Призвание варяжских князей: Призвание варяжских князей — Виртуальный Pусский музей

Содержание

Призвание Князей Варяжских в Россию. / 862—879 г. Рюрик, Синеус и Трувор. / Издательство СКИФИЯ

БИБЛИОТЕКА САЙТА

Подпишитесь на наши новости:  

   

Главная страница библиотеки   История государства Российского   Поэзия и проза наших дней   Прогулки с Соснорой   Всадники рок-н-ролла

Николай Карамзин «История государства Российского»

← листать назад :: листать вперёд →

Том I. Глава 04. (1)

862—879 г. Рюрик, Синеус и Трувор.

книжная иллюстрация XIX века: «Призвание князей»

Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец – и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что Варяги, овладевшие странами Чуди и Славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, где на развалинах колосса Римского основались новые Государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом Христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской – варяги или Норманы долженствовали быть образованнее Славян и Финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа.

Бояре Славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против Норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении Норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и Славяне, убежденные – так говорит предание – советом Новогородского старейшины Гостомысла, потребовали Властителей от Варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике, но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей Истории.

Новгородцы и Кривичи были тогда, кажется, союзниками Финских племен, вместе с ними плативших дань Варягам: имев несколько лет одну долю, и повинуясь законам одного народа, они тем скорее могли утвердить дружественную связь между собою. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные!

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечем права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населенный также Кривичами, и самый Полоцк оставались еще независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно, держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, но имени Князей Варяго-Русских.

Более не знаем никаких достоверных подробностей; не знаем, благословил ли народ перемену своих гражданских уставов? Насладился ли счастливою тишиною, редко известною в обществах народных? Или пожалел ли о древней вольности? Хотя новейшие Летописцы говорят, что Славяне скоро вознегодовали на рабство и какой-то Вадим, именуемый Храбрым, пал от руки сильного Рюрика вместе со многими из своих единомышленников в Новегороде – случай вероятный: люди, привыкшие к вольности, от ужасов безначалия могли пожелать Властителей, но могли и раскаяться, ежели Варяги, единоземцы и друзья Рюриковы, утесняли их – однако ж сие известие, не будучи основано на древних сказаниях Нестора, кажется одною догадкою и вымыслом.

 


 


Комментарий Марины Георгиевой:

Небольшая цитата: С.Д. Захаров. Из сборника материалов Международной научной конференции «Северная Русь и проблемы формирования Древнерусского государства», состоявшейся в городах Вологда, Кириллов и Белозерск 6-8 июня 2012 года:

«Возвращаясь к вопросу о соотношении летописных и археологических данных, стоит отметить, что Повесть временных лет, как известно, является многокомпонентным источником, очень сложным по своему характеру и истории формирования.

По мнению А.А. Шахматова, одного из наиболее авторитетных исследователей русского летописания, Сказание о призвании варягов, связанное происхождением с новгородским источником, попадает на её страницы лишь в середине XI в. (Шахматов, 1904).

Детальные и многолетние археологические исследования, проведенные в Белозерье, являются ярким подтверждением этого положения. По археологическим данным активное заселение территории вокруг Белого озера начинается в середине X в. В конце X — первой половине XI в. фиксируется резкая интенсификация жизни в регионе, наглядно отразившаяся в значительном увеличении количества и размеров поселений.

Поэтому присутствие Белоозера в Сказании можно рассматривать как отражение той значительной роли в истории Руси, которую этот край и город играли уже в XI в. — во времена включения Сказания в летопись, роли, позволившей Белоозеру занять достойное место на первых страницах русской истории.»

Где только ни искали древнее Белоозеро 862 г., от Белозерска до Киснемы — не нашли. Все находки — не ранее Х века.

 


Комментарий Владимира Цветкова:

Мне кажется логичной и красивой версия о Рюрике как потомке династического союза франков и ободритов (это было обычным делом и подтверждается западными хронистами) Рорике Ютландском — сыне отца-датчанина и матери-славянки, что подтверждает этимология его уникального имени (у скандинавов мы такого не встречаем): рарог (сокол) — тотем ободритов, тот самый древний княжеский символ, который мы видим на «тризубе» — гербе Украины. После смерти ободритского князя был призван ими княжить, что логично и понятно — позвали к себе соплеменника по матери, сильного влиятельного потомка рода Скьолдунгов по отцу.

