Рассказ про куликовскую битву: Краткий рассказ о Куликовской битве

Рассказ о Куликовской битве — узнать, как можно пересказать события сражения на сайте kulikovskayabitva.ru

8 сентября 6888 года по старому летоисчислению (от Сотворения Мира), или 21 сентября по новому, от Рождества Христова, на Куликовом поле, в излучине рек Дона и его притока Непрядвы, сошлись два войска: князя Московского Дмитрия Ивановича, сына Калиты, против ордынского темника Мамая. Формально войском Орды командовал хан Тюляк, но настоящим инициатором и командиром грабительского вторжения был Мамай. А повод и причины нашлись – Русь отказалась платить непосильную дань. И не платила её уже три года. А после того, как два года назад разбила на реке Воже татаро-монгольское войско под предводительством хана Бегича, тоже посланного Мамаем для «вразумления» непокорного русского князя, Мамай стал собирать войска из пределов и улусов западной Орды, подвластной ему и его ставленнику.

Дружины князей и народное ополчение собралось под Коломной, где прошёл смотр войск, а потом конные и пешие рати ускоренным маршем двинулись в южные пределы Русской земли, на самую границу Дикого поля, где начинались уже владения Орды. 26 августа войска переправились через Оку, вступив в пределы земли рязанской. Дмитрий знал о секретных переговорах о союзе между рязанским князем Олегом и Мамаем, но ему нужно было выиграть время, и он рискнул идти через земли своего врага. Но Олег не напал – видимо, посчитал, сколько рати у князя Московского и не рискнул связываться со столь сильным войском.

6 сентября объединённая рать русских князей вышла к Дону, где Дмитрия ждал гонец с письмом от Сергия Радонежского, в котором старец благословлял князя на битву за землю русскую. В ночь на 7 (20) августа полки переправились через Дон.

Сутки ушли на построение и ожидание, и 8 (21) августа напротив русских полков выстроились полки Орды.

Князь московский встал в ряды Большого полка, в одежде простого воина, а его доспехи надел воевода Бренок, сев при этом на коня, похожего на княжеский. Согласно преданию, князь вызвал на бой самого Мамая, но тот передал через глашатая высокомерный ответ, что со своими данникам не сражается – для этого у него есть тысяцкие. И выставил на поле бое своего поединщика – командира личной тысячи Темир-Бека, или, как его называли потом в летописях, Челубея. В ответ из русских рядов выехал монах Пересвет – бывший ростовский боярин, служивший в своей мирской жизни в дружине ростовского князя.

В результате скоротечного боя погибли оба поединщика, но конь вынес Пересвета в ряды своего войска, а это считалось победой. Челубей остался лежать на поле боя, а обозлённый Мамай двинул вперёд наёмную фряжскую пехоту. Битва началась.

Выстроенный впереди всех передовой полк вступил в битву раньше всех, на него обрушилась латная пехота генуэзских наёмников, которые считались лучшими пешими бойцами того времени. С флангов шла лёгкая конница вассалов Орды – касогов, кыпчаков и половцев.

Сражение шло с переменным успехом, хотя монгольских войск было больше. Но русские воеводы умело маневрировали резервами, отражая попытки ордынцев прорваться на разных участках битвы. И только в сече с полком Левой руки у воинов Орды стал намечаться прорыв через русские порядки. После того, как в ряды этого полка постепенно ввелись резервы Запасного или Засечного полка, но ордынская конница всё-таки прорвала ряды пешей рати, Мамай решил, что больше резервов у русских нет, и бросил в бой свою отборную тяжёлую кавалерию. Над русским войском нависла угроза окружения. И только тут из густой дубравы во фланг наступающим туменам ударил Засадный полк на свежих конях. Всадники и кони этого Засадного полка были закованы в металлические латы. Это была своеобразная гвардия князя Дмитрия.

Она и переломила ход сражения. Часть отсечённых этим полком ордынцев была вытеснена в реку и безжалостно вырублена, а вторая, большая часть, побежала к Красному холму, ставке Мамая. Мамай пытался остановить бегущих, но когда понял, что это бесполезно, бежал со своим охранными сотнями сам.

