Призвание варягов кратко: Призвание варягов на Русь (кратко)

Образование древнерусского государства — пердпосылки кратко

На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как развивались славянские племена до призвания варягов, какие предпосылки создания древнерусского государства существовали до 862 года.

Объединяться племенам было практически не зачем. Верить в своих богов они могли и сами по себе. Торгового обмена между ними практически не было, а контролировать торговый путь из Варяг в Греки было, конечно, удобнее поодиночке, не нужно было делиться добычей с соседями. Скорее всего, через несколько веков восточные славяне и сами бы с собою объединились и создали бы единое государство. Однако, во второй половине 9 века произошли события, которые привели их к объединению гораздо быстрее.

Нашествие варягов

В это время, начиная с 8 века н. э., Европу потрясают нашествия норманнов или скандинавских захватчиков — варягов. Варяги, норманны, викинги, все это названия для тех людей, которые проживали на территории Норвегии, Дании и Швеции и время от времени отправлялись в свои захватнические походы. Норманны стали самым настоящим бичом Европы. Они завоевали значительную часть Англии, покорили значительную часть Франции. Основали свое государство на территории Италии и брали дань, даже, с тех народов, которые проживали в Северной Африке. В 9 веке скандинавы добрались и до территории Руси.

Один из их предводителей, конунгов, как называли вождей скандинавы, в 862 году пришел на Финский залив и оттуда добрался до реки Волхов, построив там город, который назвался Ладога. Этого конунга или вождя звали Рюрик. Согласно легенде, Рюрик пришел в Ладогу не один, а вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрик стал княжить в Ладоге, а затем перебрался в Новгород. Синеус получил город Белоозеро, а Трувор сел в городе Изборске, который существовал неподалеку от современного Пскова.

Летописи содержат рассказ о том, что Рюрика на княжение призвали новгородцы, а не сам он пришел и построил город на севере Руси. В древнейшей русской летописи, которая называется «Повесть временных лет», сохранилась запись о том, что новгородцы обратились к Рюрику со словами: «Земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владейте нами». Поскольку скандинавов, как мы с вами уже сказали, на Руси называли варягами, вся эта история получила название «Призвание варягов».

Норманнская теория

В 18 веке, когда Русью правили немцы, была создана даже специальная теория, которая обосновывала права немецких народов на управление Россией. Ведь и немцы, и скандинавы относятся к одной германской группе индоевропейских языков. Теория, которая получила название Норманнская теория, гласила, что славяне никогда не создали бы самостоятельного государства, и это за них сделали захватчики скандинавы. В современной историографии нет единого отношения к Норманнской теории.

С одной стороны, достаточно обидно думать, что сами по себе славяне были неспособны к политическому объединению, но с другой стороны, нельзя не признать того, что варяги сыграли роль ускорителя этого процесса, то есть киевские князья, такие как Аскольд и Дир, наверняка, поскольку все таки отправлялись в военные походы, рано или поздно дошли бы до Новгорода и объединили бы его с Киевом, но это произошло бы конечно гораздо позже. Иными словами, безусловную роль в объединении Руси варяги сыграли, но предпосылки к этому были созданы самими славянами.

Династия Рюриковичей

Многие историки подвергают сомнению и факт призвания варягов на Русь. В частности, из источников известно, что в 864 году, то есть буквально через 2 года после прихода Рюрика, против скандинавов вспыхнуло восстание в Новгороде. Руководил этим восстанием некто Вадим Храбрый, который был казнен после того, как восстание было подавлено. Сам же Рюрик погиб в 879 году в бою, что заставляет предполагать, что и другие славянские племена тоже не слишком хорошо относились к идее, что ими будут управлять люди, пришедшие откуда-то издалека. Так или иначе в 879 году Рюрик умер, но впоследствии Россией правили его потомки.

