Иван крамской биография и творчество художника: Крамской Иван Николаевич — биография художника, личная жизнь, картины

Крамской, Иван Николаевич

Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин

Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Влечение его к искусству не встречало поддержки родных, и он был вынужден самостоятельно заниматься живописью.
Поступив ретушером к странствующему фотографу Данилевскому, он объездил с ним много провинциальных городов и наконец попал в Петербург.

Там он познакомился с молодыми художниками, которые советовали ему серьезно заняться живописью, и по их настоянию в 1857 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Царившая там косность вызывала протест передовой демократической молодежи. Крамской возглавил молодые художественные силы в борьбе за реализм в искусстве против отвлеченного от жизни классицизма.

Несколько человек в знак протеста вышло из академии. Выступление художников ознаменовало новую эпоху в развитии русского искусства.

«Пора думать о создании русской школы национального искусства», — говорил Крамской.

В начале 70-х годов возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило передовых русских художников — В. Г. Перова, В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. А. И. Куинджи и других. Позднее в него вошли И. Е. Репин и В. И. Суриков. Душой и руководителем этой организации был Крамской.

Картина «Русалки». Иван Крамской

На первую передвижную выставку 1871 года Крамской представил картину «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». В этой картине художнику хотелось передать волшебное очарование лунного света. У заросшего пруда плавно движутся русалки. Голубовато-зеленый лунный свет делает все вокруг таинственным и загадочным…

Картина «Лунная ночь». Иван Крамской

К изображению лунного света Крамской возвращается в 1880 году. Они пишет романтическую, глубоко поэтическую картину «Лунная ночь».

Могучие тополя выстроились вдоль аллеи. Пышные кусты осыпаны белыми цветами. В пруду застали белые кувшинки. Все озарено сказочным лунным светом. На скамье в белом одеянии сидит женщина, полная обаяния, тихой лирической грусти и таинственности.

Картина «Христос в пустыне». Художник: Крамской

На следующей выставке появилась картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Крамской изображает его обыкновенным человеком. Долго брел он в молчании. Исстрадавшийся, уставший, присел он отдохнуть на камне в палестинской пустыне.

Руки судорожно сжаты, голова опущена. Следы глубоких переживаний видны на его лице. Христос для Крамского — это воплощение совести и долга человека.

Художнику было свойственно необычайно острое сознание своего гражданского долга, сознание необходимости самопожертвования во имя общего дела.

Иван Крамской: картина «Неутешное горе»

В числе работ Крамского есть целый ряд великолепных женских портретов. В них проявилась способность художника к выражению эмоциональных состояний человека. Картина «Неутешное горе» (1884 г.) была написана после смерти маленького сына художника. Крамской передал неизмеримое горе матери — ее личное горе, которое никто не может разделить с ней.

Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Она потрясена. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос.

Платок поднесла ко рту, как бы сдерживая рыдания… Из жизни ушло самое дорогое существо, а все кругом осталось по-прежнему: и этот ковер, и портьеры, и картины, и альбомы на столе… Гроба не видно.

Только в кресле лежат коробки с венками и белая легкая материя, а на полу стоят горшки с цветущими тюльпанами. Комнату наполняет серый зимний свет… В позе женщины, выражении лица воплощена глубокая душевная драма матери.

В экипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку, изящная молодая женщина. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны.

Ее фигура вырисовывается на фоне светлой дымки морозного зимнего воздуха и розоватого Аничкова дворца. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины.

Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры.

Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.

Крамской: портрет Толстого

Крамской создал целый ряд портретов русских писателей — Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Григоровича. Художник изображает людей, погруженных в глубокое раздумье.

Проста и естественна поза Толстого. Приковывают внимание глаза писателя, требовательные, внимательные. Человеком воли, ясного и энергичного ума предстает Толстой в портрете Крамского.

Портреты крестьян

Демократические взгляды художника нашли отражение в серии крестьянских образов — «Крестьянин» (1871 г.), «Пасечник» (1872 г.), «Полесовщик» (1874 г.), «Мина Моисеев» (1883 г.) и других. Это яркие типы, каждый по-своему характерный и выразительный.