Князь Дмитрий, бившийся в первых рядах своего войска, был не раз ранен и, в конце концов, упал от потери крови. Позже его нашли и спасли.

Так была одержана первая большая победа над войсками Золотой Орды. Мамай после поражения бежал в Крым, где его позже убили лазутчики законного Верховного Хана Тохтамыша.

Рассказ о Куликовской битве — Kratkoe.com

Научные доклады

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Какую битву называют Куликовской, и где она проходила, Вы из рассказа о Куликовской битве.

Содержание

  1. Рассказ о Куликовской битве
  2. Куликовская битва на реке Угре – сражение
  3. Каково значение Куликовской битвы?

Куликовская битва произошла в 1380 году 8 сентября. Ей предшествовали важные следующие события. В 1374 году между Русью и Ордой заметно осложнились отношения. Князья, почувствовал силу своего войска, начали противиться системе уплаты дани татар. В этом же году Дмитрий Донской фактически разорвал отношения с Ордой, не признав власти хана Мамая. Монголы такой смелый жест не оставили без внимания. 

Предпосылки

Параллельно с описанными выше событиями умирает литовский король Ольгерд. На его место пришел Ягайло, который проводил политику налаживания отношений с мощной Ордой. В результате чего монголо-татары заручились поддержкой мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами. С востока ей угрожают татары, а с запада литовцы. Русские собрали войско, которое возглавил   Дмитрий Боброк-Валынцев. Они совершили поход на Волгу, захватив несколько городов, ранее принадлежавших Орде. 

Следующее событие, приблизившее Куликовскую битву, датируется 1378 годом. Монголо – татары собрали армию для наказания непокорных и на своем пути выжигали абсолютно все. Князь Дмитрий собрал дружину, направившись навстречу врагу. Битва началась неподалеку от реки Вожи и закончилось победой русских.  Поражение Орды стало камнем преткновения, и Мамай задумал местью, мечтая  повторить подвиг Дмитрия. Хан понял, что для этого ему нужно найти себе союзников. Им оказался рязанский князь Олег.

Великий князь Дмитрий, узнав о намерениях Мамая, также начал собирать войско для отпора врагу. Поддержку ему оказали Владимир Серпуховский, Андрей Ольгердович, Дмитрий Боброк-Волыниц, Дмитрий Ольгердович. Объединенное войско двинулось на Дон в решительном настрое дать отпор Мамаю.

Куликовская битва на реке Угре – сражение

Русская армия 7 сентября 1380 года подошла к Дону. Здесь было легче воевать с монголами, однако врагу в любой момент могли подоспеть Олег Рязанский и Ягайло. В таком случае тыл русской армии был открыт. Поэтому они приняли решение переправиться через Дон и сжечь после себя мосты. 

Князь Дмитрий выстроил свою армию в классической манере и скрыл в лесной чаще Засадной полк, который возглавили Владимир Серпуховский и Дмитрий Боброк. Куликовская битва началась утром 8 сентября 1380 года, как только рассеялся туман над Куликовым полем. Как говорят летописи, сначала битву начали богатыри: монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. После удара копий они оба умерли. Потом началась главная битва. Князь Дмитрий возглавил Большой полк. Когда армия Мамая прорвала оборону русских войск на левом фланге, в бой вступил Засадный полк, внезапно для врага ударивший в его тыл. Мамай со своей ордой вынужден был поспешно отступить. Так завершилась Куликовская битва, в ходе которой полегло много людей с обеих сторон.

Каково значение Куликовской битвы?

  • После битвы был сломан миф о том, что армия Орды непобедима. 
  • Победа в сражении была воспринята как знак того, что Москва должна стать центром страны, особенно после того как Дмитрий Донской занялся собиранием земель вокруг Москвы.
  • Для Орды Куликовская битва также имела последствия. После того, как Мамай был разгромлен Дмитрием, он еще потерпел поражение от хана Тахтомыша. Орда вновь объединила силы и показала свою мощь на тех просторах, которые ей и не вздумали сопротивляться. 

