Содержание
Навь — потусторонний мир древних славян
Идея разделения мироздания на разные миры, человеческие и потусторонние, существует если не у всех, то у многих народов. Выглядит схема в общих чертах так:
Называются этим миры у каждого народа по-разному, но суть одна. Считается, что и у древних славян мир также делился на три части.
Три мира: Навь, Явь и Правь
По принятой в среде современных славянских язычников схеме, мир состоит из Яви – мира людей, животных и других живых существ, это так называемый плотный и видимый мир; Нави – мира мертвецов, духов, разного рода сущностей, добрых и злых, и темных божеств; и Прави – мира светлых сил и богов.
С Явью все понятно, это наш мир, где живут существа в физическом теле. С Правью, пожалуй, тоже понятно, это мир светлых сил. А вот Навь — понятие более интересное и многослойное.
По общепринятой концепции, все три мира отделены друг от друга непроницаемыми «границами» и каждый существует отдельно от других. По своим собственным правилам. Правда, иногда эти миры пересекаются и взаимодействуют, не всегда с хорошим результатом для живых. Результаты «взаимодействия» мира живых с потусторонними мирами можно найти в разных сказках, легендах и народных быличках.
Страшные истории о нежити, колдунах и нечистой силе, которые рассказывали в народе, это и есть отражение этого взаимодействия и взаимопроникновения. Нередко заигрывание с потусторонними силами оказывалось для человека роковым. Тут можно вспомнить классику страшных рассказов – «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие рассказы Н. В. Гоголя.
Хотя по концепции неоязычников Навь – это не только место, где обитают темные силы, но и находятся души умерших, которые ждут перерождения на земле или существуют в потустороннем мире в ином качестве. Строго говоря, Навь – это не ад в христианском понимании, но и не рай.
Сходное с христианским понятие ада в славянском язычестве называется Пекло. Вот это действительно страшное место, в принципе, из самого названия понятно, что это такое. Там властвуют темные боги, которые наказывают тех, кто неправедно жил на земле. Имен таких «хозяев Пекла» много, у разных славянских племен разные: Пекленец, Ниян, Злебог и другие.
В Пекле, как и полагается, всегда есть огонь, раскаленная смола и существуют всевозможные другие виды казни для нечестивцев. Все это весьма схоже с посмертным наказанием из христианской религии. Хотя есть и существенное отличие: в христианстве посмертное наказание вечно. А в славянском Пекле души грешников очищаются для того, чтобы обновленными возродиться на земле.
Хотя на саму концепцию Пекла могло повлиять именно христианство, слишком долго на Руси и у ее соседей существовало двоеверие, и теперь сложно отделить изначальные идеи от тех, что наслоились со временем.
Говоря о Яви, Нави и Прави, надо сразу уточнить, что такое деление на три мира в мифологии славян — это достаточно поздняя концепция, точнее, она была написана (или придумана по аналогии с другими мифологиями) только в XX веке. В аутентичных источниках нет деления на три мира.
Но вот понятие «Навь» во всех древних славянских мифологиях и исторических источниках как раз присутствует. И понятие это многозначное.
Что же такое Навь?
В славянских языках под словом «навь» подразумевались темные потусторонние силы, мертвецы, нежить и нечистая сила вообще. Считается, что навь, навье – это самое древнее название мертвецов, которое произошло от названия погребального обряда. И не просто мертвецов, а именно тех, кто всегда враждебен живым.
К таким опасным мертвецам относили тех, кто «умер нехорошо» — не своей смертью, покончил с собой, утонул, сгорел и т. д. Или при жизни был скверным человеком, или не завершил дела на земле. Таким мертвецам не спалось в могиле, не сиделось на том свете, они не находили себе места и бродили среди живых. Естественно, к живым никаких теплых чувств не испытывали и могли серьезно навредить.
Таких мертвецов или старались похоронить правильно, если могли, или задабривали, или старались нейтрализовать. Например, проткнуть осиновым колом покойника, в котором подозревали вампира.
