Разгром монголо татарского ига: Когда закончилось татаро-монгольское иго — Парламентская газета

Разгром Золотой Орды Тамерланом: Начало конца монголо-татарского ига







24 мая 2016




В самом конце XIV наступил перелом в отношениях Северо-Восточной Руси и Золотой Орды. После того ,как в 1382 г Тохтамыш сжег Москву, брошенную между прочим Дмитрием НЕ ХОТЕВШИМ воевать с законным ханом, см Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков ( XII-XIV вв) М 2001,ободренный таким успехом Тохтамыш,повернул на юг, против своего бывшего покровителя Тимура-Тамерлана.
К тому времени,Тимур из отуреченного монгольского племени барлас, выбился в эмиры Чатайского улуса с центром в Самарканде.Он создал армию более чем в 200 тысяч воинов,среди которых были: барласы, дурбаты, нулузы, найманы, дулаты,кияты, меркиты,джалаиры, кипчаки, татары,тарханы, канглы, артуны и еще масса племен. см История Казахстана в персидских источниках Алматы 2003. Подробный список племен приводится с целью пояснения-племена были разные, но все служили в армии Тимура, точно также,как эти же племена воевали под бунчуками Чингисхана и его потомков.. т.е они и были : монголо-татары.

В 1385 г Тохтамыш с 9-ю туменами захватил Тебриз,на самой границе Чагайского улуса. В ответ Тимур захватил Закавказье, которое Джучиды отвоевали у иранских Хулагидов, впрочем к тому времени Хулагиды в Иране были свергнуты.
В 1388 г,Тохтамыш вторгся в Мавераннахр,и его войска осадили Бухару. Летописец Тимура Шефер ад Дин Йезди в Зафар -намэ( Книге побед) числит в войсках Тохтамыша в том числе и русских, естественно без уточнения из какого именно княжества. Однако взять Бухару,Тохтамышу не удалось.
В 1391г,Тимур вторгся в пределы Улуса Джучи/Золотой Орды. Тохтамыш решил дать сражение и 18 июня 1391 г ,враги встретились на р Кондурче( Самарская область) .После целого дня сражения ,орда Тохтамыша была разгромлена, потери его войск составили около 100 тысяч человек. Но и потери Тимура были немногим меньше, в связи с чем,он повернул назад см Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды //На стыке континентов и цивилизаций М 1996 г ,см Греков Б.Д.,Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение М-Л 1950 г

Тохтамыш для войны с Тимуром заключил союз с Египтом,направил послов к польскому королю Ягайло , к Великому князю Литовскому и Русскому Витовту, и в 1394 г напал на Дербент и начал разорять ширванские земли. Тимур ,узнав о нападении, двинул войска в Закавказье. Сражение состоялось 16 апреля 1395 г.на р Терек. После опять целого дня сражения,опять были сломлены орды Тохтамыша, который с остатками войск стал отступать на север. Преследуя его,Тимур с войсками вторгся в русские земли, разорил Рязанское княжество, взял Елец и Тулу, но 26 августа 1395 г повернул обратно. Возможно он узнал о восстаниях в тылу,возможно получил известия о том,что на помощь московскому князю Василию Дмитриевичу, движутся войска Витовта, смоляне и тверичи. см Греков Б.Д, Якубовский А.Ю указ.соч. На обратном пути,Тамерлан продолжил разорять ордынские земли. Для Орды, поход Тимура стал полной катастрофой, однако разгромленная Орда ,хоть и оставалась опасной, уже была не настолько сильна,что б внушать ужас . Именно после похода Тимура 1395 г,с московских денег пропадает прославление Тохтамыша, до этого там неизменно находившееся. с 1381 г см Колызин А.М. Начало чеканки монет в Москве // Сборник Московский Кремль XIV столетия .Древние святыни и исторические памятники М 2009 стр 442-447
Таким образом, объективно поход Тимура против Золотой Орды , помог сбросить монголо-татарское иго русским княжествам.

Илья Левко







Поделиться:

«Вспомните, как татарским школьникам было обидно слушать про монголо-татарское иго…»

Чтобы высказать свое «фи» законопроекту о Стоянии на Угре, депутаты Госсовета РТ впервые проведут заочную сессию

«Законопроект о национальном компоненте пришел в августе, по языкам — тоже в июле-августе. Настолько они умно и хитро выполняют это дело», — рассуждали накануне татарстанские депутаты об установлении памятной даты России 11 ноября — «освобождение от ига ордынских ханов». Заключение одно — законопроект поддержать никак нельзя. О том, как депутаты нашли нотки экстремизма в инициативе калужских властей и вспоминали «языковой» конфликт, чтобы снова дать бой, — в репортаже «БИЗНЕС Online».



Накануне в стенах татарстанского парламента ровно за две недели до новых выборов прошло совместное заседание сразу двух комитетов
Фото: gossov.tatarstan.ru

«ПОЧЕМУ? КТО ПОЗВОЛИЛ? КУДА ВЫ СМОТРИТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ?»

