При каком князе крестили русь: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Крещение Киевской Руси означало приход на эти территории европейской цивилизации – историк

28 июля в Украине традиционно отмечают день Крещения Украины-Руси, отдавая дань князю Владимиру Святославичу, который в 988 году инициировал крещение своих подчиненных и своего государства. Начинал Владимир свою политическую, военную и государственную деятельность как предводитель отряда норманнов, а закончил ее как прославленный правитель мощного государства, которое стало частью европейской христианской цивилизации. Историк Вадим Аристов рассказывает Радіо Свобода о князе Владимире, почему его назвали Великим и о значении Крещения Украины-Руси для Восточной Европы.

– О князе Владимире можно узнать по ряду источников различного происхождения. Часть из этих источников византийского и русского (эпохи Киевской Руси и более позднего периода) происхождения, рассказывают о его военных походах, инициированном им крещении, династическом браке с византийской принцессой Анной и тому подобное. В центре внимания этих произведений есть сообщения о походе Владимира на византийский Херсонес в Крыму и его решение принять крещение.

Древняя монета эпохи князя Владимира Святославича

Другая группа источников имеет немецкое происхождение, тексты написаны на латыни и изображают образ князя Владимира Святославича во второй половине его жизни, то есть после крещения. Вы не найдете здесь ни рассказов о первых годах его правления, ни подробностей о его военной победе. Наоборот: здесь князь предстает именно как Владимир Великий, глава государства, человек, который себя сделал сам, как говорится. В этих документах Владимир предстает как успешный правитель Киевской Руси и фактический владыка большого города – Киева.

– А каким видели князя Владимира «документалисты» самой Руси-Украины, где он княжил?

– О Владимире Святославиче можно прочитать в «Повести временных лет», это первая русская хроника. По тексту хроники, жизни Владимира разделено на две части: первая часть Владимировой жизни – это языческий период, вторая – христианская. Создается впечатление, будто все военные походы Владимир совершил в языческий период своей жизни, демонстрируя при этом большую жестокость и воинственность.

Интерьер Свято-Софийского собора. Киев, 7 января 2019 года

А стоило князю креститься – и все изменилось: он женился на принцессе Анне, демонстрировал миролюбие, а если приходилось воевать, то приказывал армии только обороняться от кочевников и язычников.

Но в исторической науке описание такой «двойной» жизни Владимира считают искусственным. Думаю, жизнь Владимира Святославича на самом деле типична для варварских вождей или правителей того периода: они принимали христианскую веру, за ними крестилось их окружение, дальше их подданные. И христианство таким образом расходилось по всей территории или по стране, которую эти правители контролировали.

– Можно ли утверждать, что в тот период крещение было делом престижа?

– Да, это был вопрос личного престижа: приняв крещение, князь, так сказать, «получил доступ» на равных к руководству Византии и европейских государств. Это позволило Владимиру Святославичу жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора Константина, который имел огромное влияние на христианский мир – о таком династическом браке мечтали десятки видных политиков и власть имущих.

Одно из древнейших изображений трезубца с археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве

– Какую роль сыграла для государства инициатива Владимира Святославича приобщить Киевскую Русь к христианству?

– Крещение князя Владимира, а затем его подданных и его государства ознаменовало приход на эти территории европейской цивилизации. Для князя и других чиновников крещение, переход в христианство означало ориентацию на политические и культурные традиции и «тренды» того времени, связанные с Византией. Крещение – это не только новая вера или новая религия. Это несколько шире: например, это архитектура, так как надо было христианские храмы, церкви строить. Так, современные исследования подтверждают, что князь Владимир Великий был заказчиком, инициатором построения главного храма древнерусского государства – собора Святой Софии в Киеве.

Собор Святой Софии Киевской

– Что побудило князя Владимира Святославича принять христианство и окрестить Русь-Украину?

– Крещение открыло перед князем и политической элитой Киевской Руси возможности для так называемой «брачной дипломатии». То есть можно было заключать браки с представителями или представительницами властных семей Европы. Я бы сказал так: крещение превратило варварскую перед тем страну «на краю Европы» на пост-варварскую, цивилизованную страну. И, кстати, мы продолжаем жить в этой цивилизации более тысячи лет, поэтому недаром князя назвали Владимиром Великим.

