий и конфессий в Киевской Руси имели своих последователей римский католицизм и иудаизм. О влиянии иудаизма уже упоминалось в другой связи (Гл. VI, 11). Что касается римского католицизма, то его сторонниками были преимущественно немецкие купцы, жившие на Руси. Римско-католическая церковь была в Смоленске и две в Новгороде. В западных источниках упоминается доминиканский монастырь в Киеве240. Несмотря на то что в 1054 г. произошел окончательный разрыв между Греческой и Римской церквями, отношение русских к римскому католицизму в этот период не было агрессивным, и люди не избегали контактов с католиками; в любом случае, конечно, не делали этого ни князья, ни купцы.


Показательно, что все полемические антикатолические трактаты, известные на Руси в киевский период, были переведены с греческого либо написаны греками на Руси241.

7. Религия

7. Религия
Русское язычество уже обсуждалось нами (см. Гл. II). Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под

2. Религия

2. Религия
Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.• Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

Религия

Религия
Обыкновенно, почти без исключения, дело представляется так, что Христос был довершителем еврейства, то есть религиозных идей евреев[18]. Даже правоверные евреи, хотя и не считают в Нем довершителя, однако видят в Нем ответвление своего древа и с гордостью

Религия

Религия
Каждое славянское поселение имело свой сакральный центр, который мог считаться местом обитания сверхъестественного покровителя — духа-предка или божества. Подобные объекты могли помещаться в священных рощах[256]. В такой роще мог располагаться и примитивный

7. Религия

7. Религия
Русское язычество уже обсуждалось нами. Хотя языческий культ был запрещен с конца десятого века, искоренить язычество было не так легко. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким

2. Религия

2. Религия
Из результатов исследований Поршнева, затрагивающих такой феномен культуры, как религия, кратко остановлюсь лишь на двух.Во-первых, это ранняя история религиозных верований, происхождение представлений о «хороших» и «плохих» божествах. Поршневский анализ

2. Религия

2. Религия
Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против

2. Религия

2. Религия
В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.1. Гармония.2. Симметрия.3. Красота.Для античной религии характерно многобожие –

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян
Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Что было бы, если бы Киевская Русь приняла ислам

28 декабря 2017

Русская Семерка

Современная Россия – страна с тысячелетней христианской историей. Однако в те давние времена выбор греческой веры был не столь очевиден, и наша страна могла пойти, к примеру, по пути исламизации. Как бы это повлияло на европейскую историю?

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

Перед выбором

Видео дня

В преддверии нового тысячелетия языческие культы уже не могли служить опорой зарождающемуся Древнерусскому государству. «Повесть временных лет» рассказывает нам, как киевский князь Владимир в 988 году в поисках объединяющей религиозной идеи устроил «испытание вер». Невзирая на то, что многие историки называют это событие летописным вымыслом, можно допустить, что проблема выбора государственной религии имела место. Согласно автору Повести, Владимир отверг предложение волжских булгар принять ислам, не соблазнился на речи посланцев папы Римского, забраковал и хазарскую делегацию, склонявшую Русь к иудаизму. А вот греческое богослужение оказало на посланников киевского князя неизгладимое впечатление, что и предопределило в конечном итоге выбор веры. Историки утверждают, что Киевская Русь была уже подготовлена к принятию христианства по греческому обряду. Поимо княгини Ольги, крестившейся в Константинополе в 955 году, в греческую веру были обращены и некоторые знатные киевляне. Об этом свидетельствуют как иностранные хронографы, так и обнаруженные в захоронениях Приднепровья середины X века нательные крестики. Тем не менее, ряд исследователей считает, что Древняя Русь вполне могла принять ислам. И нам никто не мешает порассуждать, каким бы могло стать наше государство и его окружение, пади выбор на религию магометан.

Гипотетическая вероятность

Волжская Булгария – крупное государство (занимавшее территории современных Татарстана, Чувашии, Пензенской, Самарской, Ульяновской областей), соседствовавшее с Русью на протяжении X–XIII веков – приняла ислам в 922 году. Если двухмиллионное население Булгарии спокойно адаптировало у себя ислам, то почему это не могла сделать Русь? – размышляет историк и философ Андрей Буровский. Несмотря на то, что территория Древней Руси находилась далеко от очагов распространения ислама, славяне неоднократно проникали и на Волгу, и в Закавказье – в самое средоточие мусульман. К примеру, арабский путешественник Ибн-Фадлан сообщает, что видел на Кубани «славянскую орду» числом до 20 тысяч. По словам Буровского, такие изолированные племена могли легко исламизироваться, и чем больше бы таких групп образовалось, тем вероятнее, что их поддержал бы Арабский халифат. А дальше, продолжает историк, мусульманские армии могли бы успешно дойти до Киева и Чернигова, как несколькими столетиями ранее сарацины завоевывали Испанию.

