Предшественники древних славян: Предшественники древних славян — Студопедия

Предшественники древних славян — Студопедия

Поделись  

На северных берегах Черного моря, которое греки называли Понт Эвксинский, в VII-VI вв. до н. э. возникли многочисленные греческие колониигорода-государства (полисы). Наиболее известными из них были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Танаис (около Ростова-на-Дону) и др.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками и во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находящихся на стадии разложения первобытно-общинного строя, основывалось на высоком уровне товарного производства. Активная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Греки вели с местным населением — скифами — не только оживленную торговлю, но и оказывали на них культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создались эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V-IV вв. до н. э.), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н. э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую там этническую общность — земледельческий народ киммерийцев, который ушел во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена, которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них — скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

Скифы не были прямыми предками славян, но их потомки, по предположениям ученых, слились с древнеславянскими племенами и обогатили, в частности, их язык такими словами, как «хорошо», «топор», «собака», соответствующими славянским «добро», «секира», «пес».

Основными занятиями скифов были скотоводство и земледелие. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготавливали оружие, выделывали кожу.

В VI-IV вв. до н. э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (около Симферополя). Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству.

В III в. до н. э. скифов вытесняет новая этническая общность — сарматы. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II-III вв. н. э. сарматов вытеснили германские племена готов. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов открываются походы на Европу. Возглавив мощный союз племен, гунны разбили готов и предприняли опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил вождь Аттила.

В VI в. гуннов сменяют авары, которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары, которые основали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра — Хазарский каганат (до конца Х в.).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но и в дальнейшем соседствовали с ними, оказывая друг на друга взаимное влияние.



Следы финно-угров, курганы древних славян и усадебное ожерелье России в ЮЗАО

Руководитель Московского этнографического общества Юрий Габров рассказал об истории Юго-запада Москвы.

17 июля с середины XX века каждый год в России отмечается День этнографа. Это профессиональный праздник исследователей быта, культуры, традиций и исторического пути разных народов и малых народностей. Дата приурочена ко дню рождения всемирно известного русского ученого и путешественника XIX века, Николая Николаевича Миклухо-Маклая. 

Улица, названная в честь исследователя, хорошо знакома многим современным москвичам, а особенно жителям районов Коньково и Обручевский, где она расположена. Кроме того, на Ленинском проспекте находится сердце российской этнографической науки -Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 

Накануне праздника мы решили поговорить более подробно о профессии, а также о том, кто жил на территории юго-запада Москвы тысячу лет назад и какие особенные традиции связаны с этими местами, с культурологом-этнографом и руководителем общественной организации «Московское этнографическое общество», Юрием Габровым. 

 
— Юрий Владимирович, кто они, предшественники нынешних жителей ЮЗАО? 

— В V-IX веках на территории современного Юго-западного округа Москвы жили финно-угорские племена. Есть еще предположение о принадлежности местных жителей к балтам, но оно имеет меньше подтверждений. В частности, жившее здесь тогда население исследователи относят к дьяковской культуре, сильно развитой в Подмосковье. Позже в X веке эти земли плотно заселили ранние славяне. Московские славяне – это преимущественно вятичи, была часть кривичей – но они располагались больше на севере и северо-западе. 

 
— Какие характерные признаки у этих культур, как ученые определяют принадлежность находок к конкретной группе вятичей? 

— В данном случае культуры вятичей исследователи определили в том числе по характерным курганам и артефактам. Опытный археолог такие сооружения заметит сразу невооруженным глазом. Их обычно ставили за пределами селища, но относительно не далеко, и размещались они группами. Например, такие объекты обнаружены вдоль современной улицы Островитянова. Когда-то это были огромные возвышенности, сегодня – маленькие холмики, тем не менее они все еще остаются заметны.

Курганам свойственен ряд характеристик, среди них погребальная керамика – в каждом кургане обязательно должен был находиться минимум один сосуд. Такой обычай связывают с значением погребальной трапезы и тризны в жизни древних славян, когда в кургане вокруг тела выкладывались также ритуальные предметы. В некоторых общинах практиковалась кремация, и прах после нее также заключался в керамический сосуд. По сути, это были два основных типа погребения  вятичей. 