«Кто-то даже из отпуска специально вернулся», — приветствовал депутатов Госсовета РТ председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Накануне в стенах татарстанского парламента ровно за две недели до новых выборов прошло совместное заседание сразу двух комитетов. И всё из-за скандального законопроекта, наделавшего немало шума среди татарской общественности, об установлении памятной даты России «11 ноября — День окончания Великого стояния на реке Угре (1480 год)».

Смысл документа, который был внесен на рассмотрение в осеннюю сессию Госдумы, в том, чтобы признать 11 ноября, День окончания Великого стояния на Угре, памятной датой федерального масштаба наподобие 4 ноября, Дня народного единства, в основе которого лежат события освобождения Москвы от польских интервентов 1612 года. Хабибуллин рассказал собравшимся депутатам о фактах, которые хорошо знакомы постоянным читателям «БИЗНЕС Online». В 2017-м в Калуге состоялась научная конференция на тему «Великое стояние на Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты». По итогам мероприятия приняли резолюцию, в которой закрепили намерения поддержать инициативу установления в стране нового праздника — Дня победного окончания Великого стояния на Угре. В том же году депутаты калужского заксобрания обратились с такой просьбой к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Идею еще тогда не поддержали в Госсовете РТ, а теперь она нашла законодательное оформление и собрала целый пакет одобрительных отзывов от самых разных исторических институтов страны. Под ней подписался и министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Данный вопрос вызвал неоднозначную реакцию и в обществе, и само обсуждение стало таким политизированным. Мы уже видим, сколько в СМИ публикаций. И прямо надо сказать, что на встречах с избирателями в районах эта тема находит отклик и у нашего населения. Задают вопросы: „Почему? Кто позволил? Куда вы смотрите, уважаемые депутаты?“ Уже и такие высказывания есть. Поэтому достаточно серьезно и масштабно данный вопрос обсуждается в обществе», — заявил Хабибуллин.



Альберт Хабибуллин: «Достаточно серьезно и масштабно данный вопрос обсуждается в обществе»
Фото: gossov. tatarstan.ru

Неделю назад в «БИЗНЕС Online» прошел круглый стол на эту тему с привлечением как региональных, так и федеральных историков. Как пояснили депутаты, они ознакомились с материалами круглого стола, и признались, что полностью разделяют все высказанные там опасения.

«МЫ ДОЛЖНЫ ОТРЕШИТЬСЯ ОТ данных ТРАКТОВОК И НЕ ПРОВОЦИРОВАТЬ РОЗНЬ МЕЖДУ НАРОДАМИ РОССИИ»

«На данный момент нет достаточных оснований для признания дня отхода войск хана Ахмата и одновременного с ним отступления войск Ивана III от реки Угры, 11 ноября 1480 года, в качестве памятной даты освобождения русских земель от ордынского ига. Историческая несостоятельность данной трактовки подтверждается рядом материалов», — заявил старший научный сотрудник центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани АН РТ Тэймур Галимов. По его словам, зависимость Руси от Золотой Орды и периодичность ордынского выхода сохранялись и после 1480 года. Например, в своем завещании, духовной грамоте 1504 года, Иван III указывал на необходимость сбора и оплаты выхода ханам постзолотоордынского пространства, перечисляя столицы татарских ханств. То есть процесс освобождения от элементов ордынской зависимости был весьма продолжителен во времени. Кроме того, Галимов в своих доводах сослался на мнения других видных историков. Например, на главного научного сотрудника, руководителя центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, доктора исторических наук Вадима Трепавлова, профессора РАН Илью Зайцева, профессора МГУ Антона Горского и многих других. Все они сходятся во мнении, что стояние не имело ключевого значения, а было лишь одним из многочисленных эпизодов на пути освобождения Руси от ордынского владычества.

Профессор, завотделом средневековой археологии Института археологии АН РТ Искандер Измайлов в свою очередь отметил, что у ученых есть вопросы и к самому 11 ноября — мол, окончание стояния, по некоторым данным, произошло 8-го числа.



Искандер Гилязов: «Все станут воспринимать эту дату таким образом: русские — как «мы победили татар»; татары, которые считают частью своей истории Золотую Орду, — как «нас победили русские»
Фото: gossov. tatarstan.ru

«Во время стояния на Угре Ивану III было очень нелегко принять решение, воевать ли против законного царя, ордынского хана. И великий князь несколько раз хотел заключить союз и дело закончить мирно. В ответ на это митрополит Московский посылал ему письма, послания, где, ссылаясь на Ветхий Завет, призывал бороться с язычниками, неверными. Когда событие закончилось, очень долго о нем не вспоминали. Впервые вспомнил уже митрополит Макарий во время похода Ивана IV на Казань и также писал несколько писем, где настраивал на борьбу с неверными, а с другой стороны ссылался на предыдущие послания. Вот так выстроилась цепочка от Стояния на Угре, которое приобрело вид знакового события, поставленного в один ряд с другими, которые привели к так называемому освобождению от ига. В историографию оно проникло через труды Карамзина, хотя и он не указывал, что стояние имело какое-то значимый характер, — подчеркнул Измайлов. — Знаковый характер оно приобрело в 40–60-е годы, когда формировалась новая сталинская историографическая традиция. Тогда это событие и было раздуто. Сейчас мы должны отрешиться от данных трактовок и не провоцировать рознь между народами России, не подчеркивать каких-то воинских дней славы, которые происходили внутри народов нашей страны. У нее только тогда будет общее будущее, когда у нас станет общее прошлое. Последнее не имеет ничего общего с днями воинской славы, которые указывают на борьбу между народами внутри Российской Федерации».

