Когда было призвание варягов: § 6 — Призвание варягов

«Значит, ты хочешь быть варягом?» – Новый Рим Анны

Я получаю больше электронных писем и больше онлайн-вопросов о Варяжской гвардии, чем о реальных византийских личностях. Я взял большую часть приведенной ниже информации со своей страницы «Византийские личные основы» выше, но я включил библиографию, чтобы, надеюсь, помочь тем, кто находится на пути, найти то, что они ищут.

Начну с того, что ничего не имею против варяжских персонажей, но скажу очень прямо: варяги не византийцы.

Римляне считали их варварами и чужаками, и, несмотря на забавные истории из скандинавских саг, скорее всего, в Городе их не очень любили. Правда в том, что в настоящее время в SCA больше варягов, чем когда-либо служило императору в какой-то момент времени, из-за того, что это дает скандинавским персонажам повод носить ламеллярный костюм, когда жарко (и это нормально, мы не нужно, чтобы кто-то падал замертво на войне, пожалуйста). Не каждый мог появиться на ступенях Влахернского дворца откуда-нибудь с севера и потребовать, чтобы его приняли на службу в Пурпур. Это было немного сложнее, и у каждого императора были свои требования. Не говоря уже о том, что варяги были преимущественно норвежцами только в течение короткого периода времени в середине 119 г.0007-й -й век, если мы предположим, что саги говорят правду.

Первая Варяжская гвардия не была создана до конца 10 -го  века (около 980 г.), когда Василию II были даны тысячи киевских воинов в обмен на брак византийской принцессы с киевским князем для победы над болгарами. Киевская Русь не была скандинавской, она была славянской, потенциально с скандинавским происхождением, но сам термин «викинг» — это конкретное скандинавское занятие. К этому времени «эпоха викингов» почти закончилась. У нас есть записи о большом количестве норвежских путешественников, прибывавших в Константинополь до этого, но «набег викингов» в 860 году на самом деле был Русью, которая спустилась в Черное море с того места, где сейчас находится Украина.

Чтобы еще больше испортить ситуацию, сам термин «варяг» использовался как римлянами, так и русами для обозначения норвежских викингов до 10 го  века. Итак, если вы хотите пойти по этому пути, важно определить, являетесь ли вы просто скандинавским путешественником раннего периода или фактическим членом элитной гвардии Императора.

Если вы решите пойти в Варяжскую ГВАРДЮ, вот список «волн» национальностей, служивших в определенное время. Это ни в коем случае не высечено на камне, но дает руководство для тех, кто хочет точно определить конкретный период времени, который соответствует их целям:

988 – 1020иш: Киевская Русь

1020-1070иш: Скандинавский (исландский, норвежский, шведский) Болли Болласон и Харальд Хардрада служили в это время.

1070-1204ish : датский и английский (англосаксонский). Термин «датчане» часто встречается в византийской литературе для описания варягов, а англичане в то время бежали от норманнского правления в Англии. Это задокументировано в саге об Эдуарде Исповеднике. Сивард Барн служил в это время. Норманнам НЕ разрешалось быть в составе Варяжской гвардии, но некоторые из них могли служить наемниками в других качествах.

В «Четвёртом крестовом походе», возможно, есть одни из лучших задокументированных сведений о Варяжской гвардии, защищавших Константинополь. Однако после взятия Константинополя и восстановления империи гвардейские отряды уже не были столь формальными, а те, кто входил в их состав, полностью ассимилировались с римской культурой. Неясно, действительно ли Варяжская гвардия существовала до падения Константинополя в 1453 году.

Вокруг того, что они на самом деле носили, ходит много мифов, особенно в SCA. Насколько я понял, «красный для службы Императору» и «зеленый для службы Императрицы» — это полностью SCADianism. Похоже, дежурный цвет гвардейцев был синим или красным, а вне дежурства вы видите их не более чем в простых туниках и узких брюках или чулках, что было характерно для мужской повседневной одежды по всей империи. Раньше путешественники продолжали носить одежду своей культуры, а не собирали вещи по пути. Одежда была дорогой, и ее было трудно носить с собой и стирать, так что другой SCADianism о наличии разнообразного гардероба, демонстрирующего последнюю моду каждого экзотического порта захода, который вы посещали, также неверен. Однако со временем они ассимилировались бы, если бы решили остаться на месте. Сюда не входят торговые товары, но предметы, которыми обменивались в бизнесе, не обязательно были такими же, как одежда, которую вы носили на спине.

