Кощей и Баба Яга история и откуда взялись. Происхождение баба яга
"Баба — Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа.
Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов — иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей — мам, пап, учителей.
И таким же непременным был состав участников — Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда — пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой — и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем — что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть — как можно больше напакостить «добрым персонажам» — не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень — список не ограничен.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.
Славянская мифология
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.
Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка — избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Костяная нога была змеиным хвостом?
Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).
В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» — „ползающая по земле»», — пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.
Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.
Костяная нога — связь со смертью?
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Сказки
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Версия Владимира Даля
«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое — верх бесчиния».
Баба-Яга у других народов
Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших.
Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».
Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.
Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-ба-ба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.
С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.
Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.
Яга — богиня общеиндоевропейская.
У греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.У германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).У индийцев — не менее жуткая Кали.Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.
Альтернативные варианты происхождения образа
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
Еще вариант:
Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?
По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
И еще версия:
«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле — владеющая йогой.»
«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»
Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть — версия — что был такой народ Яги — который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки — сказками — этносы — этносами.
А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга — это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных
Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:
Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».
Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.
Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель
Ну и так далее , при случае можно найти еще с десяток версий происхождения этого сказочного персонажа.
Рекомендуется к просмотру:
www.stena.ee
Печально-поучительная история Бабы-Яги
В некотором царстве, в некотором государстве… Короче, жила когда-то девочка-красавица, и звали ее Яна. Были у Яны любящие родители, дом с хозяйством, куры, гуси, козы. Обычная такая среднестатистическая крестьянская семья. Днем Яна помогала родителям: и живность кормила, и коз доила, и сорняки полола. А вечером читала книги о дальних странах, сказочных принцах и невиданных чудесах. Ну да и чем же еще в деревне заниматься: только книжки читать да о заграницах мечтать? Одним словом, самая обычная девчонка с самыми стандартными занятиями. Но вот беда, годы шли, а мозгов не прибавлялось. Вернее, мозги-то были: девка начитанная, эрудированная. А вот уму житейскому книги ее не научили. И наконец ее желание как можно скорее слинять из родной деревни превратилось в навязчивую идею. Родителям следовало бы забить тревогу, найти для дочери хорошего психолога, но куда там? Они были слишком заняты своей рутиной. Да и откуда в деревне, в некотором царстве-государстве, психолог? Их тогда еще и в помине не было. Одни знахари местного розлива, только и умеющие, что грибочки да травку всякую больным выписывать. Самые настоящие дилеры, а не врачи.
В итоге Яна стала искать варианты осуществления своих желаний в книгах. В сказках-то оно все легко было описано, там рецепт везде один: влюбись и будет тебе счастье. Тьфу ты! В кого влюбиться? В кузнеца деревенского, который неделями не просыхает и уже давно не может даже лошадь свою старую подковать? Может, в подмастерье его, с рождения глухого на одно ухо да еще и косого? Ну или в слабоумного соседского сына, который к восемнадцати годам здороваться научился и имя свое выучил? А больше холостяков на деревне-то и не было. Так что получалось, что сказочный вариант не вариант. А поскольку самоучителей «Как выбраться из деревни в красивую жизнь. Для чайников» тогда еще не было, а были сплошные гримуары и некрономиконы, валявшиеся на каждом шагу, то к ним Яна и обратилась. Да уж, не повезло девочке с эпохой. Вот если бы она хоть парочку голливудских фильмов посмотрела, сразу бы поняла, что ни к чему хорошему это еще никого не приводило. Ну да не суть.
История умалчивает, как именно, но в итоге к Яне в руки попали записи какой-то там древней ведьмы-колдуньи, которая писала о достижении неземного счастья, любви и успеха. Заманчиво звучит, да? В записях подробно описывался обряд призыва к себе Того Самого Мужчины, а также рецепт приворотного зелья. Ну вот почему? Почему никто никогда не дочитывает гримуары до конца? Ведь в конце мелким шрифтом всегда указаны побочные действия и противопоказания!