Также у местных славян была традиция в курганы женщин класть украшения, очевидно обозначавшие и определенный социальный статус хозяйки.  Среди таких предметов выделяются многолопастные височные кольца. Заимствованы украшения были  у балтов, мода на них существовала в IX – X века. К примеру, женщина надевала платок, шапочку или некую тесьму на голову, куда в височной части нашивались кольца и от каждого такого кольца расходились литые лучики-лопасти. В нашем случае у вятичей они являлись семилопастными, у других групп – они изготавливались иной формы. Еще один условный трэнд был на так называемые шейные гривны – подобие ожерелья, на самом деле металлический обруч из железа, меди или другого схожего материала, загнутый в круглую форму. Они были гладкие, крученные, штампованные. На обруч могли вешать обереги, украшения или он носился как самостоятельный элемент. В последствии шейная гривна вятичей распространилась на всю древнюю Русь и стала традиционным украшением. 

Мужские курганы вятичей обустраивались относительно скромнее либо же их артефакты делались из менее долговечных материалов и не сохранились до наших дней. Из оружия у древних вятичей можно выделить металлические копья и боевые дротики. Обнаруживаются также топоры, но носили ли они боевое или хозяйственное предназначение — сейчас сказать сложно. У древних славян была своя специфика ведения боя, они умели пользоваться местностью и часто устраивали засады. 

 
— Возможно у жителей этого региона были свои языковые и певчие традиции? 

— Калужское направление для жителей юго-запада древней Москвы определило присутствие в их говоре соответствующего диалекта. Эту манеру разговора можно отнести к малороссийской, южной группе. Ей свойственны более мягкие звуки, певучая речь. Например, «он кушат», «они ходють», глухой грудной звук «г» — так называемое «гэканье». Каждая традиция имеет свое многоголосье. В общинах и поселениях этой части земель были особенные сезонные, посевные, свадебные, обрядовые песни – они очень красивы и отражают особенности быта, но сегодня многое из их содержания ученые только пытаются разъяснить и понять.

Европа изобилует аналогичными примерами. Так, на территории Великобритании очень много диалектов и они сильно отличаются, хотя страна маленькая. Там в каждом городе свой диалект. У нас страна огромная и это не так заметно, диалекты более плавно перетекают друг в друга от региона к региону.  

Важно помнить, объективно существует много различных форм русского языка,  которые отражают в себе историю народности и региона.

 
— Какие основные транспортные артерии юго-запада Москвы влияли на жизнь местных жителей в  XIV-XX веках? 
-Калужский тракт- 

— Старая Калужская дорога известна примерно с XIV века. Она является одной из старейших шоссейных дорог России. Сейчас этот некогда оживленный тракт начиная от деревни Кресты теряется в оврагах и зарос лесом. Определить его можно по растущим вдоль старой дороги березам – они были высажены примерно в XVIII веке, чтобы указывать дорогу путникам в туман или метель, а также укрывать от палящего солнца. Другая примета – на самом полотне дороги по сей день не растет ни одно дерево, так как за сотни лет повозки и лошади плотно утоптали грунт. Именно по старой Калужской дороге наполеоновские войска отступали в надежде на обратном пути разграбить не освоенные ими русские деревни, но в этих планах они потерпели неудачи. Позднее гитлеровцы во время Великой Отечественной войны также обратили внимание на старый тракт и пытались восстановить его участки, чтобы использовать их преимущества в военно-логистических целях. Стоит отметить, что тракт по настоящее время является одним из популярных мест среди туристов-исследователей всех уровней подготовки.
-Боровский тракт- 

— Отдельно можно упомянуть Боровский тракт, который тоже шел в сторону Калуги. Он больше прославился даже не гражданскими сооружениями, а тем, что там постоянно кто-то на кого-то шел войной. Хотя первоначально это конечно был торговый путь, и долгое время он был одной из основных артерий. Но тем не менее, при разговоре об этом тракте в историческом плане сразу вспоминают тех же фашистов, Наполеона, а то и ордынцев, которые по этому тракту ходили походами туда-сюда. В XX веке Киевское и Боровское шоссе в итоге полностью заменили функции тракта, и сегодня он окончательно зарос травой. Но непосредственно на местности можно определить, где пролегал этот в свое время очень важный путь.

