Председатель совета министров ссср косыгин: Глава советского правительства | Косыгин

Глава советского правительства | Косыгин

«Мы должны полностью освободиться от влияния субъективистских тенденций в планировании. Сейчас, после октябрьского (1964 года) Пленума ЦК КПСС, созданы более благоприятные условия для творческой работы экономистов, плановиков, работников государственного аппарата – для всех, кто работает над проектами народнохозяйственных планов. Планирование – это, собственного говоря, не просто экономическая деятельность, как часто многие считают. Это разработка социальных проблем, проблем, связанных с повышением уровня жизни народа. План мы рассматриваем как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в плановом периоде, как комплекс всех вопросов, связанных с жизнью человека».

А.Н. Косыгин. Повышение научной обоснованности планов –
важнейшая задача плановых органов. 19
 марта 1965 г.

Протокол № 9 заседания Пленума (1964 г.) ЦК КПСС об утверждении председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгина.

14 октября 1964 г.

Российский государственный архив новейшей истории

Ф. 2. Оп. 1. Д. 748. Л. 3, 23.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении тов. Косыгина А.Н. председателем Совета министров СССР».

15 октября 1964 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-7523. Оп. 82. Д. 153. Л. 116.

Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин в рабочем кабинете.

Москва. Кремль, 1 октября 1976 г.

Международное информационное агентство «Россия сегодня»

№ А76-9369.

Фотография.

Фотограф Ю. Абрамочкин.

Члены Политбюро ЦК КПСС на зимней рыбалке. Слева направо: П.Е. Шелест, А.Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, Н.В. Подгорный, В.В. Щербицкий, Д.С. Полянский.

Конец 1960-х – начало 1970-х гг.

Российский государственный архив социально-политической истории

Ф. 666. Оп. 2. Д. 581.

Фотография.

Фотограф не установлен.

Члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС.

[Не ранее 1966 г. – не позднее 1972 г.]

Российский государственный архив социально-политической истории

Ф. 666. Оп. 2. Д. 553.

Фотография.

Фотограф не установлен.

Слева направо: 6 – В.В. Гришин, 7 – П.М. Машеров, 10 – М.А. Суслов, 11 – П.Е. Шелест, 12 – Н.В. Подгорный, 14 – В.В. Щербицкий, 15 – Л.И. Брежнев, 16 – Д.А. Кунаев, 17 – А.Н. Косыгин, 19 – В.П. Мжаванадзе, 22 – А.Н. Шелепин.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.

1970-е гг.

Архив семьи А.Н. Косыгина

Фотография.

Фотограф Я. Халип.

Экономическая реформа 1965 года

Самая известная экономическая реформа, проходившая во второй половине 1960-х гг., связана с именем А.Н. Косыгина. Официально о начале реформы было объявлено на специально созванном пленуме ЦК КПСС 27–29 сентября 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на пленуме с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении стимулирования промышленных предприятий». Основная идея реформы состояла в таком изменении плановых показателей для предприятий, которое поощряло бы их работать более эффективно и выпускать качественную современную продукцию. Речь, в частности, шла о том, чтобы оценивать работу предприятий не по объемам их валовой продукции, независимо от ее качества (как это было ранее), а на основании того, в какой мере выпускаемые изделия пользовалась спросом, т.е. по реализованной продукции. «Практика показывает, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях сдерживает улучшение ассортимента и качества продукции. Нередко предприятия производят продукцию низкого качества, которая не нужна потребителю, и поэтому остается длительный период времени нереализованной», – говорил А.Н. Косыгин.

Для практической реализации идей реформы нужно было провести важные изменения во всей системе централизованного руководства экономикой. Для успешной работы в новых условиях предприятия должны были получить более широкие права, чтобы принимать самостоятельные решения, маневрировать своими ресурсами, быстро внедрять производство передовой продукции.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 728 «Об улучшении управления промышленностью».

30 сентября 1965 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 791. Л. 73–83.

Постановление Совета министров СССР № 729 «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

4 октября 1965 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 791. Л. 84–118.

Постановление Совета министров СССР № 55 «О переводе в I квартале 1966 года первой группы промышленных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования производства, предусмотренного постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1965 г. № 729».

