Содержание
Атрибуты Бабы-Яги… — Обзор. 21 век … — LiveJournal
Примечательные особенности жилища знаменитой герои народных сказок, обретавшейся в лесной глухомани, известны всем: во-первых, она стояла на курьих ножках, во-вторых, была способна поворачиваться минимум на 180 градусов.
Для любого современного человека курьи ножки означают куриные лапы. Так и изображается обиталище бабуси во всех детских книжках сказок. Но вы только представьте, какого размера и выносливости они должны были быть, даже учитывая, что проживала старушка не в хоромах и даже не в избе, а в избушке
Художник Голубечкова С.П
Впрочем, в сказке возможно все. Тем не менее, существует версия, по которой в курьи эти подставки превратились путем трансформации понятия курных – то есть окуриваемых особыми обрядовыми составами. И так действительно поступали когда-то в погребальных ритуалах: сжигая умерших, помещали их прах в прочные постройки, которые устанавливались на высоких опорах, у основания которых воскуривали подобающие случаю травы
К тому же, вспомнив пушкинское: «Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей», обратим внимание, что таковыми были именно могильные избушки.
Таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, так как попасть туда можно было только изнутри избушки (а ведь и Баба Яга была «пограничником», стражем и проводником в мир иной).
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
Вот почему сказочный герой, оказавшись на полянке перед ее причудливым домиком, обнаруживал, что входа в него нет: это оттого, что он располагался с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего иномирье.
Писатель А. Иванов, историк по образованию, выдвигает другую версию, ссылаясь на традиции уральских угро-финнов, у которых на тайной поляне в лесной чаще располагалась священная постройка сомъях, установленная на обрубленные пни, чтобы туда не залезли рысь, росомаха или медведь.
Художник Иван Билибин
Внутри находилась деревянная кукла иттарма – вместилище души предка – в национальном наряде, включавшем, среди прочего, шубу-ягу. Вокруг поляны воздвигали частокол с вывешенными на нем черепами жертвенных животных. По мнению автора концепции, образ Бабы Яги в русских сказках являет собой пример слияния культур.
Но вернемся к сказочному герою. Как известно, он умел договариваться с волшебной постройкой, поскольку она способна была вращаться, по крайней мере, на половину круга. А формула договоренности всегда была одной и той же: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом».
Художник Кинуко Крафт
Оказывается, вращающиеся строения тоже были известны нашим предкам, и не просто известны, а сооружаемы не так уж и редко. Речь идет о… ветряных мельницах, многообразие конструкций которых можно разделить на два основных типа: столбовки (северный вариант) и шатровки (в средней полосе).
Столбовки под влиянием ветра вращались на врытом в землю столбе, кроме которого имелись и дополнительные опоры – те же столбы, клеть в форме пирамиды или рама. У шатровок нижняя часть оставалась неподвижной, а поворачивалась только верхняя. Первый тип более сходен с жилищем Бабы Яги.
А. С. Пушкин «Там ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой». Представить летящую ступу довольно просто. При желании можно признать, что она передвигалась скачками, то есть вприпрыжку, но вот бредущий ход этого транспортного средства предположить весьма трудно.
Художник Геннадий Спирин
Ступа славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе, в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны.
Что касается похоронных, то поляки, в частности, верили, что после смерти человека ступу нельзя использовать в течение трех дней по основному хозяйственному предназначению, то есть толочь в ней зерно и проч., поскольку именно в ней обретается душа человека в этот временной период.
Художник Иван Билибин
Использование ступы (как и песта) в другое время тоже сопровождалось целым рядом инструктивных указаний. В частности, не дозволялось ее оставлять с пестом внутри на ночь, чтобы не дать толочь нечистой силе; возбранялось оставлять открытой, поскольку эту сулило мрачную перспективу не закрыть рта перед смертью.
А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги? изначально этот персонаж был для наших предков не косматым страшилищем с костяной ногой, с носом, который в потолок врос и прочими малоприятными приметами внешности, а существом божественного происхождения, Великой Матерью, связанной с судьбой, жизнью и смертью, перерождением души и ее проводником из мира живых в мир мертвых. Ей также приписывали статус хозяйки диких лесных животных, что также являлось функцией Богини-матери.
Художник Геннадий Спирин
И ступа в данном случае – достаточно серьезный аргумент, поскольку ведь она была атрибутом богини Макоши. Кроме того, во многих сказках Баба Яга выступает пряхой или ткачихой – а эти профессии были характерны для богинь судьбы. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта – символизировавшего мужское, – то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее: «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает»; «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать».
