Принятие христианства год на руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Принятие христианства на Руси: причины, значение, последствия, кратко

Принятие христианства на Руси способствовало расцвету русского государства и в дальнейшем определило направление ее развития.В Х веке объективные причины предшествовали принятию христианства на Руси и в этом, прежде всего, было заинтересовано государство, раздираемое междоусобными распрями многочисленных внешних врагов.

Назрела необходимость объединения народа, чтобы противостоять языческому многобожию, для чего и потребовалась единая идеология. В то время христианство было во всех европейских государствах, и Русь рисковала остаться в их глазах «варварской» страной со своим язычеством.

Принятие христианства усилило международный престиж Руси, способствовало расширению и укреплению взаимоотношений с Византией, дальнейшему развитию связей со странами Запада и южным славянским миром.

Предпосылки для принятия христианства на Киевской Руси

Согласно данным исторических источников принятие христианства на Руси имело свои предпосылки. На фоне социальных и политических факторов назрела необходимость укрепления молодого государства единой идеей и становления его мировой державой.

Князь Владимир со своей дружиной, в конце 980-х годов, принял решение сменить веру, после продолжительных переговоров с государствами, имеющими разное вероисповедание.

Владимир при выборе государственной религии проводил «испытание вер», когда в Киев были направлены посольства от мусульман. От иудаизированных хазар и из Византии – все убеждали князя принять их веру. Но Владимир сам отослал свои посольства «в немцы», «в болгары», «в греки» для «испытания их служб».

Послов поразила красота православного богослужения, что повлияло на выбор князя Владимира, он принял решение в пользу христианства.

Однако принятие христианства в православном варианте из Константинополя связано и с необходимостью сохранения важных связей, установившихся с Византией ранее. Также имело большое значение авторитет Византийской империи, в то время она находилась в зените могущества, являясь центром цивилизации среди европейских государств.

Причины принятия христианства

Произошедшие основные события в Византии поспособствовали принятию христианства на Руси. Византийская империя переживала трудные времена в конце 90-х годов X века. Императору Василию II для подавления мятежа необходима была помощь, и он решил обратиться к киевскому князю Владимиру. На что князь дал согласие, но при условии заключения брака с сестрой императора, принцессой Анной.

Обязательным условием со стороны императора стало принятие князем христианства. В 988 году князь Владимир со своей дружиной приняли крещение в Херсонесе, и только после этого произошло венчание с принцессой Анной.

Владимир, возвратившись в Киев, обратился к киевлянам с предложением принять крещение. Это произошло в 988 году, поэтому этот год крещения отмечается как принятие христианства на Руси.

Есть и другие причины, способствующие принятию христианства. К ним относятся:

  • назревшая потребность в формировании единой идеологии в государстве, которая духовно объединила бы разноплеменные народы Руси;
  • укрепление связей с народами западных стран;
  • достижение стабильного положения Руси;
  • упрочение власти Князя Владимира;
  • приобретение в союзники Византии.

Выбор киевского князя Владимира пал на христианство потому, что были противоречия в исламе сформировавшемуся образу жизни, такие как, запрет на употребление в еде вина, свинины, а также специфические восточные обряды (обрезание, забой лошадей).

Так как князь Владимир поставил себе цель укрепить свою власть, то и к католицизму у него не было симпатии. Ведь в Византии православная церковь в те годы была политически беспомощна и полностью подчинялась императорам.

Еще больше запретов оказалось в иудаизме.

Христианская же религия призывала к терпимости и всепрощению, она не требовала жертвоприношений, не делила народы по национальности, и поэтому русский князь остановил свой выбор на православии.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:

  • христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
  • изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
  • произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
  • произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
  • так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
  • появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве. Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).

Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.

Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.

Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:

Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.

Обряд крещения

По воле князя Владимира 28 июля 988 года население Киева было собрано на берегу Днепра для крещения в его водах. Кто крестил киевскую Русь? Обряд проводился византийскими священниками, приглашенными для этого специально. Теперь эта дата отмечается как официальный праздник крещения Руси.

Владимир начал крещение с сыновей и своих приближенных. Потом приказал уничтожить всех идолов, а Перуна (главного идола) – скинуть в Днепр.

В определенный день киевлян массово крестили в реке Почайна, в том месте, где она впадала в Днепр.

С этой даты было положено начало распространению христианства, которое растянулось на несколько столетий. Причиной этому было язычество, оно оставалось во многих княжествах ещё очень сильным. Приходилось преодолевать много распрей, прежде чем православная вера целиком утвердилась как официальная религия.

Так в 1024 году во Владимиро-Суздальском княжестве произошел мятеж сторонников старой веры, а в 1071 году восстание в Новгороде они были подавлены. Ростов принял христианство только к концу ХI века, а Муром еще позже, ближе к ХII веку.