 
— Какие ремесла были популярны у жителей юго-запада Москвы в разное время?

— Так сложилось, что на юго-западе Москвы, как и южнее в Калуге, основным промышленным направлением стали кирпичные заводы. Тогда на территории нынешнего ЮЗАО был буквально очаг таких заводов, здесь изначально была хорошая сырьевая база и много мастеров-керамистов. Кирпичные заводы стало модно строить где-то с конца XVIII века. Решающую роль здесь играли реки, которыми изобиловала Теплостанская возвышенность. И соответственно дальше, от Калуги, материал тоже справляли по Оке вниз к другим местам назначения. 

Роль возвышенности в прошлые века сложно переоценить. Удобное расположение местности исключало туманы, в водах рек не задерживались примеси – все это также служило плюсом при выборе земель для создания усадеб высокопоставленных и почетных деятелей Руси. Мелеть малые речные артерии стали только в 1860 -1870х годах, а аграрный уклон этого региона Москвы сохранялся и вовсе вплоть до XX века.

 
— Как быть тем, кто решил связать свою жизнь с этнографией?

— В России этнография – главным образом, описательная наука. Специалисты в этой области постоянно фиксируют и систематизируют полученные практическим путем знания. Очень важно хорошо знать историю, языки – при этом, стоит отметь, знать нужно разные языки – среди базисных также английский, французский и языковые группы интересующего региона, дальше могут идти отдельные ответвления – например, музыка, костюмы, а еще важен энтузиазм – так как серьезные глубокие исследования без альтруизма невозможны.

Кстати, главная колыбель русской этнографической науки наших дней, Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, находится в Гагаринском районе, на Ленинском проспекте.

 
— На что важно обратить внимание начинающим этнографам и специалистам смежных областей в своей работе? 

— Всегда нужно отдавать себе отчет в том, зачем и что мы изучаем. Часто этнографы и фольклористы живут в своей сфере, кто-то совмещает такую работу и реализует свои знания в сфере культурного туризма или культурно-массовых мероприятий. Это очень важно с точки зрения просвещения, развития инфраструктуры, привлечения туристов и сохранения знаний. Однако, тут тоже встречаются крайности, о которых нужно знать и, на мой взгляд, избегать. Популяризация может влечь профанацию культуры, некое упрощение в угоду зрелищности. С 2010 года пошел все же тренд на более аутентичные элементы в этой сфере, наблюдается конструктивный сдвиг в плане соблюдения исторических взаимосвязей при реализации культурно-исторических проектов. Так важно осознанно не создавать штампов в массовом сознании, которые впоследствии могут исказить представления о той или иной культуре в глазах соотечественников и представителей других стран, а также следующих поколений. 

По случаю праздника руководитель Московского этнографического общества также поделился с нами своим особенным отношением к юго-западному направлению Москвы: — «Юго-Западное и Западное направления — одни из наших любимых. Многие работали и продолжают работать в этих районах, живут или когда-то жили здесь (прим. ред. — «Московское этнографическое общество» в свое время базировалось в Гагаринском районе на улице Орджоникидзе). Эти места достаточно самобытны, очень интересны. Конечно, нельзя сказать, что общины и население здесь развивались отдельно от основной Москвы и остальных соседних районов. Люди взаимодействовали, передавали традиции и привычки друг другу. Однако, просматриваются черты, которые позволяют выделить группы местного населения в общность. Например, исторически Юго-Западный административный округ, наследует в том числе Зюзинскую волость, до революции таких волостей в Москве было около 14-15. И, соответственно, у современных жителей этих районов есть свои предшественники, условные предки. Также не стоит забывать, что Юго-запад является, по сути, усадебным ожерельем древней Москвы, и отчасти кластером всей усадебной культуры России, где она начала формироваться в XVII веке. Большая часть знаменитых усадеб: Зюзино, Коньково, Воробьево, Ясенево – великокняжеская древнерусская усадьба, все они располагались в этих местах. Часть из них в руинах, других вовсе нет, но уцелевшие охраняются государством, реставрируются. Их можно и нужно посещать. И не только сам округ, но и далее в Подмосковье усадьбы продолжаются. Это изначально одни из мест, которые были облюбованы феодалами — угодья даровались как наделы и усадьбы, так называемые «усады», боярам и князьям.