В процессе миграции из славянского поморья сказание было принесено новгородцам. Процитирую брата — С.Э. Цветков «Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега»:

«замечали, что «между балтийскими славянами и новгородцами тянутся какие-то нити совпадений географических названий, личных имен, черт народной жизни», то сейчас можно уверенно повторить вслед за летописцем: «ти суть людье новгородьцы от рода варяжска», — не искажая истинного смысла его слов. Ибо летописное сказание о приходе к ильменским словенам Рюрика запечатлело полет «вендского сокола» с берегов Балтики к берегам Волхова, то есть славяно-вендскую («варяжскую») колонизацию Новгородской земли.

Ведь Нестор был современником и очевидцем этого миграционного процесса, принявшего особый размах именно в X-XI вв. Поэтому он совершенно правильно определил этническое происхождение средневековых новгородцев: суть от рода варяжска, а прежде быша словене.»

 


Комментарий Мары Рушевой:

В 2016 году у меня написан текст «Дикие гуси Рюрик, Синеус и Трувор». Вот несколько отрывков:

Из русских летописей известно, что в 862 г. на земли чуди, словен и кривичей, чтобы владеть и судить, прибыли три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик умер в 879 г., уже после первого похода руссов-киевлян на Царьград. От него пошла династия Рюриковичей, заложившая основы Русского государства и правившая до начала XVII в.

Этническая идентификация братьев-варягов с давних пор является предметом дискуссии. Одним из первых в этом плане является упоминание о варягах в византийских хрониках Скилицы (XI в. ) и компиляциях Георгия Кедрина (XI в. – начало XII в.), где пишется о кельтском происхождении наемников варягов, служивших у греков во время болгаро-русско-византийского конфликта.

Согласно норманнской теории, которую предложили в XVIII в на летописном материале немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, служившие в России, Киевскую Русь основали варяги-скандинавы (викинги). В противовес этому М.В. Ломоносов считал, что, варяги и Рюрик со своим родом были колена славенского и жили на юго-восточных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною.

Ряд русских летописей, начиная с Лаврентьевской, имели записи о «призвании варягов». Запись в Лаврентьевской летописи:

«В лето 6370 [862]. И изгнаша Варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собе володети; и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «поищемъ сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву». Идоша за море к Варягомъ к Руси, — сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе, — тако и си. Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: «земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю Русь, и придоша к Словеном первее и срубиша городъ Ладогу, и седе старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеус на Белеозере, а третей Трувор в Изборьсце. И от тех Варяг прозвася Руская земля».

Запись в Никоновской летописи:

«Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъозере, а Триворъ во Изборце».

Рюрик

В свете сегодняшнего дня представляется наиболее убедительной версия об идентификации Рюрика Новгород-Ладожского, князя ободритов Рёрика (Рарок) и Рёрика (Рорика, Рюрика) Ютландского, чьи имена повторяют название древней столицы ободритов г. Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря в землях Мекленбурга — Передней Померании:

  • 1)    предводитель рарогов (бодричей, ободритов) Рёрик  или Рарок, чье имя упоминается в  списке ободритских князей (845г.) после смерти Гостомыслава или Годемысла, правившего в 830г.-844 г. В Никоновской летописи под годом 6367 (859) г. содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, но эта запись примерно отвечает дате смерти Добемысла, брата Годемысла. Эта смерть явилась, по сути, кончиной первой великогерцогской династии князей-бодричей (имеются сведения о крещении в 821 г. одного из князей династии — Славомира, двоюродного деда Гостомысла). Смена её династией Биллунгов в 861 г. означало, по-видимому, для Новгорода определенные изменения в политическом курсе. Рароги (ободриты, бодричи) говорили на полабском славянском языке, просуществовавшем до XVIII в. Бодричский союз в VII—XII в.в. представлял собой объединение славян (бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древан и других), проживавших от р. Одера до р. Лабы.
  • 2)    Рёрик Ютландский, чьи родственные связи точно не установлены (упоминаются Харальд, Годфред и род датских конунгов Скьольдунгов), но известно, что в 857-862 гг. Рёрик совершил третий датский поход против куршей и свеев, которых разбил в морском сражении и принудил их и славян платить дань. По-видимому, в числе славянских городов, вошедших в данники был и Новгород. Первая попытка отождествить Рёрика Ютландского с Рюриком высказана Х.Холлманом в 1816 г. Рёрик состоял на службе у Каролингов и упоминается во франкских хрониках в 841– 845 гг. как правитель Дорестада и ряда фризских земель В Ксантенских анналах имя Рорика (Рюрика)  упоминается трижды и в разные годы. <…>

