Хозяйственный застой в ссср кратко: Проявления «застоя» в общественно-политической жизни. Диссидентское движение

Донбасс в эпоху «застоя


Тема: «Донбасс в эпоху «застоя»

Цель урока: Изучить особенности развития Донбасса в эпоху «застоя».

Задачи:

  • Обобщить знания по историческому периоду «развитого социализма» на территории Донбасса.

  • Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, с терминами, анализировать их и делать выводы.

  • Способствовать воспитанию бережного отношения и уважения к истории Отечества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: История России. 10 класс. М. Горинов, А. А. Данилов, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы и цели урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Повторение изученного материала по теме «Период «оттепели» в СССР» (раздаточный тестовый материал, вопросы из ГИА прошлых учебных лет).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Внешняя политика Советского государства в 1960 – начале 1980-х гг. обеспечивала гарантии мира, безопасности и сотрудничества в международных отношениях

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:


Аргументы в подтверждение:

1) . ..

2) …


Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

  1. Объяснение нового материала.

1. Особенности промышленного развития Донецкого региона в середине 60-х-начале 80-х годов

В 1965-первой половине 1970-х гг. пришедшее к власти новое руководство СССР во главе с Л.И. Брежневым предприняло попытку реформ в сельском хозяйстве и промышленности, получивших название «косыгинских». Начало «косыгинских» реформ связывают с решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». В рамках принятых решений в СССР были ликвидированы совнархозы и промышленность снова была переведена на отраслевой принцип управления через министерства и ведомства. Вместе с тем сокращалось число производственных показателей, значения которых предприятиям спускались «сверху» и предприятия получили большую хозяйственную самостоятельность (право самостоятельно решать вопросы производственно-хозяйственной деятельности, устанавливать численность работников и среднюю заработную плату, вводить наиболее рациональную структуру управления предприятием, использовать часть прибыли на материальное поощрение работников, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство).

В Донбассе реформирование промышленного сектора проходило постепенно, после того как провели «испытание» новой системы планирования на Центральной обогатительной фабрике треста «Луганскобогащение». Убедившись в эффективности новых предложений, на «косыгинскую» экономическую систему стали переводить и остальные предприятия. В 1969 г. на новые формы

хозяйствования перешли комбинаты «Донецкуголь», «Артемуголь», «Ворошиловградуголь», «Донбассантрацит» и другие. В регионе продолжались работы по обновлению шахтного фонда, строились новые и реконструировались уже действующие шахты. В 70-е годы были введены в эксплуатацию такие большие шахты, как «Южнодонбасская» № 1, им. Скочинского, «Ясиновка-Глубокая», «Ждановка-Капитальная», самая большая в УССР шахта «Красноармейская-Капитальная». В целом, в течение 1971-1975 гг. было введено в действие производственных мощностей по добыче угля ежегодно.

Для повышения производительности труда в эти годы, помимо широкого внедрения новых технологий, активно популяризировался опыт передовиков производства. Наиболее известен в то время в шахтерской среде был бригадир проходческой бригады шахты № 5-бис «Трудовская» треста «Петровскуголь» Иван Иванович Стрельченко, бригада которого ежедневно добывала не меньше 1000 тонн угля.

В середине 60-х-начале 80-х гг. ХХ века в Донбассе продолжала наращивать свои мощности электроэнергетика. В 1966-1970 гг. закончилось строительство крупнейших в Европе Старобешевской и Ворошиловградской ГРЭС.

В 1972 г. был введен в эксплуатацию первый энергоблок Углегорской ГРЭС, самой мощной на тот период тепловой электростанции Европы. В эти же годы возрождается Зуевская электростанция (ТЭЦ), ставшая научно-технической лабораторией Всесоюзного теплотехничекого института им. Ф.Э.Дзержинского. Основным направлением развития электроэнергетики Донецкого края становится введение в эксплуатацию новых линий электропередач и крупных энергетических блоков. К началу 1980-х гг. крупнейшим энергетическим объединением всего СССР становится система «Донбассэнерго», объединившая 11 тепловых электростанций и поставляющая промышленный ток предприятиям Донбасса и другим регионам СССР.