И если для первого поколения русских князей-христиан сама по себе религия значила не так уж и много, то для их детей, внуков и правнуков, крещенных в детстве, религия имела значение.

А первые князья-христиане мне чем-то напоминают наших современников: для них престижно прийти в церковь на Пасху с «самой большой паской», построить часовню, а то и целый собор, в «своем» селе или на территории своей усадьбы.

  • Радіо Свобода

    Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода

исторические споры вокруг крестителя Руси

Сергей Глезеров

Наследие
25 июля 2018


Князь Владимир Святой, креститель Руси, занимает особое место в истории России. Несколько лет назад памятник ему был открыт в Москве.

Картину, запечатлевшую крещение Суздальской земли князем Владимиром Святым, многие искусствоведы считают жемчужиной творчества итальянского живописца Сальватора Тончи. Из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника


В то же время собственные «права» на князя Владимира Святославича предъявляет Украина, претендующая на то, чтобы считать его одним из основателей своей государственности. Иными словами — идет спор за историческое наследство. Разобраться в его хитросплетениях нам поможет доктор исторических наук член-корреспондент РАН Алексей Сиренов. По его мнению, отношение к князю Владимиру на протяжении веков неоднократно менялось, претерпевая порой неожиданные метаморфозы.


— Алексей Владимирович, почему такие жаркие споры идут именно вокруг Владимира Святого?


— У каждого христианского народа есть свой герой-креститель. Это не только важный конфессиональный момент. И князь Владимир — ключевая фигура не только и не столько по этой причине. Фактически с него ведет отсчет наша история.


Дело в том, что все основные информативные источники, на основе которых можно ее составить, пришли вместе с письменностью. Недаром еще с XIX века возникло деление на «исторические» и «доисторические» народы. «Доисторические» — те, кто не имел письменности. Как не имело ее и славянское язычество. Письменность у восточных славян появилась только после принятия православия.


Все, что было прежде, менее документировано, то есть более легендарно. Например, до сих пор неизвестно, был Рюрик или нет?. . Известие же о крещении Киевской Руси присутствует во всех летописях. Этот факт не подвергается никаким сомнениям. Статус равноапостольных святых крестителей Руси князь Владимир и княгиня Ольга получили еще в домонгольское время. Церковное почитание князя Владимира начало формироваться в XI веке, на его святость указывал уже митрополит Илларион в созданном им «Слове о законе и благодати»…


Вот почему факт крещения в христианскую веру важен не только для воцерковленных православных людей — он важен для всех, ощущающих свою принадлежность к русской, в широком смысле — российской культуре.


При этом князь Владимир — чрезвычайно значимый исторический персонаж не только для России, но и для современных Украины и Белоруссии. Это три государства, которые поделили между собой наследство Древней Руси и в равной степени являются ее прямыми продолжателями. Россия — как исторический преемник Киевской Руси, Белоруссия — как один из центров древнерусской истории и культуры, Украина — потому что она располагается на тех землях, что когда-то и Киевская Русь.


Но когда на Украине князя Владимира рассматривают как основателя украинской государственности — это уже явная натяжка. Поскольку зарождение государственности (производное от понятия «государь», которым в России в XVI веке называли великих князей и царей) относится к гораздо более позднему времени, к XVII веку.


Кстати, спор о том, кому «принадлежит» историческая личность князя Владимира, возник вовсе не сегодня. Можно сказать, что продолжается он уже много веков. Связано это с разделением земель бывшей Киевской Руси и формированием на ее территории нескольких крупных государственных образований — Московского княжества, Великого Новгорода и Великого княжества Литовского.


— Каждое из них хотело видеть во Владимире «своего» святого?


— Да, в целом так. Причем Киеву и Новгороду было проще: Киев был крещен самим князем Владимиром, а в Новгород он отправил для выполнения этой задачи своего дядю — воеводу Добрыню. А вот Москву Владимир не крестил, и со временем этот факт становился для ее правителей неудобным.


