Содержание
Этот день в истории: 1169 год. 8 марта Андрей Боголюбский захватил и разграбил Киев
8 марта 2010, 13:24 — REGNUM
Миниатюра «Взятие Киева Андреем Боголюбским». Радзивилловская летопись. Конец 15 в.
«[1168 г.] Несколько месяцев Новгород сиротствовал без Князя, с нетерпением ожидая его из Киева. В сие время Мстислав был занят воинским предприятием. В торжественном собрании всех Князей союзных он сказал им: «Земля Русская, наше отечество, стенает от половцев, которые не пременили доныне их древнего обычая: всегда клянутся быть нам друзьями, берут дары, но пленяют Христиан и множество невольников отводят в свои вежи. Нет безопасности для купеческих судов наших, ходящих по Днепру с богатым грузом. Варвары думают совершенно овладеть торговым путем Греческим. Время прибегнуть к средствам действительным и сильным. Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на Небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами!» Все единодушно изъявили согласие умереть за Русскую землю, и каждый привел свою дружину: Святослав Черниговский, Олег Северский, Ростиславичи, Глеб Переяславский, Михаил, брат его, Князья Туровский и Волынские. Бояре радовались согласию Государей, и народ благословлял их ревность быть защитниками отечества. Девять дней шло войско степями: Половцы услышали, и бежали от Днепра, бросая жен и детей. Князья, оставив назади обоз, гнались за ними, разбили их, взяли многие вежи на берегах Орели, освободили Российских невольников и возвратились с добычею, с табунами и пленниками, потеряв не более трех человек. Сию добычу, следуя древнему обыкновению, разделили между собою Князья, Бояре и воины. Народ веселился и торжествовал победу в день Пасхи. Скоро, к общему удовольствию, прибыл благополучно и богатый купеческий флот из Греции: Князья ходили с войском на встречу к оному, чтобы защитить купцов от нападения Половцев, еще не совсем усмиренных.
Ни Мстислав, пируя тогда с союзниками под Каневом, ни Киевляне, радуясь победе и товарам Греческим, не предвидели близкого несчастия. Одна из причин оного была весьма маловажна: Князья жаловались на Мстислава, что он, будучи с ними на берегах Орели, тайно посылал ночью дружину свою вслед за бегущими врагами, чтобы не делиться ни с кем добычею. Два Боярина, удаленные Великим Князем от двора за гнусное воровство, старались также поссорить братьев, уверяя Давида и Рюрика, что Мстислав намерен заключить их в темницу. Легковерие свойственно нравам грубым. Бояре Киевские, знавшие чистосердечие Государя своего, и собственная его присяга, по тогдашнему обычаю, доказали неосновательность злословия; но Ростиславичи остались в подозрении и не согласились выдать клеветников брату, говоря: «кто ж захочет впредь остерегать нас?» В то же время дядя Мстислава, Владимир Андреевич, несправедливо требуя от него новых городов, сделался ему врагом и с негодованием уехал в Дорогобуж. Таким образом Великий Князь лишился друзей и сподвижников, столь нужных в опасности.
Но главною виною падения его было то, что он исполнил желание Новогородцев и, долго медлив, послал наконец сына, именем Романа, управлять ими. Сей юный Князь взялся быть их мстителем; разорил часть Полоцкой области, сжег Смоленский городок Торопец, пленил многих людей. Андрей Суздальский вступился за союзников и не мог простить Мстиславу, что он, как бы в досаду ему, объявил себя покровителем Новогородцев. Может быть, Андрей с тайным удовольствием видел случай уничтожить первенство Киева и сделаться главою Князей Российских: по крайней мере, оставив на время в покое Новгород, он думал только о средствах низвергнуть Мстислава, издавна им нелюбимого; тайно согласился с Ростиславичами, с Владимиром Дорогобужским, Олегом Северским, Глебом Переяславскими с Полоцким Князем; взял дружину у Владетелей Рязанского и Муромского, ему покорных; собрал многочисленную рать; поручил ее сыну Мстиславу и воеводе Борису Жидиславичу; велел им идти к Вышегороду, где княжил тогда Давид Ростиславич и где надлежало соединиться всем союзникам. Сие грозное ополчение одиннадцати Князей (в числе коих был и юный Всеволод Георгиевич, приехавший из Царяграда) шло с разных сторон к Днепру; а неосторожный Мстислав ничего не ведал и в то же время послал верного ему Михаила Георгиевича, Андреева брата, с отрядом Черных Клобуков к Новугороду: Ростиславичи схватили сего Князя на пути вместе с купцами Новогородскими. Мстислав едва успел призвать Берендеев и Торков, когда неприятели стояли уже под стенами города; два дня оборонялся мужественно: в третий [8 Марта 1169 г. ] союзники взяли Киев приступом, чего не бывало дотоле. Сия, по слову древнего Олега, мать городов Российских, несколько раз осаждаемая и теснимая, отворяла иногда Златые врата свои неприятелям; но никто не входил в них силою. Победители, к стыду своему, забыли, что они Россияне: в течение трех дней грабили, нетолько жителей и домы, но и монастыри, церкви, богатый храм Софийский и Десятинный; похитили иконы драгоценные, ризы, книги, самые колокола — и добродушный Летописец, желая извинить грабителей, сказывает нам, что Киевляне были тем наказаны за грехи их и за некоторые ложные церковные учения тогдашнего Митрополита Константина!.. Мстислав ушел с братом Ярославом в Волынию, оставив жену, сына, Бояр пленниками в руках неприятельских и едва не был на пути застрелен изменниками, Черными Клобуками.
Андрей отдал Киев брату своему Глебу; но сей город навсегда утратил право называться столицею отечества. Глеб и преемники его уже зависели от Андрея, который с того времени сделался истинным Великим Князем России, и таким образом город Владимир, новый и еще бедный в сравнении с древнею столицею, заступил ее место, обязанный своею знаменитостию нелюбви Андреевой к южной России».
