М в ломоносов рассказ: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

М.В. Ломоносов | План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:

Рыжова Ю.И.

266-056-043

        Тема. М.В. Ломоносов — гениальный ученый,теоретик литературы, поэт,гражданин. 6 класс.

        Цель:        

  • формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;
  • развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.

Оборудование: мультимедийные презентации, мультфильм.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.      Проверка домашнего задания.

          Пересказ статьи учебника, посвященной Ломоносову.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.
  1. Работа с учебником.

2.1. Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII века», заполнение таблицы.

Первая половина  XVIII века

События в общественной жизни

События в литературной жизни

3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова. (Приложение 1)

По хочу урока обучающиеся заполняют Урок №12 в рабочей тетради.

В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого. Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю России под названием «бироновой» эпохи.

По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же решил подать прошение в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Но и там возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских детей от учения «отрешить». Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина. Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи Ломоносова в учёбе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов. Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы грамматики.

В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.

Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.

В конце января 1736 г. вышел в свет трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» известного поэта и переводчика В.К.Тредиаковского. Ломоносов предлагает свою систему русского стихосложения.

Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.

Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.

Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.

4. Обращение к иллюстративному ряду. (Приложение 1. Слайд 5,6)

— Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).

Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.

— Сообщение «искусствоведа» о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).

В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.

Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.

Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.

Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.

5. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове. (Приложение 2)

IV. Подведение итогов урока.

  1. Викторина по творчеству М.В. Ломоносова с самопроверкой. (Приложение №3)

V. Домашнее задание.        

1.Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.

Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» для 3-4 классов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 511

г. Санкт-Петербурга.

Классный час

«М.В. Ломоносов – первый русский учёный»

(устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)

Для младших школьников (3 – 4 класс)

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Дорофеева Галина Анатольевна

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).

Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Жизненный путь Михаила Васильевича – реальный пример силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции.

Данный ресурс предназначен для знакомства детей с фактами биографии М.В. Ломоносова, а также для проведения конкурсов на закрепление знаний.

Разработка может быть использована как самостоятельное мероприятие во внеклассной работе, этап проведения Ломоносовской недели в начальной школе, так и для организации урока окружающего мира в 3-4 классе по теме «М.В.Ломоносов»

Цель мероприятия: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

Задачи мероприятия:

учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая – способствовать развитию кругозора, умение умения рассуждать, анализировать, делать вывод, коммуникативные способности;

воспитательная – воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.

Место проведения: классный кабинет

Время проведения классного часа: 45-60 минут; подготовительного этапа: 2 недели

Участники мероприятия: учащиеся 3 класса, родители, классный руководитель.

Идея изучения жизни великого северянина возникла во время знакомства с мозаичным искусством. Узнав, что автором является знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов, ребята стали расспрашивать о нем. Их очень удивила и заинтересовала судьба простого деревенского парня ставшего первым русским академиком. Решили подготовить материал и провести классный час на эту тему.

Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:

  • Организация выставки книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове; составление списка книг для чтения.

  • Проведение конкурса мозаичных работ (из бумаги и других материалов). Работы ребят стали оформлением кабинета на классный час.

  • Создание творческой группы учащихся для сбора материала о Ломоносове и подготовки сценария мероприятия.

  • Разбивка оставшихся учащихся класса на 3 группы

  • Выполнение домашнего задания группами ( подготовка стихов, разучивание сценок)

  • Организация участия родителей в подготовке костюмов, оформлении кабинета, участии в сценках, в работе жюри конкурсной части мероприятия

  • Подготовка презентации по материалам собранным творческой группой, родителями, учителем.

  • Оформление доски — тема, портрет, мозаичные работы учащихся класса.

Необходимое материально-техническое оснащение:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

Оборудование: конверты с заданиями (3штуки) для проведения игры «Дорогой Ломоносова», портрет М.В.Ломоносова (на доску), русские костюмы для организации сценки, аудиозапись русской народной песни в исполнении Северного русского хора, медали лучшему знатоку жизни М. В.Ломоносова.