Во времена Владимира московские земли была глухой провинцией Киевской Руси. Там жили, главным образом, языческие угро-финские народы. Археологические находки подтверждают присутствие там славян, но не очень значительное. Славяне колонизировали эти земли и по мере своего продвижения, происходившего в XI — XII веках, крестили угро-финнов. Существует легенда, что мерю обратил в христианство первый епископ Ростовский Леонтий…


А раз московские земли обошлись без князя Владимира, значит, этот факт пришлось выдумать. И в начале XV века в окружении московского князя Василия Дмитриевича был вымышлен суздальский поход, якобы совершенный Владимиром в 990 году. Будто бы в ходе этого похода он основал город Владимир на Клязьме, ставший через несколько столетий столицей нового государственного образования, которое впоследствии стало называться Россией.


Зачем потребовалась эта легенда? Дело в том, что в начале XV века Великий Новгород, крещенный при князе Владимире, еще не входил в Московское государство — он был подчинен ему только в конце XV века. А Киев тогда находился в составе территории Великого княжества Литовского, с которым у Москвы были весьма напряженные отношения. Москва хотела считаться наследником Киевской Руси и доказать, что Владимир крестил не только Новгород и Киев, но и земли будущего Московского государства.


Причем особенных доказательств легенда не требовала. Достаточно было внести этот факт в летопись. Летописное свидетельство в начале XV века — примерно то же самое по своему масштабу и значимости, как поставленный несколько лет назад памятник князю Владимиру в Москве.


Дело в том, что обычно в правление очередного князя начинали вести новую летопись. Историю излагали от призвания Рюрика. В летопись переписывали то, что было в предыдущих, и добавляли что-то свое. Вот и тут вставили рассказ о том, как Владимир крестил Киев, а потом пошел походом в смоленские и суздальские земли, крестил Суздаль и основал город Владимир на Клязьме.


Для начала XV века это был очень важный факт, поскольку, хотя Москва к тому времени уже фактически считалась главным городом Московского государства, его титульной столицей оставался Владимир на Клязьме. И называлось оно официально Великим княжеством Владимирским, а московские князья носили титул великих князей Владимирских.


Полтора века спустя, при Иване Грозном, правившем в XVI веке, Владимир Святой вообще был едва ли не главной почитаемой исторической фигурой: властительный государь хотел, чтобы киевский и константинопольский патриархи подтвердили его царский статус. А для этого нужно было доказать, что он происходит из царского рода. Князь Владимир и здесь пришелся очень кстати: ведь его женой была византийская принцесса Анна! И при Иване Грозном слагали жития князя Владимира, в честь него писали иконы и ставили храмы.


— Получается, что имя князя Владимира в самые разные времена приносило и политический, и культурный капитал…


— Да, в России это происходило в XV — XVI веках. В конце XVI века династия Рюриковичей пресеклась, конъюнктура сменилась, и имя Владимира стало как-то даже мешать. Зато с 30-х годов XVII века к его образу стали активно обращаться в Киеве, когда там получила официальное признание православная епархия.


История эта давняя. В Древней Руси резиденция митрополита была в Киеве — оттуда он руководил всеми русскими землями. В конце XIII века митрополит со всем двором покинул Киев, разоренный монгольским нашествием, — переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, которая уже начинала претендовать на главенство. И с первой половины XIV века киевские митрополиты фактически жили в Москве. Но назывались они киевскими, и киевские земли были им подотчетны.


Так продолжалось до 1439 года, когда была заключена Флорентийская уния, согласно которой православная Константинопольская церковь официально признала главенство Римского Папы. Примкнул к ней в том числе и митрополит Киевский Исидор, специально прибывший из Москвы. По возвращении его заключили под стражу за вероотступничество. Он бежал в Литву, а в Москве поставили другого митрополита.


С этого момента киевских митрополитов стало два: один, не признававший власть константинопольского патриарха, — в Москве, другой, от Исидора и его преемников, — в Великом княжестве Литовском.


Прошло еще полтора века, и в 1589 году константинопольский патриарх сделал шаг навстречу: он прибыл в Москву и придал тогдашнему митрополиту Иову статус патриарха. С этого момента константинопольский и московский патриархи общались на равных.


Что же касается судьбы православия в Великом княжестве Литовском, то оно подвергалось гонениям. Спустя почти тридцать лет после того, как в 1569 году Литва подчинилась Польше (возникла Речь Посполитая), православных поставили под власть Римского Папы — так возникли униаты, или грекокатолики, столь распространенные ныне в землях Западной Украины. Но не все православные приняли унию, и в 30-е годы XVII века, когда киевским митрополитом стал Петр Могила, выдающийся политический, общественный, религиозный деятель того времени, он добился, чтобы польский король признал православную епархию.