Мягко говоря, «не слишком конструктивной и произвольной» назвал инициативу калужских властей и директор Института татарской энциклопедии и регионалистики АН РТ Искандер Гилязов. «Хорошо, примем мы эту дату как памятную или воинской славы истории России в целом. Вспомните, как в свое время в школе татарским школьникам было обидно слушать про монголо-татарское иго, про воровку-Казань и так далее. Я думаю, многие из вас об этом знают, слышали, может быть, и сами пережили. Вот сейчас представьте, что такая дата принимается в качестве памятной. Никто из большинства школьников, молодежи, общественников не будет задумываться над деталями, в исторические подробности углубляться, а все станут воспринимать эту дату таким образом: русские — как „мы победили татар“; татары, которые считают частью своей истории Золотую Орду, — как „нас победили русские“. Это окажется психологически некомфортно, неприятно», — отметил он, подчеркнув, что не нужны стране сомнительные праздники, разъединяющие россиян.



Николай Рыбушкин: «Они соображают, что делают?»
Фото: gossov.tatarstan.ru

«В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ХОРОШАЯ ПОСЛОВИЦА: «КЫЧЫТМАГАН ҖИРНЕ КАШЫМА» («НЕ ЧЕШИ ТАМ, ГДЕ НЕ ЧЕШЕТСЯ»)»

«Кто-нибудь [из вас] принимал участие в этой конференции?» — обратился к историкам депутат Госсовета РТ Николай Рыбушкин. Приглашенные эксперты лишь пожали плечами — их никто не звал на мероприятие. Хотя казалось бы… «Нигде Татарстан не выслушивался», — подчеркнул следом Хабибуллин. А худрук Качаловского театра, депутат Александр Славутский лишь все недовольно спрашивал у остальных, по чьей инициативе родился данный законопроект: «Мединский как-то приложился к этому?»

org/ImageObject» itemprop=»image»>

«Языковую реформу помните?» — намекал на существующую закономерность событий глава татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов, не скупясь на громкие заявления
Фото: gossov.tatarstan.ru

«Что творится в России? Есть у нас правительство? Чем оно занимается? Россия тонет, горит, взрывается. Один Путин по всей России летит, тушит пожары, спасает тонущих. В такое время [появляется] подобная инициатива. Это не ошибка! Языковую реформу помните? — намекал на существующую закономерность событий глава татарстанских коммунистов Хафиз Миргалимов, не скупясь на громкие заявления. — Я категорически против! США правильно делают — когда там баллотируются, проходят медицинскую экспертизу. Надо провести медицинский осмотр этих депутатов Госдумы и Калужского губернатора! Если они плохо знают историю… Нужно поставить соответствующий диагноз. От имени своей фракции я категорически против таких [инициатив] в неуместное время. Неуместная дата. Не играть историей нашего многонационального народа!» Мысль своего комитетского коллеги подхватил и Рыбушкин: «В татарском языке есть хорошая пословица: „Кычытмаган җирне кашыма“ („Не чеши там, где не чешется“). Они соображают, что делают?»

Снизить градус дискуссии попыталась вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова, которая просила не идти по пути политизации вопроса. Чтобы голос Татарстана в возникшем споре звучал более громогласно, она поддержала идею провести новую научную конференцию всероссийского уровня, а лучше и международного. Кроме того, Римма Атласовна обратила внимание на то, что корни всех этих противоречий растут из школьной программы, где во всех ФГОСах 11 ноября 1480 года записано с дополнительной пометкой «окончание ордынской зависимости». «Значит, они на подобное опираются. Может, нам это тогда копать надо? Может, нам нужно обращаться к тому, кто произвел на свет данные стандарты?» — отметила вице-спикер и предложила направить соответствующие запросы в минпросвещения РФ — пусть там разъяснят, чему учат детей в школах.



Римма Ратникова: «Может, нам нужно обращаться к тому, кто произвел на свет данные стандарты?»
Фото: gossov.tatarstan.ru

Тут было Славутский попросил слово, но его оборвал коммунист Артем Прокофьев, который давно тянул руку с желанием выступить. «За то, что он меня на дебатах назвал Сладковским, я ему не дам слово. Я сам скажу. Сидеть 4 года рядом и называть меня Сладковским…» — слегка отвлекся от темы разговора худрук Качаловского театра, но приструнил немного горячего депутата от КПРФ.

«Рвать волосы на себе сейчас бессмысленно. То, что это политически неправильно, однозначно. Господа из Калуги собрались, им хочется дату протолкнуть. У них будет праздник, они там деньги хотят — это все понятно. Меня удивляет министр культуры Мединский. Что происходит сейчас в культуре, театре — столько смешного!» — заметил Славутский. Он попытался внести нотки конструктива и обратил внимание, что для защиты интересов Татарстана еще вчера надо было готовить все доказательства и аргументы, проводить исследования и находить факты. Робкие и скромные республиканские историки одни не справятся.