Братство Рюрика с Трувором и Синеусом представляется отнюдь не буквальным. Вполне вероятно, что речь идет о военных союзах Рюрика, представителя первой княжеской династии ободритов и завоевателя множества земель, с кельтскими племенами треверов и сегнов.

Это не исключает, впрочем, определенной степени родства Рёрика (Рюрика) с предводителями племен треверов и сегнов, поскольку брачные связи первой династии князей-бодричей носили весьма разнообразный характер. Рёрик вполне мог быть родственником и датских Скьольдунгов, и князей ободритов, и прочих.

Это обстоятельство, естественно, затрудняет однозначное определение национальной принадлежности варяжских князей, как и других европейских правителей.

Синеус

В отличие от Рюрика и Трувора, призванных славянами, Синеус пришел владеть финно-угорским племенем чудью. По истечению двух лет после пришествия братьев-варягов Синеус и Трувор умерли, их земли оказались под властью Рюрика.

В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера (СПб, 1996) указывается, что:

«Синеус (м.) — имя собств., др.-русск. Синеусъ (Пов. врем. лет под 862 г.). Объясняют из др.-сканд. Signiutr, Signjotr, буквально «наслаждающийся победой» (Томсен, Urspr. 74). Могло сблизиться с «синий» и «усъ».

Представляется логичным предположить, что Синеус происходил из сегнов. Сегны или сеньи  (Segni, Segny)  — кельтское (галльское) племя в Бельгийской Галлии, проживавшее между эбуронами и треверами и находившееся под покровительством треверов (существует мнение, что этноним галлы произошел от греческого названия местности Галатия или Галлия в Малой Азии, где в IV—III веке до н. э. обосновались племена кельтов, отличавшиеся от прочих  «молочной» белизной кожи (греч. gala «молоко»).

В «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря сегны названы германцами. Следует отметить, что кельты одними из первых в Европе начали носить штаны и сбривать бороды, но носили очень длинные усы.

Этноним балты — неологизм недавнего происхождения, предложенный в XIX веке германскими учеными вместо термина летто-литовцы, и связанный с названием Балтийского моря. В настоящем времени термин балты употребляется в качестве объединительного для  народов индо-европейского происхождения, проживавших на южном берегу Балтики и к востоку, включая Северное Приднепровье и Южное Приокье (культуры западно-балтских курганов, штриховой керамики, днепрово-двинская, мощинская и москворецких городищ). В состав балтов фактически включены племена кельтского происхождения (голядь или восточные галинды). <…>

Трувор (Тривор)

Augusta Treverorum или «Северный Рим» — старые названия города Трира, расположенного ныне  на крайнем Западе Германии. Trevеrorum — родительный падеж от лат. treveri (treviri) «треворы». Это название одного из племен, входившего в группу белгов и существовавшего между Рейном и Маасом по обоим берегам р. Мозель. Треверы (тревиры) говорили по-кельтски, славились своей конницей и жили по соседству с нервиями, медиоматриками, ремами, причем некоторые из племен (сегны, кондрусы, эбуроны) находились под их покровительством. Известно, что треверы добровольно подчинились Юлию Цезарю, но восставали в 54 г. до н.э. и  в 21 г. н.э., и были усмирены.

В «Записках о галльской войне» Гая Юлия Цезаря треверы названы германцами. Есть мнение, что название «Treveri»  является видоизмененным «Тrieres» (вероятно, через «Тriegers, Trihers»). Триры (Треры) — имя племени, которое считалось фракийским. <…>

Следы пребывания кельтского племени треверов на землях северных кривичей в Изборске остались в топонимике: имя Трувора носит старое городище, заложенное в VII в.