Прочитала, значит, Яна все это, загорелась обрядом да и провела его по-быстрому. И появился перед ней парень-красавец, весь из себя такой расчудесный мальчик с обложки, мечта школьниц. Напоила его Яна приворотным зельем, влюбились они друг в друга, и вроде бы на этом должен наступить хэппи-энд с цветочками, сердечками и розовыми соплями, но не тут-то было. Костя (так парня наколдованного звали) говорит ей, что, мол, так и так, люблю тебя, но жениться не могу, потому что нашаманила ты меня, а это противоестественно, да и, вообще, лучше надо было матчасть учить. И объяснил ей Костя, что в конце гримуара черным по белому написано: «Любовь сия будет яркой, но недолговечной. Срок вам отведен будет два года, четыре месяца и шесть дней. По истечении этого времени оба вы вмиг состаритесь, будете жить отшельниками врозь друг от друга и до скончания времен будете прислуживать колдовским силам во искупление грехов своих».
Яна в слезы, мол, как так, я же мечтала о вселенской любви, детях, семье, лучшей жизни, а оно вот как получается. Погоревала она немного и перестала. Зачем зря время на слезы тратить? Лучше за отведенный им срок оторваться на полную катушку, пока есть возможность, и между делом попробовать найти какое-нибудь противоядие заклинанию.
Почти два с половиной года Яна и Костя путешествовали по миру в свое удовольствие. Где они только не были: и в загадочной Индии, и в далекой Африке, и в таинственной Японии, и до Нового Света добрались, даже побывали Там Не Знаю Где. Но так и не смогли найти обратного заклинания. А потому, когда пришел срок, каждый пошел отбывать свое наказание. Оба получили новые колдовские имена. Костя стал Кащеем Бессмертным, а Яна — Бабой-Ягой. Костя как соучастник оказался в лучших условиях, чем Яна. Получил он замок, кучу денег и обязанность похищать красавиц и мучить их. Для всяких там героев, которые решались спасти своих девушек, даже придумали иллюзию победы. Якобы смерть Кащея в яйце. Да уж, фантазией тогда никто не блистал. Покажите хоть одного мужика, у которого это не является уязвимым местом.
Ну а Баба-Яга устроилась хуже. Являясь фактически заказчиком и исполнителем в одном лице, она получила в качестве жилплощади кривую-косую избушку на курьих ножках на краю леса, в которой с трудом помещалась, и костяную ногу и ступу в качестве транспортного средства. От такой несправедливости она просто люто возненавидела всех мужчин, особенно молодых и красивых. Да и не могла она спокойно смотреть на парней, которые ради спасения своих любимых шли на немыслимые подвиги, а ее Костя за все время их путешествия развлекался и даже не пошевелился, чтоб как-то решить их проблему. А еще Яна возненавидела детей. Сама-то она так и не родила, как ни старалась. Именно отсутствие собственных детей Баба-Яга всегда считала своим самым страшным наказанием. И в глубине души очень сильно любила всех маленьких спиногрызов. Может, именно поэтому она каждый раз позволяла им одурачить себя и убежать? И не в надежде ли на то, что не у нее, так у другой девушки, случится тот самый хэппи-энд, она позволяла «добрым молодцам» победить ее, чтобы довести подвиг до конца?
Оглянитесь вокруг. Сколько их в нашей жизни, добрых людей, скрывающих себя под масками жестокости, цинизма и социопатии? А ведь у каждого из них своя история, свой путь от маленькой девочки до Бабы-Яги.
www.cablook.com
Кем по происхождению была Баба-Яга
Бабу-ягу, хозяйку избушки на курьих ножках, лесную ведьму, передвигающуюся в ступе и способную погубить сказочного героя или, наоборот, спасти его, все мы все знаем с детства. И, казалось бы, не может возникнуть вопроса: а кто она по национальности? Конечно, наша, русская! Тем не менее существуют разные версии.
Баба-яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга - Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Баба-яга — индоевропейка
Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог». Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов - да и передвигается она в ступе. «Ступа» - так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях. «Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-яга может являться якуткой.
