Содержание
Как русские при Иване Грозном с англичанами торговали
В XVI веке люди заново открывают для себя мир. Суровое средневековье заканчивается, эпоха великих географических открытий заставляет европейцев изменить свое представление о Земле.
Пускаться на поиски новых земель все еще было опасно, но желание поживиться, доставив заморские товары с огромной наценкой, побеждает. Испанцы и португальцы стремительно расширяют свои колониальные владения, но Англия пока еще правит морями. Стремясь разведать альтернативные пути в Индию и Китай, британцы забираются далеко на север. И тут на их пути возникает Московия.
Три корабля отошли от берегов Альбиона в мае 1553 года. Небольшую экспедицию возглавили Хью Уиллоби и Ричард Ченслор. Два судна сели на мель у лапландского берега, и экипаж Уиллоби, скорее всего, погиб в начале 1554 года. Десятки трупов были позже найдены поморами. Смерть настигла моряков мгновенно за их будничными делами. Даже сам капитан, по словам Карамзина, сидел с журналом в руках и ни о чем не помышлял.
Корабль «Эдуард Бонавентура»
Судьба третьего судна, «Эдуард Бонавентура», сложилась несравненно счастливее. Капитану Ричарду Ченслору и его подручному Клименту Адамсу удалось в августе 1553 года дойти до Двинской губы, где и был сброшен якорь. «Оглядываясь вокруг и ища пути, они заметили вдалеке рыбачью лодку. Капитан Ченслор с несколькими людьми отправился к ней, чтоб завязать сношения с бывшими в ней рыбаками и узнать от них, какая здесь страна, какой народ и какой их образ жизни. Однако рыбаки, пораженные странным видом и величиной его корабля (ибо здесь до того времени ничего подобного не видели), тотчас же обратились в бегство; он все же следовал за ними и, наконец, догнал их. Когда Ченслор подъехал к ним, рыбаки, помертвев от страха, пали перед ним ниц и собирались целовать его ноги. Но он, по своей всегдашней большой любезности, ласково посмотрел на них, ободряя их знаками и жестами, отказываясь от их знаков почтения, и с дружеской лаской поднимал их с земли». Ченслор сразу понял, что открытая им страна никакой Индией не является, но решает завести торговые и дипломатические связи с местными правителями.
Ричард Ченслор
Россия в XVI веке уже закрепилась в сознании просвещенных умов Европы, но в саму Московию из края льдов и морозов столь далекие западные гости еще не заглядывали. У местных властей не было никаких готовых распоряжений относительно появления иностранцев. Ченслору сообщили, что государством управляет царь Иван Васильевич, и только он вправе решать столь важные вопросы. Англичанин ответил, что «…они ищут дружбы его и хотят вступить с Московитянами в торговые сношения, от коей оба Царства могут получить большие выгоды».
План Москвы, 1618 год
В Москву спешно отправили гонца. Ответ Ивана Грозного был положительным, и посланники далекой земли прибыли в русскую столицу. На Ричарда Ченслора город произвел большое впечатление: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Говорят, что стены эти толщиною в 18 футов, но я не верю этому, они не кажутся такими. Впрочем, я не знаю этого наверно, так как ни один иностранец не допускается к их осмотру». Путешественник подробно описывает ярмарки русского севера, Вологду, Ярославль, Псков, Новгород, характеризует эти поселения как богатые и развитые в коммерческом отношении.
Виктор Васнецов, «Царь Иван Грозный»
Грозный царь внимательно выслушал англичанина и дал свое согласие на торговлю с Британией. В 1554 году Ченслор вернулся в Лондон и принялся за организацию Московской компании. В 1555 году Ричард еще раз посетил Москву, где утрясал правовые и коммерческие вопросы. Британская королева Мария утвердила устав новой структуры. В состав Московской компании входили 150-400 человек, а само объединение носило характер акционерного общества. В 1556 году в Англию ездил русский чиновник Осип Непея, который удачно вернулся на родину и привез в Москву «мастеров многих, дохторов, злату и серебру искателей». Россия уже подумывала над развитием горного и аптечного дела, хотя всерьез сдвинется с места только при Петре.
Лондон, XVI век
Англичане закрепились в России основательно – им принадлежали торговые дворы и фактории в Ярославле, Вологде, Астрахани, Новгороде, Костроме, Ивангороде, на берегу Белого моря, где в 1580-е годы появятся контуры будущего Архангельска. На Варварке Московская компания обзавелась собственными палатами. Сейчас там находится музей Старого Английского двора.
