Разработка ядерного оружия в ссср: Создание атомной бомбы СССР — 29 августа 1949

Создание атомной бомбы СССР — 29 августа 1949

В СССР должна наладиться демократическая форма управления.

Вернадский В.И.

Атомная бомба в СССР была создана 29 августа 1949 года (первый успешный запуск). Руководил проектом академик Игорь Васильевич Курчатов. Период разработки атомного оружия в СССР длился с 1942 года, и закончился испытанием на территории Казахстана. Это нарушило монополию США на подобного рода вооружение, ведь с 1945 года единственной ядерной державой были именно они. Статья посвящена описанию истории возникновения советской ядерной бомбы, а также характеристике последствий этих событий для СССР.

История создания


И.В. Курчатов — создатель атомной бомбы

В 1941 году представители СССР в Нью-Йорке передали Сталину информацию о том, что в США проходит встреча ученых-физиков, которая посвящена вопросам разработки ядерного вооружения. Советские ученые 1930-х годов также работали над исследованием атома, самым известным было расщепление атома учеными из Харькова во главе с Л. Ландау. Однако до реального применения в вооружении дело не доходило. Над этим кроме США работала нацистская Германия. В конце 1941 года в США начали свой атомный проект. Сталин узнал об этом в начале 1942 года и подписал указ о создании в СССР лаборатории по созданию атомного проекта, ее руководителем стал академик И.Курчатов.

Существует мнение, что работу ученых США ускорили секретные разработки немецких коллег, которые попали в Америку. В любом случае, летом 1945 года на Потсдамской конференции новый президент США Г.Трумэн сообщил Сталину о завершении работы над новым оружием – атомной бомбой. Более того, для демонстрации работы американских ученых, правительство США решило испытать новое оружие в бою: 6 и 9 августа бомбы были сброшены на два японских города, Хиросиму и Нагасаки. Это был первый случай, когда человечество узнало о новом оружии. Именно это событие заставило Сталина ускорить работу своих ученых. И.Курчатова вызвал к себе Сталин и пообещал выполнить любые требования ученого, лишь бы процесс шел как можно быстрее. Более того, был создан государственный комитет при Совнаркоме, который курировал советский атомный проект. Возглавил его Л.Берия.


Советские физики за роботой

Разработка переместилась в три центра:

  1. Конструкторское бюро Кировского завода, работающее над созданием специального оборудования.
  2. Диффузный завод на Урале, который должен был работать над созданием обогащенного урана.
  3. Химико-металлургические центры, в которых изучали плутоний. Именно этот элемент использовался в первой ядерной бомбе советского образца.

В 1946 году был создан первый советский единый ядерный центр. Это был секретный объект Арзамас-16, находящийся в городе Саров (Нижегородская область). В 1947 году создали первый атомный реактор, на предприятии под Челябинском. В 1948 году был создан секретный полигон на территории Казахстана, возле города Семипалатинск-21. Именно здесь 29 августа 1949 года был организован первый взрыв советской атомной бомбы РДС-1. Это событие держалось в полном секрете, однако американская тихоокеанская авиация смогла зафиксировать резкое повышение уровня радиации, что было доказательством испытания нового оружия. Уже в сентябре 1949 году Г.Трумэн заявил о наличие в СССР атомной бомбы. Официально СССР признался в наличие этого оружия только в 1950 году.

Последствия создания атомной бомбы в Советском Союзе

Можно выделить несколько главных последствий успешной разработки советскими учеными атомного оружия:

  • Потеря США статуса единого государства с атомным оружием. Это не только уравнивало СССР с США по военной мощи, но и заставило последних продумывать каждый свой военный шаг, поскольку теперь нужно было опасаться за ответную реакцию руководства СССР.
  • Наличие атомного оружия у СССР закрепило за ним статус сверхдержавы.
  • После уравнивания США и СССР в наличие атомного оружия, началась гонка за его количеством. Государства тратили огромные финансы, чтобы превзойти конкурента. Более того, начались попытки создания еще более мощного оружия.
  • Эти события послужили стартом ядерной гонки. Многие страны начали вкладывать ресурсы, чтобы пополнить список ядерных государств и обеспечить себе безопасность.
  • Фотографии первой атомной бомбы и ее испытаний 29 августа


    Атомная бомба РДС-1
    Взрыв атомной бомбы 29 августа 1949 года
    Испытание атомной бомбы в СССР


    Источники и дополнительный материалпо теме:

    • «Атомная бомба: хроника великих открытий» — Губарев В.С. Москва, 2009

    75 лет назад СССР начал разработку ядерной бомбы

    75 лет назад в СССР начались работы по созданию атомной бомбы. В ее разработке удачно сложилось все: и гениальный труд физиков-ядерщиков, и работа советской разведки и даже появление «эффективного менеджера» — правой руки Иосифа Сталина — Лаврентия Берии. Сегодня это оружие называют «ядерной дубиной», но страх перед его применением значительно снизился.