Петр Могила нуждался в том, чтобы обосновать глубинные корни православия в Киеве. И вот тут востребованной оказалась как раз личность Владимира Святого. Именно Петр Могила в 1635 году организовал первые раскопки Десятинной церкви, где, по преданию, был похоронен князь. В мраморном саркофаге были обнаружены его мощи. Он изъял честную главу (череп) князя Владимира. Часть мощей (челюсть) Петр Могила отвез в Москву в подарок царю Михаилу Федоровичу, рассчитывая, что его примут с распростертыми объятиями.


Однако ничего подобного не произошло. В Москве уже давно все поменялось. Это в XV и XVI веках Владимир был важен тем, что он был предком московских князей, а Романовы отнеслись к памяти о Владимире Святом довольно прохладно. .. Несмотря на это, киевские иерархи, желавшие поддержки московского царя, постоянно апеллировали к имени святого Владимира.


К культивированию его памяти Романовы вернулись только в XVIII веке, когда Киев уже находился в составе Российской империи. Сподвижник Петра Великого Феофан Прокопович, киевлянин, стал автором первого крупного произведения о князе Владимире (хотя для Петра Великого исторической личностью номер один все-таки был Александр Невский).


Что же касается мощей князя Владимира, то тут почти детективная история. Его голова долгие годы хранилась в Киево-Печерском монастыре. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, по некоторым непроверенным данным, ее отправили в Ленинград в лабораторию знаменитого в будущем антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова, который по черепам создавал скульптурные портреты исторических личностей. Но началась война, Герасимова эвакуировали в Самарканд, а голова князя якобы исчезла в блокадном Ленинграде. Есть и другие версии послереволюционной судьбы этой реликвии. Во всяком случае она до сих пор не найдена… Челюсть же Владимира, отправленная Петром Могилой в Москву, хранится ныне в храме Христа Спасителя.


— А как бытовала дальше легенда о Суздальском походе князя Владимира?


— Жила своей жизнью. Известие об основании города Владимира и крещении местных жителей обрастало все новыми подробностями.


В 1674 году в типографии Киево-Печерского монастыря вышло первое опубликованное сочинение по русской истории — так называемый киевский Синопсис. Составители этого исторического трактата представили древнерусскую историю в том пророссийском духе, в каком от них ожидали в Москве. В Синопсисе появилось совершенно не соответствующее всем представлениям о древнерусской истории утверждение, что князь Владимир не только основал Владимир на Клязьме, но и перенес туда столицу из Киева…


В XVIII веке, когда Киев уже находился в составе России, легенда о Суздальском походе утратила свою актуальность. Не случайно о ее достоверности русские историки того времени отзывались весьма скептически. Так, Василий Татищев предположил, что поход князя Владимира если и состоялся, то не в Суздальскую, а в Волынскую землю, и основан был в результате город Владимир-Волынский.


Постепенно вопрос о том, был или не был Суздальский поход князя Владимира, перешел на «местный» уровень. В 1802 году увидела свет монография гимназического учителя из Владимира Ивана Федоровича Дмитриевского. Изначально рукопись книги была прислана в дар императору Александру I, который высоко оценил труд первого владимирского краеведа, распорядился его опубликовать, а автора наградил бриллиантовым перстнем. Дмитриевский настаивал на достоверности рассказа о Суздальском походе. Доказательства сводились к перечислению разных версий описания Суздальского похода в летописях, Степенной книге и Синопсисе.


Во время войны с Наполеоном во Владимире оказался эвакуированный из Москвы итальянский художник Сальватор Тончи. Доведенный до нервного расстройства неприятностями военного времени, он воспринял свое пребывание во Владимире как чудесное спасение. В благодарность за это экзальтированный художник в 1813 году написал большое полотно, изображающее крещение Суздальской земли князем Владимиром Святым, которое долгое время украшало городской Успенский собор, а в настоящее время хранится в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


В течение XIX века сюжет об основании города Владимира князем Владимиром Святым был одним из самых популярных во владимирской краеведческой литературе.


— А в советское время?


— Известие о Суздальском походе было официально признано недостоверным. Основание Владимира исследователи стали относить к началу XII века, а основателем города считать киевского князя Владимира Мономаха. Причем они основывались на свидетельствах из поздних летописей, XV века, — прежде таких упоминаний не было.