Рюрик считается основателем династии, получившей вполне предсказуемо название Рюриковичей. Рюриковичи, получается, управляли Россией, сначала Киевской Русью, потом Московским княжеством, потом Московским государством, которым Россия на тот момент еще не стала называться, на протяжении более, чем 700 лет, с 862 по 1598 год. К династии Рюриковичей относятся к, примеру, такие, я думаю уже известные вам правители Руси, как Владимир Красное Солнышко, который крестил Русь, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Калита и даже знаменитый Иван Грозный. После того, как в 1598 году династия Рюриковичей пресеклась, то есть в ней не осталось мужчин, которые способны были взять власть в свои руки, возникла другая династия, династия Романовых, которая управляла Россией до 1917 года. Таким образом, в истории нашей страны было всего две правящие династии.

Правление Олега

После смерти Рюрика править должен был его сын Игорь, но он, согласно летописи, был очень маленьким и самостоятельно управлять страной не мог. Дело было даже не в том, что ребенок был не способен принимать какие-то важные решения в жизни страны, но то, что вождь, в первую очередь, должен был заниматься военными делами и уж, конечно, нельзя было посадить младенца на коня и заставить его командовать дружиной. Поэтому на протяжении тридцати трех лет после смерти Рюрика с 879 по 912 год Русью управлял его вождь Олег. Фактически, он был заместителем официально правившего в стране Игоря, но поскольку Игорь был ребенок, то в военные походы за него ходил и государством управлял его самый верный союзник.

Создание единого древнерусского государства

Эпоха правления Олега ознаменовалось тем, что в 882 году именно под предводительством Олега варягам удалось захватить Киев. Князья Аскольд и Дир были убиты, и так было создано единое древнерусское государство со столицей теперь уже не в Новгороде, как это было до 882 года, а в Киеве. Олегу удалось подчинить своей власти племена северян, радимичей и вятичей. В 907 и 911-м годах он отправлялся с военными походами в Византию, и эти походы были очень и очень удачными. Из каждого похода Олег и его дружина возвращались с богатой добычей. До нас дошел текст одного из договоров, который Олег заключил в то время с Византией.

В этом тексте указано, что славяне имеют право торговать на территории Византийской империи. Таким образом, византийцы признавали, по сути, свое поражение от славян, если разрешали им такую свободную торговлю. Важно, что в этом договоре упоминаются воины Олега, которые клянутся уже не языческими, скандинавскими или славянскими богами, а именем христианского бога. Это означает, что уже тогда, за 100 лет до официального принятия Русью христианства, в нашем государстве были люди, которые исповедовали эту веру. Известно, что Олег после одного из своих походов прибил на воротах Константинополя свой щит. В тогдашней системе символики это означало покорение города и то, что византийцы позволили это сделать, являлось дополнительным доказательством того, что Олегу Византия, хотя бы на какое-то время, подчинилась.

В 912 году Олег умирает. Согласно легенде, его ужалила змея. Эту историю наш известнейший поэт Александр Сергеевич Пушкин рассказывает в своей «Песне о вещем Олеге», упоминая многие исторические события, которые дошли до нас через летописи.

Правление Игоря

После смерти Олега править уже официально начинает Игорь. Время его правления датируется 912 — 945 годами, то есть точно так же, как и его предшественник, он находился на княжеском престоле на протяжении тридцати трех лет. О большей части правления Игоря ничего неизвестно. Его внешнеполитическая активность приходится только на первую половину 940 годов. В это время он совершает поход на Хазарский каганат, поход по Каспийскому морю и еще один, точно также как Олег, поход на Константинополь. О степени его удачности нам, правда, судить сложно, поскольку упоминаний об этом походе гораздо меньше, чем о деятельности Олега.