    Согласно постановлению от 10 марта 1943 года, принятого Государственным комитетом обороны СССР, в стране начались практические работы по созданию ядерной бомбы. Общее руководство проектом было поручено известному советскому физику Игорю Курчатову. Общее политическое руководство проектом осуществлял заместитель главы ГКО Вячеслав Молотов.

    Большая заслуга в том, что правительство СССР начало работу над проектом принадлежит именно Курчатову. Он активно следил за происходящим на Западе в том, что касалось работы над ядерной бомбой.

    В ноябре 1942 года он писал Молотову, что советская наука значительно отстала от западной, так как там есть лучшая материальная база. Ученый отмечал, что в связи с тем, что «введение в войну такого страшного оружия, как урановая бомба, не исключено, представляется необходимым широко развернуть работы по проблемам урана».

    К 1943 году, когда СССР уже одержал победу в Сталинградской битве, стало понятно, что работы над созданием атомного оружия необходимо ускорить.

    В работе над созданием ядерной бомбы советским физикам помогли данные разведки, которые были получены по линии так называемого «манхэттенского проекта», созданного в США для работы над собственным проектом ядерного оружия. Как и у советского проекта, у руля американского стоял коллега Курчатова — великий американский физик Роберт Оппергеймер. Военное руководство проектом было поручено военному генералу Лесли Гровсу.

    При этом, несмотря на то что работа над проектом в США была строго засекречена, советская разведка сумела внедрить своих агентов в число вспомогательного персонала.

    Помогло и то, что среди американских физиков были те, кто считал, что США не должны быть единственной страной, которая бы обладала супероружием.

    Одну из наиболее значительных ролей в помощи советской разведки сыграл Эмиль Клаус Фукс, который работал в «манхэттенском проекте». Ценную информацию Фукс передавал из-за своих убеждений — он не скрывал своих симпатий к коммунизму и Советскому Союзу. Впоследствии академик Юрий Харитон рассказал, что первый советский атомный заряд был изготовлен по образцу американского с использованием сведений, полученных от Фукса.

    «Россия делает сама»

    Сведения, полученные советской разведкой из США, значительно помогли работе над собственным атомным проектом. Все поступающие данные внимательно анализировались Курчатовым, пишут историки Рой и Жорес Медведевы в своей книге «Неизвестный Сталин».

    Работы над атомной бомбой пришлось ускорить после 1945 года, когда США использовали ядерные бомбы для удара по Японии. Чудовищные разрушения и гибель тысяч людей продемонстрировали всю мощь и весь ужас ядерного оружия и заставили советских ученых ускорить свои работы.

    «К началу 1945 года русские знали, что американцы проведут испытание ядерного устройства через несколько месяцев. [СССР] начал развивать свое собственное мышление более быстрыми темпами», — писал исследователь Родрик Брейтвэйт в книге «Армагеддон и Паранойя».

    Как пишет в своей книге «Атомный проект: люди и события» Борис Иоффе, главной мотивацией Советского Союза сделать атомное оружие было желание не отстать от Запада, и даже само название этого оружия говорило об этом. Первая советская атомная бомба называлась «РДС» (Россия делает сама).

    О том, что США использовали в Японии «оружие необыкновенной разрушительной силы», в кулуарах Потсдамской конференции Сталину рассказал президент США Гарри Труман. Очевидцы рассказывают, что Сталин лишь усмехнулся, и Труман посчитал, что советский лидер не понял о чем тот ему говорит.

    Правда, Сталин все понимал и вскоре после разговора был создан еще один надзорный орган. Специальный комитет по атомной энергии, который возглавил ближайший подручный вождя Лаврентий Берия.

    При этом, несмотря на образ Берии, в атомном проекте он действительно оказался, как его назвали бы сейчас, «эффективным менеджером», и Курчатов обрел в лице Берии достаточно весомого союзника.

