Происхождение княгиня ольга: Княгиня Ольга в Псковской истории

Княгиня Ольга. История, мифы и боги древних славян

Княгиня Ольга

Жена Игоря, которая осталась вдовой с 3-летним сыном. Правила как регент с 945 до примерно 960 года.

«Повесть временных лет» повествует, что будущая княгиня была родом из Пскова, а Житие святой великой княгини Ольги уточняет даже название деревни: Выбуты, в 12 км от Пскова. Житие также указывает, что родители Ольги были «рода варяжска». Эта версия подкрепляется ее именем, восходящим к древнескандинавскому Helga. Однако к тому времени такое имя бытовало и у славян. Например, у древних чехов известно имя Olha, в древнерусских летописях ее имя часто передается славянской формой «Вольга».

По легенде Ольга была перевозчиком на реке, князь увидел ее красоту и влюбился.

В летописях наблюдается еще пара версий о происхождении Ольги. Видимо, не все позже были согласны терпеть, что князь женился на простолюдинке. Типографская летопись (датируется концом XV века) и еще более поздний Пискаревский летописец содержат запись, что Ольга была дочерью Олега Вещего. Он остался опекуном малолетнего Игоря, а заодно женил князя на своей дочери.


Иоакимовская летопись, достоверность которой несколько сомнительна, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Новый Владимирский летописец считает Ольгу вообще иностранкой: «Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поять же за него княжну Ольгу». На этом основании болгарские историки считают Ольгу болгаркой из Плиски, а не Пскова (тем более, что в летописи написано «Плесков», а Пскова в те годы вообще не существовало).

Еще ряд исследователей считают ее дочерью правителей Великой Скифии, которую сосватал за своего племянника Игоря конунг Олег.

«Повесть временных лет» относит брак Игоря и Ольги к 903 году, что вызывает вопросы у исследователей, поскольку их сын Святослав, по той же летописи, родился в 942 году. Видимо, это казалось странным еще в давние времена, поскольку более поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись сообщают, что Ольге на момент свадьбы было 10 лет. Однако самые древние записи о свадьбе Игоря и Ольги не имеют даты. Так что 903 год можно считать бездоказательным. После свадьбы имя

Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Как ни странно для тех лет, дружина убитого князя Игоря признала верховенство женщины-регента. Возможно, это произошло после ее действий по отмщению убийства мужа.

«Повесть временных лет» описывает ее действия подробно:

«Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд — отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым подъемом. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?». Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала». Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем

муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.


Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год».

Вот такая верная жена, которая убивала, убивала и убивала за то, что люди не хотели платить три дани в год. Святая женщина. Следует заметить, что три части мести послам — это части погребальных обрядов: захоронение в ладье, сожжение в доме и насыпание кургана. Было ли это в действительности или не было, мы теперь уже не узнаем, но история эта вошла в список событий Древней Руси и даже стала нарицательной.

После покорения древлян Ольга отправилась в новгородские и псковские земли в 947 году и там тоже определила размеры дани, а потом вернулась в Киев. Она установила фиксированный размер дани, сроки ее уплаты, определила места, куда она будет свозиться — селища и погосты (позднее именно в этих местах возникнут города). При ней началось каменное градостроительство и благоустройство подвластных Киеву земель. Земли были поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

Следующее ее упоминание в «Повести временных лет» относится к 957 году, когда она совершила поездку в Константинополь. Это был официальный визит, он известен по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси.

Позднее в Житии будет написано: «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге». Однако в этом визите были и государственные интересы. Как бы то ни было, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо.

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Однако результаты государственного визита не были достигнуты. Ничего точно не известно, но показательно, как Ольга обошлась с византийскими послами, которые буквально тут же, вслед за Ольгой, прибыли в Киев.

«Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами».

Как христианка она воздвигла в Киеве храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина. Вокруг нее образовался круг единоверцев, и с проповедью новой веры она отправилась в Псковские земли.