Сценарий мероприятия

«М.В. Ломоносов – первый русский учёный»

Ход мероприятия.

Дети рассаживаются по командам: 3 команды — игроки и 1 команда – эксперты (творческая группа по подготовке мероприятия – 5 человек)

I. Организационный момент

Проверка готовности к проведению мероприятия.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд №1:

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.

Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком.

III. Рассказ о М. В. Ломоносове.

(слайды 2 – 21 — ведущие – дети, слайды 22-27 – рассказывает учитель)

Слайд № 2:

Напротив города Холмогор Архангельской губернии широко разлилась Северная Двина,

омывая берега девяти островов. На одном из них – на Курострове

в деревне Мишанинской 19 ноября 1711года у

промышленника-помора Василия Дорофеевича Ломоносова

родился сын Михайло.

Слайд № 3:

С десяти лет был Михайло с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, ещё больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив?

Слайд № 4:

Сосед Иван Шубин посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь вызвался. Как говорится, сперва аз да буки, а там и науки.

Так выучился читать и писать Михайло сначала у соседа Шубина, а потом у дьяка Семёна Сабельникова.

«Вратами учености» для Ломоносова стали «Грамматика» М.Смотрицкого, «Арифметика» Л.Магницкого Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Слайд № 5:

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха, то и дело ругалась.

Заветная мечта Ломоносова — учиться.

Сценка: (выступление ребят 1 группы и их родителей)

Звучит русская лирическая песня. ( Использовала запись «Песня о Печоре» в исполнении Северного русского народного хора)

Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть.

На фоне музыки:

Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик и отец:

– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?…А пошто немцы говорят несходно с нами?

– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму.

Ведущий: прошло время…

Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

– Татко, а латинскому языку где учат?

– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

– Ну…Сей день не без завтра…

– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

– Татенька! А все господа многограмотны.

– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”

– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

– Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец расстроенным голосом, чуть не плача:

Ну, сын… Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”

– Татенька, не плачь!.. Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

Слайд №6:

– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.

Слайд № 7: Путь Ломоносова в Москву.

Стихи (читают ребята 2 группы):

Той страстной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след.

И ничего еще не знала

Москва про университет.

В котомке – лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный

Разымет атомы рука,

И встанет он, одетый в бронзу,

Перед Россией на века! (В. Виноградский)

Слайд № 8:

Учитель: Здесь мы сделаем небольшую остановку и проверим себя.

Работа организована по командам. Дается время на решение кроссворда. Работы команд сдаются в жюри. Жюри – родители подводят итоги, начисляют жетоны. За каждое правильно угаданное слово команда получает жетон в свою копилку.

А в это время идет коллективная проверка задания с доской под руководством учителя.

Учитель: Наше путешествие продолжается.

Слайд № 9:

В Москве он назвал себя сыном холмогорского дворянина и был принят учиться в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Крестьянских детей в академию не принимали. Но сомнений в том, что он дворянский сын, не было. Михайло показал отличные знания математики и грамоты. Его, 20 — летнего юношу, зачислили в первый класс академии со школьниками, которым было всего 12-13лет!

Слайд № 10:

Сценка (выступление ребят 3 группы и их родителей)

Входит Михайло в класс. Школьники шушукаются, хихикают, смотрят удивленно.

— Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

— Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?».

Ведущий: Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

— Да он лучше учителей всё знает, — шептались школяры.

Слайд № 11:

Ученикам на жизнь давали деньги — три копейки в день. Одну копейку Ломоносов тратил на хлеб, вторую на квас. А третью — на прочие надобности.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике.

Слайд № 12:

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Слайд № 13:

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.

В Россию он вернулся специалистом во многих науках.

Слайд № 14:

По возвращению в Россию, Ломоносов преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие.

Он написал «Российскую грамматику» – первую научную книгу о русском языке. Она стала популярным учебником русского языка в 18 веке.

Слайд 15:

Главное место среди наук Ломоносов отводил химии.

Эту науку он преподавал студентам, стал профессором (академиком) химии и создал первую в России химическую лабораторию.

