Ленин володя: Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

ГПИБ | Указатели | Название (для иллюстраций)

ГПИБ | Указатели | Название (для иллюстраций) | Ульянов-Ленин Владимир Ильич

Главная Указатели Название (для иллюстраций) Ульянов-Ленин Владимир Ильич

Указатели позволяют вам просмотреть какие типы метаданных присутствуют в коллекции, какие значения они принимают, а также сколько и какие именно публикации отмечены этими значениями.

Указатели

  • Тип издания
    (8)
  • Автор
    (6046)
  • Заглавие
    (24061)
  • Название (для иллюстраций)
    (12696)
  • Параллельное заглавие
    (248)
  • Место издания
    (646)
  • Издательство
    (4449)
  • Время выхода (для периодики)
    (226)
  • Год издания
    (1372)
  • Периодичность
    (57)
  • Серия
    (945)
  • Коллекции
    (36)
  • Новые поступления
    (211)
  • Новые поступления периодики
    (164)

Название (для иллюстраций): Ульянов-Ленин Владимир Ильич (42)

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич

  • Ульянов-Ленин Владимир Ильич на демонстрации

Ленин Владимир — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ЛЕ́НИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870, Симбирск, ныне Ульяновск, — 1924, Горки, ныне Ленинские Горки Московской области), основоположник большевизма, вождь Октябрьской революции 1917 г. в России, основатель и первый лидер советского государства.

Дед Ленина со стороны матери, доктор А. Бланк, был евреем, принявшим христианство. Многочисленные высказывания Ленина по еврейскому вопросу выражают его позицию, которая в большой мере определила политику советских властей по отношению к евреям, хотя на практике в нее вносились важные коррективы.

Ленин был решительным противником антисемитизма во всех его проявлениях и клеймил его как «гнусное раздувание расовой особенности и национальной вражды» («Проект резолюции о месте Бунда в РСДРП», 1903, Полное собрание сочинений /далее — ПСС/, т. 7, с. 245). Он гневно осуждал еврейские погромы (например, «Мобилизация реакционных сил и наши задачи» /далее — «Мобилизация…»/, 1903; в брошюре «Н. Ленин. О еврейском вопросе в России», 1924, с. 27, в ПСС не вошла) и утверждал, что «только совсем темные и забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой о евреях» («О погромной травле евреев» /далее — «О погромной…»/, речь, записанная на граммофонную пластинку в 1919 г. ; ПСС, т. 38, с. 242), и резко протестовал против антиеврейской политики царских властей, отмечая, что «наиболее угнетенная и затравленная нация — еврейская» («Критические заметки по национальному вопросу» /далее — «Критические…»/, 1913, ПСС, т. 24, с. 122). Ленин неоднократно требовал предоставления полного равноправия евреям России, и по его инициативе большевистская фракция в 4-й Государственной думе (1912–17) внесла законопроект об отмене всех ограничений прав евреев, который предусматривал, в частности, ликвидацию черты оседлости, а также любых ущемлений их прав в области образования, государственной и общественной службы, приобретения и аренды имущества в городах и селах и т. д.

Личное отношение Ленина к евреям было неизменно положительным, и ему даже принадлежат, по свидетельству современников, высказывания крайне филосемитского характера, например: «Мы [русские] — народ, по преимуществу талантливый, но крайне ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» (М.  Горький. «Владимир Ленин», 1924). Ленин отказался конфисковать выпущенную массовым тиражом во время гражданской войны чрезмерно филосемитскую по содержанию прокламацию М. Горького «О евреях», несмотря на опасения, что она может стать антисемитским козырем в руках врагов революции (см. Ш. Диманштейн, предисловие к брошюре «Ленин о еврейском вопросе в России», 1924).

Позиция Ленина по еврейскому вопросу была, вместе с тем, незначительной частью созданной им большевистской идеологии и всецело определялась интересами политической борьбы. В основе этой позиции был решительный отказ Ленина рассматривать еврейство как отдельную нацию, аргументированный доктринерским тезисом об обязательности для нации общности территории и языка. Ленин, вслед за К. Каутским, видел в евреях России и Галиции лишь касту, обособленную вследствие навязанных им ненормальных условий существования («Тезисы по национальному вопросу», 1913, ПСС, т. 23, с. 319). Для Ленина идея еврейской нации всегда оставалась «сионистской, совершенно ложной и реакционной по своей сущности» («О положении Бунда в партии», 1903, ПСС, т. 8, с. 72).

Соответственным было отношение Ленина к сионизму, сторонников которого он постоянно клеймил как реакционеров или презрительно называл «патентованными представителями еврейской нации» («Мобилизация…», там же, с. 31). Особенно резко реагировал Ленин на обращенные к евреям призывы сионистов не вмешиваться в русскую политическую борьбу и заняться собственными делами. Несовместимость этой установки с его идеологической доктриной привела Ленина к чреватому серьезными последствиями выводу, что сионизм является большим врагом социал-демократии, чем антисемитизм («Мобилизация…», там же, с. 35), так как первый «отвлекал от революционной борьбы значительные культурные слои еврейского пролетариата», а второй «вел за собой лишь совершенно темные в культурном и политическом отношении элементы русского населения» («Мобилизация…», там же).

