Древняя русь что такое: ДРЕВНЯЯ РУСЬ | это… Что такое ДРЕВНЯЯ РУСЬ?

ДРЕВНЯЯ РУСЬ | это… Что такое ДРЕВНЯЯ РУСЬ?

— государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы — славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики — «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда — «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно — имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов — дружину конунга Хрёрекра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» — «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг — именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен — Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях — в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курёй.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей — Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа — волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси — от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия — княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира — Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба — других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права — «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» — великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы — «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства — крупнейшей державы Восточной Европы.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
А. В. Беляков, О. А. Матвейчев.
2009.

Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций (IX–X вв.

)

Новости

Книги издательства

Как купить

Издание книг на заказ

Об издательстве

Сотрудничество

Встречи с издателем

Наши авторы

Избранные главы

Рецензии

In English

Печатное издание

500 Р

Купить

Электронная версия (PDF)
13.6 МБ

После оплаты вам будет отправлена ссылка для скачивания

375 Р

Купить

Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций (IX–X вв. )

Коновалова И.Г., Мельникова Е.А.

2018 г.

М.: Издательство «Весь Мир»

ISBN 978-5-7777-0739-0

60×90 1/16

Переплет

280 с.

Серия: Россия в мире

Монография посвящена исследованию места и роли Древнерусского государства в евразийской системе коммуникаций. Она обобщает и развивает результаты многолетних изысканий авторов в области истории трансконтинентальных и локальных путей Восточной Европы (с прилегающими областями, от Скандинавии до Византии и Ближнего Востока), исторической географии Руси и Восточной Европы, древнерусского, древнескандинавского и восточного источниковедения. Рассмотрение истории Древней Руси через призму ее связей с внешним миром в широком историко-географическом, источниковом и историографическом контексте свидетельствует об органичном включении Древней Руси в систему торговых и иных, некоммерческих связей между странами Европы и Азии.

Издание представляет интерес для историков Древней Руси, Скандинавии, Халифата, Византии, специалистов по исторической географии, источниковедов.

  • Введение

    Медиевистика последних десятилетий принципиально избегает широких обобщений и масштабных обзоров. Труды, подобные полотнам Ж. Дюби или Ж. Ле Гоффа, уступили место детальным исследованиям отдельных аспектов средневековой жизни: не случайно выделились как отдельные направления…

  • Елена Мельникова рассказывает о своей совместной работе с Ириной Коноваловой «Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций»

    Смотрите 28-й выпуск программы «Встречи с издателем».

  • О трудностях и опыте взаимопонимания, о войне и мире

    Беседа с академиком А. О. Чубарьяном в программе «Встречи с издателем».

  • Эх, дороги… Древней Руси

    К выходу в свет книги Е.А. Мельниковой и И.Г. Коноваловой: Древняя Русь в системе евразийских коммуникаций IX-X веков. Монография издана в составе серии «Россия в мире» совместно с Институтом всеобщей истории РАН.

Коновалова Ирина Геннадиевна

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник, зав. отделом специальных исторических дисциплин Института всеобщей истории РАН.

Мельникова Елена Александровна

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Другие книги серии

Россия в мире: образы и грани взаимодействия. Сборник статей

Под общ. ред. А.О. Чубарьяна

2019 г.

Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. 1918–1991 гг. Пособие для учителей истории.

2019 г.

Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. Конец XVIII – начало XX в. Пособие для учителей истории.

2019 г.

Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. XIV–XVIII вв. Пособие для учителей истории.

2019 г.

Россия XX века на страницах испанской прессы и в свидетельствах дипломатов

Гранцева Е.О., Филатов Г.А., Володько А.В., Паисова А.А.

2018 г.

Проекция разочарований и надежд: «Русский вопрос» в контексте немецкого внешнеполитического дискурса первой трети XIX века

Заиченко О. В.

2018 г.

Древнерусское государственное образование (IX – начало XII вв.)

Постоянная экспозиция ГИМ
Древняя Русь
Древнерусское государственное образование (IX – начало XII вв.)

Показать на карте

Идол – фигура человека, сидящего со скрещенными ногами

Ритоны – рога для питья

Денежно-вещественный Гнездовский клад

Нож ткача, украшенный серебряными масками – мужские лица с бородами и в головных уборах (шлемах?)