Слайд № 16:

Опыты в лаборатории помогли ему сделать большие научные открытия. Ломоносов сделал свыше 4тысяч химических опытов, чтобы научиться изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту. Он возродил древнее искусство мозаики.

Слайд № 17:

Ломоносов-художник создал несколько мозаичных картин.

Самая знаменитая картина — «Полтавская баталия»(битва)

Слайд № 18:

Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Зеркальный телескоп и «ночезрительная труба»

Слайд № 19:

Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы на Венере.

Слайд № 20:

Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в России университета в Москве. Так с 1755 года в России появился первый университет, который носит имя Ломоносова в честь его основателя.

Слайд № 21:

Учитель: Здесь мы сделаем снова небольшую остановку и проверим себя.

(Работа организована по командам. Дается время на решение кроссворда. Работы команд сдаются в жюри. Жюри – родители подводят итоги, начисляют жетоны. За каждое правильно угаданное слово команда получает жетон в свою копилку.

А в это время коллективная проверка задания с доской. )

Рассказ продолжает учитель:

Слайд № 22:

Первый русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт.

О нём пишут книги и снимают фильмы.

Но по-прежнему трудно до конца понять: как сын неграмотного крестьянина, живший в России в 18веке, смог преодолеть все препятствия на своём пути и стать великим учёным, прославившим русскую науку? Какая же тайна заключена в судьбе Ломоносова?

Ребята, как вы думаете? (дети высказывают свое мнение)

Слайд № 23:

Может быть, разгадка в том, что он любил задавать вопросы? Всю свою жизнь он внимательно смотрел вокруг, и ему было интересно, почему происходит то, другое, третье? Сначала он находил ответы на свои вопросы в книгах или спрашивал у своих учителей.

Но пришло время – и он стал отвечать на свои вопросы сам, щедро делясь знаниями с другими. Ведь настоящие учёные совершают свои открытия, чтобы подарить их людям.

Я желаю вам, дорогие ребята, быть такими же любознательными, активными в учебе, стойкими в преодолении трудностей. И, может быть, через несколько десятков лет страна узнает имена новых ученых, изобретателей, поэтов и писателей, и я буду гордиться вами!

Слайды 24 — 27:

А пока русские люди гордятся своим великим земляком М. В. Ломоносовым.

Учащиеся вместе с учителем рассматривают иллюстрации слайдов и читают подписи к ним.

IV. Конкурсная часть мероприятия «Дорогой Ломоносова»

Вступительное слово учителя:

А сейчас мы с вами отправимся по Пути Михайла Ломоносова за знаниями. Поможет совершить это путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву». Во время пути мы сделаем 5 остановок, где вас ждут испытания. Вашу работу будет оценивать родительское жюри. В ходе игры вы можете добавить еще 21 жетон к уже набранным в ходе 1 части. Готовы? Тогда в путь!

Карта находится на классной доске. Все задания и индивидуальные карты лежат на столах в конвертах.

Условные обозначения: красная звездочка – количество жетонов за правильно выполненное задание. На карте – максимальное количество за путешествие.

В ходе игры карточки с выполненными заданиями сдаются в жюри конкурса. Количество жетонов игроки могут отмечать на своих картах.

1 остановка – Сийский монастырь.

2 остановка — г. Шенкурск.

Правильно выполненное задание: обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, обоз, 3 дня, 3 недели.

За правильно найденную ошибку – один жетон, максимум – 7

3 остановка – г. Вельск.

Отгадайте ребусы, и вы узнаете, чем любил заниматься Ломоносов.

4 остановка – г. Вологда.

Какую область науки называл М.В.Ломоносов «своей утехой»? (стихотворство) – 1 жетон

5 остановка – г. Ростов.

г. Москва.- конец пути.

Подводим итоги. Награждаем команду – победителя.

V.Рефлексия.

Слайд № 28:

Выскажите свое мнение о Ломоносове М.В. и о мероприятии.

Я узнал …

Я запомнил …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Приложение 1.

Список использованной литературы для подготовки классного часа

Источники текстовой информации:

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. — М., 1961.

