Рассказ о битве на куликовском поле 4 класс: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Куликовская битва (литературное чтение, 4 класс) презентация, доклад

  • Главная
  • Разное
  • Дизайн
  • Бизнес и предпринимательство
  • Аналитика
  • Образование
  • Развлечения
  • Красота и здоровье
  • Финансы
  • Государство
  • Путешествия
  • Спорт
  • Недвижимость
  • Армия
  • Графика
  • Культурология
  • Еда и кулинария
  • Лингвистика
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Страхование
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Презентация на тему Куликовская битва (литературное чтение, 4 класс), предмет презентации: Литература.  Этот материал содержит 15 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайд 1
Текст слайда:

Проект по литературному чтению
«Куликовская битва»
1380 год.

Проект выполнил
учащийся 4 класса
Римский Дмитрий


Слайд 2
Текст слайда:

Цели и задачи.

Познакомиться с историей Куликовской битвы.
Узнать значение битвы для Руси


Слайд 3
Текст слайда:

План.

Просмотрел энциклопедии.

Нашёл материал в интернете.

Весь материал я собрал в проект.


Слайд 4


Слайд 5
Текст слайда:

Битва началась поединком
Пересвета и Челубея.


Слайд 6
Текст слайда:

Куликово поле
И река Дон.


Слайд 7
Текст слайда:

Сергей Радонежский
лечит раненого.


Слайд 8
Текст слайда:

Монастырь на
Куликовом поле.


Слайд 9


Слайд 10
Текст слайда:

Схема битвы.


Слайд 11
Текст слайда:

Книги о Куликовской
Битве.


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15
Текст слайда:

Выводы

Делая этот проект я многое узнала.

Например , с чего началась битва.

Кто одержал победу .

Кто благословил воинов на победу.


Скачать презентацию

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Урок-презентация по окружающему миру на тему «Куликовская битва» для 4 класса

Денисенко Жанна Николаевна

МБОУ СОШ №21 г. Шахты Ростовской области

учитель начальных классов

Урок-презентация по окружающему миру на тему «Куликовская битва». 4 класс

Цели:

  1. Сформировать представления учащихся о событиях 1380 года, о подвигах защитников Руси.

  2. Развивать интерес к истории, культуру речи.

  3. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Оборудование урока:

  1. Диск с презентацией, компьютер, проектор, экран.

  2. Учебник, рабочая тетрадь.

  3. Изображение русского и монгольского воинов.

  4. Схема “В чем заключалось татаро-монгольское иго”.

  5. Родословная московских князей” (раздаточный материал).

  6. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).

План урока:

  1. Положение Русских земель к концу XIV века.

  2. Положение Золотой Орды.

  3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

  4. Куликовская битва, ее результаты.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Учитель. Ребята, как вы думаете, что сближает человека с человеком?

Ученик. Улыбка.

Учитель. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

Как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Ученик. О Куликовской битве.

Презентация.

Слайд 3. –Тема нашего урока сегодня…(Куликовская битва)

Слайд 4. Учитель. Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле с князем Дмитрием Донским и его войском.

— А эпиграф урока – слова московского князя Дмитрия Ивановича…

Слайд 5. (слова читают дети).

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

Учитель. Назовите точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237 г.) Русские земли приняли на себя главный удар, защищая Западные государства. Пострадали такие города: Владимир, Рязань, Новгород, Торжок, Козельск, Киев. Русь надолго попала в зависимость Золотой орде.

Слайд 6. (читает учитель)

— Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго. (1 ученик собирает схему на доске).

Грамота Баскаки Побои

на княжение (ярлык) люди рабство

дань

меха

скот

хлеб

мёд

Князья должны были ездить к хану за разрешением на правление.

Баскак — представитель Ордынского хана в русских княжествах для контроля над местными властями и сбора дани.

Слайд 7. (1380 г.)

Учитель. Сколько лет прошло от начала ига до данного события?

Ученик. 143 года

Слайд 8. Учитель – Восстановите порядок слов в предложении.

Ученик. (Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)

Учитель — Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.

. — Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

— Усилилось влияние какой части русских земель?

(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)

Слайд 9. (Предложения на слайде появляются после ответов детей):

1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;

Учитель. Почему? Какой город стал центром объединения русских земель?

