Когда крестили русь год: Крещение Руси в 988 году

традиции, обряды, приметы и поверья — ЯСИА

Одним из самых значительных событий в истории России было Крещение Руси. Этот день  празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается в России на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.


Долгое время не решался князь принять какое-либо вероисповедание, хотя его бабка – княгиня Ольга – приняла христианство задолго до метаний внука и хотела, чтобы ее потомки были христианами. Сам князь изучал аспекты, традиции и догмы различных религий, ища для себя и для своего народа подходящую. Результатом его изысканий стало принятие крещения от Константинопольской Церкви. Так же как и княгиня Ольга, Владимир остановил свой выбор на православии. А ведь могла Русь быть и мусульманской – эта религия в какой-то момент привлекала Владимира больше остальных. Крестившись сам, Владимир в 988 году приказал окрестить и киевскую Русь. Как и многое в нашей стране, крещение проходило в принудительном порядке – людей загоняли в воду практически насильно, непокорных били и даже казнили. Тем не менее, принятие новой веры не заставило русичей отказаться от язычества – мы до сих пор отмечаем праздники, посвященные языческим богам, наравне с христианскими. Правда, спасаясь от преследований священников, народ переименовал языческие праздники, посвятив их христианским святым, но обряды не изменились. Девять веков длилось становление христианства на Руси, и вот теперь Россия, хоть и включает в себя различные религиозные конфессии, официально считается страной православного христианства.

Крестины

Значительным событием крещение или крестины ребенка является и для современных христиан. Крестят ребенка практически после рождения. Считается, что лучше всего это делать с 8 по 40 день жизни. Слабеньких детей крестили на Руси даже раньше, считалось, что крестины могут помочь им выжить, а если они и умрут, то попадут в рай, то есть их душа сможет упокоиться с миром. Крестины – защита от лукавого, обретение души, дарование светлого пути. При крещении ребенок получал свое тайное имя, отличное от того, каким его называли в миру, считалось, что таким образом он получает защиту от злых духов, от дьявола и от дурных людей. Знали тайное имя только родные и крестные родители ребенка, а ему открывали это имя только в день совершеннолетия. Давали имя, как правило, по Святцам, то есть нарекали ребенка именем святого, чью память чтили в день, пришедшийся на день крестин.

Обряд

Обряд крещения – таинство, поэтому посторонних людей на него не допускают. Не могут на нем присутствовать и настоящие родители младенца, они либо ждут у церкви, либо дома, накрывая праздничный стол. К сожалению, сегодня весьма распространена практика, когда в церкви назначают определенный день для крестин и крестят сразу несколько младенцев и взрослых. Зато сейчас таинство крещения может совершить только священник, а раньше, если в деревне не было церкви (а ее не было, так как деревня с церковью называлась уже селом), а до священника нельзя было добраться по причине, например, бездорожья, то ребенка мог окрестить любой крещеный человек, правда, соблюдая все положенные каноны. В богатых домах было принято звать священника на дом, особенно, если в доме была домовая часовня, а бедняки несли своих детишек в церковь. Удивительно, но как бы ни была холодна вода в купели, как бы ни был слаб ребенок, после крещения он никогда не простужался.

Крестные родители

Крестных выбирают тщательно. Это могут быть и очень близкие друзья, и состоятельные родственники и некие влиятельные люди. Главное, чтобы они были крещенные и могли дать ребенку и духовную, и телесную пищу. В идеале у ребенка должна быть и крестная мама, и крестный папа, если по каким-то причинам это не реально, то для мальчика выбирают крестного, а для девочки – крестную. С момента крестин крестные становятся для ребенка духовными родителями, они наравне с настоящими родителями должны заботиться о ребенке, опекать его, а также заниматься его духовным воспитанием. На сами крестины крестный покупает крестильный крестик, оплачивает обряд, а крестная покупает крестильные одежды, ткань, чтобы завернуть окрещенного младенца, полотенца для малыша и для священника, а через 6 недель дарит малышу пояс и серебряную ложечку «на первый зуб». В разных регионах существуют свои обычаи кумовых подношений, в некоторых местах полотенца и ткань покупают настоящие родители, а ложечку и вовсе не дарят.

