Рассказ про чайковского: Краткая биография Чайковского, творчесвто композитора Петра Ильича для детей

Содержание

Петр Ильич Чайковский — краткая биография композитора

Краткая биография композитора

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 году в поселке Воткинск Вятской губернии (сейчас город Воткинск, Удмуртия республика, РФ). Отец – Илья Петрович (1795-1863) был горным инженером и дослужился до звания генерал-майора. Вторая жена Ильи Петровича и мать будущего композитора — Александра Андреевна Ассиер (1813-1854), дочь таможенного чиновника.

Родители еще в раннем детстве привили любовь к музыке Петру Ильичу. Они увлекались музыкой, отец играл на флейте, а мать на фортепиано и арфе, но в семье никто не занимался музыкой профессионально и в пятилетнем возрасте крепостная Марья Марковна Пальчикова начинает заниматься с ним музыкой и учит игре на рояле. К восьмилетнему возрасту Петр Ильич уже умел читать ноты. В 1848 году, после ухода со службы Ильи Петровича, семья переезжает в Москву, а затем в Алапаевск. А в 1850 году родители отдают Петра Ильича учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. А к 1852 году и вся семья перебирается в Петербург. Через два года в 1854 году умирает от холеры мать. Благополучно окончив училище в 1859 году Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Илья Петрович решил, что сын может совмещать государственную службу и обучение музыки, и, вопреки советам Кюндингера, предлагает сыну продолжить музыкальное образование. В 1861 году Чайковский поступает в Музыкальные классы Русского музыкально общества, которые в 1862 преобразуются в Санкт-Петербургскую консерваторию. По совету Антона Рубинштейна в 1863 году бросает государственную службу, чем огорчает своего отца. В 1865 году впервые публично написанные им «Характерные танца» в концертном зале Павловска под управлением Иоганна Штрауса. В том же году оканчивает с отличием консерваторию и получает приглашение от Николая Рубинштейна на работу в консерватории, которое принимает.

С 1868 часто в печати выступает музыкальным критиком. А с 1872 года начинает работать в «Русских ведомостях». В 1878 году покидает консерваторию, чтобы полностью сосредоточиться на творчестве. Во время работы в консерватории Чайковским была большая часть его произведений.

С 1879 года много путешествует и посещает многие страны Европы. Вместе с этим растет его международная известность. К концу восьмидесятых часто выступает как дирижер при исполнении своих произведений. А в начале девяностых получает много приглашений из разных городов Европы. Последние годы своей жизни жил в окрестностях Клина. В одном из домов, который снимал Чайковский в 1897 году был организован музей, действующий и сейчас.

В 1893 году во время посещения Санкт-Петербурга заболел холерой и не смог победить болезнь. Умер Петр Ильич Чайковский 25 октября 1893 года в Санкт-Петербурге в квартире своего брата. Похоронен 28 октября в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Детство Чайковского

Чувствительность натуры Петра Ильича проявилась в раннем детстве. Француженка гувернантка Фанни Дюрбах, которую он обожал, сразу заметила в 7-летнем мальчике нежную душу, тягу ко всему прекрасному. Она приоткрыла ему мир искусства, рассказывала о жизни композиторов.

В родительском доме в Воткинске был механический орган. В него вставлялись валики с крючочками, заводилась пружина, и в комнате звучали отрывки из популярных опер Россини, Беллини, Моцарта.

Маленький Петя слушал оркестрино часами. Фанни не раз заставала мальчика в слезах. Втайне от взрослых он садился за фортепиано и повторял услышанное по памяти.

Учеба

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Там родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.

Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

ОЧЕНЬ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО СРОЧНО МНОГО БАЛЛОВ!

Биография ЧайковскогоПетр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.Ранние годы Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Обучение

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Музыкальная деятельность Петра Ильича

В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он окончил с золотой медалью и вскоре переехал в Москву, став профессором вновь открытой консерватории.