Каждый день обитатели здания получали вполне царское содержание – четверть быка, двух гусей, двенадцать кур, четырех баранов, одного зайца, пиво, вино, полсотни яиц, 62 каравая. Штат агентов компании составлял 20-30 человек. Иван Грозный был настроен к первооткрывателям Московии крайне благосклонно и много раз подтверждал дарованные англичанам льготы. Акционеры получили возможность строить заводы по выделке канатов, прядильные фабрики, гостиные дворы, склады, добились права беспошлинной торговли. Правда, в таком случае товар первым делом доставлялся к царскому двору — государь выбирал то, что ему нравилось, а остальная часть продукции шла на рынок.
В.А.Рябов «Панорама Зарядья конца XVII в», вид Старого Английского двора
Участники Московской компании даже чеканили русскую монету из привозного серебра, пытались разрабатывать рудные месторождения в Вологодской области, могли грабить в Белом море суда, нарушившие торговые соглашения. Русские таможенники не вскрывали тюки с привозными товарами компании.
Англичане стремились установить торговую монополию, конкурентам такие попытки не нравились – нидерландские купцы прислали Ивану Грозному грамоту, в которой утверждали, что британские моряки всего лишь самые обычные пираты.
Деятельность Московской компании была относительно выгодна обоим сторонам – англичане вывозили из России дешевое сырье, а царский двор получил новый канал для приобретения предметов роскоши, техники, сложной ремесленной продукции. Каждый год в устье Двины заходило 5-10 кораблей. В 1557 году иностранцы привезли на Русь 9 бочек олова, сотни тюков материи и сукна. Чуть позже в списке товаров упоминаются сахар, чернослив, изюм, перец, посуда. Русские не оставались в стороне от культурных веяний – в страну из Англии шли клавикорды. Парадоксально, но иногда в Россию привозили порох, дорогое оружие, селитру. Страны Ганзейского союза были недовольны, ведь за владение берегами Балтики шла кровопролитная Ливонская война. Назад уходил лес, пенька, ворвань, кожа, мед, конопля, воск. Структура экспорта очень напоминала новгородский вывоз XIV-XV века, только русские меха не пользовались в Британии особенной популярностью.
Карта России, Московии, Тартарии Антони Дженкинсона (1562 год)
Иван Грозный не зря был так ласков с чужеземцами – царь рассчитывал найти в лице Англии верного союзника. Русский государь состоял в переписке с королевой Елизаветой. Некоторые считают, что Иоанн пытался склонить правительницу Англии к заключению брака, но та отвергла его притязания. В 1570-1580-е годы Иван IV уже не так внимателен к делам Московской компании. В одном из писем встречается полный едкой гордости пассаж: «А Московское государьство покаместо без Аглинских товаров не скудно было».
На рубеже XVI-XVII века русско-британские торговые отношения выдержали еще несколько взлетов и падений, а окончательно Россия закрылась от Англии только в 1640-е годы. В Британии был казнен законный монарх Карл I, и взбешенный Алексей Михайлович приказал значительно ограничить поле деятельности Московской компании.
Читайте также:
У истоков русской коммерции
Господин Великий Новгород: центр торговли и первое окно в Европу
Павел Гнилорыбов,
историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»
ГЛАВА 1.
Россия при Иване Грозном. От Петра I до катастрофы 1917 г.
ГЛАВА 1.
Россия при Иване Грозном
В первой книге этой серии «До и после крещения» мы закончили рассматривать историю России в начале 16 века в период правления Ивана Третьего. Логично начать дальше рассматривать с середины 16 века, с правления Ивана Васильевича, он же — Иван Четвёртый, он же — Иван Грозный.
В 1547 году произошло в России важное новшество — венчание Ивана Четвёртого (Иван Васильевич, Иван Грозный) на царство по новому обряду — шапку Мономаха возложил на голову царя впервые глава христианской церкви митрополит Макарий. Этому был придан более высокий статус церкви и царю, ибо он стал «боговенчанным». Первый «боговенчанный» царь оказался «перестройщиком», радикальным реформатором. Перед его воцарением в России произошло только одно важное событие в государственном строительстве — в 1534 году в России был основан первый казенный Монетный двор для чеканки единых монет для всей страны, а теперь молодой царь задумал много нововведений.
Период воцарения Ивана Четвёртого был для России не простой — в межцарственный период при правлении матери Ивана — Елены Глинской, усилились бояре, и, соответственно, ожесточилась борьба между кремлёвскими группировками, и всё это усугубилось вспыхнувшими народными восстаниями в том же 1547 году в Москве и других городах.
Молодой царь, которому было всего 18 лет, разумно и объективно окружил себя доверенными людьми, чтобы с ними радиться — то есть совещаться (глагол «радиться» — совещаться и сейчас употребляется в польском, чешском и других славянских языках). Отсюда и пошло название этого круга помощников-советников «Избранная рада»; это аналог современного Госсовета, который во многом носит сегодня формальный характер. С составом Рады Ивану здорово повезло — советники на то время оказались очень умными людьми, впрочем, талантливый умный молодой царь сам их выбирал.