    О положительной роли Берии в советском атомном проекте позже напишет и академик Юрий Харитон: «Многие ветераны атомной промышленности считают, что, если бы проект возглавлял Молотов, стало бы невозможным успешно завершить задачу такого масштаба в такие короткие сроки». С затратами не считались. Правда, как почти всегда в то время, ядерную бомбу и объекты строили руками заключенных, которые подчинялись Управлению специальных институтов НКВД.

    От водородной бомбы к ядерной пыли

    В 1949 году СССР испытал свою первую ядерную бомбу, разрушив американскую монополию на это оружие. Пять месяцев спустя президент США Гарри Труман дал добро на создание водородной бомбы.

    В ноябре 1952 года США провели испытание этого оружия, которое обладало огромной разрушительной силой. Спустя год испытание водородной бомбы провел и СССР.

    Один из ключевых ее создателей — физик Андрей Сахаров — впоследствии станет активно бороться за мир, хотя никогда не откажется от своего детища:

    «Я не сомневался в жизненной важности создания советского сверхоружия для нашей страны и для равновесия во всем мире», — говорил впоследствии сам ученый.

    «Равновесие» здесь — ключевое слово, несмотря на антагонизм двух политических систем — СССР и США, ядерное оружие рассматривалось обеими сторонами как «оружие сдерживания». Возможность уничтожить друг друга несколько раз стало для СССР и США главным обстоятельством, которое сдерживало обе системы от конфликта.

    Этому помогали многочисленные договоры, которые ограничивали наличие ядерных вооружений у обеих сторон.

    Система, которая более-менее работала в середине 1980-х и даже в 1990-е годы начала разрушаться в 2000-е, когда США вышли из Договора по противоракетной обороне от 1972 года.

    Стороны также начали обвинять друг друга и в нарушении договора о Ракетах средней и меньшей дальности, а о применении тактического ядерного оружия начали говорить как о чем-то вполне обычном.

    Хотя шок у многих вызвало высказывание консервативного политического комментатора Дмитрия Киселева «про ядерную пыль», есть немало тех, кто разделяет подобное мнение.

    Кажется, что страха перед применением ядерного оружия нет, отметил ранее в беседе с «Газетой.Ru» бывший командующий Стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер: «Проблема связана с миллениумами, не озабоченными ядерным оружием, поскольку люди просто не жили во времена, когда это было актуально. Им не надо было прятаться под партами, ожидая ядерной атаки».

    О том, что риск случайного начала ядерной войны сегодня существует, рассказывает в своей недавно опубликованной книге «Мой путь по краю ядерной бездны» бывший министр обороны США Вильям Перри, член Международный Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

    «Тогда мы считали, что находимся на верном пути к устранению этой экзистенциальной угрозы. Но этого не случилось. Сегодня, по непонятной причине мы возрождаем геополитическую враждебность «холодной войны». А также восстанавливаем ядерный арсенал этой войны. Мы скатываемся к новой «холодной войне», ставя себя под угрозу того, что ввяжемся в глобальную ядерную войну из-за случайности».

    Страница не найдена | OSTI.GOV

    Если вы видите эту страницу, это значит, что запрошенный вами URL не может быть найден. Возможно, он не существует или вы неправильно набрали его в своем браузере. Но, если вы считаете, что это наша ошибка, сообщите нам об этом. В противном случае у вас есть несколько вариантов: попробуйте использовать нашу панель навигации в верхней части этой страницы, посетите нашу домашнюю страницу или просмотрите наши продукты ниже.

    Посетите любой из продуктов ниже, чтобы найти результаты исследований и разработок Министерства энергетики и многое другое.

    Основной инструмент поиска

     

    Рис.

    271948: ОСТИ.ГОВ 250

    OSTI.GOV является основным инструментом поиска данных Министерства энергетики США по науке, технологиям и инженерным исследованиям. OSTI.GOV содержит более чем 70-летнюю научную и техническую информацию от DOE и учреждений-предшественников DOE и использует инновационный инструмент семантического поиска, позволяющий ученым, исследователям и общественности получать более актуальную информацию. Всего в OSTI.GOV около 3 миллионов записей.

    Информация о научных, технических и инженерных исследованиях, финансируемая Министерством энергетики

     

    Специализированные средства поиска по конкретным ресурсам

     

    Публичный портал Министерства энергетики США по энергетике и науке (DOE PAGES ® ) — это инструмент поиска научных публикаций, включая рецензируемые журнальные статьи и принятые рукописи, полученные в результате исследований, финансируемых Министерством энергетики.