Восковые свечи и нательный крест – комплекс предметов из женского погребения

Глиняные кольца и лапы животных – предметы погребального обряда

Златник князя Владимира Святославича

Икона керамическая «Святой Георгий»

Сборник Святослава года 1073

Мечи

Ивахниковский клад

Котел

Заклепки ладьи

Икона керамическая «Святой Михаил»

Интерьер

В оформлении этого зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры: своды; трехстворчатые окна; арочные дверные проемы. Убранство наличников и мозаичных мраморных полов воспроизводят художественные орнаменты заглавий древнейших русских книг: Остромирова Евангелия (1057 г.) и «Изборника Святослава» (1073 г.). На стене напротив входа копия росписи западной башни Софийского собора Киева с изображением древних музыкантов.
Прямоугольный зал перекрыт крестовым сводом. Трехчастные окна с арочными окнами-копиями центрального нефа собора Святой Софии в Киеве.
Зал украшают две картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 году академиком Х.И.Семирадским: «Похороны русов в Булгаре» и «Пир Святослава после Доростолской битвы 971 года». Они представляют собой древние обряды языческой Руси. Все изображенное на холсте не просто выдумано художником, а основано на арабских и византийских письменных источниках.
Первая картина основана на «Записках» арабского автора X века Ахмеда Ибн-Фадлана, путешествовавшего в 921 году в качестве секретаря посольства багдадского халифа в Волжскую Булгарию. В городе Булгаре он стал свидетелем похорон знатного воина-руса и во всех подробностях описал обряд его похорон.
В центре композиции размещена резная ладья на платформе. В корме мертвый воин. У его ног девушка, готовая последовать за своим хозяином в его загробную жизнь. За ней пожилая женщина с кинжалом («Ангел смерти»). Внизу полотна изображены принесенные в жертву животные; провожающие, старый ошпаренный и дружинники с оружием.
Над этой картиной в Риме работал Х.И.Семирадский. Помимо «Записок» Ибн-Фадлана он использовал зарисовки предметов, найденных в 1872–1873 гг. археологом Д.Я.Самоквасовым в знаменитом кургане «Черная могила» в Чернигове.
Сюжет картины «Пир Святослава после битвы при Доростоле в 971 году» основан на записанном рассказе византийского историка X века Льва Диакона об одном эпизоде ​​войны князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимишим. .
На переднем плане Х.И.Семирадский изобразил ритуальное избиение греков при погребении павших в бою воинов Святослава и избиение детей, вырванных из рук обезумевших матерей. Старший жрец освящает воды Дуная, а воин бросает в реку петуха. Вверху полотна изображен киевский князь Святослав на белом коне, за ним — еще одна сцена зверской казни. Слева, на фоне разрушенной крепости Доростол, горят погребальные костры.

Подробнее…

Скрыть

Золотое кольцо России и древнее сердце

Золотое кольцо России, состоящее из древних городов, сгруппированных за пределами Москвы, славится своими луковичными куполами, сотнями церквей и средневековыми фресками внутри. Наш специалист по России Джон является давним поклонником этой нестареющей части России и описывает бесконечную привлекательность Золотого кольца.

Кремлевские купола Сергиева Посада

Что вам так нравится в Золотом кольце?

Россия имеет очень длинную историю, и вы можете почувствовать это в Золотом кольце. Здесь можно увидеть средневековую Русь, особенно в архитектурном стиле.

Местные легенды

Местные легенды также восходят к средневековью. Мне больше всего нравится киевский князь, который хотел построить город на берегу Волги. Местное племя натравило на принца своего священного медведя, которого тот убил. Впоследствии они позволили ему построить город Ярославль и поклонились ему в верности вместо своего медведя.

Москва может быть одновременно и суровой, и внушительной, воплощением современной России и ее несокрушимой мощи. Но посещение Золотого кольца похоже на бегство в сельскую местность прошлого.

Каковы основные моменты Золотого кольца?

Притяжение городов, безусловно, их церкви. Они заполнены редкими фресками и иконами, обычно ярко раскрашенными и богато детализированными, если просто нарисованы. Вам будет трудно найти более высокую концентрацию церквей и фресок в одном районе где-либо еще.

Церкви датируются веками, а фрески добавлены в 1500-х и 1600-х годах. Сейчас в церквях хранятся копии, а настоящие фрески находятся в галереях Москвы.

Фрески в церквях Золотого кольца изображают святых и религиозных деятелей

«В современных русских церквях вы найдете золото от пола до потолка. Но в церквях Золотого кольца это фрески от пола до потолка».

На фресках изображены святые или религиозные деятели в сценах, связанных с их жизнью, например, русский святой Георгий, убивающий дракона.

Какому святому вы молитесь, зависит от того, о чем вы молитесь. В Сергиевом Посаде люди выстраиваются в очередь вокруг квартала, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия, а затем прошептать слова молитвы.

Расскажите нам о богатой истории Золотого кольца

Это родина царской власти в России. Первый правитель Романовых, Михаил, был провозглашен царем в Ипатьевском монастыре в Костроме, в монастыре, который вы можете посетить и сегодня.

Один из городов, Владимир, был древней столицей Руси. Его соборы, церкви и монастыри составляют объект Всемирного наследия наряду с теми, что находятся в близлежащем Суздале.

В Золотом кольце 150 монастырей, многие из них все еще действуют. Многие из них были закрыты в коммунистические времена, но вновь открылись в 80-х и 90-х годах.