Что касается религии, то в период активной охраны большинство служащих уже были христианами или обратились в православие из более поздней, сильно видоизмененной и несколько смешанной версии арианского христианства, более распространенного в Восточной Европе и скандинавских странах. очень рано, еще до того, как Западная церковь начала приезжать с миссиями. Пожалуйста, помните, что арианство — ЭТО НЕ ТО ЖЕ ВЕЩЬ, что арианство. Следите за своими i и y! В любом случае, представление о вашей персоне, облаченной в прекрасные регалии Асатру, было бы неверным как гвардейцу, но как очень раннему скандинавскому путешественнику в Константинополь, все еще возможно.

Я просто удалил эти изображения из Википедии, так как знаю, что они там есть, но вы можете посмотреть мадридские Skylitzes здесь: https://www. wdl.org/en/item/10625/

«Дежурный» Варяжские гвардейцы в золотых доспехах с синими одеждами под ними. Они вооружены ромфеями (топорами) и щитами. Обратите внимание на круглые и каплевидные щиты. Из Madrid Skylitzes , 12 век.

 

Женщина убивает своего потенциального насильника-варяга, после чего получает его вещи от других гвардейцев. Обратите внимание, что они не выглядят очень «норвежскими» или скандинавскими — темные волосы и глаза, вероятно, восточноевропейские, хотя на момент написания рукописи они были в основном английскими (англосаксонскими). Простые туники и облегающие брюки с ботинками — типичный византийский простой человек, а не причудливая мешанина из норвежского и византийского языков, которая распространена в SCA. Тоже из Мадрид Скилицес .

А для тех, кто действительно хочет сделать домашнюю работу, вот товары:

Предлагаемая литература

Первоисточники

Агилерса, Рэймонда. Historia Francorum Qui Ceperint Иерусалим. Перевод Джона Х. и
Лаурита Л. Хилл. Филадельфия: Американское философское общество. 1968 год; Medieval
Sourcebook, 1997. http://www.fordham.edu/halsall/source/raymond-cde.asp

Хониат, Никита. О Город Византии. Перевод Гарри Дж. Магуласа. Детройт: Wayne State
University Press. 1984.

де Клари, Роберт. Завоевание Константинополя. Перевод Эдгара Холмса Макнила.
Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 2005.

Эдессы, Мэтью. Хроника Матфея Эдесского . Перевод Ара Эдмонд
Достоуриан. Анн-Арбор: университетские микрофильмы. 1972.

Комнина, Анна. Алексиада. Перевод E.R.A. канализация. Лондон: Книги пингвинов. 2009 г..

Сага о Лаксдейле . Перевод Мюриэль Пресс. Лондон: Храмовая классика, 1899 г. Онлайн-библиотека средневековой и классической литературы, 1996 г. http://www.omacl.org/laxdaela/

Porphyrogénnētos, Константин. De Admininstrando Imperio. Перевод Р.Дж.Х. Дженкинс.
Будапешт: Pázmány Péter Tudományegyetemi Görög Filológiai Intézet. 1949-1962 гг.

——. Церемонии. Перевод Энн Моффат и Максим Толл. Канберра: Византия
Австралия. 2012.

Пселл, Михаил. Хронография . Перевод ERA Sewter. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета
, 1953; Medieval Sourcebook, 1999.
http://origin-rh.web.fordham.edu/halsall/basis/psellus-chronographia.asp

Сага об Эдуарде Исповеднике. Перевод Джорджа Дасента. 1894.

http://www.sacred-texts.com/neu/ice/is3/is324.htm.