2) Москва стала центром объединения русских земель;

Учитель. При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;

4) самое главное — изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за ее освобождение;

5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, победить свой страх и испытать себя в борьбе.

Положение русских земель к концу XIV века.

Учитель. По мере того, как росло богатство и могущество Московского княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

Работа с родословным древом.

— Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник: (Рисунок 1.)

Даниил Московский

Иван Калита

Дмитрий Донской

Слайд 10. Дмитрий Донской

Слайд 11. И пишет летописец…(читают дети или учитель).

. “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.

III. Работа над темой урока.

Положение Золотой Орды.

Учитель. Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?

Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб еще 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.

Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.

— В это время на Московском престоле -… (Дм. Донской).

Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.Главные дружинники явились во всеоружии. (Рисунок русского воина в доспехах.)

Учитель — Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о вооружении русских дружин.

Слайд 12

Ученик. Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Больше всего употреблялись кольчуги — рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них медными дощечками. на голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева — лук в чехле — налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и камнями. Употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

Учитель.- Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу?

Ученик. (Трудолюбие и терпение.) Работа требовала большой точности и умения.

IV. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три! Руки в стороны.

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поварачиваясь вправо, Поворот вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже Поворот влево

Поглядеть из-за ладошек.

И направо, и ещё Поворот вправо

Через левое плечо. Поворот влево

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо. Наклоны

Получается на славу!

V. Куликова битва . Работа с учебником Плешакова. Комментированное чтение. (стр. 70)

Учитель. О каком Сергии идет речь?

Ученик.(Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.)

Слайд 13.

Учитель. Читаем до слов: “… русское войско вышло к Дону”.

— Почему не стали дожидаться прихода Мамая?

Ученик (Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)

Слайд 14. Учитель Посмотрите (Куликовское поле) Поле называлось Куликовым по названию птиц, которые там водились.

— Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)

— Почему выбрали это место?

— Поле было перерезано оврагами, по их крутым склонам и по берегам рек росли густые леса.

— Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?

Как только переправа была закончена, князь приказал: «Убрать мосты! Назад нам пути нет!»

Слайд 15. . Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.

Учитель — Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

(Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что честная смерть лучше позорной жизни… (вернемся к эпиграфу).

Учитель – А сам князь как поступает?

— Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?

Ученик. Он в одежде простого воина отправляется в Передовой полк.

— Все мы вышли либо на погибель, либо на победу. А победу лишь мечом добыть можно.

Слайд 16. (Появляется после ответов детей.)

Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

Начало поединка.

Слайд 17.

— Существует легенда, что сражение началось с поединка 2 воинов – богатырей: Пересвета и Челубея

(Рассказ детей.)

Заиграли трубы, двинулось войско на войско.

. Работа с картой-схемой (на партах). Рисунок 2

Найдите на карте место Куликовской битвы. Расскажите по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

Ученик. Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо -татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы вернулись обратно.

Учитель. Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

— В чем проявился его талант как полководца?

Ученик. Дмитрий расположил войско так: в центре он поставил Большой полк,, на флангах полки Правой и Левой руки. Позади расположил Резервный полк, впереди был выдвинут Передовой (Сторожевой) полк. А в Зелёной дубраве спрятался Засадный полк. Позиции надёжно прикрывались с 3 сторон

. Рассказ о битве. Слайд 19.

Учитель — Используя текст учебника и карту-схему, расскажите о ходе сражения. Прочитать текст с последнего абзаца с.70 до стр.72 учебника.

(Учитель может добавить…)

— И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы. Но тут вышли из засады отборные русские дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели лагерем. Среди врага царила паника и неразбериха. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено, победа русских — полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны.

Слайд 20,21,22,23.

Слайд 24 . Вопросы: Почему русские воины победили?

Что можно сказать о причинах победы в битве?

Ученик. Полководческое искусство проявил Дмитрий Донской( сбор войск в Коломне, выбор места сражения, расположение войска, действия засадного полка, мужество и героизм русских воинов.)

Учитель. Итоги Куликовской битвы.

— Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси?

Слайд 25. ( После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)

1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.

2) Выросло значение Москвы и московского князя.

3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

Учитель. Почему князя назвали Донским?

Ученик. В честь победы в этой битве ,на реке Дон князя-полководца прозвали Дмитрием Донским.

Учитель. В честь всех погибших на Куликовом поле поставлены памятники.