Ленин и еврейские погромы рассматривал прежде всего как помеху делу революции («Мобилизация…», там же; «О погромной…», ПСС, т. 38, с. 242–243; декрет Совнаркома «О пресечении в корне антисемитского движения», 1918, и другие), а сочувствие жертвам погромов не мешало ему называть их переживания «реакционно-паническим настроением» («Мобилизация…», там же).

Ленин постоянно подчеркивал, имея в виду прежде всего еврейскую проблему, как наиболее острую в России, что для него национальный вопрос, то есть равноправие наций и ликвидация национального гнета — это вопрос второстепенный, который следует полностью подчинить потребностям классовой борьбы, экономического развития и государственно-административного управления (например, «Критические…», там же, с. 118, 119). С этих же позиций Ленин подходил и к проблеме еврейской национальной культуры, сама идея которой была для него совершенно неприемлемой. Ленин утверждал, что тот, «кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской `национальной культуры`, тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа» («Критические. ..», там же, с. 123; а также статьи «О национальной программе РСДРП», 1913, ПСС, т. 24, с. 225; «В трех соснах заблудились», 1916, ПСС, т. 30, с. 144; «Пункт программы в области национальных отношений» /далее — «Пункт программы…»/, 1919, ПСС, т. 38, с. 111; и другие).

В соответствии с этим Ленин решал и вопрос об ассимиляции, резко критикуя непоследовательную позицию Бунда в этом вопросе. Согласно Ленину, следует осуждать лишь насильственную ассимиляцию, связанную с национальным угнетением, с привилегиями одной нации и неравноправием других. Ассимиляцию же добровольную, стихийную, связанную с конкретными обстоятельствами пребывания малой нации в среде крупной, Ленин приветствовал, считая ее прогрессивным явлением («Критические…», там же, с. 125). Против ассимиляции, писал он, «могут кричать только еврейские реакционные мещане, желающие повернуть назад колесо истории… Против ассимиляторства никогда не кричали те всемирно-исторические прославленные лучшие люди еврейства, которые давали миру передовых вождей демократии и социализма» (там же, с. 126). Ленин поэтому решительно возражал и против идеи культурно-национальной автономии («О культурно-национальной автономии», ПСС, т. 24, сс. 174–178). Ленин утверждал: «Борьба против всякого национального гнета — безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще — безусловно, нет» («Критические…», там же, с. 132). Для Ленина требование безусловного равноправия евреев, в отстаивании которого он был неизменно последователен на протяжении всей жизни, предполагало их добровольную и безболезненную ассимиляцию. Образцом решения еврейского вопроса Ленин считал Европу, где, как он думал, «евреи получили полное равноправие и все больше сливаются с тем народом, среди которого они живут» («Национализация еврейской школы», 1913, ПСС, т. 23, с. 375).

Решающую роль в политике Ленина в еврейском вопросе после революции сыграло стремление использовать его в качестве одного из средств сохранения и упрочения власти большевиков. Ленин и раньше неоднократно отмечал, что процент евреев в демократическом и пролетарском движениях везде заметно выше процента евреев среди населения в целом (см. , например, «Критические…», там же, сс. 122, 123). Поскольку специфические условия России сильно облегчали привлечение евреев на сторону революции, а в годы гражданской войны защита советской власти во многих случаях «сливалась для евреев с защитой от физического истребления» («Докладная записка Центрального бюро еврейских коммунистических секций ЦК РКП» в брошюре «Ленин и еврейский вопрос в России», 1924), Ленин был инициатором как выдвижения евреев на ведущие посты в государственном и партийном аппарате, так и объявления вне закона антисемитизма, погромщиков и подстрекателей к погромам (декрет Совнаркома от 1918 г., см. выше). Одновременно, принимая во внимание важность привлечения на сторону большевиков всей еврейской массы, которая представляла собой, особенно в бывшей черте оседлости, крупную этническую общность с собственной культурой и языком, Ленин одобрил создание специальных еврейских отделов в государственных и партийных органах (Еврейский комиссариат, Евсекция) и признание идиш национальным еврейским языком. Ленин даже утверждал, что «со стороны рабочих тех наций, которые были при капитализме угнетателями, требуется особая осторожность к национальному чувству наций угнетенных (например, со стороны великороссов, украинцев и поляков по отношению к евреям…), содействие не только фактическому равноправию, но и развитию языка, литературы…» («Пункт программы…», там же, с. 111). Хотя эти меры носили тактический и временный характер, они в некоторой степени способствовали развитию еврейской национальной культуры и национального самосознания еврейских масс в СССР.