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. С.183-184
История в лицах
Лаврентьевская летопись:
В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . о҃ . з҃ . [6677 (1169)] Мстислав же 5 Андрѣєвичь . посади в Къıєвѣ стръıӕ 6 своѥго Глѣба . а сам̑ иде ѡпѧт̑ 7 Володимерю 4. а Глѣбъ да сн҃ови 8 А своєму Переӕславль Б. В то же лѣт̑ . чюдо створи Бъ҃ и ст҃аӕ Бц҃ѧ . новоє в Володимери городѣ . изгна бо Бъ҃ и ст҃аӕ Бц҃ѧ Володимерьскаӕ . злаго и пронъıрливаго В. и гордаго лесть|ца . лжаго влд̑ку Феѡдорца . из Володимерѧ ѿ ст҃ъıӕ Бц҃ѧ . црк̑ве Златоверхъıӕ . и ѿ всеӕ землѧ Ростовьскъıӕ . не въсхотѣ бо блгс̑веньӕ и оудалисѧ ѿ него . тако и сь нечс̑твъıи не всхотѣ послушати хрс̑толюбиваго кнѧзѧ Андрѣӕ . велѧща ѥму ити ставитъсѧ к митрополиту г Къıѥву . и не всхотѣ . паче же Бу҃ не хотѧщю ѥго и ст҃ъи Бц҃ѣ . изверже ѥго изъ землѣ Ростовьскъı . ѿиметь ѿ него үмъ . такоже и надъ симь створи Бъ҃ . ѿӕ ѿ него үмъ . кнѧзю же ѡ немь добро мъıслѧщю . и добра ѥму Г хотѧщю . сь же не токмо не всхотѣ поставленьӕ ѿ митрополита . но и цр҃кви всѣ в Володимери [повелѣ] Д затворити . и ключѣ цр҃квнъıѣ взѧ . и не бъıс̑ ни звоненьӕ ни пѣньӕ по всему граду . и въ сборнѣи цр҃кви . в неиже чюдотворнаӕ мт҃и Би҃ӕ . и ина всѧка ст҃ъıни єӕ . к неиже вси хрс̑ьӕне съ страхом̑ пририщють . оутѣху и Заступницю имуще . и цѣленьӕ ѿ неӕ приємлюще . дш҃мъ Е и тѣлом̑ своимъ . и ту дерзну црк҃вь затворити . и тако Ба҃ разгнѣви . и ст҃ую Бц҃ю . томъ бо дн҃и изгнанъ бъıс̑ . мс̑цѧ . маӕ . въ . и҃ . дн҃ь . на памѧт̑ стаг̑ Іѡан̑ Бословца . Много бо пострадаша чл҃вци ѿ него . въ держаньи ѥго . и селъ изнебъıвши и ѡружьӕ . и конь . друзии же и роботъı добъıша . заточеньӕ же и грабленьӕ . не токмо простьцем̑ но и мнихом̑ . игуменом̑ и єрѣѥмъ . безъмлс̑твъ съıи мучитель . другъıмъ члв̑комъ головъı порѣзъıваӕ и бородъı . инъıм же ѡчи въıжигаӕ . и ӕзъıкъ оурѣзаӕ . а инъıӕ распинаӕ по стѣнѣ . и муча немлс̑твнѣ . хотѧ исхитити Ж ѿ всѣх̑ имѣньѥ . имѣньӕ бо бѣ не съıтъ акъı адъ . посла же ѥго Андрѣи митрополиту в Къıѥвъ . митрополитъ же Костѧнтинъ повелѣ ѥму ӕзъıкъ оурѣзати . ӕко злодѣю и єретику . и руку правую оутѧти . и ѡчи єму З въıнѧти . зане хулу измолвї на ст҃ую Бц҃ю . потреблѧють бо сѧ грѣшници ѿ земьлѧ . и безаконьници ӕко | и не бъıти имъ . и сбъıс̑сѧ слово єуальскоє на нем̑ гл҃щеє . єюже мѣрою мѣри[те] И възмѣритьсѧ вам̑ . и имже судомъ судите судит̑сѧ вам̑ . судъ бо безъ млс̑ти не створшему млс̑ти . другоє же слово молвить . аще кто незаконьнѣ мученъ будет̑ не вѣнчаєтсѧ . грѣшнъıи 1 бо и сдѣ по грѣху мучитсѧ . а на судѣ Би҃и ѡсудит̑сѧ в муку . такоже и се К бес покаӕньӕ пребъıс̑ . и до послѣднѧго издъıханьӕ . оуподобивъсѧ злъıмъ єретикомъ не кланѧющимъсѧ . и погуби дш҃ю свою и тѣло . и погъıбе памѧт̑ ѥго с шюмомь . такоже чтуть бѣси чтущаӕ ихъ . ӕкож̑ и сего доведоша бѣси . възнесше мъıсль ѥго до ѡблакъ . и оустроивше в немь . в҃ . го Сотонаила . и сведоша и въ адъ . ѡбрати бо сѧ болѣзнь ѥго на главу ѥму . и на верхъ ѥго неправда ѥго сниде . ровъ изръı и ископавъ ӕму впадесѧ в ню . то Л бо злѣ изъспроверже животъ свои . а хрс̑ьӕне избавлени Бъ҃мъ и ст҃ою Бц҃ею . радующесѧ и веселѧще гл҃ху . блгс̑внъ ѥси Бе҃ Бе҃ . ӕко тобою проидохом̑ сквозѣ ѡгнь и воду . и проидохомъ въ оутѣху бл҃гу . изволеньємь бл҃гъıмъ спс҃ающаго нас̑ . тъı бо страшенъ и кто противитсѧ тобѣ . и противу величьству мъıшца
твоєӕ кто равнитьсѧ . тъı всемощенъ ѥси . оубожа и ба҃тѧ . оумерщвѧӕ и ѡживлѧӕ . творѧи всѧ премудрено . творѧи ѿ нощи дн҃ь . а ѿ зимъı весну . и ѿ бурѧ тишину . и ѿ суша тучю . и въздвизаӕ кроткаӕ на въıсоту . и смѣрѧӕ грѣшиикъı до землѧ . видѧ бо видѣ ѻзлобленьѥ людии своихъ сихъ кроткъıх̑ Ростовьскъıӕ землѧ . ѿ звѣроӕдиваго Феѡдорца погъıбающих̑ ѿ него . посѣтивъ сп҃се рабъı своӕ . рукою крѣпкою и мъıшцею въıсокою . рукою блг҃очтивою цр҃скою . правдиваго и блг҃овѣрнаго кнѧзѧ Андрѣӕ . се же списахом̑ . да не наскакають нѣции на свѧтительскъıи санъ . но ѥго же позоветь Бъ҃ . всѧкъ бъ даръ свъıше сходѧи ѿ тебе ѡц҃а свѣтомъ . ѥгоже блгс̑вѧть чл҃вци . будет̑ блгс̑нъ . ѥгоже | прокленуть чл҃вци . будет̑ проклѧтъ . тако А и 1 сь 2 Феѡдорець . и 3 не въсхотѣ блгс̑влньӕ . и оудалисѧ ѿ него . злъıи бо злѣ погъıбнеть 4 В то же лѣт̑ чюдо створи Бъ҃ . и ст҃аӕ Бц҃а цр҃кве Десѧтиньнъıӕ 5. в Къıєвѣ . юже бѣ создалъ Володимеръ . иже бѣ 6 хрс̑тилъ землю Русьскую . и далъ бѣ десѧтину к 7 цр҃кви тои . по всеи Русьстѣи 8 земли . створи Б же 9 та мт҃и Би҃ӕ чюдо паче нашеӕ надежа . сѣдѧщю бо Глѣбови 10 Гюргевичю Къıѥвѣ 11. на столѣ ѡтни . и дѣдни . первоє лѣт̑ . приде множьство Половець . раздѣлившесѧ 12 на двоє . ѡдини 13 придоша к Переӕславлю . и сташа оу Пѣсочна . а друзии придоша по ѡнои сторонѣ Днѣпра г 14 Къıєву . и сташа оу Корсунѧ . и прислашасѧ ѡбои къ Глѣбу 15 гл҃ще . Бъ҃ посадилъ тѧ и кнѧзь Андрѣи . на ѡтчинѣ своєи . и на дѣдини в Къıєвѣ .
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1927.
Мир в это время
В 1169 году английские феодалы отправляются в завоевательный поход против Ирландии
Портрет Генриха II. Корнель де Лион. Около 1536 года
«Во второй половине XII в. было положено начало завоеванию Ирландии. Процесс феодализации развивался в Ирландии довольно медленно. Пережитки родовых отношении были здесь очень сильны на протяжении всего средневековья. Это находило своё выражение прежде всего в сохранении клановой организации. Кланы — крупные родовые группы, родовые объединения. Они не утратили своего значения в Ирландии и с развитием феодальных отношений. Земли в Ирландии продолжали считаться собственностью клана, а не отдельных его членов. Владения вождя клана признавались лишь его пожизненным держанием. Вожди кланов вели постоянные войны между собой. Воевали вожди кланов и против верховного вождя, называвшегося королём.