    Научные публикации, полученные в результате исследований, финансируемых Министерством энергетики

    DOE Data Explorer — это инструмент поиска наборов данных, коллекций данных и проектов данных, финансируемых DOE.

    Данные научных исследований, полученные в результате исследований, финансируемых Министерством энергетики

    DOE CODE — это новая платформа программных услуг Министерства энергетики США и средство поиска, заменяющее ESTSC. DOE CODE позволяет пользователям отправлять код, предлагает услуги репозитория и обнаружение программного обеспечения, финансируемого DOE.

    Открытый исходный код, инструмент отправки и поиска программного обеспечения, финансируемого Министерством энергетики

     

    DOE Patents — это всеобъемлющий инструмент поиска патентной информации, полученной в результате исследований и разработок (НИОКР), финансируемых Министерством энергетики. Сюда включены патенты, которые Министерство энергетики спонсировало с помощью различных механизмов финансирования, включая гранты, контракты или соглашения о сотрудничестве.

    Патенты, полученные в результате исследований, финансируемых Министерством энергетики

    DOE ScienceCinema — это инструмент поиска мультимедийных научных видеороликов и аудиофайлов из национальных лабораторий Министерства энергетики, других исследовательских центров Министерства энергетики и ЦЕРН (Европейской организации ядерных исследований), использующий технологию поиска с распознаванием речи.

    Научные видеоролики, посвященные исследованиям, финансируемым Министерством энергетики США  

     

    Федеральное агентство США и международные средства поиска научной и технической информации

     

    Рисунок 276758: SciGov250-min.png

    Science. gov, написанный курсивом, с красными и синими лентообразными кривыми внизу.

    Эта межведомственная инициатива научных организаций 15 федеральных агентств США обеспечивает поиск более 200 миллионов страниц научной и технической информации всего одним запросом.

    Научная информация, финансируемая правительством США

    Рисунок 276759: wws-min.png

    WorldWideScience.org написано справа. Синий глобус, изображающий Северную Америку и Южную Америку, окружен синими эллипсами под разными углами слева.

    WorldWideScience.org — это международный портал примерно 100 национальных научных коллекций из более чем 70 стран-участниц.

    Глобальный научный портал

    Вехи: 1945–1952 гг. — Офис историка

    ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

    «Вехи истории международных отношений США» был
    выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

    Атомная дипломатия относится к попыткам использовать угрозу ядерной войны для
    достижения дипломатических целей. После первого успешного испытания атомной бомбы в
    1945 г. официальные лица США немедленно сочли
    потенциальные невоенные выгоды, которые можно было бы извлечь из американской ядерной
    монополия. В последующие годы было несколько случаев, когда
    правительственные чиновники использовали или рассматривали возможность использования атомной дипломатии.

    Атомная бомбардировка Нагасаки 9 августа 1945 года

    Во время Второй мировой войны США, Великобритания, Германия и СССР
    все были заняты научными исследованиями по созданию атомной бомбы. К середине 1945 г.
    однако это удалось только Соединенным Штатам, и они применили два атомных оружия на
    города Хиросима и Нагасаки, чтобы положить быстрый и окончательный конец
    война с Японией. Официальные лица США долго не обсуждали, следует ли использовать
    атомной бомбы против Японии, но утверждал, что это средство для более быстрого прекращения
    Тихоокеанский конфликт, который обеспечил бы меньше обычных военных потерь. Они сделали,
    однако подумайте, какую роль могла сыграть впечатляющая мощность бомбы в
    Послевоенные отношения США с СССР.

    Руководя разработкой ядерного оружия в США, президент
    Франклин Рузвельт принял решение не информировать
    Советский Союз технологических разработок. После смерти Рузвельта,
    Президент Гарри Трумэн должен был решить, продолжать ли
    эта политика защиты ядерной информации. В конце концов, Трумэн упомянул о
    существование особо разрушительной бомбы советскому премьеру Иосифу Сталину в
    встрече союзников в Потсдаме, но он не сообщил подробностей об оружии
    или его использования. К середине 1945, было ясно, что Советский Союз вступит в войну
    на Тихом океане и тем самым иметь возможность влиять на послевоенный баланс
    власть в регионе. Официальные лица США признали, что шансов
    предотвратить это, хотя они предпочитали оккупацию Японии под руководством США, а не
    чем совместная оккупация, как было устроено для Германии. Некоторые политики США
    надеялись, что монополия США на ядерные технологии и демонстрация их
    разрушительная сила в Японии может заставить Советы пойти на уступки,
    ни в Азии, ни в Европе. Трумэн не угрожал Сталину бомбой,
    признание вместо этого того, что само его существование ограничило бы советские возможности и
    считается угрозой безопасности СССР.