Проводимая одновременно по указанию или при поддержке Ленина политика преследования сионистов, борьба против еврейской религии и традиций и запрещение языка иврит привели впоследствии к почти полному уничтожению еврейской культуры в СССР. Тем не менее, при жизни Ленина открытых проявлений антисемитизма в политике советских властей не было. Они появились лишь после его смерти и приобрели особенно явные формы вскоре после окончания Второй мировой войны и в последующие годы. Знаменательно, что при перезаписи в 1961 г. речей Ленина, записанных на граммофонные пластинки при его жизни, была исключена лишь речь, направленная против антисемитизма (см. выше).

См. также: Коммунизм, Россия, И. Сталин, Евсекция, «Космополиты», Антисемитизм и другие.


КЕЭ, том: 4.

Кол.: 766–769.

Издано: 1988.


имен, которые вы должны знать | Слушайте подкасты по запросу бесплатно

Кнопка воспроизведения

Эпизоды

13.01.2023

Присоединяйтесь к Даррену и его первому гостю Джорджу, которые пытаются разгадать все истории, стоящие за этим человеком, миф, легенда, Чингисхан. Начиная с неграмотного пастуха и заканчивая величайшим завоевателем в истории…

Продолжительность:00:45:31

13.11.2022

В этом выпуске мы рассмотрим истоки фашизма. и человек, который принесет эти убеждения в мир наихудшим образом. ..

Продолжительность:00:45:23

16.09.2022

В этом выпуске «Имена, которые вы должны знать» вы погружаетесь в историю Аллена Даллеса, второго главы ЦРУ и человека, который превратил его в теневое правительство США, которые мы все знаем и любим по сей день. Причастный к свержению нескольких правительств, MKULTRA и, возможно, к убийству Джона Ф. Кеннеди, Аллен Даллес был одним из самых значительных достижений 20-го века.
Источники для этого…

Продолжительность:00:39:34

06.08.2022

В этом эпизоде ​​мы погружаемся в историю шахтерских городков Северной Америки. Как горняков эксплуатировали до состояния кабального рабства ради прибыли горняков. Фрэнк Кини был уроженцем Западной Вирджинии, у которого было достаточно и он организовал тысячи людей, чтобы взяться за оружие и сбросить оковы операторов угольных шахт.
Источники для этого…

Продолжительность:00:30:32

09. 07.2022

На этой неделе я расскажу шокирующе краткую историю торговли опиумом в Китае, как она привела к падению династии Цин и как все эти потрясения сломили одного человека до такой степени, что он поверил в себя как в сына Божьего и младшего брата Иисуса Христа. Как это привело к одному из самых кровавых конфликтов в истории? Послушайте и узнайте прямо сейчас.
Ресурсы для этого…

Продолжительность:00:30:41

24.05.2022

Это завершение жизни Владимира Ильича Ульянова, или Владимира Ленина. История о том, как он использовал правительство Германии и беспорядки в России во время Великой войны, чтобы привести свою большевистскую партию к власти и в конечном итоге основал СССР.
Источники…

Продолжительность:00:33:57

20.04.2022

На этой неделе в эпизоде ​​о Ленине рассказывается, как он получил имя Ленин, но, что более важно, как он построил свою карьеру, встречаясь с людьми. в кофейнях до организации крупнейших собраний марксистов в России.
Источники…

Продолжительность:00:21:49

06.04.2022

В первой серии из трех частей, посвященных основателю Советского Союза, я исследую детство Владимира, его образование и бурные подростковые годы. Послушайте и узнайте, как мальчика, как и любого другого, довела до экстремизма монархия Романовых.

Продолжительность:00:22:51

16.03.2022

Этот эпизод продолжается там, где мы остановились после коронации Николая II. Послушайте, как его правление превращается из плохого в ужасное, две войны, три революции, знаменитый мистический целитель и многое, многое другое.

Продолжительность:00:27:38

09.03.2022

На этой неделе я расскажу о создании России, правлении Романовых и расскажу о путешествии маленького Николая по Японии. Неуклюжий монарх насквозь, слушайте начало падения империи, которая длилась почти 400 лет.

Продолжительность:00:18:33

23.02.2022

Эпизод этой недели посвящен истории колдовства и тому, как оно из, казалось бы, безобидной практики превратилось во что-то демонизированное и связанное с Сатаной. Мы также сосредоточимся на Мэтью Хопкинсе, самопровозглашенном английском генерале охотников за ведьмами, который сделал делом своей жизни приговорить к смерти более 300 человек.

Продолжительность:00:22:53

09.02.2022

На этой неделе я расскажу об Уильяме Томсоне, больше известном как лорд Кельвин. Его часто вспоминают за ошибки, которые он совершил в более позднем возрасте, но вместо этого я хочу сосредоточиться на том, что сделало его таким великим ученым и одним из самых важных из последних ученых-классиков.