В День этнографа хочется сказать жителям юго-запада, что здесь есть своя особенная этнографическая специфика. Но и Россия в целом включает в себя огромное многообразие культур. В этом направлении есть много вопросов, которые интересно изучать и иметь в виду не только опытному исследователю, но и обычному человеку!»

 

Свой профессиональный праздник Юрий Габров по доброй этнографической традиции встретил «в полях» за практической работой — 17 июля он с коллегами участвовал в конференции в Удмуртии.  

Юрий Габров и участницы удмуртского ансамбля на Международном фестивале финно-угорский кухни «Быг-Быг», Республика Удмуртия, июль 2021 г. Личный архив Юрия Габрова. 

  

Конференция по исторической финно-угорской кухне: архаические блюда в современной подаче. Юрий Габров и шеф-повара Удмуртии, г. Глазов, Удмуртская Республика, 17 июля 2021 г. Личный архив Юрия Габрова.   

Ансамбль Московского этнографического общества, этнопарк «Кочевник», 2021 г. Личный архив Юрия Габрова. 

Юрий Габров с кочевниками-каракачанами, Греция, 2015г. Личный архив Юрия Габрова.    

Страница не найдена | Наука в Польше

  1. Дом
  2. Актуальность
  3. Страница не найдена

Запрашиваемая страница не может быть найдена.

  • Искусственный поляритонный нейрон как шаг к фотонной системе, имитирующей работу человеческого мозга

  • Исследователи выясняют, где и как спят аисты во время миграции в Африку

  • Миссия Artemis по использованию устройств, разработанных в Польше

  • Археологи обнаружили останки обезглавленных птиц в уникальном древнеегипетском «соколином храме»

  • «Растянутые» состояния ядер исследованы на Краковском циклотроне

Уважаемый читатель,

В соответствии с резолюцией Европейского парламента и Совета от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общее положение о защите данных), мы информируем вас о том, что мы обрабатываем ваши данные.
Администратором данных является Фонд PAP со штаб-квартирой в Варшаве, ул. Брацка 6/8, 00-502 Варшава.
Рассматриваемые данные — это данные, которые собираются, когда вы пользуетесь нашими услугами, включая веб-сайты и другие функции, предоставляемые Foundation of PAP, в основном записанные в файлах cookie и других интернет-идентификаторах, которые устанавливаются на наших веб-страницах нами и доверенные партнеры PAP SA.
Собранные данные используются исключительно для следующих целей:
• предоставление услуг в электронном виде
• выявление злоупотребления услугами
• статистические измерения и улучшение

Правовой основой для обработки данных является предоставление и улучшение услуги, а также как обеспечение безопасности, что составляет юридически обоснованный интерес администратора. Данные могут быть предоставлены по запросу администратора данных субъектам, принадлежащим к субъектам, которые имеют право на получение данных на основе действующих правовых норм. Лицо, которого касаются данные, имеет право на доступ к данным, их исправление и удаление, а также ограничение их обработки. Лицо также может отозвать свое согласие на обработку персональных данных.
Все уведомления, касающиеся защиты персональных данных, следует направлять по адресу: [email protected] или в письменном виде по адресу: Фонд PAP, ул. Брацка 6/8, 00-502 Варшава, с пометкой: «защита персональных данных ‘.