В 959 году, не дождавшись основания епископской кафедры в Киеве от Византийской патриархии, Ольга (во святом крещении Елена) обратилась к германскому императору Оттону T Великому. Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом: «Пришли к королю, как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников».

Однако из этой миссии тоже ничего не вышло: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Главной святыней стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм этот сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года.

Однако такие действия Ольги вызывали явное и тайное противодействие язычников. Ее сын Святослав также не поддерживал мать в перемене веры.

«Повесть временных лет» так повествует об этом:

«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Святослав же притом гневался на мать. Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».


По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Поскольку Святослав был уже взрослым и стал князем, Ольга не могла выступить против сына, это привело бы к внутренним распрям в государстве. Она оставалась правительницей, когда сын уходил в дальние походы, а это случалось часто.

Княгиня оставалась в Киеве со своими внуками, детьми Святослава. Ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.

Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав разбил печенегов, но не пожелал оставаться в Киеве надолго.

«Сказал Святослав матери своей и боярам своим: о Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу».

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Вероятно, в княжение Владимира Святого, ее внука, крестившего Русь, княгиня Ольга начала почитаться как святая. Ее мощи были перенесены в церковь, а монах Иаков описал чудеса, творимые от ее мощей. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви.

Канонизирована святая равноапостольная княгиня Ольга была на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга
Неожиданная гибель Игоря привела к тому, что его жена княгиня Ольга (Хельга, или Елга) взяла власть в Киеве в свои руки. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой и до брака с Игорем жила во

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга
Жена Игоря, которая осталась вдовой с 3-летним сыном. Правила как регент с 945 до примерно 960 года.«Повесть временных лет» повествует, что будущая княгиня была родом из Пскова, а Житие святой великой княгини Ольги уточняет даже название деревни: Выбуты, в 12 км

Княгиня Ольга-Елена

Княгиня Ольга-Елена
Жизнь княгини Ольги отразилась в самых различных источниках: в письменных, русских и зарубежных, вещественных и даже географических. Казалось бы, такое значительное количество памятников прошлого должно было помочь исследователям составить

Княгиня Ольга (945–957). Торговля с Византией

Княгиня Ольга (945–957). Торговля с Византией
А княгиня Ольга с сыном Святославом, кормильцем его Асмудом и воеводой Свенельдом сидела той осенью в Киеве. Вскоре под киевскими горами пристали ладьи, привезшие двадцать лучших мужей древлян. Они приехали для того, чтобы

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга
Решительность, смелость и мудрость русской женщины в полной мере были воплощены в сказаниях о «вещей» княгине Ольге, которая стояла у истоков русской государственности, была первым державным правителем Древней Руси. И хотя ее месть древлянам за гибель мужа

Княгиня Ольга (Святая Ольга)

Княгиня Ольга (Святая Ольга)
Телом жена сущи, мужеску мудрость имеющи, просвещена Святым Духом, разумевши Бога…
Иаков Мних, инок Киево-Печерского монастыря, XI век
Около 913 года[2] – 11 (23) июля 969 года Великая княгиня Киевской Руси (945–969)Одна из основоположниц русской

7.

 Княгиня Ольга и князь Святослав

7. Княгиня Ольга и князь Святослав
Княгиня Ольга. После смерти Игоря стала княжить его жена Ольга. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Дружина Ольги осадила главный город древлян. Целый год она стояла со своим войском у стен города и не могла его взять. Тогда

9. Была ли княгиня Ольга славянкой?

9. Была ли княгиня Ольга славянкой?
На этот вопрос норманист Н. Т. Беляев (Seminarium Kondakovianum, III, 1929, р. 264) дает в высшей степени тенденциозный и необоснованный ответ. Он пишет: «В Лаврентьевской летописи под 902 годом (“в лето 6411”) стоит: “Игореви же възрастъщю, и хожаше по Олзе и

7. Когда и где крестилась княгиня Ольга?