Культурные и политические последствия

Русь приняла Крещение раньше, чем произошел раскол Восточной и Западной церквей (в 1054 году), но он уже был в стадии вызревания и выражался и в вероучении, и в отношении церкви и светской власти.

В Византии церковное и государственное правосознание подразумевало императора, как хранителя и верховного защитника Церкви (эпистимонарха). Таким образом, он считался единым самодержцем (автократором) всего православного народа. Правителям других христианских государств он дарил титулы князей, архонтов, стольников.

Следовательно, Владимир после принятия киевской Русью христианской веры от византийцев, автоматически ввел свою страну в структуру византийского государства.

В XII веке великому Киевскому князю в Константинополе от византийского императора был присвоен титул стольника. Место Киевской же митрополии в диптихах Константинополя было одно из последних, первоначально – 61-е, в последующие годы (1306-1328) -77-е место.

Принятие христианства имело и культурные последствия, это выразилось в развитии (в формах средневековья) архитектуры и живописи, проникновении византийской культуры, являющейся наследницей древних традиций.

В особенности важно было развитие кириллической письменности и появление книг. Собственно, крещение Руси способствовало появлению первых памятников древнерусской письменности.

Заключение

Как следствие, оставаться Киевской Руси языческой среди христианских стран было уже невозможно. Статус Древней Руси зависел от выбора религии, и этот шаг необходимо было сделать.

Принятие христианства князем Владимиром как государственной религии имеет огромное историческое значение. Конечно, православие утверждалось постепенно, растянувшись на столетия. Сохранялось двоеверие как историко-культурный феномен жизни народов средневековой Руси.

Огромное значение имело христианство для утверждения нового социального общества. Понемногу искоренялись местные различия среди племен, это содействовало их консолидации.

Наряду с этим, вариант византийского православного христианства, выбранный Русью постепенно помог привести к отчуждению (в политике и культуре) от латинской, католической Европы, и утвердиться как совершенно новая исторического модель развития.

Благодаря принятию христианства, стала выстраиваться иерархическая церковь, которая в дальнейшем имела большое влияние на древнерусское общество.

Список литературы

  1. Сухов А.Д., Введение христианства на Руси.,
  2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
  3. Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
  4. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X – XII вв. СПб., 1913.
  5. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
  6. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. М., 1989.
  7. Вернадский Г.В. Россия в средние века / Под ред. Е.П. Беренштенйа. — М, 1997.
  8. Греков Б.Д. Киевская Русь. — М, 1953.
  9. Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред.В. В. Милюкова. — М, 1997.
  10. Иеромонах Никон (Лысенко). Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — №6.
  11. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. — СПб, 1998.
  12. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине 10 в. // Вопросы истории. — 1986. — №6.
  13. Мадорский А. Русский хронограф: Вся православная Россия времен от Рюрика до Николая II. — М., 1999.
  14. Мезин С.А., Рапов О.М. Русская церковь в 9 — первой трети 12 в. Принятие христианства // Вопросы истории. — 1990. — №1.
  15. Скрынников Р.Г. История Российская. IX — XVII вв. — М, 1997.
  16. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14 — 16 вв. — Новосибирск, 1991.
  17. Погодин А.Л. Краткий очерк истории славян. — М, 2003.
  18. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Самара, 1993.
  19. Платонов Д.М. Лекции по русской истории. — М., 2000.
  20. Протоиерей Владислав Цыпин. От крещения Руси до нашествия Батыя. Вопросы истории. — 1991. — №4-5. — С.34 — 42.
Принятие христианства на Руси -(кратко конспект)

Впервые христианство начало распространяться при княгине Ольге, бабушке князя Владимира Святославича. Этим она добилась подписания договора с Византией. Князь Святослав не разделял стремлений матери и оставался язычником. Официально христианство (православие) стало государственной религией при Владимире.

Предпосылки

Когда Владимир стал единоличным правителем, он пригласил к себе представителей:

  • Католичества;
  • Ислама;
  • Иудаизма;
  • Православия.

Каждый рассказывал о своей вере. Католическая вера была отвергнута потому, что ее не приняли даже предки русичей. Ислам не дозволял пить вина. Иудеи признали, что в тот момент у них не было своей земли (их каганат разгромил Святослав, отец Владимира). Выслушав православного священника, князь велел приближенным побывать у всех на богослужениях.

По итогу выбор пал на православие.

Интересный факт

Иоанн и его отец Феодор стали первыми христианскими мучениками на Руси. Дело в том, что после неудачного похода Владимир, будучи тогда язычником, велел принести жертву. Выбрали Иоанна. Отец мальчика воспротивился этому. Он начал ругать языческие идолы. В итоге собравшиеся убили обоих.

