Развал советского союза дата: Распад СССР: как это было

от распада СССР не выиграло ни одно из 15 государств, ранее входивших в его состав

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

«В эти дни вспоминают подписание Беловежского соглашения, которое прекратило существование СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности». Эта дата — серьезный повод для анализа произошедшего, оценки того, что было сделано», — написал Вячеслав Володин

Володин
Вячеслав Викторович

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
в своем Telegram-канале.

Он напомнил, что несколько дней назад опубликовал опрос о причинах распада СССР. По его словам, эта тема вызвала большой интерес и многие выразили свое мнение, оставили комментарии.  

«Благодарен всем за обратную связь. Результаты голосования показательны: большинство считает, что причиной этого стали предательство партийных элит и иностранное вмешательство. Кто виноват в распаде СССР? Is fecit cui prodest — «сделал тот, кому выгодно», — отметил Председатель ГД.

Он подчеркнул, что в непростое для страны время ЦК КПСС, Верховный Совет и секретари обкомов «разбежались, отсиделись в отпусках», когда надо было принимать решения. Эти люди, считает Вячеслав Володин, предали свои идеалы, страну и граждан. 

«Бывшая советская элита извлекла из развала СССР экономическую и политическую выгоду. США и Европа устранили сильного идеологического противника, разделив его на отдельные страны», — написал Председатель ГД.

«От распада Союза не выиграло ни одно из 15 государств, входивших в его состав. До сегодняшнего дня каждое из них сталкивается с последствиями этой трагедии», — отметил Вячеслав Володин.

Он пояснил, что после распада СССР были разорваны экономические, производственные связи, утерян промышленный потенциал бывших республик. Все это, по его мнению, привело к крупному кризису. От этой катастрофы пострадали прежде всего граждане Советского Союза, которые не хотели развала страны, подчеркнул Председатель ГД.

Он также напомнил, что в марте 1991 года на всесоюзном референдуме 76 % голосовавших выступили за необходимость сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик.

«Но слабость политиков, неспособность сплотить политические силы в сложное для страны время привели к тому, что позиция людей была проигнорирована. Сохранить государство не удалось», — написал Вячеслав Володин.

«Прошло 30 лет. Это период преодоления вызовов и решения проблем. Понятно, что их еще много. И сегодня так же, как и 30 лет назад, важен диалог. Необходимо разговаривать с людьми, слышать их, отстаивать интересы наших граждан. Об этом говорит Президент Владимир Путин», — заключил Председатель ГД.

30 лет назад девять республик и Горбачев договорились сохранить СССР

23 апреля 1991 года главы девяти союзных республик и президент СССР Михаил Горбачев подписали заявление о принципах нового Союзного договора. Путем расширения полномочий республик предполагалось спасти Советский Союз от распада. Подписание договора планировалось на 20 августа. Однако начавшийся днем ранее путч сорвал эти планы.

Весна 1991 года выдалась крайне сложной как для Советского Союза, так и для его президента Михаила Горбачева. Все углублялся экономический кризис. Из-за развала связей между республиками союзный бюджет не получил около 40% поступлений. Население было обозлено на правительство из-за падения уровня жизни.

Тем не менее, 17 марта 1991-го более 76% советских граждан высказались за сохранение СССР на всесоюзном референдуме. Голосование не проводилось в шести республиках, решительно настроенных на выход из Советского Союза. И все равно итоги референдума приободрили Горбачева. Верховный Совет СССР заключил, что принятое на голосовании решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории страны. Президенту и Совету Федерации рекомендовалось ускорить разработку проекта новой Конституции СССР.

2 апреля 1991 года в СССР произошло не имевшее аналогов повышение розничных цен и тарифов. Стоимость продуктов питания и услуг выросла в несколько раз. Миллионы людей в одночасье оказались за порогом бедности. В середине месяца Горбачев посетил Японию и Южную Корею, которая согласилась предоставить СССР крупный кредит в обмен на помощь при вступлении в ООН и содействие в урегулировании ситуации с КНДР.

22 апреля 1991 года премьер-министр Валентин Павлов признал, что «страна, по существу, оказалась в зависимости от иностранных кредиторов».

В «обновленный Союз» под названием «Содружество суверенных государств» (ССГ) согласились вступить 9 из 15 республик — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан и Азербайджан. Грузия присутствовала на переговорах, но заявление в итоге не подписала. Не участвовали в Ново-Огаревском процессе Эстония, Латвия, Литва, Армения и Молдавия.

