Содержание
Во время правления Ивана IV никого не казнили без суда и следствия
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
https://ria.ru/20130814/956190437.html
Во время правления Ивана IV никого не казнили без суда и следствия
Во время правления Ивана IV никого не казнили без суда и следствия — РИА Новости, 14.08.2013
Во время правления Ивана IV никого не казнили без суда и следствия
Семёнова Ольга
2013-08-14T18:39
2013-08-14T18:39
2013-08-14T18:39
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/956190437.jpg?1376491164
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Царь Иван IV в 30 раз увеличил территорию страны, потому его и назвали Грозным. Он был завоеватель, и враги бежали от него в ужасе – это правда. Но в своей стране – это был справедливый, строгий, богобоязненный царь.
Его как вы говорите, попытка модернизации была успешной. Ему удалось, в отличие от Петра I, завоевать многие новые и воссоединить старые пространства при русском доминировании – без истощения русского народа и разрушения традиций и культуры.
В отличие от европейских правителей Иван IV не проводил массового уничтожения простых людей. Известно, что за время его правления никого не казнили без суда и следствия.
Не надо также забывать, что именно Иван Грозный ввел Земский собор, где могли собираться все слои населения, запретил рабский труд, ввел суд присяжных, впервые создал регулярную армию, установил местное выборное самоуправление, в конце концов остановил татарские набеги. Стоит также вспомнить о том, что именно Иван IV ввел бесплатное начальное образование в России.
При нем рост благосостояния населения составил несколько тысяч процентов. О его так называемой «тирании», точнее о ее отсутствии, говорит и то, что в 16 веке из Европы эмигрировало в Россию более 30 тысяч семей – вряд ли при ужасной тирании европейцы в таком количестве поехали бы в нашу страну.
Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.
Орфография и пунктуация автора сохранены
как военные реформы Ивана Грозного способствовали созданию российской армии — РТ на русском
Короткая ссылка
Святослав Князев,
Максим Лобанов
470 лет назад в Русском государстве указом царя Ивана IV были созданы стрелецкие войска. По мнению историков, это решение стало важным шагом на пути к созданию в России регулярной армии. Эксперты отмечают, что реформы Ивана Грозного позволили серьёзно укрепить обороноспособность государства и привели к ряду крупных военных побед и территориальных приобретений.
1 октября 1550 года Иван Грозный издал «Царский приговор об испомещении в московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей». Этим документом он впервые в истории России создал войско, имевшее признаки регулярной армии. С 2006 года в ознаменование этого события 1 октября отмечается как день Сухопутных войск России.
От дружинников до стрельцов
Как отмечают эксперты, история отечественных вооружённых сил восходит к средним векам, когда в княжествах могли существовать небольшие дружины и собираемое от случая к случаю ополчение.
«Позже стало формироваться поместное войско. Однако к середине XVI века даже оно не могло ответить на все вызовы времени. Поэтому при Иване IV потребность в военных реформах стала острой», — рассказал RT действительный член Академии военных наук РФ Андрей Кошкин.
По его словам, русское государство нуждалось в войсках, которые бы постоянно несли службу, а также имели хорошо продуманную систему комплектования и управления. Иван IV взялся решить эту задачу.
Также по теме
«Создание регулярной армии»: какую роль в истории России сыграло введение рекрутского набора
315 лет назад Пётр I своим указом ввёл воинскую повинность для всех сословий России, включая крестьянство. Историки отмечают, что…
«Огромным шагом в развитии отечественных вооружённых сил стало создание царём Иваном IV стрелецких подразделений. Мы не можем точно назвать день их появления, данный процесс проистекал около 1550 года. Стрелецкое войско было поделено на имевшие стандартную численность подразделения, активно использовало огнестрельное оружие, имело чёткую систему управления и жалование», — отметил Кошкин.
В «Царском приговоре об испомещении в московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей» описывалась система комплектования и снабжения постоянно действующего войска в Москве и близлежащих населённых пунктах.
«Решение было продиктовано насущной необходимостью, связанной с внешними войнами. Похожие процессы протекали не только у нас, но и в других странах», — заявил в беседе с RT военный историк Борис Юлин.
«Шаг к созданию регулярной армии»
По словам Андрея Кошкина, то, что создал Иван IV, ещё не было регулярной армией в современном понимании, но уже напоминало её: «Данное войско действовало как в мирное, так и в военное время, чётко понимало, за счёт чего оно будет снабжаться. Решение царя стало настоящим прорывом».
Эксперт отметил, что благодаря действиям Ивана IV в русском государстве начали оформляться как отдельные рода войск пехота и артиллерия.