    Потсдамская конференция

    Ученые спорят о том, в какой степени упоминание Трумэном бомбы в Потсдаме и использование им
    оружие в Японии представляют собой атомную дипломатию. В 1965 году историк Гар Альперовиц
    опубликовал книгу, в которой утверждалось, что применение ядерного оружия против японцев
    города Хиросима и Нагасаки предназначались для укрепления позиций
    послевоенный дипломатический торг с СССР, как и само оружие
    не были нужны для принуждения Японии к капитуляции. Другие ученые не согласны, и
    предполагают, что Трумэн считал бомбу необходимой для достижения безусловного
    капитуляция непокорных японских военачальников, полных решимости сражаться на
    смерть. Даже если Трумэн не намеревался использовать подразумеваемую угрозу оружия, чтобы
    взять верх над Сталиным, факт атомной монополии США вслед за
    успешное атомное испытание в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в июле 1945 казалось
    укрепили его уверенность на последующих встречах, сделав его более решительным
    добиваться компромиссов от советского правительства. Даже в этом случае, если официальные лица США
    надеялись, что угроза бомбы смягчит советское сопротивление американским
    предложения о свободных выборах в Восточной Европе или о снижении советского контроля над
    Балканы, они были разочарованы, так как вопросы безопасности, поднятые на рассвете
    атомного века, вероятно, заставило Советский Союз еще больше стремиться защитить свою
    граничит с контролируемой буферной зоной.

    В годы, сразу после Второй мировой войны, доверие США
    в своей ядерной монополии имело последствия для его дипломатической повестки дня. Факт
    бомба была полезна для обеспечения того, чтобы Западная Европа полагалась на Соединенные
    Государства, чтобы гарантировать его безопасность, а не искать внешнее приспособление
    с Советским Союзом, потому что даже если бы Соединенные Штаты не
    количества войск на континенте, он мог бы защитить регион, разместив его
    под американским «ядерным зонтиком» территорий, которые США исповедовали
    быть готовым использовать бомбу для защиты. Стремление США к гегемонии в
    Оккупация и восстановление Японии отчасти объяснялись доверием
    будучи единственной ядерной державой и частично от того, что эта ядерная держава имела
    выиграно: полная капитуляция Японии перед войсками США. Хотя это вдохновило больше
    доверия в первые послевоенные годы ядерная монополия США не
    большая продолжительность; Советский Союз успешно взорвал свою первую атомную бомбу в
    1949, Соединенное Королевство в 1952 г., Франция в 1960 г. и Народная Республика
    Китай в 1964 г.

    Бомбардировщик B-29

    В первые два десятилетия холодной войны
    что форма атомной дипломатии использовалась обеими сторонами конфликта.
    Во время блокады Берлина 1948–1949 гг.
    Президент Трумэн передал несколько бомбардировщиков B-29, способных доставлять ядерные заряды.
    бомбы в этот регион, чтобы сигнализировать Советскому Союзу, что Соединенные Штаты
    оба способны осуществить ядерную атаку и готовы осуществить ее, если она
    стало необходимо. Во время Корейской войны президент Трумэн снова развернул
    Б-29s, чтобы сигнализировать о решимости США. В 1953 году президент Дуайт Д.
    Эйзенхауэр подумал, но в конечном итоге отверг идею использования
    ядерное принуждение к дальнейшим переговорам по соглашению о прекращении огня, завершившемуся
    война в Корее. В
    о лице, в 1962 году, о размещении Советским Союзом ядерных ракет на Кубе, чтобы
    попытка заставить США пойти на уступки Европе стала еще одним примером атомной
    дипломатия.

    К тому времени, когда Соединенные Штаты пытались выйти из войны в
    Однако во Вьетнаме идея атомной дипломатии утратила доверие. Посредством
    середине 1960-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз достигли примерно
    паритет, а их безопасность базировалась на принципе взаимной гарантии
    разрушение.