Продолжительность:00:25:05

26.01.2022

В этом эпизоде ​​рассказывается о приключениях и многочисленных неудачах Франсиско Писарро, конкистадора, который завоевал империю инков и основал перуанскую столицу Лиму.

Продолжительность:00:26:38

19.01.2022

Эпизод этой недели рассказывает о богатой женщине, которая повернулась спиной к удаче, чтобы вместо этого отдать свою жизнь, сражаясь за ирландцев, свободных от британского правления. женщин и прав трудящихся.

Продолжительность:00:17:24

15.12.2021

Эпизод этой недели посвящен Гильгамешу. Старейшая сохранившаяся история в истории человечества и источник вдохновения для всего, от Книги Бытия до европейских повествований.

Продолжительность:00:21:04

08.12.2021

На этой неделе мы узнаем о Маргарет Гамильтон. Как она использовала свои знания по математике, чтобы научиться программированию в начале 1960-х, и как всего за несколько лет она оказалась главой группы программного обеспечения NASA для миссии «Аполлон».

Продолжительность:00:15:59

01.12.2021

На этой неделе я говорю о Ганнибале! Парень, прославившийся тем, что пересек Альпы. Объединив племена из каждой страны, в которой он путешествовал, узнайте о том, как этот Давид чуть не победил Голиафа Римской империи.

Продолжительность:00:25:01

24.11.2021

В этом недельном выпуске мы поговорим об Иоганне Кеплере. Один из самых недооцененных ученых своего времени, внесший вклад в мир астрономии, оптики, исчисления и даже научной фантастики.

Продолжительность:00:20:36

17.11.2021

В этом первом выпуске «Имена, которые вы должны знать» мы узнаем о Мансе Мусе. Когда-то король империи Мали, послушайте, как он накопил больше денег, чем кто-либо когда-либо имел, и, надеюсь, когда-либо снова заработает.

Продолжительность:00:16:43

Ленин, его юность и становление | Русская революция

Тед Спрэг оглядывается на период, когда родился Ленин, на то, каким оно было обществом, и на ключевые события, отмеченные молодым Лениным. Он смотрит на то, как Ленин открыл марксизм и сделал его своим, используя его в дальнейшей жизни, чтобы возглавить большевистскую партию.

Много сказано о подвигах Ленина как вождя большевиков и Октябрьской революции. Его достижение как личности не имеет себе равных в истории человеческой цивилизации. Почти нет нужды повторять то, что было сказано о его жизни как марксиста его соратниками, десятками историков и даже его противниками. Однако его молодость представляет для нас интерес, учитывая состояние мира, в котором мы живем.

Современный мир полон беспорядков. Вышло поколение бэби-бумеров — тех, кто пережил бум после Второй мировой войны. Новое поколение — это поколение, которое не увидит ни бума, ни уступок, а будет видеть только нападение за нападением, потрясение за потрясением, гниль и распад системы, которая отказывается умирать. Это сформирует сознание миллионов молодых людей, той молодежи, которая не может не бунтовать в обществе, неспособном адекватно предоставить им пространство для творчества и драйва. Именно в этом свете работа с ленинской молодежью может дать нам представление о том, что ждет молодежь нашего поколения, Ленина не как отдельного человека, а Ленина как продукта всей русской истории.

Оценивая роль Ленина в апреле месяце 1917 года, когда он перевооружил большевистскую партию своими знаменитыми Апрельскими тезисами , Троцкий диалектически характеризует место, занимаемое его партнером в истории, так:

«Внезапное» появление Ленина из-за границы после долгого отсутствия, яростный крик, поднятый печатью вокруг его имени, его столкновение со всеми руководителями собственной партии и его быстрая победа над ними, словом, внешняя оболочка обстоятельств, облегчают в этом случай механического противопоставления личности, героя, гения объективным условиям, массе, партии. В действительности такое противопоставление совершенно односторонне. Ленин был не случайным элементом исторического развития, а продуктом всего прошлого русской истории. Он укоренился в ней глубочайшими корнями. Вместе с авангардом рабочих он пережил их борьбу в течение предшествующей четверти века». 1

Этот анализ Троцкого можно провести и дальше, к юности Ленина, т. начало народников. Поучительно, что Троцкий в своей книге «Молодой Ленин» посвятил трактовке только этого периода две главы.

Интеллигенция и крестьянство в России

К концу 1850-х годов имперская Россия была одной из немногих стран в Европе, не избавившихся от феодализма. Тем временем экономическая жизнь России все более и более переплеталась с остальной капиталистической Европой. Стремясь к промышленному росту и развитию, правительство осознало необходимость отмены крепостного права для создания свободной рабочей силы и отмены замкнутого самодостаточного мира для создания рыночной экономики. Крепостническое правительство вынуждено было выполнять буржуазные задачи, потому что не было русской буржуазии для их выполнения. Однако эта декретная аграрная реформа натолкнулась на неразрешимые противоречия. Полная отмена крепостного права могла означать только полную отмену помещиков, поэтому об аграрной реформе по образцу английской и французской революций не могло быть и речи. Царь должен был придумать, как «освободить» крестьян от земли, не освобождая их из лап помещиков. Отсюда и Царский освободительный манифест от 19 февраля.Вместо этого 1861 г. (ст. ст.) был встречен крестьянскими недовольствами и волнениями. Однако сопротивление русского крестьянства было с самого начала обречено, с одной стороны, в силу присущего ему классового характера — замкнутого, раздробленного и отсталого, — а с другой стороны, в силу изощренного репрессивного аппарата царя, сочетавшего в себе жестокость феодальной инквизиции с современным буржуазным государственным аппаратом.