«Введение регулярных элементов в русское войско являлось частью более масштабных реформ, охвативших различные сферы жизни государства. Что касается конкретно стрелецких частей, то они выполняли не только сугубо армейские, но и полицейские функции, а также оберегали покой государей», — рассказал RT советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
- Фрагмент картины В. Васнецова «Царь Иван Грозный»
Он подчеркнул, что некоторые аспекты деятельности стрельцов существенно отличались от наших представлений о регулярной армии. В частности, по словам эксперта, в свободное от службы время стрельцы занимались промыслом и ремёслами.
По словам Бориса Юлина, военные реформы Ивана IV были также примечательны переходом к более активному, чем ранее, использованию личного огнестрельного оружия.
«Это был качественный скачок, так как наши войска смогли нормально применять огненный бой. Боевая мощь армии сильно возросла во многом в связи с тем, что были выработаны новые формы применения огнестрельного оружия», — заявил эксперт.
- Картина В. Васнецова «Стрельцы»
Как отметил Андрей Кошкин, военные реформы Ивана Грозного способствовали укреплению обороноспособности русского государства. Это в итоге привело к разгрому крымско-турецких войск в битве при Молодях, присоединению Казани и Астрахани и к победам на первоначальном этапе Ливонской войны.
По словам научного директора Российского военно-исторического общества Михаила Мягкова, особую роль среди реформ Ивана Грозного сыграло именно создание стрелецкого войска, имевшее далеко идущие исторические последствия.
«Это был огромный шаг к созданию регулярной армии. Стрельцы имели унифицированное обмундирование, были хорошо вооружены по тому времени. Имели на вооружении как пищали, так и бердыши. Каждый полк имел свою нумерацию. Система была так хорошо продумана, что просуществовала до конца XVII века», — подчеркнул Мягков.
По словам историков, к тому, что сегодня принято называть регулярной армией, пришёл уже Пётр I. Он ввёл рекрутскую систему, при которой солдата призывают на военную службу и дальше он служит, не занимаясь хозяйственными делами.
- Портрет Петра I на коне, написанный французским художником испанского происхождения Луи (Людовиком) Караваком (1684—1754) в 1718 году
- РИА Новости
По словам Андрея Кошкина, реформы Ивана IV и Петра I стали основой для тех побед, которые русская армия одерживала в конце XVIII — начале XIX столетий.
«Мы должны помнить и ценить то, что именно Сухопутные войска стали в своё время гарантом суверенитета России. Именно благодаря их победам нашим предкам удалось сохранить и развить государственность», — подытожил специалист.
Иван IV России | Европейская королевская история
Поиск:
28
Понедельник
март 2022 г.
Опубликовано liamfoley63 в Империя Европы, Избранный монарх, Королевская генеалогия, Королевская преемственность, Королевские титулы, Этот день в королевской истории
≈ Оставить комментарий
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 — 28 марта 1584), широко известный на английском языке как Иван Грозный, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 год и первым Московский правитель будет коронован на царство всея Руси с 1547 по 1584 г.
Иван был первым московским правителем, родившимся после обретения ею независимости. Иван был первым сыном великого князя Василия III Московского и его второй жены Елены Глинской. , член липкинского татарского клана, утверждающего, что он произошел от монгольского правителя Мамая, и сербская принцесса Ана Якшич из дворянской семьи Якшичей.
Мать Елены была сербской принцессой, а семья ее отца, род Глинских (дворяне, проживающие в Великом княжестве Литовском), заявляли о своем происхождении как от православных венгерских дворян, так и от монгольского правителя Мамая (1335–1380 гг.)
Василий Мать III, Зоя (София) Палеологина, византийская греческая принцесса, член императорской семьи Палеологов, была дочерью Фомы Палеолога, деспота Мореи и младшим братом последнего византийского императора Константина XI Палеолога (годы правления 1449).–1453).
Ее матерью была Екатерина, единственная законная дочь и наследница центуриона II Заккарии, последнего независимого принца Ахайи и барона Аркадии.
Родившийся 25 августа, он получил имя Иван в честь св. Иоанна Крестителя, день Усекновения главы которого приходится на 29 августа. В некоторых текстах той эпохи также изредка упоминается с именами Тит и Смарагд, в соответствии с традицией полионимов у Рюриковичей.
Иван был назначен великим князем после смерти отца, когда ему было три года.
16 января 1547 года в 16 лет Иван был коронован в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: Крест Животворящего Дерева, барму и шапку Мономаха; Ивана Васильевича помазали миром, и тогда митрополит благословил царя. Он первым был коронован как «Царь Всея Руси», отчасти подражая своему деду, Ивану III Великому, претендовавшему на титул Великого князя всея Руси.
До этого правители Московии короновались как великие князья, но Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем».
Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг.), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) указывали, что слово «царь» не следует переводить как «император », потому что оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми регами.
С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля.
В молодости произошло завоевание Казанского и Астраханского ханств. Укрепив свою власть, Иван избавился от советников «Избранного Совета» и спровоцировал Ливонскую войну, которая опустошила Россию и привела к потере Ливонии и Ингерманландии, но позволила ему установить более самодержавный контроль над русской знатью, что он жестоко чистился с опричниной. Последние годы царствования Ивана ознаменовались Новгородской резней и сожжением Москвы татарами.
