Произведения петра ильича чайковского: Чайковский | Произведения

П.И. Чайковский «Зимнее утро»: история, содержание, видео

Пётр Ильич Чайковский «Зимнее утро»

 

«Детский альбом». Это выдающееся творение гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского, являющееся замечательным образцом мирового музыкального фонда для юных пианистов, хорошо известно как в нашей стране, так и за её пределами. Его называют удивительной «Азбукой музыки», поскольку начинающие исполнители, знакомясь с циклом, состоящим из двадцати четырёх миниатюр, сразу увлечённо включаются в творческий процесс. Они с удовольствием погружаются в близкий и понятный им мир детства, в котором можно мечтать, фантазировать, играть в любимые игрушки, слушать занимательные волшебные сказки и при этом заинтересованно постигать азы исполнительского искусства. «Детский альбом» повествуют об одном дне жизни ребёнка, который начинается с «Утренней молитвы». Затем следует живописная композиция «Зимнее утро», которая поэтически отражает атмосферу наступающего дня.

Историю создания фортепианной пьесы «Зимнее утро» Петра Ильича Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История создания

Вне всякого сомнения, что сочинение миниатюры «Зимнее утро» тесно связано с историей создания Чайковским всего цикла фортепианных пьес «Детский альбом». Пётр Ильич написал его весной и летом 1878 года в поместье Каменка, где со своим большим и дружным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба, находящаяся неподалёку от Киева, была у Чайковского излюбленным местом, располагавшим его к написанию выдающихся музыкальных шедевров.

Именно здесь в окружении живописной природы и в уютной домашней обстановке из-под пера композитора вышли три симфонии, три оперы, среди которых знаменитый «Евгений Онегин», а также балет «Лебединое озеро». Помимо творческого вдохновения у Петра Ильича была ещё одна причина, по которой он так стремился в Каменку – это обожаемые племянники и племянницы. Любовь к детям сестры у композитора была безгранична. Юные родственники тоже с нетерпением ждали приезда своего дяди Пети, ведь никто кроме него не рассказывал им об увлекательных дальних странах, в которых ему пришлось побывать. Каждый раз Чайковский одаривал детей множеством подарков, а помимо того баловал, выполняя любое их пожелание.

С дядей Петей можно было запускать фейерверки, устраивать танцевальные вечера, весело играть или запросто поболтать о чём-либо. Безусловно, что Чайковский в такой добродушной обстановке, которая ему была невероятно мила, чувствовал себя по-настоящему счастливым. Она настраивала композитора на творческий лад и благоприятствовала появлению новых сочинений, среди которых были фортепианные миниатюры, объединённые в «Детский альбом».

Однако необходимо заметить, что созданию цикла предшествовали весьма огорчительные события, произошедшие в личной жизни Петра Ильича за год до этого. Летом 1877 года Чайковский женился на Антонине Милюковой. Это был не совсем обдуманный поступок, впоследствии принёсший композитору довольно много неприятностей. Быстро разочаровавшись в своей супруге, отличавшейся истеричным характером, Пётр Ильич находился в подавленном состоянии, которое могло привести его к нервному расстройству. Во избежании такого исхода событий, он принял решение уехать из России, чтобы сменить обстановку и немного отвлечься от мрачных мыслей.

Совершая вояж по европейским странам, Чайковский стал понемногу развеиваться, однако он скучал по общению с родными людьми и поэтому в письме попросил своего брата Модеста составить ему компанию в этом путешествии. С удовольствием откликнувшись на просьбу Петра Ильича, младший брат приехал в Италию, где в то время находился композитор, но прибыл туда не один, а со своим подопечным – глухонемым мальчиком Колей Конради. Чайковский прежде уже был знаком с воспитанником Модеста и относился к нему с большим вниманием. Петру Ильичу нравился смышлёный и кроткий по нраву подросток, и он с удовольствием занимался с Колей, с восторгом наблюдая за его успехами. Впрочем, подопечный брата был не единственный ребёнок, с которым во время этого путешествия общался композитор. На улицах Италии он нередко встречал подростков, своими выступлениями собирающих публику и тем самым зарабатывающих себе на жизнь. Например, во время прогулок по Флоренции Петру Ильичу особенно запомнился юный певец — мальчик Витторио, так задушевно исполнявший народные песни, что композитор даже прослезился.

