Река непрядва куликовская битва: 2.13. Река Непрядва на поле Куликовом и река Яуза в Москве на Кулишках, а также, возможно, московские речки Напрудная и Неглинка

Содержание

2.13. Река Непрядва на поле Куликовом и река Яуза в Москве на Кулишках, а также, возможно, московские речки Напрудная и Неглинка

2.13. Река Непрядва на поле Куликовом и река Яуза в Москве на Кулишках, а также, возможно, московские речки Напрудная и Неглинка

Куликовская битва происходила на реке Непрядве. Эта знаменитая речка неоднократно упоминается в летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописцев, протекала ПРЯМО ПО ПОЛЮ БИТВЫ. Судя по описанию битвы, она была сравнительно небольшой речкой (бились в том числе прямо на ней).

Можем ли мы указать реку Непрядву в Москве?

Да, подходящая речка действительно есть в Москве, причем именно там, где надо, — на московских Кулишках. Это — река Яуза, в устье которой и находятся Московские Кулишки. Сегодня это место в Москве называется ЯУЗСКИЕ ВОРОТА.

Казалось бы, между названиями Непрядва и Яуза нет ничего общего. По звучанию — да, действительно. Слова разные. Но ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ ОНИ ТОЖДЕСТВЕННЫ. В самом деле, что означает русское слово «Непрядва»? «Прядать» — значит дергаться, совершать резкое движение. Например, «прянуть в сторону» — «рвануться в сторону». Про лошадей говорят: «прядает ушами», то есть «подергивает ушами». В. И. Даль: «ПРЯДАТЬ, ПРЯНУТЬ, ПРЯДЫВАТЬ — прыгать, скакать, сигать; метаться швырком… Серны, прядая с холма на холм (Державин)… Прядать из окна, выпрыгнуть… Прядать в окно, впрыгнуть… ПРЯДУН [уна], сиб. водопад, ручей, падающий со скалы».


Поэтому Непрядва — «не дергающаяся», спокойная речка. А что такое Яуза? Есть только один русский корень, от которого это слово могло произойти, — УЗА (узы, узда). То есть связь, ограничение. «УЗА, УЗЫ — вязи, цепи, оковы» (В. И. Даль). Опять-таки в лошадиной сбруе присутствует УЗДА, ограничивающая движение лошади, не дающая ей метнуться, ПРЯНУТЬ в ненужную сторону, «УЗДА… — часть конской сбруи, надеваемой на голову лошади, она состоит из ремней» (В. И. Даль).

Другими словами, УЗДА (уза) не дает ПРЯДАТЬ.

Итак, ЯУЗА — это, вероятно, зауженная (в смысле «связанная узами») речка.

Например, река с укрепленными берегами. По смыслу это все равно что НЕПРЯДВА — не прядающая, не выходящая за поставленные пределы река. Возможно, московская река Яуза = Непрядва получила свое название потому, что не разливалась (или мало разливалась), НЕ ПРЯДАЛА из-за высоких или специально укрепленных берегов (которыми была заУЖЕНА). Конечно, мы не настаиваем в точности на таком объяснении. Важно лишь, что ЯУЗА и НЕПРЯДВА — два названия, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Итак, ЯУЗА = НЕПРЯДВА.

Надо сказать, что среди московских речек есть еще две, названия которых весьма близки к слову НЕПРЯДВА. Первая — река НАПРУДНАЯ (Самотека) в центре Москвы [284], с. 54. Трудно отделаться от впечатления, что НЕПРЯДВА — это просто вариант имени НАПРУДНАЯ, происходящего от слов «на пруду», «на прудах». Более того, река Напрудная могла быть расположена на московском Куликовом поле, которое занимало довольно большое пространство. Как мы видели, в него входили и Кулишки (Яузские ворота) и Куличково = «Кучково» поле (Сретенка). Сообщается следующее: «Главная, так сказать, становая возвышенность направляется… сначала по течению РЕЧКИ НАПРУДНОЙ (Самотека), а потом НЕГЛИННОЙ прямо в Кремль; …идет по СРЕТЕНКЕ и Лубянке (ДРЕВНИМ КУЧКОВЫМ ПОЛЕМ) и вступает… в Китай-город» [284], с. 54. Все это — места обширного Куликова поля в Москве.