У Ивана Грозного было как минимум шесть (возможно, восемь) жен, хотя только четыре из них были признаны Церковью. Трое из них якобы были отравлены его врагами или соперничающими аристократическими семьями, которые хотели выдвинуть своих дочерей в его невесты.
Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, представительнице рода Романовых, ставшей первой русской царицей.
2. Мария Темрюковна (в 1561–1569 гг., смерть):
3. Марфа Собакина (28 октября – 13 ноября 1571, смерть)
4. Анна Колтовская (в 1572 году отправлена в монастырь). Это была последняя из его санкционированных церковью свадеб. Позже она была канонизирована как святая Дарья (местночтимая святая).
5. Анна Васильчикова (в 1575/76 г. отправлена в монастырь)
6. Василиса Мелентьева (?–1579) (наличие оспаривается)
7. Мария Долгорукая (1580) (наличие оспаривается) 0005 8. Мария Нагая (с 1580 г.), вдова:
В 1581 г. Иван избил свою беременную невестку Елену Шереметеву за нескромную одежду, из-за чего у нее мог случиться выкидыш. Узнав о ссоре, его второй сын, также по имени Иван Иванович, сильно поссорился с отцом.
Спор закончился тем, что старший Иван IV смертельно ударил своего сына по голове своим заостренным посохом. Событие изображено на знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в пятницу, 16 ноября 1581 года, более известном как Иван Грозный, убивающий своего сына.
Смерть
Иван умер от инсульта во время игры в шахматы с Богданом Бельским 28 марта 1584 года. После смерти Ивана русский престол остался его негодному среднему сыну Федору, слабоумному деятелю. . Федор умер бездетным в 1598 году, что положило начало Смутному времени.
Современные источники представляют разрозненные сведения о сложной личности Ивана. Его описывали как умного и набожного, но также склонного к паранойе, гневу и эпизодическим вспышкам психической нестабильности, которые усиливались с возрастом. После убийства его сына и его наследников на престол остался его младший сын, политически неэффективный Федор Иванович, человек, правление которого и последующая бездетная смерть непосредственно привели к концу династии Рюриковичей и началу Времени Проблемы.
Прозвище
Английское слово «ужасный» обычно используется для перевода русского слова «Грозный» в прозвище Ивана, но это несколько архаичный перевод. Русское слово «Грозный» отражает старое английское использование слова «ужасный» в значении «внушать страх или ужас; опасный; мощный; грозный».
Название не передает более современные коннотации английского слова «ужасный», такие как «дефектный» или «злой». Владимир Даль определяет грозный именно в архаическом употреблении и как эпитет царей: «мужественный, величественный, властный и держащий врагов в страхе, а людей в повиновении». Современные ученые также предлагали другие переводы, в том числе «грозный».
19
Пятница
ноябрь 2021 г.
Опубликовано liamfoley63 в Избранные королевские особы, Королевство Европы, Королевская смерть, Королевская генеалогия, Королевский дом, Королевское правопреемство, Этот день в королевской истории
≈ Оставить комментарий
Иван Иванович из России (28 марта 1554 — 19 ноября 1581) из Дома Рюриковичей, был царевичем (наследником) России. Он был сыном царя Ивана IV Грозного, который убил его в припадке ярости.
Молодость
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 — 28 марта 1584), широко известный на английском языке как Иван Грозный, был великим князем Московским с 1533 по 1547 год и первым московским правителем, который провозгласил себя царем всея Руси с 1547 по 1584 год.
Иван был первым московским правителем, родившимся после обретения ею независимости. Сын Василия III, рюриковичского правителя Великого княжества Московского, он был назначен великим князем, когда ему было три года после смерти отца. Группа реформаторов, известная как «Избранный совет», объединилась вокруг молодого Ивана, провозгласив его царем всея Руси в 1547 году в возрасте 16 лет и установив царство России с Москвой в качестве господствующего государства.
Иван был вторым сыном царя Ивана IV Грозного от его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (1530 – 7 августа 1560).
Анастасия была второй дочерью боярина Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева и Ульяны Ивановны. Роман Юрьевич служил Окольничим при великом князе Василии III. Дом Захарьиных-Юриевых был второстепенной ветвью дворянского дома, уже побывавшего при дворе, поэтому возможно, что Иван познакомился с Анастасией до смотрины невесты, хотя никаких записей об этом нет.
Один из ее дядей был одним из опекунов Ивана во время регентства его матери великой княгини Елены Глинской, которая владела всей реальной властью. Отец Анастасии происходил от боярина Федора по прозвищу Кошка, четвертого сына боярина Андрея Кобылы. Происхождение ее матери Ульяны Ивановны неизвестно.