Что надо взять с собой на крестины

Обо всём необходимом для крещения стоит позаботиться заранее, чтобы потом ничто не отвлекало от важного события. Надо взять с собой не только крестильную рубашку, но и чистую, желательно, абсолютно новую одежду, чтобы переодеть ребенка после крещения (эту одежду тоже покупает крестная). Также надо взять ткань, в которую завернут ребенка после крещения для обряда миропомазанья. Не забудьте полотенца – одно побольше, чтобы вытереть ребенка, а второе – поменьше, для того, чтобы священник мог вытереть руки. Если вы собираетесь креститься сами, то возьмите еще и обувь, например, шлепки, так как обряд достаточно долгий, и стоять на голом полу босиком не очень приятно, а разуваться надо обязательно. Свечи вы можете купить в церкви непосредственно перед обрядом, так же как и крестильный крестик. А вот тот крестик, который будет носить малыш (или вы сами, если креститесь вы), покупается после крещения, так как при его освящении используется то имя, которое дано священником. Позаботьтесь и о гайтане. После крещения вы можете попросить свидетельство о крещении, но лучше заранее поинтересоваться, выдают ли в этом храме эти свидетельства, так как не во всех церквях это принято. Само свидетельство оплачивает крестный и выбирает либо попроще, либо побогаче. И еще. Если вы решили запечатлеть миг крещения своего малыша, то заранее спросите разрешение на съемку – некоторые строгие священники запрещают снимать таинство на видеокамеру или на фотоаппарат.

Крестик – золотой или простой?

Крестильный крест должен быть обычный, купленный тут же в церкви. Но носить его не надо. Считается, что этот крест – мощнейший оберег, поэтому потерять его – лишиться защиты. Крестильный крест хранят в белье или под подушкой. Можете повесить его рядом с колыбелью, но так, чтобы малыш до него не дотянулся. А вот какой крест носить – золотой, серебряный или обычный (медный или оловянный), каждый решает сам, условие одно – этот крест тоже должен быть освящен. Маленькому ребенку лучше на шею повесить самый обычный крест, и не на цепочке, а на гайтане. Православие призывает к скромности, поэтому крест не должен быть виден из-под одежды, и не должен быть слишком вычурный, все-таки это не ювелирное украшение. Кстати, если не можете уснуть, возьмите в горсть крестик, который у вас на шее – сон снизойдет на вас практически сразу, можете также достать свой крестильный крестик – он помогает не только от бессонницы, но и снимает головную боль, а порой лечит и более серьезные недуги. Таким же свойством обладает и крестильная одежда – если ваш малыш болеет, накиньте на него крестильное платье (рубашку), и ему станет гораздо легче.

Приметы

Крестильных примет не так уж и много, но они есть.
Если у крестных умер их духовный ребенок, на другие крестины их не зовут – история может повториться.
Считается, что ребенок должен заплакать, когда вода попадает ему на голову и в лицо – так из него выходит лукавый.
Крестный и крестная не должны состоять в близких отношениях ни до, ни после крестин. Именно поэтому в качестве крестных не может выступать семейная пара.
Считается, что купание в крестильной воде, которую крестная мать просит у священника после обряда, укрепляет здоровье малыша.
Плохой приметой считается, если малыш чихает во время обряда.
Отмечать крестины надо обязательно – это напоминает человеку о его истинном предназначении.

Народные приметы и поверья

В народном календаре 28 июля — День Улиты и Кирика. В этот день, по народным приметам, наступала середина лета. Правда, обычно на Кириков
день, 28 июля, шли дожди. Женщины почитают в этот день матушку Улиту – свою заступницу и защитницу.

Говорили, что если 28 июля устанавливается солнечная погода – это настоящее счастье и удача, ведь именно сейчас солнечные лучи являются самыми полезными, поскольку дарят силу и здоровье. Однако даже теплая погода 28 июля не останавливает приближение осени, что очень чувствуется и даже заметно, если обратить внимание на природу вокруг. Например, начинают желтеть листья у липы, а в лесу появляется все больше и больше грибов, особенно, подосиновиков и белых.