Крамской умер 25 марта 1887 года во время работы над очередным портретом. Картины и портреты, созданные художником, стоят вровень с лучшими творениями его современников.

Т. Шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений.

Метки биография, искусство, картины, творчество, художники. Закладка постоянная ссылка.

Источник: https://mamotvet.ru/xudozhnik-ivan-kramskoj-biografiya-kartiny-opisanie-kartin/

Описание

Картина «Пасечник» принадлежит к серии крестьянских портретов Крамского, к которым, кроме неё, относятся «Мельник» (1873, ГРМ), «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Созерцатель» (1876, КМРИ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ) и другие работы[3].

На картине изображён старик-пасечник, присевший отдохнуть. В руках у него коса, а за спиной — пасека с ульями для пчёл. Чувствуется, что, несмотря на старость, работа на пасеке является смыслом его жизни. Оптимистический настрой подчёркивается светлыми красками солнечного летнего пейзажа[3].

Анна Цомакион – Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

Крамской И.Н. Пасечник. 1872.

В ноябре того же года картина эта появилась на выставке передвижников, где заняла почетное место между картинами, остановившими на себе особенное внимание посетителей. “Я рад, – писал Крамской Васильеву, – что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”. Но другие говорили ему, что часть луны попала в его картину.

“Майская ночь” – первая из целого ряда предполагавшихся картин, которыми Крамской думал иллюстрировать “Вечера на хуторе” Гоголя. Мысль эту ему не удалось осуществить: перед ним неотступно стояла другая картина, другая задача, которую он должен был выполнить, не мог не выполнить. Он начал в этом году свою знаменитую картину “Христос в пустыне”.

Когда явилось у Крамского впервые желание и потребность написать это чудное произведение, об этом нет точных сведений; но известно, что уже в 1863 году, то есть в год своего выхода из Академии, он думал о нем, и Репин видел у него в это время вылепленную из глины великолепную голову Христа и ту же удрученную голову, написанную на холсте.

Он высказал свой восторг Крамскому, который стал ему говорить о Христе, о глубокой драме этой жизни для других, об искушении в пустыне, о том, что это искушение очень часто повторяется с обыкновенными людьми, что почти каждому из них приходится разрешать вопрос: служить ли Богу или мамоне? “И в это время, – говорит Репин, – голос его звучал, как серебро, и мысли новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали”.

Крамской И.Н. Лунная ночь. 1880

“Христа в пустыне” Крамской начал писать в ноябре 1871 года, но уже главной целью поездки за границу в 1869 году было “изучить все, что сделано в этом роде, и раздвинуть рамки сюжета знакомством с галереями”. Любопытны те выводы, к которым пришел Крамской после этого знакомства.

В письме к Чиркину в 1873 году он пишет: “Итальянцы Его уже нарисовали, и нарисовали сообразно задаче. Да, это правда, итальянский Христос прекрасен и даже, так сказать, божествен, но потому-то он мне чужой, т. е. нашему времени чужой… и страшно сказать… по-моему, он профанирован.

Лучший Христос – Тициана в Дрездене, с динарием, и все-таки это итальянский аристократ, необыкновенно тонкий политик и человек несколько сухой сердцем: этот умный, проницательный и несколько хитрый взгляд не мог принадлежать человеку любви всеобъемлющей.

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске Воронежской губернии в семье писаря.

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил «бунт четырнадцати» и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

Описание Картины Пасечник Крамского. Крамской пасечник картина

ГлавнаяКартиныКрамской пасечник картина

Картина Ивана Крамского Пасечник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Ивана Крамского «Пасечник»

Крамской Иван Николаевич (годы жизни – 1837-1887 гг. ). Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности.

Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками.

Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений».

Любимой его техникой на тот момент являлась графическая. позапрошлого века. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой).

При всех неприятных свойствах своего характера он к тому же еще сильно пил. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства.

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника! В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Подтверждением мнения Стасова послужил, ставший известным, этюд к картине с характерной вульгарностью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Художник Иван Крамской: галерея картин, биография Крамского

Автопортрет. 1867

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников . Крамской – один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.


Биография Крамского

Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искус­ства, когда критический реализм в живописи, литературе до­стигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художни­ка в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направ­ления, всей своей общественной деятельностью Крамской ока­зал огромное влияние на умы своих современников.