Сегодня в Москве это старое название сохранили улицы Напрудные (1-я и 2-я), Напрудный переулок, Прудовая улица, Прудовой проезд и т. д. См. [858]. Более того, к северу от Кремля на Яузе было село НАПРУДСКОЕ [841], е. 125. Переход названия Напрудная в Непрядву может быть понят из сохранившегося до сих пор в Москве названия ПРУДОВАЯ (улица). Напрудную речку могли называть НАПРУДОВОЙ, а потом — Непрядвой.

Напомним, что название Непрядва в некоторых местах современных изданий «Задонщины» выделено курсивом (хотя имеются, конечно, «Непрядвы» и без курсива). Это означает, что в этих местах текста «Задонщины» название Непрядва было «реконструировано» (см. выше).

Вторая московская речка, название которой весьма близко к «Непрядва», — НЕГЛИНКА. Ныне ее уже нет (она заключена в трубу под землей), но еще в начале XX века она протекала прямо по московским Кулишкам. Неглинка впадала в Москву-реку недалеко от устья Яузы. Это маленькая речка. Кстати, Кулишки назывались также «Кучковым полем у Неглинной» [841], с. 51. Названия рек Напрудной и Неглинки могли тесно переплетаться в сознании людей еще и потому, что на Неглинке ранее была запруда, из-за чего перед Кремлем в древности образовался ПРУД. Вот что писал об этом Сигизмунд Герберштейн в XVI веке: «Неглима (Неглинная) вытекает из каких-то болот и пред городом, около высшей части крепости (Кремля — Авт.) до такой степени ЗАПРУЖЕНА, ЧТО РАЗЛИВАЕТСЯ В ВИДЕ ПРУДА, вытекая отсюда, она заполняет рвы крепости и… под самой крепостью соединяется с рекой Москвой» [314], с. 15.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.

12. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река либо Моча — приток Москвы-реки

2.12. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река либо Моча — приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение всего дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПОРА, т. 37, с. 76), «где многие татары потонули». Сам Мамай спасся с

4.12.11. РЕКА МЕЧА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И МОСКВА-РЕКА, ЛИБО РЕКА МОЧА — ПРИТОК МОСКВА-РЕКИ

4.12.11. РЕКА МЕЧА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И МОСКВА-РЕКА, ЛИБО РЕКА МОЧА — ПРИТОК МОСКВА-РЕКИ
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча [596] с.76, «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с

4.12.12. РЕКА НЕПРЯДВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И РЕКА НАПРУДНАЯ В МОСКВЕ НА ПОЛЕ КУЛИШКИ.

А ТАКЖЕ МОСКОВСКАЯ РЕКА НЕГЛИНКА

4.12.12. РЕКА НЕПРЯДВА НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ И РЕКА НАПРУДНАЯ В МОСКВЕ НА ПОЛЕ КУЛИШКИ. А ТАКЖЕ МОСКОВСКАЯ РЕКА НЕГЛИНКА
Куликовская битва происходила на реке Непрядве [596], с.76. Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река

2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза

2.18. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
Согласно прямым указаниям летописей, Куликовская битва произошла в устье реки Непрядвы. Говоря более точно, Куликово поле располагалось на месте слияния рек Дона и Непрядвы и ограничивалось этими

2.19. Возможно, что летописная Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка Вероятно, Яузу также называли Напрудной

2. 19. Возможно, что летописная Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка
Вероятно, Яузу также называли Напрудной
А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко дополнили предыдущий анализ еще одним соображением, согласно которому, летописная Непрядва — это река НАПРУДНАЯ, она

2.27. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва

2.27. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
При описании Куликовской битвы почти все первоисточники упоминают некую реку под названием Меча. Чтобы понять, о какой именно реке идет речь, обратимся к Лицевому Летописному Своду как к наиболее подробному,

Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — приток Москвы-реки

Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего, войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПСРЛ, т. 37, с.76), «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с

Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки. А также московская река Неглинка

Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки. А также московская река Неглинка
Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т.37, с.76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река

2.13. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — это приток Москвы-реки

2.13. Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, либо река Моча — это приток Москвы-реки
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча, «где многие татары потонули». Асам Мамай спасся с немногими

2.

14. Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки, а также московская река Неглинка

2.14. Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки, а также московская река Неглинка
Куликовская битва происходила на реке Непрядве. Эта знаменитая речка упоминается много раз во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по

1.13. Река Меча на Куликовом поле — Москва-река

1.13. Река Меча на Куликовом поле — Москва-река
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПСРЛ, т. 37, с. 76), «где многие татары потонули». А сам Мамай спасся с немногими воинами. Таким образом,

1.14. Река Непрядва на Куликовом поле — река Яуза в Москве

1. 14. Река Непрядва на Куликовом поле — река Яуза в Москве
Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т. 37, с. 76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописи, протекала ПРЯМО ПО

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве
Болото около Марафонского поля и болота в Москве
В истории Марафонской битвы считается, что по полю сражения протекала небольшая речка, впадавшая «в море». Пишут так: «Между местом боя и персидским

2.12а. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза

2.12а. Летописная река Непрядва на Куликовом поле — это московская Яуза
Согласно прямым указаниям летописей, Куликовская битва произошла в устье реки Непрядвы. Говоря более точно, Куликово поле располагалось на месте слияния рек Дона и Непрядвы и ограничивалось этими

2.12б. Другой вариант реконструкции: Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка Возможно, Яузу также называли Напрудной (А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко)

2.12б. Другой вариант реконструкции: Непрядва — это московская речка Напрудная или же Неглинка
Возможно, Яузу также называли Напрудной (А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко)
А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко сформулировали гипотезу, согласно которой летописная Непрядва — это река НАПРУДНАЯ,

2.19. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва

2.19. Река Меча на Куликовом поле — та же Яуза-Непрядва
При описании Куликовской битвы почти все первоисточники упоминают некую реку под названием Меча. Чтобы понять, о какой именно реке идет речь, обратимся к Лицевому летописному своду как к наиболее подробному,

Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки.

А также московская река Неглинка — Мегаобучалка

Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т.37, с.76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописи, протекала ПРЯМО ПО ПОЛЮ БИТВЫ и также, судя по описанию битвы, была маленькой речкой (бились, в том числе, прямо на ней).

Может ли мы указать реку Непрядву в Москве?

Поразительно, что эта речка действительно есть, причем —там, где ей и следует быть — на московских Кулишках.

Это река НАПРУДНАЯ (Самотека) в центре Москвы ([51], с.54).

Трудно отделаться от впечатления, что НЕПРЯДВА — это просто вариант имени НАПРУДНАЯ, от слов «на пруду», «на прудах».

Более того, река Напрудная расположена на московских Кулишках, т.е. прямо на Куликовом поле. В самом деле:

«Главная, так сказать, становая возвышенность направляется сначала по течению РЕЧКИ НАПРУДНОЙ (Самотека), а потом НЕГЛИННОЙ прямо в Кремль; идет по СРЕТЕНКЕ и Лубянке (ДРЕВНИМ КУЧКОВЫМ ПОЛЕМ) и вступает в Китай-город» ([51, с. 54). Все это — район большого Куликова поля в Москве.

Возникновение имени Непрядва-Напрудная совершенно естественно, поскольку в Москве было (да и есть) много прудов. Сегодня хорошо известны улицы Напрудные (1-я и 2-я), Напрудный переулок, Прудовая улица, Прудовой проезд и т.д. См.[63].

Более того, к северу от Кремля на Яузе было село НАПРУДСКОЕ! См.[8], с.125. Имена НЕПРЯДВА и НАПРУДНАЯ практически тождественны. Легкая трансформация Напрудной в Непрядву также может быть понята из сохранившегося до сих пор в Москве имени ПРУДОВАЯ. Напрудную речку вполне могли называть также НАПРУДОВОЙ, или Непрядвой.

Напомним, что название Непрядва в некоторых местах современных изданий «Задонщины» выделено курсивом (хотя имеются, конечно, «Непрядвы» и без курсива). Это означает (см. выше), что в этих местах текста «Задонщины» имя «Непрядва» было «реконструировано».

По московским Кулишкам протекала раньше река НЕГЛИНКА. Она впадала в Москву-реку. Это — маленькая речка. Кулишки назывались также «КУЧКОВЫМ полем у НЕГЛИННОЙ» ([8], с. 51). Приставка «не» в названии реки — довольно редкое явление. Возможно, преобразование приставки «НА» в «НЕ» в имени «НАпрудова-НЕпрядва» возникло из-за близости реки «НЕглинки». Названия рек Напрудной и Неглинки могли тесно переплетаться в сознании людей еще и потому, что на Неглинке ранее была запруда, в результате чего перед Кремлем в древности образовался ПРУД. Вот что писал об этом Сигизмунд Герберштейн в XVI веке: «Неглима (Неглинная) вытекает из каких-то болот и пред городом, около высшей части крепости (Кремля — Авт.) до такой степени ЗАПРУЖЕНА, ЧТО РАЗЛИВАЕТСЯ В ВИДЕ ПРУДА, вытекая отсюда, она заполняет рвы крепости и под самой крепостью соединяется с рекой Москвой» ([59], с.15).

Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле и Владимирская церковь в Москве

Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был князь ВЛАДИМИР Андреевич с воеводой Дмитрием Боброком. Именно его удар решил судьбу сражения. Этому важному, переломному событию в «Сказании о Мамаевом побоище» уделяется довольно много места ([49], с. 177—179). Естественно ожидать, что на месте битвы должны были бы сохраниться какие-то воспоминания об этом засадном полке. И действительно, на одном из холмов, совсем рядом с Кулишками, до сих пор стоит известная церковь «Святого ВЛАДИМИРА в Садах» (Старосадский переулок). Здесь, по-видимому, и стоял засадный полк Владимира Андреевича. Это — южный склон, он был сильно заросший, и впоследствии там были сады (отсюда и название Старосадского переулка и «церковь в садах»).

Мы перебрали все основные географические названия, упомянутые летописью при описании Куликовской битвы.

Ярослав и Александр в описании Куликовской битвы

«Сказание о Мамаевом побоище», рассказывая о Куликовской битве, ПОСТОЯННО упоминает о двух знаменитых полководцах прошлого — предках Дмитрия Донского — о Ярославе и Александре. При этом другие знаменитые его предки, почему-то вовсе не упоминаются. Это довольно странно. Два предка упоминаются ПОСТОЯННО, а о других —не менее знаменитых (взять хотя бы Владимира Мономаха) — хранится полное молчание. Сегодня считается, что речь здесь идет о древнем Ярославе Мудром из XI века и о великом Александре Невском из XII века. Конечно, можно предположить, что летописец питал особое уважение именно к этим двум великим князьям, из которых первый отстоит от описываемых событий лет на 300, а второй — на 100. По нашей гипотезе, все намного проще. Дело в том, что Ярослав — это дубликат Ивана Калиты — ОТЦА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО, а Александр —дубликат Симеона Гордого — БРАТА И ПРЕДШЕСТВЕННИКА Дмитрия Донского. Таким образом, летописец абсолютно естественно упоминает двух НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ великого князя Дмитрия Донского (а не его далеких туманных предков).

Кто с кем сражался на Куликовом поле

Сегодня нам объясняют, что на Куликовом поле сражались РУССКИЕ с ТАТАРАМИ. Русские победили. Татары проиграли.

Первоисточники почему-то придерживаются другого мнения. Мы просто процитируем их краткий пересказ, сделанный Гумилевым.

Сначала посмотрим, кто сражался на стороне татар и Мамая.

Оказывается, «волжские татары неохотно служили Мамаю, и в его войске их было немного» ([52], с.160). Войска Мамая состояли из ПОЛЯКОВ, крымцев, ГЕНУЭЗЦЕВ (фрягов), ясов, касогов. Финансовую помощь Мамай получал от ГЕНУЭЗЦЕВ!

А теперь посмотрим — кто же сражался в русских войсках? «Москва продемонстрировала верность союзу с законным наследником ханов Золотой Орды — Тохтамышем, стоявшим во главе ВОЛЖСКИХ И СИБИРСКИХ ТАТАР» ([52], с.160).

Совершенно ясно, что описывается МЕЖДОУСОБНАЯ БОРЬБА В ОРДЕ. Волжские и сибирские татары в составе «русских войск» воюют с крымцами, поляками и генуэзцами в составе войск Мамая! Русское войско «состояло из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Конница была сформирована ИЗ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР, перебежавших литовцев и обученных бою в ТАТАРСКОМ КОННОМ СТРОЮ РУССКИХ» ([52], с.163). Союзником Мамая был литовский князь Ягайло, союзником Дмитрия считается хан Тохтамыш с войском из СИБИРСКИХ ТАТАР.

Сегодня никого, конечно, не удивляет, что войска Мамая называются в летописях Ордой. Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ!. Причем, не где-нибудь, а в знаменитой «Задонщине». Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская» ([49], с.108). Напомним, что Залеская Земля — это Владимиро-Суздальская Русь. Таким образом, здесь русские войска Владимиро-Суздальской Руси прямо названы ОРДОЙ, как и монголо-татарские. Это в точности отвечает нашей реконструкции.

Кстати, древнерусские миниатюры, изображающие Куликовскую битву, ОДИНАКОВО ИЗОБРАЖАЮТ РУССКИХ И ТАТАР — одинаковые одежды, одинаковое вооружение, одинаковые шапки и т.д. По рисунку невозможно отличить «русских» от «татар». См., например, миниатюры из Лицевого свода XVI века, воспроизведенные в [49].