После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию «Зимние грезы».

В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс для фортепиано, сделал предложение. Но брак не состоялся по разным причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в расстроенных чувствах.

Музыкальные произведения

От мук неразделенной любви композитора спасло написание музыки. Он создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», за ней последовали симфоническая фантазия «Буря» по Шекспиру, «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте.

В 1875 году Петр Ильич Чайковский начал работать над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась через 2 года в Большом театре с большим успехом. Он продолжал творить в мире сказки, причудливых фантазий, написал новые балеты — «Спящая красавица», «Щелкунчик».

70-е годы XIX века в творчестве Чайковского ― период творческих исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка».

Популярные темы сообщений

  • Медведь
    Самый большой и известный хищник русского леса Бурый медведь. Его часто упоминают в сказаниях и мифах. В основном он главный герой русских сказок.
  • Диффузия
    Диффузия – это взаимное протекание частиц одного вещества в другое. Рассеивание запаха в воздухе трактуется тем, что молекулы ударяются с молекулами газов, которые входят в совокупность воздуха. Также, молекулы эфира меняют свое
  • Город Кемерово
    Кемерово – город, который расположен на юго-западе Сибири и является столицей Кузбасса. Кемерово получил статус города в 1918 г. путём объединения с. Щеглово и д. Кемерово. В 2021 г. численность населения города составила 558 тысяч человек.

Личная жизнь

Творчество Чайковского сопровождал успех, чего нельзя было сказать о его личной жизни. Он совершил безрассудный поступок и женился на девушке, совершенно чуждой ему по духу, далекой от его музыки. Он и сам не знал, зачем это сделал. Начались новые переживания. Спасаясь от жены, он уехал за границу, потом ушел из консерватории. Он искал путь к самому себе. И не находил.

В 1876 году у Чайковского началась переписка с еще одной странной женщиной — богатой меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, матерью 18 детей, старше его на 10 лет. Она поощряла творчество композитора, материально поддерживала, но они ни разу не встретились, хотя оба жили в Москве.

Музыкальная деятельность

С 1860 по 1865 обучался в консерватории, которую закончил с серебряной медалью (наивысшая награда тех времен). Позже уезжает в Москву, где ему предлагают место педагога по музыке. Пробыв в Москве 10 лет, он собирает вещи и перебирается за границу. Композитор очень тесно общается с Надеждой фон Мекк – его фанаткой, которая к тому же и очень богата.

За время путешествий он напишет много произведений. В основном, вальсы, увертюры, сюиты. Самые знаменитые постановки мы знаем и по сей день.

Последние годы жизни

До конца жизни Петр Ильич Чайковский сочинял оперы, симфонии, разъезжал по другим странам с концертами. Его музыка звучала во всем цивилизованном мире. В последние месяцы жизни он создал 6-ю «Патетическую симфонию». Она оказалась его завещанием.

Умер Петр Ильич 6 ноября 1893 года в возрасте 53-х лет от холеры. Все расходы на погребение великого композитора на себя взял сам император – Александр III. Петр Ильич Чайковский был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Сочинения П.И. Чайковского в изданиях П.

И. Юргенсона


       Петра Ильича Чайковского (1840-1893) и Петра Ивановича Юргенсона (1836-1903) связывали долгие 27 лет «ничем не смущенной дружбы» [1]. Годы общения между гениальным композитором и крупнейшим издателем второй половины XIX – начала XX века – время  невероятного роста каждого из них, огромной творческой и деловой активности. Многие годы композитор и издатель идут бок о бок, поддерживая друг друга и в работе, и в жизни.