23 апреля 1991 года Горбачев достиг в Ново-Огареве договоренности с лидерами девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств, который известен как заявление «9+1» (девять лидеров союзных республик + президент СССР). С остальными бывшими союзными республиками предполагалось строить отношения на основе общепринятых международных правил.

«16-19 апреля состоялся ранее запланированный мой визит в Японию, а после возвращения, 23-го, мы собрались с руководителями высших государственных органов республик в ново-огаревском особняке, — вспоминал Горбачев в своей книге «Жизнь и реформы». — Я повел разговор с коллегами, глядя им в глаза. Обстановка тяжелейшая, нужны неординарные, согласованные эффективные действия. Надо постараться отложить в сторону расхождения, касающиеся в общем-то частных вопросов, и тем более личные симпатии и антипатии. Поставить выше всего интересы страны. Это велит наш долг, бремя ответственности. Сейчас важно сформулировать документ — краткий, понятный людям, которые увидели бы, что руководители намерены действовать решительно и согласованно. Это сразу успокоит общество, разрядит грозовую атмосферу. Мое настроение передалось участникам встречи. Один за другим, каждый по-своему, они поддержали такой подход и высказались за согласованное заявление».

Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса начиналось фразами о необходимости «решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза». В то же время оно провозглашало, что в СССР могут остаться лишь те республики, которые этого пожелают.

Иными словами, Горбачеву пришлось отказаться от попыток сохранить Советский Союз в первозданном виде.

Согласно этому документу, республики получали значительно больше прав, а центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства при такой формуле оставались бы лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел. Все остальные вопросы решались бы на республиканском уровне.

«Сама идея подписания какого-то нового договора между союзными республиками, на базе которого может быть создана и новая Конституция СССР, возникла еще в конце 1990 года, — отмечал в своей книге «Советский Союз. Последние годы жизни» историк Рой Медведев. — Тогда же началась и работа над концепцией и проектами. Первый проект договора о Союзе суверенных республик был опубликован в «Правде» 9 марта 1991 года, но обсуждение его шло вяло. Работа над созданием и редактированием этого документа происходила в большой подмосковной правительственной резиденции в Ново-Огареве. В этой работе принимали участие юристы, работники партийного аппарата ЦК КПСС, сюда приглашались и руководители союзных и автономных республик, нередко приезжал и сам Горбачев. Варианты договора множились и менялись».

Представители девяти республик и Горбачев подчеркивали необходимость скорейшего заключения нового Союзного договора. Однако состоявшиеся в Ново-Огареве в мае – июне многочисленные встречи выявили значительные расхождения и противоречия: если одни настаивали на конфедеративных принципах, то другие желали сохранения более тесных отношений, то есть, федерации. Первую позицию занимали Россия и Украина, вторую – председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов.

«Заявление «9+1» с подписями Горбачева, Бориса Ельцина и руководителей других республик появилось неожиданно для всех. Это, конечно, ошеломляющая новость, — записал в своем дневнике ученый-экономист, в ту пору член Президентского совета СССР Вадим Медведев. — Работа шла в довольно конструктивном духе. Это видно и по тому, что итоговое заявление в общем-то в своей основе не так уж сильно отличается от проекта. Заседали в узком составе. Конечно, в заявлении есть и ряд уступок (Союз суверенных государств; в числе тех, кто будет подписывать Союзный договор, не упомянуты автономии), но зато по всем другим пунктам получено согласие, и это открывает новую страницу в политике и практических действиях».

После принятия заявления участники процесса вместе поужинали и подняли тосты.

Позднее Горбачев вспоминал, что в тот момент у него «от души отлегло, появилась надежда».

На пленуме ЦК КПСС 24-25 апреля 45 первых секретарей обкомов из 75 потребовали освобождения Горбачева от должности генерального секретаря. Он смог сохранить свой пост только благодаря предварительному утверждению основ Союзного договора.

«Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между председателем Верховного Совета России Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и президентом СССР Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости», — отмечал французский историк Николя Верт.

Юридически состав нового Союза надлежало зафиксировать в Союзном договоре, который еще предстояло подписать.

17 июня 1991 года Горбачев подписал, а на следующий день направил в Верховный Совет СССР и в Верховные Советы республик проект договора «О Союзе суверенных государств». После радикальных изменений последний вариант был обсужден в Ново-Огарево 23 июня 1991-го. На встрече Горбачева, Ельцина и Нурсултана Назарбаева 29-30 июня было принято решение о его подписании главами союзных республик 20 августа. По предложению Горбачева автономные республики должны были тоже стать соучредителями нового Союзного государства. Ельцин против этого не возражал. Напротив, именно он в это время активно ратовал за расширение прав автономий.

