Содержание
Принятие христианства на Руси – кратко
Влияние христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани.
В Киевскую Русь христианство проникло уже в первой половине X века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что о Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (ок. 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.
Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г. после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиры языческих богов, которым киевляне приносили жертвы, иногда даже человеческие. Начальная летопись рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила одного варяга-христианина и его юного сына, которого он отказался отдать в жертву ложным, языческим богам; это событие произвело большое впечатление на князя и на киевское население, и вопрос о перемене религии явно стал на очередь.
По рассказу летописи, многие религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хазарские евреи, наконец греческий «философ» проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление. Вскоре после этого Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов для испытания вер в различных странах. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах; послы с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском кафедральном храме св. Софии – «не свемы (не знаем), на небе ли семы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя». ..
Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство и вскоре крестился сам и крестил киевлян. Подробности этого великого события не вполне ясны, и мы не можем здесь касаться связанных с ним спорных вопросов. Бесспорны главные факты: поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму; крещение его (в 988 или 989 году) и женитьба его на греческой царевне Анне. Возвратившись в Киев с греческим и южнославянским (болгарским) духовенством, Владимир крестил киевлян на берегах Днепра и его притока Почайны и сделал христианство господствующей религией своего государства. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены или брошены в реку. На их местах были построены христианские церкви.
Затем Владимир «нача ставити по градам церкви и попы и люди на крещение приводити по всем градом и селом». Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра – Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников. Конечно, и по принятии христианства старые языческие верования не сразу были забыты народом, – их воспоминания и пережитки сохранялись в народе в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новыми верованиями, образовали пеструю смесь так называемого «двоеверия» – предмет постоянных обличений православного духовенства.
Памятник князю Владимиру в Севастополе
Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христианство, с его учением о любви и милосердии, производило глубокую нравственную перемену. Перемена эта прежде всего сказалась в самом княжеском роде, точнее в лучших его представителях. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, совершенно переродился после крещения. По рассказу летописи, он не только любил и угощал дружину свою (устраивая для нее свои знаменитые пиры), но глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и благотворительности в отношении всех нуждающихся в помощи; он раздавал бедным обильную милостыню из княжеской казны. Князь жил, по рассказу летописца, «в страхе Божий» и до того проникся чувством гуманности, что не решался даже казнить разбойников, и на вопрос епископов, почему он не казнит их, ответил: «Боюся греха».
Можно, конечно, думать, что летописец идеализирует образ Просветителя Руси, однако должно принять во внимание, что и в памяти народной Владимир остался щедрым и ласковым князем, тем Владимиром Красное Солнышко, которого воспевают и прославляют многочисленные русские былины.
Начало стремительного развития Руси. Тема «Киевская Русь на рубеже Х-ХI вв. Принятие христианства». 6-й класс – Учительская газета
Цели: 1. Показать роль Великого князя Владимира в истории нашей Родины. 2. Познакомить учащихся с обороной Руси от печенегов. 3. Способствовать формированию умений извлекать знания из исторических источников и развивать аналитическое мышление.
. о язычниках о христианствеВизантия поддерживала предстоящее крещение Руси. Поскольку православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь, естественно, становилась вассалом Византии. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. и связанное с этим заимствование византийской культуры вовсе не должны были лишить Русь самостоятельности. По мысли князя, Русь должна была превратиться в дружественное Византии, но суверенное государство, которое оказывало бы ей при необходимости военную поддержку. Судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира.1. Руси происходит по «киевскому» варианту.
Увидели греки в заливе суда,У стен уж дружина толпится…«Настала, как есть, христианам беда,Приехал Владимир креститься!»
Проблемный вопрос
Актуален ли в настоящее время вопрос о роли личности Великого князя Владимира в принятии христианства?
Новые термины: пантеон, двоеверие, православие, католицизм.
Оборудование урока
1. Карта «Киевская Русь в IХ – начале ХII в.».
2. Стенд с иллюстрациями к библейским притчам.
3. Выставка дополнительной литературы по истории Отечества.
Ход урока
Повторение
Беседа по вопросам:
1) Что означает слово «полюдье»?
2) В каком году князь Олег выступил в поход на Киев?
3) С чьим именем связывал Нестор основание государства?
4) С кем воевал киевский князь Аскольд?
5) В чем причины убийства древлянами киевского князя Игоря?
6) Какие государства подчинил себе Святослав?
7) Какую проблему не решил Святослав?
8) В каком году погиб князь Святослав?