Вот такие забавные знакомства и натолкнули Чайковского на мысль о сочинении произведений, способствующих творческому формированию юных музыкантов. Пётр Ильич и ранее отмечал, что репертуар, применяемый при обучении детей, небогат и из того что существует, особый интерес вызывает лишь сборник фортепианных миниатюр «Альбом для юношества» немецкого композитора — романтика Роберта Шумана, написанного им для любимой дочери. Размышляя над данной идеей, Чайковский написал послание владельцу нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону, чтобы изначально заручиться его поддержкой, и сразу по возвращению на родину, получив одобрительный ответ от издателя, он отправился в Каменку, чтобы в благоприятной для него атмосфере осуществить задуманное. На этот раз дядя Пётя с особым вниманием присматривал за занятиями по фортепиано своих племянниц и племянников, постоянно для себя что-то подмечая. Так он подготавливался к созданию цикла детских произведений, у которых непременно должны быть привлекательные для юных исполнителей заглавия.

К работе над сборником детских пьес, в который вошло вышеупомянутое «Зимнее утро» Чайковский приступил в последние дни апреля, а последнюю ноту в нём написал уже в мае. Затем полтора месяца он потратил на редактирование композиций и в июле отправил нотный материал в издательство. На титульном листе Пётр Ильич сделал надпись о посвящении «Детского альбома» Володе Давыдову – племяннику композитора.

Впервые юные музыканты познакомились с детскими пьесами, которые для них сочинил знаменитый композитор Чайковский, накануне Рождественских праздников 1878 года.

 

 

Содержание пьесы «Зимнее утро»

«Зимнее утро». В фортепианном цикле «Детский альбом» эту живописную музыкальную композицию, в которой красочно проиллюстрировано морозное зимнее утро, Петр Ильич Чайковский разместил на второй позиции. Музыкальный материал произведения, несмотря на то, что изначально оттенён мажорной тональностью и отличается лёгким фактурным изложением с немного заострённым ритмическим рисунком, настраивает на то, что за окном ненастье с пронзительным ветром и разыгравшейся метелью. Естественно, что в такую неприветливую погоду гулять не пойдёшь и придётся весь день сидеть дома. Настроение от этого меняется и музыка становиться жалобной и даже немного встревоженной.

Пьеса, написанная в простой трёхчастной форме, музыкальном размере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro, начинается со светлого Ре-мажора, однако затем модулирует в параллельный си минор, которым впоследствии и заканчивается произведение.

Тематический материал первого раздела произведения, при постоянном динамическом нарастании, строится на последовательности коротких поднимающихся вверх мотивов с ниспадающими секундами. Такое строение мелодической линии явственно отображает оживлённого ребёнка, радующегося наступлению нового дня.

Спустя шестнадцать тактов начинается средняя часть, вносящая в музыку композиции немного грустный оттенок, который отражает испортившееся настроение малыша из-за того, что на улице плохая погода и нельзя пойти погулять. Нисходящие секундовые интонации здесь приобретают более тёплый эмоциональный оттенок, так как передают жалобные всхлипы расстроенного ребёнка. Когда наступает реприза, оживлённая музыка возвращается вновь, однако всё же произведение завершается восьмитактовой кодой, музыка которой окрашена в печальные тона средней части.

«Зимнее утро». Эта небольшая живописная композиция, входящая в «Детский альбом», сочинённый великим Чайковским, имеет большую художественную и педагогическую ценность. Юных исполнителей в ней привлекает мелодическая выразительность и простота гармонического языка, а несложность фактурного изложения делает это произведение доступным и легко запоминающимся для начинающих пианистов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Зимнее утро»

Резиденты «Тавриды» исполнили известные произведения Петра Ильича Чайковского

Концерт, посвященный 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, прошел в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Событие объединило резидентов арт-кластера «Таврида», выпускников консерватории и приглашенных звезд в рамках фестиваля «Таврида АРТ Moscow».