Обратите внимание на то, что и Олег, и Игорь, и жена Игоря Ольга, которую он нашел где-то в окрестностях Пскова, имеют не славянские, а скандинавские имена. Имя Олег, как и женский вариант этого имени Ольга, происходит от скандинавского Хельги, что означает «святой». А Игорь — это искаженное скандинавское Инвар, то есть «воин». Те историки, которые доказывали, что уже первые князья были славянами, к сожалению, вынуждены признать, что имея скандинавские имена, они наверняка, все таки, были потомками Рюрика. Но в любом случае их принято относить к династии Рюриковичей.

Убийство князя Игоря

В 945 году князь Игорь отправился собирать дань в племя древлян. Этот обычай, этот обряд получил название полюдье. По легенде он явился в столицу древлян, город Коростень или Искоростень и потребовал дань. Древляне принесли ему дань, и Игорь, вроде бы, оказался доволен тем, что ему досталась. Но, когда вместе с данью он возвращался в Киев, его воины сказали, что дани мало, им всем ее не хватит. Ведь князь не мог забрать все себе. Он должен был поделиться со своими воинами. И дружина Игоря уговорила его вернуться обратно в землю древлян и потребовать ещё богатств.

Древляне, собравшись на совет под предводительством своего князя Мала, вынесли следующее решение: если повадится волк к овцам, то пока всех не перетаскает, не уйдет. Также будет и с Игорем. Иными словами, они поняли, что если и в этот раз они уступят и дадут еще дань, то Игорь может вернуться и в третий, и в четвертый, и в пятый раз. Древляне убили Игоря и, таким образом, отказались фактически подчиняться Киевскому государству. Вдова Игоря, Ольга, осталась одна. У нее на руках был совсем маленький ребенок, будущий князь Святослав. Конечно же, Ольге было очень сложно решиться вновь объединить государства.

Образование Древнерусского государства

К содержанию

В средине IX века у восточных славян существовало два крупных протогосударственных объединения: на основе полянского союза в среднем Поднепровье с центром в Киеве и в Поволхвье с центром в Ладоге.

Причины возникновения государства у славян разнообразны:

  1. сильная единоличная власть в лице варяжских князей, среди которых особо выделяется Рюрик;
  2. экономические причины: развитие частной собственности — социальное расслоение;
  3. угроза нападения со стороны кочевников.

Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов, доказанный раскопками, и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породил длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Сторонники «норманнской» версии образования древнерусского государства (немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А. Шлецер, работающие в России) преувеличивали роль скандинавов в славянском государственном строительстве. Их оппоненты недооценивали, а то и полностью отрицали положительную роль скандинавов в этом процессе, изображая их едва ли не шайками разбойников.

Сегодня эта проблема, появившаяся еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований замалчивать или недооценивать роль варягов в объединении славянских племен, их участие в борьбе с кочевниками и Византией. Однако никакое призвание князей не привело бы к образованию государства, если бы тому не созрели социальные, экономические и политические предпосылки у самих славян. Причиной призвания варягов следует считать их независимость от славянских родов, а значит, способность положить конец родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе с тем сохраняется ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика.

Согласно «Повести временных лет» (XII в.), в 862 г. внутри славянских племен начались распри, и тогда словени, кривчи, представители финно-угрких этносов чудь и весь отправили послов к варягам искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли Рюрик, севший княжить в Новгороде (тогда еще не существовавшем, ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере) и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого водного пути «из варяг в греки» (из Балтийского в Черное море), убив киевских князей Аскольда и Дира (тоже варяжского происхождения) и остался жить в Киеве. Вероятно, потенции государствообразования здесь были сильнее, чем в северном политическом объединении. Поэтому в 882 г. условно считается годом создания Древнерусского государства, Киевской Руси. После смерти Олега власть унаследовали сын Рюрика Игорь и его потомки Рюриковичи.

Что же качается происхождения термина «Русь», то его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом «Баварском хронографе», составленном между 811 и 821 г.) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным.

В IX-X вв. шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, северян, радимичей, часть кривичей, Игорь — уличей, его сын Святослав — вятичей. Покоренные племена нередко сохраняли самостоятельность (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза, такой объезд со сбором дани назывался полюдье. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других — нет, взималась дань в натуральной или денежной форме. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани в указанные для этого места — погосты.