Общаться с потусторонними силами нужно было очень аккуратно, чтобы не навлечь на себя беду. А если не умеешь общаться, то лучше и не браться за это вовсе, иначе будет худо. Для общения с навьями существовали колдуны и ведьмы, которых, правда, опасались не меньше.
Навьи, навки, мавки и многие другие названия – суть нежить, которая бродит по свету и чаще всего людям вредит. К такой же нежити, как и мавки, относились и русалки. Чтобы их задобрить, а иногда и выпросить какой-нибудь подарок, существовало много способов. В определенные дни, вроде Русалий или Навьих дней, полагалось оставлять угощение для этих «гостей».
Но вообще, всего, что связано со смертью, в древности очень боялись. Так что термином «Навь» обозначали именно страшный, потусторонний мир. И только в современном язычестве Навь – это просто другой мир, в котором есть и темные стороны, и светлые.
Некоторые факты из жизни древних славян.
Смешные рассказы №170
— Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.
— Вооружение воина того времени составляли копье и лапти. Лаптями воин пинался, а за копье держался. Удар такого воина мог свалить с ног любого, кто повернулся к нему спиной. А такой зверь, как кошка, мог даже подлететь от подобного удара на высоту до трех метров.
— Утварь того времени была нехитрой. Утварь в данном случае пишется вместе.
И уже лет двести как не является ругательством. Основным предметом утвари у славян был горшок. Из него люди днём ели, а ночью ставили его под кровать, чтобы утром ещё поесть. К горшку прилагалась ложка. Ею славяне били по лбу тех, кто ночью неправильно использовал горшок.
Больше у славян утвари не было.
— Все мы знаем выражение: «Семеро по лавкам». Это короткое и ёмкое описание древнего морга. После битв славян, которые не двигались, складывали на лавки. Если наутро на лавке никого не было — значит, славянин выздоровел и ушёл. А если не ушёл — то ждали ещё один день.
Если и это ему не помогало — то тогда начинали лечить его отварами, пропущенными через марлю и травами, пропущенными через корову.
— Вообще-то, медицина у славян была на очень высоком уровне, если верить количеству больничных листов, найденных на бересте.
— В году у славян было 364 праздника и Новый год. Интересно, что Новый год у славян начинался не первого января, а первого декабря. А кончался где-то ближе к марту.
— Любопытно, что в пищу славяне употребляли всё, что не употребляли в питьё.
— Земледелие и скотоводство были славянам хорошо известны, поэтому они ими не занимались.
— Торговать славяне не умели, а тех, кто умел, — били.
— Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.
— Славяне были бы прекрасные охотники, если бы охотились.
— Дом у типичного славянина того времени был полная чаша и выглядел так же.
— Поскольку славяне постоянно ожидали набегов, то в доме они не разувались, а в туалете не снимали штанов.
— Замуж славянок выдавали рано. Или поздно. В зависимости от того, отдыхало племя или выпивало.
— Юные славянки под одеждой носили оберег в виде трусов. Любопытно, что сами славяне трусов не носили. Им их заменяла рубаха, как правило, вшитая в брюки.
— Свадьбу славяне, как правило, играли до рождения первого ребёнка. То есть дня три-четыре. После чего муж шёл спать, а жена — рожать.
— Славянин выбирал себе жену на всю жизнь. Если же они не сходились характерами, то славянин ругал жену, жаловался друзьям и много пил.
— Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.
— В неделе у славян было всего два дня. Они назывались Уик и Уэнд. А вместе Уик-энд, что в переводе со славянского значило «неделя». Интересно, что выходных дней у славян не было, а вот месяцы были. Выходным считался месяц Вересень. В переводе на современный календарь он продолжался с конца мая по середину октября. После чего наступал месяц Лютень.
Это не совсем точное название. Правильнее называть его БеЛютень. В этот месяц все славяне лечились. Причем лечились тем, чем в предыдущий месяц калечились.
— Интересно, что в древнюю Москву пускали всех, а вот в древнем Киеве требовалась регистрация. Особенно для половцев и печенегов.