Отношения с Византией

Византийская империя с давних времен использовала христианство против язычников, чтобы избежать набегов и сделать их союзниками. В тот момент в империи бушевало восстание. Императоры заключили с Владимиром договор о военной помощи. Тот потребовал в жены сестру императоров.

Получив отказ, Владимир захватил город Корсунь. Византийские правители согласились с его требованием, но с условием принятия им христианства. В 988 году князь Владимир крестился под именем Василий. Крещение приняли и его дружинники.

Крещение Руси

В Киев Владимир вернулся со священниками. Своих домочадцев он покрестил в Крещатике. Киевлян крестили там, где Почайна впадает в Днепр. Далее православие пришло в города:

  • Полоцк;
  • Чернигов;
  • Туров;
  • Волынский и т.д.

Везде были созданы епархии. Строились храмы. Но процесс этот не был быстрым и безболезненным. Некоторые племена категорически не хотели принимать новую веру. Повсеместно уничтожали языческих идолов. Происходили восстания. Например, в Муроме до 12 века шла борьба за сохранение старой языческой веры.

Последствия

Принятие православия поспособствовало:

  • Объединению земель;
  • Развитию культуры и зодчества;
  • Распространению письменности на кириллице;
  • Моральные взгляды общества стали меняться в лучшую сторону

Принятие христианства на Руси – судьбоносный выбор

.

День крещения Руси был установлен Федеральным законом от 1 июня 2010 года «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»

Андреевская церковь города Ставрополя

Принятие христианства на Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира. Согласно «Повести временных лет» князь Владимир в 987 году принял решение о крещении Руси. Позже вслед за Киевом христианство распространилось и по другим городам.

На Северный Кавказ христианство пришло в I веке нашей эры благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита. Влияние Русской Православной Церкви началось сразу же после крещения Руси в 988 году. К середине XIX века Кавказская и Черноморская епархия уже насчитывала 196 церквей, строились духовные семинарии и новые храмы.

В Государственном архиве Ставропольского края находятся на хранении материалы о распространении христианства среди жителей Ставропольской губернии: о просвещении святым крещением калмыков, переписка о евреях и магометанах, изъявивших желание принять крещение, переписка миссионеров – учащихся Духовной семинарии для обращения раскольников в православие.

Вид с колокольни Андреевской церкви

Особый интерес представляет документ по истории празднования юбилейной даты крещения Руси в Российской Империи – постановление Ставропольской Городской Управы о праздновании 900-летия крещения Руси в 1888 году, в котором представлены сведения о том, что в день празднования 900-летия крещения Руси Ставропольская Городская Управа постановила: «Почтить это событие учреждением 10 платных стипендий для воспитанников Ставропольского 4-х классного училища на средства города в честь просветившего Россию светом христианского учения равноапостольного князя Владимира. По окончании церковного торжества пригласить всех участников этого события в Городскую управу, где предложить им чай и раздать жизнеописание Святого равноапостольного князя Владимира потребное количество экземпляров, которое Городская Управа имеет приобрести заблаговременно».

Документы с выставки «Свет православия над землей Ставропольской» в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

В советский период в 1988 году широко праздновалась дата – 1000-летие крещения Руси. В Государственном архиве Ставропольского края имеются документы о посещении города Ставрополя и Кавказских Минеральных Вод религиозными делегациями зарубежных стран в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. В них содержится информация о том, что Ставропольское епархиальное управление разработало проект программы пребывания гостей, посещение храмов, присутствие на богослужениях, знакомство с достопримечательностями Кавказских Минеральных Вод. Религиозные деятели, приехавшие на празднование 1000-летия крещения Руси 22 июня 1988 года, побывали в городе Ставрополе и выразили свое отношение к этой дате. Так, например, патриарх Антиохийский Игнатий IV, являющийся одним из президентов Всемирного совета церквей, а также представитель Антиохийского патриархата при Московском патриархате архимандрит Нифон, митрополит Илия из Республики Сирия и другие гости подчеркнули большую роль православия в становлении русской государственности, развитии культуры и науки на Русской земле.

Крещение Руси сыграло важную роль в истории России. Принятие православной веры стало импульсом для объединения русских земель, разрозненных княжеств в единое мощное государство, в результате чего Россия укрепила свои позиции на мировом уровне и стала сильной державой.

Наталья АЛИСКЕРОВА,

ведущий архивист отдела публикации документов

Государственного архива Ставропольского края.

Фото из фондов Государственного архива

Ставропольского края.

история отечества, православная вера, Русская Православная Церквь, день крещения руси, религия, христианство

Враждебность Путина к Западу носит глубоко личный характер и уходит корнями в тысячелетнюю историю

Президент России Владимир Путин на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства главой Киевской Руси князем Владимиром, в Москве, 28 июля 2018 г.