       Работоспособность, искренность, крепкая дружба стали крепкими нитями между этими двумя очень разными личностями. Чайковский был главной фигурой в издательской деятельности Юргенсона. Веря в талант композитора, Петр Иванович начал издавать сочинения Чайковского задолго до того, как музыка его приобрела подлинную известность в России. В 1867 году он выпустил Две пьесы для фортепиано, ор. 1, а затем почти все его произведения, лично проставляя номера опусов на рукописях сочинений Чайковского. Последнее письмо Юргенсона к композитору от 19/31 октября 1893 года сообщает о гравировке заглавных листов Шестой симфонии и имеет надпись неустановленного лица «не прочитано»…


       Путь мальчика из бедной эстонской семьи к основателю крупнейшего в дореволюционной России музыкального издательства, талантливому предпринимателю, понимающему истинные ценности в искусстве прошлого и настоящего был нелегок. Ранняя смерть отца, работа с 14 лет в музыкальном издательстве Ф. Стелловского, предложение талантливому молодому человеку в 23 года заведовать нотным отделом известной в то время фирмы Шильдбаха в Москве… Уже в 1861 году на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся музыкальный магазин «П. Юргенсон». С этого дня П.И.  Юргенсон посвятил свою жизнь созиданию и укреплению дела, во главе которого он стоял в течение сорока двух лет до самой своей кончины 2 января 1904 года. За время своего существования его музыкальное издательство выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов, полные собрания фортепианных сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена, все сонаты Бетховена, оперы Вагнера, сочинения Баха, Гайдна, Генделя, Моцарта, Шуберта, Листа,  столь необходимую учебную литературу по музыкально-теоретическим предметам.



Здание, в котором помещался магазин П. Юргенсона на Неглинной улице д. 10


       Как ни парадоксально, но масштаб личности П. И. Юргенсона начинает открываться лишь в последние годы, с публикацией полных текстов его переписки с Чайковским. Ранее «идеологические соображения», как и нежелание показывать положительную роль купца Юргенсона в жизни Чайковского стали причиной купирования в изданиях больших фрагментов его писем, многие из них были попросту пропущены. Два тома переписки П.И Чайковского и П.И. Юргенсона, вышедших в 2011 и 2013 гг. впервые представляют полные тексты более 1200 писем двух корреспондентов [2, 3]. Ценнейший эпистолярный памятник эпохи открывает масштаб общения двух незаурядных личностей, позволяет услышать подлинную речь авторов писем, увидеть как думали корреспонденты, как общались. Этому способствует особый искренний тон писем двух друзей, каждый из которых вполне откровенен со своим корреспондентом и доверяет ему свои сокровенные мысли [4].


       Деятельность Юргенсона была поистине подвижнической: веря в гениальность композитора, он издавал заведомо неприбыльные партитуры опер, балетов, симфоний. «…Весьма желал бы, чтобы твоя вера в меня когда-нибудь оправдалась, – писал ему Чайковский. – Но нет никакого сомнения, что из нас двух я тебе постоянно обязан, а ты лишь несешь одни тягости. Разве твои наследники поблагодарят меня? Дай Бог» [2, стр. 97]. Постоянные диалоги о корректурах сочинений свидетельствуют о вдумчивом и профессиональном отношении Юргенсона к своему делу, показывают, каких неимоверных сил стоила издателю организация этой работы.


       П. Юргенсон был не просто издателем, но собирателем и хранителем рукописей Чайковского, благодаря его настойчивости они не растерялись по всему свету. В письмах Юргенсона нередко звучат упреки композитору, не задумывающемуся о судьбе своих рукописей. Путешествуя по рукам и оркестрам они, по словам издателя, теряют цену, и, что хуже всего, – теряются. «К чему, голубчик, тебе вся эта макулатура? Отчего ты требовал оставшиеся от прошлой корректуры ненужные листы?» – писал Чайковский из Неаполя в 1882 году [2, стр. 357[.   Но именно рукописи и авторские корректуры были необыкновенно важны для Юргенсона, заботившегося об издании текста, максимально точно отражающего каждую деталь подлинного авторского замысла. 