— О наблюдательности славян свидетельствует хотя бы тот факт, что татарское иго они заметили сразу же, как только оно началось. И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств.
— В отличие от спартанцев, которые сбрасывали больных детей в пропасть, славяне никого никуда не сбрасывали. Они просто говорили, где находится пропасть — а всё остальное делали сами дети.
— Воспитанием у славян занимались в основном старики. Или те, кто отслужил уже больше года в славянах.
— Как таковой постоянной армии у славян не было. Зато была дружина. В неё входили друзья и родственники тех, у кого было оружие — лапти и копьё.
— Князей славяне призывали к себе со стороны. Любой человек, назвавшийся князем, мог править славянами. А вот заставить их что-нибудь сделать не мог. Как правило, князьям славяне давали меткие прозвища: Красно солнышко (если князь был в прыщах), Мудрый (если строил туалет рядом со столовой или верил славянам на слово), Долгорукий (если фамилия князя была Коротконогий).
— При появлении врагов славяне закрывали дверь в город и притворялись, что их нет. Если враги начинали лезть в город через стены, то славяне поливали их матом и смолой. А когда те всё-таки перелезали, то извинялись и показывали князя, который всё это придумал.
— Славяне издревле гордились своей великой литературой. Стоит только вспомнить «Слово о полку Игореве», чтобы понять, что вспомнить больше нечего.
— Славяне верили, что после смерти они попадают в деревянный ящик, в котором есть всё, чтобы из него не выйти
Шедевр Альфонса Мухи «Славянская эпопея», объяснение
Делиться
С новостью о том, что найден возможный дом для «Славянской эпопеи», серии шедевров чешского художника Альфонса Мухи, мы взглянем на то, что представляют собой картины.
Между городом Прагой и потомками художника Альфонса Мухи велись юридические споры из-за его «Славянского эпоса» — последовательности из 20 картин, повествующих об истории славянского народа. Теперь, похоже, наконец достигнуто соглашение о постоянном размещении работы в Праге.
Муха подарил свой шедевр Праге в 1928 году с условием, что для размещения картин необходимо построить выставочное пространство, некоторые из которых имеют ширину более 8 метров. Это здание так и не материализовалось. Но застройщик торгового центра, открытие которого запланировано на 2026 год в центре Праги, пообещал построить пространство для демонстрации этого эпоса.
Внук Мухи, Джон Муха, сказал The Art Newspaper, что «если все пойдет по плану» с развитием выставочного пространства, он прекратит текущий судебный процесс и разрешит выставлять картины в постоянном доме.
Вот краткое изложение того, что представляет каждый из холстов:
Славяне на своей исконной родине
Муха начал историю своего народа примерно в V веке, когда славянские племена Центральной и Восточной Европы не имели единой политической структуры и были уязвимы для нападений германских ополченцев. Пара на переднем плане прячется в лесу, пока рейдеры сжигают их деревню. Над сценой парит языческий жрец в окружении двух юношей, которые олицетворяют войну и мир, которые может принести борьба за свободу.
Праздник Световида
Примерно с 8 века на северо-западных землях славянских племен славяне построили храм языческому богу Световиду на острове Рюген на территории современной Германии. Датские войска разрушили храм, и вскоре земля была заселена этническими немцами.
На этой картине изображены славянские паломники, одетые в белое, направляющиеся в Световид на праздник. Большинство из них не обращают внимания на своих врагов, представленных волками в левом верхнем углу, когда они продвигаются по священному острову.
Введение славянской литургии
К середине девятого века многие славяне приняли христианство. Новая вера была глубоко укреплена, когда славянские монахи Кирилл и Мефодий перевели христианские тексты на язык, ныне известный как старославянский. Сценарий, который они создали для этой задачи, является основой кириллицы, используемой сегодня в России, Украине, Сербии, Болгарии и многих других странах.
На картине в левом верхнем углу изображен Мефодий в белом капюшоне, триумфально возвращающийся из Рима, где он получил благословение папы на продолжение перевода Библии на славянский язык. Фигуры, плавающие в правом верхнем углу, представляют правителей, которые способствовали распространению христианства на славянских языках.
