При каком царе было крещение руси: Крещение Руси в 988 году

Неизвестный Владимир – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Очень многие люди в нашей стране крещены с именем Владимир. У всех у них один и тот же небесный покровитель — святой равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь тысячу лет назад. Что о нем знает большинство из нас? Как правило, это набор стереотипов, весьма далеких от исторической реальности. Но что же было на самом деле? Крещение Руси — это тонкий политический ход или искренний душевный порыв? Или одно неотделимо от другого? И за что же Церковь причислила князя Владимира к лику святых?

Фреска «Крещение князя Владимира» В. М.Васнецов Владимирский собор

И это все о нем?

Если спросить современного человека, что он знает о князе Владимире, то, скорее всего, услышим, что, во-первых, Владимир ввел на Руси христианство из чисто прагматических соображений — дабы создать мощное государство, скрепленное единой для всех подданных верой. Во-вторых, он, подыскивая оптимальную религию, разослал посольства к мусульманам, иудеям, западным и восточным христианам. Но ислам ему не приглянулся запретом на спиртное, иудаизм показался недостаточно «державным», а западное христианство — скучным… В-третьих, крестил он Русь с чудовищной жестокостью, огнем и мечом, вырезая непокорных и всячески нарушая «права человека»…

Как правило, это и всё. Кем на самом деле был Владимир Киевский, за что прозван он в народе «Красным солнышком», мало кто интересуется. Если и заходит разговор о судьбах России, о роли христианства в ее истории, то, конечно, вспоминают выбор Владимира, оценивая его с точки зрения политической целесообразности, консолидации славянских народов — и т.д. И совсем уж мало кому приходит в голову, что историю творят не «видные деятели», более всего озабоченные «всемирно-исторической ролью», а живые люди, со своими надеждами, иллюзиями, страхами, с неожиданными, невыводимыми из «исторического контекста» движениями души.

В этой статье не будет пересказа биографии князя Владимира. К услугам желающих море литературы. Здесь же цель иная — попробовать понять, что же все-таки случилось с Владимиром. Не столько даже с Владимиром-князем, сколько с Владимиром-человеком.

Сидя во тьме языческой

Итак, князь обратился в христианство. Откуда же он обратился? Из язычества. Которое, кстати, в наши дни вновь поднимает голову, то в виде маргинальных сект, то как модные умонастроения в молодежной среде. И среди славянских неоязычников принято обличать князя Владимира. Как это он покусился на исконно-русскую веру, зачем огнем и мечом насадил чуждую славянской душе греческую религию?

Чем же было в те времена славянское язычество? Это ведь не только обряды, фольклор и резные идолы, но еще и определенная психология, определенное мироощущение. А уж князь Владимир был язычником высшей пробы. Вот несколько штрихов.

Владимир, новгородский князь, идет с дружиной на Киев, где княжил его старший брат Ярополк, захватывает киевский престол и становится первым в русской истории князем-братоубийцей. Причем тут же берет в жены беременную вдову Ярополка. Кстати говоря, Ярополк под влиянием их общей с Владимиром бабушки, княгини Ольги, первой христианки на Руси, испытывал к христианству известные симпатии, за что его ненавидело жречество и многие именитые бояре. Так что Владимира встретили как «восстановителя веры отцов».

А вот любвеобильный Владимир возжелал руки Рогнеды, княжны Полоцкой. Получил отказ. С налета взял Полоцк, на глазах Рогнеды зарезал ее родителей — и взял таки в жены.

Гарем князя Владимира — это вообще отдельный разговор. Согласно летописи (здесь и далее речь идет прежде всего о знаменитой «Повести временных лет»), у него было пять законных или, так называемых, «водимых» жен и несколько сотен наложниц в загородных резиденциях: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Плюс обесчещенные девицы и замужние женщины. Конечно, в летописи могут содержаться и преувеличения. Но дело не в точных цифрах, а в том, что для языческого сознания все это было нормой. Князь — любимец богов, и потому все, что он делает, угодно богам. И разврат, и братоубийство, и зверская жестокость, и человеческие жертвоприношения. Да, и этим отличался князь Владимир, на тот момент еще далеко не Красное Солнышко. Под руководством князя в жертву Перуну принесли двух варягов-христиан — отца и сына. Церковное Предание сохранило их имена — Федор и Иоанн (память — 12 июля).