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева также была первой русской царицей. Она была матерью Федора I, последнего прямого царя Рюриковичей в России и двоюродной бабкой Михаила I в России, первого царя из династии Романовых. Ее родителями были боярин Роман Юрьевич Захарьин, Окольничий, умерший 16 февраля 1543 года, давший свое имя династии русских монархов Романовых, и Ульяна Ивановна, умершая в 1579 году. .
Брат Ивана Ивановича Федор. Молодой Иван сопровождал своего отца во время Новгородской резни в возрасте 15 лет. В течение пяти недель он и его отец с энтузиазмом наблюдали за опричниками и удалялись в церковь для молитвы. В 27 лет Иван был не менее начитан, чем его отец, и в свободное время написал биографию Антония Сийского. Считается, что однажды Иван спас своего отца от покушения. Ливонский пленник по имени Быковский занес меч против царя, но царевич быстро нанес ему удар.
Браки
В 1566 году 12-летнему Ивану было предложено жениться на Вирджинии Эриксдоттер, дочери шведского короля Эрика XIV, но этого не произошло. В возрасте семнадцати лет Иван был обручен с Евдокией Сабуровой, которая ранее была предложена в жены царю Ивану. Действительно, она была одной из двенадцати женщин, представленных перед царем на смотре невест, чтобы он мог сделать выбор.
Царь отверг Евдокию как невесту для себя, но позже она была замужем за царским сыном. Царь хотел, чтобы его невестка очень быстро произвела на свет наследника, но этого не произошло, поэтому царь сослал ее в монастырь, а своему сыну дал другую невесту. Этой второй женой была Прасковья Солова, которую вскоре постигла та же участь, что и ее предшественницу, и тоже отправили в монастырь. Затем царь дал своему сыну третью жену, Елену Шереметеву, которая оказалась беременной в октябре 1581 года. У этого ребенка, предположительно, случился выкидыш примерно в то время, когда Иван умер от руки своего отца в ноябре 1581 года.0006
Смерть
Считается, что Иван Иванович был убит своим отцом, Иваном Грозным.
Отношения Ивана Ивановича с отцом стали ухудшаться на поздних этапах Ливонской войны. Разозлившись на отца за его военные неудачи, Иван потребовал отдать ему под командование несколько войск для освобождения осажденного Пскова.
Их отношения еще больше ухудшились, когда 15 ноября 1581 года царь, увидев свою беременную невестку в нетрадиционно легкой одежде, напал на нее. Услышав ее крики, царевич бросился на защиту жены, сердито крича: «Первую мою жену ты ни за что сослал в монастырь, ты сделал то же самое со второй, а теперь наносишь удар по третьей, причинив смерть сыну, которого она держит в утробе».
Впоследствии у Елены случился выкидыш. Цесаревич противостоял своему отцу по этому поводу, но тема изменилась на его неповиновение в отношении Пскова. Старший Иван обвинил своего сына в подстрекательстве к мятежу, что младший Иван отрицал, но яростно придерживался мнения, что Псков должен быть освобожден.
Разозлившись, отец Ивана ударил его скипетром по голове. Присутствовавший при этом Борис Годунов попытался вмешаться, но сам получил удары. Младший Иван упал в полубессознательном состоянии с кровоточащей раной на виске. Старший Иван тут же бросился на сына, целуя его в лицо и пытаясь остановить кровотечение, при этом многократно крича: «Будь я проклят! Я убил своего сына! Я убил своего сына!»
Младший Иван ненадолго пришел в сознание и, по слухам, сказал: «Я умираю как преданный сын и покорнейший слуга». Следующие несколько дней старший Иван непрестанно молился о чуде, но безрезультатно, и цесаревич умер 19 ноября 1581 года.
трон. После смерти царя в 1584 году ему наследовал его неподготовленный сын Федор I с Годуновым в качестве фактического правителя. После смерти Федора Россия вступила в полосу политической неопределенности, известную как Смутное время.
16
Четверг
Январь 2020 г.
16 января 1547 г. – Великий князь Иван IV Московский становится первым царем России, заменяя 264-летнее Великое княжество Московское Царством русским.
Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный как Иван Грозный, или, точнее, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первый царь России с 1547 по 1584 г.
Иван IV был сыном Василия III Ивановича Великого князя Московского (1479 – 1533) и его второй жены Елены Глинской, дочери князя Василия Львовича Глинского из Великого княжества Литовского и сербской княгини Аны Якшич, члена Якшича. семья.
Иван IV, царь всея Руси.
Когда Ивану было три года, его отец умер от абсцесса и воспаления на ноге, переросшего в заражение крови. Иван был провозглашен великим князем Московским по просьбе отца. Его мать Елена Глинская первоначально была регентом, но умерла от того, что многие считают отравлением, в 1538 году, когда Ивану было всего восемь лет.