Баба-яга — это Бабай-ага
Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов. В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Баба-Яга: кто она по национальности
Бабу-ягу, хозяйку избушки на курьих ножках, лесную ведьму, передвигающуюся в ступе и способную погубить сказочного героя или, наоборот, спасти его, все мы все знаем с детства. И, казалось бы, не может возникнуть вопроса: а кто она по национальности? Конечно, наша, русская! Тем не менее существуют разные версии.
Баба-Яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга - Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Баба-Яга — индоевропейка
Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог».
Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов - да и передвигается она в ступе. «Ступа» - так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях.
«Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-Яга может являться якуткой.
Баба-Яга — это Бабай-ага
Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов.
В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-Ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Кем по национальности была Баба-яга
Бабу-ягу, хозяйку избушки на курьих ножках, лесную ведьму, передвигающуюся в ступе и способную погубить сказочного героя или, наоборот, спасти его, все мы все знаем с детства. И, казалось бы, не может возникнуть вопроса: а кто она по национальности? Конечно, наша, русская! Тем не менее существуют разные версии.
Баба-Яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга - Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Баба-Яга — индоевропейка
Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог».
Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов - да и передвигается она в ступе. «Ступа» - так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях.
«Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-Яга может являться якуткой.
Баба-Яга — это Бабай-ага
Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов.
В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-Ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Ответы@Mail.Ru: Баба Яга: тайна происхождения ?
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога» . Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость) , она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности. В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т. д. Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице) , и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит» . Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга. И немного веселья.: ) Извини, что от избушки не отталкивалась, место жительства - не самое важное дело, главное - сущность.:)))))
жена перестала мыться, краситься, и ухаживать за собой) ) -он всё равно ж меня любит подумала она)
Кощей встречался с Иваном.... и получилось такое чудо....
Яга на древних индоиранских языках в переводе "мудрая". Таким образом в первоначальном смысле это "мудрая " баба.
Так же как и Карлсон. Прошлое весьма туманно.
Баба Ягода - только с течением времени ОД куда-то делось
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги [источник не указан 852 дня] , — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога» . Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых [3]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь. По некоторым сведениям, на происхождение Бабы-Яги в значительной степени повлияли рассказы-страшилки, рассказываемые русскими моряками, услышавшими их от английских моряков побывавших в Африке и встретившихся там с жестоким племенем Яга. Вот что пишут о жизни яга исследователи: «Придя из глубин Экваториальной Африки, этот народ жил в непрестанном движении, не имея постоянных жилищ и поселений, и разбивал военный лагерь там, где заставал приказ вождя остановиться… Современники описывают яга как варваров, людоедов… А. Беттел, английский моряк, проживший среди яга около двух лет, говорит об огромной власти и непререкаемом авторитете их военных вождей, об их жестокости. Подобно туче саранчи, яга все истребляли и опустошали на своем пути. Сложен был этнический состав народа. Женщины яга, подобно мужчинам, носили оружие и участвовали в сражениях. Обычай не разрешал иметь детей. Чтобы восполнить неизбежный урон, который несло войско в непрерывных войнах и набегах, яга охотно включали в свой состав мальчиков, подростков и девушек тех племен и народов, на территории которых они вторгались и чье взрослое население истребляли в подавляющей массе или поголовно» . Также по некоторым данным большую роль в племени Яга играла женщина-шаман к которой прислушивалось все племя (подобное влияние женщины-шамана встречается у племени Мурси) . Отличительным признаком её считалось украшение в виде берцовой кости предшественницы, висящее на шее (Баба-Яга — костяная нога колдунья и ведьма) . В племени процветал каннибализм (Баба-яга старалась всех усадить в печь) . Также запрет на рождение детей в племени объясняет причину по которой Баба-Яга ворует детей. Таким образом на очень многие зловещие черты Бабы-Яги могли повлиять передаваемые из уст в уста факты и домыслы об Африканском племени Яга.