22 января 1966 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 796. Л. 77, 80.

Рабочие записки Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева на совещании в г. Ташкенте после землетрясения.

Не ранее 26 апреля 1966 г.

Российский государственный архив новейшей истории

Ф. 80. Оп. 1. Д. 389. Л. 11–12.

Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР № 456 «Об оказании помощи Узбекской СССР в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте».

14 июля 1966 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 100. Д. 267. Л. 89, 93.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 187 «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления».

6 марта 1966 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 797. Л. 72–81.

Министр электронной промышленности СССР А.И. Шокин демонстрирует А. Н. Косыгину клавишную систему ЭВМ.

НПО «Научный центр». Зеленоград, 4 ноября 1968 г.

Архив семьи А.Н. Косыгина

Фотография.

Фотограф М. Лихачев.

Устройство управления и арифметическое устройство УАУ.

Завод вычислительных и управляющих машин (ВУМ). Институт кибернетики АН УССР. Киев, 1971 г.

Политехнический музей

Инв. 15233-1-9.

Фотография.

Устройство ввода с перфоленты (считыватель СП-3).

Завод счетных машин имени 50-летия СССР. Кишинев, 1975 г.

Политехнический музей

Инв. 16912-4.

Фотография.

Ленточный перфоратор ПЛ-80У4.

Производственное объединение «Искра». Смоленск, 1974 г.

Политехнический музей

Инв. 16912-5.

Фотография.

Вид центрального диспетчерского пульта Братской ГЭС.

Иркутская область, 1976 г.

Российский государственный архив кинофотодокументов

Арх. № 0-336977.

Фотография.

Фотограф В. Белоколодов.

Общий вид пульта управления Нововоронежской атомной электростанции.

Воронеж, 1976 г.

Российский государственный архив кинофотодокументов

Арх. № 0-336242.

Фотография.

Фотограф А. Пахомов.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 372 «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства».

16 мая 1966 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 798. Л. 128–130.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 441 «Об общественном призыве молодежи на важнейшие стройки пятилетки».

6 июня 1966 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 798. Л. 218–219.

Встреча председателя Совета министров А.Н. Косыгина с представителями комсомола, направляющимися на БАМ.

1970-е гг.

Архив семьи А.Н. Косыгина

Фотография.

Фотограф не установлен.

И.А. Агапов. Начало.

1963–1965 гг.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Инв. 1295/ж.

Холст, масло.

Постановление Совета Министров СССР № 640 «Об утверждении Общего положения о министерствах СССР».

10 июля 1967 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 811. Л. 168.

Общее положение о министерствах СССР.

10 июля 1967 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 811. Л. 169–186.

Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов № 199 «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

7 марта 1967 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 807. Л. 110–115.

Москвичи на отдыхе в Измайловском парке.

Москва, 1970-е гг.

Российский государственный архив кинофотодокументов

Арх. № 0-341083.

Фотография.

Фотограф Н. Грановский.

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 319 «О переводе совхозов и других государственных предприятий на полный хозяйственный расчет».

13 апреля 1967 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 808. Л. 70–85.

Постановление Совета министров СССР № 64 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР».

22 января 1969 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 826. Л. 142.

Положение о высших учебных заведениях СССР.

22 января 1969 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 826. Л. 143–165.

Постановление Совета министров СССР № 65 «Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР».

22 января 1969 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 826. Л. 166.

Положение о средних специальных учебных заведениях СССР.

22 января 1969 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 826. Л. 167–183.

Постановление Совета министров СССР № 367 «О мерах по внедрению в планирование, учет и управление в сельском хозяйстве экономико-математических методов и средств вычислительной техники».

21 мая 1969 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 829. Л. 250–257.

В аудитории Московского института электронной техники.

1972 г.

Частная коллекция

Фотография.

Фотограф не установлен.

Экономический след в истории рожденных в феврале / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС

Алексей Николаевич Косыгин — советский государственный и партийный деятель. Министр финансов СССР (1948), Председатель Совета министров СССР (1964—1980). Дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974).