В машиностроении наращивали выпуск своей продукции такие флагманы отрасли, как Дружковский, Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные заводы. Машины и оборудование с маркой указанных гигантов отправлялись в более чем 54 страны мира, среди которых Германия, Франция, Индия, Япония, Канада.

В 1976 г. Ждановский завод тяжелого машиностроения становится в СССР основным поставщиком роторных комплексов для добычи полезных ископаемых. Харцызский трубный завод является единственным предприятием в СССР, выпускавшим трубы большого диаметра столь необходимые для прокладки магистральных трубопроводов.

Крупнейшими новостройками 70-х гг. в Донецкой области стали кислородно-конверторный цех на заводе «Азовсталь», коксовые батареи на Авдеевском коксохимическом заводе, Горловский завод резинотехнических изделий. На рубеже 1970-1980-х гг. практически заново «рождается» Горловский азотно-туковый завод.

В 1976 году завод был переименован в производственное объединение (ПО) «Стирол», ставшее лидером органической химии всего Советского Союза.

Важным направлением в развитии экономики Донецкой области стала задача обеспечить быстрый рост предприятий легкой и пищевой промышленности, сферы обслуживания. Решение этой задачи повлекло за собой значительные капиталовложения в данные отрасли, что в свою очередь обеспечило их бурное развитие в 70-е годы. В числе новых предприятий легкой промышленности Донецкой области были Донецкий хлопчатобумажный комбинат, Ждановская кондитерская фабрика, Макеевская, Горловская, Снежнянская швейные фабрики. В 1973 г. в Донецке была открыта одна из лучших в стране фабрик игрушек, ассортимент продукции которой превышал девятьсот наименований. В 1974 г. начал производственную деятельность завод «Топаз», выпускавший различную электронику военного назначения, включая мощнейшие станции радиотехнической разведки.

Своеобразным флагманом легкой промышленности всего Донбасса стал Донецкий хлопчатобумажный комбинат, заложенный 29 августа 1969 г. Уже в декабре 1972 г. в строй вступила первая прядильная фабрика, а окончательно строительство комбината завершилось в конце 1976 г. В рамках комбината были созданы две прядильные, две ткацкие и одна отделочная фабрики, а само предприятие стало одним из крупнейших в Советском Союзе.

Экономические реформы середины 1960-х гг. способствовали увеличению темпов развития народного хозяйства. Не случайно, восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была одной из самых успешных в советской истории. За это время было произведено и реализовано сверх государственного плана, сооружено 18 новых промышленных предприятий, построено и реконструировано 270 цехов и производств на действующих предприятиях, создано около 500 наименований новых видов машин, агрегатов и приборов, освоено производство свыше 1200 наименований новых видов продукции, сдано в эксплуатацию свыше 10 миллионов квадратных метров жилой площади. В семидесятых годах Донбасс сохранял статус главной угольной базы страны, на Донецкий регион приходилось больше половины всего металла, выплавляемого в республике, по выпуску минеральных удобрений Донецкая область была на втором месте в УССР.

К середине 1970-х гг. эффект «косыгинских реформ» постепенно теряет свою силу, советская экономика продолжает свой традиционный путь экстенсивного развития, а Донбасс, как и все другие регионы СССР, вступает в период так называемого «застоя» – специфического этапа истории, связанного с замедлением развития и даже стагнацией экономики страны. Являясь основной промышленной базой тяжелой индустрии, именно Донбасс окажется тем регионом где особенно ярко и сильно проявятся кризисные тенденции в экономике.

Первой ласточкой грядущего кризиса стало снижение производственного роста. Несмотря на значительные капитальные вложения, угольное производство Донбасса становилось все более убыточным и все сильнее отставало от показателей ведущих западных угледобывающих стран: Англии, Франции, Германии.

Интенсивная эксплуатация природных ископаемых исчерпала наиболее богатые месторождения региона. Это сказалось на объемах: в девятой пятилетке Донбасс давал ежегодно 200 млн.т. угля, в десятой – 190, в одиннадцатой – менее 180 млн. т. Несколько современных угольных предприятий, например, шахта им. А.Ф. Засядько с суточной добычей до 6 тысяч тонн, не могли изменить общего положения в отрасли. Они так и остались единичными «маяками», поскольку государство было не в состоянии обеспечить подобный уровень научного руководства и технической оснащенности остальным шахтам области. Вместо этого была сделана попытка улучшить работу шахт пропагандистскими методами. Маниакальный размах приобрели инициируемые властями трудовые почины и различные формы социалистического соревнования. Но, не имея, как раньше, поддержки на местах эти мероприятия не могли спасти ситуацию. Угледобывающая отрасль в первой половине 80-х годов продолжала работать все хуже и хуже.