Попытка возглавить крестьян была русской интеллигенцией. Они родились в стране, где феодальный класс разлагался быстрее, чем возникала буржуазия. Интеллигенция порвала с затхлой культурой и отсталостью русского дворянства и церкви, но не нашла сближения с русской буржуазией, которая была еще слишком примитивна и груба. Ему не было места в этой России, не было господствующего класса, к которому можно было бы привязаться, и поэтому он вынужден был представлять угнетенные массы, крестьянство. Напуганная собственной изолированностью и малочисленностью, интеллигенция должна была отречься от себя и стать частью народа, который в основе своей составлял крестьянство. Они пытались буквально погрузиться в крестьянство, одеваться как они, есть как они и даже работать плугом и топором.

В 1860 г. образовался первый подпольный кружок интеллигенции, известный как «Молодая Россия», непосредственной целью которого была: «кровавая и непримиримая революция, которая коренным образом изменит всю основу современного общества». Возникло много подобных кружков, пытавшихся поднять крестьян. Однако ожидаемая революция затянулась. В сознании этих кругов эту грандиозную идею революции надо было навязать крестьянам.

Так, 4 апреля 1866 года Дмитрий Каракозов, 25-летний бывший студент, сын дворянина, произвел первую пулю в Александра II. Таким образом, за шесть лет интеллигенция завершила свой первый небольшой цикл: от надежды на немедленное крестьянское восстание через попытки пропаганды и агитации к индивидуальному террору.

1870-е годы открыли второй цикл этого движения интеллигенции. Оно было значительно шире по размаху и интенсивности. Тысячи юношей и девушек, в основном бывших студентов, инициировали движение «в народ», хаотическое паломничество по деревням с целью нести во все концы России революционную пропаганду, поднимать народные восстания.

Однако, несмотря на размах этого движения, реальность предала их надежды. Крестьяне не откликались на их призывы и во многих случаях относились к их пропаганде с подозрением и враждебностью, ибо не доверяли всему, что исходило из города.

Получаем уже знакомую нам последовательность стадий: от надежды на народное восстание до индивидуального террора. И на этот раз цикл замкнулся с большим взрывом. 1 марта 1881 года (ст. ст.) молодой человек по имени Гриневицкий, член Народной воли (Народная воля), бросил бомбу и убил царя Александра II.

Однако, даже пролившись царской кровью, крестьян не возбудили. Новый царь Александр III, увидев, что террористы представляют не что иное, как их собственный романтизм, открыл период реакции. Правительство предприняло смелые действия: расправа с либеральной интеллигенцией, пресечение студенческой деятельности, изъятие из библиотек крамольных произведений и т. д.

Последний номер журнала «Народная воля» , вышедшего 1 октября st , 1885 г., окрасил в мрачные тона мораль движения: «Полный интеллектуальный распад, хаос самых противоречивых мнений по самым элементарным вопросы общественной жизни… с одной стороны, пессимизм как личный, так и общественный, с другой стороны, общественно-религиозный мистицизм».

1880-е годы прозвучали похоронным звоном революционной интеллигенции народнического типа. С этим периодом реакции совпал выход на сцену русской буржуазии и, как следствие, неизбежная обуржуазивание интеллигенции. Революционный долг интеллигенции перед народом был заменен буржуазным индивидуализмом.

Брат Ленина и 1 марта

ст дело

Семья Ульяновых Юность Ленина неотделима от жизни его старшего брата Александра Ульянова, родившегося на 4 года раньше. С тех пор, как он был маленьким, Ленин всегда равнялся на него и пытался ему подражать. Когда юному Ленину, известному в юности как Володя, задали вопрос о том, нужно ли есть каши с маслом или молоком, он ответил: «Как Саша [Александр]». Смерть его брата, когда Ленину исполнилось 17 лет, сильно повлияла на его будущее.

Александр поступил в Петербургский университет в 1883 году, во время которого среди интеллигентной молодежи господствовала политическая безысходность. Первые три года в университете Александр ничего не делал, кроме как учился, его голова была полна периодической таблицы Меделеева. Однако Александр не мог избежать своей судьбы, которая была определена глубоким изменением, происшедшим в политической атмосфере того времени после убийства царя Александра II. Школьный режим был невыносим: жестокий, черствый, душный. Поэт Семен Надсон, одного поколения с Александром, так писал о школьном периоде его жизни: «Будь ты проклят, мальчишеские годы! Вы прошли без любви, без дружбы и свободы». Отсюда и дело 19 марта.0136 st 1887 возник.