Александр Славутский: «То, что это политически неправильно, однозначно»
Фото: gossov.tatarstan.ru

Дорвавшись до микрофона, Прокофьев заметил, что все озвученное правильно, но плясать и прыгать надо не от того, что Стояние на Угре было поражением, что Иван III не воевал, а отступил или что еще потом 100 лет дань платили… «Не об этом говорить надо, а о том, что дата разделяет нас. Подобное должно быть первым и главным пунктом», — подчеркнул коммунист.

«Я БЫ СКАЗАЛ, ЧТО данный ЗАКОНОПРОЕКТ СОДЕРЖИТ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСТРЕМИЗМА. ЭТО НАДО ПРОВЕРИТЬ…»

Еще одна правда прозвучала от директора гимназии №102 им. Устиновой, депутата Госсовета РТ Ирины Баковой: «Эта дата будет трактоваться педагогами как противостояние русских и татар. Мы уже в школе пережили такой момент, когда был разговор об исключении татарского языка. Слава богу, сгладилось все. Сейчас все живут дружно и понимают друг друга. Но те дети, которые интересуются историей глубоко, будут копать и поймут, что это действительно было противостояние. Поэтому я считаю, что не нужно принимать дату как знаменательную, потому что объяснить педагог не сможет, что к чему».

«Мне это сейчас напоминает наши поездки по районам, — заметил директор Дома дружбы народов РТ, депутат Ирек Шарипов. — Каждый глава пытается придумать, чем его район особо отличился, чтобы выделили немного денег ему. Наверное, эта земля имеет и более достойные даты. Надо помочь людям, чтобы от данной мотивации отказаться». Предложили калужским коллегам, например, забыть о Стоянии на Угре и вспомнить лучше о другом своем бренде — основоположнике космонавтики Константине Циолковском. С тем, что утверждение праздником даты 11 ноября — это не выход для калужского туризма, согласился и глава ТНВ Ильшат Аминов.



Разиль Валеев: «Сейчас вешают ярлык экстремизма на татарские книги, но его нужно давать как раз на такие вот законопроекты»
Фото: gossov.tatarstan.ru

«Я бы сказал, что данный законопроект содержит элементы экстремизма. Это надо проверить, — обратил внимание председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. — Надо закон отдать на экспертизу. Сейчас вешают ярлык экстремизма на татарские книги, но его нужно давать как раз на такие вот законопроекты. Есть в Госдуме тенденция — такого рода законопроекты всегда отправляют нам в июле или августе. В парламенте в это время каникулы, собраться невозможно. Законопроект о национальном компоненте пришел в августе, по языкам — тоже в июле-августе. Настолько они умно и хитро выполняют это дело, только ждут, когда август начнется. У нас в стране в данном месяце происходят разные происшествия и законопроекты отправляются именно тогда». 

Пытаться сделать врагами живущие вместе в одной стране народы России — очень коварная идея, уверен Валеев: «Те, кто предложил этот законопроект, с одной стороны, хотели добавить себе праздник, привлечь внимание, а с другой — противопоставили два основных народа нашей страны. Я считаю, такой законопроект нельзя одобрять, он очень вредный».

И в конечном итоге все депутаты сразу двух комитетов единогласно проголосовали против законопроекта об установлении памятной даты России  «11 ноября — День окончания Великого стояния на реке Угре (1480 год)». В ближайшее время все депутаты Госсовета РТ получат на электронные ящики формы для опроса, заочного голосования по федеральному законопроекту — кстати, новшество, которое ввели только-только в июле. По всей видимости, в Госсовете заранее знали, что им могут подложить мину в каникулы, да еще и перед выборами. 28 августа отрицательное заключение татарстанских парламентариев на законопроект от лица всего Госсовета РТ отправят в Госдуму.

Россия под Монгольской империей

Примечание : Эта статья была взята из более крупной работы, находящейся в общественном достоянии, и опубликована здесь из-за ее исторической ценности. Он может содержать устаревшие идеи и формулировки, не отражающие мнения и убеждения TOTA.

Из История России Ричарда Морфилла, 1890 г.

Россия под монголами

В план этой работы не входит подробное описание происхождения монголов или татар. Их первоначальный дом находился в Юго-Восточной Сибири. Отсюда они совершали свои грабежные и разрушительные походы в центр Азии и на восток Европы. Впервые они стали заметными в 1206 году, когда им был присвоен титул Чингисхана (т.е. Хана ханов) или Темуда Шина, сына хана. Именно при этом вожде, снискавшем себе такую ​​страшную славу в истории, они стали наводить ужас на своих соседей. К концу тринадцатого века их империя достигла самых широких пределов, простираясь от китайской стены до границ Польши и от Индии до Сибири.

В 1224 году русские потерпели полное поражение от этих мародеров на берегу реки Калки, близ места ее впадения в Азовское море. Но только в 1238 году монголы произвели серьезное впечатление на территорию России; в этом году они разрушили Болгари, столицу финских болгар на Волге, и, разбив суздальское войско у Коломны на Оке, сожгли Москву, Суздаль и Ярославль.