На ухудшение ситуации в угольной промышленности влияли как объективные, так и субъективные факторы. Во-первых, снижение угледобычи было обусловлено в значительной мере ухудшением горно-геологических условий на шахтах Донбасса. Во-вторых, постоянным явлением стало определенное недофинансирование отрасли. Уже в годы девятой пятилетки оно составляло почти 11%. В-третьих, на темпы развития угольной отрасли влияло замедление шахтного строительства. Сроки сооружения новых шахт, вместо 5-7 лет, затягивались до 15-20 лет, а в начале 80-х годов шахтное строительство было фактически свернуто. В-четвертых, значительно снизились эффективность и темпы работ по модернизации угольного производства. Главной проблемой угледобычи становится износ основных производственных фондов, который достигал 47%. В-пятых, малопроизводительный ручной труд в угледобывающей отрасли составлял 38%, что вело к отсутствию рентабельности производства.

В кризисном положении оказалась и черная металлургия Донбасса, где устарело около 60% оборудования. Очень остро стоял вопрос внедрения сберегающих технологий, сокращения вредных выбросов в атмосферу. В целом, за девятую пятилетку металлурги Донбасса не выполнили плановых заданий. Из всех отраслей промышленности в Донецкой области именно в металлургии потери от невыполнения плана оказались наибольшими.

На рубеже 70-80-х гг. возможности экстенсивного развития Донбасса оказались исчерпанными. Командно-административные методы в руководстве тяжелой промышленностью области, игнорирование экономических рычагов стимулирования труда и увлечение пропагандистско-идеологическими методами, экстенсивные механизмы развития производства и недостаточное внимание к техническому перевооружению поставили важнейшие отрасли региона на грань кризиса. Необходимы были срочные и действенные меры по спасению тяжелой промышленности Донбасса, в первую очередь угольной и металлургической.

4.Закрепление:

  1. Скажите, почему период правления Брежнева принято называть «эпохой застоя»?

  2. Как вы считаете, почему Брежнев был выгоден партийному аппарату СССР?

  3. Какие изменения произошли в политическом курсе нового руководство Советского Союза?

5. Подведение итогов

  • После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни

  • Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская «команда» начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны.

  • Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производ­ства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, а к середине 70-х годов появляются признаки застоя.

6. Домашнее задание: изучить конспект

Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы) / Россия / Политический Атлас Современности

Россия / Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)

К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарём ЦК стал Л. И. Брежнев, Председателем Правительства — А. Н. Косыгин. Другие организаторы отстранения Хрущёва, претендовавшие на лидерство в партии и рассматривавшие Брежнева как переходную фигуру, были постепенно отстранены от реальной власти. Период правления Л. И. Брежнева получил впоследствии наименование «застой», так как характеризовался отсутствием видимых социально-политических перемен после 1965 года.

Руководители советской экономики во главе с А. Н. Косыгиным пытались повысить гибкость и эффективность хозяйствования. Пленум ЦК 27–29 сентября 1965 года отменил хрущёвскую реформу управления, восстановив полновластные министерства. Руководители предприятий получили широкую самостоятельность, вводился хозрасчёт (хозяйственный расчёт).

Первоначально реформа придала импульс экономическому развитию. В 8-й пятилетке рост производительности труда достиг 6,8 %, но затем стал снижаться от пятилетки к пятилетке — 4,4 % в 9-й пятилетке и 3,8 % в 10-й. К концу 1960-х годов реформа зашла в тупик. Несмотря на то что хозрасчёт формально сохранялся, главными оставались привычные плановые показатели по объёмам производимой продукции, почти не зависящие от её качества.