В 1549 году Иван Васильевич с Радой решали вопрос — как ослабить влияние в Кремле мощных боярских группировок, некий аналог наших современных олигархических группировок и их лобби, и додумались провести законодательную реформу, для которой необходима была легитимность, то есть — одобрение народа и его поддержка, поэтому было принято решение собрать Собор примирения, вскоре переименованный с более широким смыслом в Земский собор.
Всё новое — это хорошо забытое старое, и Земский собор был аналогом дохристианского народного Вече. Но в размере города народное Вече провести было просто, а в масштабах государства — это была уже проблема. Поэтому по замыслу на Земский собор должны были прибыть представители земель (регионов) и сословий, кроме низших. Например, во Франции аналогичный орган назывался Генеральные Штаты, а затем Национальным Собранием.
На Земский собор участники не избирались на местах, а приглашались самые авторитетные люди из разных регионов и сословий. Иван Четвёртый использовал Земский собор не только как общероссийский совещательный орган, но фактически — как законодательный. Для сравнения — аналогичный законодательный народный орган первые революционеры-масоны во Франции в конце 18 века после свержения монархии называли Конституантой, затем Легислативой, потом Конвентом, и наконец — Парламентом.
В результате в 1550 году в России появился Судебник, аналог современной Конституции, по которому Боярская дума наделялась правом высшего законодательного органа при царе, — как сегодня Дума-Парламент при президенте. Это, конечно, не была Конституция в современном виде, но по своей сути — как свод законов — это была Конституция, а не ежедневные решения абсолютного монарха.
Как видим, Россия во многих важных вопросах развития, строительства государства и общества опережала ту же Францию и многие другие европейские страны более чем на два столетия. Фактически российский самодержавец в лице Ивана Грозного по собственной инициативе урезал свои властные полномочия и делился ими с Боярской думой и с Судебником — Конституцией. То есть в России в то время, в отличие от цивилизованного Запада, не было абсолютной монархии, и были ярко выраженные элементы народовластия, то есть — демократии. Кстати, «впереди Европы всей» в то время шло соседнее славянское государство Польша, которая была дворянской (шляхетской) республикой с Конституцией и выборным на определённый срок королём.
Иван Четвёртый и Избранная Рада понимали, что необходимо было реформировать управление государством и реформировать армию, перевооружать её современным стрелковым и пушечным вооружением.
А это требовало огромных денег, а казна была почти пуста. Огляделись вокруг — у кого оказались в России деньги? Деньги оказались у «скромной» и «аскетичной» христианской церкви и её богатейших монахов в монастырях, которые оказались крупнейшими эксплуататорами, торговцами и ростовщиками. И, несмотря на то, что в ближайших советниках царя, в Избранной раде, были священник Сильвестр, митрополит Макарий, и сам Иван Грозный был глубоковерующим христианином, но деньги решили взять у церковников. И статьи Судебника уже предусматривали ликвидацию податных льгот монастырей, то есть монастыри должны были платить в казну все налоги.
Также запрещалось в результате ростовщичества и образовавшихся безнадёжных долгов закабалять дворян, превращать дворян в холопов, которые вынуждены были со своими семьями работать до конца жизни на монастыри. А возможность закабаления крестьян в холопов сохранялась. Хотя сохранялась свобода крестьян в виде свободного выбора места жительства в Юрьев день.
Это, конечно же, не могло понравиться церковникам, начались бурные обсуждения и возмущения.
К тому же церковники знали, что уже готовиться радикальный закон о конфискации огромных земельных владений у Церкви.
Закончилось это всё оригинально — наведением порядка среди церковников, в церковной жизни. В 1551 году Иван Грозный созвал церковный Собор, на котором предложил церковным иерархам ответить на сто вопросов о жизни Церкви, которые сформулировал сам царь, и во многих вопросах уже виднелись ответы самого царя. Озадачил.
Как видим, вопросов у Ивана Грозного к Церкви набралось немало. Поэтому этот церковный Собор назвали Стоглавым. Через некоторое время церковный Собор дал ответы, которые были помещены в книгу «Стоглав». Почти со всеми предложениями Ивана Грозного церковники согласились, кроме меркантильных, — дружно воспротивились конфискации земельных владений, то есть никак не желали следовать примеру Сергия Радонежского и Нила Сорского, не хотели скромной жизни, аскетизма, самопожертвования и жить своим трудом, упорно позиционировали себя как элитное правящее богатое сословие.