Кугач А.Н., Турыгина С.В. Сценарии школьных праздников. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Приложение к журналу «Школьная библиотека» серия 2, выпуск 7. Михаил Васильевич Ломоносов. К 295-летию со дня рождения. Москва «Школьная библиотека», 2006

Проект «Энциклопедия малыша». «Удивительная судьба великого учёного. Михаил Васильевич Ломоносов (книга для чтения взрослыми детям). «Белый город», 2007

Северный клубок: (для детей) Е. Б.Антропова. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008

Интернет-источники:

Биография Ломоносова — http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов

Биография Ломоносова — http://lomonosov300.ru/73584.htm

Ломоносов — http://www.segodnya.ua/img/ui/_57c46ec7a2bd622411c66ef238041ab5.jpg

Место рождения Ломоносова- http://museum.lomic.ru/home.html

Арифметика Магницкого — http://www.calend.ru/img/content_images/i1/1183_or.jpg

Славянская грамматика Смотрицкого — http://s04.radikal.ru/i177/1010/2c/5dd53224728d.jpg

Ломоносов и обоз — http://vasyockina. narod.ru/project/images/p7_l2.jpg

Славяно-греко-латинская академия — http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/742/51742587_Lomonosov_SGLAcademy.jpg

http://foto.spbland.ru/data/media/3/lrg_87583_14.04.2006008.jpg

Приложение 2.

Литература о М.В.Ломоносове для детей

1. Андреев-Кривич С.А. Может собственных Платонов… Равич Н. Повесть о великом поморе: [Повести]. – Архангельск: Сев.-зап. изд-во, 1986.

2. Гурьян, О.М. Мальчик из Холмогор / О.М. Гурьян — М. : Детская литература, 1966. — (Маленькая историческая библиотека).

3. Морозов, А. Мозаическое художество / А. Морозов // Культура : детская энциклопедия / авт. -сост. Н.В. Чудакова; под общ. ред. О.Г. Хинн — М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

4. Осокин В. Российскою землёй рождённый / В. Осокин. – М.: Молодая гвардия, 1971. – (Историческая повесть).

5. Пономарёва, Т.Д. Чтобы покорить, надо знать / Т.Д. Пономарёва // Я познаю мир : Великие учёные : детская энциклопедия / Т.Д. Пономарёва — М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.

6. Равич Н. Повесть о великом поморе / Н. Равич; рис. И. Архипова. – М. : Дет. лит., 1976.

7. Тихомиров, О.Н. Михайло Ломоносов: рассказ — М. : Малыш, 1982.

— (Страницы истории нашей Родины).

8. Шергин Б. Слово о Ломоносове: рассказ — Издательство: Лениздат., 1984г.

9. Щеблыкин, И.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся / И.П.

Щеблыкин. — М. : Просвещение, 1993. — (Биография писателя).

Приложение 3.

Литература о М.В. Ломоносове для взрослых.

Андреев–Кривич С. А. Повесть о великом поморе / Равич Н. — Архангельск, 1986.

Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с.

Белявский М. Т. . . Всё испытал и всё проник. -М., 1990.

Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей М. В. Ломоносова: Путеводитель. — СП6., 1995.

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. — М., 1961.

Ишлинский А. Ф., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов — великий русский учёный. — М., 1986.- 128 с.: ил. — (Библиотечка Детской энциклопедии Учёные — школьнику»).

Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся–М., 1987.–95 с.: ил.

Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах / Сост. В. Л. Ченакал. — М.; Л., 1965. -315 с.

Морозов А. А. Родина Ломоносова. — Архангельск, 1975. — 478 с.; ил.

Морозов А. А. IОность Ломоносова, — Архангельск, 1953.- 506 с.

Музей М.В. Ломоносова: Путеводитель. — Архангельск, 1967.–48 с.

Равич Н. А. Повесть о великом поморе. — М., 1961. — 173 с.

Селезнёв С. А. Ломоносов и Север. — Архангельск, 1971. — 63 с.

Сизова М. Михайло Ломоносов. — М., 1951. -430 с.

