Рассказ про евпатия коловрата: Повесть о подвиге Евпатия Коловрата

Мифы и факты о Евпатии Коловрате. К 785-й годовщине героической обороны

Евпатий Коловрат… Знаменитый защитник Рязанской земли в средние века, ясным соколом налетевший на врагов, которым было «несть числа». До сих пор у историков нет единого мнения в том, был ли герой лишь фольклорным персонажем или существовал в действительности. Не претендуя на установление истины в этом вопросе, попробуем собрать основные упоминания о Евпатии, сохранившиеся в древних и более поздних источниках.

Трагедия Рязани

Начнем с того, что единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающая о трагедии 1237 года.

Итак, 785 лет назад Рязань первой приняла на себя удар полчищ свирепого монгольского хана. Перед битвами и штурмом столицы рязанский князь Юрий Ингваревич принял некое «безделное» посольство кочевников, потребовавшее в качестве дани десятую часть «во князех, и во всяких людех, и во всем».

Штурм Рязани, диорама в Рязанском кремле

Юрий Рязанский направил послов к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против агрессоров. Однако тот войска не прислал, как пишет безвестный автор «Повести…», задумав «сам сотворити брань з Батыем», то есть, снискать личную славу, победив войско монголов.

Предчувствуя беду, Юрий Рязанский стал собирать совет князей, отправив запросы «по братью свою: по князя Давыда Ингоревича Муромского, и по князя Глеба Ингоревича Коломенского, и по князя Олга Краснаго, и по Всеволода Проньского, и по прочии князи. И начаша совещевати, яко нечестиваго подобает утоляти дары».

Здесь надо на время отвлечься от повествования и уточнить, что, по мнению современных ученых, «Повесть о разорении…» вoзниклa знaчитeльнo пoзжe caмoгo coбытия — зaxвaтa и paзгpoмa Pязaни Бaтыeм.

Нашествие монголов, миниатюра из летописи

Знаменитый советский историк и литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) предполагал, что произведение было создано, вероятнее всего, в cepeдинe XIV века: «3a этo гoвopит и caмaя ocтpoтa пepeживaния coбытий Бaтыeвa нaшecтвия, нe cглaжeннaя и нe cмягчeннaя eщe вpeмeнeм, и pяд xapaктepныx дeтaлeй, кoтopыe мoгли быть пaмятны тoлькo ближaйшим пoкoлeниям».

При этом «Повесть о разорении Рязани Батыем» отнюдь не является документальным изложением событий. Например, в ней сpaжaютcя c Бaтыeм князья, к 1237 году yжe yшедшие из жизни – нaпpимep, Bceвoлoд Пpoнcкий, пoгибший в 1208 году, Дaвид Mypoмcкий, cкoнчaвшийcя в 1228 году. Кроме того, coглacнo произведению в битве 1237 года гepoичecки гибнeт Oлeг Ингваревич Kpacный, а по летописным сведениям он попал в плен после сражения под Коломной, томился в батыевой неволе вплоть дo 1252 года, а затем был «пощажен ради редкой его красоты», отпущен на княжество и прожил еще шесть лет.

Дмитрий Лихачев

Разумеется, и по поводу появления в центре событий боярина Евпатия Коловрата возникают определенные сомнения.

А был ли Евпатий?

Итак, герой спешно прибывает на Рязанскую землю уже после сожжения города войском Батыя.

«И некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем». Надо сказать, что Евпатий Коловрат нигде более в источниках не упоминается. Современные исследователи в примечаниях к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем» указывают, что в некоторых редакциях произведения ему дано отчество – «Львович». Кроме того, по версии отдельных списков «Повести о Николе Заразском», включающей в себя и рассказ о разорении Рязани, Евпатий был похоронен в Спасском соборе Рязани.

Предположительные, то есть, не имеющие документального подтверждения версии о Евпатии таковы: к моменту нашествия монголов на Русь ему было порядка 35 лет. По всей видимости, Коловрат занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был «велможей» – боярином или воеводой, обладал выдающейся физической силой.

Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани.

Битва с монголами

Язычник или христианин?