Президент России Владимир Путин на церемонии, посвященной 1030-летию со дня принятия христианства главой Киевской Руси. принятие христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, в Москве, 28 июля 2018 г. АЛЕКСАНДР ЗЕМЛЯНИЧЕНКО/AFP via Getty Images

Независимо от того, прекратится ли в ближайшее время вторжение Владимира Путина в Украину, несомненно, сохранится постоянная ненависть и недоверие российского президента к Соединенным Штатам и другим западным державам, которые, по его мнению, не оставили ему другого выбора, кроме как начать операцию. неспровоцированная война.

Не только Путин. Эти взгляды разделяют многие представители российской элиты, которые поддерживали его на протяжении двух десятилетий. Они также были главной причиной популярности Путина внутри страны — по крайней мере, до недавнего времени, когда его вторжение натолкнулось на ожесточенное сопротивление, — даже несмотря на то, что он превратил себя в диктатора, а Россию — в почти тоталитарное государство, напоминающее Советский Союз в худшем его проявлении. Эту вражду стоит изучить глубже, хотя бы для того, чтобы понять, почему Вашингтон и Запад почти наверняка столкнутся с новой «долгой сумеречной борьбой» с Москвой — по словам бывшего президента США Джона Ф. Кеннеди, — соперничающей с 45-летней холодной войной.

Непрекращающийся антагонизм президента России по отношению к Западу — это сложная история, состоящая из 69-летней личной истории Путина как ребенка времен Второй мировой войны и карьерного советского шпиона, а также из запутанной тысячелетней истории самой России. — или, по крайней мере, путинское прочтение. Внизу Путин и многие правые российские чиновники, представители элиты и ученые, которые его поддерживают, не только не хотят быть частью Запада и его послевоенной либеральной системы ценностей, но и верят, что судьба их страны — стать великой. силовой бастион против него.

Даже если Путин каким-то образом будет отстранен от власти, окружающие его генералы и силовики так же заинтересованы в его агрессии, как и он сам. И уже сейчас Россия почти так же изолирована экономически, как и в советское время.

Действительно, Путин, возможно, готовился к этому моменту дольше, чем люди думают: после того, как российский лидер аннексировал Крым в 2014 году, давний кремлевский идеолог Владислав Сурков написал, что это ознаменует «конец эпического путешествия России на Запад, прекращение неоднократных и бесплодных попыток стать частью западной цивилизации». Сурков предсказал, что Россия будет существовать в геополитическом одиночестве как минимум ближайшие сто лет.

«У Путина нет пути назад», — сказала Анна Оганян, политолог из колледжа Стоунхилл и автор нескольких книг о России. Как и другие эксперты по России, Оганян в какой-то момент за 20 лет пребывания Путина у власти полагал, что он ищет способ использовать российское влияние в институтах международной системы, пытаясь создать новые, уравновешивающие институты, такие как Шанхайская организация сотрудничества. Теперь большинство этих инициатив обратились в пепел. «Бросая вызов территориальным нормам, он отбрасывает перспективу пути, который строил сам», — сказала она.

Чиновники администрации Байдена все еще борются с последствиями новой долгосрочной борьбы. Для этого они уже отложили публикацию своей новой стратегии национальной безопасности, запланированной на весну. В то время как администрация рассчитывает сохранить свое внимание к Индо-Тихоокеанскому региону, официальные лица говорят, что агрессия Путина приводит к гораздо более интенсивным усилиям по достижению того, что уже было одной из ключевых целей президента США Джо Байдена: возрождение НАТО и западного альянса, особенно новая милитаризация. крупных стран Европейского Союза, таких как Германия, которые до сих пор не желали играть ведущую роль в обороне.

Путин зажигает свечу на открытии памятника легендарному средневековому князю Александру Невскому, ключевой фигуре Киевской Руси, в селе Самолва, Россия, 11 сентября 2021 года. АЛЕКСЕЙ ДРУЖИНИН/SPUTNIK/AFP via Getty Images

Украинские православные священники, монахи, монахини и верующие собираются у памятника Святому Владимиру во время молебна в центре Киева, Украина, 27 июля 2016 года, по случаю 1028-й годовщины крещения Киевской Руси. Виталий Головин/Corbis через Getty images

Украина стала пробным камнем антизападных настроений Путина во многом потому, что российский лидер и его сторонники видели в своей исторической братской нации последнюю красную черту в длинной череде западных унижений. Путин в своих выступлениях неоднократно называл это «антироссийским проектом» Запада. Эти мнимые унижения уходят корнями в далекое прошлое — не только через 30 лет после окончания холодной войны, и даже не за 100 лет с момента образования Советского Союза в 1919 году.22. Они восходят к эпохе европейского Просвещения более трех столетий назад, которая породила свободу, демократию и права человека. Для таких русских националистов, как Путин, эти события постепенно затмили особый характер России как цивилизации.