Языческое сознание не видело тут никакого преступления. Человек нашего времени, скорее всего, решил бы однозначно — зверство. Да и сам Владимир уже после своего обращения говорил о себе: «я был аки лютый зверь». И тем не менее душа этого горячего, страстного и неукротимого человека была устроена куда сложнее. Вот пример — в какой-то момент (еще до обращения князя) Рогнеда, уже давно бывшая женой Владимира, уже родившая и вырастившая ему сына, задумала Владимира убить. Приревновала к очередной жене. Покушение раскрылось. Рогнеда, понимая, что обречена, вызвала к себе сына, дала ему меч и отправила к отцу. Вот, мол, папочка, мама вручает тебе этот меч, приди и заколи ее. И что же свирепый Владимир? Он прощает Рогнеду и отпускает ее вместе с сыном в специально для нее выстроенный городок Изяславль, неподалеку от ее родного Полоцка — княжить. Что случилось в его сердце? Загадка.

 

Зачем же бедным грекам помогать?

И вот этот буйный правитель неожиданно принимает крещение. Что этому способствовало? В 986 году в Византийской империи произошла смута. Императоры-соправители Василий и Константин обратились к киевскому князю за помощью. У Руси с Византией тогда уже было прочное торговое и политическое партнерство. Ну и как тут не попросить подмоги?

Владимир согласился, но, конечно, не за так. В качестве платы он попросил руки византийской царевны Анны, сестры императоров. Зачем она ему понадобилась? И без того ведь немалый гарем…

Это был для русского князя вопрос принципиальной важности. Породниться с великой Византией — об этом любой варварский правитель мог только мечтать. Пускай к тому времени в военном отношении Византия уже сильно одряхлела, но авторитет имела огромный. Шутка ли — настоящая древняя Империя, законная наследница легендарного Рима… Язычники-славяне могли сколько угодно совершать набеги на Константинополь, прибивать щиты на врата — но все равно в их сознании Византия была «взрослой». Женившись на настоящей царевне, Владимир тем самым приобщился бы к древнему царскому роду, и их с Анной дети имели бы законное, кровное право на византийский престол…

Этого хотел Владимир. А что же греки? Они в качестве обязательного условия потребовали от Владимира креститься. Немыслимо же выдавать христианку замуж за язычника. Впрочем, и само их обещание было лукавым. Брак с варваром — это нонсенс! И когда присланный Владимиром «ограниченный контингент» утопил в крови мятеж, братья-императоры и не подумали посылать Анну в Киев.

А Владимир-то уже крестился (получив в крещении имя Василий). И ждал свою невесту. Не дождавшись, рассвирепел, собрал войска и осадил византийский город-колонию Херсонес (по-русски Корсунь), близ нынешнего Севастополя. После многомесячной осады он взял город и угрожал грекам («ромеям», как они предпочитали называть себя) точно так же захватить и Константинополь. Напуганные императоры отправили таки Анну в Корсунь. И в 989 году Владимир с новой женой возвращается в Киев. Вскоре начинается крещение народа, строительство церквей, приезжают на Русь епископы (есть версия, что не из Византии, а из православной Болгарии, которая в тот момент с Византией была отнюдь не в дружественных отношениях).

Восход солнца

Что происходило в душе князя, когда он крестился в 986 году, никто, разумеется, не знает. Кто-то может предположить, что и ничего. Это действительно мог быть с его стороны политический ход. И чтобы с Византией породниться, и чтобы собрать воедино разрозненные славянские племена, всех этих кривичей, вятичей и родимичей. А для этого, конечно, необходим был и общий духовный стержень — вера. Владимир ведь и раньше пытался устроить нечто подобное, делая ставку на культ Перуна (знаменитый «Перунов холм» в Киеве). Возможно, он и впрямь рассылал послов для изучения тех или иных религий. Так говорит летопись, а насколько это исторически достоверно, ученые спорят и поныне.

Но никто не подвергает сомнению, что из Корсуни в Киев возвратился уже совсем другой человек. Не «крещенный язычник», а глубоко верующий христианин. И это проявилось в делах.

Князь Владимир отказывается от своего гарема. Более того, всю последующую жизнь борется с плотской страстью. Он раздает неимущим «материальную помощь», и делает это на постоянной основе. Летописец говорит, что, услышав однажды евангельское чтение: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 7), «он повелел всякому нищему и убогому приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо: питье, и еду, и из казны деньгами. Устроив же это так, сказал: «Немощные и больные не могут добраться до двора моего». И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно».