Местом первой публичной деятельности Александра стало Волковское кладбище. В 1886 г. он активно подготовил празднование -й годовщины Крестьянской реформы митингом на кладбище борцов за освобождение крестьян. 17 ноября те же студенты собрали до тысячи человек на Волковом кладбище, чтобы отметить 25 -ю годовщину смерти известного критика Добролюбова. На этот раз студентов окружил казачий отряд, многих арестовали; 40 студентов были отчислены из вуза. Тот факт, что молодежь так настойчиво совершала паломничества к могильникам над могилами борцов прошлого, как и их политические акты, красноречиво свидетельствует о глубине морально-политической депрессии того периода.

Среди студентов бушевали споры: что же делать? Их мольба о более свободном обществе не была услышана. Перед лицом негодования и политического бессилия прошлое дало им ответ: Террор! Вначале Александр возражал против этого вывода, говоря, что нелепо и даже самоубийственно пытаться заниматься какой-либо политической деятельностью, не выработав правильного взгляда. Остальные отвечали ему: что, будем сидеть сложа руки, пока торжествует насилие и угнетают наш народ? Вопреки здравому смыслу, он уступил.

Заговорщики решили убить Царя 1 марта st 1887. Однако план, осуществленный от безысходности, обречен на провал. Все они были арестованы во второй половине дня 1 марта -го года еще до того, как у них появилась возможность осуществить план. Судебная речь Александра выразила тот пессимизм, который лег в основу их действий: «У нас нет сильно сплоченного класса, который мог бы сдерживать правительство… наша интеллигенция так слаба физически и так мало организована, что в настоящее время мы не можем вступить в открытая борьба… Слабая интеллигенция, очень слабо проникнутая интересом масс… может отстаивать свое право мыслить только террором». 2 8 мая -го Александр вместе с другими был повешен.

Расстрел брата потряс Ленина тем более, что он никогда не знал о революционном уме брата. Александр никогда не делал ни малейших попыток повлиять на Ленина, и делал это потому, что сам был в затруднительном положении и не видел пути вперед. Он подумал про себя: что толку вовлекать Володю в зашедшее в тупик политическое дело? Кроме того, молодой Ленин находился в своем собственном мире: поэзии и художественной литературы. Однажды летом 1886 года, когда братья жили в одной комнате, а его брат наливал Das Kapital , Володя, лежа на кушетке, читал и перечитывал все романы Тургенева и приходил в восторг от них. Ленин не проявлял ни малейшего интереса к книге, которой был так увлечен его брат. Ситуация резко изменилась с казнью брата.

Было бы бесплодным занятием рассуждать о том, решился бы когда-нибудь Ленин стать революционером, если бы его брат не умер мученической смертью. В царской России было достаточно причин превратить молодого человека в революционера, и общее политическое развитие Ленина не было исключительным случаем. ранний 189В 0-е годы многие молодые интеллектуалы резко обратились к марксизму в силу ряда исторических факторов: капиталистической трансформации России, подъема русского пролетариата и тупика народнической интеллигенции. С другой стороны, отбрасывание личных качеств историческим обобщением не приближает нас к пониманию развития Ленина и как личности, и как продукта истории, и того, почему он выделялся среди сотен, если не тысяч молодых людей. который обратился к марксизму.

Первое знакомство с революцией

После смерти своего брата Ленин заинтересовался верой, которая привела его брата к такому революционному действию; не столько из-за его интеллектуального любопытства, сколько из-за его стремления понять своего отчужденного брата. Он знал, что его брат очень уважал Николая Чернышевского, русского революционера и философского основателя народничества. Его роман « Что делать?», , написанный в начале 1860-х годов, когда автор находился в тюрьме, был отчасти романом, отчасти пропагандой, обеспечившей революционный импульс и философию для молодежи того периода. Ленин поверхностно прочитал ее, когда ему было четырнадцать. Теперь он попытался перечитать его снова, на этот раз более серьезно и с сознательной попыткой понять мотивы, которые привели его брата на виселицу. Он писал о Чернышевском Что делать? :

«Роман Чернышевского слишком сложен, слишком наполнен мыслями и идеями, чтобы быть понятым и оцененным в юном возрасте. Я сам пробовал читать… когда мне было четырнадцать лет… это было бесполезное и поверхностное чтение, ни к чему не приведшее. Но потом, после расстрела брата, зная, что роман Чернышевского был одним из его любимых произведений, я принялся за настоящее чтение и лил книгу не несколько дней, а несколько недель.0122 . Только тогда я понял всю ее глубину. Это работа, которая дает заряд на всю жизнь». 3

Именно от Чернышевского Ленин проникся революционным духом, которого ему когда-то не хватало, где по Ленину Что делать? № «не только показал, что всякий правильно мыслящий и действительно честный человек должен быть революционером, но и нечто более важное: каким должен быть революционер, какими правилами он должен руководствоваться, как он должен подходить к своей цели и какими средствами и методами должен использовать для достижения этого» 4 Что еще более важно, именно благодаря чтению Чернышевского, вызванному его желанием лучше понять своего брата, Ленин впервые познакомился с философским материализмом и диалектикой Гегеля.