Затем регентство чередовалось между несколькими враждующими боярскими семьями, борющимися за власть. По его собственным письмам, Иван вместе с младшим братом Юрием часто чувствовал себя заброшенным и обиженным могучими боярами из родов Шуйских и Бельских. В письме к князю Курбскому Иван вспоминает: «Брат мой Юрий, блаженной памяти, и меня воспитали, как бродяг и беднейших детей. Что я страдал из-за отсутствия одежды и еды!!” Этот отчет был оспорен историком Эдвардом Л. Кинан, который сомневается в подлинности источника, в котором эти цитаты найдены.
16 января 1547 года, в возрасте шестнадцати лет, Иван был коронован на царство в Шапке Мономаха в Успенском соборе. Он был первым, кто был коронован как «Царь Всея Руси». До этого правители Московии короновались как великие князья московские, хотя Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем». Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, члене семьи Романовых, которая стала первой русской царицей.
Став царем, Иван посылал миру и России послание: теперь он единственный верховный правитель страны, и его воля не подлежит сомнению. «Новый титул символизировал получение полномочий, эквивалентных и параллельных тем, которыми обладали бывший византийский император и татарский хан, оба известные в русских источниках как царь. Политический эффект состоял в том, чтобы поднять положение Ивана».
Шапка Мономаха
Новый титул не только закрепил за собой трон, но и предоставил Ивану новое измерение власти, тесно связанное с религией. Теперь он был «божественным» лидером, назначенным исполнять волю Бога, поскольку «церковные тексты описывали ветхозаветных царей как «царя», а Христа — как Небесного Царя. Вновь назначенный титул затем передавался из поколения в поколение: «последующие московские правители… воспользовались божественной природой власти русского монарха… кристаллизовавшейся в царствование Ивана».
Предыстория титула царя
Царь — это титул, используемый для обозначения восточно- и южнославянских монархов или верховных правителей Восточной Европы, первоначально болгарских монархов с 10-го века и далее, намного позже титул для двух правителей Сербского государства, а с 1547 г. верховный правитель царя России и Российской империи. В этом последнем качестве она дает название системе правления, царскому самодержавию или царизму.
Термин происходит от латинского слова caesar, которое должно было означать «император» в европейском средневековом смысле этого термина — правитель того же ранга, что и римский император, занимающий его с одобрения другого императора или высшее церковное должностное лицо (Папа или Вселенский Патриарх), но западные европейцы обычно считали его эквивалентом короля или чем-то средним между королевским и имперским рангом.
Иван Грозный показывает свои сокровища Джерому Хорсу, послу английской королевы Елизаветы I.
После утверждения независимости от хана «Великий князь» Иван III Московский начал регулярно использовать царский титул в дипломатических отношениях с Западом. Примерно с 1480 года он обозначается как «император» в своей латинской переписке, как «кейсер» в переписке со шведским регентом, а также как «кейсер» в переписке с датским королем, тевтонскими рыцарями и Ганзейским союзом.
Сын Ивана III Василий III продолжал носить эти титулы. Сигизмунд фон Герберштейн заметил, что титулы «кайзер» и «император» были попытками перевести русский термин «царь» на немецкий и латинский языки соответственно.
Это было связано с растущими амбициями России стать православным «Третьим Римом» после падения Константинополя. Московский правитель был признан императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 г. Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг. ), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) — указано, что слово «царь» не следует переводить как «император», поскольку оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми царями.
С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля. Сэмюэл Коллинз, придворный врач царя Алексея в 1659 г.-66, назвал последнего «Великим Императором», комментируя, что «что касается слова Царь, то оно имеет столь близкое отношение к Цезарю… что вполне может быть допущено для обозначения Императора. Русские хотели бы, чтобы это был более высокий титул, чем король, а между тем они называют Давида царем, а наших королей Кирролами, вероятно, от Карла Квинта, история которого у них есть».
В 1610 году Сигизмунд III из Польши манипулировал избранием своего сына Владислава IV царем России, в то время как польские войска удерживали Москву в Смутное время после смерти Бориса Годунова. Его избрание, которое так и не привело к его восхождению на московский престол, было частью неудачного плана Сигизмунда по завоеванию всей России и обращению населения в католицизм. В молодости Владислав проявил способности полководца в операциях против Московии (1617–1618 гг.) И Османской империи.
В 1670 году Папа Климент X выразил сомнение в том, что ему будет уместно обращаться к Алексею как к «царю», потому что это слово «варвар» и потому что оно обозначает императора, титул, зарезервированный для императора Священной Римской империи. Аббат Скарлати считает, что этот термин непереводим и поэтому может использоваться Папой без какого-либо вреда. Чтобы урегулировать этот вопрос и яснее заявить о своих имперских амбициях, Петр I Великий издал указ о возведении России в империю и постановил использовать латинский титул «император» вместо «царь».