Начавшиеся с конца VIII в. вторжения в Ирландию норманнов сопровождались опустошительными грабежами, разорением страны и усилили в Ирландии внутренние усобицы. В начале XI в. (около 1001 г.) один из клановых вождей — король Манстера (область на юге Ирландии) Бриан Боройме, став «верховным королём», объединил под своей властью почти всю Ирландию и в 1014 г. в битве при Клонтарфе (близ Дублина) нанёс решающее поражение норманнам и их союзникам—вождям некоторых ирландских кланов. Сам Бриан Боройме был убит во время битвы, но в результате одержанной победы с владычеством норманнов, с их попытками подчинить себе всю Ирландию было покончено. Однако междоусобная борьба в Ирландии продолжалась.
Английские бароны, главным образом из западных областей Англии, особенно из Уэльса (значительная часть которого к тому времени была захвачена английскими феодалами), используя междоусобную борьбу вождей ирландских кланов, предприняли в 1169—1170 гг. завоевательные походы в Ирландию. В 1171 г. сюда прибыл со своим войском и Генрих II. Одержав победу над ирландскими клановыми вождями, Генрих II вынудил их признать его «верховным правителем». Английские бароны захватили часть ирландских земель в прибрежной юго-восточной части острова. В 1174 г. ирландцы подняли восстание против захватчиков, но раздоры между вождями кланов помешали им изгнать английских баронов из Ирландии. Получив новые подкрепления, английские феодалы сохранили своё господство в захваченных землях, образовавших укреплённый район английских владений в юго-восточной части Ирландии, названный позже Пэйл (буквально — ограда, огороженная территория), откуда они делали постоянные набеги и на другие области Ирландии. Отнятые у ирландских кланов земли стали собственностью английских феодалов, а свободные члены этих кланов были превращены в крепостных».
Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
Материал предоставлен АНО «Руниверс»
День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению
https://ukraina.ru/20190312/1022946900.html
День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению
День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению — 13.07.2022 Украина.ру
День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблению
В этот день, 12 марта 1169 г. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии.
2019-03-12T07:00
2019-03-12T07:00
2022-07-13T11:11
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1022946900.jpg?10229472791657699895
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2019
Александр Васильев
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
Александр Васильев
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Украина.ру
1
5
4.7
96
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Александр Васильев
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg
история
История, Киев, Русь, Грушевский, XII век
Середина 12 века на Руси стала временем борьбы за киевский великокняжеский стол различных коалиций потомков Владимира Мономаха, в которую, впрочем, вмешивались и представители других ветвей Рюриковичей.
В первом раунде этой борьбы (1146 — 1154 гг.) основными претендентами были один из младших сыновей Мономаха Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий, и его племянник Переяславский князь Изяслав, сын Мстислава Владимировича Великого.
Закончился этот этап княжением Юрия Долгорукого в Киеве, которое продлилось всего два года до его смерти в 1157 г. Считается, что Долгорукий мог быть отравлен киевлянами, а его смерть сопровождалась погромом его сторонников — в первую очередь суздальцев, пришедших с князем в Киев.
Второй раунд этой борьбы (1158 — 1161 гг.) завершился получением великого княжения другим сыном Мстислава Великого — Ростиславом. В составе противостоящих друг другу коалиций, правда на вторых ролях, действовали сыновья двух враждовавших великих князей: Владимиро-Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский и Волынский князь Изяслав Мстиславович. Однако их главное столкновение было еще впереди.
11 октября 2018, 17:06
Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизмаЛюдям, объявившим себя «атеистами Киевского патриархата», и тем, кто поддерживает их в России, кажется, что все, что происходит сегодня с православием на Украине, случается впервые и связано исключительно с политическими коллизиями нашего времени. Однако тем, кто знаком с историей Русской церкви, все их действия и аргументы хорошо знакомы.
У этих чисто военно-политических событий был и важный экономический аспект: это активная колонизация Суздальского ополья. Основной поток переселенцев в регион направлялся с юга. Прежде всего из разоряемых княжескими междоусобицами и набегами половцев окрестностей Киева. Мигранты принесли с собой в Залесскую землю привычную топонимику — названия городов и рек (Переяславль, Звенигород, Трубеж, Ирпень и т.д.).
Привлекательность ополья объяснялась тем, что это был своего рода удаленный лесостепной анклав, плодородные почвы которого позволяли активно развивать здесь земледелие. Вскоре этот регион становится главным источником продовольствия для Великого Новгорода. Все это обеспечивало надежную материальную базу для притязаний Суздальских князей.
В 1167 г. скончался великий князь Ростислав Мстиславович, который напрямую, либо через союзы номинально контролировал всю территорию Руси. Киевляне, вопреки принятым нормам, согласно которым на киевский стол претендовал старший в роду потомок великих князей, пригласили на княжение племянника умершего князя Ростислава — волынского князя Мстислава Изяславича.
Эту кандидатуру поддержал ряд князей из династии Мстислава Великого, как единственный оставшихся в живых его сын, так и внуки — двоюродные братья Изяслава. Сам Изяслав предпочел не быть обязанным родственникам, надеявшимся на земельные пожалования, а опирался, помимо собственных сил, на помощь галичан, поляков и городенцев (гродненцев).
Однако гораздо больше было тех, кого такой выбор нового великого князя не устраивал. Очередная междоусобица была неминуема.
Первый конфликт нового великого князя с Андреем Боголюбским возник вокруг Новгорода, в котором вместо союзника суздальского князя стал княжить призванный новгородцами старший сын Мстислава, Ростислав.
20 октября 2018, 08:35
Три орла для Порошенко15 октября в Киеве у стен Софийского собора прошло мероприятие, названное «Молебен за Украину». Окружающая обстановка немедленно превращала происходящее в фарс. Политический характер действа подчеркивало выступление президента Петра Порошенко. Сцена, на которой он выступал, находилась прямо под колокольней собора, украшенной двуглавыми орлами.
Вторым звоночком стал киевский поместный собор 1168 г. на котором разбирался конфликт между настоятелем Киево-Печерского монастыря и Киевским митрополитом, по поводу правил соблюдения поста. Оказалось, что великий князь занял сторону митрополита, а Андрею Боголюбскому был ближе Печерский игумен, который позволял есть скоромное, если среда или пятница выпадала на праздничный день.
Однако Мстислав Изяславич, отличающийся воинственностью и личной храбростью, сперва попытался найти лучшее применение кипучей воинской энергии своих многочисленных родственников и организовал две масштабных кампании против половцев.
Однако эти меры не изменили ситуации. Мстислав все больше конфликтовал с окрестными князьями, и своими племянниками, сыновьями предыдущего великого князя Ростиславовичами, и с чернигово-северскими Ольговичами, и с рядом других владетелей. И в тот момент, когда эти конфликты были готовы вылиться в открытое противостояние, на сцене появляется Андрей Боголюбский, который, впрочем, все равно предпочел действовать чужими руками оставаясь в тени.
Современный исследователь Андрей Пятнов, посвятивший этим событиям специальное исследование, так описывает мотивацию Владимиро-Суздальского князя:
«Столь выгодной ситуацией, когда против киевского князя были настроены и Ростиславичи, и Ольговичи — ключевые силы политической жизни Южной Руси того времени, воспользовался Андрей Юрьевич Боголюбский. Решающими факторами, заставившими его двинуть силы на Киев, стали желание установить свой контроль над Киевом и активность Романа Мстиславича в Новгороде, которую Андрей надеялся пресечь, изгнав его отца из Киева. Основной опорой владимирского князя стали Ростиславичи и северские Ольговичи, которые стремились к смене киевского князя».