Существует предание, что в старых могилах у Труворова городища лежат пришедшие с Трувором воины. Идол, найденный в болотах у деревни Богово Пушкиногорского района и пропавший во время немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны, имеет, по данным сотрудников Псковского музея-заповедника, кельтское происхождение и датируется III-IV вв., но эти исследования носят, как указано, предварительный характер…

 


Комментарий Марины Георгиевой:

Считается, что «Сказание о призвании варягов» основано на преданиях и легендах. При этом общий смысл дошедших до нас вариантов «Сказания» сходен. После изгнания варягов северные славянские (словени и кривичи) и финские (чудь, меря, весь) племена вступили в междоусобные войны. Замириться не могли и поэтому добровольно пригласили скандинава Рюрика с братьями, чтобы они стали управлять славянами и финнами по договору.

Куда прибыл Рюрик, в Новгород или в Ладогу, кто были Синеус и Трувор и были ли вообще — уже обсуждалось. Что же до самого Рюрика — действительно есть такое предположение:

«Исторична и личность Рюрика? Его некоторые историки отождествляют с ютландским и фрисландским викингом Рёриком.

Рёрик происходил из королевской датской семьи Скиольдунгов. По западным источникам известно, что он в 837-841 гг. и после 850 г. владел Фрисландией с ее главным городом Дорестадом, полученными от франкского императора. В договоре об условиях владения, заключенном в 850 г., было сказано, что Рёрик обязан верно служить, платя дань и другие подати, и защищать край от датских пиратов.

Противникам Рёрика удавалось изгонять его из Фрисландии, а ему отвоевывать свои владения. В 857 г. ему была уступлена в Ютландии южная часть Датского королевства, но и здесь было неспокойно. Рёрику приходилось оборонять свои территории и вторгаться в пределы соседей. Он совершил сухопутные и морские походы на Гамбург, Северную Францию, Данию, Англию, даже на свои владения во Фризии, а в 852 г. он мог участвовать в походе датского войска на шведскую Бирку (об этом упоминалось выше) и, что не исключено, с отрядом корабельщиков-датчан напасть на «город славян», в котором усматривается Ладога…

К моменту приглашения на Русь за Рёриком закрепилась слава опытного воителя, умевшего оборонять свою землю, нападать на чужую и выполнять поручения верховной власти – франкского императора. О нем могли узнать северные восточноевропейцы, а их приглашение Рёрик – вечный воин и странствующий рыцарь, хорошо знавший военное и корабельное дело не только скандинавов, но и франков и фризов, – принял как бывалый наемник на определенных договорных условиях.

Он, очевидно, должен был за определенное вознаграждение себе и дружине защищать новых хозяев и освободить их от скандинавской дани. Если такие поборы исходили от шведов, обращение к датчанину было вполне оправданным, если же этим занимались датчане, то Рёрик, нередко враждовавший с соотечественниками, и в этом случае был подходящим кандидатом. Возможно, что в пределы Руси Рёрик отплыл из Средней или Южной Швеции, где встретился с ладожским посольством. Для славян адрес «за морем» чаще всего означал именно Швецию…

…Обстановка на Востоке Европы отличалась от того, с чем приходилось сталкиваться Рёрику на Западе. Основной удар викингов в 840-850 гг. пришелся на германо-французские и британские города. На Востоке также устраивались грабительские походы, но предпочтительнее там была необычайно эффективная и выгодная торговля по великим водным путям – Балто-Каснийскому и Балто-Черноморскому.

Столицей новоорганизованного княжества стала, как упоминалось, Ладога, занимавшая ключевое место магистральных евразийских торговых путей. С приходом скандинавского властителя здесь произошли заметные перемены. В данном случае археология дополнила летопись. Были отстроены сначала деревянные, а затем, ближе к концу IX столетия, каменные укрепления. На почетном месте, напротив крепости, на другом берегу реки Волхов, в урочище «Плакун» возник особый норманский могильник. Возможно, что пришельцы не только хоронили своих особо, но и жили отдельно. Не к этому ли периоду восходит упомянутая в источниках XV в. Варяжская улица. Территория города расширилась, что, несомненно, было стимулировано развитием евразийской торговли и международного рынка…

Во второй половине IX в. отмечается резкое увеличение поступления восточных монет в страны Северной Европы. Именно в 860-е гг., т. е. при Рюрике, происходит скачкообразный рост импорта дирхемов в Швецию. Ориентация восточной торговли на Северную Европу свидетельствует о том, что первые династии создали, очевидно, особо благоприятные условия для экономических связей со Скандинавией. Вероятно, сбор даней сменился тогда для викингов «серебряным дождем» международной коммерции.

