Содержание
Ивана Купала | это… Что такое Ивана Купала?
- Статью о музыкальной группе см. Иван Купала (группа)
Ива́н Купа́ла, также Ива́нов день — народный языческий праздник, отмечаемый в России, Белоруссии и на Украине в дни летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется 24 июня, учитывая природный и исторический фактор солнцестояния. Также Иван Купала многими празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). Иванов день имеет старинную традицию празднования также практически по всей Европе.
Содержание
|
Этимология
Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале.
О празднике
И.И. Голиков. Гаданье на венках. Палех, 1920-е гг.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Вода
Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз считается природной силой.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Травы
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Приметы и обычаи
Празднование Ивана Купалы в Белоруссии. Почтовая марка СССР (1991 год)
- В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!
- В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!
- В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
- В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
- Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
- В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
- Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.
См. также
- День Петра и Февронии
- День Святого Валентина
Ссылки
- Календарь праздников: Ночь Ивана Купалы в России
- Календарь праздников: Ночь Ивана Купалы на Украине
- Славянская слобода / Иван-Купала
- Сценарий праздника Ивана Купалы
Народные славянские праздники
Главные славянские праздники: Коляда, Масленица, Иван Купала, Радогощь
Другие праздники и обряды: Турицы зимние, Громницы, Велесов день, Велесовы святки, Заклички, Навий день, Открытие Сварги, Лельник, Красная горка, Ярило вешний, Радоница, Живин день, Русальный день, День земли, Перунов день, Спас, Пожинки, Хорояр, Постриги, Деды, Мокощь, Сварожки, Корочун
Праздник Ивана Купалы: история и традиции
https://ria. ru/20130707/947833267.html
Праздник Ивана Купалы: история и традиции
Праздник Ивана Купалы: история и традиции — РИА Новости, 07.07.2013
Праздник Ивана Купалы: история и традиции
Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Отмечается в ночь с 6 на 7 июля.
2013-07-07T03:30
2013-07-07T03:30
2013-07-07T03:31
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/17502/14/175021427_0:225:3714:2314_1920x0_80_0_0_e46471e81d8b1d4b5364fae621569fdb.jpg
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/17502/14/175021427_165:0:3549:2538_1920x0_80_0_0_91d6bd57643760bd751c062033df01a6.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки
Справки
Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) — один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.
Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Его языческий характер сохранялся на протяжении веков. Значимость праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это было время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы календарного года постепенно «угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.
В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях святой наделялся такими эпитетами как свет, светоч, предшествующий Солнцу, соотносимому с образом Иисуса Христа.
В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (6 июля) и святых апостолов Петра и Павла (Петров день, 12 июля).
Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, Заря-зарница, красная девица.
На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.
В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее «опасным» (наравне со Святками): по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.
Купальский праздник связан с природными стихиями — огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой.
Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день «играет», «купается». Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.
Обряды с водой могли совершаться ночью, на рассвете, в перерыве между церковными службами — утренней и обедней. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.
Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.
Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год. Представление о том, что травы в Иванов день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы.
Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.
Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.
Праздник Ивана Купалы повсеместно считался праздником молодежи и молодых пар. Парни, как правило, объединялись на время купальской ночи в группы, которые ходили по деревне, шумели и буянили, заваливали хозяйственным инвентарем и дровами, хранящимися во дворе, ворота и двери, закладывали трубы.
В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звездно — много будет грибов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Vechir na Ivana Kupala (1968)
- Cast & crew
- User reviews
IMDbPro
- 19681968
- 1h 11m
IMDb RATING
7. 3/10
390
YOUR RATING
DramaFantasyMystery
Петр — скромный батрак, живущий в бедной деревне в какую-то неустановленную давнюю эпоху. Он хочет жениться на прекрасной Пидорке, но ее суровый отец и слышать об этом не хочет. К счастью, миш… Читать всеПётр — скромный батрак, живущий в бедной деревне в какую-то неустановленную давнюю эпоху. Он хочет жениться на прекрасной Пидорке, но ее суровый отец и слышать об этом не хочет. К счастью, озорной демон Басарув бродит по земле и предлагает ему сделку. Петр — скромный батрак, живущий в бедной деревне в какую-то неустановленную давнюю эпоху. Он хочет жениться на прекрасной Пидорке, но ее суровый отец и слышать об этом не хочет. К счастью, озорной демон Басарув бродит по земле и предлагает ему сделку.