В 1970-х годах бюрократизированная экономика СССР постепенно втягивалась в состояние кризиса. Он характеризовался падением темпов роста производства в результате отсутствия заинтересованности в эффективном труде, старения оборудования, неспособности перейти к новым технологиям и успешно завершить НТР, нехватки расточительно расходуемых ресурсов, неспособности обеспечить запросы населения, растущие и усложняющиеся по мере роста уровня культуры. Все труднее было обеспечивать и решение внешнеполитических задач. Господство консервативной бюрократии препятствовало началу назревших перемен.

Однако в 1970-х годах нарастающий кризис смягчался выгодами, получаемыми от роста цен на энергоносители на мировом рынке.

Более консервативный курс советского руководства выразился и в подавлении реформ в ЧССР («Пражская весна») путём военной интервенции ОВД в августе 1968 года.

В центре политической системы СССР по-прежнему находилась КПСС. Задачи партии значительно изменились по сравнению с первой половиной XX века. Теперь партийные структуры должны были не мобилизовывать массы на революционные изменения общества, а поддерживать равновесие, разрешать конфликты между социальными слоями и группами, «местническими» и «ведомственными» интересами.

Руководящая роль партии была закреплена в 6-й статье Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года. Это была конституция «развитого социализма», то есть устойчивого общества государственного «социализма». Указание на «развитость» означало отказ от ускоренного движения к коммунизму, за который выступал Хрущёв. Позиция Брежнева и идеолога партии Суслова была более реалистична, но лишала советское общество осязаемых перспектив. Советские люди теперь заботились прежде всего о своих частных интересах и все меньше интересовались официальными заявлениями и лозунгами.

При Брежневе смена руководителей шла очень медленно. Выражая интересы бюрократического класса («номенклатуры», как его называли по наименованию системы отбора и учёта чиновников в СССР), руководители признавали право чиновника на его место почти независимо от эффективности его деятельности. Смена кадров происходила, как правило, по мере старения бюрократов. Должность превращалась в своего рода «собственность» члена «номенклатуры» — партийно-государственного или хозяйственного чиновника. «Номенклатурные работники» в большинстве своём предпочитали не проявлять инициативу, а лишь выполнять указания сверху и жить в своё удовольствие, пользуясь номенклатурными привилегиями, которые полагались им в зависимости от должности.

На стабилизацию был направлен и внешнеполитический курс СССР. В 1970-х годах проводится политика «разрядки международной напряжённости», кардинального улучшения советско-американских отношений. В 1975 году был подписан Хельсинкский акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Только в 1979–1980 годах, после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, конфликта с НАТО из-за ракет средней дальности в Европе и рабочих волнений в Польше, политика «разрядки» снова сменяется обострением холодной войны.

Несмотря на все попытки экономической и социальной унификации СССР, он по-прежнему представлял собою разнородное образование, в котором сосуществовали и индустриальная цивилизация в европейской и североазиатской частях страны, и среднеазиатские общества, выходящие из доиндустриального состояния. Разные стадии развития проходили народы Кавказа.

В период «застоя» продолжилось дальнейшее развитие идейных течений общественных движений в СССР. Помимо строго официальной точки зрения, которую в этих спорах отстаивали ортодоксальные коммунисты, выделялись такие основные позиции, как «почвенничество», «демократический социализм» и «либерализм».

Полемика идейных течений, в значительной степени воспроизводившая позиции идеологов XIX века, оказывала воздействие на партийную элиту. Во многом споры 1970 — начала 1980-х годов предвосхитили реформы 1980–1990-х годов.

Массовый характер приняли движение дружин охраны природы, объединения педагогов-коммунаров и новаторов, движение клубов самодеятельной песни, рок-движение. Неформальные движения периода «застоя» находились в диалоге с властью, но сохраняли высокую степень автономии, действовали по собственной инициативе.

Постепенно наиболее радикальная часть критически настроенной интеллигенции пришла к выводу о необходимости ненасильственного сопротивления произволу коммунистической бюрократии. В декабре 1965 года группа инакомыслящих провела митинг с требованием гласности в судебном процессе над А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем — писателями, осуждёнными за публикацию критических произведений за рубежом. Возникло движение диссидентов (инакомыслящих). Первоначально диссиденты выступали за постепенную демократизацию и соблюдение властью её собственных законов. Диссиденты не стремились к захвату власти, а отстаивали свободу личности от произвола власти.