Заметим, что до настоящего времени мы не упоминали о Москве, но в то время, о котором мы пишем, это было совершенно незначительное место. Говорят, что его основал Георгий Долгорукий, или Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Предание гласит, что территория, на которой он был построен, принадлежала некоему боярину (объяснение этому слову см.* в следующей главе об общественном положении России) по имени Кучко. Поступив очень высокомерно с великим князем, его владения были захвачены, а так как страна показалась Георгию приятной, то он велел огородить это место и заложить основания города.

Происхождение названия Москва, названного так от реки, на которой стоит. расположен, так и не получил удовлетворительного объяснения. Вероятно, мы должны найти его в каком-нибудь урало-алтайском языке, ибо в древнейшие времена, как уже говорилось, эта часть России была заселена людьми финского происхождения. Его значение не начинается до времен Ивана Калиты, о котором подробнее ниже.

Великий князь Юрий (или Георгий) Суздальский — в это время, как и сейчас, греческое γ имело звук y, чем и объясняется превращение γεωργός в Юрия — потерпел поражение на берегу реки Сить, в территория Новгорода; после боя он был обезглавлен, а его племяннику Василько перерезали горло.

Монголы взяли Тверь — город, основанный в начале XII века, и двинулись в сторону Новгорода, но не успели дойти до этого города; и на протяжении всей своей жизни, весьма благополучной до дней Ивана III,

Новгород ни разу не видел своей территории разоренной. Вскоре был взят Киев, опустошены Галичина и Волынь, и вся Русь, кроме Новгорода, оказалась под властью монголов. На Волге ими был основан город Сарай, и здесь царствовали их государи два века, и об их правлении свидетельствуют многие сохранившиеся монеты.

В 1272 году монголы приняли ислам. В течение пятнадцатого века Золотая Орда, как ее называли, распалась на ряд более мелких ханств, в том числе Крымское, Казанское и Астраханское. Казань и Астрахань мы скоро найдем покоренными Иваном IV, но Крым стал зависимостью турок и вследствие этого долгое время был яблоком раздора между Россией и Турцией.

Было бы невозможно заинтересовать наших читателей подробностями всех мелких баталий феодальных великих князей в этот период рабства. Русские князья были обязаны сопровождать монгольских ханов, когда их призывали, и должны были следовать за своими армиями в самые отдаленные уголки Азии, чтобы отдать дань уважения своему господину, что требовалось самым унизительным образом. Они были вынуждены слизывать все капли, которые падали из чашки монгола, когда он пил.

В этот мрачный период национальной жизни было мало или совсем не было; но было построено великое множество монастырей, и в них монахи уединялись и занимались составлением длинного ряда летописей, который простирается от первой, приписываемой Нестору, датируемой от XI века до дней Алексея Михайловича в семнадцатый. Эти компиляции представляют большую ценность, и мы часто будем приписывать их вкладу. Более полно они будут рассмотрены в главе о русской литературе. Очень ученые примечания, добавленные к живописной истории Карамзина, и более сдержанное произведение Бестужги-Рюмина, издаваемое ныне, изобилуют выдержками из этих полезных сочинений.

В 1240 году Александр, сын Ярославов Суздальских, княживший в Великом Новгороде, разбил шведов на Неве, тогда шведской, а впоследствии сужденной стать русской рекой. Именно эта победа дала ему имя Невского, или Невского, и читатель найдет героя причисленным к русским святым. Он также одержал победу в 1242 году над немецкими меченосными рыцарями, религиозным орденом, обосновавшимся в Ливонии.

Новгородцы, которым повезло в их отдаленном положении и которые пользовались большим процветанием как одной из главных торговых дорог, были вынуждены в конце концов платить дань хану в 1260 году. Александр, как бы успешен он ни был в борьбе с северными захватчиками, был был вынужден подчиниться своим восточным господам, и он умер по возвращении из одного из путешествий, в которое он отправился, чтобы выразить свое обычное почтение.

Но каким бы унизительным ни было иго монголов для подчиненных славян, нельзя сказать, что они имели большое влияние на страну; Они не пытались превратить людей в татар. Они довольствовались почестями князей, подушным налогом, который они платили, и военными контингентами, которые они были обязаны предоставлять по мере необходимости. Кроме этих требований, великие князья должны были получить ярлык или фирман (два интересных экземпляра ярлыков приведены в третьем томе Трудов Восточного отделения Русского археологического общества), прежде чем они могли подняться на вершину. престол, и они не могли вести никакой войны без разрешения своих сюзеренов.

Многие русские князья женились на монгольских женщинах, а некоторые их мурзы, или князья, связались с русскими боярами. Таким образом, московское дворянство частично ориентализировалось; и мы найдем, что не кто иной, как Борис Годунов, один из виднейших вельмож двора Ивана IV, а впоследствии и сам избранный царем, был монгольского происхождения.

Платье россиян стало более восточным, о чем свидетельствует длинный струящийся кафтан , или халат, который Петр Великий так старался отменить. Но М. Рамбо в своей интереснейшей истории России («Histoire de la Russe», Paris, 1878, p. 143) очень справедливо заметил, что русские уже переняли многое из своего ориентализма из византийских источников.