Кроме того, ступа была принадлежностью мельничного хозяйства, а мельница, как известно, в народных поверьях, с одной стороны, тоже ассоциировалась с чертовщиной, но с другой – являлась местом выработки муки как основы хлеба, отношение к которому было сакральным, то есть священным.
В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии – песту, ударявшему по ней. Кстати, на Руси и Бабу Ягу считали причастной к грозовым явлениям, – уж не была ли она предшественницей громовника Перуна в женской ипостаси?
Художник Иван Билибин
Наконец, жуткие гастрономические предпочтения старушки, якобы похищавшей, жарившей в печке и поедавшей детей, тоже содержат в себе отголоски древнего обряда «перепекания» ребенка в лечебных целях, а это свидетельствует о принадлежности Бабы Яги к народной медицине. И бабой допрежь страшилок русичи именовали старшую в роду женщину, а также знахарку, лекарку, повитуху. Было даже слово «бабничать», означавшее «принимать роды, лечить, ворожить».
Куда ж такой без ступы – сакрального предмета славянского хозяйства!
Однако, после христианизации Руси, примерно с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название.
Художник Виктор Корольков
Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Но за шесть веков существования колод-ступ за Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде. И это не могло не способствовать трансформации образа лесной хозяйки в отрицательную сторону.
Художник Иван Билибин
Многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия – страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья.
Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой – там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого.
Художник Кинуко Крафт
Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже – сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.
На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров – длиной около 4 метров. Почему же?
Художник Виктор Васнецов. Баба Яга. 1917
У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода – вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее – связанной с понятиями воскрешения и перерождения души.
Художник Геннадий Спирин
Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.
И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси – золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности – не человек, а дух. http://nezhna.com/post160235855/#
Всё и обо всём Обзор. 21 век …
Есть что почитать Новости, обзоры, факты…
Tags: Интересное
Русская Баба-Яга — СветлояР
Баба-Яга — один из персонажей славянской мифологии, который приобрел наибольшую популярность в жизни людей. Именно эта старуха встречается во многих русских сказках. Являясь при этом персонажем скорее отрицательным, чем положительным. Хотя в ряде сказок Баба-Яга проявляет положительные стороны. Выражается это в оказании помощи главному герою. В современном мире как язва появляются альтернативные исторические факты. Не обошли стороной и старуху Бабу-Ягу. В данной статье мы расскажем о том, кто такая Баба-Яга, и какие мифы являются фантазией современных недоброжелателей.
Описание Бабы-Яги
Баба-Яга — персонаж славянской мифологии и славянского фольклора. Это злая старуха. Образ Бабы-Яги известен всем. Колдунья с горбатой спиной, крючковатым носом, распущенными волосами и костяной ногой:
«Баба-Яга костяная нога»
Почти во всех русских сказках Баба-Яга — это отрицательный персонаж. Хотя существуют и сказки, где старуха оказывается «положительным героем». Чаще всего это оказание помощи главному герою в поиске основного злодея (по большей части это Кощей Бессмертный) или предоставление герою волшебного предмета. Например, меч-кладенец.
Где живет Баба-Яга
Где же живет Баба-Яга? Вопрос, ответ на который знает любой ребёнок. Избушка на курьих ножках — это дом сказочной старушки. Образ дома на курьих ножках связан с тем, что на Руси раньше избы принято было строить на пнях. Чтобы дом не гнил на сырой земле.
Окружал избушку Бабы-Яги забор из человеческих костей и лошадиных черепов-светильников. Расположение дома в сказках различно. Где-то пишут о том, что избушка находится в самой глубине леса. А где-то, что дом Бабы-Яги стоит рядом с лесом. Сразу вспоминается знаменитое:
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.»
Стоит избушка на курьих ножках у леса или в самом лесу. Это не главное. Основная идея заключается в том, что изба Бабы-Яги располагается на границе мира живых и мира мертвых. И лес является этим разграничением. Нам хорошо знакома ситуация, когда главный герой входит в красивый лес. Но продвигаясь все глубже, лес становится страшным. Когда же главный герой выходит из леса, то понимаешь, что это другой мир. Мир мертвых. Царство Кощея Бессмертного.