Стурлесон, Снорри. Heimskringla (Сага о королях.) Перевод Сэмюэля Лэнга. Лондон: 1844 г .;
         Интернет-библиотека средневековой и классической литературы, 1996 г. http://omacl.org/Heimskringla/

де Виллардуэн, Жоффруа. Хроника Четвертого крестового похода и завоевания
года Константинополя.
Перевод Фрэнка Т. Марсиалса. Лондон: Дж. М. Дент. 1908 г.; Medieval
Sourcebook, 1996. http://www.fordham.edu/halsall/basis/villehardouin.asp

 

Книги и статьи

Блёндаль, Сигфус. Варяги Византии. Перевод Бенедикта С. Бенедикса. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1978.

Д’Амато, Раффаэле. Варяжская гвардия: 988-1453. Оксфорд: Издательство Osprey. 2010.

Мэдден, Томас Ф. Новая краткая история крестовых походов. Лэнхэм: Роумен и Литтлфилд. 2006.

Норвич, Джон Джулиус. Византия: Упадок и Падение. Нью-Йорк: Кнопф. 1995.

Квеллер, Дональд Э. и Томас Ф. Мэдден. Четвертый крестовый поход: завоевание Константинополя. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. 1999.

Рансимен, Стивен. История крестовых походов. 3 тома. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1987.

Докинз, Р.М. «Позднейшая история варяжской гвардии: некоторые заметки ». Журнал
римских исследований, части 1 и 2.
1947 г. http://www.jstor.org/stable/298453.

Докси, Гэри Б. «Норвежские крестоносцы и Балеарские острова». Скандинавские исследования.
            http://www.jstor.org/stable/40919854.

Мэдден, Томас. «Вне и внутри Четвертого крестового похода». The International History Review.
1995 г. http://www.jstor.org/stable/401107441.

Паппас, Николас Си Джей «Английские беженцы в византийских вооруженных силах: варяжская гвардия
и англосаксонское этническое сознание». Де Ре Милитари.
http://deremilitari.org/resources/articles/pappas1.htm

Шепард, Джонатан. «Англичане и Византия: исследование их роли в византийской армии в конце одиннадцатого века». Традиция Том. 29 (1973): 53-92. http://www.jstor.org/stable/27830955.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Варяжская гвардия | Дикий Пик

Posts Tagged ‘Варяжская гвардия’


Опубликовано: Октябрь 20, 2013 в История
Метки: Византийская империя, Византия, Датские короли, Английская история, Король Свен, Варяжская гвардия, Вильгельм Завоеватель

В предыдущей статье я обсуждал судьбу английской варяжской гвардии в битве при Диррахии в октябре 1081 года. английских изгнанников, спасающихся от норманнских репрессий, покинули Англию примерно в 1072 году, возможно, после подавления сопротивления Хереварда Уэйка в Эли. Скорее всего, они прибыли в Константинополь в 1074 году. Известно ли нам что-нибудь еще о корнях этого печального изгнания? Кто был вовлечен? Сколько англичан осталось?

Játvarðar Saga

Есть два основных источника информации о том, что произошло, ни один из них не очень доступен, один на латыни, а другой на исландском языке. Первым и наиболее важным является раздел французской хроники начала XIII века, известный как Chronicon universale anonymi Laudunensis («универсальная хроника Лаона »). Я назову это «Латинским текстом». Второй — это исландский текст 14 века, Játvarðar Saga , короткая сага, посвященная жизни Эдуарда Исповедника. Я назову это «Исландской сагой» или «Сагой о короле Эдуарде Исповеднике». Между двумя текстами есть большое сходство. Вполне вероятно, что они оба опирались на один и тот же исходный материал.

Начну с латинского текста. Французский ученый Крийни Сиггаар представил резюме истории английских изгнанников. Я перевел это на английский:

В то время как в 1066 году Вильгельм Завоеватель завоевал Англию, некоторое количество дворян отправилось в изгнание. Сначала они пошли в сторону Испании, разорили город Септа (в Северной Африке, как раз напротив Гибралтара), затем Балеарские острова и наконец высадились на Сардинии. Там они узнали, что Константинополь осажден язычниками. С помощью вождей Сардинии они подошли к Константинополю, где заставили язычников снять осаду. Византийский император принял их с большими почестями и подарками. Они даже получили место жительства в Императорском городе. Однако некоторые из них не были довольны таким положением вещей. Чтобы дать волю их действиям, византийский император предложил им отправиться на север, где должна была быть найдена область, которая когда-то принадлежала Византийской империи, но которая в это время находилась в руках язычников. . Следуя совету императора, они вознамерились завоевать этот регион, и им это удалось. Англичане дали городам этого региона и тем, которые они сами основали, названия городов Англии. Но они сохранили свой дух независимости, потому что их духовенство было рукоположено в Венгрии, чтобы не зависеть от Константинопольского патриарха. Посланник византийского императора был убит за то, что требовал налогов. Один англичанин по имени Хардигт сделал карьеру в Византии, сначала в качестве начальника личной охраны императора, а затем в качестве командующего флотом.