Действия правителей Руси способствовали также безопасности северных земель. Выбор Рюрика в военном отношении, похоже, себя оправдал. Вплоть до конца X в. скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая войне торгово-транспортные и межгосударственные связи. «

Кирпичников А. Н. «»Сказание о призвании варягов»: Анализ и возможности источника» 1997 г.

 

← листать назад :: листать вперёд →

Рекомендуем обратить внимание на книгу:

Падение Третьего Рима.
Духовные основы возрождения Русского Православного Царства

Реформа патриарха Никона и истинные причины церковных преобразований XVII века.

Книга «Падение Третьего Рима» буквально взрывает наши представления о церковной реформе патриарха Никона.
Автор, собрав и систематизировав факты и сведения, убедительно описывает события, произошедшие в России во второй половине XVII века, показывая, что
истоки многих проблем, как церковных, так и социально-политических, коренятся в трагедии раскола Русской Церкви.

При всей серьезности исследования книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Об этом свидетельствует и интерес читателей — с 2009 по 2015 год книга выдержала уже четыре переиздания.

► узнать больше и купить книгу по издательской цене

Как издать свою книгу?

Издательство «Скифия» выполняет заказы на издание книг от организаций и авторов, издающих свои произведения на собственные средства.
Более чем 14-летний опыт работы, своя издательская и полиграфическая база, собственная отлаженная система распространения позволяют нам предложить оптимальное предложение на книгоиздательском рынке услуг. Мы работаем на всю Россию и Зарубежье.

► подробнее

Еще по теме:

Том II. Глава 07. (04) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира (Волынского) Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.

► читать полностью…

Том II. Глава 07. (03) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Глеб Минский, Беспокойные Новгородцы, Князь Ярослав Владимирский,

► читать полностью…

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 →

► читать всю историю России

Это интересно:

Библиотека редактора: Правила выпуска книг с нецензурной лексикой

9 марта 2016 года вступили в силу новые Правила маркировки книг с нецезурной бранью: с 9 марта 2016 года покупатели печатной продукции должны предупреждаться о наличии ненормативной лексики.

► Подробнее

Наши авторы: Кот Басё. «Обожаю дерзить и кусаться, прятаться в старый плед»

Уход от привычной строфики во многих произведениях Кота Басё накладывает определенные требования — читатель тоже должен чувствовать ритм. Автор разрешает читателю остановиться только там, где она сама того захочет.

► Подробнее

► читать издательский блог

Рекомендуем обратить внимание на книги:

Лукин Е. (ред.-сост.)

Деяния Петра Великого в судьбах народов Евразии

В сборнике «Деяния Петра Великого в судьбах народов Евразии» собраны произведения российских соотечественников из Австрии, Белоруссии, Германии, Латвии, Литвы, Узбекистана, Украины, посвященные историческим деяниям и личности выдающегося российского реформатора — императора Петра Великого.

Цена: 320

Белов В.

Управление мировоззрением. Развитый социализм, зрелый капитализм и грядущая глобализация глазами русского инженера.

Существовала ли неизбежность гибели СССР? Есть ли у России возможности для преодоления кризиса? Как Россия сможет обеспечить себе процветание? Как может выглядеть вариант национальной идеи для России?

Цена: 200

► все книги

Полезное:

Призвание князей.