Как известно, подписание Союзного договора сорвал начавшийся 17 августа 1991 года путч. Процесс распада СССР завершился 8 декабря 1991-го, когда главы России, Белоруссии и Украины подписали Беловежские соглашения о прекращении существования Союза ССР и создании Содружества независимых государств (СНГ).

Отставка Горбачева 30 лет назад ознаменовала конец СССР.

Политологи до сих пор спорят, мог ли он удержаться на своем месте и спасти СССР. Некоторые утверждают, что Горбачев, пришедший к власти в 1985 году, мог бы предотвратить распад Советского Союза, если бы он более решительно модернизировал анемичную экономику, контролируемую государством, сохраняя при этом более жесткий контроль над политической системой.

«Распад Советского Союза был одним из тех событий в истории, которые считаются немыслимыми до тех пор, пока они не станут неизбежными», — сказал Associated Press Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги. «Советскому Союзу, каковы бы ни были его долгосрочные шансы, не суждено было рухнуть, когда он это сделал».

К осени 1991 года, однако, углубляющиеся экономические проблемы и сепаратистские попытки советских республик сделали крах почти неизбежным. Несостоявшееся 19 августаПереворот 91 года, совершенный старой коммунистической гвардией, стал главным катализатором, резко подорвав авторитет Горбачева и подтолкнув больше советских республик к стремлению к независимости.

Гражданин России пожимает руку солдату, который помогал защищать президента России Бориса Ельцина в Москве 21 августа 1991 года. Переворот против президента СССР Михаила Горбачева закончился бегством руководителей переворота.
|
АП Фото/MTI

В то время как Горбачев отчаянно пытался договориться о новом «союзном договоре» между республиками для сохранения СССР, он столкнулся с жестким сопротивлением своего заклятого соперника, лидера Российской Федерации Бориса Ельцина, который стремился захватить Кремль и пользовался поддержкой других самостоятельных глав советских республик.

8 декабря лидеры России, Украины и Белоруссии встретились в охотничьем домике, объявив СССР мертвым и объявив о создании Содружества Независимых Государств. Две недели спустя восемь других советских республик присоединились к недавно сформированному союзу, поставив Горбачева перед жестким выбором: уйти в отставку или попытаться предотвратить распад страны силой.

Советский лидер проанализировал сложную дилемму в своих мемуарах, отметив, что попытка отдать приказ об аресте лидеров республик могла обернуться кровавой баней на фоне раскола лояльности в армии и правоохранительных органах.

«Если бы я решил опереться на какую-то часть вооруженных структур, это неизбежно спровоцировало бы острый политический конфликт, чреватый кровью и далеко идущими негативными последствиями», — писал Горбачев. «Я не мог этого сделать: я бы перестал быть собой».

Что было бы, если бы Горбачев прибегнул к силе, трудно представить в ретроспективе, заметил Тренин из Центра Карнеги.

«Это могло развязать кровавые события в Москве и по всей России, может быть, по всему Советскому Союзу, а может быть, что-то закрепить», — сказал он. «Если бы он решил пойти по этому пути… его руки были бы в крови. Ему пришлось бы превратиться в своего рода диктатора, потому что это бы… покончило с самым важным элементом его наследия; то есть не применяя силу в массовых масштабах».

Когда лидеры России, Белоруссии и Украины объявили о распаде Советского Союза, они не обратили особого внимания на то, что будет с 4-миллионной советской армией и ее огромными ядерными арсеналами.

После распада Советского Союза потребовались годы дипломатических усилий под руководством США, чтобы убедить Украину, Беларусь и Казахстан передать России советское ядерное оружие, оставшееся на их территориях — процесс, наконец, завершился в 1996 году.

республики, объявившие о распаде СССР 19 декабря91 не продумывал всех последствий того, что они делали», — сказал помощник Горбачева Павел Палажченко.

Президент России Владимир Путин, два десятилетия у руля которого дольше, чем срок пребывания Горбачева и Ельцина вместе взятых, назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20-го века».