7. Когда и где крестилась княгиня Ольга?
На вопрос, где крестилась княгиня Ольга, мы можем дать совершенно определенный ответ, — в Царьграде. О том, что княгиня Ольга крестилась в Царьграде, говорят все русские летописи, византийский историк Скилиций[200], а также

I. Княгиня Ольга

I. Княгиня Ольга
Первой исторической женщиной в русской истории является Ольга, жена киевского князя Игоря.Деятельность этой женщины, сколько известно из летописных сказаний, начинается тотчас после смерти мужа, которого зверски умертвили соседи киевлян – древляне за

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

КНЯГИНЯ ОЛЬГА
(г. р. неизв. — ум. 969)Киевская княгиня (945–969). Стояла во главе Древнерусского государства в годы малолетства ее сына Святослава Игоревича.После гибели Игоря и многих его воинов создалась сложная обстановка. Власть Киева ослабла и вновь нависла угроза

Княгиня киевская Ольга | Київ від минулого до майбутнього





kyivpastfuture



553 Views

0 Комментариев

Выдающиеся Киевляне

Из истории выдающихся киевлян — княгиня Ольга.

Ольга (род. около 910 — 11 июля 969) — княгиня Руси из династии Рюриковичей. Жена и кузина киевского князя Игоря, после гибели которого (осень 944) сошла на киевский стол (Княгиня киевская с 945 по 964). Мать Святослава Игоревича. Ликвидировала древлянское племенное княжение, упорядочила сбор дани, организовав по всей стране княжеские погосты и ячейки судопроизводства. Во внешней политике поддерживала дружеские отношения с Византией, 946 или 957 посетила Константинополь, где заключила соглашение с императором Константином VII Багрянородным и приняла христианство. В 964 году передала власть сыну. Похоронена по христианскому обычаю.

Крещеное имя — Елена. Канонизирована католической и православной церквями как святая Ольга.  Другие имена — Вольга, сканд. Гельґа, Алогия.

В современной украинской традиции возглавляет перечень самых известных женщин древней и современной Украины.

«Святая великая княгиня Ольга» Николай Бруни

Происхождение

Рождение

Место и дата рождения Ольги точно неизвестны. Летописец «выдал» ее замуж 903 году. Некоторые ученые (например., Российские историки Татищев и Карамзин), основываясь на том, что обычно на Руси девушек женили в 13-16 лет, предположили, что она могла родиться в конце 880-х. Такая версия не совпадает с возрастом сына Ольги, Святославом, который, по мнению современных историков родился позже — около 936-938: Леонтий Войтович считает, что в 938 году, Михаил Брайчевский датировал рождения князя 935 годом. В таком случае получается, что Ольга стала матерью в возрасте 50 лет, что вряд ли возможно. Да и сама Ольга в летописных источниках за девятьсот сорокового-девятьсот пятидесятого года описана вовсе не старой энергичной женщиной.

Поэтому, вероятно, следует предположить, что Ольга была моложе, чем на это указывают летописи, а ее брак от 903 года — всего лишь неудачное вычисления летописца.  Современный историк Николай Котляр считает, что княгиня Ольга родилась около 910 года, а российский ученый Алексей Карпов предполагает, что рождение княгини могло произойти примерно в 920 году.

Версии происхождения

1. Киевская версия.  Происхождение Ольги остается загадочным. Существует даже версия, что она была последней из потомков Аскольда, чья семья могла быть вывезена в Псков. Также есть версия о происхождении княгини с Плискова, который лежал на грани полянских, древлянских и улицких земель на притоке р. Роси (ныне — с. Плисков Погребищенского района, Винницкой обл., примерно 170 км от Киева).
2. Галицкая версия.  За ней, будущая правительница Руси родилась в Плиснеске (ныне — с. Подгорцы, Золочевского района, Львовской обл.). Ее родителями были Олег и Гельґи, соответственно внук датского правителя Гельґи и дочь восточнославянского князя Будимира.