Другие заметки по истории

Полезная информация?

О профессии | Сообщество виаторианцев

Приглашает ли вас Бог стать братом или священником-виаторианцем?

В какой-то момент своей жизни многие мужчины всерьез задумываются о том, чтобы стать братом или священником. Если эта мысль пришла вам в голову с некоторой степенью серьезности, вы не одиноки. Наш подход основан на миссии сопровождать молодых людей, когда они учатся слышать Божий голос в своей жизни и откликаться на Божье приглашение через молитву, служение и приверженность сообществу веры.

Программа Viatorian Contact доступна любому выпускнику средней школы, который хочет активно выяснить, есть ли у него призвание брата или священника, но еще не готов присоединиться к религиозной общине или программе епархиальной семинарии в качестве резидента. Проницательность включает в себя осознание активного присутствия Бога в жизни человека и принятие важных решений на основе этого осознания. Это включает в себя сбор соответствующей информации и опыта, развитие своих талантов, молитвы о руководстве и открытости, поиск духовного руководства и уделение времени серьезным размышлениям. Бог приглашает каждого из нас жить и работать с Ним каким-то особым образом. Что Бог просит от вас?

Пожалуйста, посетите наш веб-сайт, чтобы узнать больше о клириках Святого Виатора, особенно по ссылкам ниже. Если вам нужна дополнительная информация о проницательности вместе с нами, заполните раздел «Я хочу узнать больше» в правой части этой страницы или отправьте электронное письмо по адресу [email protected]. Наша команда министерства призвания ответит, чтобы начать разговор. Знайте, что для меня будет честью сопровождать вас в вашем путешествии с Богом.

Обожаемый и любимый Иисус!

 

руб. Джон Юстис, CSV
Директор министерства призвания

  • Следите за нашим сообществом и его служением @ViatorianUSA в Instagram, Facebook, YouTube и Twitter. Вы также можете сохранять и использовать графики цитат Viatorian, хранящиеся в этой общей папке.
  • Мы призваны провозглашать Иисуса Христа и Его Евангелие и создавать общины, в которых живет, углубляется и прославляется вера. Мы были основаны достопочтенным Луи Кербесом под покровительством святого Виатора. Узнайте больше о нашей миссии и о том, где мы служим в провинции США.
    • Чтобы узнать больше о наших министерствах и учреждениях, посмотрите эти видео из средней школы Saint Viator, этот обзор от Cristo Rey St. Viator и это информационное видео из Дома гостеприимства Viator.
  • Наше служение призвания может помочь вам в процессе проницательности. Мы также можем помочь вам узнать больше о различиях между священником и братом и о процессе образования виаториан.
    • Мы призываем молодых женщин, разбирающихся в Божьем приглашении к религиозной жизни, обращаться по адресу [email protected] для беседы; мы можем связать вас с некоторыми великими директорами по призванию из женских сообществ! Кроме того, вы можете посетить сайт VocationMatch. com, чтобы пройти опрос и узнать, какие женские сообщества могут вам подойти.
    • Молодые люди, которые различают Божье приглашение к священству, могут подумать о епархиальном священстве в дополнение к тому, чтобы стать религиозным священником. Viatorians может помочь вам связать вас с руководителями профессий в Чикагской архиепископии, епархии Джолиет или епархии Лас-Вегаса.
  • Служение по призванию виаториев включает всех членов всех общин виаториев, которые молятся, поощряют и поощряют призвания в своих общинах. Мы приглашаем вас использовать эти еженедельные публикации Уголка призвания в вашем сообществе, а учителям — загружать и адаптировать этот план урока призвания или занятие по распятию для своих классов.

Контакты

BR. John Eustice, CSV
Директор Министерства применения
Телефон: 847-894-8537
Электронная почта: vorsations@viatorians.