А ведь в те времена никто не требовал этого от правителя. Дело князя — защищать свой народ от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок. И все. Ни о какой милости (а уж тем более о целомудрии) и речи не шло — причем не только в язычестве. До Владимира ни одному христианскому правителю и в голову не приходило «употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «все общее» (как писал в «Очерках по истории Русской Церкви» известный историк А.В.Карташев).

Возможно, именно тогда в народе князя и прозвали «Красным Солнышком». Сказочная щедрость Владимира потрясла людей, это было что-то совершенно неслыханное. И как знать, не это ли подвигло многих к новой, «заморской» вере?

Почему же Владимир все это устраивал? Никто ведь не заставлял его, не навязывал. Видимо, по природе своей он не мог не относиться всерьез к тому, на что решился. Прочитал Деяния Апостолов, где рассказывается о том, как у первых христиан в иерусалимской церкви было общее имущество — и раскрыл народу свои кладовые.

И то же относится к знаменитым пирам князя Владимира. Туда, куда раньше приглашались лишь бояре и дружинники, то есть «свой круг», теперь пустили городскую голытьбу. Знатные люди были крайне недовольны. Хотя они тоже, вслед за князем, приняли крещение, но внутренне многие оставались язычниками. И наверняка им казались дикостью слова Евангелия о царе, который призвал на брачный пир нищих и убогих (Евангелие от Луки, глава 14, стих 21). Надо сказать, что княжеские пиры были чем-то большим, нежели обычные застолья. Сидеть у князя на пиру — это означало определенный социальный статус, от занимаемого на пиру места зависел, говоря нынешним языком, «рейтинг» дружинника или боярина. А от сего «рейтинга» зависело и получаемое им из княжеских закромов содержание. Иными словами, это была своеобразная система феодального кормления. И вдруг такой поворот!

Но мало того — Владимир, узнав о библейской заповеди «не убий», пытался отменить смертную казнь! Тот самый безжалостный Владимир, чьи руки до крещения были по локоть в крови. И вдруг — «боюсь греха» в ответ на вопрос, отчего он не казнит разбойников. В результате обрадованные разбойники столь умножились, что большинство дорог стали опасными, торговля была парализована. И духовенству пришлось убеждать князя, что казнить душегубов все-таки необходимо, что этого требуют интересы государства и что это его христианский долг.

Язычники кровавые в глазах…

А как же насчет насилия, которым сопровождалось массовое крещение? Оно было? Летопись говорит, что Владимир, призывая народ креститься, заявил: «если кто не придет завтра на реку, да не будет мне друг». Это насилие? Для современного человека, воспитанного на «свободе совести» и «правах человека» — несомненно. И с этим трудно спорить — опять же применительно к нашим дням. Но тысячу лет назад массовое мышление было совсем иным. Человек не воспринимал себя как уникальную, независимую личность. Он видел себя прежде всего частью своей семьи, своего рода, своего племени. И князь мыслился не как «гарант конституции» или «управдом», а как отец народа, через которого проявляется воля небес. Поэтому религиозный выбор князя большинством воспринимался как нечто правильное, необходимое всей Руси. При таком подходе говорить о насилии трудно.

Интересно сравнить крещение Руси с крещением большинства стран Запада. Там, как отмечают историки, уровень насилия был на порядок выше. В Исландии, к примеру, выбор для вассалов конунга Олафа стоял между крещением и смертью. Карл Великий, создав огромную западную империю, крестил ее огнем и мечом. Да и на Востоке, в той же Византии конца IV века император Феодосий II налагал суровейшие наказания на тех, кто оставался верным язычеству. А спустя пятьсот лет после Владимира произошло крещение народов Прибалтики. Тевтонский орден действовал с чудовищной жестокостью. Тех, кто отказывался принять крещение, казнили. Тех же, кто крестился, обращали в орденских рабов.