По его собственным словам, Путин считает себя не наследником Советов, а поборником русской цивилизации и евразийской империи Москвы, чьи корни уходят в гораздо более ранний Владимир-Санкт-Петербург. Владимир, великий князь киевский с ок. 9 г.с 80 по 1015 год. Святой Владимир был правителем того, что русские считают своей первой империей, славянского государства, известного как Киевская Русь, базировавшегося, конечно же, в Киеве, столице нынешней Украины. Обращение святого Владимира в христианство в 988 г. позже породило идею о том, что Россия станет «третьим Римом» — наследницей павших Римской и Византийской империй после сдачи Константинополя османам. Вот почему, как и Путин, многие россияне называют Киевскую Русь «колыбелью русской цивилизации», а Киев — «матерью русских городов».

Вся эта история является ключом к пониманию бредового мнения Путина о том, что Украина не является и никогда не может быть отдельной страной и «никогда не имела традиции подлинной государственности». Путин ясно дал понять это в своем выступлении 21 февраля, за три дня до вторжения, и в эссе из 6800 слов от июля 2021 года под названием «Об историческом единстве русских и украинцев». В этом эссе он вернулся более чем на 10 веков назад, чтобы объяснить, почему он был убежден, что «русские и украинцы были одним народом — единым целым». Он заявил, что важно понимать, что русские и украинцы, наряду с белорусами, «все являются потомками Древней Руси, которая была самым большим государством в Европе». Путин писал: «Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром… и сегодня во многом определяет нашу близость».

Некоторые ученые считают, что эта одержимость давней историей является причиной того, что Путин, которого за два десятилетия его пребывания у власти часто считали хитрым и сдержанным тактиком, допустил самый большой просчет в своей карьере во время вторжения в Украину. При этом он одним безрассудным шагом объединил против себя украинцев и европейцев, а также весь остальной мир. «Он не понимал, что даже большинство русскоязычных на востоке Украины считают себя теперь украинцами, что за последние 30 лет украинцы сформировали свою страну. Он не осознавал, что их чувство идентичности изменилось», — сказал Петр Ельцов, профессор Университета национальной обороны и автор новой книги 9.0041 Длинная телеграмма 2.0: Неокеннанистский подход к России . «Он также убил весь прогресс, которого он добивался в разделе Европы. Даже Финляндия и Швеция, ранее занимавшие нейтральную позицию, теперь говорят о вступлении в НАТО. Он добился результата, на 100% противоположного желаемому».

Путин (слева), а затем президент Украины Леонид Кучма на церемонии, посвященной завершению Года России, программы интенсивного культурного обмена, в Киеве, Украина, 23 января 2004 г.

Путин (слева) и тогдашний президент Украины Леонид Кучма на церемонии, посвященной завершению Года России, программы интенсивного культурного обмена, в Киеве, 23 января 2004 г. АЛЕКСАНДР НАТРУСКИН/AFP via Getty Images

историческая направленность также призвана передать его глубоко укоренившуюся веру в то, что Россия — это отдельная цивилизация, имеющая мало общего с Западом. Это ключевой элемент «евразийства», российской имперской идеологии, которой более 100 лет, но сегодня она направлена ​​против того, что Путин и его сторонники называют «мещанством» Запада и коррумпированностью его демократий, сказал Келли. О’Нил, историк России из Гарвардского университета. Она предположила, что нежелание Путина полностью интегрировать современную Россию в глобальную экономику — помимо продажи ей большого количества нефти и газа — основано на евразийской вере в то, что Россия и ее доминионы — это «отдельные экономики, принадлежащие этому прекрасному имперскому целому. Это защитный механизм. Если вы интегрируетесь, то становитесь более уязвимыми. Их точка зрения такова: «Мы — крепость Россия». Нам больше никто не нужен».

Такое отношение также имеет глубокие корни в российской истории, особенно в российской вере в то, что православное христианство выше либерального христианства Запада, которое Путин и другие консервативные русские считают испорченным идеями Просвещения. В начале 19 века русским ответом на кредо Просвещения Французской революции «Liberté, Égalité, Fraternité (Свобода, Равенство, Братство)» было «Православие, Самодержавие и Народность» — что Сергей Уваров, министр народного просвещения при царе Николая I, сформулированные как концептуальные основы Российской империи. Это трехстороннее кредо не упоминается в речах и письмах Путина — ему все еще нравится притворяться, что Россия — это демократия, — но на него ссылались крайне правые мыслители, которые, как говорят, оказывают влияние на Путина, включая Александра Дугина, Льва Гумилева, Ивана Ильина, Константина Леонтьева, Сергея Петровича Трубецкого и других двухсотлетней давности.