Падение Европы

Если допустить сценарий, по которому Киевская Русь исламизируется, то следующий этап – радикальное изменение всей картины европейского Средневековья. Молодое и амбициозное исламское государство с центром в Киеве серьезно бы вмешивалось в дела своих западных соседей. Но вначале была бы осуществлена экспансия на юг – в земли все еще могучей Византийской империи. Если русы-язычники совершали регулярные рейды во владения Константинополя, то почему бы не довершить начатое уже под знаменем пророка Мухаммеда? При поддержке соратников по вере из соседних арабских стран мусульманская Русь рано или поздно одолела бы восточный оплот христианского мира. Далее усилия окрепшего исламского государства могли быть направлены в сторону языческой Прибалтики: ливы, прусы, жмуть – их всех бы ждало неминуемое обращение в ислам. Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль теоретически допускает, что государство Рюриковичей могло установить союзнические отношения с набравшим в конце X века мощь Аббасидским халифатом. Политик предполагает, что после взятия Константинополя могучая союзническая армия направилась бы на покорение Балкан, одновременно с ней с Запада на Европу двинулось бы войско Кордовского халифата. Кто бы мог противостоять могучей исламской армаде? Только Франция и Священная Римская империя. Но Джемаль уверен, что к XII веку сопротивление Европы было бы сломлено. Это значит, что мировая история не знала бы такого явления, как Крестовые походы, не состоялось бы монгольское нашествие, так как орды Чингисхана были бы остановлены еще на подступах к Волге. Однако были бы и печальные последствия. Испанские и португальские мореплаватели не отправились бы открывать далекие континенты, а человечество было бы лишено такого глобального явления, как европейский Ренессанс. Тем не менее, культура Старого Света продолжала бы развиваться в духе традиций исламского Востока: вместо живописи расцвело бы декоративно-прикладное искусство, а вместо лютни и скрипки на улицах Европы звучали бы ребаб и систр.

Междоусобицы и никакого прогресса

Не все верят, что ислам был бы безоговорочно принят русским обществом. Что сказали магометанские послы Владимиру? «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой». Князь, который, согласно летописи, имел множество жен и наложниц возможно был бы и не против такой веры, но вот обрезание, запрет на свинину и алкоголь пришлись бы ему, как и прочим киевлянам, не по душе. «На Руси есть веселие пить: не можем без того быть», – таков был легендарный ответ Владимира. Но даже если допустить сценарий исламизации Руси, то не исключено, что население страны, разделившись на шиитов и суннитов, погрязло бы в бесконечных межконфессиональных распрях. Как итог – отсутствие свершений в науке и культуре, которыми мы гордились как в Российской империи, так и в Советском Союзе. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью «Комсомольской правде» отмечал: «Русская культура – социальный механизм, который преобразует достижения отдельных национальных культур в продукт, понятный и интересный всему человечеству. В рамках ислама, при всем моем искреннем уважении к религии добра, мира и милосердия, такое было бы невозможно».

Непреодолимое препятствие

Андрей Буровский в своем прогнозе гипотетической исламской Руси границы государства видит по реке Эльба. Философ отмечает, что не желавшие принимать христианство западные славяне – лужицкие сербы, бодричи и лютичи – могли бы согласиться на исламизацию, тем самым создав естественный барьер между Западом и Востоком. Впрочем, гадать, как развивались бы отношения между двумя цивилизационными полюсами Буровский не стал. Не исключено, что сплотившаяся Европа не только бы не дала себя завоевать, но и смогла бы потеснить своих религиозных оппонентов дальше на Восток. Но на пути исламизации выросло бы еще более серьезное препятствие – сама Русь. Ее этнокультурные и климатические особенности не позволили бы успешному распространению ислама. Даже при самом благоприятном развитии исламской экспансии, по мере продвижения к средней полосе России ее мощь постепенно бы иссякала. Трудно представить русского, который в тридцатиградусный мороз не захотел бы согреться горячительным напитком. Зачем же ему принимать веру, которая лишила бы его такой полезной привычки? Серьезной преградой на пути продвижения мусульман встала бы киевская знать и первые христианские общины Руси, которые уже связали свое политическое, экономическое и духовное будущее с греческой верой.