Существует современная версия, что Коловрат был язычником. Ее сторонники обращают внимание на странные имя и прозвище богатыря. Относительно имени надо сказать – ничего необычного и тем более языческого в нем нет. Евпатий – восточнославянское имя, образовалось от древнегреческих (εὖ) [Ев] + (πάτος) [patos] в значении – добрый шаг/путь/дорога (Патий). Стоит вспомнить святого Ипатия Гангрского (епископа древнего города Гангры). Кстати, в честь него назван всем известный Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, где одно время жил юный Михаил Романов, ставший основателем царской династии, и его мать – инокиня Марфа.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Что касается древнеславянского слова «Коловрат» («колесо», «круговорот», «солнцеворот»), то оно вполне могло быть прозванием человека. Например, мастера стрельбы из тяжелого арбалета-«самострела», который устанавливался на подвижную станину – коловорот или коловрат. Евпатий вполне мог владеть этим оружием, так как история русского самострела по летописным источникам прослеживается с середины XII века (битва с половцами на Каяле в 1185 году, бой под Черниговом в 1152). Коловратом могли называть воина, который способен отбиваться от врагов, наседающих с разных сторон. Его вполне уместно сравнить с «витязем, вращающимся словно колесо», успевающим наносить удары многочисленным противникам.

В старину, когда фамилий не существовало, людям часто давались прозвища, которые со временем становились весьма известными. Например, основателем знаменитого рода Голенищевых-Кутузовых стал правнук сподвижника Александра Невского – Гаврилы Алексича. Звали потомка Александр Прокшич, по прозвищу «Кутуз». По одним версиям, слово происходило из тюркских языков и означало вспыльчивого и неистового человека. Другие исследователи склоняются к немецкому происхождению слова: «кутуз» – это «подушка», «узел с вещами». Так называли тучного, мешковатого человека. Внук Прокшича Василий Ананиевич, в свою очередь, имел прозвище «Голенище» и даже был посадником в Новгороде в 1471 году. Великий полководец и победитель Наполеона Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов принадлежал к этому древнему и славному роду.

Заканчивая тему «язычества» Евпатия Коловрата, надо подчеркнуть, что неправославный человек попросту не мог в XIII веке на Руси занимать высокий пост воеводы и принадлежать к высшему сословию бояр.

Коловрат и Хостоврул

Подвиг воина

Далее в «Повести о разорении Рязани Батыем» читаем: «И услыша приход зловернаго царя Батыа, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро».  Историки, расшифровывая понятие «малая дружина», утверждают, что в данном случае речь идет о войске численностью от нескольких сот до тысячи человек.

Придя в разоренную Рязань, Евпатий «воскрича в горести душа своея и разпалаяся въ сердцы своем. И собра мало дружины тысящу семсот человек, которых Богъ соблюде – быша вне града».

Далее в произведении идет выразительный, эмоциональный рассказ о том, как Евпатий и его воины (даем текст в современной адаптации): «Били татар нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. И послал (Батый) шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла».

Повесть о разорении Рязани Батыем

Про батыева «шурича», то есть, сына шурина, Хостоврула (в других редакциях — Таврула) больше нет сведений ни в русских, ни в монгольских источниках. Поэтому нельзя сказать наверняка – существовал ли такой человек или это легендарное имя.

Рассказ о подвиге Евпатия Коловрата заканчивается как средневековые рыцарские саги – герой мужественно сражается и погибает в неравной битве, и даже враги с уважением отзываются о его личных качествах – храбрости, чести, удали, преданности Отечеству.

«И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Суд Батыя

Историки о Евпатии Коловрате

Знаменитые мэтры исторической науки принимают историю о Коловрате как вполне правдивую. Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского» пересказывает содержание повести, не подвергая ее сомнению. Дмитрий Иванович Иловайский высказывается так: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».

Современные историки считают рассказ о Коловрате более поздней вставкой в «Повесть о разорении Рязани Батыем», а Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Константин Юрьевич Ерусалимский в интервью международному телеканалу RT сказал: «Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но все остальное, в частности, восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV–XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному».

Коловрат в Шилове

«Наш он, шиловский!»

И, наконец, перейдем к Евпатию Коловрату как к «нашему всему» Шиловского района Рязанской области! Бытует мнение о том, что Евпатий Коловрат (о котором, напомним, говорится лишь в «Повести о разорении Рязани Батыем») родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район) приблизительно в 1200 году.