А на Руси — поразительная пассивность и княжеской власти, и Церкви по отношению к язычникам. Ни в одном из известных нам списков Церковного Устава, в отличие от аналогичных памятников Западной Европы, нет наказания за языческое вероисповедание, за непосещение церкви. Люди могли быть формально крещены, но всю свою жизнь ходить на языческие капища и приносить там жертвы. Археологи нашли массу таких капищ, относящихся к XI, XII и даже XIII вв. Русь уже почти триста лет как крещена, а люди до сих пор совершают языческие обряды… Сын Владимира, Глеб, едет на княжение в Муром и, не в силах перебороть язычников, поселяется вне города. Христианство утверждается здесь только в XII веке. Другой сын, Ярослав, долго борется с жителями селения «Медвежий угол». И в итоге, не сумев совладать с людьми, поклонявшимися богу-Волосу, также закладывает церковь и строит город (будущий Ярославль), по соседству с которым еще долго совершаются языческие жертвоприношения.

Да, иначе проходило крещение Новгорода, где «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но вспомним, что Владимир княжил в Новгороде девять лет, что он с помощью новгородской дружины победил брата и сел в Киеве под знаменем возврата к вере отцов. Можно представить, сколько жрецов и всякого рода языческих фанатиков обреталось в Новгороде. А после крещения киевлян их стало еще больше. Так что Владимир сам подготовил в Новгороде благодатную почву для будущих языческих бунтов.

Однако в целом княжеская власть на Руси не применяла силу в христианизации своих подданных. И в течение трехсот лет православные храмы порой соседствовали с языческими капищами. Так продолжалось вплоть до монгольского нашествия.

И почему же он святой?

Так за что же, собственно, канонизировали князя Владимира? За выдающиеся заслуги перед Церковью? Но ведь немало было правителей, также крестивших свои народы, однако ни о каком церковном прославлении и речи не шло. Канонизация — это ведь не награда за примерное поведение. Она — лишь внешнее признание несомненного факта: христиане почитают этого святого, молятся ему и получают по своим молитвам помощь. Владимира задолго до официального церковного прославления считали в народе святым (что подтверждается данными и археологии, и фольклористики). Чем-то, значит, потряс он человеческие сердца, что-то, значит, было особенное в его личности. В нем самом, а не только в его княжеских деяниях.

Духовное состояние каждого человека можно сравнить с неким вектором. После крещения человек уже не остается в точности таким, как раньше, этот вектор поворачивается на какой-то угол. У кого-то на пять градусов, у кого-то на десять, у кого-то на ничтожную сотую долю… У князя Владимира произошел поворот на 180 градусов. Он действительно полностью внутренне переродился. Христиане верят, что человеку самому такое не под силу, тут имело место явное воздействие Бога. Но Бог ведь не отпускает благодать по «спецталонам», Он готов помогать любому из нас. Но — в той мере, в какой мы сами этого хотим. Князь Владимир — натура глубокая, цельная — захотел очень. Церковь потому и прославляет князя Владимира как равноапостольного (то есть сделавшего для русского христианства то, что сделали в ранней Церкви апостолы), что сила его стремления к Богу повернула весь ход русской истории и по прошествии тысячи лет мы все ясно ощущаем на себе влияние его выбора.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Повесть временных лет (любое издание). (http://hronos.km.ru/dokum/povest1.html)

2. Карпов А. Владимир Святой. М.: Молодая гвардия, Серия ЖЗЛ., 1997.

3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1 М.: Терра, 1997.

4. Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т.1. Москва, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

Свирепый креститель

Выставка «Креститель Руси» в Государственном историческом музее приурочена к тысячелетию кончины (по церковному – «преставления») князя Владимира, который уже в глубокой древности был признан святым и равноапостольным. Когда потребовалось подвести теоретическую базу под операцию по захвату Крыма, святой князь пригодился российской пропаганде.

На вооружение взята одна из версий о месте судьбоносного крещения князя. Корсунь – Херсонес объявили сакральной для русского народа землей. При этом умалчивалось, что украинский народ имеет не меньше прав на Владимира, который лишь в начале своей политической карьеры княжил в Новгороде, а затем – в Киеве, с которым и связана большая часть его жизни и деяний. На выставке в Историческом музее представлена древняя монета, так называемый златник Владимира, с изображением князя. В одной руке он держит фамильный знак Рюриковичей. Это трезубец, по-украински – тризуб, тот самый, что на государственном гербе Украины.

По большому счету, применительно к дню сегодняшнему все это не важно. Большое упрощение и спекуляция апеллировать к событиям тысячелетней давности при принятии любых политических решений.