Родился Алексей Косыгин 21 февраля 1904 года в Петербурге. В 1919 году в 15 лет Алексей, на тот момент ученик Петровского реального училища записался добровольцем в Красную армию и был направлен на строительство оборонительных сооружений. А через 3 года вернулся в Петроград, стал студентом Петроградского кооперативного техникума и посещал Всероссийские продовольственные курсы Наркомпрода. В 1924 году получил диплом техникума и отправился в Тюмень инструктором городского отдела Облпотребкооперации.

При существовавшей в тот период плановой экономике в рамках промкооперации поощрялось предпринимательство. Алексей Косыгин сумел хорошо себя зарекомендовать и продемонстрировать задатки перспективного управленца и был направлен для дальнейшего обучения. В Ленинграде он получил высшее образование в текстильном институте.

В 1935 году карьера молодого специалиста начала стремительное движение вверх. За 2 года Алексей сумел «вырасти» от мастера до директора текстильной фабрики «Октябрьская». Разительные успехи Косыгина на должности директора были замечены, и уже в 1938 году он был назначен председателем исполкома Ленинградского Совета рабочих и крестьян. А спустя год его назначили на пост наркома текстильной промышленности Советского Союза.

Стремительный карьерный рост объясняется и отличительной чертой Алексея Косыгина —  полным нежеланием участвовать в интригах, подковёрной борьбе за власть и его профессионализмом.

Сталин, не доверявший многим соратникам, оценил названные качества Косыгина высоко. Этот молодой специалист полностью отвечал критериям, которыми, по мнению Иосифа Виссарионовича, должен обладать идеальный советский хозяйственник.

Великая Отечественная война оказалась для 37-летнего управленца серьезнейшим экзаменом. Алексей Косыгин в июне 1941-го был назначен Сталиным заместителем председателя Совета по эвакуации промышленных предприятий. Чиновник возглавил группу инспекторов, которая управляла отправкой в эвакуацию на Восток более 1500 стратегически важных заводов и фабрик страны. И поставленная задача была выполнена. Зимой 1942-го Косыгину были поручены снабжение блокадного Ленинграда продуктами питания, эвакуация мирного населения из блокадного города и создание «дороги жизни» по Ладоге. Историки, анализируя действия молодого Косыгина, сходятся во мнении, что он сделал всё, что мог. А в 1943-м Алексей Николаевич уже возглавил Совет Народных комиссаров РСФСР. Это назначение было свидетельством высочайшего доверия руководства.

Весной 1946 года Косыгина назначают на должность заместителя председателя Совета Министров СССР. Спустя некоторое время он уже кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б).

Косыгин обладал невероятной памятью и феноменальной способностью умножать в уме числа с несколькими нулями в конце. Об этом его даре складывали легенды, а Сталин даже придумал ему прозвище – «арифмометр». Алексей Николаевич абсолютно не походил на типичного чиновника, ему претила лесть, он старался не присутствовать на застольях. Свои заседания проводил сухо и коротко – быстро формулировал суть вопроса и от подчиненных требовал того же.

Летом 1953-го Косыгин предложил реорганизовать несколько министерств, объединив их в одно – Министерство промышленности продтоваров, которое сам и возглавил. В декабре 1953 года Косыгина снова назначили заместителем председателя Совмина. В 1960 году его назначили на должность первого заместителя председателя Совета Министров СССР.

После того, как в 1964-м к власти пришел Брежнев, Косыгин возглавил правительство. Брежнев не питал дружеских чувств к опытному политику, но ему импонировало то, что Алексей никогда никого не подсиживал, не плел интриг и не стремился подниматься вверх за счет других.

В 1965 году Косыгин начал промышленную реформу, в ходе которой повысилось качество продукции при сохранении высоких объемов производства. Добиться этого удалось за счет того, что предприятиям было разрешено оставлять часть прибыли, которую они тратили на премии сотрудникам. В итоге восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) показала рекордные темпы прироста: национальный доход вырос на 186%, производство предметов потребления — на 203%, а фонд зарплаты — на 220%! Были построены заводы ВАЗ, КамАЗ и Останкинская телебашня. Как писали иностранные обозреватели, в этот период отставание СССР от Запада было минимальным, а кое-где Союз превосходил экономику США и Европы.