Кажется, это история о том, как английские изгнанники прибыли в Константинополь. Но латинский текст говорит нам гораздо больше о том, что произошло. Поскольку не существует доступного английского перевода латинского текста, все, что следует ниже, основано на моем собственном довольно неадекватном переводе, я приношу свои извинения, если есть какие-либо гнусные ошибки.

Текст начинается с рассказа о том, как Вильгельм провозгласил себя королем Англии и приказал всем англичанам, пережившим «катастрофу», сохранить свою свободу и честь. Конечно, это чистая нормандская пропаганда. Через очень короткое время после 1066 года Вильгельм и его приспешники систематически и безжалостно обезглавили большую часть англичан, низвели их до статуса крепостных и устроили геноцид на обширных территориях севера Англии — так называемый Гарриинг Севера.

Далее в тексте сообщается, что многие англичане подчинились королю, который «уважительно принял» их, приказав им соблюдать мир. Но, продолжает он, «в западных частях» страны, которые англичане называли «Западом», «около Сабринума» (т. победил их», и которые были «так затронуты потерей свободы в своей стране», побудили их клясться в том смысле, что они «предпочли смерть или вечное изгнание» видению «чужих, господствующих над их народом».

Английский Huscarl

Мы даже знаем имена некоторых из этих дворян. Тремя наиболее важными были: Standardus, Brithniathus и Frebern. «Эти трое были героями, которых англичане на своем испорченном языке называют герлами, а на латыни мы называем их консулами или графами». Первый названный пришел из Глостера, второй — из Личфилда, третий — из Уорика. Затем были «другие высокопоставленные лица, называемые дрэнгами, которые стояли сразу после героев». «Этих, — писал лаонский монах, — мы не можем назвать английскими баронами», вероятно, потому, что они были датчанами. Был также некий Хейллок, «который был сенатором королевства» и Коулман, «святой из Константинополя», где у него «есть храм». Я вернусь к этому Коулману позже. Наконец, в тексте перечислены некоторые другие видные англичане, которые отказались подчиниться Вильгельму Бастарду. Все они носят четкие англо-саксонские имена, хотя и сильно латинизированные: Викредус, Летчетель, Семан, Сегрим, Алфем, Даннигт, Ульстон, Влфчетель, Алеуи и Леууин. Летописец сообщает нам, что все эти англичане принесли одну и ту же клятву, «видя господство норманнов как мерзость», которые наложили руку смерти на их земли и «уничтожили их насилием и пламенем».

Понимая, что в одиночку им не устоять против норманнов Вильгельма, в 1072 году англичане отправили послов к королю Дании с просьбой о помощи. Хотя имя этого датского короля не приводится в латинском тексте, упоминание года плюс явные ссылки в Ордерике Виталисе и в исландской саге года позволяют с уверенностью утверждать, что Данией правил английский король Свен Эстридсон. с 1047 по 1076 год.

После того, как Харальд Хардрада потерпел поражение и был убит в битве при Стэмфорд Бридж и Вильгельм Завоеватель завоевал Англию, Свейн обратил свое внимание на Англию, которой когда-то правил его дядя Кнуд Великий. Он объединил свои силы с Эдгаром Ателингом, последним оставшимся наследником англо-саксонского королевского дома, и послал войска для нападения на короля Вильгельма в 1069 году.. Однако после захвата Йорка Свейн принял плату от Уильяма за то, чтобы дезертировать Эдгара, который затем вернулся в изгнание в Шотландию.