Как бы то ни было, но археологи не находят на территории Владимира следов городских построек, возведенных ранее XII века. То есть город возник спустя многие годы после кончины князя Владимира Святого.


В летописях есть одно очень туманное, неоднозначное указание, которое никак не удается истолковать правильно. Во второй половине XII века, когда Владимир стал занимать лидирующее место среди других городов северо-восточной Руси, возник спор его «отцов» с ростовцами и суздальцами — представителями более старых и крупных городов. Владимирцы заявили: мол, наш город основал великий Владимир, поэтому мы имеем право на столичный статус и не будем вам подчиняться. Кого они имели в виду — Владимира Мономаха или Владимира Святого? — остается непонятным. О том, кто же основал город Владимир, древние летописи молчат…


В конце XX века общественность Владимира подняла вопрос о праздновании 1000-летнего юбилея города, имея в виду его основание в 990 году. В местной печати были сделаны попытки доказать достоверность Суздальского похода, но научного и общественного резонанса они не имели. Правда, в 2007 году, следуя версии Суздальского похода, в городе установили памятник его основателям, коими посчитали князя Владимира Святославича и епископа Феодора — одного из героев легенды о Суздальском походе.


И сегодня есть историки, которые считают, что Суздальский поход действительно был. Их главный аргумент: «так говорится в летописях»…


Материал был опубликован в газете под № 133 (6242) от 25.07.2018 под заголовком «Ключевая фигура».

#история
#Крещение
#православие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (6242) от 25.07.2018.

Материалы рубрики

11 ноября, 14:11

Подозреваются все! Загадка опустошительных пожаров в Петербурге

11 ноября, 14:03

«Петляющий» трамвай. Как в Выборге появился этот общественный транспорт

09 ноября, 15:32

Юбилей в золотом исполнении.

Подарки Брежневу к 75‑летию поражали изысканностью

09 ноября, 14:54

Бремя Брежнева. Эпоха его правления могла стать золотым веком СССР

08 ноября, 14:00

Поселение странников. Стрельна гораздо старше Петербурга

Комментарии

Загрузка…

Новости партнеров

Мы не знали, где находимся | ИнКонтекст

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле». Послы русские (987), в рапорте князю Владимиру Киевскому.

Собор Святой Софии теперь в руках мусульман

Владимир, князь киевский, языческий гуляка с гаремом из восьмисот человек. Он жесток и могуч, подчинив себе большую часть региона, известного как Русь. Не обращая внимания на распространение христианства среди своих подданных, он воздвиг множество статуй древним богам своего народа.

Однако князь Владимир начинает осознавать, что языческие боги не в силах объединить Русь. Заинтересовавшись вопросом веры при планировании кампании против Восточной Римской империи, он отправил посольства в соседние государства Болгарии, Хазарии и Византии для проверки их верований. Послы возвращаются, заявляя, что ислам Болгарии слишком неудачная религия, чтобы ее принять. Тот факт, что ислам запрещает ферментированные напитки и свинину, не нравится русским, которые не могут представить себе жизнь без них, особенно без напитков. Сам Владимир отвергает иудаизм своих соседей-хазар, так как он говорит, что потеря евреями Иерусалима и его храма доказывает, что Бог оставил их. Что касается немецкого католицизма, то послы описывают его как простой и суровый. Однако их впечатление о вере их православных соседей на юге совершенно иное. Посетив службу в славном соборе Святой Софии в Константинополе, они сообщают:

«И пошли мы в земли греческие, и повели нас в место, где служат они Богу своему, и не знали, где находимся, на небе или на земле; и не знаю как об этом рассказать. Все, что мы знаем, это то, что Бог живет там с людьми и их служение лучше, чем в любой другой стране. Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; поэтому мы не можем больше оставаться в язычестве».

Владимир и его подданные не совсем чужды христианству. Бабушка Владимира, Ольга, много лет назад приняла западную религию. Есть и стратегические причины принять веру. Из всех соседей Владимира христианская Византия самая сильная. Однако его могущество не удерживает князя от угрозы войны с Константинополем, если император Василий II не выдаст за него свою сестру Анну. Василий отвечает, что женщинам-христианкам разрешено выходить замуж только за мужчин-христиан.