В 2006 году в деревне Фролово даже открыли часовню и мраморный памятник, посвященный былинному богатырю. Еще раньше, в 1995 году, памятник Евпатию Коловрату появился в самом Шилове на центральной площади. При этом злые языки утверждают, что древний воин лицом в точности похож на Владимира Ильича Ленина! Если присмотреться, то, действительно, что-то общее есть… Журналисты «Огонька» «раскопали» историю о том, что лицо Коловрата изготовил скульптор, который всю жизнь работал с изображением вождя мирового пролетариата. Вот и «вспомнила рука»…

Наконец, в 2007 году конный монумент, изображающий Коловрата в бою, гордо возвысился на Почтовой площади в Рязани. Скульптор – рязанец Олег Седов.

Олег Седов на фоне памятника Коловрату

Святой или нет?

Интересно, что после выхода в 2017 году на экраны фантазийного фильма-экшна «Легенда о Коловрате» на полном серьезе стали появляться в печати заметки о «святом» воине Евпатии. По этому поводу в интервью изданию «КП» протоиерей Арсений Вилков, глава информационно-аналитического отдела Рязанской епархии, дал четкий ответ:

«В церковном календаре нет дня Евпатия Коловрата! Русская церковь чтит память защитников древней Рязани, но этот народный герой не был прославлен в лике святых. 24 августа, или 11 августа по старому стилю – день памяти мученика архидиакона Евпла. Возможно, путаница произошла из-за схожести начальных букв имен. На самом деле имя Евпатий – эквивалент греческого имени Ипатий. В то время на Руси почитали священномученика Ипатия Гангрского. Предположительно, Евпатий Коловрат был крещен в честь этого святого, память которого совершается 13 апреля».

Памятник Евпатию Коловрату в деревне Фролово

Кстати, летом 2019 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк освятил барельеф с изображением Евпатия Коловрата для установки на новом ледоколе, который назван в честь героя. Однако эта церемония не означает, что Евпатий прославлен в лике святых, как пытаются представить некоторые интернет-пользователи. Да и по правде сказать – не стоит искусственно «изобретать» новые почести легендарному герою. Ему довольно главного – благодарной памяти многих и многих поколений рязанцев!

От Ольги́ до Швивой Заводи 
Знают песни про Евпатия. 
Их поют от белой вызнати 
До холопного сермяжника. 
Хоть и много песен сложено, 
Да ни слову не уважено, 
Не сочесть похвал той удали, 
Не ославить смелой доблести. 

Сергей Есенин, «Песнь о Евпатии Коловрате»

Евпатий Коловрат
Рязань

Читайте нас в соцсетях

памяти Евпатия Коловрата — Все будет хорошо! — LiveJournal

Евпатий Коловрат или Евпатий Неистовый (1200 — 1238 гг. ) — легендарный рязанский богатырь, боярин
и воевода, один из героических персонажей «Повести о разорении Рязани Батыем», герой рязанского
народного сказания XIII века, времён нашествия монгольского Батыя (Бату-хана) на Русь. В некоторых
редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его
похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написанное примерно в начале XVI века). Оно представляет собой летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь, который соединяется с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим погибают в битве рязанские князья, хотя и бьются бесстрашно с превосходящими силами врага. В ходе битвы гибнут множество и множество татар. Повесть повествует нам о битве за Рязань так: «И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами. .. И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смерти испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мёртвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые…»

Находясь в городе Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваривичем узнав о разорении Рязани Бытыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся домой в Рязань. Но застал город уже разорённым: «И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты…», «…государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». И воскричал тогда Евпатий что было мощи в горести души своей… Жажда мщения и праведного возмездия одолевает Евпатия, он хочет любой ценой наверстать татарские полки и вступить с ними в бой, хотя и понимает, что его ждёт участь всех павших при обороне города рязанцев. «И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюдённых (спасённых) Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк их татарскими. Татарам почудилось, что мёртвые рязанцы восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил среди полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»… Ответ пленённых воинов побуждает нас вспомнить символику многих русских народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нём врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» — то есть смерть.

Батый решается выслать против Коловрата своего шурина — богатыря Хостоврула. Тот самоуверенно хвастался, что пленит и приведёт рязанского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал». Существует предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!» «И возбоялись тогда татары, видя какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных пороков (камнемётов), и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Евпатий Коловрат (стихотворение)

Был страшный год. .. В березовые рощи,
В поля, на всю Святую Русь
Пришла Беда — страшнее нету,
Из степи принесло войну.