Слайды 26, 27, 28, 29, 30.

VI. Закрепление изученного. Работа в тетрадях.( стр. 26)

Учитель. Применим полученные знания на практике, выполним задание в рабочих тетрадях.

Разгадайте кроссворд по теме «Куликовская битва»

Проверка ( Слайд 31)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на стр. 74 учебника.

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы, ответим на некоторые вопросы:

-Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

-Что вам показалось наиболее интересным? Самым трудным?

Рекомендую более подробно прочитать о битве в книгах: повесть Ю.Крутогорова «Куликовская битва», О. Тихомирова «На страже Руси»

VIII. Домашнее задание. Слайд 32.

Учебник: стр 70 — 73; тетрадь: стр 24,25; нарисовать один из эпизодов Куликовской битвы. Слайд 33. До новых встреч.

Житий всех святых, память 23 октября


Памятная суббота святителя Димитрия

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке с гробницы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб).


Святой Макарий Римлянин Месопотамский

Однажды пещеру, в которой жил святой подвижник Макарий, нашли трое монахов из монастыря святого Асклепия в Месопотамии. Сергий, Гигин и Феофил ушли из монастыря, чтобы скитаться по миру, ища знамения от Бога, полезного для их спасения. Внезапно, приближаясь к пещере, они заметили, что из нее исходит чудесный аромат. Затем они увидели идущего к ним старика, покрытого только волосами и бородой до колен. Он бросился на землю и оставался там несколько минут, пока не убедился, что трое незнакомцев на самом деле не демоны. Когда он убедился, что не испытывает какого-то заблуждения, он пригласил их в свою пещеру. Старейший монах попросил его рассказать свою историю, что он и сделал.

Святой Макарий сказал им, что он родился в Риме и был сыном богатого сенатора по имени Иоанн. Когда он был достаточно взрослым, чтобы жениться, его родители обручили его против его воли. После свадьбы был праздник, но вместо того, чтобы войти в брачный чертог, он убежал в дом благочестивой вдовы, где провел семь дней, тайно плача и умоляя Бога помочь ему. Выйдя из ее дома, Макариос встретил хорошо одетого старика с благородными манерами. Этот человек приказал Макариосу сопровождать его. Макарий следовал за ним три года, пока однажды они не пришли в пещеру, и тогда старик исчез. Вскоре после этого он явился Макариосу во сне и открыл, что он был архангелом Рафаилом, который руководил Тобиасом в его путешествиях. Перед исчезновением Архангел вверил его милости Божией.

Вскоре после того, как он впервые перебрался в пещеру, Макариос увидел стоящую перед ним прекраснейшую девушку, которая сказала, что тоже бежала от нежелательного брака в Риме. Несмотря на свою осторожность, святой Макарий не имел достаточной проницательности, чтобы избежать дьявольской сети, и поэтому позволил девушке переночевать в своей пещере. Впервые в жизни на него напали огненные стрелы плотских желаний, и он согрешил с девушкой. Внезапно она исчезла, и диавол возрадовался, что соблазнил подвижницу на грех.

В этот момент святой Макарий осознал серьезность своего падения. Горько плача, он решил покинуть пещеру и найти другое место, где он мог бы совершить покаяние. По дороге ему еще раз явился архангел Рафаил и призвал вернуться. Он сказал ему, что Бог услышит его молитвы, если он останется в пещере. Итак, он возвратился и подверг свою плоть суровому посту, бдению и полному самоотречению на многие годы, чтобы восстановить чистоту своей души для созерцания Бога.

Наставив трех братьев рассказом о своих подвигах, святой Макарий отпустил их с миром. Его грех был очень велик, но таким же было и его покаяние; поэтому он почил в Господе в присутствии ангелов и святых.

Точная дата преставления святителя неизвестна, но, вероятно, это был конец четвертого или начало пятого века.


Апостол Иаков, брат Господень

Святой апостол Иаков, брат Божий (Адельфофей) был сыном праведного Иосифа до обручения его с Пресвятой Богородицей. Предание гласит, что у Иосифа были и другие сыновья от первой жены. Таким образом, Иакова называли братом Господа. Святой Иаков был назореем, мужчиной или женщиной, посвященным Богу на ограниченный срок. В период освящения назореи давали обет воздерживаться от вина и других опьяняющих напитков, им нельзя было стричь волосы и запрещался любой контакт с трупом (Числа 6:1-21).