В числе приглашенных солистов – оперный певец, тенор, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, приглашенный солист Большого театра России, солист Московского театра Новая опера им. Е.В. Колобова, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии «Золотая маска», лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев, оперная певица, сопрано, солистка Большого театра России, приглашенная солистка европейских театров, лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, лауреат международных конкурсов Анна Аглатова и оперная певица, меццо-сопрано, приглашённая солистка Большого театра России, солистка театра «Новая опера», лауреат международных конкурсов Юлия Меннибаева. Концерт прошел при участии Камерного оркестра Московской консерватории под управлением дирижера, художественного руководителя, народного артиста России Феликса Коробова.

Мероприятие стало коллаборацией профессионалов, людей, которые состоялись на сцене, с молодыми музыкантами, которые только начинают свою карьеру. Так, резидент арт-кластера «Таврида» Анастасия Тимошенко исполнила две пьесы из «Воспоминания о дорогом месте» с Камерным оркестром Московской консерватории под управлением Феликса Коробова, сопрано спела Юлия Волкова дуэтом с тенором Алексеем Татаринцевым «Минула страсть».

«В Рахманиновском зале Московской консерватории замечательная акустика, здесь можно сделать такие «вкусные» произведения, как, например, романсы Чайковского. Они очень глубокие, в голове рождаются сразу несколько красивых нюансов в плане логики, в плане динамических акцентов, поэтому это очень знаменательно для всех», – поделился Алексей Татаринцев.

На сцене Рахманиновского зала также выступили резиденты арт-кластера – Мария Николова, Алексей Красовский, Ксения Ануфриева, Кристина Евдокимова, Юрий Гончаров. Молодые творцы исполнили знаменитые романсы Чайковского – «Хотел бы в единое слово», «Я тебе ничего не скажу…», «Отчего», «Благословляю вас, леса», «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной» и др.

Ведущими вечера стали ведущие и лица проектов арт-кластера «Таврида» Алексей Будников и Любовь Павлушина.

Подготовка к концерту началась еще летом на форуме «Таврида» в рамках антишколы классической музыки, где профессоры Московской консерватории впервые познакомились с молодыми творцами со всей России.

Напомним, фестиваль «Таврида АРТ Moscow» собрал в столице участников форума и фестиваля разных лет со всех регионов страны, резидентов арт-кластера, молодых деятелей культуры и искусства, представителей компаний – лидеров в сфере креативных индустрий, а также команд арт-резиденций.

Фестиваль прошел при поддержке Ассоциации волонтерских центров, крупнейшей добровольческой организации в России, а также портала DOBRO.RU – главного портала о добровольчестве в РФ.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia. ru.

editor

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Петр Ильич Чайковский | Композитор месяца

Петр (или Петр, как мы сказали бы по-английски) Ильич Чайковский (произносится Чайковский) родился в Воткинске, Россия, в 1840 году. Он является одним из самых известных композиторов эпохи романтизма.

 

Чайковский был одним из шести детей. Его отец работал инженером на рудниках. Его мать была из французской и русской семьи, поэтому Чайковский научился читать по-французски, по-немецки и по-русски. У него также была французская гувернантка.

Когда ему было 8 лет, семья переехала в Санкт-Петербург. В Петербурге родители иногда брали его с собой на концерты. Петр любил музыку и после концертов иногда жаловался, что не может заснуть из-за музыки, застрявшей в голове. У него были уроки музыки с юных лет, но он не думал стать профессиональным музыкантом, так как это не считалось «приемлемой» профессией. Петр был очень чувствительным ребенком. Он часто расстраивался из-за того, что на самом деле не имело большого значения. Чувствительность Питера останется с ним на всю жизнь. Некоторые люди думают, что это одна из причин, по которым он смог сочинять такую ​​прекрасную музыку.