Рюрик. / История украинцев

«Пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами. Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли» — примерно в таких выражениях описывает начальный летописец события, приведшие в итоге к появлению государства у восточных славян. Варяги, по словам того же летописца, незадолго до этого и так владели племенами новгородских словен, чуди, мери, веси и кривичей и брали с них дань. Но их прогнали «за море», а потом опять позвали. Не знаю как кому, а мне подобный ход событий кажется, по меньшей мере, странным. Я думаю, что никто варягов не звал. Как люди самодостаточные и уверенные в себе, они пришли сами, захватили (по другим данным срубили) город Ладогу, имея цель, как я уже отмечал выше, поставить под контроль торговый путь из Балтийского к Чорному морю. Попутно, они в очередной раз обложили данью окрестные племена. Версия, может, и не очень патриотическая, но, как мне кажется, даже большая любовь к родине не дает нам права считать наших предков дебилами. Ведь не будете же вы, вступив в конфликт с соседом по поводу очередности уборки на лестничной площадке, привлекать к его урегулированию вооруженного кровожадного бандита, способного лишить вас обоих не только квартир, но и жизни. Почему же мы считаем, что на подобные поступки были способны наши (хотя, скорее, не наши) далекие предки?

Так или иначе, но, ориентировочно, в 862 году, варяжский конунг Рюрик
с братьями, а может и без оных, но с родственниками и дружиной,
обосновался в устье Волхова. Место его дислокации, подальше от племенных
центров аборигенов, поближе к морю и родине, в очередной раз обращает
внимание на тот факт, что пришлые варяги не чувствовали себя
на славянских и финских землях «дорогими гостями». Отметим так же, что,
вероятно, уже в 864 (а может и в 874) году славяне, возглавляемые неким
Вадимом Храбрым, попытались снова прогнать скандинавов со своих земель,
но потерпели поражение. Вадим был убит, уцелевшие заговорщики бежали
на юг, очевидно в Киев. Варяжское княжество Рюрика отстояло свое право
на существование.

Укрепившись в Ладоге, и взяв, таким образом, под контроль начало
великого водного пути, варяги предприняли попытки распространить свое
влияние и на другие его участки. Не известно, обязаны ли мы появлением
других варяжских княжеств целенаправленной и спланированной деятельности
Рюрика, или это была частная инициатива других, не оставивших своих
имен в истории скандинавских купцов и воинов. Как бы то ни было,
но подобные образования возникли в Киеве, Изборске, Белоозере, Ростове,
Полоцке. Как и в случае с Ладогой, варяги рубили города, укрепляли их и,
по возможности, облагали местные племена данью. Судя по всему, особого
сопротивления последних они не встречали. Во всяком случае, летописец
не сообщает о каких либо стычках или битвах. Привыкшие за сотни лет
«платить», славянские и финские племена, очевидно, и не подозревали, что
бывает по-другому. Скандинавы же, ни на что большее, как на легкую дань
и не претендовали. Славянские земли, как ресурс для производства и сами
славяне, как работники, их не интересовали, в принципе. Это
взаимопонимание и послужило базисом «общественного договора» между
пришлыми воинами и местными земледельцами и охотниками, на основании
которого и возникла в последствии, объединив варяжские княжества
с туземным населением, Киевская держава.

О деяниях Рюрика практически ничего не известно. Говорят,* что
он срубил несколько городов, включая Новгород. Говорят, ** что уже
из Ладоги, он зачем-то ездил в Европу, где вел какие-то переговоры
с франкскими и немецкими королями. Говорят, *** что он успешно воевал
с хазарами, завоевывал и облагал данью все новые и новые племена.
Проверить эти сведения не представляется возможным, хотя любители
исторических реконструкций, вполне, могут использовать их для подпитки
своей бурной фантазии. Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив
малолетнего сына, которого звали Ингвар (по нашему — Игорь), то есть
«младший». В виду малолетства Игоря, власть принял воевода по имени
Хельги, то есть Олег. «Хельги» — титул скандинавских вождей, означавший
одновременно «колдун» и «военный вождь».

Со смертью Рюрика, очевидно, закончилась история Ладожского
княжества. Варяжские дружины, возглавляемые Олегом, ушли на юг,
в Византию. Может быть, какая то часть скандинавских воинов и осталась
в Ладоге или Новгороде, но об их дальнейшей судьбе история умалчивает.
Точно так же не вспоминает летописец и о том, как жили и как рядили,
оставшиеся без «варяжского управления» жители северных славянских
и финских земель.