Обычному советскому гражданину косыгинские реформы дали возможность получить от государства квартиру, приобрести мебель, телевизор, стиральную машину, автомобиль (и это были отечественные «Москвичи», «Волги», «Жигули») и другие товары широкого потребления. В стране повысилась рождаемость, а социальные гарантии позволили обычному человеку с уверенностью смотреть в завтрашний день.

Ко всем своим достоинствам, Косыгин имел и талант блестящего дипломата, с помощью которого разрешались международные конфликты.

Когда встал вопрос о вводе советского контингента войск в Афганистан, Косыгин был единственным, кто проголосовал против.

Он участвовал в разрешении арабо-израильских конфликтов 1967 и 1973 года, его стараниями прекратились бомбардировки Индокитая в 70-х годах, проводимые армией США. Однако свою самую главную победу в качестве дипломата Косыгин одержал на переговорах в аэропорту Пекина. После 4-часовой беседы он сумел предотвратить советско-китайскую войну.

Имя Алексея Косыгина всегда связывают с экономическими реформами промышленности, он добивался того, чтобы предприятия получили самостоятельность, чтобы народное хозяйство стало децентрализованным. Именно Косыгин сумел добиться отмены такого показателя, как валовое производство, вместо него начали считать реализованную продукцию. Ухудшающееся здоровье Косыгина не позволило ему добиться того, чтобы основной доход в бюджет страна получала не в результате экспорта нефти и газа, а от продажи продуктов их переработки. 

Составитель материала Е.В. Лукина, доцент кафедры экономики и финансов

Тосты за Президента и Председателя Совета Министров А.Н.Косыгина на обеде в честь советских руководителей в Москве.

Ричард Никсон

37-й Президент США: 1969 — 1974

26 мая 1972

Господин Генеральный Секретарь Брежнев, Господин Председатель Президиума, Господин Председатель Совета Министров и все наших уважаемых гостей:

Этот дом, в котором находится американское посольство, удостоен сегодня вечером большой чести присутствием наших советских гостей.

Говорю это не только из-за вашего звания, вождей великого советского народа, но и из-за безграничного гостеприимства, которое вы оказали всем нам во время нашего визита в Москву. Мы с нетерпением ждем того времени, когда мы сможем приветствовать вас в нашей стране и каким-то образом эффективно отреагировать на то, как вы так щедро приняли нас в своей стране.

Это было описано как посещение вершины. Но, как мы все знаем, в мире много вершин. Это первая встреча. Будут и другие.

А теперь, конечно же, вечер, который навсегда запомнится в этом доме по другой причине: сегодня в 11 часов будет подписано историческое соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

Это соглашение, которое ограничит стратегические вооружения между двумя самыми могущественными странами мира. Это чрезвычайно важное соглашение, но, опять же, это всего лишь указание на то, что может произойти в будущем, когда мы будем стремиться к миру во всем мире. Но у меня большие надежды на этот счет.

Более 25 лет назад советский и американский народы продемонстрировали, как они могут вместе сражаться, чтобы выиграть войну. И теперь на наших встречах на этой неделе, и особенно кульминацией которых является подписание этого соглашения сегодня вечером, мы продемонстрируем миру, как эти два великих народа, советский народ и американский народ, могут работать вместе для построения мира.

Каждый лидер нации время от времени задается вопросом, каким он останется в истории. Но, поскольку я встречался с высшими советскими руководителями — с Генеральным секретарем Брежневым, с председателем Косыгиным, с председателем Подгорным, — я убежден в этом факте: мы хотим, чтобы нас помнили делами, а не тем, что мы принесли война словом, а тем, что мы сделали мир более мирным для всех народов мира.

Именно в этом духе мы все здесь, в американском посольстве, с гордостью поднимаем бокалы за лидеров советских народов и за великое дело мира — мира между нашими двумя странами и мира для всех народов, о которых мы думаем. этот визит, эта встреча внесли и будут вносить вклад в будущем.

Примечание: Президент выступил в 21:25. в Спасо-Хаусе. Он говорил по подготовленному тексту.