9) Почему после смерти князя Олега союз славянских племен распался?
Вывод: Государство Киевская Русь в годы правления Святослава расширяло свои границы, но эти завоевания были непрочны, так как Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси и пренебрегал обороной ее от кочевников.
Объяснение нового материала
Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие времена, необходимо вспомнить основные события тех лет.
Междуусобная борьба братьев после смерти Святослава привела в 980 году к власти его сына Владимира.
Историческая справка
В живописном Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х века некий Малко Любечанин. Его дочь Малуша была ключницей княгини Ольги, а о сыне Добрыне осталась такая память, что он при княжеском дворе был конюхом, но потом стал уже не слугой, а придворным – он «стольничал и чашничал девять лет».
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир, которого долго потом корили его происхождением, называя «робичичем», «холопищем». Если бы не особая удача, то сын ключницы мог бы затеряться в толпе «отроков» и слуг при княжеском дворе. Но его дядя Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя Ярополк и Олег отказались ехать в далекую северную факторию Руси – Новгород, и предложил послать туда своего племянника. Так юный робичич Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень.
Когда между его братьями после трагической гибели Святослава вспыхнула усобица, разжигаемая варягом Свенельдом, и Олег Древлянский был убит, Добрыня и Владимир двинулись походом на Киев.
Ярополк был убит во дворце двумя варягами из войска Владимира, и сын рабыни стал Великим князем киевским, а Добрыня – воеводой, вершившим дела Руси.
Первым государственным делом Владимира стало изгнание из Киева варягов-наемников.
Каково было наследство, доставшееся Владимиру от его предшественников? Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения военной силы. Чтобы укрепить это объединение, молодой князь принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управление своей державой на многие месяцы (как во время военных походов). Во-вторых, он постарался идейно «связать» славянские племена с помощью общей для всех религии. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства: в современных Владимиру королевствах монархи в основном управляли своими странами из столиц. Обосновавшись в Киеве, Владимир приступил к строительству оборонительных сооружений на востоке от него, подтверждая тем самым, что собирается пребывать в столице постоянно и защищать ее от кочевников.
Объяснение нового материала.
Борьба с печенегами стала в Х веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям и открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц конного пути» – от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества.
По данным летописей, печенеги впервые появились в южнорусских степях в 915 году. Этот кочевой народ, обитавший между Волгой и Уралом, пробился через землю хазар и устремился против мадьяр, живших тогда у Волги.
Следом за снявшимися с места мадьярами печенеги прошли на Дунай, оттеснив их в среднее его течение. Печенежская орда состояла из восьми колен, представители одной половины которых между Дунаем и Днепром, а другой – между Днепром и Доном.
Со времени княжения Игоря Киев и печенеги, стоявшие на великом пути в Русское (Черное) море, вели войны, заключали договоры и союзы. В ХI в. другой кочевой народ – половцы подчинили себе печенегов, и те, постепенно переходя к оседлости, стали тяготеть к Киеву, наниматься к нему на службу. Основные их поселения находились на берегах реки Роси. Во второй половине ХI века они превратились в вассалов Руси, обязываясь охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей. Оседлых печенегов на Руси называли не только тюрками, но и берендеями или черными клобуками (черными шапками).
Оборона Руси от печенегов
Теперь же, после создания оборонительных линий, печенегам приходилось преодолевать четыре барьера. Первым был барьер на реке Суле, которая в течение 200 лет была границей между Русью и кочевниками. Если печенеги преодолевали этот рубеж, они встречались с новым заслоном по Трубежу, на котором стоял город Переяславль. После этого рубежа перед кочевками открывались пути на Чернигов и Киев. На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витигеве, а сигнал из него увидят в самом Киеве. Гонцам пришлось бы скакать до столицы 2 дня, а при помощи таких огней киевский князь через несколько минут уже знал, что враг у границ Руси.
Язычники в Киеве
Вторую проблему – объединения союзных племен – Владимир поначалу пытался решить путем «уравнения в правах» всех основных языческих богов.
Историческая справка о язычниках
Любой приехавший издалека мог видеть, что в столице почитаются не только свои киевские боги, но и бог его племени. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов во главе с главным богом Перуном. Рядом с ним стоят еще пять идолов: Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симарга и Мокошь. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены основные элементы древней картины мира славян – небо, земля, солнце. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. В этом случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер. Эти меры Владимира укрепляли древнерусское государство.