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, где проходила Куликовская битва, и в каком году происходило это сражение. 

Zadonshchina

» Zadonshchina » is a monument of ancient Russian literature of the end of the IV century . Авторство принадлежит Софонию Рязанец . Повествование противопоставлено «Слову о Игоре Полку », где описано поражение 9-го0009 русские войско в бой с половцами и блестящая победа из русское вооруженное войско во главе с князем Дмитрием 90.

« Задонщина » — это часть рассказов, появившихся в связи с Куликовской битвой. Повесть развивалась на основе летописных легенд, фольклорных легенд и народных поэтических произведений.

8 сентября 1380 на Куликово поле (район в пределах Тульской области расположенный в верховьях Дона р. поле» — незаселенная степь) битва между коалицией русских князей во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и монголо-татарской армией, усиленной наемными войсками, под руководством Мамая, Орды хана. Это была первая большая битва между русскими и поработителями после наложения монголо-татарского ига (1237). Эта битва закончилась полным поражением монголов- татар . Куликовская битва (часто именуемая Мамаевой битвой) не прекратила иноземное иго в Руси (было бы только в 100 лет — в 1480), но характер отношения между русскими княжествами и Ордой резко изменились, стала очевидной главенствующая и объединяющая роль Московского княжества и московского князя.

Куликовская битва показала, что будучи объединенными русских княжеств могли успешно противостоять монголо-татарам. Победа на Куликовом поле имела огромное моральное значение для национального самосознания. Не случайно имя Святой Сергей был связан с этим событием: основатель и настоятель Троицкого монастыря , по преданию благословил Дмитрия Московского в поход (Дмитрия прозвали Донским после битвы на Куликовом поле ) против Мамая и, несмотря на монастырь правил , Сергий послал с воинами Дмитрия на поле боя двух монахов монастыря: их звали Ослябя и Пересвет. русский человек заинтересовались событиями Куликовской битвы с того времени. В Древней Руси написан ряд произведений, посвященных битве 1380 года, эти произведения в русской литературе собраны под названием «Куликовский цикл»: летописные рассказы о Куликовской битве, « Задонщина », Легенда о Мамаевом побоище».

« Задонщина » — эмоциональный, лирический отклик на события Куликовской битвы. Задонщина » известен в 6 свитках, самый ранний из которых, Кирилло-Белозерский (К-Б), составленный Ефросиным, монахом Кирилло-Белозерского монастыря, в 70-80-х годах XV века, представляет собой переработку только первых половина исходного текста.Остальные 5 свитков относятся к более позднему времени (самый ранний из них — фрагмент конца XV ​​- начала XVI вв. , остальные — XVI- XVII вв.) Только два свитка содержат полный текст, во всех списках много ошибок и искажений, поэтому только на основании всех свитков, вместе взятых, можно реконструировать весь текст.

Многие исследователи датируют время создания « Задонщина » 80-ми годами XIV века.
Это Традиционно считалось, что автором « Задонщина » был некий Софоний Рязанец: в двух свитках « Задонщина » он был назван автором произведения. В Тверской летописи есть небольшой фрагмент текста, который близок к некоторым местам « Задонщина » и «Сказания о Мамаевом побоище», начинающимся такой фразой: «И сие сочинение Софония Рязанецкая, Брянск боярин, славить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимера Андреевича » (перед этой записью стоит дата Куликовской битвы — 1380).

А.Д. Седельников обратил внимание на сходство этого имени с именем рязанского боярина из окружения Олега, рязанского князя — Софония Алтыкулачевича (Олег Рязанский собирался воевать в 1380 году на стороне Мамая) Таким образом, Софоний Рязанец, несомненно, как-то связан с произведениями куликовского цикла. В тексте « Задонщина » он упоминается как лицо, чуждое автору произведения: «Все же упоминаю Софония Рязанец…» На основании этой цитаты исследователь куйковского цикла И. Назаров в 1858 г. утверждал, что выше- Упомянутое делает Софония предшественником автора « Задонщина «.