И чтобы царь им оставил владения и богатства, церковники пошли на существенные уступки — навели в своём царстве порядок: привели к единообразию церковные обряды, разработали внутренние правила поведения для самих себя, для духовенства, и даже(!) согласились признать местных русских святых общероссийскими, до этого в особом почитании были только иностранные святые, в основном византийские.
Иван Грозный согласился оставить Церкви «старые» владения, отобрал все земли, приобретенные Церковью в последние десятилетия «под шумок» в мутный период фактически боярского правления, и поставил под контроль новые сделки Церкви с землею, — впредь без «одобрямс» царя Церковь не смела приобретать земли — ни за долги, ни путём купли, ни путём дарения. Иван Грозный применил метод «между двух зол» — Церковь выбрала для себя меньшее зло.
К тому же налоги в стране были повышены в несколько раз. В казне появились деньги, и царь стал реорганизовывать армию — были сформированы стрелецкие полки, солдаты получили обмундирование нового образца, огнестрельное оружие, артиллерию и денежное жалование.
Вскоре в результате деятельности царя, Избранной рады и Боярской думы органы управления государством, царские чиновники были структурированы в Приказы — аналог наших министерств; Посольский приказ — министерство иностранных дел, Разбойный — министерство внутренних дел и т.д.
Тогдашнюю прокуратуру — Челобитный приказ возглавлял знаменитый Алексей Адашев, который докладывал еженедельно о всех жалобах и несправедливостях непосредственно Ивану Грозному.
Внутри страны отменялось кормление на должностях. Вместо ненавистных народом назначаемых кормленщиков были введены органы местного (земского) самоуправления, в которых избирали достойных людей из дворянства и их помощников — целовальников, названных так, ибо целовали крест во время клятвы служить честно и справедливо. Такая же система была введена среди городского (посадского) населения и государственных (черносошных) крестьян, которые выбирали себе старосту.
Таким образом, в течение 2-3 лет в России была выстроена принципиально новая «вертикаль» власти, новая структура управления с участием всех слоёв общества. Вопросы о цивилизации и цивилизованности начинают возникать, когда вы сравните выполнение этих задач демократами в России в течение десятилетия в конце 20-го века, при этом необходимо учесть, что в период вышеуказанных реформ Иван Грозный не применял ещё жестоких методов.
Та же аналогия с «перевооружением» и «реформированием» армии — в 1551 году уже перевооружённую новую 150-тысячную армию с артиллерией 21-летний царь повёл на взятие Казани. А для защиты России с юга, от Крымского ханства, организовал пограничную службу.
После взятия Казани мудрый 21-летний царь объявил о сохранении земель за элитой Казанского ханства и сохранении мусульманской веры. То есть — это был первый российский царь, который отказался насаждать христианство «огнём и мечом», хотя у него были все силовые возможности. А купцам, двигающимся на восток, в Сибирь, разрешил нанимать на службу и для строительства крепостей беглых крестьян — «вольных людей», казаков, которые под командованием Ермака и завоевали Сибирь, разгромив войска потомка Чингисхана Кучума, и покорив местные народы.
На примере Ивана Грозного мы обнаруживаем все плюсы и минусы роли выдающейся личности в истории, «обе стороны медали», преимущества и минусы остроконечной пирамиды управления.
С одной стороны — это необычайная эффективность в случае талантливого сильного руководителя: без долгих дебатов, обсуждений, споров и сомнений быстрое принятие решений и их реализация. Примеров в истории очень много в последние века: в 19 веке — Николай Первый, королева Виктория, Наполеон, Бисмарк; в 20 веке — Сталин, Гитлер, Черчилль, Рейган.
С другой стороны — это зависимость судьбы всего народа, страны, судеб миллионов людей от настроения, личных переживаний, взлётов и падений интеллекта одного человека.
Красивая славная линия успехов, побед, взлёта Ивана Четвёртого после его болезни в 1563 году стала быстро искривляться. Внезапная тяжёлая загадочная болезнь, поразившая успешного русского царя после возвращения из победного похода на Казань, была похожа на отравление.
Отравление было широко распространено в то время, крупномасштабные проблемы решались тихо, без затратных кровопролитных войн. Сам Иван Четвёртый — Грозный позже успешно прибегал к этому методу.В монастырях иезуитов, да и в монастырях России, при ставках ханов работали целые лаборатории ядов. Резкое усиление России при Иване Четвёртом явно не устраивало соседей.
Иван Четвёртый оказался на грани смерти. Иван доверял своему окружению и вместе с ним, «одной командой», ладно осуществлял радикальные реформы в стране, а тут было похоже на предательство и попытку убийства… и неизвестно — кто, или группа заговорщиков(?).