Подзаголовок картины «Хвалите Господа на вашем родном языке» отражает культурное значение момента.
Болгарский царь Симеон
Когда последователей Мефодия изгнали из Моравии, царь Симеон (в центре картины) пригласил их на юг в свое Болгарское царство для продолжения перевода христианских текстов.
На этой картине придворные Симеона со стороны наблюдают, как моравские переводчики захламляют королевскую резиденцию. Симеон изображен посреди страстного спора.
Король Чехии Премсил Отакар II
Известный как Золотой Король за свое огромное богатство, Король Отакар II работал над установлением тесных связей с другими славянскими правителями в 13 веке. Муха изобразил богемского правителя, дружески протягивающего руки двум гостям на свадьбе племянницы Отакара и сына короля Венгрии.
Коронация сербского царя Степана Душана
Девушки в традиционных костюмах возглавляют процессию во время коронации сербского царя Степана Душана, которого называют «возможно, самым могущественным правителем в Европе», в Скопье в 1346 году. центр образа одет в бело-золотое.
Душана хвалили за значительное расширение территории, принадлежавшей славянам на юге Европы, и за принятый им свод законов, которые служили своего рода средневековой конституцией.
Милич Из Кромержижа
Ян Милич был одним из первых христиан, публично выступивших против того, что он считал коррупцией в Римско-католической церкви. В 1363 году он отказался от своих церковных титулов и стал простым проповедником.
На этой картине Милич изображен в синем плаще с бородой на строительных лесах во время строительства приюта для «кающихся проституток». Женщины в нижней части кадра, явно тронутые проповедью Милича, на разных стадиях заменяют свою прозрачную уличную одежду мрачной монашеской одеждой.
Мастер Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне: истина торжествует
Ян Гус был еще одним откровенным священнослужителем, критиковавшим эксцессы Римско-католической церкви. Его проповеди на чешском языке в неприметной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги наэлектризовали прихожан. В 1415 году, после неоднократных столкновений с церковными лидерами, он был обвинен в ереси и сожжен на костре.
Встреча в Крижках
Жестокость смерти Яна Гуса вызвала всеобщий гнев в чешских землях, и быстро развилось подпольное движение против папской власти. На этой работе изображено тайное собрание за пределами Праги в 1419 году. . Проповедник по имени Коранда в коричневом плаще в центре справа от картины призывает толпу взяться за оружие, когда на заднем плане собираются темные тучи.
После Грюнвальдской битвы
Тевтонские рыцари были грозной христианской военной силой, которая регулярно совершала набеги на языческие славянские территории в северо-восточной Европе на протяжении 1300-х годов. В 1410 году коалиция польских и литовских бойцов выступила против рыцарей недалеко от их базы на территории современной восточной части Германии, разгромив германских бойцов в печально известной битве при Грюнвальде.
На этой картине изображен победоносный, но контуженный польский король Владислав, берущий на себя цену битвы.
После битвы на Витковом холме
Муха возвращается к последователям Яна Гуса, известным как гуситы, на этой картине последствий битвы на окраине Праги. Битва произошла летом 1420 года после того, как Сигизмунд, яростно настроенный против гуситов император Священной Римской империи, попытался расправиться с религиозными мятежниками в Праге. Небольшой отряд гуситов сопротивлялся армии Сигизмунда со своей укрепленной позиции на вершине холма Витков, прежде чем военная сила во главе с легендарным одноглазым воином Яном Жижкой застала силы вторжения в тылу.
На картине изображен Жижка (справа) в луче солнечного света, стоящий над брошенным врагом оружием во время импровизированной религиозной службы.
Петр Челчицкий
Несчастья гуситских войн запечатлены в этой сцене, показывающей последствия одной из бесчисленных массовых убийств сельских жителей гуситскими экстремистами. В центре справа сцены пацифист Петр Хельчицкий умоляет людей не мстить. Чешский духовный лидер считал, что физически уничтожить зло невозможно.