3. Болгарская версия.  Положение Ольги при киевском дворе было исключительным: летопись зафиксировала дату ее брака, у нее был отдельный двор в Вышгороде, ее посол на уровне послов «светлых» князей из местных династий участвовал в переговорах с Византией в 944 году, полководцы Игоря единодушно признали ее регентшей , а юного сына Святослава наследником.  Итак, Ольга вряд ли могла быть дочерью посадника Пскова или другого боярина. Состояние отношений с Болгарией и источники также не дают возможности считать ее дочерью болгарского царя Симеона I Великого, родившимся ок. 896 г.. в Плиске. Другая, более подробно аргументирована версия, что Ольга, которую князь Олег привез из Болгарии, была внучкой болгарского князя Бориса I, дочерью его сына Владимира I, предшественника на болгарском престоле и брата Симеона.
4. Псковская версия. Неизвестная хронология ее жизни, несомненным можно считать лишь дату смерти, зафиксированную церковным летописцем. «Повесть временных лет» относит брак Ольги и Игоря к 903 году. При этом летописец колеблется, описывая ее происхождения:  «от Плескова», «… Неци же глаголють, яко Ольгови дщи бе Ольга». По более поздним Иоакимовым летописям Ольга была родом из Изборска из рода Гостомысла. «Кроник псковский», сохранившийся в списке 1689, представляет Ольгу не уроженкой, а лишь основателем Пскова.

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Этимология имени

Славянская версия

  • Известны славянские слова «льгк», «ольгчиты», «ольгчатися», «льгота», «вольготы», «вьольготний».
  • В славянских языках зафиксированы имена Oleg (Oley) (чеш. В 1088 г.), Olek (Welek), топонимы Ologast, Wolegast, Wolgast и др.
  • Скандинавские саги называют Ольгу «матерью» (а не бабушкой) «Вальдамара» -Владимира (как и «Вартилафа» -Брячислава называли сыном Владимира, а не внуком) и не Хельгой, а бессодержательным звукоподражанием «Аллогья», которое нигде за пределами этой саги не встречалось и никакого смысла в скандинавских языках не было.

Балтская версия

  • В Литве есть река Олег и некоторые имена, похожие на тот же корень: Ольгерд, Ольгимунт.
  • Известно балтское слово «algas» — вознаграждение.

Нормандская версия

По норманской версии имя Ольга — это славянизированная женственная форма скандинавского имени Гельґи (норв.   Hailaga, Helgi).

Семья

  • Игорь Рюрикович (878 — 945) — муж, Князь киевский (912 — 945). Брак 913 года:
    • Святослав Храбрый (937 — 972) — сын, Великий князь киевский (945 — 972):
      • Ярополк Святославич (955 — 978) — внук, великий князь киевский (972 — 978), правитель Киевской Руси;
      • Олег Святославич (956 — 976) — внук, князь древлянский (970 — 977)
      • Владимир Святославич (960/963 — 15 июля 1015) — внук, великий князь киевский (979 — 1015), князь новгородский (970 — 988).

Вероятно, что кроме Святослава Ольга имела других детей. В соглашении 944 года названы два славянских имени — Предслава и Владислав. Не исключено, что эти имена могли принадлежать другим детям Ольги и Игоря. Так же как не исключено, что на самом деле это были дети Игоря от другой жены.

Княжение

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, который начал самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет.  Дата эта подвергается сомнению, поскольку согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Самые ранние летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте «Повести временных лет» возник более позднего времени, когда монах Нестор пытался привести начальную историю в хронологическом порядке. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в договоре с Византией 944 года.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой
(Василий Сазонов. Третьяковская галерея)

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было всего три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.  Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в ее пользу.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря»Эскиз, Василий Суриков, 1915

Месть древлянам

Повесть временных лет содержит эпическое сказание о мести Ольги древлянам за убийство мужа (Игоря I). По этому сказанию древляне отправили в Киев послов, которые предложили княгине стать женой Древлянского князя Мала. Первое посольство княгиня живьем похоронила в лодке, зарытой у ее дворца; второе — сожгла в бане; в чем исследователи видят отражение реальных погребальных обрядов тех времен.

