Портрет петра ильича чайковского: Портрет П.И. Чайковского

Портрет Чайковского — великий дар потомкам

Так получилось, что лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор — художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930).

Академик Николай Кузнецов

Как получилось, что портрет человека, который и при жизни считался полубогом, принадлежит кисти провинциального живописца из Малороссии и кто он такой? Выходец из семьи крупного землевладельца Н. Д. Кузнецов, увлекшись передвижниками и будучи талантливым живописцем, поступает в Российскую академию художеств, обучаясь в которой получает три серебреные медали. С 30 лет он систематически участвует в выставках передвижников. О значимости его картин говорит тот факт, что шесть из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а прекрасное полотно, написанное, как и портрет Чайковского, в 1893 году, «Спящая девочка» купил Александр III в свою личную коллекцию. Кузнецов написал несколько великолепных портретов — В. М. Васнецова и Шаляпина, И. Е. Репина и графа М. М. Толстого. Все они очень хороши, но портрет Чайковского прославил фамилию художника в веках.

Самый достоверный

Вообще композитора рисовали мало, может быть, потому, что уже входили в моду фотографии, для которых не надо было позировать часами. Для Большого зала консерватории были заказаны изображения великих композиторов. Овальный портрет Чайковского написан Николаем Корнилиевичем Бодаревским. Но как правило, когда упоминают о живописном изображении композитора, всегда подразумевают портрет кисти Николая Кузнецова, который Модест Ильич, брат художника, назвал «потрясающе жизненным изображением». Он сказал, что лучшего портрета он не знает и что художнику удалось угадать и достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора, в котором он находился в ту пору.

Враги всегда чернят то, что особенно дорого

П. И. Чайковского, портрет которого, по свидетельству близкого и хорошо знающего его человека, очень хорош и достоверен, в это время мучили страхи и сомнения. Спекуляции на тему о добровольном уходе из жизни, как и другие мифы о человеке, составляющем славу России, преследуют одну цель – очернить то, чем гордится и что любит каждый русский. Официальная версия преждевременной смерти говорит о том, что Чайковский умер от холеры, которую подхватил, выпив стакан сырой воды. Этот красивый человек, страдающий всю жизнь мучительной застенчивостью, вряд ли выбрал бы добровольный уход из жизни, сопровождающийся изнурительной рвотой и поносами. Но тому, что всемирно (он дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла и был доктором Кембриджского университета) признанному гению в последние годы жизни что-то не давало покоя, есть много свидетельств современников.

История создания

П. И. Чайковского, портрет которого писался в Одессе, пригласили в этот город на закрытие сезона оперного театра, являвшегося в ту пору одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра, придав ему, таким образом, еще большую значимость. П. И. Чайковский согласился позировать 43-летнему выпускнику Академии Н. Кузнецову. Несколько часов он добросовестно был моделью, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет Петра Чайковского без модели. Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский по достоинству ее оценил, назвав «чудной». Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Полотно размером 623 х 800 мм, запечатлело умного, думающего, страдающего, красивого человека, «славу и гордость земли русской». Темный фон, черный костюм и два светлых пятна – лицо и кисть руки на раскрытой партитуре. Может быть, фон не дорисован до конца, но он так хорошо подчеркивает прекрасное лицо гения. Можно додумать в темноте фона каких-то монстров, якобы мучающих композитора, а можно радоваться тому, как удачно выделено лицо, обрамленное сединами, и как подчеркнут взгляд титана, как переданы ум, гениальность и редчайшее дарование.

О радости и печали — Музей — как лицо эпохи

Николай Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского. 1893. Третьяковская галерея, Москва.

Елена Генерозова

Портрет – один из ведущих жанров как живописи, так и скульптуры, графики, фотографии. Основа жанра – начало мемориальное: запечатлеть, увековечить память о конкретном человеке. Важнейшее условие для создания портрета – внешнее сходство с оригиналом. Однако хорошее искусство всегда рассматривало внешность как важную, но не единственную составляющую портрета. На протяжении последних веков важным считалась также способность художника раскрыть мир человека, его внутреннее наполнение, особенности его существования, а также, по возможности, отобразить приметы времени, в котором жили и мастер, и модель.

Объективному изображению способствует также и определенное отношение художника к объекту письма – не секрет, что рука мастера, намеренно или бессознательно, способна раскрыть тайные закоулки человеческой натуры, которые, возможно, неизвестны и самой модели.

Русский портрет – отдельная тема. Усиленный интерес к портретному жанру проявился в XVII веке (парсуна), а XVIII век отмечен уже активным развитием и распространением портрета светского, который ближе к концу столетия вполне приблизился по своим художественным качествам к европейскому уровню того времени.

Замечательный вклад в установлении новых форм портретного жанра внесли художники-передвижники, существенно расширившие тематические рамки – их моделями становятся представители крестьянства, городской интеллигенции, демократических кругов. Достижения передвижников в искусстве портрета, главным образом – портрета психологического, успешно развивали и мастера XX века.