 


П. Юргенсон. Первая половина 1870-х, Москва. ГДМЧ


       Не жалея ни труда, ни средств, издатель стремился опубликовать каждое сценическое и симфоническое сочинение Чайковского до премьеры, расстраиваясь, если при этом возникали те или иные препятствия. «Юргенсон охотно брался печатать мои сочинения еще тогда, когда я не пользовался никакой репутацией, сначала даром, а затем за совершенно достаточный гонорарий, – писал Чайковский Н.Ф. фон Мекк 9.12.1879 г. – Впоследствии он печатал все, что я не писал, а пишу я, как Вам известно, так много, всякое новое сочинение расходится в публике так туго, что до сих пор он на всей массе моих сочинений ничего не выиграл, обо если некоторые из них имеют уже хороший сбыт, то другие пока покоятся на полках его магазина».



П. Чайковский / Грав. М. Рундальцов. — [2-е сост.]. — С. Петербург : Издание магазина Фельтена…, [1901]. – Офорт. Хранится в отделе изоизданий РГБ.


       Непререкаемый авторитет Петра Ивановича сделал его видным лицом  в музыкальной жизни Москвы. Он был одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества, принимал большое участие в деятельности Московской консерватории, будучи ее комиссионером (поставщиком). Меткие описания Юргенсона, остроумные, подчас ироничные характеристики тех или иных персонажей помогали Чайковскому составить яркое представление о музыкальной и общественной жизни Первопрестольной.


     В Российской государственной библиотеке хранятся все сочинения Чайковского, вышедшие в издательстве «П. Юргенсон». Особую ценность представляют ноты, выполненные на высоком художественном уровне. В их числе увертюра «1812 год», «Коронационный марш», кантата «Москва», оперы «Кузнец Вакула», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты, Литургия, тома Полного собрания сочинений для фортепиано, детские песни и др. [6].  Первый раздел альбома «Мир Чайковского» посвящен  этим и другим изданиям Юргенсона [7]. 


     Коллекция включает клавиры и партитуры всех опер Чайковского.



     Большой массив изданий отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ содержат 13 видов печати П.И. Юргенсона-издателя, 52 автографа русских музыкальных деятелей. Хранящийся в РГБ экземпляр симфонии «Манфред» имеет автограф Чайковского: «Анатолию Константиновичу Лядову. П. Чайковский. 8 марта 1886».



     Клавир оперы «Иоланта» – среди изданий с высокохудожественным оформлением:



     Возможность соединить в рамках НЭБ оцифрованные копии из крупнейших нотных хранилищ – Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки – позволяет представить весь спектр изданий Чайковского в издательстве Юргенсона. Интересен «Полный каталог сочинений П.Чайковского» (четвертое издание 1901 г. , десятая тысяча экземпляров), содержащий описания всех вышедших к тому моменту в издательстве «П. Юргенсон» произведений автора. Личности издателя посвящена книга С.В. Белова «Музыкальное издательство П.И. Юргенсона» [5].


     Настоящая электронная коллекция является пополняемой. Первый ее этап включает разделы, представляющие издания опер и балетов (партитуры и клавиры). В дальнейшем коллекция пополнится разделами, посвященными вокальным, хоровым сочинениям, произведениям для фортепиано, скрипки, камерным ансамблям. Частью ее станут и переложения музыки Чайковского, выполненные различными музыкантами и вышедшие в издательстве «П. Юргенсон». Полный список этих и более поздних переложений и транскрипций открывает издание РГБ «Произведения П.И. Чайковского в отечественных нотных сборниках ХХ – начала XXI века: указатель переложений и транскрипций» [8].