К 1815 году, когда большая часть Польши была аннексирована, этот титул стал ясно интерпретироваться в России как эквивалент польского król («король»), и российский император принял титул «Царь
Польши».
Поскольку слово «царь» оставалось популярным обозначением российского монарха, несмотря на официальное изменение стиля (с короля на императора), оно широко используется в иностранных языках, таких как английский.
Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединиться к 402 другим подписчикам
- 903 691 просмотров
«Иван Грозный» Эйзенштейна в сталинской России
Джоан Нойбергер
В начале 1941 года Сергей Эйзенштейн чувствовал себя побежденным. Прошло три года с тех пор, как он закончил фильм, и 2 января великий русский кинорежиссер признался в своем дневнике, что чувствует себя, как разбитая машина, вялым и подавленным. Несколькими днями ранее, устав ждать, пока кинодирекция одобрит его последнее предложение, он написал прямо Иосифу Сталину с просьбой о заступничестве. Когда 11 января зазвонил телефон, это был Андрей Жданов, секретарь ЦК и член комитета Политбюро по делам кинематографии, звонивший, чтобы сказать, что никого не интересует его последняя презентация, но что они должны встретиться, чтобы обсудить Фильм Сталин хотел, чтобы он снял. Мы не знаем точно, что говорилось на этой встрече, но сразу же после этого Эйзенштейн начал читать, думать и записывать идеи об Иване Грозном, царе, правившем Россией в шестнадцатом веке. К 21 января возможность снять фильм об Иване захватила его воображение и не отпускала. В конце концов, он заполнит более сотни блокнотов идеями, связанными с фильмом, и закончит две книги по теории кино и одни мемуары на 800 страниц, глубоко запечатленные его опытом создания этого фильма. Он писал около Иван Грозный когда он умер, в пятьдесят лет, всего семь лет спустя.
Заказывая фильм об Иване Грозном, Сталин ожидал, что Эйзенштейн прославит Ивана как первого царя, прогрессивного и дальновидного лидера и основателя единого централизованного современного Российского государства. Сложность заключалась в том, что Иван Грозный, как и сам Сталин, был печально известен проведением безжалостной кампании террора против людей, которыми он правил. Все ожидали, что Эйзенштейн снимет фильм, оправдывающий насилие Ивана как необходимое для победы над теми, кто противостоял ему в основании и защите нового государства. Сталин, не любивший сюрпризов, получил гораздо больше, чем рассчитывал. Фильм Эйзенштейна далёк от официальной комиссии и вызывал споры ещё до того, как вышел на экран. Иван Грозный был не только проницательной критикой Сталина и сталинизма, он также поднял глубокие вопросы о природе власти, насилия и тирании в современной политике и в истории государственной власти в более широком смысле. В фильме Эйзенштейна история Ивана использовалась для изучения психологии политических амбиций, истории абсолютной власти и повторяющихся циклов насилия. Он исследует внутреннюю борьбу людей, добившихся власти, а также их соперников и жертв.
Эйзенштейн работал над Иваном Грозным в течение пяти лет, с января 1941 по февраль 1946 года, завершив только две трети запланированного трехсерийного фильма. Первая часть трилогии была завершена в декабре 1944 г. и вышла в широкий прокат в начале 1945 г.; Часть II была представлена в феврале 1946 г.; он был запрещен в марте и выпущен только в 1958 году; Часть III осталась незавершенной после смерти Эйзенштейна в феврале 1948 года, но сценарий, некоторые кадры и многие его заметки сохранились.
Иван Грозный создавался так долго, потому что производство неоднократно откладывалось из-за Второй мировой войны. Через несколько месяцев после получения заказа, 22 июня 1941 года, работа Эйзенштейна над сценарием была прервана вторжением нацистов в Советский Союз. В качестве художественного руководителя Московской киностудии (Мосфильм) он сразу же был назначен ответственным за производство фильмов, поднимающих боевой дух, и за решение проблем снабжения, кадров и производства, вызванных войной и ночными бомбардировками, начавшимися в июле. Поскольку немецкие войска подошли достаточно близко, чтобы угрожать Москве, большая часть населения столицы, включая всю ее киноиндустрию, была эвакуирована в Алма-Ату (Алматы) в Казахстане. На переговоры по сценарию и кастинг ушел еще год, а сами съемки начались только 19 апреля.43.
«Иван решает полностью уничтожить крепостников-помещиков» Рисунок С. М. Эйзенштейна
За долгие месяцы ожидания Эйзенштейн прочитал сотни книг, заполнил идеями десятки блокнотов и сделал тысячи рисунков. В дополнение к раскадровке он рисовал свои воспоминания о других временах и местах, иллюстрации к книгам, которые он читал, карикатуры на своих коллег и друзей, а также сексуальные фантазии и сатиры. Несмотря на часто нечеловеческие формы, представленные в его раскадровках, Эйзенштейн настаивал на том, чтобы его актеры воспроизводили позы, которые он представлял, и удерживали эти позы часами. Он был известен своей способностью использовать розыгрыши и шутки, чтобы разрядить напряженность на съемочной площадке, но не всем актерам нравились требовательные физические нагрузки, которые требовал Эйзенштейн.