Можно представить состояние беспомощного Ивана Четвёртого — настороженность, разочарование в окружающих, подозрительный взгляд на всех. В людях и во всём человечестве огулом разочаровывались и без таких переживаний, только в результате наблюдений, многие выдающиеся мыслители человечества — от древнегреческих философов до Канта, не говоря уже о депрессивных европейских мыслителях 20-го века.
И в этом состоянии, лёжа на смертном одре, он, ещё живой, вдруг оказался ещё и свидетелем борьбы за свой престол — одни бояре поддержали завещание Ивана, по которому престол наследовал его только что родившийся «пеленочный» сын Дмитрий, а другие неожиданно для Ивана воспротивились этому и предложили на царство внука Ивана Третьего, его двоюродного брата Владимира Старицкого. В общем, — переживаний, разочарований и негодований у умирающего Ивана было предостаточно.
И в этой ситуации психическая нагрузка на сознание тяжелобольного царя внезапно возросла многократно — в ходе споров за престол няня вдруг роняет наследника в воду и сын-первенец умирает от переохлаждения… Согласитесь, не каждый выдержит такую череду тяжёлых бед, сохранив нервное, психическое состояние, тяжело болея, умирая, а тем более — затем чудным образом выздоровев… Поэтому неудивительно, что все отметили — после выздоровления Иван Четвёртый сильно изменился, стал неуравновешенным, резким, нервным и жестоким — Грозным.
Но дальнейший ход событий усугубил состояние Ивана Грозного. В начале всё шло по-старому — хорошо, успешно, победно — в 1556 году было присоединено к России Астраханское ханство. И когда Иван Грозный уладил ситуацию на востоке и юге, то логично он обратил свой взгляд на запад, где не было важного «геополитико-экономического» выхода к торговым путям Балтики. И в 1558 году он объявил войну Ливонскому ордену, его войска вступили в Прибалтику и напали на ливонские замки, неожиданно легко овладев обширными территориями с городами Нарва, Дерп (Юрьев) и подошли к стенам Ревеля и Риги. Здесь стоит обратить внимание на то, что русский царь начал эту длительную войну с ливонским орденом, перешедшую затем в войну с поляками, литовцами и шведами. До этого литовские князья на Русь нападали и даже осаждали Москву, но поляки были заняты постоянными войнами с крестоносцами и турками, и на восток войнами, кроме Крымского хана, который владел большой частью Украины-Малороссии, которая тогда так ещё не называлась.
В начавшейся войне первоначальная лёгкость сыграла злую шутку, — царь с радой решили, что задача выхода к Балтике почти решена, осталось последнее усилие, но, не сделав его, решили, что наступило подходящее время сделать такой же быстрый «геопрорыв» и к Черному морю, разгромив старого врага Крымского хана.
Сейчас и поездом это расстояние пересечь — быстро не получается, а тогда пешком… Неудивительно, что измученные переходом русские войска не смогли разгромить Крымское ханство, и потерпели поражение. Это было первое крупное военное поражение Ивана Грозного. Понятно, что с его самолюбием вершителя, победителя и нервным состоянием — он тяжело переживал это поражение.
А в это время «ливонская река» на месте не стояла, — ливонский магистр не стал дожидаться возвращения русских войск и обратился за помощью к соседям. Дружелюбные соседи «помогли», — разделили земли ливонского ордена между собой, Ливонский орден прекратил своё существование, и разгромили оставшиеся в Прибалтике русские войска. И Ивана Грозного ждали уже не вояки ливонского ордена, а мощные войска Швеции и союза Польши и Литвы.
В 1559 году русские войска в Прибалтике потерпели несколько поражений. Иван Грозный срочно собрал большое войско и под предводительство героя штурма Казани князя Курбского бросил на помощь. Началась затяжная изнурительная 25-летняя война, в которой Иван Грозный иногда использовал оригинальные методы воздействия на противника, — чтобы остановить продвижение войск польского короля Стефана Батория, он решил на него повлиять через папу Римского и послал к нему посольство.
Что пообещал папе Римскому Иван Грозный, не ясно, но Папа Римский решил помочь Ивану Грозному и послал к Баторию своего помощника иезуита Поссевина, который приехал уговаривать польского короля во время осады его войсками Пскова, но Баторий проигнорировал папу Римского.
В следующем году — 1560, у Ивана Грозного случилась ещё одна беда — внезапно умерла его жена Анастасия Романовна, которую он очень любил, и которая была ему надёжной опорой. Со времен болезни Ивана в 1553 году между Анастасией и членами Избранной рады сложились плохие отношения, которые только ухудшались из-за взаимной ревности к влиянию на царя. Было похоже, что Анастасию отравили, и об этом по Москве пошли упорные слухи.