Мы знаем со страниц Гиббона, насколько варварским в своем великолепии и угодничестве. Двор стал Константинопольским, и именно к этому источнику следует отнести многие московские обычаи — «Такие, как уединение женщин, та часть дома, в которой они проводили свои дни, имея название, заимствованное из греческого».0009 терем ( τέρμνον ).

Трудно сказать, был ли унизительный обычай бить головой о землю ( челобитие ) при входе в царское присутствие монгольский или византийский; оно было упразднено Петром Великим, а само слово, означающее буквально битье по лбу, закрепившееся в русском языке простым значением прошения, было запрещено Екатериной II.

Люди, незнакомые с предметом, склонны воображать, что в русском языке очень много татарских слов, но на самом деле ничто не может быть дальше от истины; они ограничиваются словами, обозначающими предметы одежды, и некоторыми другими названиями материальных предметов.

Монголам, вероятно, обязано появлением кнута — хотя само это слово европейское, являясь не чем иным, как вариантом нашего узла, возможно, завезенным из Скандинавии. Найдем, когда дойдем до царствования Ивана III. что эта унижающая достоинство форма наказания была затем санкционирована. В 1488 году, сообщают летописцы, дворянин и архимандрит были публично наказаны кнутом за подделку завещания. Кнут просуществовал до царствования императора Александра I.

Странным обычаем, также введенным татарами, было наказание правиож , или публичное бичевание неплательщиков-должников, которое мы подробно опишем в главе о общественном положении России. Обычай был отменен Петром Великим

Морфилл, Уильям Ричард. История России. Г.П. Сыновья Патнэма, 1890.

Что монголы сделали для нас

Наш век национальных государств и экономической глобализации нельзя понять без учета влияния Золотой Орды на Монгольскую империю. Золотая Орда, названная в честь цвета своих палаток, господствовала в Евразии 150 лет, и этот период был критическим. Будучи величайшими действующими лицами в ней, монголы создали международную систему дипломатии, способствовали развитию межконтинентальной торговли в огромных масштабах, сыграли роль в зарождении Российской империи и подали благотворный пример мудрого имперского государственного управления.

Это дело почти на 400 страниц, которое Мари Фаверо излагает в Орда: как монголы изменили мир — , и оно убедительно. Предыдущая опубликованная работа Фаверо, профессора истории Парижского университета Нантер, была сосредоточена на широкомасштабных геополитических связях, которые установили монголы, и тонкой культурной революции, которая превратила их из чуждой, завоевавшей элиты в глубоко укоренившихся имперских администраторов, которые формировали общества, которыми они правили. . Хотя Фаверо иногда чрезмерно зацикливается на междоусобных драмах семьи Чингисхана, в целом «Орда » содержит как живые, так и насыщенные факты и аналитические материалы о периоде и людях, которые остаются неизвестными большинству жителей Запада.


Нравится то, что вы читаете? Получите

бесплатно Ежедневная электронная почта UnHerd

Уже зарегистрированы? Войти


Золотая Орда возникла во время Pax Mongolica , когда различные части Монгольской империи — ханства — управлялись раздельно потомками Чингисхана, но были объединены договорами, основанными на монгольских традициях. Марко Поло пересек всю Евразию, от Европы до Китая и обратно, когда Монгольская империя была на пике своего развития в конце 13 века. Но Золотая Орда была географически самым обширным из ханств. Он простирался от современных Болгарии и Румынии на западе до обширных евразийских степей к северу от Черного моря и еще дальше на восток до западной окраины Монголии. За ним лежал Великий Юань, правивший большей частью территории Китая и Монголии, в то время как современный Ближний Восток и южная часть Центральной Азии находились под властью двух меньших ханств.

Расцвет могущества Золотой Орды наступил между 1250 и 1400 годами нашей эры, когда она имела неоспоримую гегемонию над всеми русскими княжествами, северной частью Средней Азии, Сибирью и Кавказом (Москва оставалась номинальным вассалом Орды до 1480 года нашей эры) . Это была империя огромных масштабов, с обширной досягаемостью — как Рим Августа или Испания времен el Siglo de Oro, или викторианская Британия. На протяжении веков Золотая Орда стояла на торговых путях Евразии. Это было колоссально.

Но прежде чем была Орда, были четыре сына Чингисхана: Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй. Именно из Джучи придет Орда. Старший, у него были непростые отношения с отцом, и не без оснований. Его мать, Бёрте, была похищена врагом Чингисхана за восемь месяцев до его рождения. Хотя отцовство Джучи было омрачено, Чингисхан все равно заявил права на него. (Фаверо прямо признает, что Джучи, вероятно, не был биологическим сыном Чингисхана.) После того, как была проведена большая конференция монгольских лидеров в Центральной Азии, чтобы определить преемственность, и он прошел через Джучи, он двинул свои войска на запад, разбив свои палатки на дальней окраине. Монгольской империи к северу от Каспийского моря.