В итоге в коалиции, выступившей по инициативе Андрея Боголюбского на Киев, приняли участие десять поименно названных князей со своими дружинами, среди которых князья Смоленские, Овручский, Вышгородский, Северские. Помимо них летописи называют полочан, муромцев и рязанцев. Во главе войска стоял сын Суздальского князя Мстислав Андреевич и его боярин Борис Жидиславич. Это была весьма внушительная сила. А вот упомянутые в Никоновской летописи чехи, поляки, венгры и литва едва ли принимали участие в этих событиях. Их присутствие, вероятно, предавало последующей картине киевских бедствий вселенский размах.
Войска союзников осадили Киев, и значительно уступающий им в силах Мстислав Изяславич не решился на полевое сражение. Спустя два дня он бежал к себе на Волынь, где мог получить поддержку своих западных союзников. А вот брошенный им город ждала печальная участь.
7 марта 2019, 15:00
Почему ректор Киево-Могилянской академии не знал о существовании украинцевНасколько можно судить о существовании украинского народа и степени его отдельности от народа русского? В поиске ответов на эти вопросы может помочь учебник истории — особенно, если он написан киевлянином.
По свидетельству Ипатьевской летописи «и грабили два дня весь город — Подолье и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда горящим церквям, убиваемым и связываемым христианам. Жен уводили в плен, разлучая силою со своими мужьями, младенцы рыдали, видя матерей своих. И взяли множество богатства, церкви обнажили, иконы и книги, ризы и колокола, вынеся всё Смоляне и Суздальцы, и Черниговцы, и Олегова дружина. Зажгли монастырь Печерский Святой Богородицы поганые, но Бог молитвами Святой Богородицы уберег от этого. И были в Киеве у всех людей стенание и печаль, и скорбь безутешная и слезы непрестанные. Все же это сделалось по грехам нашим».
По итогам этой кампании киевский престол получил младший брат Андрея Боголюбского — Переяславский князь Глеб Юрьевич. Но уже на следующий год Мстислав вернулся Волыни и вновь занял Киев, однако в том же 1170 году умер. На следующий год умер и его соперник в борьбе за киевский стол Глеб Юрьевич (возможно, как и его отец Юрий Долгорукий был отравлен). После этого Андрей Боголюбский вступил в конфликт за великокняжеский престол со своими бывшими союзниками Ростиславовичами, а в 1174 г. владимиро-суздальский князь погибает в результате заговора.
Традиционно событиям 1169 г. как и фигуре Андрея Боголюбского в целом, в историографии предается исключительное значение.
Идею о том, что после (и вследствие) событий 1169 г. Киев «навсегда утратил право называться столицею отечества» выдвинул еще Карамзин. Соловьев так же видел во взятии Киева событие «поворотное», которое стало «поводом к разделению Северной и Южной Руси». А Ключевский порицая князя, утверждал, что «в лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену».
Но если русские историки во взятии Киева пытаются разглядеть только отправной пункт длительного исторического процесса сепарации единой русской общности, то для украинского историка и политика Михаила Грушевского события 1169 г. «Это первые исторически известные проявления соперничества с формирующейся украинской народностью народности великорусской (которая тоже формировалась тогда) в лице ее князей — первые случаи, где последняя начинает демонстрировать свою силу».
С тех пор эта точка зрения тиражировалась в украинской националистической историографии.
Апофеозом подобных претензий стала знаменитая иллюстрация Михаила Фартуха к четырехтомной «Истории Украины для детей» писателя и украинского активиста Антона Лотоцкого. Эта книга впервые была издана во Львове в 1934 г., и затем неоднократно переиздавашемуся в диаспоре в Канаде, а затем уже и на независимой Украине. В параграфе повествующим о событиях 1169 г. под рисунком, изображающим воинов, врывающихся в город, стоит подпись: «Москали разрушают Киев».
© Public domain
© Public domain
Поход 1169 г. был одним из множества эпизодов борьбы Рюриковичей за Киев, которыми полны первые столетия русской истории. Необычными в событиях 1169 г. историки называют два момента.
Во-первых, захватив Киев Андрей Боголюбский не стал сам там княжить. Но достаточно ли у нас данных для того, чтобы считать это неким осознанным политическим жестом? Прежде всего стоит сказать, что даже в описанных эпизодах борьбы за Киев мы находим сходный (хотя и не идентичный) прецедент — Мстислав Изяславич уступал Киев своему дяде Ростиславу. Андрей Боголюбский, сам не принимавший участия в походе, уступает столицу брату. Были ли у Боголюбского резоны избегать Киева? Несомненно, были — его отец, боровшийся за него всю сознательную жизнь, нашел в Киеве свою смерть. Так же кончил свои дни и брат. Наконец сам период даже опосредованного контроля Андрея Юрьевича над Киевым был настолько краток, что у нас просто недостаточно данных для того, чтобы делать какие-то определенные выводы о по поводу глобальных замыслах князя о судьбе древнего стольного града.
Важно подчеркнуть, что вопреки многим упоминанием в популярной литературе, Андрей Боголюбский лично не командовал взявшими Киев войсками, и вовсе не участвовал в этом походе.
Во-вторых, конечно же, бросается в глаза небывалое обращение русских войск с городом. Небывалое для Киева, другим русским городам не так везло в усобицах. Впрочем и Киев будет вновь взят и разграблен в 1203 г. смоленским князем Рюриком Ростиславичем.
9 октября 2018, 16:17
Москва, Орда и Дональд Трамп8 октября 1480 г. войско княжича Ивана Молодого отразило попытки орды хана Ахмата форсировать пограничную реку. Так началось «Стояние на Угре». 11 ноября Ахмат ушел в степь, не требуя более дани. Этот момент считается концом ордынского ига, начавшегося с «Батыевого погрома» 1237-40 гг. Но есть и альтернативная точка зрения.
Но прежде всего к приведенному выше яркому описанию разграбления Киева нужно относиться критично. Если мы считаем драматическим преувеличением участие в походе на город венгров, чехов, поляков и литвы, то стоит ли безоговорочно принимать масштаб последовавших разрушений? Ведь летописец, как духовное лицо, прежде всего ставил перед собой дидактическую задачу — нарисовать поистине апокалиптическую картину наказания грешников.
Естественно, что нет никаких оснований приписывать жестокость победителей следствию некоей неприязни, вражды между «северянами» и «южанами». В разорении Киева помимо суздальцев и их соседей участвовали и различные «южане», и «западники», перечисляемые источниками. Вероятнее всего мы сталкиваемся в этом случае со спонтанной вспышкой агрессии, хорошо известной в военной истории.
Масла в огонь действительно мог подлить мотив мести, за суздальцев, убитых киевлянами после смерти Юрия Долгорукого, 12 годами ранее. Но и в их истреблении нельзя усмотреть никакой племенной вражды — современный исследователь Антон Горский справедливо указывает, что «такие же беспорядки вспыхнули в Киеве после смерти князя Святополка Изяславича в 1113 году, когда горожане разгромили двор его тысяцкого Путяты Вышатича и сотских, хотя Путята был местным киевским боярином, а не каким-то пришлым чужаком»
Публицист князь А.М.Волконский. в брошюре 1920 г. «Историческая правда и украинофильская пропаганда» обратил внимание на то, что в «Слове о полку Игореве» совершенно не отразилась вражда между различными частями Руси, якобы проявившая себя в 1169 г. и только окрепшая после разорения Киева.