Выставка начинается с археологических находок, относящихся к дохристианскому периоду Руси, однако, как сообщает директор Исторического музея Алексей Левыкин, основной массив экспонатов – более поздний:

Икона «Владимир, равноапостольный князь», XV век. Новгород

– Потому что, окончив жизнь физическую, Владимир продолжал быть в нашем народе. Наша культура, наша вера, наша нравственность, наше понимание, наше мироощущение – все связано с теми деяниями, которые Владимир начал более тысячи лет назад. Это связано и с легендарным выбором веры, и с принятием христианства, и с крещением Руси, и с воспитанием своих детей. Потому что его дети дали целую плеяду и государственных деятелей, и духовных деятелей, русских святых. Сыновья Владимира Борис и Глеб – первые русские святые. Так что эта выставка посвящена вообще той роли, которую Владимир Святославович играет в нашем государстве – тысячу лет, от момента его жизни до наших дней.

– На каких экспонатах основана ваша выставка?

С принятием веры христианской начинается понятие русской культуры, связанной с рукописью, зодчеством, живописью

– Памятников эпохи князя Владимира сохранилось немного. Даже в таком огромном музее, как Исторический, который обладает уникальной коллекцией и русской археологии, и древнерусской истории, собрать по крупицам памятники, сохранившиеся с тех далеких времен, очень сложно. Не случайно в этой выставке принимают участие несколько российских музеев, включая Музеи Кремля, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею. Русская православная церковь также участвует экспонатами.

Это и доспехи, и оружие того времени, предметы быта, предметы веры, иконы. Представлены уникальные вещи – и ранние образцы византийской и русской иконописи, образцы византийского шитья XI-XII веков, первые русские манускрипты. Именно с принятием веры христианской начинается понятие русской культуры, связанной с рукописью, зодчеством, живописью, – утверждает Алексей Левыкин.

Embed
share

Алексей Левыкин о выставке «Креститель Руси»

by Радио Свобода

No media source currently available

0:00
0:02:18
0:00

Чем ближе к нашим дням написана икона, тем более кротким становятся лик святого князя Владимира. В XIX веке появились совсем уж слащавые изображения. Житийная литература всячески приукрашивает образ князя-крестителя. Например, сообщается, что мать Владимира – это «древлянская княжна Малуша». Каталог выставки составлен профессиональными историками, и здесь мы встречаем более прозаическую версию: «Известно, что матерью князя Владимира была рабыня княгини Ольги, ключница Малуша, родом из города Любеча».

Вслед за православной церковью выставка утверждает, что главным и основным деянием князя Владимира было крещение Руси. Заместитель директора Института славяноведения РАН Федор Успенский говорит, что князь Владимир вошел в историю не только этим:

– События, формально произошедшие в 988 году, конечно, – наиболее масштабные деяния князя Владимира. Русь была крещена одновременно с другим очень важным шагом Владимира Святого – его браком с византийской царевной Анной, сестрой византийского императора. Что, конечно, очень изменило и статус Руси. С точки зрения современников, оба эти события были важны.

Шлем воина периода дохристианской Киевской Руси

Владимир – один из самых ярких, представителей рода Рюриковичей, в результате нескольких династических войн фактически сконцентрировавший в своих руках всю власть. После Владимира Рюриковичи правили русской землей на протяжении столетий по праву своего происхождения. Все они – потомки Владимира Святославича. Правда, чтобы добиться полновластия, Владимиру понадобилось убить своего старшего брата Ярополка. Это, однако, произошло еще в дохристианский период, поэтому летописцы не вменяют это злодеяние в вину язычнику Владимиру, объясняя его неблаговидный поступок политической необходимостью.

На основании чего можно говорить о «достоверных сведениях»? Сохранились ли, помимо летописей, какие-то свидетельства?

Златник князя Владимира

– Конечно! Есть независимые от русской летописной традиции рукописные источники, созданные современниками Владимира. Можно спорить о деталях, но летописи очень многое нам сообщают о династической, политической ситуации того времени. Еще очень важна археология. Нашли же в свое время золотые и серебряные монеты Владимира Святого, на которых отчеканен его портрет. Портрет – очень схематизированный, но все-таки это прижизненный портрет князя, большая редкость для той эпохи. На монете есть надпись «Владимир на столе, а вот его сребро» – вот князь сидит на княжеском столе (престоле), а вот его монета серебряная. В Киеве проведены раскопки руин Десятинной церкви, построенной по приказу Владимира, эти исследования чрезвычайно важны. Так что кое-что достоверное о князе Владимире сказать мы можем.