Крамской родился в городе Острогожске Воронежской гу­бернии. Рано возникший интерес будущего художника к ис­кусству с течением времени превратился в настойчивое влече­ние к творчеству. Молодой Крамской некоторое время рабо­тает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве по­мощника бесконечно странствует по провмнциальным горо­дам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако ра­дужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отве­чавшие новому времени. Передовые общественные круги ста­вили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искус­ства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была пред­ложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту те­му и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и матери­альной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Воз­главив это движение, Крамской принял на себя ответствен­ность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях вза­имопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества пе­редвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товари­щества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В рус­ском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвиж­ная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Ака­демии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Мо­скву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвиж­ные выставки «передвигались» из города в город, всюду воз­буждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десяти­летий объединяла всех передовых художников России.

На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сю­жетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал лу­ны, все же нечто фантастическое вышло».

К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангель­ские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было по­казать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пу­стыне» была воспринята современниками как символ чело­века высокого гражданского долга.

Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Туль­ской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Восполь­зовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толсто­го. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репи­ным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из луч­ших. В свою очередь сам художник послужил прообразом ху­дожника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Не­красова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело бо­лен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умира­ющего поэта.

В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических жен­ских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она про­образ Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал це­лую серию крестьянских типов, самый сильный по характе­ру среди них — «Полесовщик» (1874).

В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны ли­цо и сам образ матери, потерявшей ребенка.

 Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне вре­мени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье ху­дожника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и рабо­та над заказами не позволяют ему закончить работу над кар­тиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жерт­венной судьбы человека.

25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.

Трудно переоценить значение художественного и литера­турного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности —  это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изо­бражал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколе­ния русских художников.

Неизвестная. 1883

Лунная ночь. 1880

Автопортрет. 1874.

Портрет Александра III. 1886

Полесовщик. 1874

Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872

Русалки. 1871

Пасечник. 1872

Оскорбленный еврейский мальчик. 1874

Н.А. Некрасов в период  Последних песен. 1877–1878

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861

Лесная тропинка. Начало 1870-х

Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883

Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884

Иродиада. 1884–1886

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869

Женский портрет. 1884

Женский портрет. 1867

Девушка с распущенной косой. 1873

Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874

Голова крестьянина. 1874

Выздоравливающая. 1885

Букет цветов. Флоксы. 1884

Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира  Укрощение строптивой. 1883

Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881

Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879

Портрет А.И.Куинджи. 1872

Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860

Портрет художника Михаила Клодта. 1872

Портрет художника Константина Савицкого.

Портрет художника Ивана Айвазовского

Портрет художника И. Е. Репина

Портрет художника Григория  Мясоедова

Портрет художника Алексея Боголюбова. 1869

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876

Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875

Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878

Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873

Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874

Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876

Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879

Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876

Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881

Портрет И.И.Шишкина. 1880

Портрет художника Ивана Шишкина. 1873

Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х — 1880-е

Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871

Tags:

  • иван крамской
  • крамской биография
  • крамской картины
  • крамской неизвестная
  • крамской христос в пустыне
  • передвижники
  • портрет крамского
  • портреты известных личностей
  • портреты художников
  • художник крамской

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Иван Николаевич КРАМСКОЙ (1837-1887) | Великие русские художники

  • Период времени: 19 век
  • Нравится? Поделись!


Иван Крамской вошел в историю русской культуры как талантливый портретист, исторический и жанрист, теоретик, педагог и ярый противник догматизма в искусстве, как один из руководителей Общества передвижников.

Родился в селе Новая Сотня близ Острогожска Воронежской губ.; он был третьим сыном клерка городского совета. После смерти отца двенадцатилетний мальчик уже не мог продолжать образование, а его творческие интересы, проявившиеся очень рано, не нашли поддержки среди близких. Судьба его изменилась совершенно случайно, после того как его порекомендовали в качестве ретушера приезжему фотографу в Острогожске Я. Данилевский. В октябре 1853 года Крамской вместе с Данилевским покинул родную деревню и, скитаясь по разным русским городам, наконец оказался в Петербурге. Здесь он нашел работу у лучшего фотографа столицы Денье. Его новые друзья, молодые художники, заметили в нем талант к рисованию и посоветовали учиться. Осенью 1857 года он был принят в Академию художеств.