Председатель Косыгин ответил по-русски. Перевод текста его выступления предоставила служба новостей ТАСС:

Господин Президент, миссис Никсон, уважаемые гости:

От имени присутствующих здесь советских гостей я хотел бы выразить признательность Президенту Ричарду Никсону и его супруге, послу США в СССР и его супруге, которые пригласили нас сюда, в посольство, чтобы отметить это памятное событие.

Сегодня закончилась рабочая неделя, посвященная переговорам Президента США с руководителями СССР — Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, Председателем Президиума Верховного Совета СССР , Н. В. Подгорный, Председатель Совета Министров СССР. Мы, как и Президент, положительно оцениваем проделанную работу. Оно будет продолжено.

Проведенные переговоры позволили более точно выявить как области, в которых возможно развитие сотрудничества, так и области, в которых позиции двух государств расходятся, поскольку СССР и США объективно представляют разные общественно-экономические системы в мире. Нам кажется, что обе стороны реально оценивают возможные перспективы сотрудничества.

В эти дни подписан ряд советско-американских соглашений, призванных служить мирным целям. Мы договорились, в частности, об объединении усилий наших стран в области охраны окружающей среды, мирного исследования и освоения космического пространства, сотрудничества в области науки и техники, медицины и здравоохранения.

У нас проходит обмен мнениями по вопросам развития торгово-экономических связей между двумя странами. Очевидно, что и здесь можно найти реалистичные решения, которые отражали бы обоюдную заинтересованность в нормализации и расширении экономических обменов в соответствии с общепринятой международной практикой.

Сегодня Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и Президент США Ричард Никсон должны подписать в Кремле совместные документы об ограничении стратегических вооружений. Мы надеемся, что соглашение по этим вопросам войдет в историю как крупное достижение на пути к обузданию гонки вооружений. Это стало возможным только на основе строгого соблюдения принципа равной безопасности сторон и недопустимости каких-либо односторонних преимуществ. Это великая победа советского и американского народов в деле разрядки международной напряженности, это победа всех миролюбивых народов, ибо безопасность и мир — их общая цель.

Укрепится ли мир в результате наших переговоров, касается, конечно, не только Советского Союза и Соединенных Штатов, как бы велико ни было их влияние в мире, но будет зависеть и от всех других народов и государств. Мало чего стоили бы решения, о которых мы договорились или можем договориться, если бы они противоречили законным интересам других государств, интересам их безопасности и независимости. Не решать за другие народы и страны, что мы встречаемся с Президентом Соединенных Штатов за столом переговоров.

В ходе этих переговоров Советский Союз и США изыскивают подходы к урегулированию международных проблем, касающихся непосредственно двух государств, в интересах мира и безопасности народов. Мы делаем серьезные шаги в этом направлении. Но для того, чтобы уверенно продвигаться к цели прочного мира, необходимо сделать все возможное для ликвидации существующих очагов войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке на основе строгого соблюдения прав народов на самостоятельное развитие, на невмешательства в их внутренние дела, на неприкосновенность их государственных территорий.

Выражаем надежду, что главным итогом советско-американских переговоров станет укрепление мира для народов Советского Союза, для народов Соединенных Штатов Америки, для всех народов мира.

То, насколько эффективно достигнутые договоренности и договоренности претворяются в жизнь и служат делу мира, будет, конечно, иметь большое значение. Любое соглашение, любой договор только тогда оставляет след в истории, когда провозглашенные им принципы и намерения становятся содержанием практической деятельности государств. Так что пусть договоренности, которых мы достигли, будут именно такими договоренностями.

Выражаем глубокое уважение великому народу Соединенных Штатов Америки, с которым советский народ хочет жить в сотрудничестве и мире. Мы просим Президента Р. Никсона по возвращении домой передать, что это наше искреннее и серьезное желание.

Прошу всех присутствующих присоединиться ко мне в этом тосте за американский народ, за Президента Соединенных Штатов Америки, за госпожу Никсон и всех, кто сопровождает Президента, за мир и сотрудничество между народами.