«Месть Ольги против идолов древлянских». Гравюра, Федор Бруни, 1839Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Третьей местью стал поход на землю древлян, где под предлогом тризны над могилой Игоря киевские дружинники «перебили пять тысяч» древлян, после чего состоялась летняя осада города Искоростень, которая завершилась сожжением города. Четвертая месть приходится на 946 год, когда Ольга вышла с войском в поход на древлян, против которого стало большое войско древлянское.  Город Искоростень, жители которого убили Игоря, держало осаду в течение года, после чего Ольга запросила с каждого двора по трое голубей и по трое воробьев в виде дани. Полученным птиц были привязаны трут, который поджигали и отпускали — голуби летели в голубятни, воробьи — под крыши. Таким образом было сожжено Искоростень.

Четвертая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Острый ум

Существует интересная легенда, которая прославляет острый ум княгини Ольги. Когда она приехала в Царьград (Константинополь), то ее долго, где-то около полугода, продержали не допуская к встрече с императором (по церемониалу того времени). Наконец после встречи с княгиней император заметил ее красоту и решил жениться на ней. Княгиня Ольга была против этого, но открыто не выступила. Она поставила условие, что перед женитьбой она креститься и крестным отцом должен быть сам император Константин. После крещения император снова начал разговор о женитьбе, но в ответ услышал вопрос: «Может ли дочь жениться с отцом?».  Поняв, что его перехитрили, император отпустил Ольгу домой много одарив. Однако хотя эта легенда красивая, но очень сомнительна. Тем более, что когда послы императора прибыли в Киев, то их тоже продержали на реке Почайне с полгода прежде чем допустить к княгине Ольге.

Крещение

Исследователи имеющихся источников (древнерусских, византийских и немецких) имеют различия в трактовке места и даты крещения Ольги. Если все древнерусские источники единогласно называют местом крещения княгини Константинополь, то Е. Голубинский предполагает местом крещения Киев, после поездки в Константинополь (ссылка на «Память и похвалу Владимиру»). Версию о киевском крещения поддерживает французский историк Ж. П. Ариньйон. Разногласия также существуют и в дате проведения обряда.

Д. Гордиенко в своей работе «Византийско-русские отношения с Константина VII Порфирогенета во внешней политике Византии (912-959 годах.)» впервые в историографии пытается установить точную дату крещения княгини Ольги — ночь с 17 на 18 октября 957 году в Константинополе, результатом чего стала активизация Киева в юго-восточном направлении с целью покорения восточнославянских территорий Киевом и налаживание контактов с Германией Оттона.

Крещение в Царьграде. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миссии Оттона

После посещения Константинополя в 957 году по показаниям западноевропейских источников (Гильдесгаймськие анналы) 959 года Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I, с приглашением на Русь епископа и священников, на что король согласился и прислал епископа Адальберта. С пребыванием миссии Оттона в Киеве связывают ротонду Х века, остатки которой обнаружены археологами в рамках так называемого «города Кия». Посольство 962 года потерпело неудачу. В этом событии исследователи видят как колебания между Римом и Константинополем в выборе веры, так и дальновидную политику давления на Константинополь, которую перед тем проводили Моравия и Болгария, чтобы добиться выгодного вхождения в церковную организацию восточной церкви.

Потеря власти

Как сообщают «Продолжение хроники Реґинона», Ольга потеряла власть в 962 году, хотя сам источник открыто об этом не заявляет.