Как известно, князь Игорь, один из участников взятия Киева в 1169 в составе собранной Андреем Боголюбским коалиции, после неудачного похода на половцев оказался у степняков в плену. « Тогда великий князь киевский Святослав «изронил золотое слово, орошенное слезами», и стал звать всю родню-князей «вступиться за обиду, за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича». Зовет он Ярослава галицкого, Рюрика и Давида смоленских, зовет Романа и Мстислава волынских и князя Всеволода зовет. «Великий князь Всеволод, — говорит он последнему, — прилететь бы тебе издалека, чтобы отцовский золотой престол поблюсти. Ты можешь Волгу веслами разбрызгать, а Дон вычерпать шеломами…»
1 февраля 2019, 18:00
В России появилась первая биография обличителя украинского сепаратизма – Николая УльяноваЕё автор питерский историк Петр Базанов рассказал изданию Украина.ру, почему уроженец Северо-Запада России увлекся украинским вопросом
Кто этот князь, которого зовут на помощь из Киева, поэтически преувеличивая его могущество? Это Всеволод III Большое Гнездо (+1212), брат того самого Андрея, который разорил Киев, властный продолжатель политики своего брата по усилению северного центра Руси. И кто этот неизвестный даровитый певец, зовущий северского князя? Он южанин, дружинник великого князя черниговского. »
Точно так же лишены оснований попытки представить конфликт киевлян и суздальцев, следствием неких глубинных социально-политических различий.
Как отмечает Антон Горский представления о том, что Андрей Боголюбский был основателем самодержавного строя, унаследованного затем московской державой, и существующего в России чуть ли не до наших дней в источниках XII века не находят основания. Эта интерпретация была предложена намного позже — во времена Ивана Грозного, в «Степенной книге», а затем некритично воспринята историками XIX столетия.
Указания летописи на то, что Боголюбский хотел быть «самовластцем» (калька с греческого «автократор»), следует воспринимать целиком — «самовластец быти всеи Суждальской земли», т.е. не хотел дробить ее на уделы. Говоря о княжестве Боголюбского, Горский констатирует «Политическая система там была в целом такой же, как и в остальных частях Древней Руси». То же самое касается и социальных отношений, на которые делал акцент Ключевский.
Ну и, наконец, следует коснуться статуса Киева после 1169 г. Еще знаменитый советский археолог Борис Рыбаков полагал, что город «продолжал жить полнокровной жизнью столицы богатого княжества и после 1169 г.». Ни о каком резком упадке, наступившем в результате катастрофического разгрома говорить, не приходится. Это случится уже в следующем столетии, после разорения города Батыем. А до тех пор он будет сохранять в том числе и политическую роль центра Руси и оставаться для Рюриковичей объектом притязаний и яблоком раздора — еще Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо и отец Александра Невского, даже в условиях Батыева Погрома будет пытаться овладеть Киевом. А сам Александр даже получит на него ордынский ярлык.
Таким образом событие, получившее в украинской исторической традиции скандальную славу, на самом деле не имело ничего даже отдаленно напоминающего формулу «москали разрушают Киев».
Развивающийся православный треугольник Константинополь – Киев – Москва
Церкви мыслят веками и не привязаны к сиюминутным политическим мандатам. 5 января 2018 года Константинопольский патриарх реализовал свое решение о предоставлении независимости Украинской православной церкви, что расстроило Москву. Чтобы понять нынешние события, стоит оглянуться на эту многовековую историю изменчивых отношений между Константинополем, Киевом и Москвой.
Константинополь-Киев: христианизация
В 882 году Олег Новгородский перенес свою столицу в Киев и продолжил дело Рюрика по объединению славянских племен, положив начало истории Киевской Руси. Предсказание святого Андрея сбылось. Рассказывают, что в первом веке, когда апостол Андрей ехал на территорию нынешнего Киева, он взобрался на вершину холма над рекой Днепр. Там он водрузил крест, пророча будущее великого христианского города и роль, которую он будет играть.
Славяне были разрозненным союзом племен, пока Константинополь процветал. В 980 г. Владимир Великий правил в Киеве и стремился к дальнейшему укреплению и расширению своих территорий. В 988 году он завоевал город Херсон в Крыму, где с четвертого века была учреждена епископская кафедра. Хотя сведения об обращении Владимира различаются, ясно одно: византийский император послал свою сестру Анну выйти замуж за Владимира, объединив Киев и Константинополь. Когда Анна прибыла, Владимир обратился в христианство, вернул Херсон Константинополю и вернулся в Киев с крымскими священнослужителями. Нельзя отрицать, что экономические и политические причины повлияли на его решение обратиться, поскольку его повестка дня была ориентирована на христианский мир.
Хотя византийский император назначил главу духовенства в Киеве, он столкнулся с противодействием со стороны киевских князей, которые не одобряли отделение церквей от Константинополя, а также не подчинялись власти императора сделать Киевскую Русь колонией Византии. Империя. Отношения с империей были сложными: Константинополь не вмешивался напрямую во внутренние дела Киева, но не позволял князьям вмешиваться в религиозные дела. Иными словами, власть Константинополя над Киевом осуществлялась через духовенство, имевшее в Киевской Руси значительную власть. Как следствие, появилось первое стремление к созданию самостоятельной церкви. Ярослав Мудрый провозгласил Илариона Киевского первым негреческим митрополитом в 1049 г.. Тем не менее Константинополь восстановил контроль над назначением главы церкви в Киеве. Константинополь никогда не давал Киеву права назначать собственного славянского митрополита, устанавливая красную черту, которая вызвала бы немедленные действия Константинополя. В последующие века эту должность в основном занимали греки, которые оставались вне внутренней киевской политики. Поскольку Киев превратился в крупный экономический центр, в интересах Константинополя было оставаться в хороших отношениях со своим славянским соседом, приобретая все большее значение на международной арене.
Ярослав Мудрый скончался в 1054 году, ключевой дате, поскольку это год раскола между Римом и Константинополем.
Киев предпочитает Константинополь Риму
Мнения об обрядах и богословских элементах со временем разошлись между Римом и Константинополем, отчасти из-за языковых различий. Латинский язык стал доминирующим на Западе, в то время как греческий язык был предпочтительным языком на Востоке. Из-за статуса языка как основного культурного средства использование разных языков повлияло на религиозные обряды. Постепенно Рим ввел закрытие церквей в соответствии с обрядами, практиковавшимися в Константинополе, а Константинополь сделал то же самое с церквями в соответствии с обычаями Западной церкви. В конце концов, римский папа Лев IX и Михаил Керуларий из Константинополя отлучили друг друга от церкви в 1054 г.
Гумберт Сильвский Кандидский, папский легат, доставивший отлучение патриарху Михаилу Керуларию, решил заехать в Киев на обратном пути из Константинополя в Рим. Новообращенная Киевская Русь представляла собой привлекательного потенциального союзника для Рима, особенно с учетом того, что молодая федерация славян росла в размерах и приобретала все большее значение на международной арене. Поскольку объединение с этой новой христианской общиной укрепило бы их позиции против Византии, посланник Рима посетил великого князя Киевского с целью убедить его присоединиться к Риму. Однако Язислав, новый великий князь киевский, отказался от какой-либо верности Риму. Духовенство в Киеве останется на стороне православных вместе с Константинополем в великом расколе между Востоком и Западом.
Но соперничество между славянами было жестоким. В 1169 году благочестивый великий князь Владимиро-Суздальский Андрей Боголюбский разграбил Киев и забрал многие религиозные предметы, в том числе высокочтимую византийскую икону Божией Матери Одигитрии, одну из святынь русского православия. Он инициировал строительство многих церквей во Владимиро-Суздале, недалеко от сегодняшней Москвы, и обратил больше славянских племен. Он также известен тем, что предпринял первую попытку создать новую епархию, чтобы составить конкуренцию Киеву. Около 1170 года он в обход Киевской Патриархии прямо просил Константинопольского Патриарха Луку Хризовергуса об учреждении епархии во Владимире. Он также просил, чтобы новый митрополит имел тот же сан, что и киевский. Патриарх отклонил его просьбу, но соревнование с Киевом началось.