16

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ, Грузовое судно — Детали и текущее положение — IMO 9216482

Судно общего назначения, ИМО 9216482

Текущая позиция МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ является
в Черном море (координаты 41.48822 с.ш. / 29.14209 в.д.), о чем AIS сообщил 2 минуты назад.
Судно на пути в порт Эль Дехейла, Египет , плывущий со скоростью 1,1 узла и ожидающий прибытия на 5 янв, 14:00 .

Судно МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ (IMO: 9216482, MMSI 273343810) — грузовое судно постройки 2000 года (возраст 23 года).
в настоящее время ходит под флагом Россия .

Данные о местоположении и рейсе

Трек на карте

Добавить фото

Эль-Дехейла, Египет

Расчетное время прибытия: 5 января, 14:00

Статус

Прогнозируемое время прибытия
Расстояние/Время
Курс/Скорость  
Текущая осадка 6,3 м
Навигация

В пути
Позиция получена 2 минуты назад
ИМО/MMSI 9216482 / 273343810
Callsign UBTE3
Флаг Россия
Длина / Луч 99 /17 M

29 99 /17 M

29 99 /17 M

29 99 /17 M

29. Положение карты и погода

LAT:

41.48822

LON:

29.14209

41 ° 29.293 ′

29 ° 9,525 ′

Порт

29 °

0005

Использование судов

Пройденное расстояние    
Заходы в порт 116
Средняя/максимальная скорость  
Мин./макс. осадка (м)
Время выполнения
Время в порту
Время на якоре
Время простоя

Порт

Посещения

Санкт-Петербург
Брунсбюттель

Другие результаты доступны пользователям спутников

Страна

Посещения

Германия

Россия

Другие результаты доступны пользователям спутников

Пройденное расстояние    
Заходы в порт 82
Средняя/максимальная скорость  
Мин. /макс. осадка (м)
Время выполнения
Время в порту
Время на якоре
Время простоя

Порт

Посещения

Санкт-Петербург
Рига

Другие результаты доступны пользователям спутников

Страна

Посещения

Россия

Латвия

Другие результаты доступны пользователям спутников

Данные о судне

033

Номер ИМО 9216482
Vessel Name MIKHAIL LOMONOSOV
Ship type General Cargo Ship
Flag Russia
Homeport
Gross Tonnage 2990
Летний дедвейт (т) 4805
Габаритная длина (м) 100
Ширина (м) 17
Draught (m)
Year of Built 2000
Builder
Place of Built
Yard
TEU
Сырая нефть (BBL)
Газ (M3)
зерно
Bale
Classification Society
Registered Owner
Manager

History

Vessel Name Registered Owner Year
MIKHAIL LOMONOSOV 2007
VENTO DI GARBI 2003
Validus 2001
Millennium 2000

Судно Построен GT Дедвейт Размер (м)

SUN UNICORN

Грузовое судно

1998 2990 4791 100 / 17

AYO

Грузовое судно

2009 2994 5077 100 / 16

ХУАН ДИЕГО

Общий грузовой корабль

1999 2988 4814 99 / 17

CHE

Генеральное грузовое судно

2006 2996 5093 100 / 16

ANT

Грузовое судно

2006 2987 5095 100 / 16

JAEWON NIKE

Грузовое судно

2019 2994 6940 100 / 21

ENVAR

Судно общего назначения

2005 2996 5304 100 / 14

SAXONA

Грузовое судно

2006 2987 5069 100/16

ULRIKE G

Грузовое судно

2002 2994 4419 100 / 13

FENER

Грузовое судно

2006 2992 5058 100 / 16

Отказ от ответственности

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ текущая позиция и история портов захода основана на данных полученных через AIS. Технические характеристики, тоннаж и детали управления взяты из базы данных VesselFinder. Данные только для информационных целей и VesselFinder не отвечает за точность данных относящихся к MIKHAIL LOMONOSOV.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства



  • Обзор миссии
  • Приборы
  • Наука

Обзор миссии

Миссия Михайло Ломоносова 300 (МВЛ-300)
— российский астрофизический спутник высоких энергий. Он был назван в честь
300 -й год со дня рождения русского эрудита Михаила
Васильевич Ломоносов. Он был разработан Московским государственным
Университет (МГУ; сам назван в честь того же интеллектуала).
целью миссии было изучение гамма-всплесков
на нескольких длинах волн и изучать переходные явления в земной
верхняя атмосфера.