Одним из интереснейших представителей Товарищества передвижных художественных выставок был и Николай Кузнецов (1850–1930), работавший в основном как портретный и жанровый живописец.

Многим ли сегодня скажет что-нибудь его как будто неприметное имя? А ведь Николай Дмитриевич был весьма заметной фигурой в художественной жизни своего времени: не только одним из основателей Товарищества южнорусских художников, но и академиком – действительным членом Императорской Академии художеств и ее профессором. В 1900 году он стал кавалером Ордена Почетного легиона. О Кузнецове стоит хоть немного рассказать просто уже ради того, чтобы его помнили не только специалисты по истории искусства.

Сын крупного землевладельца Херсонской губернии, юный Кузнецов стал упражняться в живописи под впечатлением от передвижных художественных выставок и вскоре поступил в ученики Императорской Академии художеств, от которой получил три серебряных медали. С 1881 года он начал выставлять свои произведения на выставках передвижников. В 1897 году был назначен профессором — руководителем мастерской батальной живописи, но занимал эту должность только два года.

Часто ездивший за границу, Кузнецов знакомился с современными иностранными художниками и приобретал их произведения. Таким образом он собрал целую галерею, ставшую одной из лучших на юге тогдашней России.

Из картин Николая Кузнецова современникам более всего запомнились «Объезд владений», «Малороссиянка, отдыхающая на траве» (или «В праздник»), «Охота с борзыми», «После обеда», «Ключница», «Стадо свиней» (все шесть хранятся сегодня в Третьяковской галерее в Москве), «Прогулка в деревне», «Старый помещик», «Стадо волов», «Мировой посредник», «Натаскивание собак», «Спящая девочка» (эта картина была приобретена императором Александром III для своей личной коллекции) и портреты: естествоиспытателя А. О. Ковалевского (в Государственном Русском музее), И.Е. Репина, В.М. Васнецова, графа М.М. Толстого, Ф.И. Шаляпина и другие.

Запомнился художник еще и тем, что, обладая незаурядными физическими данными, и сам послужил моделью другому художнику – Илье Репину: стал прототипом изображенного на картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» палача, а также старшего сына Тараса Бульбы — Остапа на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (казак с перебинтованной головой – это он).

Кстати, Николай Дмитриевич – отец знаменитой в свое время оперной певицы Марии Кузнецовой-Бенуа (1880–1966).

При том, что Кузнецов был, как мы поняли, явно незаурядной фигурой, его считали, да и до сих пор считают художником скорее провинциальным – то есть, тем, кто не очень-то и достоин был писать разных сто­личных знаменитостей. Для таких случаев был, например, Валентин Серов. Однако именно кузнецовская мягкая колористическая манера и его открытая способность быть в некотором роде зеркалом – то есть, отображать человека таким, какой он бывает только наедине с собой – способствовала созданию одного из самых замечательных портретов человека, который и поныне составляет гордость и славу русского композиторского Олимпа. Портрет Чайковского, созданный в 1893 году, считается эталонным портретом композитора.

Вообще, Чайковского писали удивительно мало – во-первых, уже входила в моду фотография, для которой модели было не нужно долго позировать, а автору – делать множество набросков. Во-вторых, сам Чайковский, будучи мучительно застенчивым человеком, сторонился публичности и старался «не высовываться» лишний раз. Известно, что кроме кузнецовского был еще один живописный портрет, кисти В.Е. Маковского. Увы, он давно утерян. Портрет работы Николая Бондаревского, заказанный для Большого зала московской Консерватории, писался после смерти композитора.

Самый знаменитый портрет – кузнецовский. Модест, брат композитора, называл его «потрясающим жизненным изображением»… Он говорил, что не знает портрета лучше и что художнику удалось «достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора, в котором он находился в ту пору». Так получилось, что этот портрет стал последним прижизненным портретом Петра Ильича. Он написан за девять месяцев до смерти композитора.

Портрет создавался в Одессе, куда Чайковского пригласили на закрытие сезона знаменитого Оперного театра. Директор театра, некто Райский, захотел дополнить это событие портретом композитора, намереваясь повесить его в театральном холле. Чайковский, как ни странно, согласился позировать Кузнецову, которому на тот момент было 43 года. Неподвижно стоять в жару в плотном костюме казалось Чайковскому мукой. Через несколько часов он попросил художника о пощаде, и работа заканчивалась уже без модели. Художник привез композитору готовую работу, и последний ее оценил по достоинству, назвав «чудной». Третьяков, который был извещен о создании такого портрета, тут же купил его для своей коллекции.

Это крупное полотно и сейчас хранится в Третьяковке, и мы можем любоваться работой Кузнецова. Мы видим темный, почти черный фон, на котором выделены как бы два крупных светлых пятна – лицо композитора и кисть его руки, лежащая на столе. Такой композиционный прием характерен, в том числе, для нидерландской портретной школы: многочисленные купцы, ювелиры, аристократы, представители духовенства писались, как правило, на темном фоне, с выделением лица и рук. В руках – символы власти, атрибуты принадлежности к цеху. Так и Чайковский на этом портрете опирается кистью на раскрытую  партитуру.