Бывший советский лидер Михаил Горбачев и его дочь Ирина Михайловна Вирганская на церемонии, посвященной 25-летию падения Берлинской стены в Германии, 9 ноября., 2014.
|
Роберт Майкл, Pool/AP Photo

«Распад Советского Союза был крахом исторической России», — сказал Путин в документальном фильме, который был показан в этом месяце по российскому государственному телевидению. «Мы потеряли 40% территории, производственных мощностей и населения. Мы стали другой страной. То, что было построено за тысячелетие, было в значительной степени утеряно».

В 2014 году Кремль перекроил постсоветские границы, отреагировав на свержение бывшего дружественного Москве лидера Украины аннексией украинского Крымского полуострова и поддерживая сепаратистских повстанцев на востоке соседнего государства.

Более семи лет боевых действий в промышленном центре восточной Украины унесли жизни более 14 000 человек. В последние недели обострилась напряженность из-за наращивания российских войск вблизи Украины, что усилило опасения Запада по поводу вторжения.

Москва опровергла планы наступления и настоятельно призвала США и их союзников дать обязательное обещание, что НАТО не будет расширяться на Украину или размещать там оружие — требование, отвергнутое Западом.

Путин и его официальные лица опровергли аргумент Запада о том, что Россия не имеет права голоса в расширении альянса, подчеркнув право страны на защиту своих основных интересов безопасности.

«Россия никогда не претендовала на право голоса при принятии решений за другие страны», — заявил вице-спикер верхней палаты российского парламента Константин Косачев. «Но у нас есть абсолютное право голоса, чтобы обеспечить наши собственные интересы и безопасность, а также предложить свое видение среды безопасности в близлежащих регионах».

Хотя Путин неоднократно отрицал намерения восстановить СССР, он назвал русских и украинцев «одним народом» из-за гневных протестов Киева и обвинил Украину в том, что Украина несправедливо унаследовала историческую часть России после распада Советского Союза.

Российский лидер еще больше ужесточил свою риторику в четверг на фоне растущей напряженности в отношениях с Западом, обвинив основателя СССР Владимира Ленина в передаче русских земель Украине для «создания страны, которой никогда не существовало».

Национальный вопрос и переворот, распад Советского Союза | Фактор Горбачева

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicФактор ГорбачеваПолитические институтыПолитикаРегиональные политические исследованияРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicФактор ГорбачеваПолитические институтыПолитикаРегиональные политические исследованияРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Браун, Арчи,

‘Национальный вопрос и переворот, крах Советского Союза’

,

Фактор Горбачева

(

Оксфорд,

1997;

онлайн Edn,

Oxford Academic

, 1 ноябрь. , 2003

), https://doi.org/10.1093/0192880527.003.0008,

, по состоянию на 6 ноября 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicФактор ГорбачеваПолитические институтыПолитикаРегиональные политические исследованияРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicФактор ГорбачеваПолитические институтыПолитикаРегиональные политические исследованияРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Глава посвящена одному из четырех преобразований, указанных в гл. 6 как необходимое для перехода Советского Союза от авторитаризма к демократии – необходимость преобразования национальных отношений и отношений между центром и периферией. Непреднамеренные последствия демократизации и реформы в области межэтнических и федеративных отношений привели к попытке переворота в августе 1991 г., направленной на предотвращение подписания нового и добровольного Союзного договора, который узаконил бы сильно децентрализованную власть в Советском Союзе. В главе обсуждается общий вопрос о государственных границах и демократических преобразованиях, а также уделяется внимание различным национальным очагам в Советском Союзе в годы перестройки, среди которых Алма-Ата (Алматы), Нагорный Карабах, Тбилиси и страны Балтии. Тактическое отступление Горбачева зимой 19 г.90-91 перед лицом негативной реакции консерваторов, а также его разрыв с консервативными силами весной 1991 г. и запуск им Ново-Огаревского процесса, направленного на сохранение Союза на основе пакта об урегулировании. Глава завершается обсуждением чрезвычайно пагубных последствий августовского переворота для авторитета Михаила Горбачева и его перспектив сохранения какого бы то ни было Союза. 25 декабря 1991 года Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и передаче полномочий Главнокомандующего Вооруженными Силами Борису Ельцину, избранному Президентом России в июне этого года. год. Контроль над ядерным оружием вместе с советским местом в Организации Объединенных Наций перешел к России как крупнейшему государству-правопреемнику СССР и его «государству-продолжителю».

Ключевые слова:
консерваторы, переворот, децентрализация, демократизация, Михаил Горбачев, Ново‐Огаревский процесс, Россия, Союзный договор, Борис Ельцин

Тема

ПолитикаРоссийская политикаПолитические институтыРегиональные политические исследования

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.