жила была красавица женилась она на кощее решила он меня не бросит и не стала прихорашиваться а кощей ее бросил она обиделась и ушла в лес и стала жить с шреком))))
Книжка одна замечательная попалась. По теории автора Баба Яга - языческая злая колдунья, обладающая неимоверной силой. <a rel="nofollow" href="http://samlib.ru/k/krasnickij/" target="_blank">http://samlib.ru/k/krasnickij/</a>. Очень рекомендую к прочтению.
Бабай-ага- по-татарски "пожилая женщина", Кащей Бессмертный- египетская мумия, калика перехожая- стоптанный башмак (калиги- башмаки кожаные) , "спящая красавица"- тело пятилетней плеянницы пророка, покоящееся в хрустальном гробу в мечети Сэйда Зэйнаб в Дамаске. Все эти персонажи- как и многие другие- попали в русский обиход из искажённых перерассказов побывавших в дальних странах военных или торговых людей. Вот так, в-общем... А тема архиинтересная!
В книге "Слово о словах" Успенского приведена такая гипотеза, на руси детей пугали татарином, говоря малышу, что его унесет бабай или бабай-ага (вежливое обращение к мужчине-воину) , ну а малыши уже переделали бабая в бабайку, а бабай-ага в бабу Ягу (при быстром произношении бабай-ага и слышится баба Яга)
Тут много интересного написали, я ещё добавлю: Леонид Парфёнов рвссказывал, что на Урале амбарчики строили на пнях, туда клали куклу-хранительницу запасов и звали её Яга.
Я сейчас прогуляюсь по теориям зарождения Бабы - яги как изначально Славянского персонажа, а на одной замру особенно сильно. Первое и самое яркое во всей теориях зарождения Бабы-яги как Славянского персонажа исторически она не была злым персонажем. Например, капище Бабы-яги находилось рядом с капищем Перуна, а если вспомнить что Перун входит в главенствующее звено языческих Славянских богов, а порой и упоминается как глава пантеона (что странно .т. к. верховное Славянское божество — Род), то это очень показательно. Есть ещё Золотая баба, пришедшая из Сибири, где был культ поклонения ей. О ней известно довольно мало, однако в описаниях идола золотой бабы говорится о: Статуи в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук. Истукана в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук. Скале имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках. Так же есть более мрачная, и более малообъяснимая, однако всё ещё требующая внимания и не очерняющая Бабу-ягу теория. Ябигиха — богиня смерти со змеиным хвостом, провожающая души в последний путь и поворот избушки, как выход из мира живых в мир мёртвых. Однако я хочу взглянуть ещё одну и довольно реалистичную историю. По ней в изначально славянском, дорелигиозном, баба-яга была не уродиной и не монстром. При язычестве красивая и молодая она была добрым божеством, покровительницей и защитницей детей и сирот. Что иронично, её звали Йага - баба. Или же Йога - баба. И так, Йага - баба, где баба направлено не на пренебрежительное оскорбление, а на подчёркивание женской натуры родившей женщины. Баба - яга, переиначена абсолютно. Вот она уже старуха, а была молодой девой. Вот она крадёт и поедает детей, а была их покровительницей и защитницей. Кроме вечно молодой, хоть по возрасту уже и рожавшей она была живой, а теперь этакое полумёртвое лесное чудище. Причём первое на что можно наткнуться при поиске истории появления Бабы-яги и на что ссылается википедия, эти те самые переиначенные, оправославленные сказки, где даже на анализ выводится именно имя "Яга", соотносимое с ужасом, гневом, злом, то бишь "злая баба". Или ещё соотношение яги с язвой. Собственно видоизменён бог и порождён персонаж с одной целью: очернение языческих богов. Однако то, благодаря чему мы на ровне с Ягой людоедкой знаем и о Яге воительнице и Яге помощнице, людская молва, ибо сталкиваясь с переиначиваемым монахами божеством, люди вновь видоизменяли его в устной форме, приводя к прообразу положительному. От так от. Я даже ссылочек пару оставлю. Там много и ясно, хоть на допроверку и уместно: <a rel="nofollow" href="http://parnasse.ru/prose/essay/religion/ne-tak-strash" target="_blank">http://parnasse.ru/prose/essay/religion/ne-tak-strash</a>.. <a rel="nofollow" href="http://www.oum.ru/literature/vedicheskaja-kultura/bab" target="_blank">http://www.oum.ru/literature/vedicheskaja-kultura/bab</a>.. Демонстрировать веянья отрицательные не стану просто потому что найти их и узнать о них ещё проще, да и в целом о них по боле известно :3 p.s. Забавочка в двух местах ссылаются на один словарь, внимание: 1) М. Фасмер возводит имя Яга к праслав. *(j)ęgа, рефлексами которого являются сербохорв. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. jezа «гнев», jeziti «сердить», др. -чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. jędzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jędzić się «злиться» и т. п. 2) Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум"
touch.otvet.mail.ru
Кощей и Баба Яга история и откуда взялись
Все мы хорошо помним таких сказочных героев, как Кощей и Баба Яга, но мало кто из нас догадывается об их происхождении. Чтобы узнать, когда же появились первые упоминания о Кощее, да еще и Бессмертном, нам нужно отправиться в далекую старину. В те далекие времена у славян священные книги назывались «кощун». Они не были бумажными, уникальные знания были записаны на деревянных табличках. Хранителя бессмертного наследия называли «кощеем», однако он не был бессмертным, этим титулом его наградили книги. А злым его сделали в период введения на Руси православия. Всех персонажей, которые были добрыми сделали в отрицательных.
Не менее популярным персонажем сказок является Баба Яга. Но как бы не старались создатели сделать Бабулю Ягулю полностью отрицательным героем, им это не удалось. Все мы хорошо помним, что именно у этой неказистой старушки добры молодцы искали поддержки в трудную минуту.
Дошедшие до наших времен знания свидетельствуют о том, что и Бабуля Ягуля и Кащей имеют славянские корни. Хотелось бы обратить внимание на написание этого имени. Оказывается, существуют два героя с одним и тем же именем, вот только пишутся они по-разному. Одного звать Кощеем, а вот другого величают Кащеем и он является героем сказок и славится плохой репутацией.
Была еще у древних славян Йогиня-Матушка, ее еще называли Баба Його. Эта женщина была покровительницей детей, в особенности детей-сирот, она странствовала по Земле и забирала их собой в свой Скит, он располагался у подножья алтайской горы. Забирая детей с собой, она стремилась спасти последних представителей Славянских и Арийских Родов от гибели. т
Из специального углубления, находящегося возле Капища Рода выдвигался специальный помост, он разделялся выступом на два углубления. Выступ называли Лопатой. В одно углубление клали спящих в белых одеяниях детей, а в другое клали сухой хворост. После того, как в Пещь Ра задвигали лопату Йогиня-Матушка поджигала хворост. После прохождения Огненного обряда дети не возвращались в мирскую жизнь Родов. Присутствовавшие на Огненном обряде чужестранцы, вернувшись в свои края, очень красочно рассказывали про обряд, где маленьких детей приносят в жертву Древним Богам, бросив их в Огненную печь. А совершала этот обряд некая Баба Йога. Однако чужестранцам было не дано увидеть, что происходило на самом деле. А происходило это так. Как только помост-лопата задвигался в Пещь Ра, срабатывал защитный механизм – опускалась каменная плита, отделяя углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещь Ра, детей с лопаты переносили в Капище Рода Жрецы Рода. Из детей-сирот воспитывали будущих Жриц и Жрецов, а когда они вырастали, создавали семьи и продолжали Род. Что же касается чужеземцем, которые присутствовали на обряде, они не могли всего увидеть, что же происходило на самом деле, рассказывали свои версии сказок, в которых кровожадная Баба Йога и Жрецы приносили детей в жертву своим Богам.
Такие сказания не могли не сказаться на репутации Матушки-Йогини. Из доброй, молодой и красивой Богини Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей на костре и питается ими. Исказилось и светлое доброе имя Йогини. Вот так и появился образ Бабы Яги.