Железный гений воли Чингиз-Хана,
Подняв Империю из трупов и руин,
Заставил всех татар губить народы-
Пока не покорят они весь мир.

На Калке, из-за собственных раздоров,
Пред генералом чингизхановым Джебе,
Князья Руси были разбиты…
Но выждать вздумалось судьбе.

Года прошли… И всё — как прежде!
Князья враждуют меж собой-
А Степь закрылась тучей пыли:
То хан Батый идет войной.

…Рязань горела. Колокольным звоном
Она звала своих богатырей-
Татары в этот страшный день узнали,
Как на Руси встречается злодей!

Из каждого окна летели стрелы,
Копье и меч встречали басурман…
Но мало было русских пред Ордою,
И был сожжён огромный град Рязань.

В прекрасных храмах басурманскою рукою
Были осквернены врата и алтари,
Над женами погибших в этой сече
Жестоко издеваются враги…

. ..Из дальнего похода возвращаясь,
Увидеть Родину свою несказно рад,
Подарки вез своей семье любимой-
Боярин знатный: свет — Евпатий Коловрат.

Когда увидел он, что сделано с Рязанью,
Увидел горы трупов и руин,
Схватился за свой меч Евпатий
И в грудь себе хотел вонзить.

Но обратясь лицом к закату,
Который, как пожар, пылал,
Боярин понял волю Божью,
И поднялась его рука-

Кровавый отблеск близкой ночи
На клинке славном заиграл,
И, обратясь лицом к дружине,
Евпатий Коловрат сказал:

«Не гоже нам в лесах скрываться,
Когда горит наша земля!
Коль каждый встанет по едину,
То вместе разобьем врага.

И лучше нам погибнуть разом,
Чем жить, но в рабстве у татар.
За Русь Святую — не за славу
Мы будем в битвах умирать!»

Боярин с ратью за Батыем
Шёл, пробиваясь, по пятам,
И сколько хан не слал батыров,
Их всех Евпатий разметал.

И пели стрелы, словно птицы,
Входя в татарские тела,
В лесу Поганых поджидали
Топор, и меч, и булава.

Татары гибли в волчьих ямах,
В болотах смерть врагов ждала —
Да, неприветливо встречает
Злодеев Русская Земля!

Но хан Батый был Полководцем,
И завязав для виду бой,
Со всей Ордою он по лесу
Прошел от русских стороной —

Евпатия он окружить смог,
И, укрепившись на холме,
Защитники Руси стояли,
Уж не заботясь о себе.

Вот стрелы из татарских луков
Со свистом в небо поднялись-
Евпатий меч достал из ножен
И обратил лицо он ввысь:

«Господь! Да в чем же Русь виновна,
Что ты караешь ее так?!
Неужто ты нам не поможешь?
Неужто победит нас враг?

Господь! Пошли же ты мне силу,
Чтоб я поганых победил!..
Богатыри! Наш час уж пробил,
Но Русь — поднимется из тьмы!»

Со светлой верой в своем сердце,
Богатыри стояли там
И бились против супостатов,
Против захватчиков-татар.

Мечи звенели, сабли гнулись,
Ломались копья о щиты-
И не взошли на холм татары,
Как ни рвались туда они.

Евпатий Коловрат, как символ
Непокорившейся Руси,
До седел рассекал поганых,
Мстя им за честь своей страны.

Татары падали на землю —
Кровавой жатвы урожай,
И поднималось над лесами
Родное, русское — «Ура!»

Но вот ударили по русским
Баллисты, метя копья в них,
И катапульты из Китая —
Дождь из камней упал с небес.

Копье пробило грудь героя,
И, падая на землю, он
Увидел, как на холм татары
Опять ползут со всех сторон.

Но над побоищем кровавым,
Как знамя будущих побед,
Над всей огромной нашей Русью,
Увидел Коловрат рассвет…

Батый подъехал к пленным русским,
Когда затих последний бой:
«Нет, не «москаль» ты был, Евпатий!
Ты — настоящий был герой!

И отпустил хан пленных с миром,
И повесть о богатыре
По городам шла и по селам-
По всей нашей святой земле.

И в страшной Куликовской битве,
Где басурманов били мы,
Евпатий был незримо с нами-
Бессмертный патриот страны.