Подробнее о принципах обработки персональных данных и правах Пользователя можно узнать в Политике конфиденциальности. Узнать больше Я согласен

Copyright © Фонд PAP 2022

История древнеславянских украшений

В дохристианскую эпоху славянские племена верили в языческих богов, олицетворяющих силы природы: солнце, дождь, ветер, огонь. Кумиры и всякие  древние украшения  помогали им совершать религиозные ритуалы.

Почему славяне носили обереги?

 

Из-за незнания или непонимания принципов веры далеких предков многие современники считают язычество чуждой религией, не имеющей ничего общего с нравственными ценностями. Сомнительные утверждения верны лишь отчасти. Древние славяне были уверены, что все вокруг живое, таинственное, волшебное и не всегда хорошее, поэтому носили браслеты и славянские цепочки как обереги .

Раннеславянская культура изначально подразумевала ношение всевозможных оберегов. С их помощью люди пытались защитить себя и свой дом от негативных, сверхъестественных злых сил. Но у славянских языческих украшений было другое назначение – привлекать добрую энергетику:

  • добра;
  • состояния;
  • любовь;
  • счастья;
  • плодородие.

С появлением моды на дохристианскую религию постепенно возрождаются древние традиции ношения славянских языческих украшений.

Украшения или защита

Наши предки вытачивали свои талисманы из костей, металла, дерева, камней. Если на обработку бралась кость, то она должна принадлежать сильному животному, например, медведю. Деревянные амулеты изготавливались в основном из священных пород дерева – березы и дуба. Однако сильнейшая магическая сила заключалась в амулетах из металла и драгоценных камней.

Необходимые амулеты носили в большом количестве, особенно женщины. Славянские языческие подвески , цепочки, медальоны – все они были неотъемлемой частью наряда древнеславянской девушки или женщины. Многочисленные талисманы, амулеты не проходили за украшения в прямом смысле этого слова и служили только одной цели – уберечь от злых сил и привлечь добро и удачу. Среди самых известных магических оберегов древних славян мы рассмотрим несколько наиболее почитаемых подвесок и цепочек.

О Подвесках

 

Славянские подвески обладал невероятной магической силой. Таким образом, Звездный Алтарь мог дать человеку возможность быстро осваивать новые знания. Его носили мудрые, умные и интеллигентные люди. Кулон под названием «Звездный алтарь» состоит из двух символов. Другими словами, восьмиконечная звезда на щите. Этот талисман оберегал своего хозяина от сложных запутанных ситуаций и всегда давал мудрость.

Еще Славянские языческие подвески  Валькирия. Амулет носили для укрепления силы духа и стойкости характера, уверенности в себе. Она позволяла мужчине добиваться поставленных целей, несмотря на трудности и различные преграды. Также украшение служило оберегом. Благодаря энергетической силе, заключенной в украшении, талисман был преградой для злых сил. Славянская подвеска  «Валькирия» защищала не только своего хозяина, но и дом, в котором он жил, а также членов своей семьи.

Славянские Цепи

 

У древних славянских народов было множество различных оберегов, которые служили им оберегом от разных опасностей и призывали на удачу:

  • от укусов змей;
  • помощь при родах;
  • вызывающий дождь;
  • за удачную охоту;
  • защита от диких животных.

Наряду с подвесками, перстнями, талисманами наши предки носили Славянские цепочки . Их изготавливали из драгоценных металлов, а также считали амулетами от болезней и злых сил.

Однако такие украшения были только у богатых князей, вельмож, воевод, так как серебро и золото очень ценились и считались признаком высокого статуса. Серебро почиталось за его свойство обеззараживать воду. Ему приписывали целебные свойства. На пластины из благородного металла наносились магические знаки. Славянские цепочки  из серебра и золота изготавливались для мужчин и женщин. Звенья украшались рунами или красивыми замысловатыми узорами.

Древнеславянская культура более обширна, чем вы можете себе представить. Наши предки любили все, что их окружало, чтили и поклонялись своим богам, старались жить в гармонии с природой. И в этом им помогали всевозможные талисманы. Славянам даровали силу, мудрость от талисманов, оберегали от неудач и злых духов. Вся древняя жизнь восточных и западных народов есть забытый славянский шарм.