На сцену выходит Москва
Монгольское нашествие быстро распространилось с востока на запад и достигло Киева в 1240 году. Город был разрушен, а почти все его население рассеяно. Киев, прекрасная жемчужина города, был разрушен. Спустя каких-то шестьдесят лет после разрушения Киева город все еще не восстанавливался. Так, митрополит Максим в 1299 году перенес свою резиденцию из Киева дальше на восток во Владимир. Тем не менее, он сохранил свой титул митрополита Киевского и всея Руси. Перенос религиозного центра из Киева был крупным ходом, последствия которого сильно повлияли на будущее православия и светской власти. В то время в регионе господствовали монголы. Первый союз славян, Киевская Русь, распался, а новые государства еще не образовались.
За короткий промежуток в три десятилетия важные события сформировали лицо новой власти, возникшей в Москве, столице Великого княжества Московского.
При относительной религиозной терпимости монголов церковь укрепила свою власть, и митрополит Петр переехал в Москву в 1325 г., что дало знак того, что город был одним из ведущих политико-религиозных центров.
Тем временем Константинополь погряз в собственных проблемах, а Восточная Римская империя доживала свои последние дни. Поскольку Ватикан вступал в эпоху Возрождения, он стремился положить конец расколу 1054 года, особенно в своих интересах. Таким образом, католический папа был склонен помочь Константинополю, который просил о помощи и единстве в противостоянии османской угрозе. На Флорентийском соборе 1439 г., Католическая церковь и Константинопольский патриарх подписали соглашение, которое должно было положить конец расколу. В то время Константинополь еще назначал митрополита Киевского и всея Руси и рассчитывал на поддержку Москвы в одобрении соглашения. Но реальность диктовала иное, поскольку Россия сильно отдалилась от Константинополя и его проблем. Вскоре после этого умер Константинопольский патриарх, и было решено, что его подпись не имеет обязательной силы для православных церквей. Только Константинополь еще надеялся, что союз с Римом спасет их от османов. Но десятилетие спустя, в 1453 году, Константинополь попал под власть османов.
Московские епископы решили освободиться от Константинополя, который ради своего спасения пошел на компромисс с католиками, но теперь находился под властью мусульман. Москва впервые избрала своего главу церкви независимо от Константинополя. Хотя автокефалия Русской Православной Церкви была признана только в 1589 году, де-факто церковь стала независимой в 1448 году, когда Иона стал ее первым митрополитом. Одной из его первых целей было поддержание религиозного единства на территориях, над которыми имели власть его предшественники. В конце концов, в 1458 году канонические территории, на которых исповедовал митрополит, соответствовали тем, которыми правил великий князь Московский. Этот переход отразился на его титуле, который в 1461 г. изменился на митрополита Московского и всея Руси. Русская церковь теперь была важным актором, видевшим себя хранителем Православия, Третьим Римом.
Новая Автокефальная Церковь заявляет о себе
Оставшимся элементом было признание автокефалии Константинополем. Без одобрения себе подобных самопровозглашенная автокефалия не имеет силы в православном мире.
Османы обложили патриархаты, находившиеся под их территориальным контролем, тяжелыми данями. Экономически ослабленные патриархаты потеряли значительный вес, особенно Антиохия, которая несколько раз была ослаблена и изгнана из-за многовекового владычества арабов и крестоносцев. В 1586–1587 годах патриарх Антиохии Иоаким V отправился в путешествие для сбора пожертвований от других православных церквей. В Москве будущий царь Борис Годунов предложил свою поддержку и воспользовался этим политическим моментом, чтобы подогреть амбиции официальной автокефалии. Через два года патриарх Константинопольский Иеремия II приехал в Москву с той же целью сбора денег. Во время своего пребывания он обсудил бы с Борисом Годуновым возможность остаться православным Вселенским Патриархом, но базироваться в России. Наконец, после долгих переговоров, Иеремия II решил предоставить автокефалию Русской Православной Церкви и вернулся на родину. Признание было официально оформлено в 1589 г.с согласия трех других первоначальных патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима.
В 1589 году Русская Православная Церковь впервые возглавила патриарха Иова Московского. Теперь было пять патриархов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский. А царь был хранителем православия.
Киев, царская империя и церковь
Петр I провел множество реформ по модернизации России по европейскому образцу. Он заменил патриаршество комитетом под названием Святейший Синод, поставив бюрократа, обер-прокурора, его фактическим главой и глазами и ушами царя в церкви. Обладая властью над религиозными вопросами и контролем над назначением епископов, Петру удалось низвести церковь до статуса министерства или государственного ведомства, а клирикам было поручено заниматься духовными делами.
Екатерина Великая продолжила политику Петра Великого. Она поддерживала австро-российскую идею распада Османской империи. В рамках этой схемы она вынашивала планы приступить к «греческому проекту»: воссоздать греческую Византийскую империю, чтобы заменить мусульманскую Османскую империю, которая укрепила свои позиции в континентальной Европе. Например, она поддержала восстание Даскалогианниса на Крите в 1770 году, когда критяне восстали против турок. На самом деле она была довольно равнодушна к религии: она приняла проект, продвигаемый князем Потемкиным, по геополитическим, а не религиозным причинам. Однако этого не произошло, и союза с Австрией не возникло. В 1783 году Екатерина решила аннексировать Крым, положив конец происходящим там восстаниям и, главное, оттеснив Османскую империю за Черное море. Крым стал российской губернией и частью Новороссии или «Новой России» в 1784 г.
Религиозная политика в русско-турецких войнах
В конце концов напряженность между Российской и Османской империями достигла апогея, и в 1787 году разразилась война. Конфликт длился пять лет, но разрешился в пользу России. Таким образом, Россия смогла укрепить свои позиции вокруг Черного моря, но так и не захватила Константинополь, ворота в теплые воды Средиземного моря и ахиллесову пяту Москвы по сей день. Несмотря на то, что Ясский мирный договор, подписанный по окончании войны 9 января, 1792 г., признал территориальные приобретения России, отношения с Османской империей оставались напряженными. Российская экспансия выиграла от импульса на мировой арене, потрясенного французской и американской революциями. Следовательно, никто особо не реагировал на российскую экспансию, пока ситуация во Франции не стабилизировалась. Но реакция Наполеона была недолгой.
Победа Александра над Наполеоном дала ему новое ощущение божественной миссии, и к 1814 году царь стал более религиозным и склонным к мессианству. Его религиозное пробуждение спровоцировало создание Священного союза между Пруссией, Австрией и Россией. Этот союз, подписанный в Париже в 1815 году, был направлен на продвижение христианства, но также был реакцией на наполеоновские войны. Великие державы хотели обеспечить баланс сил в Европе и избежать революций. В течение двух последующих лихорадочных десятилетий католическая церковь оставалась сильной, и Наполеон III преследовал прокатолическую повестку дня, о чем свидетельствует его 1849 г.экспедиция по восстановлению папы. Он выдавал себя за защитника католицизма в Европе, что отчасти объясняло его решение участвовать в Крымской войне против России.
С ее территориальными приобретениями и продвижением далеко в регион Черного моря Россия представляла растущую угрозу для Османской империи и ее французских и британских союзников. Париж вместе с Лондоном поддерживал Османскую империю, чьи западные территории на Балканах были свидетелями многих восстаний, в том числе восстаний православных сербов и православных греков.