Владимир соглашается креститься и отсылает своих языческих жен. К нему приводят Анну с несколькими священниками, которые наставляют и крестят его.

Во Владимире перемена существенная. Он становится добрее и наполняется рвением свергнуть старых богов и обратить своих подданных в свою новую веру. Он рубит или сжигает статуи языческих богов и тащит по грязи изображение Перуна, главного божества своего народа. Он требует, чтобы все его подданные приняли христианство, что они и делают при массовом крещении. Отвергнув старых богов, он строит много церквей для своего нового Господа. Россия становится ведущей православной державой.

— Дэн Грейвс

Копни немного глубже

  • Брэдбери, Дорис. Русская Православная Церковь. Москва: Прогресс, 1982.
  • Православное издательское общество «Никодем». «Житие равноапостольного великого князя Владимира [Владимира] Киевского».
  • Православный Амери ок. http://www.ro ок. org/OA/59-60/59f.htm
  • «Русское христианство». Христианская история № 18.
  • Кубилюс, Керри. «Князь Владимир – Восточное православие». http://eeuropeanhistory.suite101.com/article.cfm/origins_of_east_orthodoxy
  • Шипман, Эндрю Дж. «Св. Владимир Великий». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  • «Владимир, ул. Оксфордский словарь христианской церкви, под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  • .

Следующие статьи

В Москве планируют установить статую киевского князя Владимира против оппозиции обратил восточных славян в православие, совершив массовые крещения на отмелях Днепра в Киеве.

Но новый монумент будет стоять далеко от этого исторического места, на высоком берегу Москвы-реки в стране под властью другого Владимира — президента Путина — в то время, когда Россия и Украина находятся в напряжении.

Далеко за линией фронта войны между киевскими войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами на Украине планы памятника Владимиру воплощают ожесточенную, хотя и менее кровавую битву: борьбу за ключевые элементы в долговременной общая история, переросшая во вражду, когда Киев смотрит в сторону Европы.

Великий Князь Владимир — Владимир по-украински — стоит в центре этой борьбы. Он правил Киевской Русью из Киева, колыбели русской цивилизации и столицы Украины, и является святым покровителем в обеих странах.

Однако его долгое время считали принадлежащим Киеву, где парящая статуя была главным символом города с момента ее возведения на «Владимирской горке» над Днепром в 1853 году.

С московскими городскими властями уже отдавая приказы о начале предварительного строительства, историческое превосходство кажется плохо замаскированным: 24-метровый российский монумент будет на три метра выше киевского.

Новый памятник занял почетное место. Подняв большой православный крест, Владимир из России будет наблюдать за городом со своего возвышения на гребне Воробьевых гор — одной из самых высоких точек города — спиной к громаде сталинской эпохи Московского государственного университета.

Если он построен.

Петиция протеста

Инициатива не лишена недоброжелателей, чьи возражения варьируются от геологических до геополитических.

Более 55 тысяч москвичей подписали петицию против строительства памятника.

Многие протесты вращаются вокруг прозаических разрешений на строительство, сомнительных документов и опасений по поводу пригодности земли. В петиции планы осуждаются как «незаконные и опасные», отмечается, что территория Московского государственного университета является охраняемым культурным объектом, и утверждается, что земля там нестабильна.

Планы застройки района, который петиционеры называют зоной «повышенного геологического риска», вызвали опасения, что статуя может просто скатиться с холма, а также шквал шуток о возможном падении другого Владимира: Путина.

Адвокат и активистка Фонда борьбы с коррупцией лидера оппозиции Алексея Навального Любовь Соболь выдвинула подозрения в процессуальных нарушениях . Она утверждает, что городские власти приказали инженерам-проектировщикам начать работу над памятником за несколько дней до того, как был проведен открытый конкурс по выбору строительной компании.

Некоторые противники говорят, что статуя разрушит одно из самых знаковых мест Москвы. Приятно удаленная от бурлящего внизу города, «смотровая площадка» на протяжении десятилетий была популярной остановкой для туристов — как российских, так и иностранных — и для свадеб, где можно было выпить за жениха и невесту.

С одной стороны смотровая площадка окружена подъемником и выступающим лыжным трамплином, а с другой — небольшой церковью. На береговой линии внизу парк в форме лука привлекает бегунов, велосипедистов, прогуливающихся пар и загорающих.