IMDb RATING
7.3/10
390
YOUR RATING
- Yuri Ilyenko
- Nikolay Gogol(stories)
- Yuri Ilyenko
- Stars
- Boris Khmelnitskiy
- Larisa Кадочникова
- Ефим Фридман
- Юрий Ильенко
- Николай Юрий Гоголько(рассказы)
40004
- Николай Юрий Гоголько(рассказы)
- Stars
- Boris Khmelnitskiy
- Larisa Kadochnikova
- Yefim Fridman
Photos18
Top cast
Boris Khmelnitskiy
Larisa Кадочникова
- Пидорка
Фридман Ефим
- Бассаврук
Франко Дмитрий
Брондуков Борислав
Mykhailo Illienko
Dzhemma Firsova
Viktor Panchenko
Konstantin Ershov
David Yanover
Nikolai Silis
Aleksandr Sergienko
- Yuri Ilyenko
- Nikolay Gogol(stories)
- Yuri Ilyenko
- Весь актерский состав и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
Еще нравится это
Крыница для спраглых
Белый птах с черной знакомой
Тени забытых предков
Лебединое озеро: Зона
Пропала храма
Лесная песня. Mavka
Legenda o knyagine Olge
Vavilon XX
The Devil
Kotoko
The Hourglass Sanatorium
Bread
Storyline
User reviews3
Review
Featured review
a surreal masterpiece forgotten
this, фильм по рассказу Николая Гоголя (по мотивам украинской сказки) рассказывает историю Петра, который всего лишь бедный фермер и нуждается в деньгах, чтобы жениться на своей большой любви. ему помогает демон по имени бассарув, который предлагает ему больше золота, чем он мог рассчитывать, за то, что он принес ему цветок из леса ночью. когда они встречаются, Петр видит, что его задача отклоняется от первоначального контракта: демон заставляет его убить маленького ребенка ради добычи. жадный до любви, Петр так и делает. теперь он может жениться на своей девушке, но целыми днями вяло страдает. фильм представляет собой выдающийся пример сюрреализма, использующего удивительные, порой запутанные и запутанные приемы и создающего бесподобную атмосферу. есть моменты веселого фарса, а также явного ужаса и всего, что между ними, но это объединяется в единое целое и не делает фильм глупым или непрофессиональным. но какой позор: сегодня никак не достать! насколько я знаю, он никогда не выпускался в западных демократиях во время холодной войны, и до сих пор невозможно получить его копию. Я видел его только дважды: мальчишкой (лет 5 или около того) в ГДР и весной 2001 года в Париже, где его показывали по культурному телеканалу Arte. ЕСЛИ БЫ МОГЛА БЫ ЗАПИСАТЬ ЭТО ТУДА!!!!!!!! но это не меняет моего мнения о нем, так как он стал одним из моих самых любимых, и я надеюсь, что когда-нибудь этот шедевр будет доступен всем нам (особенно мне).
helpful•7
0
- Flakey Foont
- Nov 13, 2001
Details
- Release date
- September 14, 1968 (Soviet Union)
- Soviet Union
- Украинский
- Также известен как
- Канун Ивана Купала
- Продюсерская компания
- Киностудии Довженко
компания IMD 90 Credits0004
Технические спецификации
1 час 11 минут
- 2,35: 1
Связанная новость
Внесение в эту страницу
.
Какой англоязычный план сюжета «Вечера на Ивана Купалу» (1968)?
Ответить
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Ивана Купала | auucvancouver
Ивана Купала — Праздник лета
Праздник Купала или Ивана Купала — славянский праздник древнего языческого происхождения, отмечающий конец летнего солнцестояния и начало сбора урожая (середина лета). Как и многие традиционные праздники, уходящие корнями в языческие верования и обряды, Ивана Купала праздновали при смене времен года, следуя циклу посадки и сбора урожая, а также циклам солнца. С приходом христианства церковь попыталась подавить эту традицию, заменив ее праздником Рождества Иоанна Крестителя (24 июня), но она прочно осталась частью народного обряда, как праздник Ивана (Иоанна, от Святой Иоанн) Купало.
Кадры с уличного празднования Ивана Купалы с приездом украинской фольклорной группы «Рожаница» в БЛ в 2015 году.
Щелкните фото вверху слева, чтобы просмотреть галерею.
Купало считался богом любви и урожая, а также олицетворением плодородия земли. По народным поверьям, «Купальская ночь» («Иванов канун») была единственным временем в году, когда земля раскрывала свои тайны и заставляла цвести папоротники, чтобы отметить места, где были зарыты ее сокровища, и единственным временем, когда деревья говорили и даже двинулись и когда ведьмы собрались. Кроме того, это было единственное время года, когда свободная любовь считалась праздником плодородия. В канун Купалы неженатые юноши и девушки собирались за пределами села в лесу или у ручья или пруда. Там они разводили «Купальские огни» — пережиток языческого обычая приносить жертвы, вокруг которых исполняли обрядовые танцы и пели обрядовые песни. Они прыгали через костры, купались в воде (акт очищения) и играли в физические игры с явно сексуальным подтекстом. Огонь также использовался для сжигания трав, собранных в прошлом году, и различных предметов, которые больше не использовались, особенно тех, которые были освящены святой водой и поэтому не могли быть выброшены обычными способами. Огонь никогда не тушили, а всегда оставляли тлеть. В канун Купала девушки надевали ароматные травы и цветы, чтобы привлечь мужчин, и украшали волосы гирляндами из свежесрезанных цветов. Позже они угадывали свою судьбу по тому, что случилось с гирляндами, которые они пустили по воде.
Вверху и слева: Танцоры Довбуша в костюмах Ивана Купала и с венками ручной работы. Танцоры за кулисами готовятся к исполнению «Нич на Ивана Купалу».
Чтобы посмотреть выступление Довбуша на Украинском культурном фестивале 2019 года, нажмите здесь: Нич на Ивана Купала.
Антропоморфное изображение Купало или изображающий его украшенный саженец сжигали, топили, закапывали или разрывали на части и разбрасывали по полям как символ надвигающегося упадка плодородия земли. В некоторых регионах Купало изображали в виде колеса, обвитого сухой травой или соломой, которое поджигали и катили с горы как символ угасания живительной силы солнца после солнцестояния. Изображение Купало часто ассоциировалось с Кострубом, языческим богом зимы, или с Мареной, богиней весны.