Но вскоре выяснилось, что дорога, по которой он столь успешно продвигался вперед, вела в тупик. Тому были две серьезные причины. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала традиционный образ жизни. Она была уместна для патриархального строя и серьезно тормозила развитие феодальных отношений. Нужны были новые обычаи, право, хозяйственные отношения. Вторая причина заключалась в том, что Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не заимствовав у них ремесел, науки и культуры. Все это можно было взять в Византии.
Натиск печенегов был остановлен с помощью оборонительной линии. Великий князь Владимир сделал попытку объединить славянские племена. Язычество тормозило развитие социально-экономических отношений.
Выбор веры
Почему Византия? Решая, какую из стран взять за образец, Владимир мог ориентироваться и на мусульманский Восток, и на католический Запад. Предпочтение было отдано православной Византии. В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же мере – государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения. Родственная Руси Болгария уже была обращена в христианство за 100 лет до Руси. Этому способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. На решение Владимира принять христианство из Византии повлияло и то, что в православии проповедь могла звучать на родном языке. Таким образом, византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и одновременно решал задачу объединения племен.
Историческая справка о христианстве
Христианство возникло в Палестине в I веке н. э. как одна из многочисленных религиозных сект. Своим распространением оно обязано еврейской общине, расселенной по всей Римской империи. Именно поэтому христианство, в отличие от других религиозных систем, приобрело большое число приверженцев. Этому также способствовала ориентация христианства на личность человека, его душевные потребности. Первые приверженцы христианства жестоко преследовались официальными властями.
Однако постепенно из религии униженных и угнетенных оно превратилось в государственную религию Римской империи. В конце IV века было запрещено почитание древних языческих богов. Постепенно христианство стало распространяться и за пределы Римской империи. Римский епископ стал главой всех христиан и получил титул папы. Так христианство обрело не только статус государственной религии, но и начало укреплять свои позиции созданием мощной организации, массовым обучением священнослужителей.
Само христианство представляет собой сложный комплекс представлений, обрядов, символов. Так, образ Троицы заключает в себе триединство Бога. Иисус Христос имеет двойную природу – божественную и человеческую одновременно и предстает в окружении многочисленных ангелов и святых. Все они являются творениями Бога и исполнителями его воли.
Крещение
Византия поддерживала предстоящее крещение Руси. Поскольку православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь, естественно, становилась вассалом Византии. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры вовсе не должны были лишить Русь самостоятельности. По мысли князя, Русь должна была превратиться в дружественное Византии, но суверенное государство, которое оказывало бы ей при необходимости военную поддержку. Судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира.
В 987 г. к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся военачальник Фока и объявил себя императором. В безвыходном положении Константин II просит Владимира о помощи. Тот согласился, но выдвинул жесткие условия:
1. Крещение Руси происходит по «киевскому» варианту.
2. Владимир получает в жены сестру императора и тем самым роднится с ним и встает в один ряд с верховными правителями Европы.
Владимир одержал важную дипломатическую победу. 6-тысячное киевское войско помогло разбить Фоку, и Василий II остался на престоле.
Император нарушил свое слово: приезд сестры в Киев задерживался. Владимир начал действовать решительно: осадил Корсунь, важный опорный пункт Византии на Черном море. Князь грозился перенести военные действия на территорию Византии. Василий II вынужден был капитулировать, и в 988 г. Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем стал распространять православие и в других русских городах.
Древнерусское войско, разбив византийцев, заставило их согласиться на выгодные для Руси условия принятия христианства. Переход от язычества к православию следует считать прогрессивным процессом. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что давало ей важные дипломатические преимущества.
Естествен вопрос: как шло распространение христианства? Не встречал ли этот процесс сопротивления? Внешнего насильственного напора страна не испытывала. Население было знакомо с христианством: уже многие годы в древнерусских городах существовали христианские общины, появившиеся еще во времена княгини Ольги. Как и при всяком кардинальном преобразовании, новое наталкивалось на сопротивление старого, отжившего. Кто терял все при новой вере, так это языческие жрецы. В этих условиях жрецы прибегали к двум разным тактическим приемам: 1) «уход в подполье», т.е. продолжали служение идолам; 2) открытое сопротивление реформам Владимира.
Реакция Владимира была различной. На «подпольных» языческих жрецов почти не обращали внимания, им не мешали, ведь они не представляли опасности для главного – феодальной реформы. В этом один из корней так называемого двоеверия. Владимир считал, что в результате деятельности христианского духовенства язычество постепенно отомрет. Иной была реакция на сопротивление христианизации. Здесь Владимир проявлял твердость, безжалостность и при необходимости применял военную силу. Однако для нас важно, что «огнем и мечом» вводилась не просто новая религия, а создавалось централизованное государство. Процесс христианизации протекал постепенно и в основном занял приблизительно 100 лет.