Когда Спаситель начал возвещать Царство Божие, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его Апостолом. Позже он был избран первым епископом Иерусалима.

Святой Иаков председательствовал на Иерусалимском соборе, и его слово было решающим (Деяния 15). За тридцать лет своего епископства святой Иаков обратил многих евреев в христианство. Возмущенные этим, фарисеи и книжники сговорились убить святого епископа. Они привели его на вершину Иерусалимского храма и спросили, что он думает об Иисусе. Святой апостол засвидетельствовал, что Христос есть Мессия, чего не ожидали фарисеи. В ярости еврейские лидеры сбросили его с крыши. Он не умер сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, пока они побивали его камнями. Мученичество святого Иакова произошло около 63 г. н.э. 9 г.0006

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основу литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Церковь сохранила Послание святого Иакова, одну из книг Нового Завета. В ней святой Иаков советует: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова и медлен на гнев» (Иак. 1:19) и «Будьте исполнителями слова, а не слышателями только, обманывающими самих себя» (Иак. 1:22). ).

В 1853 году Патриарх Александрийский Иерофей отправил в Москву часть мощей святителя Иакова.

Церковь различает святого апостола Иакова брата Божия, святого Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и святого Иакова Алфеева сына (память 9 октября).

Память святого апостола Иакова также совершается в Неделю после Рождества Христова с пророком-царем Давидом и святым Иосифом Обручником.


Перенесение мощей блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

Перенесение мощей блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца Святой Иаков в юности своей взял на себя тяжкий подвиг юродства за Христа. Большинство подробностей его жизни неизвестны, но Господь прославил его после смерти.

В 1540 году, в третий день Пасхи, против течения по реке Мсте в село Боровичи (Новгородского уезда) приплыла против течения большая глыба льда, и на этой глыбе стоял гроб (сделанный из дубового бревна) без крышки, в которой лежало тело юноши. Отвергнув святые мощи, крестьяне шестами столкнули глыбу льда обратно в реку, но она вернулась на берег. Это повторилось трижды. В ту ночь юноша явился во сне старейшинам села, видевшим его на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не отталкивай меня. Меня зовут Джеймс. Я тезка святого Иакова, брата Божьего».

Мощи святого отрока сначала были помещены в часовню, а затем в 1544 году перенесены в церковь Сошествия Святого Духа. Затем было установлено ежегодное празднование памяти святого каждый год 23 октября. Господь, прославивший своего Богоугодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Праздник с утреней был установлен в 1572 году. В Иконографических руководствах святой Иаков описывается так: «Юноша наг, препоясанный платою». В 1657 году патриарх Никон отправил часть мощей на Валдай, в Иверский монастырь.


Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский

Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский (847-857; 867-877), в миру Никита, был царского рода. Когда его отец, император Михаил I (811-813), был свергнут с царского престола Львом Армянином (813-820), пятнадцатилетний юноша Игнатий был заключен в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила преподобного Игнатия в вере и благочестии. Вскоре он был поставлен игуменом монастыря, а позже избран Патриархом Константинопольским.

Когда Михаил III (855-867) взошел на престол, он был еще несовершеннолетним, поэтому страной фактически управлял его дядя Варда, человек нечестивый и нецеломудренный. Патриарх Игнатий убеждал Варду оставить свою грешную жизнь, и когда он отказался, Игнатий смело обличил его в беззаконии.

Варда пытался заставить святого Игнатия постричь святую императрицу Феодору, мать императора, чтобы отстранить ее от управления государством. Патриарх Игнатий не дал на это согласия, а также публично отлучил Варду. Варда пятнадцать дней пытал Игнатия, чтобы заставить его уйти в отставку, а затем отправили его в ссылку. Когда к власти пришел новый император, святитель Игнатий был отозван из темницы и еще десять лет был патриархом. Он умер в 877 году в монастыре.