Кощей Бессмертный, Кикимора, Леший, Соловей Разбойник — с детства знакомые нам немного страшные, немного нелепые, немного смешные, а в конце-концов довольно жалкие персонажи русских народных сказок. Кто они, откуда взялись, как поменялся их характер, привычки, судьбы с течением времени? Попробуем разобраться. Интересно, что в наступившем году Баба Яга заняла третье место среди приглашаемых на новогодние елки персонажей, опередив даже символа года — Зайчика. Почему же эта испокон века признанная злодейка так полюбилась нашим ребятишкам?
Умные злодеи
Действительно, многие дети любят побояться, но не всерьез, а понарошку, для остроты ощущений. Ведь если в сказке есть злодей, то есть и герой, который обязательно победит. Сказки тем и хороши, что добро в них непременно побеждает зло, грехи и пороки высмеиваются, а злодеи проигрывают. Но согласитесь, отрицательные персонажи всегда многограннее, интереснее, живее что ли, чем положительные. С теми как раз все понятно буквально с самого начала — живут правильно, учатся прилежно, родителей чтут как положено, влюбляются непременно в красавиц-царевен, коих в конце-концов и едут спасать, одним словом - счастливый финал им буквально на роду написан. А вот злодеи - те позанимательнее. Умны, изобретательны, хитры, остры на язык и эпатажны внешне. Им бы еще чуть-чуть везения... Неужели они так и родились злючками и человеконенавистниками, или в силу каких-то причин просто превратились в оных? Итак, одна из историй бабы Яги.
Могущественная богиня
У наших древних славянских предков-язычников существовало божество - Баба Йога - покровительница Рода, олицетворение родовой мудрости. Она собирала по городам и весям детей-сирот и доставляла в свой Скит для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Великой Расы. Перемещалась старушка по воздуху в деревянной ступе и исключительно по ночам. Наши предки еще со времен матриархата очень почитали эту богиню, но по всей вероятности, материнский инстинкт древних славянок вынуждал их слегка запугивать своих деток, любивших убежать подальше, да погулять подольше — мол, заблудишься, дорогу домой не найдешь, прилетит Баба Йога, примет тебя за сироту и разлучит нас навеки. Без злого умысла, разумеется. Во всяком случае, мне так думается.
По мнению многих ученых — исследователей древнеславянской и древнерусской культуры Баба Йога вполне могла стать прообразом сказочной Яги. Причем в дохристианские времена — положительным (все-таки спасала ребятишек), а затем, как и многие персонажи языческих славянских верований, отрицательным.
Знахарка и повитуха
Есть и другое мнение. Древнее название огня - «яга». «Ягать» - обозначало жечь, а во втором значении - громко, истошно кричать. Так кричали роженицы, или охотники. В древнеславянском понимании «баба» - это старая мудрая женщина, основательница рода, знахарка, колдунья. А если вспомнить, что раньше существовал обряд «припекания» больного ребенка, то многое становится на свои места. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него хворого младенца, укладывала на лопату и засовывала в хорошо натопленную печь. Затем вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого обертывания и прогревания очень часто выздоравливал. Кстати, ни в одной, даже достаточно поздней сказке, баба Яга никого не изжарила, она лишь собиралась это сделать.
Между двух миров
С точки зрения сторонников классического древнеславянского происхождения Бабы Яги, помимо всего сказанного, она еще принадлежит и к двум мирам — миру мертвых (Тридевятое царство) и миру живых. Об этом свидетельствует место жительства Бабы Яги — избушка на курьих ножках, стоящая в чаще леса. Когда избушка поворачивается передом к тропинке, ведущей к людям — она обращена к живым, а когда к темной лесной чаще — к мертвым. Костяная нога тоже у бабуси неспроста. Костяная — значит мертвая, даже истлевшая. Одной ногой она еще здесь, а другой уже там — за смертным порогом. Именно ноге уделяется особое внимание еще и потому, что если днем заглянуть в домовину-усыпальницу, то увидеть можно только ноги — покойников славяне хоронили всегда ногами к выходу.