Гуситский король Иржи Подебрадский
Благодаря военной выносливости гуситов Богемия смогла короновать родного чеха Иржи Подебрадского в 1458 году. некоторые из наиболее экстремистских гуситских фракций. Но католическое руководство Рима отказалось признать его правление и потребовало вернуть Богемию под папский контроль.
На этой картине изображен король (справа), отвергающий требования одного из папских дипломатов. На переднем плане мальчик указывает на прекращение сотрудничества с римско-католическим руководством, захлопывая книгу под названием «Рома».
Защита Сигетвара от турок Никола IV Зрински
Новая глава в религиозном конфликте открывается этой картиной, изображающей осаду Сигетвара турецкими войсками в 1566 году. Защитников города возглавляет хорватский дворянин Никола IV Зрински. В конце концов османы захватили сильно укрепленный город на территории нынешней южной Венгрии и вырезали его жителей. Но огромные потери, понесенные захватчиками во время осады, задержали продвижение ислама в Европу. Французский кардинал позже назвал Сигетвар «сражением, спасшим [западную] цивилизацию».
Издание Библии Кралиц в Иванчицах
Братское единство было религиозной сектой, основанной на принципах, которым учил Ян Гус. В родном городе Мухи, Иванчицах, ученые братья напечатали чешский перевод Нового Завета. В лиственной сцене, изображенной Мухой, братья читают новый экземпляр Библии, сделанный на печатном станке (справа). Библия, напечатанная в Кралицах, сыграла решающую роль в сохранении чешского языка во время последовавших за этим бурных событий.
Последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене
В 1619 году новый римский император Фердинанд II использовал военную мощь, чтобы восстановить римско-католическое правление над Богемией. Тысячи бежали из региона после того, как им был предоставлен выбор: обратиться в католицизм или стать изгнанниками.
На этой картине запечатлена печальная смерть любимого чешского просветителя и философа Яна Амоса Коменского в 1670 году. Он сидит в кресле на голландском побережье. Фонарь предлагает то, что Муха назвал «мерцанием надежды» в мрачной сцене, когда последователи Коменского мечтают вернуться на родину.
Святая гора Афон
Гора Афон — священный полуостров на северо-востоке Греции, усеянный монастырями. Он долгое время имел значение для славян и десятилетиями находился под сербским управлением в 1300-х годах. Муха сам посетил полуостров.
На этой картине он изобразил толпу русских паломников, прислуживающих в одном из храмов полуострова. Ангелы, некоторые с изображениями других афонских монастырей, парят над утомленными путниками.
Клятва Омладины под славянской липой
Омладина (молодежь) — так называли жестоких уличных демонстрантов в Праге в конце 1800-х годов, выступавших против австрийского правления над чешскими землями. В ходе печально известного судебного процесса десятки протестующих были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Муха нарисовал идеализированное националистическое движение, в котором молодежь и политики присягают на верность «богине Славии», которая наблюдает за происходящим с высоты липы.
Отмена крепостного права в России
Российское общество резко изменилось в 1861 году, когда царь Александр II даровал свободу примерно 23 миллионам крепостных. Муха приехал в Россию в 1913 для изучения темы. На его картине изображены толпы русских крестьян, неуверенно слоняющихся по Красной площади в Москве, узнав о своем новом статусе свободных мужчин и женщин.
Апофеоз славян
Для финального кадра своей эпической серии Муха сплел воедино темы 19 предыдущих картин и добавил одну почти одновременную финальную деталь. В левом нижнем углу кадра молодые люди приветствуют солдат Первой мировой войны, махая ветвями, приветствуя их возвращение из окопов.
Многие славянские страны завоевали свою независимость, когда Австро-Венгерская империя рухнула в конце военных действий в 1918 году. Фигура в верхней части кадра представляет славянский мир, вступающий в новую эру независимости, а фигура, похожая на Христа, предлагает руководство сзади.