К тому же, до смерти Анастасии, поражения русской армии самолюбивый Иван не хотел брать на себя, и было желание свалить на удачу на советников, которые за 13 лет совместной работы, конечно же, не раз ошибались и за такой длительный срок надоели, приелись Ивану. Впечатлённый смертью Анастасии, Иван Грозный решил устроить репрессии её недругам, — Адашев был арестован и умерщвлён в тюрьме, священника Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, где он вскоре тоже был умерщвлён. Подверглись жёстким репрессиям многие бояре.
В 1563 году умер своей смертью опорный человек Ивана Грозного с детства — митрополит Макарий. Иван остался без духовника-советника, без жены, без Избраной рады — один, и всё становился жёстче и остервенелее, репрессии усиливались. А гнёт неудач и бед на Ивана Грозного усиливался — в 1564 году русская армия потерпела ряд крупных поражений от польско-литовских войск. Это поражение усугубилось ещё тем, что герой взятия Казани полководец князь Андрей Курбский, опасаясь репрессий по поводу поражений, в апреле 1564 года перешёл к врагам, в Литву, то есть — предал.
В результате для Ивана Грозного наступил очередной этап качественного изменения в худшую сторону. Кроме того, объективно для такого талантливого руководителя наступает иногда момент прихода таких мыслей — и так Иван смолоду играл роль первой скрипки, самому приходилось находить гениальные решения и брать за осуществление их ответственность, несмотря на многочисленных советников. Эту истину подтвердят многие директора заводов, фирм и корпораций — не с кем на одном уровне обсудить различные проблемы, только в узких темах со специалистами; хотя многие в своих сегментах делают работу хорошо и профессионально, но совещаться с ними по стратегическим вопросам высокого уровня зачастую бесполезно. А Иван Грозный с детства много читал, у него была огромная библиотека, в своё время он был одним из самых образованных людей с природным мощным умом.
Ведь Иван Грозный в возрасте 21 года собрал на церковный Собор десятки важных и с виду мудрых церковников намного старше себя, и оказался намного умнее всех их — «построил», навёл внутри духовного общества порядок, в том числе и морально-нравственный, и они его правоту признали. После этого можно понять его самооценку и оценку им окружающих, в том числе и многие его последующие действия, в том числе и негативные.
Многочисленные беды после череды успехов, усталость психики, последствия отравления, нервность, недоверчивость, подозрительность, одиночество, измененное мировоззрение и наступивший ранний период — «бес в ребро» в сумме сделали своё дело — Иван Грозный решил перечеркнуть многие свои же демократические инициативы-новшества, и решил вернуться к личной неограниченной власти — к самодержавию, к абсолютной монархии. Этому же решению способствовал и известный Иван Пересветов, который в своей челобитной привёл пример Турции, где все подданные считались слугами самодержавца-султана, без всяких элементов народовластия, и призвал к этому же Ивана Грозного.
И благодаря своему манёвру через Александрову слободу и притворный отказ от царствования он «легитимно» добился желаемого, и ввёл для внутренних «чисток» и репрессий опричнину — карательное войско, личную гвардию-инквизиция — аналог НКВД.
То, что происходило дальше в России, можно назвать — только сатанизмом: сексуальные оргии, несмотря на наличие после смерти Анастасии ещё шести жён, изощрённые пытки и казни сотен и тысяч людей, сожжённые русские деревни и разграбленные города, немотивированное убийство собственного сына и многолетняя кровавая «победная» война против своего народа, даже издевательство и убийство священников: с митрополита Филиппа опричники прилюдно сорвали церковную одежду и выгнали из собора, а позже Малюта Скуратов задушил митрополита. Весь этот кошмар частично закончился со смертью Грозного в 1584 году.
Говорят, в конце жизни христианин Иван Грозный сильно каялся, осознал, какое он кошмарное чудовище и сколько неповинных жизней загубил, и при этом пытался оправдываться — «только Бог безгрешен». С таким «философским» оправданием на устах можно и всё человечество уничтожить…
Стоит отметить и «Юрьев день» для наших прабабушек. Ибо в 1581 году было совершено закрепление крестьян на земле, запрещены переходы в Юрьев день, и произведены записи крестьян в писцовые книги за землевладельцами — так было введено печальное крепостное право — вид рабства, отмененное только в 1861 году, временные «заповедные лета» затянулись почти на триста лет.