Жрица зла и повелительница лесных сил
Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, или высоких пней деревьев, на которых наши древние предки ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри, называемый еще «домовиной». Кстати, именно так по сей день во многих областях, чаще в деревнях, а не в городах, принято называть гроб. Этот славянский погребальный обряд существовал в VI—IX веках, вплоть до принятия христианства. Кстати, подобные же захоронения практиковали арии и некоторые древние сибирские народы. Кроме того, если человек погибал, исчезнув бесследно, либо тело его невозможно было похоронить по правилам, люди делали маленький домик, устанавливали его на пень, а внутрь поселяли куклу, свято веря, что именно через нее можно было общаться с душой умершего.
Баба Яга, днем - ну, совершенно слепая старушка - внутри такой избушки лежала неподвижно и не видела пришедшего из мира живых, а узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет». Как отмечают многие исследователи, человек, который отправляется в мир мертвых спасать Царевну, обязательно попадает на своем пути в избушку Бабы Яги, и знаете зачем? - За советом. Только она могла провести его туда, только она знала, как ему выйти обратно, и она испытывала непрошеного гостя. Цена ошибки - жизнь. Пройдя испытания и успешно избежав участи быть «съеденным», то есть навечно остаться в мире мертвых, герой оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, одолевает страшных чудовищ, подчиняет себе часть служителей темного царства, нередко получает власть над лесной и болотной нечистью и овладевает умением управлять стихиями. Одним словом, становится немного больше, чем просто человек. А такому - и страх и почет от соплеменников. Вот и получается, что с одной стороны Баба Яга - кровожадная и коварная жрица зла, пожиравшая детей и добрых молодцев, которую нужно было непременно победить, извести, уничтожить, а с другой -ведунья, повелительница лесных сил, оценившая храбрость, ум и отвагу пришедшего и помогающая ему в его трудном путешествии. (Вспомните клубок ниток, который дает старушка добру молодцу, чтобы он не заплутал в чаще).
Дорожная ягушка
Есть и другая теория, согласно которой вредная Бабуся - персонаж не исконно славянский, а занесенный к нам из Сибири вместе с легендами и сказами древних пермяков, самоедов и лопарей. «Ягой» они называли женскую одежду — покров «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге». Кстати, аналогичное толкование дает в своем словаре и В.И. Даль.
Подобная одежда была удивительна для наших предков, потому и женщину, носившую ее, они наделили особыми качествами. А представьте, если это пожилая, сгорбленная, нелюдимая женщина, да еще и знахарка. Жуть!
Есть еще одно мнение, утверждающее, что имя Бабы-Яги никак не связано названием одежды, а имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями: «болезнь, досада», «чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить». Вот эту-то позицию и приняли на вооружение наиболее поздние толкователи сказок. Тут вроде тоже все понятно — высохла нога, вырос горб, замучила подагра, гложет одиночество, вот и приходится восполнять силы, «съедая» других, особенно юных, чистых, наивных - в отместку за свою несложившуюся жизнь. Но как-то это уж слишком по-взрослому для детских-то сказок...
Самая же распространенная версия гласит, что прототипами сказочного персонажа стали древние ведуньи и знахарки, селившиеся особняком в лесу, где они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали целебные настойки. Почти в каждой деревне была такая женщина, и именно к ней обращались жители в случае болезни и иной нужды. Отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, поэтому чаще всего это были неразговорчивые, мрачные, неприветливые женщины.
В более поздние христианские времена образ бабы Яги постепенно слился с общенародными представлениями о ведьмах. Но это несправедливо, ведь образ бабы Яги значительно богаче многограннее.
В завершение хочется сказать - слава Богу, что сохранились еще в народе наши старые мудрые сказки, и что по-прежнему можно почитать их детям, а когда подрастут - рассказать «биографию» знакомых и полюбившихся персонажей. Чем не урок истории?! И куда уж их желторотым «гарри поттерам» до наших молодцев, царевен, бабусь с костяными ногами и бессмертных кощеев. Это здорово, уж поверьте!
Ссылки на источник: 1)Энциклопедия "Великие сказочники мира"; 2)Мамуськи
ezo.khabob.ru