Некоторые из исследователей полагают, что в темном, тревожащем фоне можно разглядеть неких монстров, мучащих композитора. Такая легенда легко ложится в ряд более достоверных фактов: не секрет, что в момент написания портрета Чайковский чувствовал себя крайне нестабильно, мучился сомнениями и депрессией. Его душевные метания, отображенные на портрете, очень хорошо видны и очень понятны почти каждому современному человеку.

Поговаривают также, что Чай­ков­ский уже тогда был во власти мысли о добровольном уходе из жизни, и версия о том, что он специально выпил стакан сырой воды в момент эпидемии холеры, получила большое распространение. Однако вряд ли такой красивый, эстетически развитый человек выбрал бы способ ухода из жизни, менее всего соответствующий какой бы то ни было красоте. Скорее всего, его душевное нездоровье повлекло за собой ряд трагических случайностей, которые и привели к концу.

Но все исследователи гениального композитора единодушны в одном: в последние годы Чайковскому особенно не хватало покоя, как душевного, так и физического. Красивый мужчина, он выглядел гораздо старше своих пятидесяти с небольшим лет – его седина и бледность нередко приводили к тому, что ему давали все семьдесят. О кузнецовском портрете часто говорят, что в нем сосредоточены самые лучшие качества композитора, хвалят пронзительность взгляда, гениальность ума, проскальзывающую в его чертах… Однако, на мой взгляд, портреты Кузнецова – и портрет Чайковского в частности – прежде всего говорят нам о человеке без прикрас. Правдивость и безыскусность, прямота, которую мы имеем счастье наблюдать в его портретах, говорят нам о человеке гораздо больше, чем его статус гениальности или иной величины, важной в глазах общества. Чайковский предстает нам во всей своей неповторимой уязвленности и неспокойствии – робкий, стеснительный взгляд, который скорее подошел бы кающемуся грешнику на полотне какого-нибудь Иванова, тяжелая, грузная поза, которую трудно было бы поддерживать, если бы он не опирался рукой на раскрытую нотную тетрадь. Всматриваясь в этот живой образ, каждый из нас волен думать и о страданиях, которые таила в себе душа композитора, и о радости и печали творчества.

Все портреты кисти Кузнецова в равной степени прекрасны. Однако портрет Чайковского стоит в этом славном ряду особняком, потому что на его примере мы можем наблюдать, как гениальное преломляется в человеческом, и простота и жизненность выходят на первый план. Выявляя это, художник сам вместе с тем поднимается до гениальных высот своей модели. Такой диалог, обогащающий и художника, и композитора – а в итоге, и нас с вами – мы можем читать, глядя на этот портрет.

ЗС 06/2017

Портрет композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893), конец 1880-х, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. HEZ-2690194

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ХЭЗ-2690194

Фотограф:

Коллекция:
Образ наследия

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Дата съемки:

03. 08.2018

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(3896 х 5464 пикселей —
13″ х 18,2″ —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ Картина ЛАУ ТИР

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ Картина ЛАУ ТИР | Saatchi Art.0002 Оригинал

Репродукции

LAU TIR

Италия

Живопись, акварель на бумаге

Размер: 6,9 Ш x 9,8 В x 0 Г в

Поставляется не в коробке .

Первичное изображение Primary ImagePrimary ImagePrimary ImagePrimary Изображение

TrustPilot Оценка

6 Просмотров

Признание художника

Художник, показанный в коллекции

О художественных работах

Watercolor и INK Portrait из Pyotr ilyich Tchaikovskysky. Картина подписана и датирована LAUTIR 2021 в правом нижнем углу.

Детали и размеры

Живопись: Акварель на бумаге

Оригинал: Единственное в своем роде произведение искусства

Размер: 6,9 Ш x 9,8 В x 0 Г

Срок доставки

23 9 : Обычно 5-7 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

…ДЛЯ ЭКЛЕКТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ЖИВОПИСИ… проверьте тематические КОЛЛЕКЦИИ, если вас интересуют картины с похожими сюжетами. Меня зовут LAUTIR, я живу и работаю в Милане, Италия. Я родился в 1971. Я много лет работал рисовальщиком комиксов, профессиональным иллюстратором и художником. Благодаря этому прошлому опыту, мое искусство эклектично как по предметам, так и по технике рисования. Мои работы варьируются от картин маслом до портретов акварелью, от абстрактных до фигуративных. Чтобы постоянно быть вдохновленным, я стремлюсь к творческой свободе, где я пытаюсь испытать себя в разных направлениях. С годами я выработал собственный стиль в использовании акварели, который мне нравится применять в основном к портретам знаменитостей (писателей, музыкантов, исторических персонажей). С другой стороны, при использовании масляных красок я склонен быть более экспрессионистским и эмоциональным, в основном за счет смелых пастозных мазков.

Признание художника

Художник, представленный Saatchi Art в коллекции

Тысячи отзывов с пятью звездами

Мы обеспечиваем обслуживание клиентов мирового класса для всех наших покупателей произведений искусства.