Результат правления Ивана Грозного логичен и трагичен, несмотря на блестящее начало реформ и мощное усиление государственности, — сильное ослабление государства по многим параметрам: от непаханых полей до пустующих деревень, убыль населения от казней талантливых людей и затяжной войны, бегство крестьян в казаки, от пустой казны до резкого снижения безопасности страны, и захват Москвы, России поляками выглядел совсем закономерным. И закономерным было оригинальное выдвижение на престол выходца из «гнезда» Ивана Грозного Бориса Годунова.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
34. Библейская история Самсона — это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном
34. Библейская история Самсона — это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном
Самсон — это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI векаГлавой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится
34. Библейская история Самсона – это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном
34. Библейская история Самсона – это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном
Самсон – это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI века
Главой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится
§ 61(2).
Южная граница России при Иване Грозном, Крым, битва при Молодях, казаки
§ 61(2). Южная граница России при Иване Грозном, Крым, битва при Молодях, казаки
Сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем 1571. Разгром Девлет-Гирея при Молодях Воротынским 1572. Строительство пограничных засек и валов. Станицы и сторожи. Освоение русскими южных степей.
5.1. Основание Москвы при Юрии Долгоруком — это строительство Кремля при Иване IV Грозном в 1567 году
5.1. Основание Москвы при Юрии Долгоруком — это строительство Кремля при Иване IV Грозном в 1567 году
Сегодня считается, что Москва была основана князем Юрием Долгоруким около 1147 года или 1156 года [74], с. 27, 29. Сегодня об этом «знают» буквально все. О недавно прошедшем, якобы
6. Напоминание: краткая история Есфири = Елены Волошанки при Иване III–IV Грозном
6. Напоминание: краткая история Есфири = Елены Волошанки при Иване III–IV Грозном
Во время правления Грозного произошло важное событие, которое мы именуем «историей Есфири». Оно описано, в частности, в Библии, в ветхозаветной книге «Есфирь», а также в книге «Иудифь» под
Глава 5 Шекспировская хроника «Генрих VIII» рассказывает на самом деле об Иване Грозном и истории Есфири = Елены Волошанки
Глава 5
Шекспировская хроника «Генрих VIII» рассказывает на самом деле об Иване Грозном и истории Есфири = Елены Волошанки
1. Мы уже хорошо знаем, кто такой на самом деле знаменитый английский король Генрих VIII
Историческая хроника «Генрих VIII» дана в издании [971] в переводе П.
21.3. Полет холопа Никиты = Икара при Иване Грозном = Нероне в Александровской слободе
21.3. Полет холопа Никиты = Икара при Иване Грозном = Нероне в Александровской слободе
Теперь, после всего сказанного, возникает чрезвычайно интересный вопрос. Если, согласно нашим «вычислениям», Икар и Дедал какое-то время жили и работали в Москве XVI века, то где же в русских
16. Теперь мы узнаём много нового о царе Иване Грозном, открывая «античные» источники
16. Теперь мы узнаём много нового о царе Иване Грозном, открывая «античные» источники
Поскольку, как оказалось, императоры Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон являются отражениями Ивана «Грозного» (а точнее, четырех царей-ханов, объединенных под одним именем), нам
7.2. Сложение мифологии об Иване Грозном. XVI — XVII вв.
7.2. Сложение мифологии об Иване Грозном. XVI — XVII вв.
Обличение Грозного в ранней русской литературе. Русские и европейцы, современники Ивана IV, оставили описания его царствования. До XIX в. о Грозном в России знали только из русских источников, а в Европе — из европейских.
20.
5. Есфирь при Иване IV Грозном в XVI веке
20.5. Есфирь при Иване IV Грозном в XVI веке
В биографии Ивана IV Грозного есть одна загадка (среди многих других), связанная с выбором одной из его жен. Это — загадка Василисы Мелентьевны. Якобы она — шестая жена Ивана IV. Причем как бы не очень-то и жена. Недаром Карамзин,
15.1. Напоминание: краткая история Есфири = Елены Волошанки при Иване III = IV Грозном
15.1. Напоминание: краткая история Есфири = Елены Волошанки при Иване III = IV Грозном
Во время правления Грозного произошло важное событие, которое мы именуем «историей Есфири». Оно описано, в частности, в Библии, в ветхозаветной книге «Есфирь», а также в книге «Иудифь» под
Глава 6 Строгановы при Иване Грозном
Глава 6
Строгановы при Иване Грозном
Солепромышленник Аника Строганов – это имя звучало не только в Сольвычегодске, Пермском крае, но и в Москве. Сам царь, Иван Грозный жаловал знатного купца. Все сбылось, о чем мечтал когда-то молодой сирота: богатство, почет, уважение,
20. Московское царство при Иване Грозном
20. Московское царство при Иване Грозном
Феодальная раздробленность дорого обошлась Древней Руси. Реальным историческим шансом возрождения русской государственности стала постепенная централизация, объединение множества территорий, княжеств вокруг нового центра —