Несочетаемая архитектура

На фотографиях, размещенных в социальных сетях, видно, как меч Владимира отрубает шпиль университетского здания и его звезду в советском стиле.

Московский городской пейзаж уже напичкан нелепой архитектурой ушедших политических эпох. При советском диктаторе Иосифе Сталине линия горизонта едва не оказалась заложницей впечатляющего памятника лидеру большевиков Владимиру Ленину.

Статуя Ленина должна была стоять на свадебном торте Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя, снесенного за несколько недель при Сталине. Но планы изменились: вместо него установили бассейн, а в 1990-х, после распада Советского Союза, возвели новодел собора.

Некоторым критикам запланированный монумент выглядит вопиющей попыткой украсть часть истории у Киева и символически привязать Украину к России в то время, когда многие украинцы считают, что их страна подвергается нападению со стороны Москвы.

Дмитрий Быков, писатель и поэт, создавший испепеляющую сатиру на Путина и его правительство, говорит, что проблема не только в плохой посадке.

«Ничего не поделаешь — Владимир не крестил Русь в Москве-реке», — написал Быков в своем блоге на сайте радио «Эхо Москвы».

«Проблема даже не в злобности идеи лишить Киев статуса матери городов русских: проблема в том, что Владимирская горка до сих пор существует только в одном городе, даже если этот город враждебный нам и нам самим много сделали для этого», — написал он.

Ссылаясь на то, что, как он предположил, было почти волшебной силой Воробьевых гор, места, которое фигурирует в столь любимом московском романе «Мастер и Маргарита», Быков предсказал, что план памятника обречен на «провал».

В ожидании Путина

Другие противники опасаются, что, как и многие проекты в России, его судьба находится в руках Путина.

Путин публично не высказывался по этому поводу, и любые результаты его недавнего визита в регион с мэром Москвы в конце прошлого месяца держались в тайне.

Но в комментариях после того, как Россия аннексировала Крым у Украины в марте 2014 года, Путин упомянул фигуру великого князя Владимира и его роль основателя русского православия, хотя и не в отношении массовых крещений в Киеве.

На ежегодной пресс-конференции в декабре Путин ухватился за собственное крещение Владимира в Крыму, заявив, что оно придает Черноморскому полуострову такой же священный статус для россиян, «как Храмовая гора в Иерусалиме — для тех, кто исповедует ислам и иудаизм».

По сообщению российского информационного агентства РБК, статуя — это лишь один проект в рамках миллиардной серии мероприятий, посвященных тысячелетию со дня смерти Владимира Владимировича, которые организуют Министерство культуры, Русская Православная Церковь и Владимир Якунин — союзник Путина, возглавляющий Российские железные дороги.

Церковь, Министерство культуры и Мэрия Москвы пока не ответили положительно на призывы установить памятник на другом месте.

Несколько десятков человек, протестовавших против памятника 5 июня, столкнулись с одетыми в кожу пропутинскими байкерами и одетыми в черные рубашки «православными активистами», вызвав крики.

Скульптор статуи Салават Щербаков в интервью прокремлевской газете «Известия» заявил, что ничего предосудительного в ней нет.

Щербаков сказал, что планируемая статуя намного короче массивной и непопулярной статуи Петра Великого, которую нелепо установили в Москве при тогдашнем мэре Юрии Лужкове, друге человека, который ее сделал.

Открытие состоится 4 ноября — в День народного единства, патриотический праздник, введенный при Путине.

«Лучше повысить пенсии»

Солнечным утром на этой неделе место, предназначенное для памятника, было оцеплено, хотя было неясно, начались ли работы.

Немецкие и французские туристы, наблюдавшие за видом, заявили, что не знали о запланированном памятнике, но несколько прохожих из России выразили возражения против проекта.

«Это пропагандируется, поэтому я думаю, что это произойдет», — сказал 24-летний Дмитрий Умников, недавно окончивший школу, который заявил, что выступает против установки статуи напротив самого престижного университета страны.

«Я думаю, что логичнее было бы поставить эту статую рядом с религиозным местом. Возможно, возле храма Христа Спасителя», — сказал он. «Это центр науки в Москве. Здесь это не совсем правильно».

Ольга, пенсионерка, отказавшаяся назвать свою фамилию, поворчала, что для этого придется вспарывать только что уложенную брусчатку.