    П.И. Юргенсону Чайковский посвятил один из лучших своих романсов на стихи А.К. Толстого «Слеза дрожит». И издатель, и композитор внутренне осознавали свою уникальность, особое место в мире, свою незаменимость, как и часто сопутствующее этим качествам одиночество. «… Я уверен, мое дело не карточный домик, нельзя его сразу низвести – нет ничего дутого, но я с грустью сознаю: я душа этого дела и нет в нем жизни без меня. Мне не удалось в течение 20 лет найти субъект, который меня бы заменил во время отсутствия или смерти <…> Я люблю свое дело, и поэтому оно процветает. Дело единственное, и потому оно без меня пропадет», — пишет Юргенсон Чайковскому в 1880 г. [1, стр. 253].


     Осознавал ли издатель свою миссию в сохранении музыки Чайковского и ее распространении? Ответ можно найти в одном из его писем 1879 года, где он в полушутливой манере пишет о том, что движет им долгие годы: «… меня подстрекает надежда, что 50 лет после наших смертей (дай Бог, чтобы этот момент настал бы в конце 20 столетия) какой-нибудь русский Ян или Ноль (читай: Nohl) напишет три тома: «Жизнь, странствования и случившиеся случаи П. И. Чайковского», издание Бориса Борисовича Юргенсона, и там во 2-м томе (Московский период, 1868–1878) будет сказано: «Если и нельзя отвергать совершенную самобытность Ч[айковского] относительно музыкального развития, так сказать, «созревания» гениального героя нашего рассказа, причем справедливость требует сказать несколько теплых слов (переход мотивированный!) о его москов[ском] издателе П. Ю[ргенсоне], назв[анном] самим Ч[айковским] утешительным явлением» и т.д. – Не говори: «Боже сохрани, чтобы мой биограф нагородил бы такую чушь» – это я так ради высокого стиля пародирую…» [2, стр. 96].


1. Надпись на фотографии, подаренной Чайковским Юргенсону 17.07. 1893 г.


2. П.И. Чайковский – П.И. Юргенсон. Переписка. Сост. и научн. Ред. П.Е. Вайдман. Т.1 – М.: П. Юргенсон 2011.


3. П.И. Чайковский – П.И. Юргенсон. Переписка. Сост. и научн. Ред. П.Е. Вайдман. Т.2 – М.: П. Юргенсон, 2013.


4. Баяхунова Л.Б. Бесценные свидетельства эпохи. П.И. Чайковский – П.И. Юргенсон. Переписка // Музыкальная жизнь 2014. – №4. – С. 80-82.


5. Белов С.В. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2001.


6. Мир Чайковского : [альбом] / Рос. Гос. б-ка ; [авт.-сост. А.А. Семенюк]. – М. : Пашков дом, 2015. – 64 с. : ил. – К 175-летию со дня рождения.


7. Баяхунова Л.Б. Альбом к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского: новый взгляд на творчество сквозь призму уникальных архивов РГБ. Беседа с заведующей отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Аллой Алексеевной Семенюк // Культура в современном мире. — 2014. — № 4. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2014/04/2014-04_r_kvm-s4.pdf


8. Произведения П.И. Чайковского в отечественных нотных сборниках ХХ – начала XXI века : указатель переложений и транскрипций / Российская гос. б-ка ; Отдел нотных изданий и звукозаписей ; [ред. -сост., предисл. А.А. Семенюк ; сост. биб. зап.  И.Н. Харькова]. – Москва : Пашков дом, 2016. –307 с.


Составители:


Л.Б. Баяхунова, главный специалист отдела формирования фондов НЭБ (РГБ), кандидат искусствоведения 


А.А. Семенюк, заведующая Отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ, кандидат педагогических наук


 

Лебединое озеро Чайковского: сюжет и музыка балета русского композитора

3 ноября 2020, 15:05

Думаешь балет, думаешь Чайковский. Русский композитор был настоящим мастером танцевальной музыки XIX века.

Сегодня, Щелкунчик , Спящая красавица и Лебединое озеро остаются безошибочными хитами балетных трупп по всему миру. Примечательно, что когда в 1877 году состоялась премьера фильма « Лебединое озеро », он был встречен в лучшем случае прохладно.