Недавно гипотеза об авторстве Софония была рассмотрена Р.П. Дмитриевой, и она пришла к выводу, что Софоний не был автором « Задонщина «: «.. последний относится к Софонию как к поэту или певцу своего времени, творчеству которого он был склонен подражать».0009 сохранившийся до нашего времени ) о Куликовской битве; поэтические образы этого произведения оказали влияние на авторов « Задонщина » и «Сказание о Мамаевом побоище». Это предположение согласуется с гипотезой академика А.А. Шахматова о существовании утерянного «Слова о Мамаевом побоище».

Основная идея « Задонщина » — подчеркнуть значение Куликовской битвы. Автор произведения восклицает, что слава о победе на Куликовом поле достигла разных концов IX в. 0009 мир . В основу произведения легли реальные события Куликовской битвы. История переносит нас из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород , потом снова на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Сам автор охарактеризовал произведение как «сострадание и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Ондреевичу».

Уже от характера произведения, от сочетания скорби и похвалы» Задонщина » близка к «Слову о полку Игореве». Это сходство не только общего характера, но и непосредственного, и в этом еще одна замечательная черта этого произведения древней русской литературы.

А Ряд ученых исходят из того, что «Слово» написано в подражание « Задонщине » (французские ученые Л. Леже, А. Мазон, русский историк А. А. Зимин). Слово» и « Задонщина «, изучение стиля письма Ефросина, автора «К-Б», изучение фразеологии и лексики «Слова» и « Задонщина » — все свидетельствует о том, что « Задонщина » является среднее по сравнению со «Словом о полку Игореве».

« Задонщина » неоднократно переводилась на современный русский язык ; поэтические изложения произведения (В. Скрипов, А.Жовтис)».0009 Задонщина » переведена на ряд иностранных языков. Этой работе посвящено множество научных исследований.

Истории знаменитых сражений являются важным материалом для любой национальной истории. Связанные с ними сильные образы укрепили представление о коллективном, благородном прошлом общества. В отечественной истории Куликовская битва, произошедшая между московскими и татарскими войсками в 1380 году, представлена ​​как один из решающих поворотных моментов, приведших к освобождению Руси от так называемого «татарского ига» и к объединению средневековых княжеств под руководством Москвы. Новое исследование Университета Восточной Финляндии показывает, что мифические значения битвы создавались задним числом, слой за слоем. Эти слои, в свою очередь, отражают политические и идеологические интересы каждого данного времени, а не реальные исторические события.

Первые сохранившиеся летописные изображения Куликовской битвы относятся к первой половине XV века. Это краткие и лаконичные описания относительно обычной средневековой стычки. Однако вскоре они стали накапливаться. В XVI веке это были уже красочные, подробные и драматичные рассказы о том, как Москва мужественно борется со злом при поддержке православной церкви.

Кроме того, рост националистических идей и национальной истории, начиная с 18 века, сделал Куликовскую битву символом единства против различных угроз и захватчиков. Его представляли как «первый национальный подвиг», а образы битвы применяли, например, к наполеоновским войнам, контролю за расширением Османской империи и к обеим мировым войнам. Битва славно переосмыслена на страницах школьных учебников, стихов, пьес, изобразительного искусства.

После распада Советского Союза Куликовская битва всерьез использовалась для построения новой коллективной российской идентичности. Эту строительную работу вели представители как светских, так и церковных силовых структур.

Со своей стороны, исследование показывает, как идеи прошлого создаются «назад» от реальности каждого данного времени. Таким образом, можно утверждать, что взгляд в прошлое был важной движущей силой написания национальной истории, придавая новое значение событиям, таким как известные битвы, и организуя их в логическое развитие. Эти события, в свою очередь, использовались для поддержки политики каждого данного времени и идеи единства каждой данной нации.

Исследование научного сотрудника Академии Кати Парппей опубликовано издательством Brill Academic Publishers в серии «История и культура России». Трехлетний проект финансировался Академией Финляндии, а написание исследования осуществлялось при финансовой поддержке Kone Foundation.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Научный сотрудник Академии Кати Парппей +358 50 531 3543

[email protected]

Кати Парппей. Куликовская битва Переосмысленная. «Первый национальный подвиг».