Историческое значение
Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Это показывает, сколь своевременна была реформа. То, что произошло в конце Х века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформами Петра I. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми государствами Европы.
Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивались каменная архитектура, живопись, фресковая роспись, были заимствованы многие ремесла. Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было возникновение славянской письменности. Государство Русь к рубежу Х-ХI вв. стало одним из крупнейших и могущественных в Европе. Киевские князья породнились со всеми европейскими монархами.
Вопросы для закрепления
1) Какие реформы провел Владимир, чтобы укрепить княжескую власть?
2) Из скольких рубежей состояла оборонительная линия?
3) Что использовали славяне для быстрого сообщения о врагах?
Рустам АЗИЗОВ, учитель истории и обществознания, Саранск
Дипломатический спектр — 1030 лет со дня принятия христианства Киевской Русью
26 июля года Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Болгарии – Его Превосходительство д-р Николай Балтажи и его супруга госпожа Пенка Балтажи устроил прием в посольстве.
Поводом стало 1030 годовщина принятия христианства Киевской Русью и завершения дипломатической миссии посла.
Вечер начался с выступления камерного хора Болгарской академии наук под управлением д-ра Марии Вылчановой, который исполнил «Вдохнови, Боже, мою молитву» украинского композитора религиозной музыки Владимира Вайнера.
Затем посол произнес речь на чудесном болгарском языке:
«1030 лет назад Святой Великий Князь Владимир, Равноапостольный принял христианство в Киевской Руси. Этим роковым выбором великий Князь Церкви поставил звук основы украинского государства.С величественного пьедестала он как бы благословлял древние киевские холмы, на которые ступила нога апостола Андрея.Он благословлял всю Русь-Украину, которая стоит веками — более тысячи лет после обращение Владимира, и будет стоять вечно!
Как мудрый и дальновидный государственный деятель, Владимир почувствовал мощный потенциал христианства. Он действительно был великим реформатором, который своей сильной рукой повел Украину на Запад и привнес на эту землю западную культуру.
Мы получили пламя благодатного огня из Константинополя, откуда пришли первые епископы и священники. Вера Христова пришла в Киев на берегах Днепра, из Константинополя, а затем распространилась на другие восточнославянские территории и соседние народы.
Константинопольская церковь была, есть и будет той Церковью-Матерью, к которой мы обращались и будем обращаться, когда потребуется помощь, даже для преодоления разделения, которое сейчас является большой болью для православных украинцев.
Православная Церковь в Украине нуждается в срочном внимании со стороны Вселенского престола Константинополя. Он единственный, кто может помочь православным Украины объединиться и урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового Православия.
Этот вопрос касается не только религии, но и геополитической и национальной безопасности. Это вопрос единства украинской нации. Независимое украинское государство имеет право на единую поместную автокефальную церковь, а границы церкви должны проходить за государством.
Надеемся на поддержку Болгарской Православной Церкви, прошедшей свой тернистый путь преодоления разделения. Мы знаем очень хорошие исторические примеры плодотворного сотрудничества наших церквей. Самым ярким из них, пожалуй, является поклонение на гостеприимной украинской земле выдающихся болгарских клириков — митрополитов Киприана и Григория Цамблака.
Четыре с половиной года назад Москва начала войну против Киева. А вещи надо называть своими именами. Сам Спаситель учит, что есть четкая грань между правдой и ложью: «…ваши слова должны быть: да есть да и нет есть нет».
Несмотря на международную поддержку нашей борьбы, мы знаем, что победа зависит от нас. И главное духовное оружие нашей победы – это наше единство.
Мой мандат Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Республике Болгарии по времени совпал с крайне тяжелыми вызовами для Украины и украинского народа. Уже в 6 -го сентября 1918 года, то есть почти 100 лет назад, в Софии король Фердинанд в верительных грамотах посла Украинской Народной Республики Александр Шульгин констатировал: «Вместе с цивилизованным миром мы восхищаемся тем небесным полетом, которым украинский народ , в тяжелейших условиях создала свое независимое государство. Действительно, впереди вас ждет дорога с множеством трудностей, дорога, которую мы прошли тоже не очень легко, но благодаря культуре и патриотизму вашего народа, я уверен, что Украина скоро станет развитой и сильной страной».