22 января директор Пражского городского музея Магдалена Юрикова сообщила Радио Свобода, что полотна хранятся в «секретном месте» в Праге после временной выставки с 2018 по 2020 год. Юрикова говорит, что картины будут перемещены в город Моравский Крумлов весной 2021 года для еще одной временной экспозиции, в то время как застройка Праги будет формироваться в ближайшие годы.
Спутниковые снимки показывают наращивание присутствия России в Беларуси. Эксперты говорят, что это может быть блеф.
Цикл ‘Славянская эпопея’ №1: Славяне на своей исконной родине. Между туранским кнутом и мечом готов (между 3-м и 6-м веками нашей эры). — Славянская эпопея — Темы — Галерея
Славянская эпопея ( Slovanská epopej ) представляет собой серию из двадцати монументальных полотен (самый большой размером более 6 на 8 метров), изображающих историю славянского народа и цивилизации. Муха задумал его как памятник для всех славянских народов, и вторую половину своей творческой карьеры он посвятил реализации этого произведения.
Идея произведения возникла в 1899 г., когда Муха работал над оформлением интерьера Павильона Боснии и Герцеговины, заказанного правительством Австро-Венгрии для Парижской выставки 1900 г. В рамках подготовки к По заданию он много путешествовал по Балканам, исследуя их историю и обычаи, а также наблюдая за жизнью южных славян в регионах, которые были аннексированы Австро-Венгрией двумя десятилетиями ранее. Из этого опыта возникло вдохновение для нового проекта — создания «эпопеи для всех славянских народов», в которой были бы изображены «радости и горести» его собственного народа и всех других славян.
Между 1904 и 1909 годами Муха посетил Соединенные Штаты пять раз в надежде найти благотворителя, который поддержал бы его амбициозный проект, и, в конце концов, на Рождество 1909 года он заручился поддержкой Чарльза Ричарда Крейна (1858–1939), богатого жителя Чикаго. бизнесмен и меценат. Крейн был сильно заинтересован в развитии политических дел в Восточной Европе и славянской культуре, и ему предстояло обеспечить Мухе финансовую и эмоциональную поддержку в течение почти двадцати лет. Муха вернулся на родину в 1910, чтобы приступить к своей миссии.
Между 1911 и 1926 годами энергия Мухи была направлена на создание Славянской эпопеи . Для этого проекта он арендовал студию и квартиру в замке Збирог в Западной Чехии, чтобы воспользоваться просторной студией, позволяющей ему работать с огромными полотнами. В сериале он изобразил двадцать ключевых эпизодов из славянского прошлого, от древнего до современности, десять из которых изображают эпизоды из чешской истории и десять — исторические эпизоды из других славянских регионов. Первое полотно серии, Славяне на своей исконной родине , был закончен в 1912 году и вся серия была завершена в 1926 году заключительным полотном Апофеоз славян , которое прославляет триумфальную победу всех славян, родина которых в 1918 году окончательно стала их очень личное.
С помощью Славянской эпопеи Муха хотел объединить всех славян через их общую историю и их взаимное почтение к миру и обучению и, в конечном итоге, вдохновить их работать на благо человечества, используя свой опыт и добродетель. В 1928 мая Муха и Крейн официально представили городу Праге полную серию «Славянская эпопея » в качестве подарка нации, приуроченной к 10-й -й -й годовщине независимости.
Муха решил начать свою историю славянского народа с 4 по 6 века. В это время славянские племена были земледельческим народом, который обитал на болотах между реками Вислой, Днепром, Балтийским и Черным морями. Не имея политической структуры, поддерживающей их, их деревни постоянно подвергались нападениям германских племен с Запада, которые сжигали их дома и воровали скот.
Пара, спрятавшаяся в кустах на переднем плане, когда их деревня горит на горизонте, — выжившие после одного из этих нападений. Страх и беззащитность, выраженные на их лицах, умоляют о помощи зрителя. В правом верхнем углу композиции парит языческий жрец в окружении двух юношей, символизирующих войну и мир. Эти цифры предсказывают мир и свободу, которые придут к славянскому народу, когда независимость будет завоевана войной.