Самоизгнание Джучи привело к длинной череде последствий, и настоящее повествование Орды начинается с сыновей Джучи, Орды, Батыя и Берке. Их жизни иллюстрируют три принципа, которые снова и снова повторяются в Орде . Во-первых, это принцип консенсуса и сосуществования. Батый правил западной половиной Золотой Орды, а Орда — восточной. Это были Голубая и Белая Орды, из-за ассоциации этих цветов с западом и востоком, и более века они уважали территорию друг друга. Во-вторых, восхождение младшего Батыя на Орду в качестве хана изменило ожидания и отразило прагматизм.

Вместо того чтобы рабски следовать правилам и обычаям, Золотая Орда проявила гибкость в своей культуре и политической организации. Наконец, после смерти Батыя ханом стал младший брат Берке. Берке был сыном мусульманки, и в конце концов он обратился в ислам, предвосхитив позднее массовое обращение монгольской элиты Орды. Религиозный выбор Берке также отразился на его геополитических решениях: он без угрызений совести объединился с братьями-мусульманами против других монголов. Но Берке также был прагматиком, а не фанатиком, и он ценил монгольский правовой прецедент и признавал важность религиозной терпимости в своей империи. Золотая Орда со временем стала мусульманской, но империя, в которой она доминировала, никогда не была исламской.

Одной из главных тем Орда является то, что богатство правящего класса Золотой Орды подпитывалось исключительно торговлей, и это определяло большую часть ее дипломатии и ведения войны. В отличие от Китая, Европы или Ближнего Востока территории Орды были малонаселенными. Ханы Золотой Орды не могли облагать налогом огромное количество крестьян, чтобы поддерживать свое богатство. Скорее, их экономическая деятельность была направлена ​​на эксплуатацию природных ресурсов, таких как меха, отправляемые в Европу через Ганзейский союз, и таможенные пошлины, взимаемые с сухопутной торговли между Европой и Китаем, а также экспорт рабов на юг в Египет через Константинополь.

Некоторые действия Ханов, которые на первый взгляд кажутся идеологическими, на самом деле имеют прямое материальное объяснение. Обращение Берке в ислам закрепило союз с мамлюкским режимом в Египте против монгольского Иль-ханства. Золотая Орда снабжала египтян рабами-солдатами для битвы с их двоюродными братьями из Иль-ханства, что привело к первому крупному поражению монголов, остановившему их военное продвижение. Но эти рабы-солдаты были также важным экономическим товаром, который поддерживал финансовое здоровье Золотой Орды. Конфликт с Иль-ханством был не только идеологическим или геополитическим, но и обусловлен тем фактом, что торговым путям Золотой Орды постоянно угрожали враги — в данном случае другие ханства. Берке и сменившие его ханы вели в буквальном смысле торговые войны.

Точно так же дружба между двумя основными подразделениями Орды, Синей и Белой, была не просто вопросом сентиментальных семейных уз между потомками братьев Батыя и Орды. Это отражало деловую смекалку. Золотая Орда вложила значительные средства в маршрут Шелкового пути, который начинался в портах на Черном море, таких как генуэзская колония Каффа. Маршрут продолжался на восток, огибая южную окраину Сибири и продвигаясь вперед до богатых земель Великого Юаня (Китай, управляемый монголами).

Сотрудничество между Синей и Белой Ордами было необходимо, а не просто желательно, чтобы Шелковый путь функционировал. Кроме того, пропагандисты на службе у Орды нашептывали в уши купеческим домам Европы, что южный путь, извивающийся через труднопроходимые земли Иль-ханства, опаснее и дороже. Правящий класс Золотой Орды хотел, чтобы мир знал, что они «открыты для бизнеса», и предлагал благоприятный налоговый режим для купцов, желающих пересекать их мирные и благоустроенные территории.

Но процветание, основанное на торговле, зависит от превратностей глобализации. Крах Иль-ханства в 1330-х годах привел к тому, что северный маршрут приобрел еще большую известность, поскольку южный Шелковый путь раскололся между многочисленными враждебными государствами. Эта монополия просуществовала недолго. В 1368 году великий двигатель торговли между западом и востоком был остановлен; монголы были изгнаны из Китая, а восходящая династия Мин закрыла двери для остального мира. Если империи, основанные на сельском хозяйстве, были уязвимы для ослабления во время голода, состояния торговых князей резко возросли из-за удовольствия и каприза иностранных властелинов.

Кроме того, в 14 веке прибыльная мировая торговля мехами через земли Орды способствовала распространению Черной смерти в Европу и на Ближний Восток из восточных степей. Как мы остро ощущаем сегодня, одним из недостатков глобализации является то, что гораздо большее человеческое население может стать потенциальным носителем пандемии. От бубонной чумы погибло более 30 % населения Европы и Ближнего Востока, причем воздействие было значительным на саму Орду, так как некоторые ее лидеры скончались от болезни. Парадоксы и недовольство, возникающие в результате глобализации, имеют давнюю историю.

Повествование Фаверо во многом отражает тот факт, что Золотая Орда была религиозно плюралистической, явление, понятное современным читателям. Это было наследием самого Чингисхана, который освободил священнослужителей от налогов и оставил нетронутыми все молитвенные дома. Он верил, что бог неба Тенгри подарил ему мир. Чингисхан и его потомки благосклонно относились ко всем религиям как к выражению одного и того же божественного принципа. Большинство прежних ханов были не мусульманами, а приверженцами Тенгри. Тем не менее, они покровительствовали исламу, буддизму и христианству, чтобы развивать отношения с подчиненными людьми, большинство из которых были христианами или мусульманами, и поощрять миграцию других монголов, многие из которых были буддистами. Однако в 1313 году хан Золотой Орды объявил ислам религией монголов Синей и Белой Орд.