Исландская сага говорит:

Вильгельм Незаконнорожденный подчинил себе всю Англию, сделал себя королем и посвятил под корону; так он стал величайшим принцем. Но при всем том его правление было очень ненавистно многим людям и вождям в Англии; и тогда английские вожди, которые не желали служить Вильгельму, отправили сообщение сыну Свена Вольфа, датскому королю, что он должен прийти в Англию с войском датчан, и они будут сражаться против Вильгельма и перейдут под власть короля Свейна. Но когда Вильгельм услышал об этих посланиях, то послал на юг (?) в Данию Годвина юного, сына Годвина, и вместе с ним известного епископа.

«Знаменитого епископа» на самом деле звали Хельсин, и он был аббатом Рэмси.

Латинский текст сообщает нам, что король Свен выразил английским посланникам свои «соболезнования» в связи со смертью короля Гарольда, который «недавно был убит норманнами». Свен пообещал, что придет им на помощь «быстро». Но это не должно было считаться с тем, что мог предложить король Вильгельм. В «Исландской саге» говорится, что посланники Вильгельма «принесли большие дары датскому королю и умоляли его уйти и не вторгаться в его владения». И за это король Свейн был возвращен из похода с войском в Англию. И так продолжалось несколько лет, когда Вильгельм посылал королю датчан дары и таким образом спас свое королевство».

Это был не первый случай, когда Вильгельм Бастард подкупил датского короля. В 1069 году, когда в Англии бушевал бунт, король Свен прибыл в Англию с большой армией. Но, перезимовав армию, они были подкуплены Вильгельмом в 1070 году и вернулись домой, потеряв большую часть своего флота во время сильного шторма в Северном море.

Англо-саксонский корабль

Исландская сага продолжается:

Когда английские вожди были уверены, что датчане не помогут им против Вильгельма – но они решили, что не будут подчиняться его правлению – тогда они оставили свои поместья и бежали из страны с большим войском.

В латинском тексте говорится, что английские вожди, «которые не хотели подчиняться королю Вильгельму», оснастили себя «кораблями и всем, что им нужно для путешествия… и вверили себя Богу». Они отправились на 235 «морских кораблях». В исландской саге о короле Эдуарде Исповеднике число кораблей равно 350.

В обоих текстах есть ряд вещей, которые беспокоят историков:

Император Алексей 1 Комнин

император в образе Алексея. Нам говорят, что англичане были в Константинополе к 1075 г., но Алексей не стал императором до апреля 1081 г. Как я уже говорил в предыдущей статье, возможно, и даже вероятно, что еще один отряд английских воинов-изгнанников прибыл в Константинополь около 1080/81, но упоминание Алексея до сих пор остается загадкой. Ответ может быть связан с тем, как и когда история первых английских изгнанных наемников в Византии достигла Англии. Я обсужу это в другой раз.

Во-вторых, было сказано, что большое «войско» покинуло Англию вскоре после 1072 года и что их было достаточно, чтобы захватить различные места во время своего путешествия. Когда они прибыли в Константинополь, некоторые говорят, что они также были достаточно сильны, чтобы поднять печенегскую осаду Константинополя, но это, кажется, сбивает с толку события, которые произошли в 1091 году. поселений за Черным морем, а для остальных вступить в Варяжскую гвардию. Таким образом, как мне кажется, их должно было быть несколько тысяч, что действительно потребовало бы 235 или 350 кораблей, как сообщают нам наши источники. Но могли ли побежденные англичане использовать такое количество кораблей через шесть или семь лет после Завоевания? А даже если и так, то как норманны Вильгельма их отпустили? Было высказано предположение, что Уильям позволил им уйти, видя в этом способ избавиться от множества мятежных и вооруженных англичан, которые, если бы они остались, все еще могли угрожать его правлению. Эту точку зрения стоит изучить подробнее, хотя нехватка источников делает вероятность окончательного ответа незначительной.