Ричард Никсон, тосты за президента и председателя Совета министров Алексея Николаевича Косыгина на обеде в честь советских лидеров в Москве. Онлайн Герхард Петерс и Джон Т. Вулли, The American Presidency Project https://www.presidency.ucsb.edu/node/254858

Рубрика:

Категории

Выступления и замечания

Государственные обеды

Президентский

Атрибуты

Тосты

Место

Советский Союз

Сообщить об опечатке

Международные отношения Соединенных Штатов, 1964–1968 гг., том XIV, Советский Союз

232. Меморандум о беседе1

Глассборо, Нью-Йорк
Джерси, 23 июня 1967 г., 3:44–4:35.
вечера.

УЧАСТНИКИ
  • НАС

    • Президент Линдон Б.
      Джонсон
    • Уильям Д. Краймер,
      Переводчик, Государственный департамент
  • СССР

    • Алексей Косыгин, Председатель Совета Министров
      СССР
    • Виктор Суходрев,
      Переводчик, Министерство иностранных дел

Г-н Косыгин проинформировал Президента
в строжайшей тайне о нижеследующем: В ожидании встречи с
Президент Джонсон у него было два дня
назад связался с Ханоем в лице Фам Ван Донга, чтобы узнать, что он мог
сделать во время встречи с президентом, чтобы помочь довести эту войну до
конец. Только что, когда он обедал с президентом, ответ
из Ханоя было получено. По существу, оно сводилось [стр. 532] к следующему: прекратить бомбардировки и
они немедленно шли бы к столу переговоров. Г-н Косыгин не знал, что
Взгляды президента на это предложение были бы, но он хотел выразить
свое собственное мнение очень сильно, в том смысле, что он думал, что
Президент должен рассмотреть это предложение. Он впервые предоставил
возможность поговорить напрямую с Ханоем без риска для Соединенных
Состояния. Он попросил президента вспомнить опыт президента де
Голль Французский, который семь лет сражался в Алжире и до сих пор
оказался за столом переговоров. Он был уверен в северных вьетнамцах
будет продолжать сражаться в течение многих лет, если это будет необходимо. И что бы
президент выполнить? Он будет вести войну десять или более лет,
убивая лучших из молодежи своей нации. Господин Косыгин знал, что американские солдаты
хорошо воевали, что умели воевать, и что воевали охотно
так как считали, что воюют за свою страну. Молодой
люди Советского Союза в подобных обстоятельствах тоже воевали бы
точно также. По его мнению, настало время положить конец войне и сидеть
за столом переговоров, и тогда президент мог видеть, что
развивать. Это может быть самой большой проблемой, с которой они оба столкнулись.
могли бы решить здесь сегодня вместе: положить конец этой отвратительной войне и позволить
остальной мир дышит легче, потому что опасность его разлива
в большую войну были удалены. Он еще раз повторил, что
это сообщение было предназначено только для президента; что это было не для
быть обнародованы в любом случае.

Президент ответил, что прежде всего он согласен с ограничением
распространение предоставленной информации. Во-вторых, однако, он спросил, что
случилось бы, если бы мы подошли к столу переговоров сию же минуту; было бы
это означает, что боевые действия будут продолжаться, как это было во время корейской войны.
переговоры о перемирии?

Председатель Косыгин ответил, что он
не гарантировал бы окончания войны, не мог он гарантировать и
однако, что это обострится. С большим акцентом он подчеркнул
что в то время как президент думал, что воюет с китайцами на севере
Корее, господину Косыгину пришлось рассказать
ему, что он на самом деле помогает китайцам в достижении их самой
худшие конструкции.

Президент сказал, что Китай представляет самую большую опасность для
обе страны в настоящее время, и что он, конечно, не хотел делать
все, что будет способствовать китайской политике.