Атрибуты Бабы-Яги
Как и у любого персонажа у Бабы-Яги есть вещи, которые ассоциируют с ней. Во-первых, это ступа и метла — основное средство передвижения злой старухи. Садясь в ступу, она летала по воздуху и наводила страх на людей. Считалось, что Яга заманивала к себе в дом добрых молодцев, детей и съедала их. Поэтому следующим атрибутом старухи была печь, в которой она готовила людей себе в пищу.
Не обходилась Баба-Яга и без помощников. Ворон, черный кот и даже гуси-лебеди помогали злой старухе строить козни главным героям всех русских сказок.
Баба-Яга у других народов
В Австрии существовал мифический персонаж Пехтра. По образу схожий с русской Бабой Ягой. Пехтра был обрядовым персонажем на Крещенский вечер и в Масленицу.
В Сербии, Черногории и Хорватии была Баба Рога. Это рогатая баба, которой пугали маленьких непослушных детей. У немцем аналогичным сказочным персонажем была Фрау Холле, у шведов Лесная хозяйка.
Ряд ученых пытаются найти связь персонажа славянского фольклора с божествами различных народов. Но это не имеет смысла, т.к. Бабу-Ягу славяне богиней не считали и не поклонялись ей.
Сомнительная информация про Бабу-Ягу
К сожалению, в настоящее время можно встретить множество сомнительной информации о русской Бабе-Яге. Взяв за основу общепризнанные данные о персонаже русских сказок, злые умы придумывают свои «факты», тем самым запутывая людей.
Так, например, во многих современных источниках говорят о том, что славянская Баба-Яга является божеством, которому поклонялись наши предки. Впервые подобная информация появилась в 1558 году в работе английского путешественника Джильса Флетчера. Он писал о том, что читал о поклонениях кумиру Бабе-Яге. Однако приехав в Россию, убедился что это неправда. Но сегодня «утка» о почитании сказочного персонажа славянами активно распространяется на просторах интернета. Её называют богиней смерти и сравнивают с божествами других народов, считая это доказательством божественной составляющей мифологического персонажа.
Ряд неоязыческих порталов идут еще дальше. Бабу-Ягу называют дочерью Вия и женой Велеса, что является полнейшим абсурдом.
Если одни говорят о Яге, как о богине смерти, то другие кардинально меняют представление о славянской Бабе-Яге. Утверждается, что до прихода христианства на Русь, Баба-Яга была положительным божеством, хранительницей рода и народных традиций. А с приходом христианства всем богам, в том числе и Бабе Яге, начали насаждать злые черты и отвратительную внешность. Что конечно же не является правдой. Нигде не описана уродливая внешность самых известных славянских богов: Перуна, Велеса, Сварога, Лады и др.
Пытаясь обосновать свою теорию доброй богини, приводят в пример сказки, где Баба-Яга помогает главному герою найти путь к злодею или дает какой-нибудь предмет в помощь. Забывая при этом известное выражение:
«Враг моего врага — мой друг»
Нельзя исключать, что чужими руками злая старуха просто устраняла своих конкурентов и недоброжелателей. Так, например, в одной из сказок Баба-Яга мстила Кощею за то, что тот бросил её дочь.
Таким образом, русская Баба-Яга — это сказочный персонаж, старая колдунья, живущая на границе мира живых и мертвых. Хозяйка леса, охраняющая вход в царство смерти. А не славянская богиня, которой поклонялись наши предки.
Баба Яга — Способности и Легенда
Дом Бабы Яги с Курьими Ножками
Часто сказки про Кащея Бессмертного связывают с Бабой Ягой, и она, как злая ведьма, живущая в избушке Курьих Ножек, всегда помогает испортить отношения, причинив вред и осуществив свою злую мысль против любого, кто посмеет упомянуть ее имя.
В русских сказках, как и в аналогах из Средней Европы, она представлена в виде сморщенной старухи, смиренно сидящей на деревянной скамье или греющейся у теплой печки.
Она летит в небо метлой или, наступив на большой шпор – гавань, отгоняется пестиком, а за ним устрашающие вихри.
Она хочет поймать маленьких детей и съесть их. Своими глазами она может превратить человека в камень и похитить его в своем доме, а затем снова превратить его в плоть и кровь, чтобы съесть.
Дом Бабы Яги стоит на пятках, он может бегать вверх и вниз, чтобы преследовать людей по велению ведьмы.
Из костей своих жертв она строит страшный заколдованный дом, отпугивающий людей. Ее забор украшен черепами убитых детей, которые ночью светятся, как фонари.