Спусковой крючок Крымской войны 1853–1856 годов был религиозным, но корни бесспорно были связаны со страхом перед растущим влиянием России в ослабленной Османской империи. Вначале в Палестине возникли споры между католическими и православными монахами по поводу их прерогатив. Поскольку дело достигло серьезных высот, вмешался царь Николай I и попросил султана признать право России на защиту христиан Османской империи согласно Кючук-Кайнарджинскому договору, подписанному после войны 1774 года. Это право давало русским Дальнейшее преобладание Православной церкви над Константинопольским патриархатом. Документ также предоставил России доступ через Босфор и Дарданеллы. Эта привилегия определенно не нравилась ни Франции, ни Англии.
Католическая Франция заявила, что хочет иметь власть над восточными христианами, что противоречит предыдущему соглашению, которое давало России право защищать христиан. Французский император-католик Наполеон III обещал поддержку султану, если он будет сопротивляться этой русской «агрессии». Уязвленный унизительными условиями договора после поражения Османской империи, султан согласился. Следовательно, между Османской империей и Россией разразилась новая война. Как и было обещано, Франция, к которой присоединилась Англия, вмешалась в поддержку султана, чтобы сохранить территориальную целостность его империи.
Защита святых мест и христиан стала источником международной войны с несколькими фронтами вокруг Черного моря, в том числе на Кавказе. Война в конечном итоге была проиграна Россией, которая затем была вынуждена передать несколько территорий вокруг Черного моря. В результате Франция получила влияние на Святых землях.
Москва – Константинополь Конкурс
Первая мировая война положила конец Российской и Османской империям. При Совете подрывали религию, убивали священников и разрушали церкви. Итак, русская церковь оказалась в состоянии растерянности, когда рухнула советская власть. Церковь была разделена и слаба. В последние годы ХХ века РПЦ стабилизировалась и укрепила свою власть на своей канонической территории благодаря поддержке российских властей. Он также подтвердил свою позицию в Православной церкви во всем мире. Русская православная церковь, безусловно самая большая по количеству прихожан и растущему богатству, затмила Константинопольского патриарха.
Последние не пользовались большой свободой при новом турецком правлении. Кроме того, в девятнадцатом веке он утратил юрисдикцию на Балканах. Турецкие власти установили, что Патриарх должен быть гражданином Турции, как правило, греческого происхождения, и такие кандидаты встречаются редко. В целом Константинопольский Патриарх на протяжении столетий находился во все более затруднительном положении, и Москва оказалась сильным соперником. В 2016 году РПЦ попросила созвать Всеправославный собор на Крите, а не в Стамбуле, поскольку турецкие власти сбили российский истребитель, развернутый для операций в Сирии. Основываясь на этом аргументе безопасности, Совет согласился изменить местонахождение. Тем не менее, поместные православные церкви, а именно Болгарская церковь, Антиохийский греческий православный патриархат, Сербская и Грузинская православные церкви, отказались от участия из-за разногласий по повестке дня. РПЦ предложила решить эти вопросы, чтобы гарантировать полное присутствие, даже если это означало отсрочку Собора. В итоге споры не были разрешены, и РПЦ приняла решение отказаться от своего участия. Тем самым РПЦ выразила вызывающее заявление о роли и авторитете Константинопольского Патриархата. Напряженность так и не разрешилась, а ситуация на Украине усугубила обиду в отношениях между Константинополем и Москвой.
Москва – Киев: снова соперники
С середины семнадцатого века Киев оставался в основном под властью царя, а затем советской Москвы. Связи, связывающие Украину и Россию, были крепкими, особенно в области продовольствия, промышленности и энергетики.
После распада Советского Союза западноевропейский мир и Россия попытались привлечь Киев в свои сферы влияния, игра, от которой выиграл Киев. В 2014 году ситуация резко изменилась с революцией Евромайдана, которая свергла президента Януковича. Не в силах предотвратить выбор Украины в ЕС, Москва была обеспокоена тем, что Украина может вступить в союз с НАТО. Российские власти рассматривали ситуацию как вопрос безопасности и активно поддерживали отделение автономной области Крым и ее присоединение/присоединение к России. Ситуация вышла из-под контроля, и на Донбассе разгорелся кинетический конфликт, приведший к серьезным корректировкам в международных делах.
На фоне сложных международных отношений, сложившихся в начале ХХI века, интересы Русской Православной Церкви и Российского государства в Украине пересеклись. Вопрос вероисповедания и верности Киевскому или Московскому патриархату стал вопросом идентичности и призывом к сопротивлению части украинцев против России в 2014 году. Эта досадная путаница вылилась во внутриправославное противостояние с убийствами православных священников и уничтожением православных. церкви. В порочном кругу религиозные и политические разногласия подпитывали друг друга.
Многие критики интерпретировали позицию русской церкви и российских властей как две стороны одной медали. Следовательно, русская церковь стала синонимом российского вмешательства в дела Украины, и поэтому отделение, которое мы видим, было почти свершившимся фактом.
Создание автокефальной Украинской Православной Церкви является еще одним поворотом в этих изменчивых отношениях между тремя историческими городами Константинополем, Киевом и Москвой. И вряд ли это будет последний ход…
Как положено и оба умерли Андрея Боголюбского
Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых, является одним из самых выдающихся правителей в древней истории. Его жизнь отмечена многочисленными победами, а смерть была мученической, принятой от рук предателей своего окружения. Верующий Андрей умер с молитвой на устах. Это было убийство 845 лет назад, 29 июня 1174 года.
Сын Юрия Долгорукого
Будущий князь Владимирский Андрей Боголюбский родился около 1111 года в семье Юрия Владимировича Долгорукого, князя Ростово-Суздальского и Великого князя Киевского, который считается основателем Москвы, нынешней столицы Русского государства. Матерью Андрея была Анна, дочь половецкого князя Каипа (аэпа), которая в 11-летнем возрасте вышла замуж за князя Юрия Долгорукого. Таким образом, в жилах Андрея Боголюбского тек и половецкая кровь.
Юный Андрей почти не освещен в исторической литературе, так как нет источников, которые дали бы хоть какую-то информацию. Известно, что в 1146 г., когда Андрею было уже 35 лет, он был изгнан из Рязани Ростиславом Ярославичем, а в 1149 г.Андрей получил от Юрия Долгорукого Вышгород, став князем Вышгородским. Во время похода на Изяслава Михайловича Андрей хорошо показал себя при осаде удачи, хотя город взять ему так и не удалось.
Юрий Долгорукий
В 1148 году Юрий Долгорукий женил 37-летнего сына на дочери расстрелянного боярина Степана Кучки Зеленоглазой красавицы. Еще при жизни Улитка родила Андрею пятерых детей — Изяслава (умер в 1165 г.), Мстислава (умер в 1173 г.), Георгия (умер в 119 г.).0), Глеб (умер в 1175 г. в возрасте 20 лет, канонизирован) и дочери туристки.
В 1152 году Андрей участвовал в осаде Чернигова, где получил тяжелое ранение. В 1153-м году Юрий Долгорукий сделал Андрея князем рязанским, но при нападении на рязанцев Ростислава Ярославича, который заручился поддержкой половецкой орды, Андрей был вынужден бежать из Рязани. Существует легенда, что он бежал из города в одном сапоге.
Когда Юрий Долгорукий окончательно утвердился в Киеве, он снова сделал Андрея князем Вышгородским.
В Вышгородском женском монастыре Андрей буквально украл очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. Когда в 1155 году Андрей отправился во Владимир-на-Клязьме, он взял с собой чудотворную икону, и она назвала Владимирскую икону Божией Матери впоследствии ставшей одной из главных православных святынь России.