«Евразийство — это имперская идея, потому что она предлагает способ примирить единство людей в целом и их разнообразие», — сказал О’Нил. «Это трудно сделать, если у вас нет империи».

«Формула Уварова объясняет, почему кажется, что Россия всегда реанимирует самодержавную империю в периоды кризиса — как это было после большевистской революции 1917 года и сейчас после распада Советского Союза», — сказал Ельцов. Евразийские цели Путина также могут жить или умереть только благодаря самодержавию и имперской власти, говорят Ельцов и другие ученые. «Евразийство — это имперская идея, потому что она предлагает способ примирить единство людей в целом и их разнообразие», — сказал О’Нил. «Это трудно сделать, если у вас нет империи».

Для Путина идея восстановления евразийской империи под его правлением, частью которой должна быть Украина, кажется центральной в его понимании судьбы как лидера. Россия, обширная земля между Европой и Азией, представляет собой цивилизацию, которая никогда не могла решить, является ли она более европейской или азиатской — дилемма усугубляется тем фактом, что монголы правили ею в течение 240 лет, оставив после себя миллионы татарских потомков. . Россия тоже не может договориться о том, какими должны быть ее границы, даже через тысячу лет.

«В Европе границы установлены по рекам и горным хребтам, но Россия не так смотрит на установление границ. Со временем они менялись», — сказал Томас Грэм, бывший высокопоставленный американский дипломат и эксперт по России, который сейчас работает в Совете по международным отношениям, в значительной степени из-за опасений Москвы перед вторжением. «Люди давно говорят, что в истории никогда не было русского национального государства, что это всегда была империя того или иного рода. Границы России сегодня в значительной степени совпадают с границами России в 1721 году, когда была основана империя. Как они это видят сейчас, [распад СССР] 1991 свел на нет 200–300-летние геополитические успехи».

Главной целью Путина на посту президента было максимально изменить эту тенденцию. Или, как писал в 2019 году кремлевский идеолог Сурков: «Обвалившись с уровня СССР на уровень [Российской Федерации], Россия перестала рушиться, начала восстанавливаться и возвращаться в свое естественное и единственно возможное состояние как великая земля, объединяющая и увеличивающая общность ее народов». В результате, заключил Сурков, Россия скоро вернется к былой славе и высшим чинам геополитической борьбы.

Грэм и другие эксперты по России сказали, что было бы ошибкой рассматривать Путина просто как разъяренного бывшего аппаратчика КГБ, расстроенного распадом Советского Союза и вторжением НАТО после холодной войны, как его часто изображают западные комментаторы. Сам Путин ясно дал понять это в своем выступлении 21 февраля, когда он отрекся от советского наследия, обрушившись на ошибки, допущенные бывшими лидерами Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным в предоставлении Украине хотя бы частичной автономии. Напротив, Путин и другие русские националисты сегодня считают марксизм-ленинизм всего лишь еще одним достойным сожаления западным импортом.

Путин и Кучма зажигают свечи во время службы в соборе Киево-Печерской лавры в Киеве, Украина, 24 января 2004 года.

Путин и Кучма зажигают свечи во время службы в соборе Киево-Печерской лавры в Киеве 24 января. 2004. ВЛАДИМИР РОДИОНОВ/АФП через Getty Images

Путин скорее русский мессианский националист и евразиец, чьи постоянные ссылки на историю, восходящие к Киевской Руси, пусть и правдоподобные, являются лучшим объяснением его взгляда на то, что Украина должна быть частью российской сферы влияния. влияние, считают эксперты. В своем эссе в июле прошлого года Путин даже предположил, что формирование отдельной демократической украинской нации «сравнимо по своим последствиям с применением против нас оружия массового уничтожения».

Как показал Путин, превратив краткий эксперимент постсоветской России с демократией при бывшем российском президенте Борисе Ельцине в структуру своей личной власти, он также никогда не проявлял симпатии к западному послевоенному порядку либерально-демократического капитализма. Вместо этого для него период после окончания холодной войны был в основном связан с изменением границ и власти. Путин руководствовался главным образом старой стратегической концепцией, принятой диктаторами Наполеоном Бонапартом, Адольфом Гитлером и другими традиционными стратегами последних столетий, о необходимости «стратегической глубины» или буферных зон для защиты своих границ. Для Путина, чей отец воевал во Второй мировой войне (Путин каждый год несет его фотографию на национальном параде, посвященном тому, что русские называют Великой Отечественной войной), и для многих других россиян определяющим событием в их жизни стала травма гитлеровского вторжения и гибели десятков миллионов своих соотечественников. Это сравнивали в то время и до сих пор с пагубной войной Наполеона против России столетием ранее.