«Первому знакомству с философским материализмом я обязан Чернышевскому. И он первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли; от него пришло мое представление о диалектическом методе, после которого было гораздо легче освоить диалектику Маркса… Я читал Чернышевского с карандашом в руке, делая обширные заметки и конспектируя прочитанное. Тетради, в которых все это было записано, я долго потом хранил при себе… До моего знакомства с произведениями Маркса, Энгельса и Плеханова только Чернышевский имел на меня большое влияние, подавляющее влияние». 5

Влияние Чернышевского на Ленина на его пути к марксизму не было чем-то уникальным. Плеханов, отец русского марксизма, тоже читал произведения Чернышевского в юности, прежде чем он стал марксистом. «Мое собственное интеллектуальное развитие происходило под огромным влиянием Чернышевского, — писал позднее Плеханов.

Путь к марксизму

Первый шаг Ленина к марксизму ясно показал, что его политическое развитие не было прямолинейным. Мирный мир поэзии и художественной литературы Ленина был жестоко нарушен смертью его брата, но он не сразу перешел к марксизму. Советские биографы — эпигоны — пытались приукрасить Ленина в его ранней юности божественной интеллектуальной силой, что он принял марксизм чисто по своим способностям. Создавались байки о том, что дом Ульяновых был чем-то вроде политического клуба, в котором активно участвовал молодой Ленин, что Ленин уже в 1887 году был марксистом и многое другое, перешагивающее через факты и логику. Недовольные таким Лениным, эпигоны хотели лучшего Ленина, Ленина настолько непогрешимого, что его развитие противоречит законам самого марксизма.

Первая стычка Ленина с властями произошла всего через четыре месяца после его поступления на юридический факультет Казанского университета. 4 декабря -го года 1887 года студенты Казанского университета провели митинг с участием Ленина, не требуя свержения царя, а лишь требуя права иметь свои столовые и читальные залы. Ленин не был одним из лидеров протеста; однако его одиозная фамилия была достаточным поводом для того, чтобы власти арестовали его на следующий день и выслали. Инспектор милиции в своем рапорте писал: «Ввиду исключительных обстоятельств, касающихся его семьи, такое отношение Ульянова к митингу побуждает инспектора считать его вполне способным к разного рода противоправным и преступным выступлениям».

Союз борьбы за освобождение рабочего класса в 1897 г. С момента изгнания в 1887 г. до прибытия в Петербург в 1893 г., когда он фактически начал свою революционную работу, Ленин теоретически готовился. Ленин как автор появился только в 1893 году, когда появилась его первая работа «О так называемом рыночном вопросе ». Не сознательное понимание Лениным необходимости революционной идеи перед началом политических действий заставило его отсиживаться в течение шести лет, развивая себя и впитывая философию диалектического материализма. Такие своеобразные обстоятельства, как отправка в школу в глухой Казани — хотя, как мы видели, его очень скоро исключили, — впоследствии сосланное в маленькое село Кокушкино, а затем переехавшее на хутор в Самару, и общеисторические обстоятельства обострения царской Реакция и политический упадок интеллигенции давали молодому Ленину отсрочку от прямых политических действий. Тем не менее, он хорошо использовал эту изоляцию.

Находясь в ссылке в Кокушкино, живя в имении своего деда, он наткнулся на старый книжный шкаф с книгами своего покойного дяди, считавшегося в свое время начитанным. Пара сотен бродячих томов и несколько комплектов русских прогрессивных журналов, вот выбор книг, который был у Ленина, и он был случайным. Молодые глаза пожирали книги. Тем не менее, книжного шкафа было недостаточно. Ленину пришлось прибегнуть к библиотеке, и его семья также выписывала несколько либеральную газету. Здесь он впервые научился критически читать ежедневную газету, сложному искусству, в котором впоследствии стал виртуозом.

Осенью 1888 года Ленину разрешили вернуться в Казань. Он завел знакомства, влился в кружок молодежи, собравшейся вокруг старой народной воли Четверговой. Казанский кружок отнюдь не был кружком заговорщицким, так как общий политический и моральный упадок в России не позволял этого. Дело 1 марта г. г. 1887 г. было чуть ли не последней конвульсией периода Народной воли . Кружок был просто дискуссионной группой вокруг Четверговой, которую Ленин уважал так же, как молодой зеленый рекрут смотрит на покрытого шрамами ветерана. Именно из этого кружка Ленин взял Das Kapital , редкое сокровище в Казани, поскольку они были изъяты из библиотек и конфискованы из частных квартир.