Старообрядцы считают Улиты и Кирика своими покровителями. В поле в этот день не стоило выходить, поскольку считали, что там разгуливает нечистая сила. Говорили, что жатва 28 июля – это не к добру. Хотя существует и более логичное объяснение – дело в том, что на Улиту и Кирика обычно шел достаточно сильный дождь, а потому в поле, по приметам, просто нечего было делать. День старались, тем не менее, проводить с пользой. Так, детей приучали к домашнему труду.

Из других народных примет: нельзя жать на Улиту – примета к тому, что увидишь дурное предзнаменование.

Сколько раз крестили Русь — Рамблер/новости

16 октября 2017

Русская Семерка

Русь крестилась не единожды. Так утверждают униаты, так говорят и многие историки. Оспаривается не только традиционная дата крещения Руси, но и преемственность Русской Православной Церкви от Византийского Патриархата.

О чем молчат хроники

Видео дня

Сегодня тезис от том, что наше государство приняло крещение в конце X века, не подлежит обсуждению. Он приобрел значение неоспоримого догмата, несмотря на то что в этом вопросе существует множество пробелов. К примеру, даже авторитеты Православной Церкви склонны думать, что дата крещения – 988 год — может быть приблизительной.

В советской историографии получила популярность точка зрения, согласно которой при святом Владимире крестилась не вся Русь, а только сословная верхушка. Государство при этом продолжало оставаться преимущественно языческим.

Любопытно вот что. В иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия «Владимирова крещения» – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие.

Ученый проанализировала польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века. Единственным исключением стало сообщение немецкого каноника Титмара Мерзебурского о личном крещении великого князя Владимира в связи с намечающейся женитьбой.

«Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь, византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным», – пишет историк Михаил Брайчевский. И действительно в значимых письменных источниках Византии мы находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но ни слова о крещении.

Чем же объяснить отсутствие сведений в иностранных хрониках о крещении Руси при Владимире? Может, тем, что христианство пришло на Русь в другое время или наше государство крестилось не один раз?

Полемика

В конце XVI столетия часть иерархов Западнорусской митрополии решила укрепить свои позиции через связь с Римом, что привело в 1596 году к скрещиванию западной и восточной ветвей христианства – униатству. Событие вызвало конфликт в среде западнорусского общества и заставило переосмыслить не только догматические расхождения православия и католицизма, но и всю историю взаимоотношений двух Церквей.

Одной из главных тем, обсуждаемых полемистами, было возникновение христианства в Древнерусском государстве. Как важнейшее событие в русской истории оно принципиально влияло на характер национальной и религиозной идентичности. Среди множества поднимаемых вопросов были следующие: источник крещения (Константинополь или Рим), история самого крещения (кем и когда), было ли произведено крещение во время схизмы или единства Западной и Восточной Церквей, при каких Патриархе и Папе оно проводилось.

В одном из главных источников идей русского униатства — сочинениях теолога Речи Посполитой Петра Скарги — утверждалось, что крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Риму, и произошло это в IX столетии, то есть задолго до крещения Владимира, когда Церковь была едина. Другими словами, он доказывал, что Русь крестил Рим. Подчиненность Русской Православной Церкви Римской митрополии, по мнении Скарги, подтверждалась документально – подписью митрополита всея Руси Исидора под Флорентийской унией в 1439 году.

Множественные крещения

Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза — выдвинул мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском Патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, и третье — общепринятое — при Владимире.

Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель, архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение, произошло в 872 году при Патриархе Игнатии, якобы послушном Папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что Патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в единстве с Римом.

В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.

Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое — от апостола Андрея, второе — в 883 году при Патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье — миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое — при княгине Ольге в 958 году и пятое — при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).

Западнорусский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути объясняет почему поднимаются вопросы о множественном крещении Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».

Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. По мнению известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.

«Редактор «Повести временных лет», — пишет Рыбаков, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».

Зачем весь спор

В ведущейся много столетий полемике вокруг крещения Руси кроме проблемы количества крещений и значимости того или иного крещения в масштабах Древнерусского государства на первый план выходит вопрос преемственности христианства. Кто является крестным отцом Руси – Рим или Константинополь? Все это зарождалось в рамках противостояния униатов и православных в Речи Посполитой и выразилось в борьбе двух лагерей за приоритетное право говорить от имени «Руси».