«Это чувство уходит вглубь веков: чтобы выжить, вам нужна стратегическая глубина, поэтому вам нужно отодвинуть границы как можно дальше от центра земли».

«Россия неоднократно подвергалась вторжению. Это то, что нам в Соединенных Штатах очень трудно понять, потому что мы никогда не сталкивались с катастрофой такого масштаба», — сказал Грэм. «Это чувство уходит вглубь веков: чтобы выжить, вам нужна стратегическая глубина, поэтому вам нужно отодвинуть границы как можно дальше от центра страны — не столько физические, сколько геополитические барьеры. Вы просто давите, пока не встретите что-то, что может сопротивляться вам».

Странное обещание Путина «денацифицировать» Украину, чтобы оправдать свое вторжение — особенно странное, потому что президент Украины Владимир Зеленский — еврей, — лучше понять, если учесть, что он может на самом деле верить, что все еще воюет во Второй мировой войне, когда значительное количество украинцев присоединился к нацистам. Национальный герой Украины Степан Бандера, чье имя украшает многие улицы Киева, столицы Украины и других городов, а статуи которого можно найти по всей стране, сам был крайне правым националистом, который вступил в союз с нацистами и руководил еврейскими погромами. В своих речах Путин часто превращал борьбу союзников против нацистов в триумф, в основном, России. «Вероятно, он искренне верит, что воспроизводит войну, снова борясь с нацизмом», — сказала Марлен Ларюэль, исследователь России из Университета Джорджа Вашингтона.

Консолидация власти Путина и попытки вернуть части бывшего советского блока, начиная с его вторжения в Грузию в 2008 году, также являются результатом того, что Ельцов называет «веймарским синдромом» — жгучим чувством поражения и унижения после советской России. поражение в холодной войне. По словам Ельцова, одна из причин, по которой Путин до сих пор так популярен, заключается в том, что многие простые россияне разделяют его чувство национальной несправедливости. Это аналогично тому, что произошло в Германии после Первой мировой войны, когда народное возмущение Версальским договором, слабость и хаос в Веймарской республике спровоцировали правую реакцию и, в конечном счете, приход к власти Гитлера.

Посетители рассматривают копию картины известного русского художника Репина «Заседание Федерального собрания», созданную Сергеем Калининым и Фаридом Богдаловым, с изображением Путина в царском костюме в Москве 16 сентября 2004 года.

Реплика картина известного русского художника Репина «Заседание Федерального собрания», созданная Сергеем Калининым и Фаридом Богдаловым, на которой изображен Путин в царском костюме в Москве 16 сентября 2004 года. МЛАДЕН АНТОНОВ/АФП через Getty Images

Не каждый русский, конечно, разделяет эти антизападные взгляды, пусть и на сотни лет назад. Великие деятели русской истории, особенно два ее самых прославленных царя, Петр Великий и Екатерина Великая, часто стремились принять Запад и европейскую идентичность России. Петр, правивший с 1682 по 1725 год, был настолько очарован Западом, что приказал своим боярам, ​​или панам, обучать своих детей в Европе и даже ввел «налог на бороды», чтобы заставить их выглядеть чисто выбритыми европейцами. Екатерина переписывалась с философом-просветителем Дени Дидро, называла своим героем французского писателя Вольтера и первоначально стремилась создать парламент и освободить крепостных. Многие королевские и аристократические русские семьи охотно скрещивались со своими европейскими собратьями; Сама Екатерина была родом из Пруссии.

Но и Петр, и Екатерина тоже были завоевателями. И эти реформистские усилия по интеграции, хотя они и помогли модернизировать Россию и породили всех тех франкоязычных русских аристократов, которые населяли произведения Льва Толстого и Антона Чехова, почти всегда затмевались более глубокими консервативными страхами перед Россией. Сегодня российские националисты высмеивают западные реформаторские усилия Петра Великого, называя их бунтарской «пятой колонной». Даже Борис Немцов — либеральный оппонент путинского режима, убитый на мосту у Кремля в 2015 году, — еще в 19-м году предположил, что России может быть выгодна конституционная монархия.93.

В той степени, в которой многие жители Запада мало что понимают, почитаемые ими русские литераторы, такие как Федор Достоевский и Александр Солженицын, также были приверженцами этой идеи «великой России» под властью абсолютного самодержца. Солженицын, лауреат Нобелевской премии, наиболее известный своими работами, разоблачающими ужасы советского ГУЛАГа, позже стал одним из любимых интеллектуалов Путина. Перед смертью в 2008 году Солженицын писал в эссе: «Все разговоры об отдельном украинском народе, существующем где-то с девятого века и имеющем свой нерусский язык, — это недавно придуманная ложь». Незадолго до своей смерти в 1881 году Достоевский писал: «Для народа царь есть воплощение его самого, всей его идеологии, его надежд и верований».