Годы учебы Крамского совпали с подъемом социал-демократической мысли в России. Распространение идей революционных демократов — Чернышевского, Писарева, Добролюбова, Герцена — нашло отклик в сердцах молодой неаристократической интеллигенции, в том числе воспитанников Академии художеств. Вокруг Крамского образовалась группа талантливой молодежи, которая еще в Острогожске была увлечена статьями критика Белинского.

Н. А. Ярошенко. Портрет И. Н. Крамского
Христос в пустыне

Некрасов во времена «Последних песен».
Женщина в слезах

Почти каждый вечер в квартире Крамского на Васильевском острове собиралась молодежь. В этой квартирке росло что-то вроде новой Российской академии, пока еще маленькой, но развившейся впоследствии в большую «Артель художников».

Тем временем Академия сохраняла прежние позиции, но основы старой эстетики рушились под тяжестью новых требований. Антагонизм между устремлениями группы Крамского и традиционной академической системой привел к открытому конфликту осенью 1863 года. Четырнадцать претендентов на золотую медаль отказались писать картины на требуемую тему — «Пир в Валгалле» — и попросили разрешения выбирать себе предметы. Когда Совет Академии отклонил их просьбу, они покинули Академию во главе с Иваном Крамским. За артистами установили негласное наблюдение и запретили упоминать их в прессе.

В 1863 г. создана Артель художников; ее ведущей фигурой был Крамской, инициатор первой художественной выставки за пределами Петербурга (в Нижнем Новгороде). Протест молодых художников нашел сочувственный отклик в демократических кругах. Крамской оказал горячую поддержку московским художникам (Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников), основавшим Общество передвижников, которое на многие десятилетия после подписания его Положения в 1870 году объединило ведущих художников России и стало синонимом русского реалистического искусства.

Чуткий, очень принципиальный человек, Крамской был одним из ведущих деятелей Общества передвижников и стал интеллектуальным отцом целого поколения художников.

Крамской считал, что «только чувство общественного предназначения может дать художнику силу и умножить его силы, только дорогая ему и здоровая душевная атмосфера может воодушевить и возвысить его, и только уверенность в том, что творчество художника нужно и ценно для общество может помочь созреть этим экзотическим растениям, называемым картинками».

Крамской всегда требовал высокого уровня формального совершенства. «Без идей нет искусства, но в то же время без яркой, яркой живописи нет картин, а одни благие намерения».

Наиболее ценной частью художественного наследия Крамского являются портреты его современников, в том числе карандашный портрет М. М. Панова (1860, ДХМ),

Г. Г. Мясоедов (1861, ГРМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), Н. А. Кошелев (1866, ГРМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) и Н. Д. Дмитриев-Оренбургский (1861, ГРМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). В шестидесятые годы он рисовал свою жену Софью Крамскую. Самым выразительным из всех написанных на этот раз портретов был овальный «Автопортрет» (1867, ГТГ, МОСКВА) — яркий образ Крамского-человека-художника и педагога «Вы только посмотрите на него!» — писал Илья Репин. «Какие у него глаза! Вы не можете уйти от них, хотя они маленькие и сидят глубоко в своих полых глазницах, серые блестят».

Простота, скромность, человечность и прозорливость — то, что увидел Репин в Крамском, — были характерными чертами его личности и творчества. В 70-х и 80-х годах он добился больших успехов не только в портретной, но и в жанровой и исторической живописи.

На Первой выставке передвижников большое внимание привлекла его картина «Русалки» (1871, ГТГ, МОСКВА), а большим событием на Второй выставке стала его большая картина «Криса в глуши» (1872, ГТГ, МОСКВА), в котором он использовал известный библейский сюжет, чтобы прокомментировать драму человеческой жизни. В письме писателю Всеволоду Гаршину Крамской писал, что он прибегнул к иероглифике, к евангельскому сюжету, потому что для него Христос был символом человека с высоким чувством общественного долга. Еще раньше, с появлением знаменитой картины Александра Иванова, Евангелия утратили свое каноническое значение, а прогрессивные русские художники использовали в своем творчестве религиозную тематику как средство оценки современной жизни.