История «Лебединого озера»

Волшебный балет Чайковского рассказывает историю обреченной любви принца Зигфрида и принцессы Одетты. Однажды ночью принц Зигфрид выходит на охоту и преследует группу лебедей — один из них превращается в молодую женщину Одетту, которая объясняет, что она и ее спутники были превращены в лебедей злым бароном фон Ротбартом.

Чары могут быть сняты только в том случае, если кто-то, кто никогда прежде не любил, поклянется в вечной любви и пообещает жениться на ней. Принц признается Одетте в любви и обещает быть ей верным навсегда.

На торжественном приеме во дворце Принц должен выбрать невесту – но он может думать только об Одетте. Внезапно фанфары возвещают о прибытии двух гостей — это Одетта! Принц танцует с ней и просит ее руки.

Но это не Одетта — женщина-загадка — дочь злого фон Ротбарта, Одиллия. Одетт была свидетельницей всей этой сцены. Слишком поздно Зигфрид осознает свою ошибку.

Зигфрид следует за Одеттой к озеру и просит у нее прощения. Она говорит, что прощает его, но ничто не может изменить того факта, что он нарушил свою клятву. Они решают умереть вместе. Влюбленные бросаются в озеро.

Подробнее: Путеводитель по Лебединому озеру Чайковского для начинающих >

Музыка из «Лебединого озера»

Артисты, выступавшие на премьере балета, заявили, что музыку Чайковского просто слишком сложно танцевать. Музыка такого богатства и глубины не была, по их мнению, той, которая должна сопровождать их балетные движения.

Сегодня этот балет обожают молодые и старые: от грациозного Вальса в первом акте до игривого Танца лебедей , это удивительно невинная музыка.

Чайковскому явно нравилось сочинять музыку для Лебединое озеро , написав гораздо больше материала, чем когда-либо потребовалось. Действительно, версия, наиболее часто встречающаяся сегодня, на самом деле является отредактированной, созданной после смерти Чайковского и значительно короче оригинального, полнометражного произведения. Сейчас это самый часто исполняемый балет в мире.

Знаете ли вы?

Балет Мариинского театра представляет балет в другой редакции, впервые созданной в 1950-х годах, со счастливым концом.

Лучшие балетные моменты

Помимо знаменитого танца лебедей (см. выше), Лебединое озеро также включает в себя некоторые из самых известных моментов балета, в том числе:

Па-де-де «Черный лебедь»

Умирающий лебедь:

Рекомендуемая запись

Оркестр Мариинского театра; Валерий Гергиев (дирижёр). Декка: 4757669.

Нажмите здесь, чтобы скачать запись

10 фактов о Чайковском, которых вы не знали

Скульптура Чайковского в Клину | © Wikimedia Commons

Анастасия Ильина

28 марта 2018 г.

Имя Чайковского возглавляет любой список известных композиторов. Его музыка, балеты и оперы составляют основу любого респектабельного театра. Хотя его имя хорошо известно, его жизненный путь и его смерть остаются загадочными. Его музыкальная карьера не всегда была успешной, как и личная жизнь. Читай дальше, чтобы узнать больше.

Родители Чайковского мечтали, чтобы их сын выбрал карьеру юриста, и он так и сделал. Девять лет юный Чайковский проучился в Императорском училище правоведения, которое получил в 19 лет титулярным советником. Несколько лет он работал в правительстве, но вскоре разочаровался в выборе профессии и вернулся к своему истинному увлечению – Музыка. Только через шесть лет он завершил свое музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории.

Класс Чайковского в Юридическом колледже | © Wikimedia Commons

Несмотря на отсутствие документальных подтверждений отношений Чайковского с другими мужчинами, слухи о его необычном сексуальном поведении дошли даже до императора России. Наиболее конкретным свидетельством являются письма Чайковского к его брату, который также, вероятно, был гомосексуалистом, в которых он обсуждал с ним свои увлечения. Чайковский женился в 37 лет; однако брак продлился всего два с половиной месяца.