В условиях нового обострения холодной войны и роста диссидентского движения после подписания Хельсинкского акта (возникновение Хельсинкских групп) было принято решение подавить оппозицию. 22 января 1980 года один из лидеров диссидентского движения академик А. Д. Сахаров без суда был выслан из Москвы в Горький, где был изолирован от общественности. Начались массовые аресты диссидентов. К 1984 году всё открыто действовавшие диссиденты были арестованы или прекратили свою оппозиционную деятельность.

10 ноября 1982 года Л. И. Брежнев скончался. Генеральным секретарём стал Ю. В. Андропов (в недавнем прошлом — председатель КГБ).

Андропов считал, что необходимо обеспечить ускорение социально-экономического развития СССР, преимущественно путём наведения дисциплины на каждом рабочем месте, борьбы с коррупцией. «Наведение порядка» коснулось каждого советского человека. Теперь начальство тщательно следило за выполнением каждой инструкции, даже самой абсурдной. Милиция устраивала облавы в магазинах, кинотеатрах и парикмахерских, задерживая всех, кто не мог объяснить, почему находится здесь в рабочее время. Все советские люди должны были трудиться каждый час рабочего дня. Начались массовые аресты по обвинениям в хозяйственных преступлениях.

Но Андропов понимал, что таким образом можно лишь на короткое время мобилизовать трудовую активность работников. Для более продолжительного ускорения нужно было как-то заинтересовать трудящихся и в то же время не выпустить из-под контроля рыночную стихию. Для того чтобы разработать программу реформ, Андропов начал экономические эксперименты, по итогам которых позднее будет формироваться экономическая программа перестройки.

9 февраля 1984 года Ю. В. Андропов скончался. Политбюро выдвинуло на пост Генерального секретаря К. У. Черненко, состояние здоровья которого не оставляло надежд на его долгое правление. Это была переходная фигура, необходимая претендентам на высшую власть в стране, чтобы выиграть время для укрепления своих позиций. После смерти К. У. Черненко Генеральным секретарём ЦК КПСС 11 марта 1985 года был избран М. С. Горбачёв.

←   Назад  |   Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)   |   Вперёд   →

Экономика и торговля Советского Союза. Краткий обзор

Краткое упоминание об экономической статистике допереходного периода

 

актуальная реальность. Поэтому упоминание о самих цифрах для того, чтобы их потом сравнивать с современной Россией, было бы фактически бессмысленным. Джим Лейцель в своей книге «Российская экономическая реформа»

Одна из причин, по которой мы не можем доверять дореформенной российской экономической статистике, заключается в том, что значительная часть частной экономической деятельности осуществлялась вне официального сектора и, следовательно, не учитывалась. [1]

Если мы посмотрим на официальную статистику, предоставленную СССР, то советский национальный доход (общеизвестный как валовой национальный доход) вырос в 84,4 раза с 1928 по 1985 год. Гирш Ицыкович Ханин и журналист Василий Селюнин опубликовали в 1919 году статью «Лукавая цифа».87. Эта статья произвела фурор после заявления о том, что экономика выросла всего в 6,6 раза вместо официально заявленных 84,4. Хотя эта статья подверглась резкой критике в СССР, многие жители Запада в то время сочли ее очень сочувствующей. [2]

 

Советская экономика и причины ее краха

 

экономики, которые были и до сих пор преобладают на Западе. Несмотря на быстрый экономический рост в середине века, достаточный для того, чтобы многие рассматривали коммунизм как жизнеспособную альтернативу капитализму, рост СССР рухнул и вошел в стагнацию, период, характеризующийся незначительным ростом экономики или его отсутствием (обычно рост ВВП менее 2% в год).[3] Чтобы справиться с этой экономической ситуацией, правительство разработало программу децентрализации, которая оказалась весьма неэффективной. На самом деле, широко распространено мнение, что застой того периода в сочетании с неудачной реакцией на него были одной из причин окончательного распада Советского Союза 26 декабря 1999 года. 0035 th , 1991.