Печенеги


Размещено: Октябрь 19, 2013 в История
Метки: Анна Комнина, Византия, Английская история, Гауфред Малатерра, Норманнское завоевание, Орден Виталис, Роберт Гвискар, Варяжская гвардия, Вильгельм Завоеватель

18 октября 1081 г. великое множество английских воинов приблизилось к византийскому городу Диррахий (часто называемому Дураццо) на территории современной Албании. Они были наемниками и составляли основную часть элитной личной охраны византийского императора Алексея 1 Комнина. Это была знаменитая Варяжская гвардия. Это был день, когда они были полны решимости отомстить ненавистным норманнам, которые завоевали, опустошили и изнасиловали их страну и лишили собственности большинство их соплеменников. Норманны, с которыми они собирались сразиться, принадлежали не Вильгельму Бастарду, а другому нормандцу, Роберту Гвискару.

Варяжская гвардия

Как писал англо-нормандский монах Ордерик Виталис в начале двенадцатого века: так невыносимо и непривычно. Некоторые послали к Свену, королю Дании, и убеждали его заявить права на английское королевство, которое его предки Свен и Кнут завоевали мечом. Другие бежали в добровольное изгнание, чтобы либо обрести в изгнании свободу от норманнов, либо заручиться иностранной помощью и вернуться, чтобы вести войну мести. Некоторые из них, еще в цвете юности, путешествовали в дальние страны и мужественно предлагали свое оружие Алексию, императору Константинопольскому, человеку великой мудрости и благородства.

На самом деле большинство исторических источников и большинство историков предполагают, что первая волна английских беженцев от нормандского ига покинула Англию после поражения сопротивления Хереварда в Эли в 1072 году и прибыла в Византию примерно в 1074 году, чтобы помочь предыдущему императору. , Майкл Дукас, отразить варварскую осаду. Самое раннее византийское упоминание об их присутствии в Варяжской гвардии (которая до сих пор состояла из скандинавов и Киевской Руси) относится к 1080 году, когда «англы» числились в составе гвардии. Вполне возможно, что в 1080/1081 году английские «подкрепления» присоединились к более ранним беженцам.

После нормандского завоевания византийской Италии и сарацинской Сицилии византийский император Михаил Дука (годы правления 1071–1078) обручил своего сына с дочерью Роберта Гвискара. Когда Михаил был свергнут, Роберт воспользовался этим как предлогом для вторжения в Византийскую империю в 1081 году. Его армия осадила Диррахий…

Император Алексей прибыл со своей армией, чтобы снять осаду. Виталис продолжал:

Робер Гвискар, герцог Апулийский, ополчился против него (Алексиса) в поддержку Михаила, которого греки, возмущаясь властью сената, изгнали с императорского престола. Следовательно, английские изгнанники были тепло встречены греками и отправлены в бой против норманнских войск, которые были слишком сильны для одних греков… Это причина исхода англичан в Ионию; эмигранты и их наследники верно служили святой империи и до сих пор почитаются среди греков императором, дворянством и народом.

Когда Алексис прибыл в осажденный город, он спросил своих командиров, «хорошо ли ему рискнуть вступить в бой с Робертом». Эту информацию, как и многое другое о грядущей битве, мы знаем из Алексиада , написанной собственной дочерью Алексиса Анной Комниной.

Палеолог не согласился с этим предложением. И другие, получившие военный опыт многолетней службой, решительно противились этому. Они советовали проявлять выдержку и ставить Роберта в затруднительное положение стычками и не позволять никому из его людей выходить из своих помещений за кормом; они предложили ему послать приказ Бодину, далматинам и другим вождям соседних провинций сделать то же самое и заверили его, что таким образом Роберта легко можно победить.

Битва при Диррахии

Но, по словам Анны, «большинство младших офицеров предпочло сражение, и самыми яростными среди них были Константин Багрянородный, Никифор Синаден, Навит, предводитель варягов, и даже два сына покойного императора Романа Диогена, Льва и Никифора.

Английские варяги под предводительством Набитов стремились сразиться с норманнами.