По преданию, икона была привезена из Константинополя (Византии), а написал ее сам евангелист Лука. Икона уже наделена чудесными свойствами – якобы она ночью отошла от стены и оказалась посреди храма. Андрей очень хотел иметь эту икону, но взять ее открыто было нельзя, потому что не позволили бы местные жители. Поэтому с помощью священника Николая и диакона Нестора Андрей похитил ночную икону и скрылся в Суздале. Ночью Андрею явилась во сне Богородица и велела оставить икону во Владимире. Князь так и сделал, и на том месте, где была Богородица, основал город Боголюбы (Боголюбово).
Князь Владимирский и Суздальский
В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Андрей стал после смерти отца князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Он перенес свою столицу во Владимир, пристроил к Владимирскому кремлю Новый город – земляную крепость с двумя каменными башнями. В то время как сам Андрей предпочитал жить в замке Боголюбово, именем которого должны были вскоре называться княжеские. 90–105 годы правления Андрея Боголюбского характеризовались бурным развитием Владимиро-Суздальской земли. Так, именно тогда была построена церковь Покрова на Нерли. Не исключено, что Москву построил Андрей Боголюбский, а не его отец Юрий Долгорукий, который был слишком занят делами в Киеве и мог лишь дать указание о строительстве города. Одним из первых Андрей пригласил для возведения объектов на своих землях западных архитекторов, осознав тогдашнее превосходство Европы в архитектуре и строительном деле.
Надо отметить, что праведник Андрей, тем не менее, очень лихо боролся за власть. Он изгнал из княжества свою мачеху княгиню Ольгу с ее сводными братьями Михаилом, Васильком и Всеволодом. Вслед за мачехой пошли и другие родственники князя, а также приближенные к покойному отцу бояре. Андрей хотел положиться на команду и завязал тесную дружбу с крупными торговцами Ростова, Суздаля и Владимира, считая горожан своей опорой.
В 1159дружина Андрея захватила Волок Ламский, построенный новгородцами. Здесь Андрей отпраздновал свадьбу дочери Ростиславы с вигским князем Святославом Владимировичем, племянником Изяславом Давидовичем. Расширяя свои владения, Андрей старался не обделять более молодых воинов, в которых видел противовес дворянству. Он даровал им наделы земли и поощрял, зная, что они являются его главной опорой в противостоянии с родовой знатью. 90–105 Ко времени царствования Андрея Боголюбского имеет место попытка создания самостоятельной Киевской митрополии во Владимире, однако Константинопольский патриарх Лука Христофор не одобрил митрополита, и Феодор назначил епископом Ростовским священника византийского Леона. Леон базировался в Ростове, а Феодор во Владимире. В конце концов Андрей был вынужден отправить Феодора в Киев, где епископу отрезали язык и отрубили правую руку.
Взятие Киева и война с Новгородом
Андрей Боголюбский отметился многочисленными военными походами, участвуя в борьбе за власть на просторах России. В 1169 году Андрей Боголюбский, воспользовавшись смутой в Киеве, послал свое войско под командованием своего сына Мстислава Андреевича. К владимирскому войску присоединились дружины полоцких и муромо-рязанских князей. 12 марта 1169 года суздальское войско штурмом взяло Киев. Два дня продолжался грабеж Киева. Многие жители города были уведены в плен, были разграблены киевские церкви и монастыри. В Киеве стал править младший брат Андрея Глеб, а сам Андрей Боголюбский предпочел остаться во Владимире.
Впервые в истории Древней Руси Андрей Боголюбский решил изменить порядок старшинства князей. Прежде князь, перейдя к власти в Киеве, оставил свою вотчину, а Андрей Боголюбский ушел во Владимиро-Суздальскую землю. Благодаря этому неоднократно повышался статус Суздаля и Владимиро-Суздальской земли, началось формирование и развитие будущего единого Русского государства.
Зимой 1170 года войско под командованием сына Андрея Мстислава в составе суздальских, рязанских и муромских дружинников прибыло в Новгород и начало осаду этого великого русского города. Утром 25 февраля суздальцы штурмовали Новгород, но новгородцы смогли разбить и взять в плен многих суздальских воинов. Мир Андрея Боголюбского был заключен Новгородом просто потому, что вскоре в городе начался голод и в сложившейся ситуации новгородцы решили, что лучше помириться с серьезным соперником, чем продолжать вражду.
Помимо Киева и Новгорода Андрей Боголюбский дважды организовывал масштабные походы в Волжскую Булгарию. Эта страна была восточным соседом России, и ее тюркские булгары в основном исповедовали ислам. В 1164 и 1171 гг. войска Андрея Боголюбского дважды вторгались в Волжскую Болгарию. В первый раз суздальцам удалось взять город Бряхимов и сжечь еще три города, а во второй раз Мстислав Андреевич, командовавший суздальским войском, предпочел избежать столкновения, видя, что булгары собрали большое войско и соотношение сторон не в пользу Суздаля.
Убийство Андрея Боголюбского
Неудачный поход суздальских войск на Киев в 1173 году вызвал недовольство бояр большого княжества. Пожилой 60-летний Андрей все меньше удовлетворял интересы бояр, и они решили сговориться, чтобы устранить стареющего князя. Возглавил заговор дворян Кучка, договорившись с стольником Анбы. Именно Анба похитил висевший над ложем Андрея Боголюбского меч святого Бориса, которым князь не смог противостоять заговорщикам.
В ночь с 28 на 29 июня 1174 г. бояре сыновья Кучки спустились в винный погреб, где выпили вина для храбрости, а затем вошли в спальню князя. Когда постучали к Андрею Боголюбскому, князь спросил, кто у дверей. Один из бояр назвал имя Прокопия, любимого слуги князя. Но Андрей, знавший голос своего помощника, понял, что его обманывают, и прислушался. Он не стал отпирать дверь, а вскочил и хотел схватить меч. Но меча не было. В это время боярские сыновья Кучки выломали дверь в княжеские палаты и напали на Андрея.
Боголюбский, несмотря на свой возраст, отличался недюжинной физической силой. Долго он сражался с дворянами, все еще попадая под их удары. Подумав, что князь умер, Кучка вышел из опочивальни. Андрей вскоре проснулся и каким-то образом вышел из своей спальни, пытаясь спрятаться на лестнице за столбом. Но бояре нашли кровавый след и вскоре нашли Андрея. Благочестивые стали читать молитву, говоря в конце ее: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!». После этих слов он скончался под ударами убийц. Бездыханное тело Андрея Боголюбского вытащили на улицу.
Верный слуга Андрея Боголюбского Кустмисе Киянин отнес тело своего господина в церковь, но только на третий день после убийства Андрея Боголюбского совершил отпевание отца Арсения. Тело князя было перевезено из Владимира Боголюбова, где и было погребено в монастыре. В 2015 году, когда в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском шли реставрационные работы, историки обнаружили надпись XII века, в которой содержалось подробное описание обстоятельств убийства Андрея Боголюбского и имена 20 участников заговора. устранить принца.
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви Андрея Боголюбского через столетие после трагической кончины. Он был канонизирован в 1702 году, а день памяти установлен 4 (17) июля. Мощи святого Андрея Боголюбского, находящиеся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Принц был мудрым и смелым человеком
За что канонизировали Принца, чувак? Сейчас об этом трудно судить, потому что в древних летописях есть только отрывочные источники. Тем не менее великий русский историк Василий Ключевский на основе анализа данных нарисовал портрет Андрея. Он отметил, что князь был смелым человеком, во время боя «забывался», ввязывался в опаснейшие схватки и даже не мог не заметить, как у него сбило шлем. Он без колебаний рисковал жизнью, но как только бой закончился, Андрей превратился в мудрого политика, способного принять взвешенное решение.0105 Действительно, политический деятель Андрей Боголюбский был выдающимся.