 

Экономические перспективы первых советских лет

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был официально создан в 1922 году, через пять лет после свержения группой революционеров, в том числе большевиков Царь. В СССР правила Коммунистическая партия. [4] Приход к власти Иосифа Сталина, который произошел в 1924 году, означал, что экономическая система, наряду со всем остальным, была частью тоталитарного контроля. Если говорить более конкретно о предмете этой статьи, то экономическая политика координировалась посредством определенных директив, устанавливающих определенные цели. Позже эти директивы стали правилами. Средства производства находились в государственной собственности, а иерархические структуры уровней формировались на всех этапах хозяйственной деятельности.

До 1970 года советская экономика, хотя некоторые экономисты сомневались, достигла быстрого экономического роста. Валовой национальный продукт рос в среднем на 5,8 процентных пункта в год с 1928 по 1940 год. После начала Второй мировой войны советская экономика присоединилась ко всему миру в рецессии, опускаясь в среднем на 2,2 процентных пункта в год в период с 1940 по 1950 год. Оправившись от шока, который Вторая мировая война принесла обществам и экономикам мира, экономика росла в среднем на 5,7% в год в течение следующего десятилетия и в конечном итоге составила в среднем 5,2% годового роста между 1960 и 1970.

Такое быстрое развитие экономики можно объяснить внедрением западных технологий в сочетании с принудительным повышением производительности труда советских рабочих, чему также способствовал централизованный плановый характер правительства. Следовательно, Советам становилось все труднее адаптироваться к западной технологической эволюции, а производительность труда со временем снижалась. [5]

Замедление роста, перестройка и распад Советского Союза

В период с 1970 по 1975 год экономический рост в СССР замедлился до 3,7% в год после того, как в СССР закончились модели развития экономики. Этот экономический спад продолжался во второй половине десятилетия, при этом среднегодовые темпы роста упали еще больше, всего до 2,6%, почти достигнув уровня стагнации. [6]

Чтобы справиться с этой ситуацией, в начале 1970-х годов Советы вновь провели реформы, направленные на более децентрализованный рынок, после усилий Никиты Хрущева, которому не удалось внедрить такую ​​систему в конце 19-го.50-е годы. Эти реформы были, по сути, принятием более либеральной версии рыночных систем, встроенной в централизованный экономический характер Советского Союза. Когда экономические показатели не очень хорошо отреагировали на эту реструктуризацию, в частности рост производительности упал ниже нуля к началу 1980-х годов, советские чиновники были убеждены, что необходим более радикальный набор реформ, чтобы вернуть экономику к более позитивным перспективам. [7]

Под руководством Михаила Горбачева были приняты новые меры по улучшению экономики. Сохраняя основные принципы коммунистического общества, Горбачев стремился к децентрализации экономики и открытию ее для внешней торговли. Эти реформы назывались перестройкой и многими критиковались за то, что они не соответствовали стандартам иерархической природы советской командной экономики. [8]

Эти реформы привели к дальнейшему экономическому спаду Советского Союза в 1980-е годы, которые оказались последним десятилетием существования СССР. Не принося никакой экономической выгоды, эти меры реструктуризации и их цель либерализации создали множество политических дисбалансов, эффективно блокируя способность советских лидеров к дальнейшему вмешательству и в то же время расширяя возможности местных лидеров, которые теперь настаивали на дальнейшем снижении зависимости от центральной власти. система.[9] Все эти события и общая политическая и экономическая нестабильность привели к падению Советского Союза в 1991 году, что, в свою очередь, привело к образованию пятнадцати новых отдельных государств.

Торговля в советские годы и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) — организация, состоявшая из Народных Республик (включая Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Восточная Германия) и Советский Союз, который просуществовал между 19С 48 по 1991 год, когда распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Основными принципами организации были разделение между внешней и внутренней торговлей и внутренним производством путем создания внешнеторговых корпораций, ответственных за осуществление иностранных сделок, включение внешней торговли в национальные планы каждого коммунистического государства и установление определенных ограничений для экспортно-импортная деятельность между участниками, жесткое установление внутренних цен во избежание валютных переоценок в связи с инфляцией и, наконец, объединение советских предприятий с национальной системой. [10]  