Я горжусь тем, что у меня была уникальная возможность быть здесь, в Болгарии, как и мой великий земляк, посол Шульгин, который был министром иностранных дел Украинской Народной Республики, быть представителем гордого украинского народа, вынужденного сто лет спустя, в начале своего двадцать первого века, снова бороться за независимость и свободу. Горжусь тем, что мне выпала возможность достойно продолжить традиции славной украинской дипломатии.
Я безумно благодарна всем вам, дорогие друзья, за поддержку, которую я чувствовала все это время. Мы приложили немало усилий для укрепления дружественных отношений между нашими странами и народами – восстановили полноценный политический диалог, подняли отраслевое и межрегиональное сотрудничество в разных сферах, укрепили связи между украинцами и болгарами, осуществили ряд гуманитарных , культурно-просветительские проекты – от дней культуры и кино до реабилитации раненых украинских воинов и детей, пострадавших в результате военной агрессии со стороны соседнего государства. Всего этого не было бы без вашего сотрудничества и вашей поддержки. Мы также наслаждались успехом председательства Болгарии в Совете ЕС.
Особая благодарность моим землякам — украинцам в Болгарии и болгарским волонтерам за твердую поддержку территориальной целостности Украины, осуждение незаконной оккупации Крыма, а также почетным консулам и консульствам Украины в Русе, Пловдив и Бургас.
Не могу не сказать слова благодарности и своим коллегам — дипломатам и сотрудникам посольства; изначально мы были «обречены» на эффективную работу в команде. Было бы несправедливо не упомянуть вклад двух моих коллег, которых, к сожалению, уже нет среди нас.
Искренне благодарю наших спонсоров — компании «РУА-групп», «Софарма», «Ломско пиво», «Маджаров», винзаводы «Левент», «Вилла-Мельник», «Голден Рожен», «Асеновград», Первомай и многие другие.
Вчера в уютном ресторане в Софии за чашечкой кофе я получил бумажку с надписью «Вас ждет путешествие», с которой трудно не согласиться. Хотя правильнее было бы сказать «Вы собираетесь уходить».
Уезжаем с женой Пенкой замечательную и дружную Болгарию — историческую родину наших предков, колыбелью которой являются живописные города Твардица и Кортен, с поднятой головой и чувством успешно выполненной непростой миссии, которая будет продолжил мой преемник. А мы возвращаемся в нашу любимую Украину и любимый Киев, чтобы снова встретиться с вами, дорогие друзья. Для нас, как любят говорить дипломаты, это была большая честь, радость и удовольствие. Мы будем скучать по вам, как будем скучать по Софии и горе Витоша, зеленым болгарским горам, культурным достопримечательностям и многому другому. Но жизнь продолжается и это прекрасно. Быть здоровым!
Слава Украине! Да здравствует Болгария!»
С болгарской стороны выступил заместитель министра иностранных дел г-н Юрий Стерк. А от имени дипломатического корпуса в нашей стране выступил его дуайен – Его Превосходительство д-р Ахмед Аль Мадбух Чрезвычайный и Полномочный представитель Государства Палестина
Наконец, Его Превосходительство д-р Николай Балтажи взбудоражил всех, исполнив свою любимую болгарскую песню Эмиля Димитрова «Если бы ты дал другого»
Фотографии предоставлены Посольством Украины в Республика Болгария
Константинополь и Москва: две церкви, одна вера и Иоанн Мейендорф — Блог
Дата публикации
26. 02.16 8:30
Историки все чаще связывают истоки глобального господства современного Запада с превосходством западноевропейцев в технологиях и военном деле. Действительно, в случае западных христианских государств, подобно исламским государствам Ближнего Востока, распространение их власти и культуры было прямым результатом военной мощи и насильственной, насильственной экспансии. Например, точно так же, как распространение веры и цивилизации арабов-мусульман в Старом Свете напрямую связано с вторжением и завоеванием чужих земель и народов в Средние века, распространение западной власти, культуры и христианства в Новом Свете, а затем большую часть Африки и Азии сопровождались жестокой колонизацией, порабощением и эксплуатацией чужих народов и земель в течение последних столетий.
В одной из самых значительных и устойчивых книг о распространении православия как веры и цивилизации, Византия и возвышение России , написанной покойным Иоанном Мейендорфом, нам представлен исторический опыт, который стоит в суровой отличие от исламских и западных примеров культурной диффузии. Сегодня на совокупных «исторических землях» России проживает большинство из 300 миллионов православных христиан мира. Можно утверждать, что русское общество своей верой, большей частью своей культуры и, возможно, даже своим ранним выживанием обязано Византии и ее цивилизации. Однако византийская цивилизация и православие пришли к русским не путем завоевания и подчинения.