Иван Грозный и русская национальная традиция | Сочинение для Красного экрана: Прокофьев и советское кино
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Ссылка
Бартиг, Кевин,
Иван Грозный и русская национальная традиция ,
2013;
Online Edn,
Oxford Academic
, 26 сентября 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/978019996799.003.0007,0007,
70199967599.003.0007,0007,
.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicСочинение для красного экрана: Прокофьев и советское киноЕвропейская музыкаМузыка кино, телевидения и видеоигрМузыка и культураМузыковедение и история музыкиПопулярная музыкаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается самая сложная музыка Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна. Сюжет фильма, правитель, прославившийся за объединение Российского государства, но осужденный за деспотические методы, которые он использовал, получил богатую трактовку в русской музыке девятнадцатого века. Прокофьев опирался на эти музыкальные прецеденты, и они оба сформировали его концепцию Ивана и послужили ориентиром для его собственной партитуры. Как и его предшественники, Прокофьев музыкально изображает государственное объединение Ивана как внутреннее, а не геополитическое дело. Хотя этот аспект партитуры Прокофьева, конечно, не был преднамеренно подрывным, он противоречил официальным ожиданиям, что зарубежные кампании Ивана будут занимать почетное место. В главе также показано, что у Эйзенштейна были гораздо более амбициозные цели, чем у Прокофьева; он убедился в способности музыкальной реплики функционировать как эрзац-лейтмотив, связывая и сопоставляя разрозненные сцены для создания повествовательных связей, которые в значительной степени отсутствуют в диалогах фильма.
Ключевые слова:
сергей эйзенштейн, иван грозный, мосфильм, николай римский-корсаков, левон атовмян, лейтмотивы, рихард вагнер, ферганский канал
Предмет
Музыковедение и история музыкиМузыка кино, телевидения и видеоигрЕвропейская музыкаМузыка и культураПопулярная музыка
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Иван Грозный: история расширения России
Сегодня Россия является самой большой страной на Земле по площади и занимает более одной восьмой части обитаемой территории планеты. Но как он стал таким большим? Ответ на этот вопрос лежит еще в 16 веке у русского правителя Ивана IV, известного как Иван Грозный. Вот краткое введение о том, как он это сделал, а также о его правлении и важном наследии, которое он оставил своей стране:
Иван IV был первым русским правителем, объявившим себя царем, а русское слово произошло от слова цезарь, которым после смерти знаменитого полководца стали именовать всех последующих императоров Римской империи. Это дает нам указание на абсолютную власть и власть, с которой Иван Грозный правил своими владениями. Придя к власти в 1547 году, Иван IV правил тем, что было известно как Великое княжество Московское, которое он затем переименовал в Российское царство. До 1480 года Москва находилась под властью татаро-монголов, вынужденных платить им дань в обмен на определенные свободы. В то время как Россия свергла своих татарских повелителей к тому времени, когда на престол взошел Иван Грозный, Татарское ханство все еще граничило с Россией и было серьезным препятствием для мечтаний Ивана об экспансии на восток.
Прорыв – Осада Казани
Осада Казани (1552 г.), татарской столицы, оказалась одной из самых важных и влиятельных военных побед Ивана Грозного. Это была очень примечательная кампания, не в последнюю очередь потому, что ее успех проложил путь для расширения России через Сибирь и вплоть до восточного побережья. Следовательно, это считается одним из самых значительных событий в развитии того, что впоследствии станет Российской империей.
Расширение России сквозь века
Эта кампания также была новаторской с точки зрения методов борьбы. Готовясь к этому, Иван Грозный стал первым русским лидером, который собрал постоянную армию, а также представил западные военные и осадные технологии. Центральным элементом этих импортированных осадных технологий был Гуляй-город, разновидность подвижных зубчатых стен, которые давали русским стрелкам драгоценное укрытие, из которого они могли вести огонь в незащищенной и открытой степи, продвигаясь к стенам города.
Гылая Город
Наследие – хорошее и плохое
Завоевание Казани положило начало России как многонациональному и многоконфессиональному государству, которым она остается и по сей день. К 1553 году, после завоевания Казани и остальных татарских земель, Иван Грозный правил территорией большей, чем какая-либо другая в Европе. Экспансия в Сибирь позволила России получить доступ к ключевым материалам и природным ресурсам, которые сыграют ключевую роль в ее непрекращающемся стремлении стать крупной мировой державой для будущих поколений. Но на этом наследие Ивана не закончилось. Его концепция роли царя влияла на российскую монархию вплоть до ее исчезновения почти 400 лет спустя. Он считал себя лично назначенным Богом, и его самодержавное правление, в котором его слово и воля были законом, способствовало политической культуре, которая принимала и в определенной степени приветствовала сильное правление самодержавного правителя.