Страницы Das Kapital открыли глаза Ленину, как и его брату всего пару лет назад. Однако разница в том, что вместе с Лениным идеи Маркса прочно овладели им; они, наконец, дали ему представление об обществе, в котором он жил. Он сидел со своей старшей сестрой, пытаясь объяснить тайны прибавочной стоимости и капиталистической эксплуатации. Напротив, Александр, охваченный преобладавшим в то время пессимизмом, не мог заставить себя поделиться своим открытием с братьями и сестрами.

В следующие пару лет Ленин приобрел еще марксистские работы. Однако только после знакомства Ленина с работами Плеханова в начале 1891 г. он окончательно порвал с русской народнической традицией и стал убежденным марксистом. В 1893 году он переехал в Петербург и встал на путь, изменивший впоследствии ход не только русской, но и мировой истории.

Роль личности в истории

В какой степени личные качества Ленина влияют на его становление как вождя Октябрьской революции? Плеханов в своем блестящем произведении Роль личности в истории , писал следующее:

«Выходит, что в силу определенных черт своего характера отдельные личности могут влиять на судьбу общества. Иногда это влияние очень значительно; но возможность осуществления этого влияния и его размеры определяются формой организации общества, соотношением сил внутри него. Характер человека является «фактором» общественного развития лишь там, когда и в той мере, в какой социальные отношения позволяют ему быть таковым».

Проходя его жизнь с детства, еще до того, как он обратил внимание на политику, мы уже можем видеть определяющие черты, которые отличали его от многих других молодых людей его поколения, также обратившихся к марксизму: чувство долга, дисциплина и упорядоченность. С юных лет родители учили его и его братьев и сестер «бережливости, аккуратности, уважению к труду и его плодам». В дальнейшем он очень не любил разгильдяйство, лень и расточительность среди взрослых, и особенно в большевистской партии, где от тех, кто стремился к реорганизации общества, ждали профессионального поведения и отношения.

Его академическая успеваемость также свидетельствует о его трудовой этике. Ленин справлялся со школьной программой без перерыва и каждый год с отличием. Его учитель языка и литературы Федор Керенский, отец Александра Керенского, ставил его сочинительство в пример другим и награждал его высшей оценкой, отзывался о нем как об «исключительно талантливом, постоянно прилежном и аккуратном». Встречаясь с родителями, директор не упускала случая похвалить этого ученика. Столь же исключительной была его способность получить юридическую степень за восемь месяцев, тогда как большинству студентов обычно требовалось 4 года. Он сделал это без помощи профессоров и занял первое место в классе из 144 студентов.

Поскольку он учился в старшей школе, он писал очень методично. Сначала он делал набросок, чтобы убедиться, что его идеи будут выражены полностью. Затем вокруг этого наброска он группировал ссылки, аргументы и цитаты, и отсюда заполнялись введение, основная часть и заключение. Этот методичный способ письма дал ему арсенал, необходимый для составления проницательного анализа русской и международной литературы. – политические и экономические события, послужившие руководством к действию для его партии.

Ленин обладал всеми качествами, чтобы быть успешным человеком во всех сферах. Он мог бы стать преуспевающим фермером в то время, когда его семья купила небольшую ферму в Самаре. С его способностью анализировать сложные ситуации и формулировать аргументы, не говоря уже о первоклассном юридическом дипломе, он мог бы стать выдающимся юристом. Но Ленин выбрал путь борьбы. В 1893 году, в возрасте 23 лет, он сделал смелый шаг к революции и после этого ни разу не колебался.

Молодежь в свои экзистенциальные моменты сталкивается с одним животрепещущим вопросом: кем я хочу быть? Ленин, как и тысячи молодых людей его поколения, столкнулся с тем же вопросом. Виктор Серж вспоминал свой экзистенциальный момент:

«Кем ты хочешь быть? Юристы, ссылаться на закон богатых, несправедливый по определению? Врачи, чтобы ухаживать за богатыми и прописывать хорошую пищу, хороший воздух и отдых чахоточным из трущоб? Архитекторы, чтобы разместить помещиков с комфортом? Оглянитесь вокруг и проверьте свою совесть. Разве вы не понимаете, что ваша обязанность совсем иная: объединиться с эксплуатируемыми и работать над разрушением невыносимой системы?» 6

Как и Виктор Серж и многие его будущие соратники, Ленин пошел по пути борьбы.

Таким образом, за шесть лет между расстрелом брата и переездом в Петербург будущее Ленина сложилось не прямолинейно, а скачкообразно, где последовательность его личного развития переплетается с последовательностью исторического развития.

Примечания

1 Лев Троцкий, История русской революции (Лондон: Wellred, 2007) 343.

2 Лев Троцкий, Молодой Ленин (Нью-Йорк: Doubleday & Company, 1972) 66.