Преподобный Елисей Лаврешев

Архимандрит Николай в «Историко-статистическом описании Минской епархии» сообщает, что под Новогрудком на месте ныне Успенского приходского храма святителем Елисеем был основан мужской монастырь, посвященный святителю Лаврентию около 1225 года. 1 Он также говорит, что, согласно Житию святого на славянском языке, Елисей был сыном князя Троината и занимал высокое положение при дворе князя Миндовга. После того, как он стал христианином, он оставил двор и удалился в пустыню, где был обнаружен православным монахом (святым Лаврентием?), с которым Елисей основал Лавру. Среди братии был князь Войшелк, живший, однако, в особом месте.

В те времена князья часто убивали друг друга и многие гибли сами от рук своих вероломных слуг или наемных убийц. Именно в те кровавые времена игумен Елисей был убит своим учеником, своим молодым слугой, в ночь на 23 октября, около 1250 года.

После его смерти мощи святого прославились чудесами. Согласно древней легенде, бесноватый исцелился, случайно прикоснувшись к мощам святого Елисея.

Около 1505 года, когда татары, опустошившие окрестности Новогрудка, подошли к монастырю, Господь сотворил через Своего святителя еще одно чудо. Татарам показалось, что монастырский двор полон отрядом конницы, и поэтому они в ужасе бежали.

Вероятно, это чудо послужило поводом для канонизации святителя Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на Соборе в Вильно в 1514 году. Мощи святителя, ранее покоившиеся в храме, были зарыты в землю во время одной из войн, и после того, как монастырь был сожжен, их уже не найти. Неизвестно, почитался ли святой Елисей только локально, или его праздник был всеобщим празднованием.

Память святителей Елисея и Лаврентия также совершается в Неделю третью по Пятидесятнице (Собор святых Белорусских).


1 Святитель Лаврентий Киево-Печерский затворник, епископ Туровский (+ 29 января 1194).

Как Россия перехитрила своих врагов

Аннексия Крыма Россией в прошлом году застала почти всех врасплох. Российские военные замаскировали свои действия и отрицали их — но те «зеленые человечки», которые появились на Черноморском полуострове, были хрестоматийным случаем российской практики военного обмана — или маскировки.

В кадетском училище в южном пригороде Москвы генерал-майор Александр Владимиров сбрасывает с книжного шкафа два огромных красных тома и швыряет их на стол. «Моя теория и наука ведения войны», — говорит он, сияя. «Это в три раза дольше, чем «Война и мир» Льва Толстого!»

Владимиров, вице-президент Коллегии военных экспертов России, является специалистом по маскировке — отличительной черте русской войны и слову, которое переводится как «нечто замаскированное».

«Как только человек родился, он начал сражаться», — говорит он. «Когда он начал охотиться, ему пришлось раскрасить себя в разные цвета, чтобы его не съел тигр. С этого момента маскировка стала частью его жизни. Вся история человечества может быть представлена ​​как история обмана».

Владимиров обильно цитирует римского полководца Фронтина и древнекитайского философа Сунь Цзы, которые описывали войну как вечный путь хитрости.

Но это Россия, говорит он мне с явной гордостью, на протяжении столетий действительно оттачивала эти методы до совершенства.

Одним из самых известных примеров является Куликовская битва 1380 года, когда молодой москвич князь Дмитрий Донской и 50 000 русских воинов сражались против 150 000 татаро-монгольских воинов во главе с ханом Мамаем. Впервые славяне сражались единым войском – Русь против Золотой Орды.

«Бои были очень тяжелыми, но в итоге мы победили благодаря одному полку, спрятавшемуся в лесу», — говорит Владимиров. «Они напали свирепо и неожиданно, и попавшие в засаду татары убежали».

Куликовская битва 1380 года (картина ХХ века)

Но это было только начало. Владимиров рассказывает о недавних легендарных битвах, в которых Россия ловко и хитроумно перехитрила своих врагов.

Была Ясско-Кишиневская операция августа 1944 года, в которой участвовали десятки муляжей танков, а также целые дивизии Красной Армии, посланные в ложных направлениях, чтобы сбить немцев со следа.

И это произошло сразу после того, как операция «Багратион» в Белоруссии нанесла гитлеровским войскам сокрушительный удар.

«Было ясно, что военное мастерство советских руководителей превосходит немцев, — говорит Владимиров. «Наши генералы решили идти не легким путем по дороге, а через болота! Таким образом они атаковали тыл немецких войск. Вот вам мастерство! По всему Багратиону были колоссальные примеры маскировки с участием тысяч танков и живой силы. После этого война практически закончилась».