В 2007 году в Рязани на пересечении улицы Ленина и Почтовой установлен памятник Евпатию Коловрату.
Также ранее был установлен памятник в г. Шилово Рязанской области, так как этот город, согласно некоторым
источникам, считается городом, где родился Евпатий Коловрат.

Текст взят с сайта: http://www.rus-rt.ru/narodtrad/naz-geroi/evpatii-kolovrat.aspx

Коловрат Евпатий — enghraifft o ddewrder a chariad i’w famwlad

Nid yw sefyllfaoedd anodd mewn bywyd yn newid rhywun, ond dim ond yn amlwg yn datgelu’r rhinweddau mewnol hynny sydd. Нид йв арвиддион о арвриэт, фелли, йн ривбет аннисгвил йн коди йн й дин, онд фе’у хаддисгир ын ол амсер а гвнеуд ран аннатод о берсонолиэт. Ac, i’r gwrthwyneb, nid yw трус yn dod yn ddamwain …

Arwr yr erthygl hon yw Коловрат Евпатий. Mae gamp yr arwr hwn, sy’n falch o hanes gwerin, yn ddarlun bywiog o’r traethawd ymchwil uchod.

Roedd dechrau’r drydedd ganrif ar ddeg yn brawf anodd ar gyfer tiroedd Rwsia. Ymosododd hordes y llwythau Mongoleg, a arweinir gan ŵyr Genghis Khan — Khan Baty, i mewn i brifddinasoedd Rwsia, gan ysgubo popeth yn eu llwybr. Po fwyaf yn ôl yn natblygiad hanesyddol, ond gweithredodd yr unedau milwrol a rallied o’r Mongolaidd yn gyfrinachol, yn gyflym ac yn ddidwyll. Roedd y sefyllfa’n gymhleth oherwydd amgylchiadau darnio prifddinasoedd Rwsia, nad oedd yn caniatáu i’r genedl gyfan i wrthwynebu’r gelyn ar y cyd. Ac eto mae’r tudalennau tywyll hyn o hanes yn cael eusanteiddio gan gryfder ysbryd y bobl Rwsia, y mae Kolovrat Evpatiy yn eu plith. Ond dim ond ychydig o ddarluniau o arwriaeth sydd wedi goroesi drwy’r oesoedd yw’r rhain. Mae’r Chronicler yn disgrifio’r digwyddiadau fel a ganlyn.

Yn 1237, ar ôl y drechiad o’r Volga Bwlgaria, ymosododd y fyddin Batyevo enfawr yn rhinwedd y Ryazan. Gwrthododd Tywysog Владимир о Суздаль и helpu, фелли трои tywysog Рязань ei olwg и Чернигов, y gallai un ohonyn nhw ddisgwyl cefnogaeth. Анфонвид Коловрат Евпатий, боярин кифоэтог, арвр криф роса, ам гиморт. Ond datblygodd y digwyddiadau lawer yn gyflymach nag a ddisgwylir gan ein cydwladwyr. Нид эдд модд талур монголау, онд нид эдд й рязанцы ын бвриаду илдио и’р гэлын. Gangymryd y ddinas, gorchmynnodd Batu i ddinistrio’r boblogaeth gyfan, fel na allai eraill ddianc. Torrwch y cyfan o fach i fawr, nid oedd hen bobl na phlant yn cael eu gadael yn fyw, cafodd y ddinas ei losgi. Mae’r newyddion am yr hyn a ddigwyddodd yn lledaenu’n gyflym i briflythrennau Rwsia Ar ôl Dysgu’r digwyddiad, mae Evpatiy Kolovrat yn mynd yn ôl i’w famwlad gyda sgwad bach. Roedd Ryazan yn gorwedd yn y lludw. Cafodd calon y milwr Rwsia ei ddiffyg rhag galar a hwyl. Yn y sefyllfa hon, mae’n cymryd yr unig Benderfyniad posib iddo’i hun — i fynd heibio i’r fyddin Mongoidd a mynd i frwydr anghyfartal.
Gorchmynnwyd cefn y Mongolaidd ger Суздаль. Фэл чвибан, ын аннисгвил ац ын гыфлым, хеб офн Коловрат Евпатий а’и гымродыр ымосод ар й гелын. Effaith syrpreis yn gofidio rhengoedd y Mongolau. Mae 1500 o arwyr Rwsia wedi ysgubo miloedd a miloedd o wrthwynebwyr ar eu ffordd.