Другое,Михаил Делягин,Гейдар Джемаль,Комсомольская правда,

Крест Киевской Руси — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(189 релевантных результатов)

Религия и политика смешиваются на фоне подготовки Украины к юбилею Киевской Руси

КИЕВ — Тысячи православных собираются в украинской столице, чтобы отметить важную веху в религиозной истории региона.

Однако не все настроены по-христиански.

По случаю 1025-летия крещения Киевской Руси, средневекового царства, заложившего православный фундамент современных России, Белоруссии и Украины.

ПОСЛЕДНИЕ: Церемонии Киевской Руси идут полным ходом

Но некоторые в Киеве обеспокоены тем, что скорый приезд президента России Владимира Путина и его могущественного патриарха Кирилла может превратить торжество братства в еще одну возможность для Москвы поиграть в соседских хулиганов.

«Москве удалось полностью навязать свой сценарий, где прямо в центре событий находятся президент Путин и патриарх Кирилл», — говорит Виктор Еленский, глава Украинской ассоциации религиозной свободы. «А украинский президент и его окружение играют массовку».

Путин прибудет в украинскую столицу 27 июля на специализированном поезде с высшими священнослужителями всех 15 национальных восточно-православных церквей.

Поезд также перевезет Х-образный крест Андрея Первозванного Апостола, который уже привлек толпы русских молящихся во время аренды из своего родного собора в Патрах, Греция.

Помимо участия в специальном молебне и посещения исторического Печерского монастыря в Киеве, Путин проведет двусторонние переговоры со своим украинским коллегой Виктором Януковичем.

Недовольство Москвы

Переговоры начались, когда Янукович надеется подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом на ноябрьском саммите в Вильнюсе.

Сделка, которая станет важным шагом на пути к возможному членству Киева в ЕС, вызвала в Москве глубокое недовольство.

Цветник в Киеве отмечает годовщину крещения Киевской Руси.

По словам Олега Медведева, политического консультанта, имеющего связи с оппозицией, Путин воспользуется выходными, чтобы убедить Януковича изменить курс — битва воли, которая может продолжаться еще долгие годы.

«Даже после того, как Украина подпишет соглашение с ЕС, возможности России будут далеко не исчерпаны», — говорит он. «Затем следует долгий и изнурительный процесс, в ходе которого каждый из парламентов ЕС должен будет индивидуально ратифицировать соглашение. Я не вижу никаких шансов, что эти выходные станут последним шансом [для Путина] — хотя я, конечно, понимаю, что русские гости превратят праздник, прославляющий Православие, в праздник, прославляющий Российскую империю».

В преддверии юбилея Путин позаботился стряхнуть пыль со своих православных верительных грамот, признавшись в новом документальном фильме, что он был тайно крещен ребенком в советском Ленинграде.

Вместе с российскими государственными СМИ он также подчеркнуто назвал празднование крещением «Руси», опуская традиционное упоминание Киева, бывшей столицы Киевской Руси и места, где великий князь Владимир приказал совершить православное крещение Руси. его королевство в 988.

Он даже может быть избавлен от новой встречи с Femen, украинской феминистской группой, которая выступила против Путина и Кирилла своим фирменным протестом с обнаженной грудью.

Евразия против Европейского Союза

Один из ведущих мужчин-стратегов группы, Виктор Святский, был жестоко избит неизвестными 24 июля. нападение на своих «давних врагов» Путина и Кирилла в минувшие выходные.

Избавившись от таких отвлекающих факторов, Путин может также использовать выходные, чтобы напомнить Януковичу о достоинствах Евразийского таможенного союза, любимого проекта Кремля, объединяющего Казахстан, Россию и Беларусь и стремящегося пополнить свои ряды Кыргызстаном и Украиной.

Путин пригрозил отказаться от статуса наблюдателя Киева в союзе, если Украина будет придерживаться соглашения о свободной торговле с ЕС. Но аналитик Виктор Небоженко скептически относится к тому, что российскому президенту удастся совершить московские чудеса во время юбилея Киевской Руси.

«В России у Путина все получается», — говорит он. «Он может летать на журавлях, спускаться под воду на батискафе, посадить недовольного блогера и тут же отпустить его. Он может сделать одного человека олигархом, а другого нищим. граница Украины. Несмотря на религиозный и геополитический характер визита президента России, я думаю, что его шансы изменить ситуацию в свою пользу очень малы».