Так откуда и зачем появилось в летописи замечательное предание
о призвании князей? Надо сказать, что аналогичные легенды, связанные
с зарождением государственных институтов, есть у многих народов Европы.
Так, предание о Рюрике едва ли не дословно совпадает с рассказом
Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами. Учитывая этот факт,
некоторые исследователи полагают, что сказание о призвании варягов
не имеет никакой исторической ценности, а «является изложенным
библейским слогом рассказом, сочиненным применительно к чертам еврейской
истории периода «судей». **** Появление в летописи предания
и призвании, по мнению некоторых историков,***** было вызвано
необходимостью предать правлению скандинавской династии в Киеве
легитимный характер. Идея призвания, как формула правомерной власти,
возникающей из договора, имеет целью оправдать претензии Рюриковичей
на все Русские земли. Думаю, прав Ключевский, говорящий о том, что
«сказание о призвании князей, как оно изложено в Повести, совсем
не народное предание, не носит на себе его обычных признаков: это —
схематическая притча о происхождении государства, приспособленная
к пониманию детей школьного возраста». А глубже и сложнее нам и не надо.

Борис ЛОЗОВСКИЙ

________________

* Соловьев
** Данилевский
*** Шамбаров
**** Барац
***** Ключевский

Восстание Петра Деляна и варяжской гвардии Харальда Хардрады

В категории «самые странные пары национальных героев» оказывается, что Харальд Сигурдссон, король Норвегии, впоследствии получивший прозвище Хардрада («жесткий правитель»), и один из величайших героев скандинавских преданий, был тесно связан с кровавой главой средневековой истории Болгарии – восстанием Петра Деляна.

Харальд был сводным братом короля Норвегии Олафа II, родившегося в 1015 году. Он был ранен в битве при Стиклестаде в 1030 году и в результате изгнан из Норвегии. После пребывания в Киевской Руси в качестве наемника он привел небольшой отряд скандинавских воинов на службу к византийскому императору в своем элитном личном отряде, известном как Варингийская гвардия.

Варяжская (варяжская) гвардия, созданная во времена Василия II Болгаробойца, была призвана защищать императора как от внешних угроз, так и от других претендентов на престол, которые могли легко поколебать лояльность византийцев. гвардейцы. С первоначальным числом в 6000 человек Варяжская гвардия стала не только элитным корпусом телохранителей, но и важнейшим орудием в бою, часто переломив ситуацию свирепостью своих воинов. Варяжская гвардия даже спасла своего императора в конце его катастрофического поражения от болгар Самуила в 986 битва у ворот Траяна.

Между прочим, Василий II получил титул Болгаробойца, ослепив 20 000 побежденных болгарских солдат в своем последующем походе против Самуила Болгарского и подчинив Болгарское государство в 1018 году. Однако после своей победы он продемонстрировал большую политическую доблесть и дальновидность: он привел элиту болгарской аристократии к византийскому двору, оставил болгарина во главе болгарской церкви (которая была преобразована из патриархата в архиепископию) и разрешил болгарским крестьянам подавать ему свои налоги натурой, а не монетой.

Однако его преемники оказались не такими мудрыми, и испытанная стратегия превращения болгар в лояльных византийских подданных потерпела крах. Императоры стали требовать налоги монетой, ввергнув Болгарию в нищету и недовольство, что привело к восстанию Петра Деляна в 1040 году.

Болгары провозглашают Петра Деляна императором.

Петр Делян, самопровозглашенный потомок Самуила, бежал из Константинопольского плена и добрался до Белграда, где был провозглашен императором Болгарии. В то же время в Албании набирало силу другое восстание под предводительством Тихомира, и два лидера встретились, чтобы обсудить свои права. Петр Делян произнес убедительную речь о том, что править должен только один из них, и толпа выбрала его, убив своего соперника Тихомира. Подняв население Охрида, Скопии и Диррахия, армия Петра набирала силу и решительно продвигалась на юг в Фессалию и даже на Пелопоннес.