В 961/962 году Ольгина попытка христианизировать Русь сорвалась. Очевидно, это и была причина ее ухода от государственных дел. Юрий Дыба считает, что это связано с приходом ее сына Святослава к власти.

В декабре 961 года молодой 23-25-летний Святослав Игоревич, осознал, что Ольга узурпировала власть. Более того, Святослав был ревностным язычником. Поэтому получив поддержку языческой знати, среди которых главные роли возглавлялись древними славянскими и варяжскими родами во главе с Свенельдом, князь прогнал миссионеров и устранил стареющую мать от власти. С этим можно связать начало его военной деятельности около 963-965 лет.

Константин VII Порфирогенет и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI века.

Увековечивание в Киеве

В топонимии

В Киеве есть Ольгинская улица.

В скульптуре

Киевский памятник — композиция из трех мраморных скульптур на гранитном постаменте — княгиня Ольга, святой апостол Андрей Первозванный и просветители Кирилл и Мефодий — расположен на Михайловской площади рядом с Михайловским Златоверхим собором.  Памятник работы скульпторов Ивана Кавалеридзе, Петра Сниткина и архитектора Валерияна Рыкова был освящен и открыт 4 (17) сентября 1911 года. Памятник подвергся вандализму в 1919 году, а в 1935-м был окончательно демонтирован. Восстановление произошло в 1996 году (авторы реконструкции — скульпторы Виталий Сивко, Николай Билык и Виталий Шишов).

Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве (1911, обновления — 1996)

Канонизация

После смерти Ольги, внук княгини — святой равноапостольный Владимир, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства. Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, еще до официальной канонизации, Ольгу стали почитать как святую. Святая равноапостольная княгиня Ольга была канонизирована в лике равноапостольной в 1547 году с определением дня памяти 24 июля. Ее память почитается и православной, и католической церквями.

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике, Николай Рерих, 1915

Иконография

Иконография великой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольную Ольгу традиционно изображают на иконах стоя. В правой руке изображают крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма.

Еще один традиционный образ святой Ольги — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Стилизованный лубочный портрет Ольги в русских традициях работы Михаила Нестерова (1892 год).Княгиня Ольга, Васнецов

Источник — Википедия

Княгиня Ольга Романовна | Лица

Княгиня Ольга Романовна

Кобрин → Выдающиеся личности

Первое летописное упоминание о Кобрине связано с княгиней Ольгой Романовной. Жизненный путь супруги владимиро-волынского князя Владимира Васильковича долго оставался в тени. Между тем Ольга Романовна была женщиной образованной, незаурядной, не только достойной женой, но и соратницей венценосного супруга. По отцовской линии является внучкой князя Михаила Черниговского, который в 1246 году принял мученическую смерть, отказавшись поклониться языческим идолам в ставке Батыи, и был канонизирован.

Ольга родилась предположительно в конце сороковых годов 13 века. В семье родителей — князя Романа и княжны Агафьи — он был младшим среди трех сестер и двух братьев. В июле 1263 года княгиня вышла замуж за волынского тогда еще княжича Владимира Васильковича, который приходился ей двоюродным дядей по материнской линии.

Именно династический брак укрепил союз Брянского и Черниговского и Волынского княжеств. Первое появление Ольги Романовны в летописи также связано с описанием брачного обряда в Брянске. Дело в том, что как раз во время свадебного пира, в котором участвовали тысячи гостей, Брянск подвергся нападению войска князя Миндовги. Отец Ольги князь Роман Михайлович прямо из-за стола встал во главе упряжки и пошел навстречу неприятелю. Который, как повествует летопись, вскоре был разбит. Однако и принц был серьезно ранен.

Вся дальнейшая жизнь княгини в браке связана с Волынью, губернатором которой вскоре станет ее супруг. Вместе с князем он переносил тяготы военных походов. Но особенно проявил себя в дипломатических переговорах с посланниками соседних государств, в том числе Польши и Литвы.