Embed
share

Федор Успенский о князе Владимире как историческом деятеле

by Радио Свобода

No media source currently available

0:00
0:08:25
0:00

Есть упоминания, что в какие-то периоды своего владения князь был свирепым и кровавым правителем. Это достоверные сведения?

Древнерусские языческие амулеты

– Да. До момента крещения дохристианский князь Владимир-язычник жил по совершенно другим законам. И летописи свидетельствуют, что при нем практиковались, например, человеческие жертвоприношения. Конечно, мир тогда вообще строился по другим категориям морали. Владимир отличался некоторой свирепостью, был воинственным, при этом отличался и женолюбием. В некотором смысле это такой образцовый правитель скандинавского типа, дохристианского времени. Судя по летописи – да, за ним много такого рода грехов числится.

По летописям видно: это был не самый дружелюбный мир, в котором Владимир занимал центральное место

Летописец описывает жизнь Владимира до его обращения в христианскую веру, не высказывая оценок, но, тем не менее, довольно объективно. Не стесняется, например, сказать, что Владимир повелел умертвить своего старшего брата. Не стесняется сказать, что княжна Рогнеда была фактически насильно взята Владимиром в жены. Вся ее семья была вырезана на глазах у этой Рогнеды, она уведена в полон то ли в качестве жены, то ли в качестве наложницы, князь овладел ею насильно. Ничего подобного летописец, конечно, не мог бы сказать о христианском государе. В общем, по летописям видно, что это был не самый дружелюбный мир, в котором Владимир занимал центральное место.

Другое дело, что после обращения Руси в христианство вся система морали радикально изменилась. Известно, что, приняв новую веру, Владимир, например, попытался отменить смертную казнь, однако епископы и представители знати стали его умолять не делать этого.

Можем ли мы доверять такой оценке: человек радикально изменился, приняв христианство? Жизнь сложнее, тем более жизнь правителя, тем более в такой ранний период русской истории.

– Мне сложно говорить о «летописном» образе князя Владимира в психологически-эмоциональных тонах, но я не вижу тут никакого противоречия. Тексты летописей построены по другим законам, чем социально-психологические романы нашего времени. Трудно судить, что привнесено летописцем, желавшим, может быть, отождествить Владимира с царем Соломоном или с Константином Великим, а что – действительно стенографическая запись реальных поступков князя. Но фабулу жизни Владимира летописец, видимо, выстраивает верно.

Смальта (фрагменты мозаики). Найдено в Киеве, на месте, где была первая на Руси каменная церковь — Десятинный храм

Нестыковки и противоречия, какие-то неясности, которые в этой фабуле просматриваются, и есть в каком-то смысле залог достоверности того, что летописец выстраивает повествование правдиво. Например, известно, что Владимир Святой незадолго до смерти развязал войну со своим сыном Ярославом, будущим Ярославом Мудрым. Из-за чего война была – не очень понятно. Ясно только, что сказано в летописи: Ярослав отказался платить дань Владимиру, и Владимир выслал против него войска. Помешала войне только смерть Владимира в 1015 году, годовщину которой мы сейчас и отмечаем. Если бы летописец был озабочен выстраиванием «гладкого» образа крестителя Руси, то, наверное, история о войне отца против сына не попала бы в летопись, – говорит Федор Успенский.

Торжества по поводу тысячелетия преставления князя-крестителя состоятся в середине июля, а к началу ноября в Москве должен появиться огромный памятник Владимиру Святославовичу. Прежде его планировали установить на Воробьевых горах, но после протестов общественности принялись подыскивать другое место. Выставка в Историческом музее подсказывает тем, кто до сих пор не понял, сколь видным должно быть это место – и бронзового монумента в столице, основанной почти через полтора века после смерти князя, и образа крестителя в сердцах правоверных россиян.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»

св. Кирилл и Мефодий/Крещение Руси

СТ. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ/КРЕЩЕНИЕ РУСИ

 

Цели:

  1. Учащиеся должны знать имена Кирилл и Мефодий и то, что они рассказали народу России об Иисусе.
  2. Ученики должны знать имена царя Владимира и царицы Ольги, первых христианских правителей Руси.