Когда Питеру было 14 лет, умерла его мать, а вскоре после этого из семьи ушла гувернантка. Отец Питера решил, что Питера следует отправить изучать право, и когда ему было 19 лет, он окончил юридический факультет и стал юристом в государственном учреждении. Он много работал, но ненавидел эту работу.

Когда ему было 22 года, он ушел с работы и пошел учиться музыке на полную ставку в новую Санкт-Петербургскую консерваторию. После окончания школы он переехал в Москву, чтобы преподавать в новой консерватории. Теперь он назван в его честь.

 

В 1877 году Чайковский женился на двадцативосьмилетней Антонине Милюковой, студентке консерватории. Брак продлился всего несколько дней, после чего Петр уехал из России в Швейцарию. Через своих родственников он договорился никогда больше не видеть свою жену.
 

 

Вскоре после отъезда из России Петра представили (в письме) богатой вдове по имени Надежда фон Мекк. Она была большой поклонницей музыки Чайковского и присылала ему деньги, чтобы он мог сосредоточиться на сочинении музыки, не беспокоясь о заработке на жизнь. Единственным условием было то, что Надежда фон Мекк не хотела лично встречаться с Чайковским. В течение 14 лет они общались только в переписке друг с другом.

Чайковский путешествовал по Европе с исполнением своей музыки. В 1891 году он даже поехал в Америку на открытие Карнеги-холла, куда его пригласили дирижировать своей музыкой.

Несмотря на то, что музыка Питера была известна, он никогда не был полностью доволен своей жизнью и всегда беспокоился о том, что его музыка не пользуется популярностью и не принимается. В октябре 1893 года он дирижировал первым исполнением своей шестой симфонии. Девять дней спустя он умер от болезни под названием холера.

Чайковский написал 7 симфоний, 3 струнных квартета, 11 опер, 5 сюит, 3 фортепианных концерта, 11 увертюр и многие другие произведения, но, вероятно, он наиболее известен своей балетной музыкой. Чайковский написал музыку к балетам «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Для «Щелкунчика» он использовал новый инструмент — челесту, которую ему пришлось тайком привезти в Россию из Франции. В другом из своих самых известных произведений, «Увертюре 1812 года», он использовал настоящие пушки! Музыка Чайковского стала одной из самых популярных музыкальных произведений эпохи романтизма.

Петр Ильич Чайковский — обзор классического композитора

Ноты Чайковского

  • Фея Драже (партитура)
  • Фея сахарной сливы (фортепиано)
  • Вальс (Альбом для юношества)
  • Шансон Тристе
  • Фуайе д’Альбом

Другие композиторы

  • Модест Мусоргский
  • Все классические композиторы
  • Фея сахарной сливы (счет)
  • Фея сахарной сливы (фортепиано)
  • Вальс (Альбом для юношества)
  • Шансон Тристе
  • Фуайе д’Альбом
  • Модест Мусоргский
  • Все классические композиторы

Петр (или Петр) Ильич Чайковский — композитор, чья музыка произвела на мир неизгладимое впечатление, но многое, казалось, было против него. Его мать умерла от холеры, когда Чайковскому было всего 14 лет, и эта большая потеря глубоко потрясла мальчика. В детстве, а также в дальнейшей жизни он страдал различными неврозами и переживал периоды глубокой депрессии. Хотя он научился играть на фортепиано еще мальчиком, Чайковский изначально должен был изучать право, и его первая профессия была клерком, выполняющим административные функции. Только в возрасте 23 лет он изменил карьеру и решил изучать композицию в новой Санкт-Петербургской консерватории. Его успех там привел к посту в (также новую) Московскую консерваторию с Николаем Рубинштейном (братом Антона Рубинштейна, основавшего Санкт-Петербургскую консерваторию). Хотя музыка Чайковского сейчас вызывает всеобщее восхищение во всем мире, он не всегда получал теплый прием в своей родной России, и плохая критика его произведений по понятным причинам способствовала его периодам депрессии. Например, его первый Концерт для фортепиано с оркестром, который теперь мгновенно узнаваем и является фаворитом среди посетителей концертов, изначально был посвящен Николасу Рубинштейну. Работа ему не нравилась, и Чайковский чувствовал себя опустошенным. Посвящение было изменено, но годы спустя Рубенштейн передумал и стал регулярно исполнять произведение.