Советский Союз занимал пятое место в списке стран, наиболее зависимых от торговли на основе СЭВ. Около 60-70% торговли внутри СЭВ проходило между странами ЕЭК и Советским Союзом, причем Болгария была государством с наибольшей зависимостью от торговли с Советским Союзом. Торговля между государствами-членами в целом оказала положительное влияние на восточноевропейскую торговлю. В период с 1956 по 1960 год восточноевропейская торговля росла более высокими темпами, чем торговля западных промышленно развитых стран. [11]

Новый закон о совместных предприятиях, принятый в 1987 году при Михаиле Горбачеве, по существу открыл советскую экономику для иностранного участия. В результате низкого качества советских товаров, которое делало СССР неконкурентоспособным на мировых рынках, Горбачев ввел этот закон, чтобы еще больше ускорить свою программу экономического развития. Особенно выиграла от этого законодательства обрабатывающая промышленность. Участвуя в торговле с другими странами, СССР теперь мог модернизировать собственные производственные процессы и экспортировать на мировые рынки более конкурентоспособные товары, потребляя при этом меньше энергии и сырья.

Дальнейшие действия, свидетельствующие о готовности СССР присоединиться к новому глобализованному миру, включали в себя желание присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве наблюдателя, а также его желание присоединиться к другим международным организациям, в основном экономическим. В 1988 году СССР подписал соглашение о нормализации с Европейскими экономическими сообществами, продемонстрировав намерение следовать курсу на углубление своих отношений в международной экономической системе в интересах своего экспорта. Для многих причиной того, что СССР не присоединился дополнительно к Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ), хотя и оспаривалась самими Советами, были условия вступления этих самых организаций в отношении свободно конвертируемой валюты и ответственной информации о продажах золота и экономические показатели. Без сомнения, Советский Союз не мог пойти на такие влиятельные жертвы. [12]

[1] Лейтцель, Джим (1995), Российская экономическая реформа, с. 7

[2] Харрисон, Марк, Советский экономический рост с 1928 года: альтернативная статистика Г.И. Хнанин, Европа-азиатские исследования, Vol. 45, № 1, 1993, с. 141-167

[3] Застой, Investopedia.com/terms/s/stagnation.asp

[4] Британская библиотека. «[Хронология русской революции] (https://www.bl.uk/russian-revolution/articles/timeline-of-the-russian-revolution

[5] Джонстон, Мэтью, Почему СССР рухнул экономически, обновлено 3 октября 2020 г., investopedia.com/articles/investing/021716/why-ussr-collapsed-economically. asp, абзацы 1–4

[6] Rand/UCLA Центр изучения советского международного поведения. «[Советский экономический рост: 1928–1985] (https://apps.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a220336.pdf

[7] Объединенный экономический комитет, Конгресс США. «[Советский Экономика в 1980-е годы: проблемы и перспективы, часть 1]

[8] Библиотека Конгресса США. , Мэтью, Почему СССР рухнул экономически, обновлено 3 октября 2020 г., investopedia.com/articles/investing/021716/why-ussr-collapsed-economically.asp, абзацы 4–6

[10] Битценис, Аристейдис, (2014), Динамика рынков Юго-Восточной Европы, переходный период и экономический кризис. Публикации Стампулиса, с. 134

[11] Битзенис, Аристейдис, (2014), Динамика рынков Юго-Восточной Европы, переходный период и экономический кризис. Публикации Стампулиса, с. 136-137

[12] Страновое исследование Советского Союза, Федеральный исследовательский отдел, Библиотека Конгресса, май 1989 г., стр. 618-619

Экономические изменения в России | Центр стратегических и международных исследований

Программа Россия и Евразия предлагает анализ быстрых экономических изменений в России и их последствий для политики США.

Ничто в современной России не изменилось так быстро и неожиданно, как экономическое положение. Когда Владимир Путин стал президентом, Россия фактически была банкротом, поскольку должна была больше денег Международному валютному фонду (МВФ), чем ее резервы в иностранной валюте. С тех пор Россия совершила виртуальную макроэкономическую революцию до такой степени, что стала одним из крупнейших кредиторов долга США в мире. Его номинальный долларовый ВВП увеличился более чем в шесть раз и может достичь более 2 триллионов долларов к 2010 году. Рост такого масштаба будет равняться почти десятикратному увеличению ВВП в течение десятилетия.