 

Возможный план урока:

  1. Открыть с молитвой.

 

  1. Рассказать историю Крещения Руси:

В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий. Можете назвать их имена? Потренируйтесь несколько раз. Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Мефодий стал наместником провинции в Азии, а Константин отправился в Константинополь, чтобы работать на патриарха. Но вскоре оба брата решили стать монахами.

Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством разных религий. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию. Там они научили короля всему, что касается христианской веры. Многие люди крестились. Наконец братья отправились обратно в Константинополь. Они вернулись в свой монастырь.

В следующем году прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Царь там хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы учить людей на их родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Славяне были так счастливы, что у них есть своя азбука, Библия и богослужебные книги. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.

Еще дальше на север, в глубь России, жила царица по имени Ольга. Ольга посетила Константинополь, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Вскоре ее внук Владимир стал князем. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!

Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. Затем он сказал всем людям, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — все крестились в тот день. Так Владимира помнят как «Крестителя Руси», равноапостольного.

 

  1. Работа над трудными именами этих важных святых: Кирилл (первоначально Константин), Мефодий, Владимир и Ольга. Есть ли у кого-либо из учащихся или их родственников одно из этих имен; а как насчет Уолтера, английское имя Владимира? Кто из них был миссионерами/евангелистами? Кто были правители? Кто были монахи?

 

  1. Святой Кирилл создал для славян совершенно новый алфавит, ныне известный как кириллица. Он до сих пор используется в России и многих славянских странах. В то время как выучить русский язык было бы огромной задачей, знакомство с алфавитом для православного христианина имеет решающее значение. Было бы неплохо иметь возможность озвучивать имена святых на иконах в русском храме? Посмотрите на алфавит на следующей странице. Поместите копию на доску или сделайте копию для каждого учащегося. Произносите каждую букву так, как если бы это был секретный код. Затем озвучьте сообщение внизу. Может ли каждый из вас также написать короткое сообщение на кириллице для своих одноклассников?

 

  1. Завершите молитвой: Господи, помоги мне любить людей, которые отличаются от меня и говорят на других языках, и рассказать им об Иисусе, и привести их в Церковь, чтобы они услышали о Тебе.


 

Упущенная возможность православия: отрицание победы Путина

В этом ответе на статью Джайлса Фрейзера «Духовная судьба Путина» журналист Пол ДеГрут пишет о своем освещении Украины и Православной церкви. В этой статье ДеГрут объясняет отношения между Путиным и церковью, основанные на силе, и то, как Русская православная церковь может положить конец войне.

Храм Василия Блаженного, православный храм в Москве, и Кремль, политический центр России и резиденция президента | Фото: Пол Г., Unsplash

В качестве религиоведа для Edmonton Journal я посетил Украину в 1988 году, на 1000-летие крещения Владимира Великого. В Эдмонтоне проживает самое большое украинское население из всех городов Канады, а в Канаде проживает больше всего украинцев из всех стран за пределами России и самой Украины.

Путешествуя по Украине, я увидел одну причину их эмиграции в Канаду — рябь пшеничных полей, простирающихся до самого горизонта, обычное место в прерийных провинциях Канады. Украинцы чувствуют себя там как дома.

В своем раннем освещении крещения я допустил ту же ошибку, что и Джайлс Фрейзер в своем недавнем посте для RGS, который назвал это «знаковым актом русского православия».

Когда я использовал подобный язык, мой почтовый ящик был завален длинными письмами от религиозных сторонников, требующих, чтобы я указал правильное причастие — в зависимости от автора, украинский православный, русский католик или украинский католик. Поскольку выбор любого из этих вариантов привел бы только к более длинной переписке, я решил назвать его «тысячелетней годовщиной крещения князя Владимира в Киеве». Там нет аргумента.

Крещение обычно считается делом удобства, а не веры, поскольку византийский император Василий II отдал свою сестру Анну Владимиру в обмен на помощь Владимира в победе над врагами Василия.

История полна сильных мира сего, которые добивались божественного разрешения посредством публичной религиозной пантомимы.