Именно потому, что византийско-русский исторический феномен проливает свет на различия между различными моделями цивилизационной экспансии, исследование Мейендорфа важно для оценки того, как культура и религия общества помогают формировать его взаимодействие с другими народами. Учитывая очевидное отношение к этим более широким аспектам всемирной истории, книга Мейендорфа остается, прежде всего, основополагающим вкладом как в русскую, так и в византийскую науку. Действительно, впервые опубликовано в 1981 издательства Кембриджского университета, Византия и возвышение России: исследование византийско-русских отношений в четырнадцатом веке общепризнано как исчерпывающая работа по этому вопросу.
Иоанн Мейендорф был одним из самых уважаемых и плодовитых авторитетов в мире по Православию и Византии. Со времени своей первой публикации в 1949 году и до своей смерти в 1992 году он написал более 30 книг и около 285 статей. Он родился во Франции в 1926 году в семье царских русских эмигрантов и происходил из прибалтийской аристократии (среди которых он был известен как Иван Феофилович барон фон Мейендорф), он вырос недалеко от Парижа и посещал французские школы. Мейендорф закончил религиоведение в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже в 1949 лет и получил докторскую степень в Сорбонне в 1958 году. Посвященный в православные священники, отец Мейендорф иммигрировал в Соединенные Штаты в 1959 году, чтобы занять должность профессора церковной истории и патристики в Свято-Владимирской православной богословской семинарии в Крествуде, Нью-Йорк. В дополнение к своей должности в Свято-Владимирской семинарии, с 1967 года он занимал совместную должность по византийской истории в Фордемском университете. Он также долгое время был связан с Центром византийских исследований Гарвардского университета в Думбартон-Оукс в Вашингтоне, округ Колумбия, и играл очень активную роль в интеллектуальной жизни. И профессиональный историк, и теолог, Джон Мейендорф рассматривал две свои области как взаимосвязанные, создавая корпус работ, который был столь же оригинальным и выдающимся, сколь и огромным.
В Византия и возвышение России Джон Мейендорф утверждает, что средневековые греки благодаря своей христианской цивилизации сыграли решающую роль в формировании культуры, формальных институтов и, в конечном счете, политической жизни ранней России. География и экономика Причерноморья делали неизбежными контакты между русскими и греками. Из столицы своего княжества в Киеве ранние русские/украинские/белорусские народы – «русы» – господствовали над тем, что сейчас является большей частью европейской части России, а также в Белоруссии и Украине. Подобно другим народам, возжелавшим несравненного богатства и величия Византии, языческая «Русь» не раз нападала на империю и на сам Константинополь. Однако со временем конфликт утих и постепенно уступил место дружбе, поскольку яркий, созидательный и манящий мир Византии вовлекал Россию в общее цивилизационное пространство, расходящееся от Константинополя — культурную сферу, которую часто называют Византийским Содружеством.
Об этом явлении Мейендорф писал, что «Новый Рим» на Босфоре был бесспорным центром цивилизованного христианского мира. С населением почти в миллион человек, с его императорскими дворцами и ипподромом и, прежде всего, с его «Великой церковью» Святой Софии — безусловно, самым большим и величественным зданием средневекового мира — Византия упражнялась со всеми славянскими «варварами». обаяние, с которым не мог соперничать ни один христианский центр Запада. Таким образом, она смогла завоевать их верность не только силой оружия, но и тем, что заставила их признать превосходство своей христианской цивилизации».
Место России в византийском миропорядке было закреплено принятием страной православного христианства. Киевская княгиня Ольга, гостившая у императора Константина VII, лично приняла христианство во время посещения Константинополя в 957 году. Ее примеру последовал внук Ольги Владимир. Более того, князь Владимир не только сам принял крещение, но и продвигал православие как государственную религию России, тем самым положив начало официальной христианизации страны в 988 году. Для византийцев «крещение русских» означало их включение в общехристианскую структуру, объединенную через имперское верховенство Константинополя. Действительно, последующая культурная и религиозная зависимость России от Константинополя, казалось, подтвердила центральную роль и цель империи и императора на «христианской обитаемой земле», понимаемой как ойкумене .