Из 117 дивизий и шести бригад половина была уничтожена, а остальные понесли 50% потерь – там погибло полмиллиона немцев.

Операция «Багратион», 1944 г.

Внезапность — ключевой элемент маскировки, и тайные силы, оккупировавшие Крым в феврале прошлого года, безусловно, обеспечили ее.

Петр Шеломовский, российский фотожурналист, был там, когда они прибыли. Он помчался в Крым, ожидая, что напряженность возникнет после того, как поддерживаемый Россией президент Украины Виктор Янукович бежал из страны, а 24 февраля он наблюдал, как местные пророссийские активисты строят небольшую баррикаду на площади перед парламентом.

«Начали заваривать чай и раздавать напитки. Некоторым журналистам, в том числе и мне, разрешили снимать, — говорит Шеломовский, — и на этом на ночь было все».

По крайней мере, так он думал. Но в предрассветные часы подъехали военные грузовики без опознавательных знаков, заполненные вооруженными до зубов людьми.

«Они приказали этим демонстрантам лечь лицом вниз на землю — пока они не поняли, что находятся на одной стороне, — говорит Шеломовский. Потом заставили нести боеприпасы в парламент.

Эту историю ему рассказали активисты на следующее утро. «Они сами не понимали, что происходит, — говорит он.

Войска, прибывшие в темноте, как по волшебству, без знаков различия на мундирах оливкового цвета, вскоре получили прозвище «зеленые человечки».

«Теперь мы знаем, что эти ребята были русским спецназом, — говорит Шеломовский. — Но в то время об этом никто не говорил.

Один из «зеленых человечков» — российских солдат без знаков различия, возглавлявших аннексию Крыма в 2014 году

Отрицание — еще один важный компонент маскировки. На пресс-конференции через несколько дней Владимир Путин хладнокровно отмахнулся от неудобных вопросов о том, откуда взялись войска.

«Военной форме много. Зайдите в любой магазин, и вы найдете его», — сказал он.

Но были ли это русские солдаты? Президент с невозмутимым лицом сказал, что это были местные отряды самообороны.

Пять недель спустя, когда аннексия была одобрена парламентом в Москве, Путин признал, что российские войска все-таки были размещены в Крыму. Но ложь послужила своей цели. Маскировка используется, чтобы сбить с толку ваших врагов, заставить их гадать. 900:06 Владимир Путин в Крыму, май 2014 г., после аннексии региона. и масштабы» пополнения войск, которые «постоянно отрицались русскими».

Но если НАТО было застигнуто врасплох, то историк и журналист Энн Эпплбаум — нет.

«Я сразу понял, что это такое, потому что это напомнило мне 1945. Это выглядело так знакомо», — говорит она.

«С Крымом у меня возникло странное чувство дежа вю, потому что ввоз солдат, которые на самом деле не были солдатами, — это то, чем НКВД занималось в Польше после войны. Они также создали фальшивые политические образования, которых никто раньше не видел, с уже прикрепленными к ним фальшивыми идеологиями… Это игра дыма и зеркал».

После Крыма началась война на востоке Украины. Официально там тоже не воюют ни российские войска, ни зеленые человечки — только патриотические добровольцы, приехавшие в регион на отдых.

Но появляется все больше свидетельств вмешательства Москвы в сепаратистский конфликт, включая растущее число российских солдат, погибших в бою.

В августе российское телевидение показало кадры загрузки воды и детского питания в грузовики, направляющиеся в зону боевых действий Украины. Российское правительство назвало это гуманитарной помощью, но многие отнеслись к ней более чем подозрительно. У НАТО уже было много разведывательных данных о российских силах ПВО и артиллерии, направляющихся в Украину.

900:05 Генерал-майор Дэвис называет первый конвой «замечательным примером маскировки», потому что он вызвал бурю в СМИ. Телевизионщики, затаив дыхание, следили за колонной, пытаясь выяснить, что же на самом деле находится внутри спешно перекрашенных в белый цвет зеленых армейских грузовиков. Была ли это классическая операция «троянский конь» по контрабанде оружия повстанческим ополченцам? И пропустят ли украинские власти колонну?

Российский гуманитарный конвой – классический случай маскировки?