Болгарские владения в разгар восстания

Весть о его успехе достигла сына последнего болгарского императора Алусиана, бежавшего в Армению. Переодевшись наемником, он добрался до лагеря Петра Дельяна и начал набирать последователей благодаря своему происхождению. В конце концов он открылся Питеру, заставив его вступить в новый конфликт за превосходство. Петр был милостив и дал Алусиану армию для завоевания Салоников, но Алузиан оказался слабым стратегом, напав на город с уставшей армией и спасаясь от последовавшего поражения.

Восстание стоило 15 000 жертв, Алусиан знал, что его дни на стороне Петра Деляна сочтены, поэтому он решил действовать первым. Он пригласил Петра Деляна на пир, напоил его катастрофическим образом, а последователи выкололи ему глаза ножом. Алусиан стал единоличным руководителем восстания, а Петр был сослан.

Некомпетентность Алузиана ограничила успехи восстания в начале 1041 года, и в конце концов он полностью предал дело, достигнув тайного соглашения с византийским императором Михаилом IV и дезертировав в начале того, что должно было стать решающим сражением кампании.

Слепой, но все еще свирепый, Петр Делян возобновил командование болгарами и повел их в финальную битву против войск Михаила, в составе которых было 500 варягов под предводительством 26-летнего князя Харальда. Скандинавские саги называют Харальда «опустошителем Болгарии», подробно описывая его победу над свирепой болгарской армией, которую ведет в бой их слепой, окладистый царь, верхом на боевом коне и вооруженный огромным мечом. Судьба Петра Деляна неизвестна, но, вероятно, он погиб в этом последнем противостоянии с византийцами.

Харальд, в свою очередь, поссорился с византийским императором и вскоре после этого бежал из Константинополя со своими людьми. Он вернулся в Норвегию в 1045 году, согласившись на совместное правление со своим племянником Магнусом Добрым, который умер всего через год при невыясненных обстоятельствах, оставив Харальда единоличным правителем Норвегии. Он погиб в битве при Стэмфорд Бридж, после неудачной попытки завоевать Британию, в 1066 году.

Нравится:

Нравится0036 василий II, битва при стэмфорд-бридже, болгария, византийская империя, харальд хардрада, харальд iii, норвегия, петр делян, варингийская гвардия

Призвание варягов на Русь

Древнерусское государство, признаки которого появились в 8 веке , начали формироваться в IX веке при непосредственном участии многочисленных союзов славянских племен, а также народов, их окружавших. Территория расселения восточных славян была захвачена с двух сторон с севера на границе с ильменскими славянами, населенными воинственными варягами или как их называли варяги на Руси, на юге располагался Хазарский каганат, данью которого был вынужден заплатить поляну. Поэтому призвание варягов на Русь имело прагматические цели.

На рубеже веков поляна на южных границах освободилась от власти хазар, перестала платить им дань, и возникло государственное образование со столицей в Киеве. В то же время на севере Новгород претендовал на главенствующее влияние в общерусском процессе государственного строительства. Таким образом, на первый план выходит соперничество между двумя центрами древней Руси, каждый из которых хотел возглавить формирующееся государство. Славянская действительность не позволяла князьям выбирать наиболее достойных, ни один из них не хотел уступать, особенно на севере. Там князья вели междоусобицу за власть, затем, чтобы прекратить вечное соперничество, вече решило призвать иноземца, который не был бы вовлечен в местные новгородские споры за власть. Выбор пал на варяга Рюрика с его братьями. Год призвания варягов на Русь совпал с началом очередного жестокого витка борьбы в Новгороде, ускорившего появление варягов в составе древней Руси.

Летопись уточняет, что призвание варягов на Русь имело положительные последствия для последующего развития государства. Согласно «Повести временных лет» в славянских землях появилось три брата-варяга Рюрика синеус и трувор. Первый из них правил в Поконе, а потом в Новгороде, Синеус княжил в Белозере, а третий брат в Изборске. После смерти братьев Рюрик подчинил их владения своей власти, и вскоре весь северо-запад был завоеван этим человеком. Призыв варягов на Русь, дата этого события определяется историками в 862 году, когда появляются и письменные свидетельства этого события. Само по себе это не имело бы важного значения, но последовавшие за этим события изменили карту Европы и судьбы многих народов и правителей.

Север побеждает Юг

Призыв варягов к России обострил борьбу между двумя русскими центрами за господство.