Мейендорф утверждает, что «со времени принятия христианства государственной религией Киевского княжества влияние византийской цивилизации на Россию стало определяющим фактором русской цивилизации». В связи с этим автор предлагает саму степень византийского влияния на Россию понимать с учетом трех основных, существенных элементов, которые в совокупности определяли характер и жизнь византийского общества и цивилизации: римская политическая традиция; греческий язык и культура; и Православная христианская церковь и вера.
Очевидно, что связи между Константинополем и Киевом, существовавшие до 988 г., приобрели совершенно новое значение, когда Россия приняла от Византии религию греков, их церковную иерархию, их литературу в переводах и их искусство. В этой области Мейендорф проясняет жизненно важные контрасты между религиозным обращением западногерманских народов Римом и принятием православного христианства русскими и другими славянами через евангелизирующий Константинополь. В то время как Византия принимала культурный и языковой плюрализм как реальность XIX в.0057 oikoumene , все более авторитарные и централизующие тенденции папства не оставили возможности для развития местных литературных языков и соответствующих стилей искусства на Западе.
Действительно, в то время как папство настаивало на языковом и культурном единообразии и подчинении строгой латинской модели на Западе, христиане на православном Востоке могли свободно поклоняться и выражать себя на своих собственных литературных языках и творческих способах выражения. Короче говоря, византийское культурное и религиозное влияние, каким бы решающим оно ни было, не равносильно господству. Приведем лишь один пример. Мейендорф отмечает, что, как «верные ученики греков», русские, принимая православие, «принимали как должное его учения и каноны, но они также узнали от греков, что учения могут быть выражены в литургической красоты, в музыке, в изобразительном искусстве и в образцах аскетического поведения. Те аспекты христианства, которые они любили больше всего и очень рано развили по-своему».
В области политической мысли Мейендорф отмечает, что от Древнего Рима Византия унаследовала идеал и цель универсальной империи, которая заменит конфликты между народами и установит мир во всем мире. Поскольку эта имперская цель была слита с христианским стремлением к вселенскому царству Христа, византийцы смогли провести различие между своей империей, хотя и христианской, и действительным Царством Божиим. Из этого мировоззрения византийцы создали утонченную космополитическую теорию церкви и государства, или симфония . Один из основополагающих принципов -й симфонии гласил, что «первая обязанность императора состояла в защите и убежище Церкви, которая одна только могла придать легитимность его имперским притязаниям и реальность его обязанностям как пропагандиста апостольской веры и хранительница христианской истины в жизни человеческого общества».
Поскольку Церковь была вселенской, империя и император — доверенные, как и последний, с защитой oikoumene — были в принципе одинаково универсальны. Следовательно, даже в христианских странах, где император не осуществлял прямой имперской власти, понималось, что такие области или государства принимают принцип универсальной христианской империи и остаются в этой системе через Византийское Содружество или цивилизационное пространство.
Это признание универсальности христианской Римской империи и имперского превосходства Константинополя не ставило под угрозу автономию или независимость христианских государств вне империи. Наоборот, он помог установить легитимность таких государств, формализовав их отношения с признанным имперским и цивилизационным центром Константинополем. Именно эта модель, по сути, характеризовала и отношения между Византией и христианским Западом, по крайней мере, до начала папских претензий на церковное главенство в IX веке.
Последствия этой идеологии были монументальными для византийско-русских отношений. Если идеальный принцип всемирной христианской империи имел какое-то практическое значение, то он осуществлялся прежде всего через Православную Церковь. Ведь именно потому, что Россия никогда не была частью Византийской империи, «принятие ею византийского политического мировоззрения и культурного лидерства Константинополя представляет собой величайшее из всех духовных завоеваний Византийской империи. Это завоевание настолько необычайно, что оно никогда не влекло за собой прямой политической зависимости и поэтому было совершено почти исключительно церковью».
Несмотря на объединяющие порывы византийского мировоззрения, сама Россия вскоре была разорвана длинной чередой гражданских войн и борьбы за власть. Начиная с середины XI века большое, единое, высокоразвитое государство «Русь» — Великое княжество Киевское — в течение следующих почти двух столетий распалось не менее чем на 64 княжества. Сильно разделенные, русские земли были быстро захвачены и завоеваны монголами, которые разрушили Киев в 1240 году. Хотя многие русские княжества остались нетронутыми, они были превращены в мелкие вассальные государства, унизительно принужденные платить дань и предоставлять военные и другие ресурсы монголы. Политическая свобода россиян подошла к концу. Это условие продлится до тех пор, пока вассальное Московское княжество не сменит свою политику с сотрудничества на сопротивление и не возглавит успешную освободительную кампанию против монголов в 1380 г.