Князь Владимир в последние годы тяжело болел. А в это время управление княжеством фактически легло на плечи юной принцессы. По преданию, в Каменце-Русском (ныне город Каменец) Владимир Василькович долго пролежал в болезни в княжеских палатах, о которых в наше время напоминает только холм к северу от гимназии.

Из Каменца князь отправляется в Рай на Волынь, где вручает две дарственные грамоты. Один – о даровании земли и городов после смерти двоюродному князю Мстиславу Луцкому; вторая – княгиня Ольга о даровании ей города Кобрыни с людьми и данью, а также деревень Городель, Садовая, Сомино.

Легенда связана с конкретными историческими фактами. В 1287 г. галицкие и волынские князья организовали поход на Польшу. Владимир Василькович, тяжелобольной, прислал вместо себя воеводу, а сам остался в Каменцах. Очень страдая от болезни (у него сгнила нижняя челюсть), он сказал Мстиславу Даниловичу Луцкому, что назначает его наследником.

После похода Мстислава вызвали для подписания документов. Отдельно князь написал грамоту, в которой Ольге Романовне завещались город Кобрин и село Городец (Городец). Крайне подробно описаны последние дни и смерть Владимира в Любомле 10 декабря 1288 года. Напомним, вся элита княжества осталась во Владимире-Волынском, с князем остались только дворовые люди и княгиня Ольга Романовна. Также подробно описаны переживания княгини, которая «не могла успокоиться» до тех пор, пока архиереи не дали приказ открыть княжеский гроб, в результате чего выяснилось, что тело Владимира Васильковича осталось нетленным. На основании этих фактов исследователи предполагают, что Ольга была автором «Повести о Владимире Васильковиче».

С большой долей вероятности можно предположить, что княгиня переехала в Кобрин около 1290 года. Скорее всего, тогда в городе был поставлен первый деревянный замок. Был рынок. Начали развиваться торговля и ремесла.

Кобрин приобрел все очертания обычного средневекового города Западной Руси. Память об Ольге и ее могиле на Княжей горе, у села Ляхчица, многие века хранилась у местных жителей. Как рассказывают ляхчук, к принцессе нередко обращались за помощью, например спасением от волков.

Женское имя Ольга до сих пор очень распространено в Ляхчицах. Несколько лет назад в Кобрине, на площади Ленина, установили скульптурную композицию «Княгиня Ольга и князь Владимир-Иоанн Василькович».

Кобринским краеведом, историком Юрием Борисюком давно исследуется жизнь этой необыкновенной женщины. Он убежден, что могила княгини Ольги Романовны находится в Ляхчицах, на той самой Княжей горе, где 22 июля прошлого года был установлен освященный крест, а следующим летом планируется установить памятную плиту с информацией о народной легенде.

Легенда гласит: «Давным-давно это было. Проходила здесь княгиня Ольга… Однажды убили мужа она, Владимир, и Ольга пошла воевать с врагами… Ольга хитростью победила врагов, перековав у лошадей подковы на копыта наоборот.

Но за Дывином был пост,и оттуда его догнали воины.В то время наша гора была над болотами,леса на ней не было.Там и остановилась княжна.В это время враг пришли войска с юга, из Новоселка.На горе тоже нашли смерть Ольгу… Там и похоронили ее.Могила была почти под верхом.С тех пор это место еще называют горой Княжьей,или Княжной.Издавна на могиле был простой деревянный крест, но, видимо, при большевиках его сняли…».

Некоторые историки считают, что событие, описанное в легенде, могло произойти в самом конце XIII века. Судя по всему, конфликт Ольги с князем Мстиславом перерос в открытое противостояние. Формально Кобрин оставался под юрисдикцией Владимиро-Волынского князя.

Но по завещанию Васильковича, после его смерти перешла к супруге. Двойное толкование закона могло решиться в те времена только одним способом — на поле боя.