Сказки известные
Оглавление
Василиса
Василиса перед домом Бабы Яги, художник: Иван Быблин
В деревне жила пожилая девочка Василиса с родителями.
Еще до ее смерти ее мать заболела и подарила девочке волшебную куклу, чтобы она помогала ей в беде, если она хорошо ее кормила. Отец Василисы женился во второй раз, но мачеха и падчерицы не любили ее и заставляли выполнять черную работу по дому.
Однажды вечером, когда костер горел, мачеха послала Василису за угольками к Бабе Яге. Однако вместо этого ведьма начала загружать ее непосильными задачами, такими как очистка гороха, смешанного с маком. Василиса делала все возможное со своей куклой, но Баба-Яга продолжала загружать ее все новыми и новыми заверениями. Не видя другого пути к бегству, Василиса дождалась, пока ведьма захрапит, вырвавшись ночью из дома и схватив с забора один из светящихся черепов.
Когда Василиса вернулась домой с черепом, украденным из забора Бабы Яги, как только его блестящие глаза уловили взгляд, сестры и мачеха тут же были сожжены.
Марьяша
Жила-была девочка по имени Марьяша. Однажды мачеха послала ее одолжить у Бабы-Яги иголку с ниткой.
К счастью, девочка сначала отправилась к своей тете, которая научила его, как избегать острых зубов собаки и как разговаривать с кошкой-ведьмой. А когда Баба Яга попыталась заткнуться, Марьяша спросила у кошки, как спастись, и та научила ее брать полотенце и расческу. Марьяша побежала и, услышав, что ведьма приближается, бросила за собой полотенце, и оно превратилось в реку. Она бросила гребень, и он превратился в лес.
Ведьма задержалась у буйной реки и не смогла грести молотом достаточно быстро, чтобы поймать Марьяшу.
Исторические справки
Ведьмы стали мишенью злых женщин и детей дьявола во время распространения христианства в Центральной и Восточной Европе. Винят и сжигают многих женщин, которые не имеют к этому никакого отношения.
Популярный первомайский ритуал в Центральной Европе состоит из изготовления чучел животных и их сжигания, что символизирует очищение от злых сил. Такие торжества связаны с наступлением весны или поклонением мертвым.
Считается, что персонаж Бабы-Яги был вдохновлен сохранением хранителей языческих традиций и демонизировался как еретики и дьявольские преступники, что не соответствовало тогдашней чистоте и христианской добродетели.
Аналог Рима – Ла Бефана
Игрушка Бефаны с метлой
В итальянских сказках Бефана – старушка, раздающая подарки детям по всей Италии на Крещение. Ее имя, как полагают, происходит от Эпифании, что имеет греческий корень для проявления божественного.
Когда навещает ребенка накануне Крещения, если ребенок хороший, кладет на носок лакомство, если плохой — уголь.
Многие утверждают, что как хороший гость она подметет и уйдет.
Легенда
Согласно христианской легенде, Три Волхва (Три Короля) пришли в Бефану за несколько дней до рождения Младенца. Они просили ее показать им, где сын Божий, но она не знала и приютила их, так как считалась лучшей хозяйкой во всем селе.
Волхвы убеждали ее вместе искать Младенца, но она отказалась, потому что ей нужно было много ходить по дому.
Однако в свое время она думала, но не могла найти астрологов и Иисуса.
По сей день она бродит по небу в поисках Младенца, оставляя на своем пути хорошую карамель для хороших и уголь для плохих.
По другой, несколько иной версии, Ла Бефана проигнорировала Трех Волхвов, когда они пришли к ней, потому что ей нужно было убраться и привести дом в порядок.
Однажды она увидела отблеск в ночном небе и поняла, что звезда указывает путь к Иисусу.
Она испекла угощения и подарки для своего ребенка, а также взяла свою метлу, чтобы помочь Его матери родить ребенка.
Она не смогла найти Иисуса и ищет его по сей день, оставляя детям то угощения, то угольки.
Похожие сообщения:
Баба Яга | Собрание сочинений Эрика Эдвардса
[Гимбутас, М. (2001). Живая Богиня. универ Калифорния Пресс, США].
Баба Яга – известная в русском фольклоре = ведьма, людоедка или старуха-богиня.