Миссия стартовала 28 апреля 2016 года с российской космодрома Восточный.
(Восточный) космодром на полярную солнечно-синхронную орбиту на корабле «Союз 2-1а».
Волга ракета.
Автобус космического корабля был основан на проверенной в ходе миссий платформе Kanopus.
Первоначально у Ломоносова была запланированная продолжительность жизни три года, но примерно десять месяцев.
до этого рубежа система передачи данных вышла из строя, и специалисты
от МГУ и корпорации ВНИИЭМ (спутниковый строитель) не смогли восстановить
операции.

Приборы

МВЛ-300 был оснащен множеством приборов для физики высоких энергий и
астрономические исследования. Приборы БДРГ, ШОК и УФФО были в первую очередь
занимался исследованиями гамма-всплесков и рентгеновских астрофизических явлений.

  • Блок Детектирования Рентгеновского и Гамма измерения (БДРГ;
    блок детектирования рентгеновского и гамма-излучения), три детектора рентгеновского/гамма-излучения
    установлены перпендикулярно друг другу. Он был разработан для изучения широкого
    разнообразие рентгеновских и гамма-лучей небесных источников, а также для создания триггерных
    сигналы для прибора ШОК для гамма-всплесков.
  • Оптические Камеры Свепхирокого Поля Эрения (ШОК;
    Оптические камеры со сверхшироким полем зрения), пара оптических камер с
    очень широкие поля зрения. Сделав несколько снимков
    в секунду камеры могли отслеживать космический мусор, световые вспышки, такие как
    спрайты, новые и сверхновые, околоземные астероиды и гамма-всплески.
  • Обсерватория сверхбыстрых вспышек (UFFO) состояла из двух инструментов:
    Телескоп UFFO Burst Alert and Trigger (UBAT) и поворотный зеркальный телескоп
    (СМТ). УБАТ представлял собой рентгеновскую камеру с кодированной апертурой маски и широким
    (~1,95 ср; 90,2° x 90,2°) с
    a 191,2 см 2 эффективная площадь и энергетическое разрешение 2 кэВ при
    60 кэВ. UBAT вызовет оповещение на SMT, который повернет на
    цель в течение секунды после оповещения, собирая УФ и оптическое послесвечение
    без необходимости переориентации спутника. Телескоп дал
    Поле зрения 17 угловых минут с точностью определения местоположения 0,5 угловых секунд.
  • Дозиметр Электронов, ПРОтонов, Нейтронов (ДЕПРОН; Электрон,
    протон и нейтрон
    Дозиметр), который измерял интенсивность и энергию высокоэнергетических частиц в окружающей среде.
    космическое излучение окружающей среды космического корабля.
  • Трековая Установка (ТУС; Ультрафиолетовый следящий детектор),
    a 1,8 м 2 зеркало-концентратор
    с массивом фотоумножителей, чувствительных к ближнему ультрафиолету, для изучения ночи
    стороне Земли, ища следы ливня космических лучей от взаимодействий
    с атмосферой Земли. Он также отслеживал очень кратковременные события.
    такие как «вертикальная молния» и подобные переходные явления.
    Зеркало было изготовлено из углеродного материала для долговечности в суровых температурных условиях.
    среде и покрытые MgF 2 для защиты от атмосферных
    кислород.

Наука

Миссия «Ломоносов» изучала космические лучи при сверхвысоких энергиях
(10 19 –10 20 эВ) в поисках предсказанного
Спектральная отсечка ГЗК, обнаружены и исследованы источники гамма-всплесков, а также
как энергетические явления в верхних слоях атмосферы, включая локальные погодные явления
(например, «спрайты» активных гроз), магнитосферные события,
и воздушные ливни от космических лучей, падающих на верхнюю часть Земли.