Все начинается в Библии с рождения первого ребенка, Каина. Он жалуется Богу, что заслуживает такой же любви, как и его брат Авель, и Бог советует ему «делать то, что правильно, и не будешь ли ты принят?» Каин все еще верит, что может без последствий вышибить мозги своему брату. Многие другие библейские светила — Иаков, Моисей, Давид, Иов, Иона — пытались положить большой палец на весы божественной справедливости.

Нечестивое смешение Бога и политики достигает своего апогея в Библии, когда Понтий Пилат спрашивает религиозных лидеров времен Иисуса: «Распять ли мне вашего царя?» и они отвечают: «У нас нет царя, кроме кесаря». У нас есть отголоски этого сегодня в Северной Америке. За границей в Соединенных Штатах значительная группа евангельских христиан верит, что недавний президент был послан Богом, и это возвращает меня к тому диалогу в Евангелии от Иоанна. Эти пастыри продали свои души Цезарю.

Умные деспоты, такие как Владимир Путин, знают, что заимствование фундаментальных ценностей культуры приносит самых преданных миньонов из всех.

Иметь больше всего оружия — это хорошо. Наличие последователей, готовых умереть ради какой-то своекорыстной, квазирелигиозной манифестации судьбы, является непревзойденной силой. Добавьте к этому утверждение, что массовое истребление невинных является волей Бога (Аллаха, Шивы) и гарантирует блаженную загробную жизнь, и вы получите армию, которая никогда не отступит.

Любое предположение о том, что целью Владимира Путина является какой-то русско-христианский крестовый поход, ведущий к Святой Руси, требует доказательств, и все они противоречат друг другу. Если средства для достижения какой-то божественной цели включают в себя убийство соперников, совершение военных преступлений и беспорядочное убийство невинных, приправленное ложью и выдумками, это не имеет ничего общего с Князем Мира.

Тем не менее, между несчастными случаями — ядом, пулями — к которым склонны враги Путина, и религиозным актом Путина, он заручился раболепной поддержкой русской православной иерархии. Он даже видит полезную связь между нападками Путина на Украину и нападками русских православных на Украинскую православную церковь.

Представьте себе на мгновение, что у русской православной иерархии был коллективный опыт Дамасской дороги. Представьте себе, что Русская православная церковь решила, что ее наставником является Иисус, а не Владимир Путин. Вместо того, чтобы поддерживать войну, жертвами которой, несомненно, являются ее собственные прихожане, что, если она больше не может отвести взгляд? Что, если бы он не мог одобрить военные преступления, преступления против человечности или резню, уносящую невинные жизни?

Вместо того, чтобы лизать ему сапоги, что, если Церковь отлучит Владимира Путина от церкви за военные преступления, которыми он руководил, убийства, которые он организовал, и угрозы, что он обрушит на мир оружие массового уничтожения, если не получит того, чего хочет?

Что, если бы Московская Патриархия предупредила российских солдат, что любому, чья воинская часть причастна к жертвам среди мирного населения, разрушению больниц и школ и отказу в побеге голодающим людям, будет отказано в Евхаристии, браке в церкви и крещении их детей на следующее десятилетие?

Что, если бы церковь провозглашала истину с кафедры — эта война — не какое-то ограниченное патриотическое упражнение против нацистов, а беспорядочная и отвратительная резня мирных жителей? Такой вызов был бы самым значительным вмешательством христианской общины в политику и практику своенравного правительства в наше время.

Церковь вполне может положить конец войне.

Любая военная победа в Украине может сопровождаться нежеланием солдат поддерживать или служить в этом неоправданном конфликте, зная, что участие в этой короткой военной кампании может принести им годы личного горя.

Как бы ответил Путин? Разрушение церквей в сталинском стиле и расстрел священнослужителей маловероятны. Это разожжет оппозицию как Путину, так и войне, подлив масла в скользкую хватку Путина у власти. Путин не Сталин. За ним не стоит народное движение. У него мало друзей, и это олигархи, чья лояльность куплена, а не заработана. Их не хватит на взвод, пусть на целую армию, и бросят его без особых угрызений совести.

Путин мастер повышать ставки, действовать или угрожать действиями с катастрофическими последствиями, чтобы добиться уступок, ничего не делая на самом деле, но церковь могла бы оказаться трудной мишенью, если бы она соответствовала своему христианскому призванию. Патриарх Кирилл, скорее всего, столкнется с жарой, потеряв свой дворец, часы за 30 000 долларов и другие привилегии.