Так что даже с традиционной точки зрения нельзя считать, что Куликовская битва была сражением между РУССКИМИ и пришельцами-ТАТАРАМИ. «Русские» и «татары» перемешаны так, что отделить их друг от друга невозможно. По нашей гипотезе, слово «татары» в летописях означало КОННЫЕ РУССКИЕ войска и совсем не обязательно означало НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Здесь слово татары попросту заменяет слово КАЗАКИ. По-видимому, позднее, при тенденциозном редактировании, первоначальное слово «казаки» было заменено везде в летописях на «татары».

Итак, Куликовская битва — это было сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.

русских правителей, храбро сражавшихся в бою – Nord News

Они могли бы спрятаться за спины своих воинов, но вместо этого всегда рвались в бой.

Князь Святослав Игоревич

Лев Ксао

Великий князь Киевский Святослав Игоревич всегда предпочитал войну всем другим занятиям и даже государственным делам. «Александр (Македонский) нашей древней истории», как охарактеризовал Святослава русский историк Николай Карамзин, затаив дыхание сражался с ближними и дальними соседями России: хазарами, печенегами, болгарами и византийцами.

Святослав впервые появился на поле боя в четырехлетнем возрасте, когда его мать княгиня Ольга отомстила древлянскому племени за вероломное убийство своего мужа князя Игоря. Сидя верхом, будущий мастер пытался метнуть во врага копье. Он пролетел между ушами лошади и ударил ее в ноги. Воевода Свенельд, видевший это, сказал: «Князь уже начал; пойдем за князем, дружина (банда опытных воинов во главе с князем)!» Враг потерпел поражение.

Великий Князь Киевский Святослав I смерть. 972 (Из Иллюстрированного Карамзина), 1836 г.

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

«По мере того, как Святослав рос и возмужал, стал он собирать много храбрых воинов и был быстр, как барс, и много воевал», — сообщает летописи «Повесть временных лет»: без тонко нарезанной конины ни мяса звериного, ни говяжьего и жареного на углях, так ел, палатки не имел, а спал, расширив одеяло с седлом в голове» То же были все его другие воины. И отправлял [послов, как правило, перед объявлением войны] в другие страны со словами: «Я иду к вам!»

В 972 году Святослав Игоревич вернулся из военного похода в Константинополь, когда на днепровских порогах встретил организованную печенежскую засаду. Лишь небольшая часть его войска ушла домой и из черепа убитого князя печенежского хана Курья сделала чашу для питья.

князь Дмитрий Донской

Куликовская битва 1849 года. Мамая на месте впадения реки Непрядвы в Дон на Куликовом поле (недалеко от Тулы). Находясь под властью монголов почти полтора века, Россия наконец получила шанс обрести политическую независимость.

По летописи Куликовской битвы: «Когда бились, с шестого до девятого часа, как дождь из тучи, шла кровь русских и языческих князей и бесчисленные фигуры падали замертво с обеих сторон. И много на Руси «было побито от татар и татар — от угара». И падали трупы на трупы, тело татар на христианское тело; кое-где можно было видеть, как изюм гнался за татарами, а татары гонялись за татарами.

Товары общего назначения

Вопреки своему мнению, Дмитрий Иванович не видел боя «с высокого холма». Он сменил свой княжеский костюм на мальчика по имени Михаил Бренок и воевал простым воином. «У самого великого князя все доспехи были помяты и пробиты, но на теле его не было ран, и он сражался с татарами лицом к лицу и был раньше всех в первом сражении. Многие князья и полковники ни разу не говорили об этом: «Князь, Господи, не стремись воевать вперед, а будь позади, или на крыле, или где-нибудь в чужом месте. «Но он ответил им: «Как я могу сказать: «Братья мои, пойдем все вместе, как один», и я скрою свое лицо и спрячусь за спину?

Монголы потерпели сокрушительное поражение, а самого князя за победу прозвали Донским. Важный шаг к освобождению русских земель от гнета орды был сделан, но потребовалось еще сто лет, прежде чем он стал, наконец, реальностью.

Царь Петр I

Портрет Петра I.

Жан-Марк Натье / Эрмитаж

Более двадцати лет Россия воевала против Швеции в так называемой Северной войне, в результате которой она стала могущественной империей и присоединение к великим державам Европы. Архитектором этой победы был царь Петр I, который не раз лично вел свои войска в тяжелые бои.