«Под влиянием разных вещей, — писал Крамской Гаршину, — я пришел к очень мучительному пониманию жизни и ясно вижу, что в жизни каждого человека есть минута. .. . . когда он сомневается: идти ли вправо или влево. Значит, это не Христос. Вернее, я не знаю, кто это. Это выражение моих собственных идей. . . Христос один и мучается сомнениями: идти ли ему к народу, учить его, страдать и погибать, или поддаться искушению и бросить все. .

Неудивительно, что реакционная пресса встретила картину враждебной критикой. Крамского обвинили в искажении образа Христа и выражении антирелигиозных настроений. Однако прогрессивное поколение восприняло это как призыв к гражданскому действию. Лев Толстой писал Павлу Третьякову: «Это лучший Христос, которого я знаю».

Лето 1873 года Крамской провел с семьей под Козловкой-Засекой Тульской губернии. Здесь он получил известие о смерти своего молодого друга, пейзажиста Федора Васильева. Крамской проявлял к нему постоянную заботу и не раз просил Третьякова субсидировать умирающего художника под залог его картин. Потеря близкого друга, несомненно, повлияла на эмоциональный строй необычной картины Крамского «Осмотр старинной усадьбы» (1873-80, ГТГ, МОСКВА). Тем же летом он писал Третьякову: «Я изо всех сил стараюсь написать портрет графа Толстого, который оказывается моим соседом: его имение в Ясной Поляне всего в пяти верстах отсюда». — одна Третьякову, другая самому Толстому (1873, ГТГ, МОСКВА). Пораженный цельностью характера Толстого, Крамской писал: «Я помню удовольствие моей первой встречи с человеком, у которого все отдельные суждения прочно связаны с его общими установками, как спицы со ступицей… . . Я впервые столкнулся с редким явлением — зрелостью, культурой и цельным характером». Толстой тоже относился к художнику с симпатией. Более того, Крамской послужил прототипом художника Михайлова в романе «Анна Каренина».

Портрет Толстого Крамского получил высокую оценку современников. «Из всех портретов Толстого, в том числе Репина, Ге и др., портрет Крамского — один из наиболее удачных в выражении сложного, сильного характера гениального писателя».

В Козловке-Засеке Крамской написал также портрет своего друга Ивана Шишкина с переносным мольбертом (1874, ГТГ, МОСКВА), а через несколько лет выполнил еще один (1880, ГРМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), считающийся одним из самый успешный из известных пейзажистов. Для Павла Третьякова Крамской написал целую галерею деятелей русской культурной жизни: Иван Гончаров (1874, ГТГ, МОСКВА), Яков Полонский (1875, ГТГ, МОСКВА), Павел Мельников-Печерский (1876, ГТГ, МОСКВА), Сергей Аксаков (1878, ГТГ, МОСКВА), Михаил Салтыков-Щедрин (1879, ГТГ, МОСКВА), Павел Третьяков (1876, ГТГ, МОСКВА).

Одно из лучших произведений этого периода — картина-портрет Некрасова во время «Последних песен» (1877, ГТГ, МОСКВА). Крамской охотно принял предложение написать портрет больного Некрасова. Иногда ему приходилось работать короткими очередями по десять-пятнадцать минут, так как здоровье писателя стремительно ухудшалось. Крамскому удалось выявить контраст физического недомогания Некрасова и душевной ясности, создать благородный образ гражданина-поэта, человека горячего сердца и большой силы воли, одного из ведущих представителей демократической интеллигенции 1870-х годов.

Простой народ также хорошо представлен в портретной галерее Крамского. «Народ,— писал он,— неиссякаемый источник творческого вдохновения».Некоторое представление об отношении художника к этой теме можно получить из его портрета «Лесной смотритель» (1874, ГТГ, МОСКВА), изображающего своенравного, неукротимого персонаж. По поводу этого портрета Крамской писал: «Смысл моего этюда состоял в том, чтобы изобразить один из тех типов (а они существуют в русском народе), которые имеют представление о социальных и политических сторонах народной жизни и имеют глубокую — сидячее недовольство, граничащее в критические моменты с ненавистью».0014

Совсем иной — светлый и нежный — образ Мины Моисеевой (1882, ГРМ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), известной сказительницы народных сказок.