Многие эксперты по России говорят, что Путин всего лишь последний царь России, и именно так его должны рассматривать западные стратеги, которые сейчас ищут способы остановить его. Ответ, в конце концов, может заключаться в том, чтобы понять, что Путин действует скорее из слабости, чем из силы. Другими словами, Путин оседлал тигра демократического самоопределения на Украине и в других бывших государствах российского пространства — все они теперь хотят присоединиться к Западу — и он, возможно, не знает, как от него отделаться. Ельцов утверждает, что в результате многовековых усилий по контролю за столь многими этническими национальностями в пределах своих постоянно меняющихся границ Россия не может долго существовать как настоящая либеральная демократия.

Если бы она приняла Запад и его демократические ценности, сказал он, «Россия, вероятно, распалась бы».

Исправление от 14 марта 2022 г.: В предыдущей версии этой статьи было неверно указано точное место смерти Бориса Немцова.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В РОССИИ

I. Изучите информацию, представленную в тексте.

Первые сведения о проникновении христианства на Русь относятся к 1 -му веку нашей эры. В 9-й век Русь дважды принимала христианство: сначала в 957 году при Ольге, а затем при Владимире в 988 году.

После крещения Ольги христианизация Руси стала быстро развиваться. Россия поддерживала дружеские отношения как с Византийской империей, так и с Римской церковью; было также место для мусульман и евреев. Но принять христианство было необходимо по нескольким причинам:

1. Необходимо было в интересах развития государства избежать изоляции от остального мира.

2. Единобожие было сущностью единого государства с монархом во главе.

3. Христианство укрепило семью и ввело новые нравы.

4. Христианство способствовало развитию философии культуры, богословской литературы.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (языческое равноправие).

Видимо, сам Владимир думал о своей жизни, полной братоубийства и разврата. Христианство могло дать отпущение грехов и очистить душу.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии и Иудейской Хазарии. Ислам не стал популярным, потому что запрещал употребление вина. Католичество также не подходило, так как служба велась на латыни, а во главе Церкви стоял Папа, а не светская власть.

В 987 году Россия вступила в сношения с Византией для крещения. Владимир потребовал взять в жены сестру императора Василия II царевну Анну. Что касается Византийской империи, то ей требовалась дополнительная помощь для борьбы с мятежниками. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но Владимир, в свою очередь, должен был креститься и подавить восстание. В Византию был послан русский отряд и восстание подавлено, но греки не спешили выполнять условия договора о браке. Владимир собрал войско и в 9 году88 продвинулись к центру византийских владений в Крыму Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды с осажденных стен в лагерь Владимира была послана стрела с посланием. В сообщении говорилось о необходимости перекрыть водопровод. Послание написал священник Анастас.

Херсонес пал, и Владимир отправил гонцов в Царьград с требованием выдать Анну замуж за него. В своем послании он пообещал креститься. Именно здесь его окрестили Василием. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священнослужителей.

Крещение Руси

Между крещением Владимира и Крещением Руси прошло много времени. В 990 году были предприняты первые попытки введения новой веры. Это встретило большое сопротивление со стороны язычников.

Первым крестился Киев. началось строительство церквей. В Новгороде Владимир поручил миссию своему дяде Добрыне. Но горожане разрушили его двор и убили его родственников. Тем не менее восстание было подавлено. Византийская империя всячески помогала России, т.е. в перевозке книг, которые были тщательно переведены.

Светская власть стояла во главе Церкви, а не священнослужитель (как Римский Папа).

Значение христианизации Руси

Несколько веков ушло на укрепление христианства, но влияние язычества не ослабевало. Так что это было время для двух религиозных верований. С одной стороны люди молились в церкви, а с другой продолжали отмечать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а Масленица с Великим постом.

1. Церковь получила в свое распоряжение земли. Что касается монастырей, то они придерживались безбрачия и отказа от всех плотских и мирских удовольствий. Отец игумен был во главе монастыря. Со временем монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества.

2. Окрепнув в экономическом отношении, Церковь стала играть большую роль в политической жизни. Некоторые архиепископы и митрополиты принимали участие в политических интригах, но в целом были против междоусобиц и за единство России.

3. Открыто несколько школ при церкви. Большой расцвет получили церковные искусства: иконопись и летописание.

4. Более того, князья стали поручать судебные процессы, касающиеся семьи и религии, Церкви.

5. Содействуя развитию культуры и грамотности, Церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, считая веселые праздники Коляды и Масленицы бесовскими.