«Воины! Настал час, который решит судьбу отечества. Итак, вы должны думать, что вы боретесь не за Петра, а за вверенное Петру государство, за свою семью, за отечество, за нашу православную веру и церковь. вы стыдитесь славы врага, который кажется непобедимым, ложь, которую вы сами неоднократно доказывали своими победами над ним. В битве перед глазами твоими истина и Бог, побеждающий тебя. не дорога ему, если бы Россия хотела жить в блаженстве и славе для вашего благополучия. слова, сказанные царем своим войскам накануне решающей Полтавской битвы 8 июля 1709 г..

Осада шведской крепости Нотеборг в октябре 1702 г. русскими войсками, 1846 г.

Александр фон Коцебу

Петр I в этот день не только осуществлял общее командование, но и лично участвовал в боях. Когда два шведских полка почти прорвали центр русской обороны, царь немедленно прибыл на опасный участок и лично возглавил контратаку, благодаря которой противник был опрокинут, а преступление ликвидировано.

7 августа 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко) русский флот одержал первую в своей истории победу. Русские галеры прорвались сквозь плотный огонь противника, после чего морские пехотинцы взяли на абордаж шведские корабли. И снова в авангарде атаки, как всегда, был сам царь.

Уважаемый читатель,

Нашему веб-сайту и учетным записям в социальных сетях угрожают ограничением или блокировкой в ​​связи со сложившимися обстоятельствами. Итак, чтобы быть в курсе наших последних материалов, просто сделайте следующее:

  • Подписывайтесь на наш Telegram канал
  • Подпишитесь на нашу еженедельную электронную рассылку
  • Активировать push-уведомления на веб-сайте Spring
  • Установите службу VPN на свой компьютер и/или телефон для доступа к нашему веб-сайту, даже если он заблокирован в вашей стране

Источник:

Димитриевская Памятная Суббота – Пантелеимоновский храм

5 ноября

В духовном опыте Русской Церкви Великого Димитрия почитание святого Димитрия тесно связано с почитанием святого Димитрия с памятью защиты народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке с гробницы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб). Позже Церковь стала поминать в этот день не только всех павших на полях сражений, но и всех православных христиан.

Традиции

В Дмитриевскую родительскую субботу традиционно посещаются могилы умерших родственников, служатся панихиды и панихиды в храмах и на кладбищах, устраиваются поминки.

В этот день, как и в другие родительские дни (в Мясную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста), православные молятся об упокоении душ усопших христиан, в основном родителей. Но и Димитриевская суббота несет в себе особый смысл: она была установлена ​​после Куликовской битвы и напоминает нам обо всех погибших и пострадавших за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить церковь или кладбище, можно помолиться об упокоении усопшего домашней молитвой. Вообще Церковь повелевает нам не только в особые дни памяти, но и каждый день молиться об усопших родителях, родственниках, известных и благотворителях. Для этого в ежедневные утренние молитвы включается следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Умири, Господи, души усопших рабы Твои: родители мои, родные, благодетели (их имена ) и всем православным христианам, и прости им все грехи, вольные и невольные, и даруй им Царство Небесное.

Имена удобнее читать из мемориала – небольшой книжечки, где записаны имена живых и умерших родственников. Существует благочестивый обычай хранить семейные поминки, читая которые и в домашней молитве, и во время церковных служб, православные люди помнят многие поколения своих умерших предков по именам.

Богослужение в родительскую субботу

Для поминовения своих усопших родственников в храме необходимо прийти в храм на богослужение в пятницу вечером накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, распевы и чтения парастов посвящены поминальной молитве. Утром самой поминальной субботы совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служится общая панихида.

Для церковных поминовений на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки поминовения усопших. В записке крупным, разборчивым почерком написаны имена поминаемых в родительном падеже (на вопрос «кто?» Нина). Все имена должны быть указаны в церковной орфографии (например, Татьяна, Алексий) и полностью (Михаил, Любовь, а не Миша, Люба).

Кроме того, принято приносить еду в качестве пожертвования в храм. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.п. Можно принести муку для просфор, кагор для литургии, свечи и масло для лампад. Нельзя ввозить мясные продукты и крепкие алкогольные напитки.

Нужно помнить

Поминальная молитва – наша главная и неоценимая помощь ушедшим в мир иной. Покойному не нужен по большому счету ни гроб, ни надгробный памятник, ни тем более поминальный стол — все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую нужду в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми могла бы умилостивить Господа.