Несмотря на то, что гениальность Чайковского сейчас хорошо известна во всем мире, его музыкальная карьера не всегда была успешной. Вначале его учителя думали, что у него нет особого музыкального таланта. Дальше по линии знаменитый балет 9«0007 Лебединое озеро » после премьеры встретили не очень хорошо. Критики были недовольны как музыкой, так и хореографией. Он получил признание только после смерти композитора, став одним из самых популярных балетов в мире.

Сцена из балета «Лебединое озеро» | © pacificnorthwestballet/Flickr

Не секрет, что Чайковский часто нуждался в деньгах. Особенно в начале своей карьеры, когда он бросил государственную работу, чтобы заниматься музыкой. Чтобы сводить концы с концами, Чайковский работал журналистом, печатаясь под псевдонимом. Среди изданий, в которых он работал, было Русские Ведомости и Современная Летопись . После его смерти его статьи о музыке были опубликованы в виде сборника.

Когда подходил конец учебы в Санкт-Петербургской консерватории, Чайковский не сдал выпускной экзамен. Экзамен состоял из исполнения музыкального произведения, которое он сочинил, но композитор просто не явился. Директор консерватории очень разозлился и решил не допустить Чайковского к выпуску. К счастью для молодого композитора, через пять лет сменился директор, и только тогда Чайковскому был вручен диплом.

Санкт-Петербургская консерватория | © Wikimedia Commons

Петр Чайковский был приглашен на открытие Карнеги-холла в Нью-Йорке. В мае 1981 года он отправился в США, чтобы дирижировать Нью-Йоркским симфоническим оркестром на церемонии открытия. Оркестр исполнил марш, написанный к коронации российского императора Александра III. Чайковский также участвовал в других концертах в Штатах, в Балтиморе и в Филадельфии.

За свою карьеру Чайковский написал 10 опер, но только восемь из них дошли до наших дней. Остальные два были уничтожены. Одним из них была опера Воевода , поставленный в 1868 году, но уничтоженный композитором два года спустя при переработке части музыки. Второй опере, Undina , повезло еще меньше. Он так и не был исполнен целиком, так как Чайковский сохранил лишь несколько частей при его уничтожении.

Портрет Чайковского работы Н. Кузнецова | © Wikimedia Commons

Антон Чехов был русским мастером коротких рассказов, а также другом Чайковского. У него даже был сборник рассказов, посвященный композитору. В письмах писателя выяснилось, что Чайковский и Чехов планировали вместе написать либретто. Несмотря на благие намерения, идея так и не была реализована, потому что Чехов переехал в другую часть России; Чайковский умер четыре года спустя.

Смерть композитора была несчастным случаем. Вечером 20 октября 1983 года Чайковский посетил ресторан на Невском проспекте. Пока он был там, он заказал стакан воды, которая была только что из-под крана и не кипятилась. На следующий день он внезапно почувствовал себя плохо, несмотря на то, что накануне был в добром здравии. Вызвали врача, поставили диагноз холера. Через несколько дней, 25 октября, Чайковский скончался в своей квартире на Малой Морской улице.

Надгробие Чайковского в Санкт-Петербурге | © Викисклад

Некоторые историки до сих пор утверждают, что маловероятной причиной смерти композитора была холера. Во-первых, в Петербурге бушевала эпидемия холеры, и подавать некипяченую воду во время вспышки было бы очень рискованно. Также Чайковский страдал постоянным несварением желудка; он очень тщательно следил за своей диетой и не допустил бы такой ошибки. Холера — очень заразная болезнь, поэтому было странно, что его похороны проходили в открытом гробу. Все вышеизложенное заставляет людей подозревать, что он покончил жизнь самоубийством после того, как всплыли его предполагаемые сексуальные связи с мужчинами.

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом.

. Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.

Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.