Мейендорф рассматривает XIV век как решающий период критической роли Византии в развитии России. Несмотря на политическую и военную слабость Византии четырнадцатого века, энергия православной церкви и греческой культуры, как это ни парадоксально, возобладала. Действительно, на протяжении всего периода монгольского владычества над «Русью», как до, так и некоторое время после этого, Византия оказывала на Русь непрерывное культурное и духовное влияние. Более того, поскольку Митрополит всея Руси — глава Русской Православной Церкви — оставался назначаемым византийского императора и Константинопольского патриарха, влияние империи в России было прямым и значительным. По иронии судьбы, способность Византии влиять на события в русских землях, в основном посредством церковной дипломатии, значительно расширилась в период монгольского владычества.
Острое политическое разделение страны и подчинение ее иностранному правлению оставили Россию без каких-либо объединяющих институтов, кроме Православной церкви. Следовательно, Церковь с ее широкой административной сетью и соответствующей сетью культурных, общинных, региональных и «национальных» структур стала всеобъемлющей и незаменимой для выживания и возможного возрождения русских. Православная Церковь хранила память о единой свободной России и выступала за ее восстановление в составе Христианского Содружества. Через Церковь — главное средство связи Византии с Россией и влияния на нее — русские получили весть о том, что в культурном, политическом и религиозном отношении они являются частью более широкого вселенского сообщества.
Иоанн Мейендорф дает понять, что после монгольского периода владычества политическое объединение русских в консолидированное государство под руководством Москвы не могло бы произойти, как это произошло, без прямого влияния Православной церкви, а потому косвенного, но решающего , роль Византии. Очевидно, что триумф Москвы в процессе национальной интеграции России нельзя объяснить только одним фактором. Тем не менее, возможный перенос офиса митрополита всея Руси в Москву после разрушения Киева, что привело к последующей ассоциации Православной церкви с этим новым напористым княжеством в географическом центре страны, занимает видное место как решающее, если не самое важное. важная составляющая в объединении России и подъеме под Москвой.
Джон Мейендорф признает, что к пятнадцатому и шестнадцатому векам западные идеи сделали византийскую политическую философию все более устаревшей для многих россиян. Действительно, уже в четырнадцатом веке московские князья, хотя и были готовы ссылаться на византийские принципы и образы, когда это соответствовало их интересам, на самом деле были вовлечены в явно западный, неуниверсалистский проект построения прото-национального государства. В дополнение к этой цели Москве удалось добиться от Константинополя возведения исторической митрополии России в автокефальный патриархат в 1589 году..
Тем не менее, несмотря на то, что Византия пала в 1453 году и Константинопольский Патриархат попал в плен к Османской империи, Московский и всея Руси Патриархат — даже с его статусом единственного православного патриархата, свободного от мусульманской оккупации, а также в конечном итоге самая густонаселенная патриархальная юрисдикция — никогда не стремилась претендовать на первенство над Константинополем. Статус Вселенского Константинопольского Патриархата как первого среди равных был в России однозначным. Действительно, это был самоочевидный принцип, который даже амбициозные имперские цари России не оспаривали и не подвергали сомнению. Наоборот, и русские цари, и патриархи всегда признавали экуменизм и духовную эгиду Константинопольского Патриарха в православном мире. Понятно, что, несмотря на победу западных идей в современном государственном становлении страны, византийское понимание и православная церковная традиция продолжали чтиться как Церковью, так и государством как в Московской, так и в царской России.
«Это намеренное идеологическое самоограничение россиян можно объяснить самыми разными соображениями. Это никоим образом не помешало впечатляющему росту Российской империи как национального государства. Но именно из-за этого национального характера Московского царства какое-то глубинное сознание постоянно напоминало его вождям, что византийская политическая идеология исключала право какой-либо нации, как нации, монополизировать руководство всемирной православной христианской Речи Посполитой». Несмотря на большие перемены в политических и международных условиях, этот догмат Православной Церкви и заповедь византийской христианской цивилизации сегодня так же актуален для уважения особой связи между Константинополем и Москвой, как и более тысячи лет назад. В этом отношении нынешняя церковная поза и позиция Московского Патриархата, политика, несомненно скоординированная и, вероятно, навязанная геополитическими архитекторами постсоветского Российского государства, представляет собой драматический разрыв с исторической традицией и церковной реальностью глобального мира.