«Все это время через другие погранпереходы, контролируемые русскими, а не украинцами, техника, личный состав и войска проходили в Восточную Украину», — говорит Дэвис. Он рассматривает конвой как умную «диверсию или отвлечение внимания».

Туман войны — это не то, что происходит само собой — это то, что можно создать. В данном случае западные СМИ были введены в заблуждение, но уступчивые российские СМИ также приложили немало усилий, чтобы создать туман.

Украинский писатель Андрей Курков говорит, что его постоянно поражает то, что он называет «фантазией и воображением российских журналистов». Одна из самых зловещих историй, транслировавшихся по московскому телеканалу, утверждала, что трехлетний мальчик в Славянске — городе на востоке Украины с преимущественно русскоязычным населением — был распят… за то, что говорил по-русски.

Телерепортаж все еще онлайн. Блондинка срывающимся от волнения голосом рассказывает серьезному российскому репортеру новостей, что трехлетний ребенок был прибит к деревянной доске объявлений на глазах у своей матери и умер в агонии. Мать, как она утверждает, затем привязали к танку и волокли по улицам, пока она не умерла. Она добавляет, что рискует жизнью, разговаривая, но хочет защитить детей от украинских солдат, которые ведут себя как звери и фашисты.

«Дама утверждала, что была свидетельницей этой ужасной истории в Славянске, — говорит Курков. «Но потом она упомянула название площади, где это произошло, а этой площади в Славянске нет. Нет такого места».

Как говорит Курков, история не выдерживает. Выяснилось, что у женщины-очевидца была история подачи ложных заявлений в полицию, а ее собственные родители сказали, что думали, что она давала интервью за деньги.

Элементы маскировки

  • Сюрприз
  • Камуфляж – камуфляж
  • Демонстративные маневры – маневры, предназначенные для введения в заблуждение
  • Скрытие – маскировка
  • Имитация – использование ложных целей и военных муляжей
  • Дезинформация – дезинформация, заведомая попытка обмана

Телевидение и цифровой мир наводнены подобными сообщениями. Группа киевских студентов-журналистов, которые создали веб-сайт для разоблачения фальшивых историй, говорят, что некоторые подходы более изощренны, чем этот: они смешивают правду и ложь, чтобы создать репортаж, который выглядит заслуживающим доверия. Но даже невероятная история может сбить с толку и создать неопределенность.

Петр Померанцев, который в последнее время несколько лет работал над документальными фильмами и реалити-шоу для российского телевидения, утверждает, что российские государственные СМИ не просто искажают правду в Украине, они идут гораздо дальше, пропагандируя соблазнительный нигилизм.

«Стратегия России как дома, так и за границей состоит в том, чтобы сказать, что правды не существует», — говорит он.

«Я имею в виду, вы знаете, ‘американцы плохие, мы плохие, и все плохие, так что такого особенного в том, что мы немного коррумпированы? Вы же знаете, что наша демократия — это бутафория, их демократия — это бутафория».0006

«Это своего рода цинизм, который на самом деле очень сильно резонирует на Западе в наши дни с этим отсутствием уверенности в себе после войны в Ираке, после финансового краха — и это то, на что надеются русские, просто взять этот цинизм, а затем использовать это в военной среде».

Конечно, каждая страна использует стратегии обмана. Черчилль однажды сказал: «В военное время правда так ценна, что ее всегда должен сопровождать телохранитель из лжи». Американцы называют такую ​​тактику CC&D — сокрытие, маскировка и обман.

Так что же отличает Россию? Генерал-майор Скип Дэвис утверждает, что западные силы иногда экономят на правде, но говорят, что они не говорят откровенной лжи: «Мы говорим об отрицании информации — другими словами, о неподтверждении фактов — по сравнению с откровенным отрицанием. Говоря: «Нет, это не мы вторгаемся, это не наши силы там, это чьи-то еще».

А как же ложная информация, которая подтолкнула Великобританию и США к войне с Ираком? Сейчас мало кто станет отрицать, что факты об ОМП были подтасованы в стиле маскировки. Слово, к которому Дэвис постоянно возвращается, это «мышление». Он настаивает на том, что маскировка стала образом жизни самой России.

«Я думаю, что есть соответствие между тем, что, вероятно, начиналось как военная доктрина, но теперь является частью государственной политики, и есть соответствие между стратегическим и тактическим уровнем с точки зрения мышления маскировки».