Древнеславянская богиня – смерти + возрождения. Славянские народные сказки – в основном русские – живут в ночной тьме, глубоко в лесу, вдали от людей. Народные сказки — неизменно изображают ее как злую старую ведьму , поедающую детей, а также как мудрую, пророческую старуху.
Она высокая, костлявая, с пестоголовой внешностью, длинным носом, растрепанными волосами.
Русская ведьма Баба Яга в Угличском музее русского языка
Мифы и суеверия. Источник: Общественное достояние.
Птица = первичный образ животного, но может мгновенно превратиться в > лягушку, жабу, черепаху, мышь, краба, лису, пчелу, кобылу, козу или неодушевленный предмет.
Никогда не разговаривает. Либо летит (в огненной ступе), либо лежит в своей избе, на печи сверху, на лавке, протянутой из одного конца избы в другой. Избушка – на птичьих лапах, способная поворачиваться вокруг своей оси. Хижина = Сама Баба Яга .
Избушка Бабы Яги, Томас Дания. Источник: общественное достояние .
Лингвистический анализ = выявляет доисторические черты. Яга – от праславянского (у)ега = болезнь, испуг, гнев. В древнерусском, сербско-хорватском, словенском – коррелирует с литовским глаголом engti (душить, давить, мучить).
Ранняя форма может быть заимствована из протосамодийской нга = бог, или бог или богиня смерти . Славянский этимон баба означает бабушка, женщина, женщина-облако (мифическое существо, производящее дождь).
Баба-Яга = птичья природа = архетипический стервятник и богиня-сова европейской предыстории, олицетворяет смерть и возрождение. В русских сказках – ест людей, как клюющая птица.
Восточнославянские области – мужской аналог = Кощей Бессмертный – Кощей Бессмертный. Произведено от kost = кость. Следовательно – умирающий и восходящий бог – циклически умирающий и восходящий бог. Кощей – Баба Яга = его мать или тетя.
[Рябчиков С. В. Некоторые замечания о скифо-саматской религии. http://www.anthroglobe.info/docs/Sergei/Scythian-Sarmatian-religion.htm. (1.10.2010)].
Избушка – Баба Яга = 4 ноги 27 лучей = солярный знак. Древнеиндийское «хижина» = сиять, быть ярким. Русский = хата = хата.
Табити = скифо-сарматская богиня солнца, огня, очага. Это «…соответствует персонажам» Баба Яга «Старуха Яга», Рожаница «Носительница» и Макошь (Макошь) «Солнечное Транспортное Войско» в русской мифологии». [Рыбаков, Б. А. (1987). Яцичество Бревней Руси, Наука, Москва.
[Рябчиков С. В. Скифо-сарматские истоки русской мифологии и сказок. http://www.anthropoglobe.info/docs/Sergei/Scythian-sarmatian-Russia. 1.10.2010].
Баба Яга – соответствует – скифская богиня Табити . Баба Яга (др.-инд. yaga = ‘жертвоприношение’ = тесно связанный с богом огня Агни. Агни – главная роль в индоарийской мифологии (Невелева, С.Л. 1975. Наука, Москва).
Баба Яга – роли = дарительница, похитительница, воительница. Поэтому — намек на сарматок или амазонок.
Баба Яга – основные атрибуты = огонь и конь. Готовит молодежь к браку и сжиганию или кипячению детей. Она богиня солнца. Ее черты = очаг, посвящение, связь с ветрами и отсутствие мужа.
Табити = богиня домашнего очага. Изображено на золотом значке – курган = Чертомлык. В мае богиню называют Макошь (Макош) = солнечный транспорт.
Следовательно, «…Великая богиня, изображенная на древнерусской фибуле и в славянском искусстве, действительно есть Макошь (Табити, Баба Яга)». [Белякова, Г. С. (1995). Просвещение, Москва].
[Уорнер, М. (1989). Не уходи, Бугимен].
Баба Яга – хищная ведьма – особая симпатия к детям. Определенная и индивидуальная фигура. Лесной домик на курьих ножках. Летает по воздуху в ступке с пестиком. Заметает следы веником.
Таким образом – Баба Яга; Старая Ведьма Яга = старуха. Огораживает свои владения в лесу костями и черепами своих жертв. Щелкает зубами на ее двери, как на замке. Руки запирают его, человеческие конечности поддерживают его.
Ночью спит на печи. Поэтому — близкая родственница ведьмы в пряничном домике «Гензель и Гретель». Умные дети обманом заставляют ее причинить вред самой себе.