Даже после того, как хан Золотой Орды потребовал, чтобы монголы в его владениях обратились в ислам, он продолжал призывать христиан исповедовать свою религию (напротив, монголы-буддисты были изгнаны, а их храмы снесены). Золотая Орда освобождала земли Русской православной церкви от налогообложения и поощряла европейских римо-католиков в торговых городах строить собственные молитвенные дома. Даже когда монгольский правящий класс полностью исламизировался, он принимал религиозное разнообразие как из принципа, так и из выгоды.

Хотя глобальная коммерческая ориентация и религиозная терпимость монголов не являются чем-то особенным, возможно, самое большое непосредственное влияние Золотой Орды было на зарождающуюся идентичность их подданных. Почти в стороне Фаверо отмечает, что монголы освободили Валахию от ее кочевых повелителей, заложив основу современной Румынии в 13 веке. Но это пустяки по сравнению с тем, как Золотая Орда сыграла нечаянную повивальную бабку на подъеме современного Российского государства. Традиционные источники относят происхождение России к христианизации Киевской Руси при Владимире Великом в конце 10 века. Хотя 1000 лет спустя эта культура и общество могут показаться нам экзотическими, Киевская Русь была ориентирована на Запад и Европу, что объясняет, как Анна Киевская стала королевой Франции в 1051 году. возникла в период правления Золотой Орды, когда центр внимания правящей элиты сместился с Киева на западе на Москву на востоке.

К моменту прихода монголов Русь управлялась лоскутным одеялом из более чем дюжины княжеств. Их главный южный торговый партнер, Византийская империя, находился в резком упадке, а северные крестовые походы немецких рыцарей мешали процветанию торговых городов, обращенных к Балтийскому морю. Монгольское нашествие было еще более травматичным. В 1246 г. посланник папы, проезжая через Киев, заметил, что «он почти сведен на нет, ибо в настоящее время мало двухсот домов». Единственным крупным городом, избежавшим разграбления Ордой, был Новгород на крайнем севере, уцелевший благодаря превентивной капитуляции.

Современная Россия построена на пепелище городов, сожженных монголами. Имперское русское государство Ивана Грозного, достигшее небывалой мощи в XVI веке, не было сформировано Киевской Русью. Он был обращен не к европейским королевствам на западе, а к Золотой Орде на востоке. Вместо этого правители Москвы располагались между основными территориями Руси на западе и землями их степных правителей на юго-востоке. Идеальное место для культурных и геополитических посредников.

Подобно тому, как Батый возвысился над Ордой, так и ханы Золотой Орды стратегически продвинули младшую княжескую родословную Москвы, Даниловичей, над остальными. У Дома Москвы не было родословной, но они выполняли свою работу, собирая доходы и подавляя восстания. В процессе Москва приобрела огромную власть и влияние, в конечном итоге свергнув «татарское иго», чтобы установить свое господство над тем, что стало имперской Россией. В то время как Франция 11-го века получила королеву из Киева, французы 18-го века утверждали, что если «поскребешь русского… найдешь татарина».

Утверждение Фаверо о том, что русский имперский порядок невозможно понять без учета формирующего влияния Золотой Орды, — лишь один из аспектов ее аргументации. Более широкий тезис, явный в The Horde , заключается в том, что империи, возникшие за последние 500 лет, подражали и адаптировали многие черты степных политий, которые они расчленили. Русская историография говорит о периоде подчинения Золотой Орде, но века опалы были стерты только с завоеванием земель их некогда угнетателей: Сибири и Средней Азии.

Российская империя также ассимилировала правящий класс Орды. Большая часть монгольской военной элиты стала христианами и частью русской знати, а джучидские принцессы вышли замуж за представителей русских правящих домов. Возникла традиция самодержавного правления, которая отличалась от более децентрализованной модели, характерной для Киевской Руси. Иван Грозный принял титул царя только в 1547 году. До этого он был просто князем, отражением киевского наследия. Его утверждение, что он был царем, отражало имперские амбиции, более соответствующие традициям степи, чем национальные государства, возникающие в Западной Европе.

Хотя в повествовании Фаверо есть моменты, когда зацикленность на политических и социальных интригах линии Джучи затмевает более широкие уроки, Орда наиболее глубоко понимается как культурная и социальная история. Как и многие другие истории, в центре которых находится степь, она пытается отбросить стирание кочевых империй из генеалогии современных государств и обществ. Этот процесс наиболее ярко проявляется в случае с Россией, но широко распространен во всей евразийской истории.

Историки степи отмечают, что королевства Европы и эмираты Ближнего Востока, возможно, построили огромные каменные города, выдержавшие испытание временем, но религиозная терпимость и глобальная торговая ориентация монголов гораздо больше соответствуют ценности современной культуры. Подобно Орде, современные развитые общества не являются по своей сути аграрными.