В начале 2009 года Министерство экономической торговли и развития опубликовало амбициозный план, в котором изложены экономические цели России до 2020 года. Если эти цели будут достигнуты, Россия станет крупнейшей экономикой в ​​Европе и пятой по величине экономикой в ​​мире после США. , Китая, Японии и Индии.

Рассматривая российскую экономику, в первую очередь необходимо учитывать устойчивость существующих тенденций роста. Проводит ли российское правительство политику, которая может сдерживать экономический рост? Насколько коррупция облагает налогом экономическую экспансию? Как российские лидеры взвешивают компромиссы между инвестициями в модернизацию инфраструктуры, растущими потребностями в сфере социального обеспечения, военной модернизацией и т. д.? В большей степени развитие и распределение огромных энергетических ресурсов России обусловлено политическими или коммерческими факторами?

Фундаментальный вопрос, на который Соединенным Штатам необходимо ответить, касается степени, в которой экономический подъем России представляет собой возможность или угрозу для их интересов. В какой степени Соединенным Штатам следует поощрять более глубокую интеграцию и взаимозависимость? В сфере безопасности сегодняшняя политика США в отношении России в целом состоит из противоречивых тенденций взаимодействия и сдерживания. Однако эти тенденции весьма актуальны и при рассмотрении экономического будущего Российской Федерации.

Никогда в своей истории Россия не была более процветающей и интегрированной в глобальную экономику, чем сейчас. Казалось бы, это позитивное событие и достижение одной из основных целей политики США в отношении России после распада СССР. Однако, как и многие аспекты современной России, это явление вызывает в Вашингтоне большие споры, часто из-за противоречивого характера экономической информации. Этот проект призван прояснить интересы США в отношении российской экономики и помочь поместить их в более широкий контекст политики США в отношении России.

После десятилетия ошеломляющего экономического роста, подпитываемого ростом цен на сырьевые товары и дешевыми иностранными кредитами, российская экономика зарекомендовала себя как очень привлекательное место для иностранных инвестиций. К июлю 2008 года российские валютные резервы составили более 588,9 млрд долларов, а цены на нефть побили новые рекорды — более 147,27 долларов за баррель, а российские банки приобрели внешний долг на сумму 500 млрд долларов. Весной 2008 года казалось, что Россия лучше других переносит финансовый шторм. Однако по мере углубления кризиса стало очевидно, что Россию не миновать экономический спад. Заморозка кредитных рынков, быстрое падение цен на энергоносители и значительный отток инвесторов начали сказываться на российской экономике. Первоначальная реакция Кремля преуменьшила влияние кризиса на Россию, но вместо этого высмеяла американские регулирующие органы за то, что они не смогли предвидеть спад.

К концу 2008 года рубль значительно ослаб по отношению к доллару, а основной российский фондовый индекс чуть не рухнул. По мере замедления промышленного производства росла безработица и по всей стране стали возникать отдельные случаи гражданских беспорядков. Эти факторы в сочетании с растущей проблемой оттока капитала вынудили правительство принять меры, приняв широкий пакет экономических стимулов и вложив в экономику более 200 миллиардов долларов. Весной 2009 года цены на нефть поднялись с минимума, достигнутого ранее в этом году, и глобальные последствия кризиса ослабли. Несмотря на это, эксперты прогнозируют, что Россия продолжит ощущать последствия кризиса в ближайшие годы, поскольку в 2009 году ожидается экономический спад на 7–8 процентов.и лишь скромный рост в последующие годы. Глобальный финансовый спад высветил серьезные недостатки экономической политики Кремля и самой российской экономики. Скорость и траектория восстановления России в значительной степени зависят от готовности российских политиков диверсифицировать свои потоки доходов и провести столь необходимые экономические и денежные реформы.
 

Резюме совещаний рабочих групп доступны ниже.

  «Цели экономики России до 2020 года: мечты или реальность?» Презентация Михаила Дмитриева и Андерса Аслунда.

«Российский взгляд на США и их роль в экономическом развитии России» Презентация Сергея Гуриева.

«Российские углеводороды: двигатель экономики и инструмент внешней политики?» Презентация Адама Стулберга и Эдварда Чоу.