Я не собираюсь пересказывать историю битвы при Диррахии; есть много доступных отчетов, с которыми читатели могут легко ознакомиться, если захотят. Но некоторые из докладов Анны Комнины представляют, на мой взгляд, большой интерес хотя бы потому, что неспециалистам они недоступны. Анна пишет:

В этот момент послы, посланные к Роберту, вернулись и доставили императору словесное послание последнего, в котором говорилось: «Конечно, я вышел на поле боя не против Вашего Величества, а просто для того, чтобы отомстить за несправедливость, причиненную моему родичу». по браку. Но если вы желаете мира со мной, то и я с радостью приму его, хотя только при условии, что вы будете готовы выполнить условия, указанные вам моими послами». Однако его просьбы были совершенно невыполнимы и вредны, кроме того, для Римской империи, хотя он и обещал, что если император удовлетворит его просьбы, то будет считать, что он держит и Ломбардию из своих рук, и что он окажет военную помощь, когда это потребуется. . Но его истинный план был ясен из того, что он просил так, как будто сам желал мира, но, делая невозможные и не получая их, он прибегнул бы к оружию и, таким образом, возложил бы вину за войну на римского императора.

Затем, после безрезультатного выдвижения невыполнимых требований, Роберт созвал всех графов и обратился к ним с такими словами: «Вы все знаете несправедливость, причиненную моему родственнику по браку императором Никифором Ботаниатом, и бесчестие, нанесенное моей дочери Елене изгнанием ее из из Империи с ним. Поскольку мы не могли мириться с такими вещами, мы выступили против страны Ботаниата, чтобы отомстить за эти обиды. Однако он был смещен с престола, и теперь мы имеем дело с молодым императором, который является храбрым солдатом и одаренным стратегическими знаниями далеко не по годам, и с таким человеком мы не можем легко идти на войну. Везде, где есть разделение командования, путаница возникает из-за разнообразия мнений. Поэтому необходимо, чтобы все остальные из нас подчинялись одному единственному командиру, который должен советоваться со всеми нами и не действовать по своему собственному суждению небрежно и небрежно; остальные из нас должны открыто выражать свои взгляды, но в то же время быть готовыми следовать совету избранного командующего. И вот я, один из вас, готовый повиноваться тому, кого вы согласитесь избрать». Все одобрили это предложение и объявили, что Роберт хорошо выступил, а затем единогласно присудили ему первое место. Но он изображал равнодушие и некоторое время отказывался от чести, после чего они еще больше настаивали. И, наконец, он уступил, как бы побеждённый их уговорами, хотя на самом деле он всё время этого жаждал; но, нагромождая один аргумент на другой и искусно сплетая ткань извинений, он дал понять тем, кто не проник в его намерения, что против своей воли он был вознесен на положение, которого он действительно желал. Тогда он сказал им: «Послушайте меня, графы и все остальные. Мы покинули наши страны и находимся здесь, в чужой стране, и вскоре нам придется сражаться с очень храбрым императором; хотя он только недавно принял бразды правления, но при предыдущих императорах он вышел победителем во многих войнах и привел к ним самых свирепых мятежников, как пленников своего копья, поэтому мы должны вступить в эту войну всем сердцем и душой. . И если Бог даст нам победу, мы больше не будем нуждаться в деньгах. Следовательно, мы должны сжечь весь наш багаж и снаряжение, затопить наши корабли, а затем вступить с ним в бой, как если бы мы родились в этом месте и собирались умереть здесь». На это все согласились.

Таковы, видите ли, были планы и намерения Роберта. С другой стороны, императоры были другими, более тонкими и более умными. Оба лидера, однако, держали свои войска в лагере, пока размышляли над своей стратегией и тактикой, чтобы они могли использовать свои силы с научной точки зрения…

(the) Император планировал внезапную ночную атаку с обеих сторон на укрепления Роберта. Он приказал всей туземной армии пройти через соляные копи и атаковать с тыла, и он не возражал против того, чтобы они предприняли этот более длительный переход, так как это добавило бы неожиданности их атаке. Он сам намеревался атаковать Роберта с фронта, как только убедится, что прибыли другие его войска. Роберт, однако, оставил свои палатки пустыми и, перейдя ночью мост… овладел со всем своим войском часовней, построенной давным-давно мученику Феодору. И там всю ночь стремились умилостивить Божество, а также причащались Непорочных Священных Таинств. Утром он построил свои войска в боевом порядке и стал в центре линии; крыло у моря он доверил Амикету (одному из прославленных графов, смелых в мыслях и делах), а другое — своему сыну Боэмунду, прозванному Саниском.