Операторы Андрей Москвин и Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Иван Грозный»
Эйзенштейн не торопился, настолько дотошным, насколько хотел, и решил снять фильм, который хотел. Он тесно сотрудничал со своим блестящим оператором Андреем Москвиным, ведущим актером Николаем Черкасовым и известным композитором Сергеем Прокофьевым, написавшим музыку, и все они разделяли его готовность рискнуть, сняв трансгрессивный фильм, задуманный Эйзенштейном.
Для многих зрителей результат был отчуждающим и трудным для понимания. Американский критик Полин Кель писала, что Иван Грозный был «настолько лишен человеческого измерения, что вы можете смотреть на него с некоторым возмущением. Правда, каждый кадр в нем выглядит великолепно — это блестящая коллекция фотографий, — но как фильм он статичен, грандиозн и часто смехотворен». На самом деле это не то, к чему стремился Эйзенштейн. Русский критик Сергей Юткевич подошел ближе; он видел иван как «симфонический фильм, [который] ставит всю свою огромную культуру кинематографического выражения на службу своей теме и, как ни в одном другом своем фильме, он достигает единства различных выразительных средств, доступных кинематографическому искусству. Это не только блестящий поединок реплик и взглядов, но и страстная битва звука и тишины, света и тьмы. Яркость и тень, цвет и текстура — все это влияет на разум и чувства».
Соперники Ивана: епископ Пимен (слева) Ефросиния и Владимир Старицкий (справа)
Странный внешний вид и сложное повествование были преднамеренными. Эйзенштейну пришлось не только избегать цензуры и гнева правителя, но и сложности биографии Ивана соответствовали его представлениям о кинематографическом методе, о том, как сделать фильм, который имел бы наибольшее эмоциональное и интеллектуальное воздействие. Эйзенштейн был первым теоретиком кино, который систематически исследовал способы создания фильмов и то, как зрители воспринимают то, что они видят на экране. Он также был одним из первых современных мыслителей, исследовавших, почему чувства так же важны, как и мышление, как в создании, так и в восприятии искусства. Изучение биографии и истории в первый раз при создании Иван Грозный также убедил его, что чувства так же важны, как и идеи, в формировании решений, которые принимают исторические и политические деятели.
Золотой чертог и Ангел Апокалипсиса
Чтобы рассказать историю об Иване Грозном, Эйзенштейн хотел не просто показать, а дать нам почувствовать жажду власти Ивана и последовавшие за этим конфликты. Чтобы привлечь зрителей и задействовать наши самые глубокие чувства и самые сложные мысли, Эйзенштейн разработал две параллельные стратегии. Сначала он считал, что зрители сознательно и бессознательно реагируют даже на мельчайшие детали, которые мы видим и слышим при просмотре фильма. Поэтому он разбил каждый элемент киноизображения на его составные части, то, что он назвал его «сущностной костной структурой», чтобы зрители постепенно реконструировали для себя нечто значимое и движущееся. Вот почему Эйзенштейн заставлял своих актеров принимать такие нечеловеческие позы: чтобы зрители видели каждую минуту жеста, переходящего в обычные движения. Поэтому в постановке преувеличивались и искажались знакомые образы — например, из религиозных икон и обрядов. И именно поэтому мы видим мешанину визуальных стилей, сопоставляемых друг с другом — мелодраму, трагедию, готику, гротеск, сатиру и комедию. Все эти варианты дизайна были предназначены не только для того, чтобы бросить вызов общепринятым значениям, но и позволить зрителю увидеть с точки зрения Ивана, заставив нас участвовать в том же процессе осмысления фрагментированных, противоречивых сигналов.
Иван на своей коронации, решив продолжить казнь своих врагов, решив быть «Грозным».
В то же время Эйзенштейн построил повествование вокруг набора вопросов. Как невинный, уязвимый ребенок становится садистским, кровавым тираном? Насколько Иван похож на окружающих его людей и, соответственно, на нас? Когда убийство оправдано? Отличаются ли российские правители и, следовательно, все русские от своих современников на Западе? Когда мы несем ответственность за свои действия, а когда можем винить обстоятельства? Каждая сцена поднимает эти вопросы в той или иной форме, поэтому зрителям постоянно предлагается удивляться, сравнивать, оценивать и судить. И в основе этих морально-политических проблем лежит ряд связанных вопросов, касающихся человеческих эмоций. В общем Иван Грозный просит нас подумать, какую роль играют эмоции — по отношению к разуму и логике — в побуждении нас к действию. В частности, Эйзенштейн спрашивает, что происходит, когда любовь, привязанность, сексуальное влечение, горе, одиночество, ненависть, недоверие и жажда мести входят в политику. Как политические привязанности и соперничество гендерно обусловлены? Что происходит, когда нас просят любить правителя, как отца? Какую роль играет привязанность в политическом братстве?