Г-н Косыгин попросил Президента
иметь в виду, что эта встреча между ними носила чрезвычайный характер,
что времени было мало, и если бы время было доступно, они могли бы
исследовать наиболее деликатные проблемы более подробно. Пока он
считал предложение Северного Вьетнама личным делом президента,
он решительно полагал, что теперь у президента было достаточно оснований сидеть
вниз и вести переговоры с Северным Вьетнамом. Он не хотел принимать никаких
ответственность [Страница 533] на себя в
выступая от имени Северного Вьетнама, и именно по этой причине он
запросили изложение своей позиции и получили этот ответ
всего час назад. Если бы президент мог ясно видеть свой путь, чтобы следовать
предложение, это было бы огромным шагом вперед в правильном направлении.
Рано или поздно американские войска придется вывести из Вьетнама.
и лучше раньше, чем позже. Мог ли президент представить, что
во всем мире раздались бы великие вздохи облегчения, если бы такое
поистине историческое решение было принято им сейчас. В нескольких разных
раз в прошлом президент искал посредника между
США и Северный Вьетнам и даже
рассмотреть возможность использования офисов некоторых второсортных стран, которые
не имел веса в мире, но здесь и сейчас
возможность вести прямые переговоры с Ханоем, и он искренне
призвал президента взвесить эту возможность. Господин Косыгин все еще был бы в Нью-Йорке
Суббота и воскресенье и будем рады передать любой ответ
Президент должен был сделать.

На вопрос Председателя о том, когда Председатель собирается покинуть
США, г-н Косыгин
ответил, что уезжает в понедельник, и добавил, опять же доверительно:
что он посетит Кубу по дороге домой.

Президент запросил дополнительные разъяснения по следующим вопросам:
Ему сообщили, что Северный Вьетнам имеет пять дивизий.
развернуты непосредственно к северу от демилитаризованной зоны.
Это был лучший совет наших военных: если бомбежка
остановлены, эти пять дивизий будут брошены против наших морских пехотинцев.
непосредственно к югу от демилитаризованной зоны, в результате чего
в большом количестве жертв среди наших мальчиков. Г-н Косыгин наверняка понял, что следует
это произошло после решения президента прекратить бомбардировки, он
будет распят в этой стране за то, что принял такое решение.

Председатель Косыгин подумал, что от
С практической точки зрения вопрос можно было бы поставить так: если
бомбардировки сегодня прекратились, представители США и Северной
Завтра Вьетнам соберется там, где пожелает президент — в Ханое или Нью-Йорке.
Йорк, или Москва, или Париж, или Женева, или любое другое место. С этого момента
дальше, переговорщики должны были решить, что должно было последовать. В
установив такой прямой контакт с Ханоем, президент мог представить
все вопросы между Соединенными Штатами и Северным Вьетнамом и другими
сторона могла сделать то же самое. Конечно, это могло бы сэкономить сотни тысяч
жизней, которые в противном случае погибли бы напрасно. Президент мог установить
условие, что в случае прекращения бомбардировок представители
две страны должны встретиться в любом назначенном месте, скажем, через два дня.
Без такого прямого контакта никакое решение было бы невозможно. Президент сделал
не знали, чего хотели, да и Северный Вьетнам не знал, чего
Президент хотел. г-н Косыгин
призвал президента [Страница 534] попытаться
этот шаг, который, кроме того, не нес никакой опасности для положения
Соединенные Штаты. Он призвал президента взвесить это предложение, он не
то попросите ответить сегодня, он попросил президента подумать над этим.

Президент спросил Председателя, может ли он предоставить
помощь за столом переговоров, если такая встреча состоялась, в
добиться самоопределения народа Южного Вьетнама?

Г-н Косыгин ответил, что может
не решать этот вопрос самостоятельно без совета Севера
Вьетнам. Но если к завтрашнему вечеру президент сможет сообщить ему о
свои взгляды и условия по этому вопросу он немедленно передаст
их в Ханой для ответа.

Президент снова спросил Председателя, если предположить, что мы получили
стол переговоров, Советский Союз помог бы и мог бы помочь нам получить
соглашение, обеспечивающее самоопределение народа Южного Вьетнама
что в конечном итоге позволило бы нам вывести наши силы. Президент
ранее сообщил г-ну Громыко
что, если бы такое соглашение могло быть получено, мы были бы готовы
вывести наши войска независимо от прежних вложений в этот район. Он
будет толковать свободные выборы в Южном Вьетнаме под наблюдением
сопредседателей как отвечающих условиям такого
соглашение.