Роберт Гвискар и его брат Ричард

Итак, битва началась. Займемся только английской варяжской гвардией. Брат Роберта Гвискара Роджер поручил современному норманнскому монаху по имени Гофредус (Джеффри) Малатерра написать хронику подвигов норманнов в Италии в конце одиннадцатого века. Гвискар его брат. Она, как и все нормандские хроники, чрезвычайно хвалебна в отношении норманнов. О битве и участии англичан Джеффри Малатерра писал:

Англичане («англы»), которых они называют варягами, попросили императора сформировать авангард, поскольку этим людям нравится быть в первых рядах. Они начали сражение, предприняв ожесточенную атаку двумя колоннами, и поначалу обстановка для наших была очень неблагоприятной. Но один из наших эскадронов атаковал их с незащищенных флангов, и эта доблестная атака заставила их, израненных и напуганных штурмом, бежать в сторону находившейся неподалеку церкви св. Николая. Желая спасти свою жизнь, некоторые из них, даже столько, сколько могло вместиться, вошли в церковь, а другие из этого огромного множества вскарабкались на крышу, которая рухнула под их тяжестью, и таким образом швырнули их на тех, кто был внизу. В давке обе группы задохнулись. Увидев, что варяги, в которых заключалась его главная надежда на победу, полностью разбиты, а наши преследовавшие их войска решительно наступали на него, император испугался и предпочел бегство сражению.

Алексиада

В то время как Малатерра необычайно почетен в отношении храбрости «англов», его рассказ об их судьбе в разрушающейся церкви скорее вызывает подозрение в своего рода обелении. Вернее звучит описание, данное Анной Комниной:

Разделив свои силы, он (Алексей) не стал мешать варварам, начавшим нападать на лагерь Роберта, но задержал тех из них, которые несли обоюдоострые топоры на их плечи, и приказал им сбросить своих лошадей и с их предводителем, Навитом, идти рядами на небольшом расстоянии впереди регулярного войска; все это племя носило щиты. Остальное войско он разделил на фаланги и сам занял центр линии, справа и слева от себя поставил соответственно кесаря ​​Никифора Мелиссена и Пакуриана, прозванных «Великим прислугой». Пространство между собой и шедшими варварами он заполнил довольно большим количеством воинов, искусных в стрельбе из лука, которых он планировал послать вперед против Роберта, и поэтому он сказал Навитесу, что, когда эти лучники хотят внезапно выступить против франков и снова отступить, он должен немедленно дать им проход, отведя своих людей в обе стороны, а затем снова сомкнуться и двинуться в тесном порядке. Перестроив таким образом всю армию, он сам двинулся вдоль побережья, чтобы атаковать франкское войско с фронта.

Назначенные для тыла варвары, пройдя через соляные копи, вместе с гарнизоном Диррахия, открывшим свои ворота по приказу императора, напали на франкский лагерь. Когда два лидера шли друг против друга, Роберт приказал группам кавалерии беспокоить римские войска и таким образом, возможно, отвлечь часть из них. Но даже в этом император не ошибся, ибо продолжал посылать большое количество легковооруженных войск, чтобы противостоять им. Затем, после небольшой предварительной стычки с обеих сторон, поскольку Роберт неторопливо следовал за своими людьми, а расстояние между армиями было уже довольно коротким, несколько пехотинцев и кавалеристов из фаланги Амикеты бросились вперед и атаковали оконечность линии Навита. Они, однако, очень стойко сопротивлялись нападению, поэтому остальные повернулись спиной (поскольку они не все были избранными людьми), бросились в море и по шею в воде, направились к римским и венецианским кораблям и просили милостыню. их для защиты, которую они не получили.

И вот, по слухам, прямо Гаита, жена Роберта (которая ехала рядом с ним и была второй Палладой, если не Афиной), увидев убегающих воинов, свирепо посмотрела им вслед и очень сильным голосом закричала: для них на ее родном языке эквивалентны словам Гомера: «Далеко ли вы убежите? Встаньте и бросьте вас, как мужчины! «И когда она увидела, что они продолжают бежать, она схватила длинное копье и на полном скаку бросилась вслед за беглецами; Увидев это, они оправились и вернулись в бой.