Это не типичные структурирующие приемы сталинского байопика. Советские кинобиографии этого периода должны были давать четкие модели поведения. Люди в биографиях фильмов, будь то культовые фигуры или обычные люди, должны были пройти некоторое временное улучшение, внести героический вклад в свое сообщество и предложить моменты вдохновения и мотивации. Вопросительный стиль Эйзенштейна побуждал зрителей принимать собственные решения. Двусмысленность вопроса лишает зрителей нейтральной точки зрения и заставляет нас восстановить свой авторитет, чтобы придавать смысл наблюдениям и опыту.
Часть I из Иван Грозный дает нам молодого и решительного правителя, приверженного разгрому внешних врагов России, и отжившую аристократию, которая противостояла его усилиям по централизации российской власти и созданию Великорусского государства. И, по-видимому, портрет Ивана был достаточно монументальным и триумфальным, чтобы часть I получила Сталинскую премию и заставила американских критиков увидеть в нем чистую советскую пропаганду. Но такой взгляд на фильм требовал игнорирования паранойи, насилия, травм, мести, измены и предательства, которые пронизывают его историю, его характеристики и его причудливую и мрачную визуальную обстановку. Самого Ивана одолевают внутренние конфликты по поводу его миссии, и он постоянно спрашивает, на правильном ли он пути. Он постоянно умоляет себя, своих друзей и врагов, Бога и аудиторию: «Прав ли я в том, что делаю?» Его собственная неуверенность побуждает нас задаться вопросом, оправдана ли оппозиция централизации власти в каком-то смысле, вопрос, который фактически лежит в основе эйзенштейновской концепции фильма. Во второй части вопросы становятся темнее, настойчиво вращаясь вокруг циклов убийства и мести. Иван все еще просит утешения, но Бог молчит, и никто другой не дает ему ответов, которые он хочет, подталкивая его к более жестоким актам насилия.
Иван заявляет, что он свободен действовать против врагов страны (слева) Сталин на широко воспроизведенной фотографии Ивана Шагина (справа)
Все вопросы Эйзенштейна имели очевидные аналоги в сталинском обществе. Но создатель фильма хотел чего-то большего, чем простая критика. Он хотел объяснить, как Иван стал кровавым, манипулятивным, демагогическим тираном, которым он стал. Эйзенштейн с самого начала заявлял, что не намеревался «обелять» средневекового правителя или оправдывать его насильственное правление, а скорее объяснял, как он выразился, «самые ужасные вещи». Вопросительный режим, который он использовал в Иван Грозный установил набор стандартов для суждения о любом правителе. Вот так снимают фильм о кровавом тиране для кровавого тирана.
Если Сталин способствовал присуждению Сталинской премии за первую часть, то вторую часть он ненавидел и немедленно запретил ее.
Иван Грозный — сложный фильм, потому что он постоянно ставит перед нами противоречия и вопросы, заставляет нас реагировать на незнакомые, трудные и двусмысленные сигналы, и он лишает нас героя, с которым можно отождествлять себя, или злодея, которого нужно ненавидеть. Это великий фильм, потому что он создает портрет власти, который не поддается упрощению и провоцирует нас на сложные вопросы, именно те сложные вопросы, которые должен был замалчивать сталинистский художник.
Эта Тьма: Иван Грозный Эйзенштейна в сталинской России Ричард Тейлор, переведенный Ричардом Тейлором и Уильямом Пауэллом (1998)
Хорошая подборка произведений Эйзенштейна, переведенных на английский язык.
Мария Белодубровская, Не по плану: кино при Сталине (2017)
История советского кинопроизводства, в которой основное внимание уделяется кинематографическим институтам, а не политическому лидерству.
Дэвид Бордуэлл, Кино Эйзенштейна ( 2-е издание, 2005 г.)
Всесторонний и глубокий обзор фильмов Эйзенштейна, подготовленный одним из ведущих историков кино в США.
Лиля Кагановская, Голос Технологии: Переход советского кино к звуку (2018)
Анализирует уникальные способы звуковоспроизведения кино в Советском Союзе. Кагановский показывает, что звуковые фильмы сделали голос государственной власти слышимым, впервые достигнув зрителя напрямую.
Энн Несбет, Дикие стычки: Сергей Эйзенштейн и форма мышления (2003)
Исследование каждого из фильмов Эйзенштейна в контексте неопубликованных произведений режиссера, которое показывает важность противоречий, разломов и дикого воображения. и соблазнительная странность во всех его работах.
Юрий Цивиан, Иван Грозный (2001)
Интертекстуальное исследование Ивана Грозного , которое дает четкое представление об образном мышлении Эйзенштейна.