Г-н Косыгин ответил
предложение сформулировать вопрос, заданный ему Президентом
на бумаге без ссылки на господина Косыгина или СССР,
адресовать его Северному Вьетнаму и передать г-ну Косыгину для немедленной передачи
Ханой. Такое заявление предпочтительно должно быть кратким и ясным, и он, г-н
Косыгин, рассмотрел бы это
стать важным шагом вперед.

Президент обратился к господину Косыгину
когда и где он мог бы встретиться с ним, если бы он дал благоприятные
рассмотреть возможность обращения с таким вопросом к Северному Вьетнаму? Он
предложил еще одну встречу с Председателем в воскресенье днем ​​в
то же место, другими словами, в Государственном колледже Глассборо.

Президент также хотел обсудить ряд других вопросов с г-ном
Косыгин. Он искренне верил
что председатель неправильно понял секретаря Макнамару и очень хотел
исправить это недоразумение, потому что именно госсекретарь Макнамара сдерживала
влияние на системы ПРО
разработка. Президент также хотел, чтобы Председатель Косыгин очень четко понял, что
когда мы предложили обсудить ПРО
систем, мы конечно имели в виду не только оборонительные, но и наступательные
оружие.

Г-н Косыгин ответил, что он
все еще потрясен речью госсекретаря Макнамары, в которой он упомянул об оскорбительных
оружие дешевле оборонительного. Президент призвал Г.
Косыгина для дальнейшего [стр. 535] изучения взглядов госсекретаря Макнамары. Он чувствовал, что у него
воспользовался возможностью поговорить с Председателем лицом к лицу и подумал, что либо
Председатель или его представители могли вести диалог с
Секретарь Макнамара и они
выиграл бы от этого также. Президент вновь призвал
Договор о нераспространении может быть внесен в случае необходимости даже без статьи
III, оставив этот вопрос для согласования позже.

На это г-н Косыгин ответил, что
он не мог понять, к чему эта незначительная проблема, связанная с тем, кто
контроль должен играть такую ​​важную роль. Поскольку международный
существовало агентство, членами которого были обе страны, МАГАТЭ, почему же тогда мы настаивали на инспекции
ЕВРАТОМом, а не этим
агентство? Почему Президент и он не смогли договориться решить эту
вопрос, чтобы иметь работоспособный проект для представления другому
страны?

Президент предложил обсудить это между госсекретарем Раском и г-ном Громыко в эти выходные. Что касается госсекретаря Макнамары, то он был готов встретиться с
представители Председателя в Москве, Париже или Женеве в любое
время.

Г-н Косыгин ответил, что он
проконсультироваться с Москвой и дать Президенту свой ответ на этот счет.
Он еще раз подчеркнул, что все проблемы между двумя народами могут быть решены
решена, если бы не серьезная проблема во Вьетнаме и новый
проблемы, возникшие на Ближнем Востоке. Он очень сильно чувствовал
что Вьетнам уничтожил многое из того, что было создано между Соединенными
США и СССР и дал Китаю
шанс поднять голову с последующей большой опасностью для мира
Весь мир. Вьетнам тоже во что-то втянул США
неизвестным и в конечном итоге привели сегодня к военному бюджету, который был
больше, чем 1943. Он спросил, можно ли считать это
трезвая и разумная политика. Если дело касалось престижа, он
хотел напомнить президенту пример де Голля, который
воевал в Алжире 7 лет, а затем отступил; в результате,
его авторитет ничуть не упал, а, наоборот, повысился
По всему миру. В одной из телеграмм, переданных по Горячему
Line г-н Косыгин написал
Президент, что в мире есть силы, которые заинтересованы в
вызвало столкновение между США и СССР. Он заверил президента, что такие
силы действительно существовали.

Президент и председатель Косыгин
рассмотрели совместное заявление для прессы, которое Председатель зачитал
г-на Косыгина и спросил его, не
были какие-либо изменения или дополнения, чтобы предложить. Г-н Косыгин полностью согласился с этим утверждением,
считал его точным и правильным отражением состоявшихся переговоров
на этой встрече. Было решено, что Президент зачитает
заявление для прессы и что г-н Косыгин добавит свое согласие в заявлении
сразу же после выступления [Страницы 536] Президента.