Крамской не ограничивался портретной живописью. Он также создал много многофигурных сюжетных картин. Закончив «Христос в пустыне», он начал картину под названием «Смех». Она так и осталась незаконченной, но показывает постоянную озабоченность художника идеей конфликта между благородным, смелым человеком, живущим на благо других, и человеческим интересом. «Этот смех преследует меня уже несколько лет. Хорошим быть не потому, что тяжело, а потому, что люди смеются». Последние годы жизни художника были крайне тягостны. С глубокой скорбью он писал: «Я честно боролся всю свою жизнь и только теперь, в самом конце, устал». и «Безутешное горе» {1884, ГТГ, МОСКВА). Последнее было во многом автобиографичным: двое детей Крамского умерли.

Несмотря на невзгоды последних лет, Крамской верил в свои силы, и его художественные идеалы оставались неизменными. «Я доверяю русскому искусству: знаю, что рано или поздно оно приобретет широкое уважение».

Крамской работал до самого конца. Он умер, когда писал портрет доктора Раухфуса 25 марта 1887 года.

«Покойся с миром, могучий человек», — писал его любимый ученик и друг Илья Репин. «Выбравшись из ничтожества и грязи глуши, без гроша и посторонней помощи, одними своими идеалами и стремлениями, ты быстро стал вожаком самой талантливой и образованной молодежи Академии художеств. Вы с огромной энергией основали одно за другим два художественных объединения, раз и навсегда отвергнув устаревшие классические авторитеты и требуя уважения и признания национального русского искусства. Вы достойны национального памятника, как гражданин России и артист!»


« Павел Петрович ТРУБЕЦКОЙ (1866-1938) ||| Василий ПЕРОВ (1834-1882) »

Иван Николаевич Крамской – Линии и цвета

Опубликовано АвторЧарли Паркер6 Комментарии

Иван Николаевич Крамской был лидером группы русских художников-реалистов XIX века, известных как передвижники, (по-английски « передвижники» или «передвижники»), устраивавшие совместные передвижные выставки в знак протеста против ограничительной политики официальной Российской академии (что-то вроде участия французских импрессионистов в «Салоне отверженных»).

Члены Общества передвижных художественных выставок, как оно официально называлось, входили в число лучших художников России не только своего времени, но и вообще. Среди них были такие известные деятели, как Илья Репин, Василий Суриков и Иван Шишкин.

Крамской был прежде всего портретистом, и его портреты весьма замечательны; иногда они могут казаться формальными, но иногда могут быть настолько проницательными, что кажутся выкрашенными до костей.

Однако они не ограничивались одними слоями общества, как это часто бывает с художниками-портретистами. Портреты Крамского включали членов королевской семьи, крестьян, членов семьи, актеров, писателей (например, Льва Толстого) и ряд портретов его коллег-передвижников-художников, в том числе несколько портретов художника Ивана Шишкина (изображение выше).

Портретная сессия Крамского с Львом Толстым, который поначалу не хотел, чтобы его портрет был написан, привела не только к пронзительному рисунку, но и к тому, что Крамской послужил образцом для толстовского персонажа портретиста Михайлова в Анне Карениной .

Крамской и передвижники оказали огромное влияние на ход русского искусства, и их работы, наряду с академизмом, от которого они отвернулись, сформировали большую часть реалистической основы социалистического реализма.

Собственные взгляды Крамского были демократическими, важным движением в конце 19-го века в России, и он был художественным критиком и теоретиком, а также художником и педагогом.

Хотя он писал свои портреты с натуры, он написал несколько портретов человека, с которым не встречался напрямую, по крайней мере, в обычном смысле. Он сказал о своем навязчиво интуитивном изображении Христа в пустыне (подробности здесь), что изображение явилось ему как видение почти галлюцинаторной интенсивности, и он нарисовал его без ссылки на модель.

Самая известная картина Крамского — портрет Неизвестной , чей загадочный взгляд и неопределенное происхождение сделали ее предметом многочисленных спекуляций и, в конечном счете, лести со стороны русской публики, которая стала видеть в ней символ самих себя.