Образ Чайковского, который оставила нам история, — это одинокая фигура, которая часто работала в одиночестве. Когда в более позднем возрасте он принял приглашение дирижировать, он тосковал по дому и очень хотел вернуться домой. На какое-то время Чайковский завязал любопытные отношения с женщиной по имени Надежда ван Мекк, которая стала его благотворителем, и ее регулярное финансирование и поощрительные письма позволили ему сочинять, не беспокоясь о заработке на жизнь, и он ушел из Московской консерватории, чтобы сосредоточиться по композиции. Отношения были любопытными, потому что они никогда не встречались. Несомненно, главной причиной приступов депрессии композитора был его гомосексуальность. Это и неудивительно, так как в то время в России государство считало определенные деяния преступлениями, караемыми смертной казнью! В какой-то момент Чайковский женился на поклоннице, возможно, чтобы скрыть свою истинную природу, но этот брак потерпел неудачу. Вскоре он распался, а у Чайковского случился нервный срыв, и он попытался покончить жизнь самоубийством. Неудивительно, что некоторые произведения Чайковского полны грусти и отчаяния. Удивительно, пожалуй, то, что большая часть его музыки яркая и счастливая.

Чайковский никогда не был полным отшельником. Он познакомился со многими другими композиторами и музыкантами того времени. В своей родной России он наверняка знал нескольких членов Русской националистической школы и какое-то время вдохновлялся их музыкальным мышлением. Ядро этой группы составляли пять композиторов, которых часто называют «кучками» или «могучей кучей» — Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Сезар Кюи. Эти композиторы стремились сочинять и продвигать музыку, в которой подчеркивалось ее русское происхождение, с использованием народной музыки и других традиций и в значительной степени избегая музыки, написанной в других частях мира. Музыка Чайковского может показаться очень русской для современных ушей, но его соотечественники уловили следы европейского влияния. Это правда, что его музыка имеет более широкую привлекательность, характеризующуюся красивыми мелодиями, изобретательной оркестровкой и эмоциональной теплотой и вовлеченностью «сердце в рукаве». Действительно, его музыка была более популярна за границей, чем в его родной стране, и, возможно, это было причиной некоторого первоначального недовольства дома.

Со временем музыка Чайковского стала более популярной в России. Когда его бывший благодетель прекратил получать пособие через 13 лет, он вскоре стал бенефициаром финансирования от российского правительства. Он даже преодолел свое прежнее нежелание и путешествовать, и дирижировать. Он уехал за границу, чтобы дирижировать своей собственной музыкой в ​​​​европейских городах и в США, и имел большой успех. Однако его жизнь должна была закончиться трагедией. Официальная версия состоит в том, что он заразился холерой (той же болезнью, которая поразила его мать несколько лет назад), неосторожно выпив стакан некипяченой воды, хотя более поздняя версия предполагала, что он покончил жизнь самоубийством. Незадолго до смерти Чайковский завершил свою Шестую симфонию. Премьера не имела большого успеха у критиков, но настроение глубочайшего отчаяния пьесы кажется пророческим.

Музыка Чайковского:

Чайковский оставил нам огромное количество прекрасной музыки, включая симфонии и концерты, несколько опер и множество более коротких произведений. Его особенно помнят за его повествовательную музыку, в том числе увертюру к «Ромео и Джульетте» и вызывающую воспоминания свободную балетную музыку к «Лебединому озеру», «Щелкунчику» и «Спящей красавице». Среди многих знакомых произведений из «Щелкунчика» есть «Фея сахарной сливы», и вы можете скачать ноты или миди-файл этого произведения. В качестве альтернативы для пианистов у нас есть эта фортепианная аранжировка Феи сахарной сливы. У нас также есть ноты для некоторых более коротких фортепианных пьес Чайкоцкого, и вы найдете их ниже:

  • 1-я симфония — «Зимние грезы»
  • 2-я симфония — «Малороссия» наиболее близка к идеалам Националистической школы
  • 3-я симфония — «Польская»
  • 4-я симфония — 3-я часть запоминается своими струнами пиццикато, а мотив «судьбы», введенный в начале, снова появляется в 1-й и последней частях, а в последней части также используется русская народная песня «Березка»
  • Манфред Симфония — скорее симфоническая поэма, чем симфония
  • 5-я симфония — самая спокойная из более поздних симфоний, медленная часть, в частности, использовалась в телешоу
  • 6-я симфония — «Патетическая», несомненно, исходит из беспокойного сердца, но прекрасное произведение, 2-я часть — вальс 5/4, 3-я — блестяще живое скерцо (зрители часто хлопают впоследствии, думая, что это должна быть последняя часть) , а финал (с изобретательно перекрещивающимися струнными партиями) полон глубочайшего отчаяния и не может разрешить мрак 1-й девятки. 0105
  • Три фортепианных концерта — первый из них самый популярный, его играл Ланг Ланг на концертах Promenade в 2003 году
  • Концерт для скрипки — также популярный
  • 1812 Увертюра — показательная работа, составленная по заказу, которая цитирует «Марсельезу» и «Боже, царя храни», национальные гимны Франции и России (во времена Чайковского), а в полной версии использует пушки для изображения знаменитой битвы, в которой русские войска отразил наполеоновскую армию
  • Marche Slave — также использует Государственный гимн России
  • Опера: Евгений Онегин — знаменитая опера по повести Пушкина
  • Опера: «Пиковая дама» — также основанная на рассказе Пушкина, входит в число нескольких других опер, которые не так известны
  • Балет: Лебединое озеро — почти квинтэссенция балетной музыки, которую Клинт Мэнселл широко использовал в своей музыке к фильму « Черный лебедь 9». 0105
  • Балет: Спящая красавица
  • Балет: Щелкунчик — с множеством коротких живых мелодий, некоторые из которых использовались в диснеевском фильме «Фантазия», включая Фею сахарной сливы
  • немного камерной музыки — 3 струнных квартета, фортепианное трио и многочисленные сольные пьесы для фортепиано и других инструментов
  • Серенада для струнных
  • Вариации на тему рококо — для виолончели с оркестром
  • Франческа да Римини — тональная поэма
  • Capriccio Italien — это начинается с версии следующего Bugle Call, которую мы включили в нашу статью о Bugle Calls
  • .

  • «Ромео и Джульетта» — эта «фантастическая увертюра» представляет собой практически тональную поэму с известной любовной темой

Чайковский также написал большое количество более коротких произведений для фортепиано, и вот 3 примера, подходящих для студентов-фортепиано с опытом работы в несколько лет. Мы также включили аранжировки каждого из них для различных деревянных духовых инструментов и фортепиано:

  • Вальс (фортепиано) — №8 из его «Альбома для юношества» Op.39
  • Вальс (кларнет) — как указано выше, для кларнета и фортепиано
  • Chanson Triste (фортепиано) — или «Грустная песня» Op.40 No.2 с типично меланхолическим настроением
  • Chanson Triste (гобой) — как указано выше, аранжировка для кларнета и фортепиано
  • Fueillet d’Album (фортепиано) — или «Альбомный лист» Op.19 No.3 из набора 6 штук
  • Fueillet d’Album (флейта) — как указано выше для флейты и фортепиано

Чайковский — Рекомендации:

Вот несколько записей на компакт-дисках, которые познакомят вас с ключевой музыкой Чайковского.

  • Балетные сюиты — сюиты представляют собой сборники музыки из балетов, часто исполняемых отдельно на концертах, с хорошо представленными основными темами и любимыми произведениями, дирижирует виолончелист Мстислав Ростропович, доступны на Amazon.